"Существует зрелище более прекрасное, чем небо: глубина человеческой души!" (Виктор Гюго)

Автор: Юрий Тригубенко
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2023-04-11 09:09:19
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Размышления о Музыке. Эссе.

                                                                                                                     Памяти моей мамы посвящаю.

     Музыка неразлучна со мною всю сознательную жизнь. Задумываясь о ней, мне часто приходит на ум одна и
та же мысль, что среди всех гениальных изобретений человека, пожалуй, самым значительным, является
именно музыка. Мне могут возразить, что музыка рождена самой природой, среди которой первобытный
человек слышал шумы и шорохи леса, пение птиц, журчание ручья и грохот водопада.
     Все это так. И вместе с тем нет. Настоящая музыка природе не известна. В естественной природе широко
распространены простые и сложные звуки. Эти звуки имеют определённый тон, и часто благозвучны. Вполне
возможно, что именно эти звуки и натолкнули человека на идею создания музыки.
     Именно человек своим гением впервые выстроил отдельные простые звуки в гармонический ряд, и из них
создал красивые сочетания, - такие разнообразные и бесконечные, как и само понятие математических
сочетаний.  Это и было рождением музыки!
     Неизвестно, каким был самый первый музыкальный инструмент, созданный человеком.
Но постепенно человек научился создавать самые различные музыкальные инструменты, время от времени
изобретая всё новые и новые, обладающие самобытным звуком и возможностями. И параллельно с
возникновением и совершенствованием музыкальных инструментов росло мастерство человека, - мастерство
творца инструмента, мастерство исполнителя, мастерство творца музыки.
     Современная европейская музыка, по достоинству признанная во всем мире, как высокое искусство,
достигшее своего совершенства, окончательно сформировалась в ХIХ веке. С этого периода берёт своё начало
современное понятие мировой «Классической музыки».

     На сегодняшний день человечество создало столько различных жанров музыки, что в них может разобраться
только музыкальный специалист. Но и тот в состоянии запутаться. Это связано и с местом, - страной и народом,
- где музыка зародилась. Например, индийская, китайская, японская, или латиноамериканская музыка. И со
средой, в которой эту музыку использовали. Например, музыка народная или религиозная. И этот разбор может
продолжаться всё глубже и глубже. Можно много говорить о достоинствах и недостатках каждого из
сложившихся жанров музыки. У каждого из них есть свои горячие поклонники. И часто одни из них не
понимают и не хотят понимать других. Люди на Земле все разные. И музыка, которую они слушают, тоже
разная.
     Я же хочу поговорить о том, что близко мне. А это именно Классическая музыка.
     В свою очередь она также делится на несколько различных жанров, или форм. Главные, и самые крупные из
них, - это Симфония и Опера, Концерты для солирующих инструментов с оркестром, а, кроме этого, Оперетта,
инструментальная и камерная Музыка.
     Классическую музыку называют также музыкой «серьёзной». Это связано с тем, что слушать такую музыку
нужно сосредоточенно, не отвлекаясь на посторонние занятия. Только тогда эта музыка достаёт до скрытых
струн вашей души. И тогда они начинают звучать в унисон. И слушатель начинает сопереживать с автором и
исполнителем, и получает от этой музыки подлинное наслаждение.
      В отличие от «серьезной», существует понятие и так называемой «лёгкой» музыки. Не вдаваясь в глубокий
анализ, это относится, главным образом, к такой музыке, которую можно слушать, как фон, занимаясь чем-то
другим. В основном, к такой музыке можно отнести оркестровую музыку, например, Поля Мориа. Или пение
Фрэнка Синатры. Но и такая «лёгкая» музыка приносит человеку огромное наслаждение. И человек
современный не может без неё жить.
      Песня на родном языке, как музыкальный жанр, занимает в музыке особое место. Это может быть и
«серьёзной» музыкой и «лёгкой». Почему я говорю о песне на родном языке? Да потому, что песня должна
быть понятной человеку. А «серьёзность» песни определяется, прежде всего, её содержанием, - текстом. Если
стихи, на которые песня написана, серьёзны по содержанию, глубоки, то подразумевается, что такую песню
нужно слушать. Тогда такая песня не просто трогает душу, а может её перевернуть.  Если же стихи песни легки
по содержанию, а то и бездумны, то под такую песню можно, либо танцевать, если музыка её приятна и
ритмична, либо делать, что угодно, не задумываясь особо о том, что слышишь. Примеров того и другого каждый
может вспомнить множество. Не буду на этом останавливаться более подробно.

     Но, мне представляется, что бесспорно в музыке лишь одно. Это талант. Если музыка талантлива, тогда мы
имеем дело с Музыкой, с большой буквы, независимо от того, в каком жанре и кем она написана. Подлинная
Музыка всегда хорошая и благозвучная. Только в такой Музыке всегда присутствует мелодия, способная
проникнуть в сокровенные глубины души человека. Если же мелодии и благозвучности нет, то это уже не
музыка, а набор звуков, как бы ни старались меня в этом переубедить.

     Никакая консерватория не способна сделать из человека пианиста, скрипача, певца или композитора, если
в нём нет искры божьей, то есть таланта, заложенного с рождения.
     Консерватория, как ювелирная мастерская. Она призвана только огранить алмаз, чтобы превратить его в
бриллиант, вставив после этого в достойную оправу. Но бесспорно, что алмаз при этом должен быть алмазом.
Из простой стекляшки никакая консерватория не сделает бриллианта, как бы ни старались оба. В лучшем
случае может получиться только страз. Да и оправа после этого будет ли? А, если и будет, то какая?
     Человек, не обладающий природным талантом, но пытающийся стать музыкантом или певцом, или вообще
человеком искусства, даже получив соответствующее образование, обречён только на неудачу и
разочарование. Упорный труд в искусстве и музыке способен создать хорошего ремесленника, но создать
подлинного творца не способен.
     Я твёрдо считаю, что каждый человек, рождающийся на Земле, талантлив. Рассмотреть талант в маленьком
ребёнке, - задача взрослых, - родителей и школы. Определить свой талант в более зрелом возрасте, - это уже
собственная задача и ответственность каждого разумного человека.
     Найти себя, - важнейшее и серьёзнейшее дело в жизни каждого человека. Дело, которому собираешься
посвятить свою жизнь, порою, важнее, чем поиск спутника жизни. Спутника, пусть и болезненно, но можно и
поменять. А вот дело, очень часто, поменять невозможно. Потому, что напрасно затрачены годы. А чтобы
овладеть новой специальностью, порой, требуются ещё годы и годы. А теперь ещё и много, очень много денег,
которых у человека просто нет. И без таланта, призвания, человек вынужденно тянет лямку всю свою жизнь, не
получая удовлетворения сам, и не принося радости другим людям. В итоге, - напрасно прожитая жизнь. А
причина в том, что подлинный талант, заложенный в конкретном человеке, не обнаружили, ни взрослые, пока
человек был мал, ни он сам, когда вырос и по ошибке избрал неверный путь. Мало ли, что нравится быть кем-
то! А, если это не твоё? Да лучше и полезнее быть талантливым шофёром или токарем, чем бездарным
художником, архитектором, музыкантом или композитором!
     К большому сожалению, я должен быть честен и укажу ещё одну причину, по которой человек в нашем
обществе не всегда может обрести специальность по призванию. Чуть ниже я уже сказал об этом, но вскользь.
А теперь во всеуслышание скажу, что сегодня молодой человек, или девушка, зачастую не могут стать тем, кем
могли и должны бы стать по призванию, по одной, банальной причине.  И эта главная и первая причина, - от-
сутствие денег!  А вторая, не менее главная причина, - коррупция в системе образования!
     Образование сегодня всё больше превращается не в источник знаний и умений, а в бизнес, главной целью
которого становятся деньги, выкачиваемые из студента или его родителей. И в нынешний вуз поступают
больше те, у кого есть деньги. Талант при этом не требуется. Чем менее талантлив и способен студент, тем
больше он будет платить за всё, - за зачёт, курсовую работу, за экзамен, за диплом. Общество не понимает, что
творит! В итоге, проигрывают все! Преподаватель, берущий взятку, не имеет права на авторитет и уважение.
Студент, который платит, презирает доцента, или профессора-взяточника, и не получает от него должных
знаний. Сам такой профессор теряет квалификацию и презирает студента и себя. Порочный круг замыкается.
Государство не получает специалиста. После этого рушатся построенные здания, падают запускаемые ракеты,
снимаются бездарные фильмы и пишется, и бездарно исполняется, бездарная музыка.
     Я прекрасно отдаю себе отчёт, что это совсем другая тема, требующая глубокого исследования, на уровне
честной прокуратуры.  Но к музыке она имеет прямое отношение. Студенты консерваторий! Те немногие, у кого
есть талант! А что, рядом с вами не происходит то же самое, в Консерватории, или Академии? Буду счастлив,
если ошибаюсь!
     И, если брать по-честному, сколько останется по-настоящему талантливых студентов и истинных
преподавателей и профессоров, если просеять взяточников и выбросить их за решётку? Может быть, стоит
иметь пять тех и двух других, но настоящих!
     А, если перейти от Музыки к Медицине? Догадываетесь, что бы я сказал?
     Если, сидя в зале, я услышу бездарного певца на сцене, то встану и уйду. А если к операционному столу, на
который, не дай бог, положат меня, подойдет хирург, получивший диплом за деньги, а не талант, встану ли я?
     Общество, государство! Очнитесь! Мы рубим сук, на котором сидим!

     Теперь, позвольте, немного остановиться на ранней подготовке музыканта.
     В первый класс музыкальной школы, в 1951 году, мама отправила меня одновременно с первым классом
общеобразовательной школы. Если не ошибаюсь, три раза в неделю, после уроков в основной школе, я
приходил домой, ел. Немного отдыхал, а после этого, взяв в руку за длинные шнуры большую красивую тёмно-
коричневую папку с выпуклым портретом композитора Бетховена, шел «на музыку», в Дом офицеров. В папке
лежали ноты и нотная тетрадь. В шикарном Доме офицеров города Харькова была тогда моя 7-летняя
музыкальная студия от музыкальной школы имени Леонтовича. Программа обучения была та же, что и в
музыкальной школе. И преподавали у нас учителя из школы Леонтовича. Класс был один, класс фортепиано.
    Учился я хорошо. Особенно в начальных классах. Но, в пятом классе у меня поменялась учительница. Я
говорю о музыкальной школе. Вместо Валентины Степановны Еськовой, моим учителем стала Белла
Григорьевна Рутштейн. Фамилию её помню приблизительно. Наверное, потому что неприятные воспоминания у
меня связаны именно с нею. Эти последние три года обучения совпали с моим переходным возрастом. Я рос
нормальным мальчишкой. В основной школе я тоже учился хорошо. Но мне, как любому мальчишке в таком
возрасте, больше хотелось побегать на улице, со сверстниками, погонять мяч, а не сидеть часами дома, после
уроков в основной школе, у пианино, заучивая очередную фугу Баха, или сонатину Скарлатти. То, что я всё же
сидел у инструмента и занимался, целиком заслуга мамы. Она буквально заставляла меня работать над собой.
Не будь её настойчивости, я бы давно сбежал на улицу. Белла Григорьевна, разговаривая с моей мамой, не
забывала меня хвалить и прочила мне, особенно в последнем, 7-м классе, большое музыкальное будущее.
Но с её слов я знал, что для того, чтобы стать классным пианистом нужно работать дома не меньше семи-восьми
часов каждый день. А я, только благодаря маме, мог высидеть не больше трех. А бывало и так, что пропускал
пару дней вообще. И после этого, играя этюды Черни, кусал от досады свои руки, потому что пальцы
одеревенели и не поспевали с нужной скоростью. При этом от пальцев, вверх по кисти руки и выше, ползла
жуткая боль. И это только два дня пропуска репетиций!
     Белла Григорьевна настаивала на том, чтобы я стал пианистом. А я наотрез отказывался. Меня тошнило от
постоянных гамм и фуг Баха, которые она заставляла меня учить. Я где-то достал ноты Прелюдии до диез
минор С.В.Рахманинова. И просил Беллу Григорьевну в 7-м классе разучить ее. Но получил отказ.
     На выпускном экзамене я играл «Весной» Эдварда Грига. Пианистическая техника у меня всё же была
приличная. Только любви и понимания музыки не было! К седьмому классу, гаммами и фугами, Белла Гри-
горьевна окончательно отбила у меня малейшую любовь к классике.
     Кстати, и не только у меня. В 1957 году я был единственным учеником музыкальной студии, который её
окончил. Окончил с отличием. Больше никого не было. Все разбежались, не дойдя до последнего класса. Но
переходить в школу Леонтовича, чтобы продолжать обучение, я наотрез отказался. Музыкантом быть я не
захотел.
     Прошло четыре года. Я стал студентом Архитектурного факультета. К фортепиано я подходил лишь изредка.
И внезапно ко мне пришло запоздалое понимание серьезной музыки и пламенная любовь к ней! Но было
поздно. Если из-за двух дней простоя у меня шла боль по рукам, то что же было говорить о четырех годах!
     Пианист во мне пропал, но появился знающий и понимающий Музыку меломан! Мне бы мою любовь и
понимание тогда, хотя бы в шестом классе музыкальной школы!  
     А ведь, был бы другой учитель, который шёл бы мне навстречу, не отбивая любовь к музыке, а способствуя
её развитию, то кто знает?..
     Прошли годы. И теперь моя внучка повторила мою музыкальную судьбу. Только на более высоком уровне.
Она стала учиться в Специализированной музыкальной 10-ти летней школе-интернате города Харькова. И была
очень талантлива и способна. Но ей пришлось уйти из этой школы. После третьего класса настало время, когда
нужно было ездить на международные конкурсы пианистов. К этому времени моя Юлька стала Дипломантом
Международного музыкального фестиваля в Феодосии. Но дальнейшее продвижение стало невозможным. У нас
просто не было тысяч долларов, чтобы ехать на конкурс в Чехию. А унижаться, ходить и искать спонсоров, мы
не стали. И государству нашему тоже ничего не было нужно. Жаль только, что Юле пришлось покинуть свою та-
лантливую учительницу, Наталью Дмитриевну.  Моя внучка с отличием окончила другую, обычную
музыкальную школу, имени Карминского. Дальнейшую свою жизнь, как и я, моя внучка с музыкой не связала…
     Из поведанного мною, вывод может быть только один. Начальная подготовка музыканта должна
заинтересовывать ребёнка, исподволь воспитывать в нём любовь к музыке, стремление совершенствоваться.
Нельзя отбивать у ребёнка желание заниматься музыкой.
     И последнее. Государство должно помогать одарённым детям материально. Тогда у нас будут свои Рихтеры и
Гилельсы, свои Плетнёвы и Крайневы…

     Так же, как на Земле нет ни одного одинакового человека, нет и ни одного человека, одинаково
воспринимающего музыку. Бывают только похожие восприятия. Что касается предпочтений, какую музыку
слушать, то один и тот же человек в разное время с удовольствием может слушать разную музыку, в
зависимости от своего настроения, ситуации и ещё, бог знает, каких других причин.
     И все-таки, думаю, у каждого человека есть своя, постоянная привязанность к определённой музыке,
музыке его души. Перефразировав известную поговорку, можно определённо сказать: «Скажи, какую музыку
ты любишь, и я скажу, кто ты!»
     Быть может, это не бесспорная истина. И не в полной мере отражающая объективную картину человеческой
души. К примеру, не все люди одинаково воспитывались. Не у всех людей в жизни были условия, позволяющие
приобщиться к таинству настоящей Музыки.
     А сколько примеров совсем иного плана, когда человек, прекрасно понимающий музыку и хорошо играющий
на рояле Бетховена, или Шопена, после этого хладнокровно совершал дурные поступки, недостойные человека.
     Да, возможно, и это правда. Однако, думаю, что подобное, скорее, исключение из правила. Потому что
подлинная Музыка, подлинное Искусство, всегда творят и возвышают в человеке Человека!
     Мне представляется, что на протяжении всей своей жизни человек идёт по некоему условному длинному
коридору, с двух сторон которого высокие стены. И в этих стенах есть двери, на которых написаны разные
названия жанров музыки. И человек по ходу открывает эти двери, заходит и слушает. А за каждой дверью, -
своё пространство, свой интерьер, свои звуки. Свой музыкальный салон! И каждый может оставаться там,
сколько хочет, а может выйти, пройти дальше и открыть другую дверь…

     На протяжении своей жизни я с удовольствием открывал разные музыкальные двери.
     Но есть среди них одна, - та, к которой моя душа постоянно меня приводит, к которой я возвращаюсь вновь
и вновь.  Я захожу внутрь, и, словно, попадаю в подлинный рай. Это «салон» Классической Музыки. Это мир,
без которого я себя не мыслю! Мир короля Рояля и царицы Скрипки! Место, где моя душа растворяется в
звуках, плачет от невысказанных чувств, разрывается от переполняющего её восторга!
     Я счастлив, что с детства мама приобщила меня к Музыке, которую создали Глинка и Мусоргский,
Чайковский и Рахманинов, Римский-Корсаков и его гениальные ученики, - Лядов и Глазунов! Мой список
продолжают Моцарт и Шуберт, Бах и Бетховен, Берлиоз и Лист, Шопен и Шуман, Верди и Пуччини, Россини и
Леонкавалло, Хачатурян и Свиридов. Уже в последние годы, благодаря Интернету, я открыл для себя таких
гениальных композиторов, как Сергей Никифорович Василенко, Николай Карлович Метнер, - друг Сергея
Васильевича Рахманинова. А еще, Эрих Вольфганг Корнгольд, Анри Литольф и Эдвард Элгар. И таких
украинских композиторов, как Бортнянский и Березовский, Николай Витальевич Лысенко, Николай Дмитриевич
Леонтович, Борис Николаевич Лятошинский, Анатолий Иосифович Кос-Анатольский, Мирослав Михайлович
Скорик.
      Этот список известных, гениальных и подлинно талантливых имён, можно продолжать и продолжать. И,
если я не приведу их, то не потому, что не ценю и не люблю, а потому, что не хватит места, просто перечислить
имена. Честь и слава им, подлинным гениям и талантам! А скольких мы еще не знаем?!
     Нашей планете Земля есть чем гордиться. Уже одна только Музыка сделала нашу цивилизацию бессмертной!
А человек, своей душой и талантом создающий такую Музыку,  достоин называться самым замечательным и
гениальным творением Вселенной!
     Мое эссе не научное музыковедческое исследование. Это мой моральный долг перед Музыкой за то счастье,
которым она меня наградила. И мой долг перед мамой, которая позволила мне приобщиться к миру настоящей
Музыки. Спасибо им!
     Свои размышления о Музыке я завершу своим же стихотворением:
    
                                  Музыке

                     Вершина выраженья сильных чувств,
                     Главнейшее из всех изобретений,
                     Дитя волшебных пальцев, сладких уст, -
                     Ты тяжкий труд, талант и светлый гений!

                     О, Музыка! Тебя прекрасней нет!
                     Блаженство в твои чары окунуться!
                     Ты царствуешь над миром сотни лет,
                     И счастлив тот, кто смог тебя коснуться.



17.06.2007 г.
г. Харьков.

История cоздания стихотворения:

Я прошу прощения у моего читателя за то, что при публикации данного текста сайт исковеркал строки. При
редактировании я привёл всё в должный порядок. Но имею то, что имею.

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 49

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 1.
Просто замечательная публикация! Мне в ней близка и созвучна каждая нота, каждое имя…
Доброго здоровья Вам, уважаемый тёзка, творческих удач и, конечно же, чистого неба!
2023-04-11 09:30:22
Дорогой Юрий! От всей души благодарен Вам за столь откровенную и приятную моему сердцу рецензию. А ещё я признателен Вам за то, что Вы переступили через свою обиду на меня за мои слова, которые я высказал Вам когда-то. Я не желал обидеть Вас или в чём-то упрекнуть. В конце концов, каждый Автор, поэт или писатель, обязан сам быть самым строгим критиком в собственном творчестве. Но люди богемы во все века были ранимы и чувствительны! И я это признаю! А Вам Спасибо за мужество, которое позволило Вам переступить через свою обиду. Надеюсь, что будем дружить! Спасибо за добрые пожелания! Они взаимны! И от души!
2023-04-11 09:43:35

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
55 - жизнь продолжается опять
идти вперёд своей дорогой.
Хоть не вернуть нам годы вспять,
но, что прошли, спасибо Богу.
С днем рождения! Здоровья и радости жизни несмотря ни на что!!!
Рецензия от:
Михайло Вечера
2024-04-29 12:50:54
Нужно очень постараться,
Не давать собой питаться!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-29 12:47:54
В нормальных дозах, даже яд,
Нам к жизни придаёт заряд!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-29 12:42:45
На форуме обсуждают
Люблю рок-музику. Люблю слухати Фреді Меркурі. Обожнюю  Believer.

Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". 

Я неадекватна людина, т(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-25 11:58:28
Most Popular Rock Songs On YouTube
1 Passenger | Let Her Go 3.7B
2 Imagine Dragons – Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...)
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-23 23:49:15
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.