Уже недалечко червоне яєчко: Вербна неділя в історії та традиціях / АП Т. Лавинюкової. "Важлива подія" / |
Число 28. Як знищували українську мову / АП Т. Лавинюкової - Парость виноградної лози / |
Автор: Олег Добров
Тема:Философские стихи
Опубликовано: 2016-09-08 15:50:40
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
УЛЫБКА ДЖОКОНДЫ – «самая странная улыбка в мире», одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины Леонардо да Винчи «Джоконда (Мона Лиза)» носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о её красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном – взгляд красивой девушки и её улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счёт чего – объяснения пока нет. Магическую энергетику ускользающей улыбки Джоконды, Ваш покорный слуга ощутил чуть более 11 лет назад, когда впервые посетил Лувр в Париже на старый-новый год. Что из этого получилось, судить Вам, уважаемые почитатели экзотической поэзии и живописи.
1.
личность-твердыня
маятник бессмертия
вас приглашают
2.
зимой французской
доминанта привела
с весной обнялись
3.
взгляд нефритовый
ускользающей тайной
ищет пасынка
4.
в лувре сказочном
улыбнулись друг-другу
сердце теплится
5.
весь опыт мира
воссоздан в лике женском
душа струится
6.
земля вращаясь
отбрасывает блики
на леонардо
7.
внутри глубины
за пазухой шутейной
застыли краски
8.
слева направо
ткни возбуждённый очаг
ловушка смысла
9.
во мгле иллюзий
ловушку создавая
устал зеркально
10.
полуулыбка
здесь проникает в душу
вмиг отражаясь
11.
дно сознания
поднимись на поверхность
эффект зеркальный
12.
выплесни эго
два архетипа спорят
невольно ссорясь
13.
мужчина зритель
притягательность зовёт
влечёт опасность
14.
анимус женский
сердца у дон-жуана
христос-страдалец
15.
образ демона
по стеклу отражаясь
толпа восторга
16.
хитроумный ход
реакция у психов
читаю мысли
17.
ух бесконечность
ускользни не смотрины
фрейд закладывал
18.
дежавю фрейда
застывшее холодно
бездушны оба
19.
беззвучно тонко
смеётся похотливо
душа же в пятки
20.
снисходительность
великим на заметку
в лабиринте стресс
21.
наполеону
изысканность иль тайна
панты наверно
22.
наполеона
микроклимат в спальне жесть
от джозефины
23.
сублимация
ах энергия секси
дышит творчество
24.
в сумерках страсти
поэт любовь слагает
её улыбку
25.
бессознательно
сознаю свою слабость
преклонение
© Олег Добров
(сентябрь 2016)
ЧТО СДЕЛАЛО «ДЖОКОНДУ» САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ КАРТИНОЙ?
(ответы на загадки-хокку для любознательных пиитов; на основании исследований современных искусствоведов).
ВО-ПЕРВЫХ – это МАСТЕРСТВО И ОТНОШЕНИЕ ЛЕОНАРДО К СВОЕМУ ТВОРЕНИЮ. Все достижения Высокого Возрождения здесь доведены до высочайшего уровня. По каким-то причинам Леонардо да Винчи не отдал «Джоконду» заказчику, а возил её с собой до конца жизни. Но затворницей она не была. Наоборот. Она уже тогда стала наглядным пособием секретов живописи для других художников. Рафаэль, например, просто заболел картиной, перенося некоторые её черты в несколько собственных полотен.
ВО-ВТОРЫХ – это БЕСТСЕЛЛЕР ДЖОРЖО ВАЗАРИ. В книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1791) автор назвал изображённую на картине женщину супругой Франческо дель Джокондо, Моной Лизой. Эта книга – единственный источник того, что на портрете изображена жена торговца шёлком из Флоренции. Второго источника нет. Как нет, простите за тавтологию, и источников предложенной информации. А отсюда – место для воображения и бесконечных исследований.
В-ТРЕТЬИХ – это БАНЯ ФОНТЕБЛО и СПАЛЬНЯ БОНОПАРТА. После смерти да Винчи, «Джоконда» два века «путешествовала» по королевским дворцам, начав свой путь с бани замка Фонтенбло, принадлежавшего королю Франции Франциску I, покровителю Леонардо, купившему картину незадолго до кончины художника. А в бане, знаете ли, помимо королевских утех, также решались важные государственные вопросы и проходили встречи с послами. Слава «Джоконды» тем самым вышла за пределы королевства. Был момент, когда её чуть не купил герцог Бэкингем для короля Англии Карла I, но сделка сорвалась: равнодушного к искусству Людовика XIII отговорили продавать «Джоконду», тем более Англии. Французская революция привезла «Мону Лизу» в Лувр, но ненадолго: в 1800 году первый консул Французской республики генерал Бонапарт украсил ею свою спальню во Дворце Тюильри, где картина провисела три года. Кстати сказать, Наполеон ничего не смыслил в живописи, что не удивительно, учитывая, что он был дальтоником и не различал синий и зелёный цвета. Став императором, Наполеон возвратил картину в Лувр. Но первое место ей отдали далеко не сразу – многие годы она висела среди гораздо менее известных картин.
В-ЧЕТВЁРТЫХ – это ИНТЕРЕС ЛИТЕРАТОРОВ и ХУДОЖНИКОВ. Представ перед широкой публикой, Джоконда нашла почитателей среди поэтов, писателей и других художников:
а) Вальтер Пате в своём эссе о Джоконде писал: «Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собран здесь и воплощён в форму женщины. Она старше скал, среди которых восседает, как вампир; она погружалась в глубины морей, путешествовала за драгоценными камнями с восточными купцами, как Леда; была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна – матерью Марии; и всё это было для неё не более чем звуком лиры и флейты…». Именно это поэтическое описание Моны Лизы вдохновило Оскара Уайльда на создание «Портрета Дориана Грея».
б) В 1855 поэт Теофиль Готье, автор либретто к балету «Жизель», «подарил» Джоконде её главный атрибут: загадочную улыбку Моны Лизы.
в) Далее постарался и Жюль Верн, который в своей ранней пьесе «Джоконда» изобразил Мону Лизу любовницей Леонардо. Автор нарисовал своего рода любовный треугольник: молодая флорентийка влюбляется в красавца художника, вопреки своего брака со старым купцом.
г) Русский писатель и философ Дмитрий Мережковский подхватил тему роковой женщины, написав книгу о Леонардо «Воскресшие боги», ставшую европейским бестселлером, под влиянием которой отец психоанализа Зигмунд Фрейд написал эссе о гомосексуализме Леонардо, наделавшее много шуму среди интеллектуалов.
д) О Рафаэле мы уже упоминали выше. А вот художник-авангардист Малевич, например, сделал из Моны Лизы коллаж, а Дюшан оскорбил публику подрисовав «Джоконде» усы и назвав «LHOOQ» (при быстром произношении этих букв слышится фраза «elle a chaud au cul», т.е. девушка сильно возбуждена). На то он и Марсел Дюшан, ёлки-палки. Народ обиделся, а слава Джоконды только укрепла.
В-ПЯТЫХ – это ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ-ЗАГАДКИ ШЕДЕВРА
(как итог всего вышеизложенного).
В анализируемой нами системе: случайный зритель-Джоконда-зритель изобретательный Леонардо гениально применил свой излюбленный инженерный приём – эффект зеркального отражения. Эффект зеркала взял на себя роль доминанты в сознании художника. В чём сущность зеркала? Если его вращать, то оно отражает окружающий мир со всех сторон. Зеркало поворачивается, то к одной стороне объекта, то – к другой. Художник создал ловушку для зрителя, ведь и записи его также ловушка для читателя. Свои записи, изобретения и тексты Леонардо писал от конца фразы к её началу левой рукой и прочесть эти записи удалось только в XIХ веке с помощью зеркального отражения текста. В системе зритель-Джоконда-зритель, зритель, смотрящий в глаза Джоконды, получает зеркальную ответную энергетическую реакцию взгляда Джоконды. По-видимому, Леонардо пришла идея, а, фактически, озарение – взгляд Джоконды есть зеркало души человека. Вот где истинная загадка Джоконды. Может ли портрет, не являющийся живым существом, заключать в себе потенциальную психическую реакцию? Сущность хитроумного изобретения Леонардо заключалось в том, что реакция зрителя непредсказуема, по той причине, что неизвестно, какой подошёл зритель к картине. Созерцающий Джоконду, не догадывается, что завораживающий взгляд Моны Лизы есть зеркало, которое отражает состояние его души. Женщина с портрета своей странной полуулыбкой проникает в душу случайному зрителю.
Юнг полагал, что поступки и восприятие мира каждого человека находятся в плену двух могущественных сил – сознания и бессознательного. Бессознательное Юнг делит на три структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Итак, рассмотрим вариант, когда зритель – мужчина. Из бессознательного всплывает на поверхность сознания образ женщины из его прошлого опыта или наиболее ему близкий и притягательный или, напротив, образ такой женщины, которая бессознательно кажется ему наиболее опасной. По-видимому, два полюса – притягательность и опасность меняются в зависимости от ситуации: в один момент из сознания и личного бессознательного всплывает опасность, в другой – притягательность. Как утверждает теория психоанализа, у каждого человека в бессознательном скрыты комплексы, влечения, которые в определённых обстоятельствах могут внезапно выплёскиваться наружу. Если мы опускаемся в сферу коллективного бессознательного, то в бессознательном мужчины хранится доминантный для него архетип образа женщины, например, это может быть образ матери. В своей классификации архетипов самого глубинного слоя бессознательного К. Юнг говорит о том, что одним из архетипов является Анима. В этом архетипе присутствует всегда бессознательная женская сторона личности мужчины: это женщина, Дева Мария и Мона Лиза. Одних мужчин бессознательно влечёт больше к Деве Марии как образу матери, у других – в психической системе глубоко скрыт образ Моны Лизы.
Ещё одним из архетипов коллективного бессознательного, по Юнгу, является Анимус, который представляет из себя бессознательную мужскую сторону женщины. К этому архетипу относятся: мужчина, Иисус Христос и Дон Жуан. Для одних женщин бессознательным идеалом является ни кто иной, как победитель женских сердец Дон Жуан, для других – идеалом является мужчина-страдалец. А мы вновь обращаемся к феноменам основоположника теории психологических типов Юнга, который прошёл мимо открытия, что многоликость Джоконды проистекает из избирательности сознания человека. И сам Юнг попал в ловушку Леонардо, не догадываясь о наличии множества женщин в образе Моны Лизы.
В теории архетипов Юнга также описан архетип тени. В нём заключена мощная психическая энергия, это и есть, согласно идее Юнга, сгусток и источник творческой энергии. И здесь появляется сильнейшая ассоциативная связка «Чёрного квадрата» Малевича и архетипа тени Юнга. Большинство людей испытывают страх, заглядывая в тёмные стороны своей души и Малевич в своём «Чёрном квадрате» олицетворяет не только ужас перед тёмной бездной внешнего мира, но, как и в Джоконде, Малевич открывает зеркальный эффект, когда человек, прикованный взглядом к Чёрному Квадрату, внезапно испытывает страх перед теми силами, которые могут вырваться или не единожды вырывались на поверхность его сознания.
Поскольку в каждой женщине есть скрытое мужское начало, то когда картину Леонардо созерцает женщина, она видит в многоликом образе Джоконды (как в зеркале) влекущий её образ мужчины, например, образ Дон Жуана-обольстителя, который у неё вызывает бессознательный страх. Мы можем рассмотреть тривиальный жизненный пример, когда деспотичная властная женщина увидит в Джоконде лик покорности. Почему? Ответ. Прошлый опыт ей говорит: такой тип уступчивого и покорного мужчины может быть ей верным и заботливым мужем. В простонародье говорят: подкаблучник и деспотичная женщина – довольно распространённая семейная пара.
Среди попыток разгадать секрет Джоконды была и версия о том, что Леонардо изобразил на портрете мужчину, а некоторые исследователи даже утверждали, что Джоконда и есть сам Леонардо. Это лишний раз подтверждает идею о том, что психоанализ прав, когда говорит о воздействии Джоконды на исследователя, пытающегося понять её сущность. Скрытые подтексты бессознательного – того, что станет предметом ожесточённых дискуссий в психоанализе, ещё за много веков до Фрейда и Юнга пророчески уловил великий психолог и гениальный живописец Леонардо.
Попробуем применить идею психоаналитического сеанса на самом родоначальнике психоанализа Фрейде. Нет сомнения, что Фрейд выбрал тот взгляд на улыбку Джоконды, который наиболее ему был близок. Не осознавая, что, тем самым, он выдал своё бессознательное видение женского образа: демоническая обворожительность; обольстительно улыбающаяся; застывшая холодно и бездушно. Безусловно, Фрейд внимательно изучал картину. Высказывания Муттера о Джоконде как женщине обольстительно улыбающейся и в тоже время – застывшей холодно и бездушно, своим контрастом напоминают ряд противоречивых черт личности Фрейда. Он был равнодушен и крайне нетерпим к теориям ушедших от него членов психоаналитического общества Адлера и потом Юнга. Критически настроенный читатель может считать эти факты об ассоциативном совпадении мнения Фрейда, касающегося улыбки Джоконды с биографическими фактами, характеризующими личность самого Фрейда, случайным. Ассоциации всегда имеют случайный характер, но в них тут же проявляет себя закономерность, которая, хотя ещё и не закон, зато отличается убедительностью. Тем более, что ассоциации при толковании Фрейдом снов и при проведении психоанализа, есть опора его научного метода. Но версия о том, что Фрейд испытал на себе потрясающий эффект психоаналитического воздействия Джоконды, имеет место и крайне интересна именно потому, что этот исторический факт есть уникальная иллюстрация того, как даже мыслители проходят мимо открытия, которое само просится им в руки. Идентификация улыбки Джоконды как демонической и обворожительной неспроста была выбрана Фрейдом для описания выражения личности и характера этой героини картины Леонардо. Фрейд бессознательно почувствовал сходство одного из ликов Джоконды с опорами своей личности. Джоконда снисходительно улыбается над великими мира сего, но, оживая на картине, не успокаивается и мастерски выстраивает новый лабиринт неиссякаемых загадок.
Не меньшее удивление вызывает другой интереснейший и поверхностно объясняемый исторический факт: Джоконда долгое время висела в спальне Наполеона Бонопарта. Это ещё одна, покоряющая изысканностью тонкости ума тайна – загадка Джоконды Леонардо. Зачем Наполеон держал эту картину в своей спальне? Микроклимат был для картины неблагоприятный. Может быть, Джоконда в спальне полководца, сокрушающего троны, висела не только потому, что Наполеон преклонялся перед гением Леонардо и, бросая на неё взор, переносился в эпоху Возрождения. Безусловно, Наполеон, одержимый бесконечными битвами, искал спасительного успокоения, по существу, психотерапии. А вот другая мысль более интересна. Наполеон должен был видеть в Джоконде женщину, которая поработила его бессознательное. Наполеон любил Жозефину и страдал из-за её измен. Об этом свидетельствуют письма молодого Бонапарта к Жозефине из Италии. По-видимому, сосредоточенно всматриваясь в портрет Джоконды, в её магнетически притягивающий взгляд, Наполеон видел в ней тип женщины, повелевающей чувствами мужчин, изощрённой, лукавой, коварной. Наполеон побеждал в бесконечных битвах, но чувствовал себя беспомощным перед женщинами такого типа, и этот тип как коварный стрелок, спрятавшись в безднах бессознательного победителя народов, только ждал своего часа.
И снова перед нами парадоксальный сюрприз: почему великий знаток человеческих страстей Фрейд, написавший пространное эссе о Леонардо, упоминавший в нём о знаменитой улыбке Джоконды и, по-видимому, знавший, что Джоконда долгое время висела в спальне его кумира Наполеона, не попытался дать этому факту психоаналитическое объяснение. Фрейд в эссе «Леонардо да Винчи» три четверти своего трактата посвятил психоанализу. Как Фрейд прошёл мимо такой интереснейшей возможности для учёного, пламенно любившего историю и ещё больше свой психоанализ? Стало почти притчей, что Фрейд большинству поступков человека всегда умело находил психоаналитическое объяснение. К тому же, Фрейд, без тени сомнения, утверждал, что великие достижения в искусстве есть следствие сублимации сексуальной энергии в творческую. Возможно, эту концепцию творчества он изложил на примере жизни Леонардо.
Она неразговорчива. Она глядит поверх.
Беспомощна. Торжественна.
Трава судьбы горчит…
Как много эта женщина
знает.
И молчит.
(Роберт Рождественский)
История cоздания стихотворения:
Хокку (хайку) – традиционная средневековая японская поэзия, форма стихосложения. Родоначальник жанра, как все считают единогласно, Мацуо Басё (1644-1694). Отличное, умное, развивающее не только гуманитарный склад ума, но и логическое, математическое мышление времяпрепровождение или занятие (смотря, как это вас сможет увлечь).
Основные правила этого стихоплетения:
• в хокку – только 17 слогов (и ни на один – больше);
• слоги распределены по следующему правилу – первая и третья строфы содержат 5 слогов, а вторая – 7 (чёткая математическая симметрия);
• хокку обычно не рифмуется и рифма в них – не главное;
• хокку отражает эмоции и настрой души стихотворца, а именно, в момент написания;
• пишется хокку «в настоящем», незамысловато, просто (у каждого слова свой смысл и своё место);
• читатель и поэт – пассивные наблюдатели происходящего;
• хокку (из-за краткости и частого потаённого смысла слов) – загадка, где необходимо разгадать, что хотел сказать стихотворец;
• хокку включает элемент природы (часто – намёк на сезон или так называемое сезонное косвенное слово – «киго»), но они – не стихи о природе (сезоне года);
• высшее достижение в хокку – первая строка – «где?», вторая – «что?», а третья – «когда?»;
• в хокку часто нет знаков препинания и заглавных букв.
Татьяна, Вы задели такую тему, что я не смог перечесть все отзывы на этот стих. Так что читатели Вас любят, читают, а главное - отзываются на Ваше творчество. А задеть читателя за "живое" не так просто. Вам это удаётся. Новых успехов и добрых читателей! |
Рецензия от: Геннадий Ронжин 2024-04-29 19:23:41 |
Евгения, мне нравится читать Ваши стихи. За внешней простотой стиха лежит всегда мысль, которая трогает читателя. Новых Вам успехов! |
Рецензия от: Геннадий Ронжин 2024-04-29 19:13:03 |
Каждый ищет свой путь спасения родных и близких, но когда они не рядом, то просим Господа об их защите. |
Рецензия от: Геннадий Ронжин 2024-04-29 19:04:46 |
Рок, це те, без чого мені дуже важко. Завжди слухаю. А якщо сил замало - навушники, на повну і... батарейки заряджаються.)(...) |
Рецензия от: Молчаливая 2024-04-29 14:55:02 |
Люблю рок-музику. Люблю
слухати Фреді Меркурі.
Обожнюю Believer. Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". Я неадекватна людина, т(...) |
Рецензия от: Омельницька Ірина 2024-04-25 11:58:28 |