Поезія – це завжди неповторність, якийсь безсмертний дотик до душі. (Л. Костенко)

Автор: Альгиз
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2015-11-17 13:46:29
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Хрестоматийное ( повторение пройденного)

Дактиль - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным
местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные
размеры русского силлабо-тонического дактиля: дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Можешь назваться ты честной,
если в течение дней
правде слагаешь лишь песни,
веря, что искрення с ней?

Можно ли в чувствах открыться,
и подарить жар ночей,
если в груди страх, как птица,
снова остаться ничьей?

Кто мне укажет дорогу,
путь, где себя обрету,
если душа-недотрога
в страхе забилась в углу?


Хорей - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с
сильными местами на нечетных слогах стиха ("Я пропАл, как звЕрь в загОне", Б.Л.Пастернак). Наиболее
употребительные размеры русского силлабо-тонического хорея 4-, 6-стопный, с сер. 19 в. 5-стопный.


Нет покоя, нет услады.
Осень блекнет в ноябре.
День напыжился прохладой...
Нечем сердце отогреть.

Одинокий лист на ветке
еле жив... иль мёртв уже..
Навевает он поэтке
о зигзагах в витраже,

что внезапны, не логичны
и конечны в рамках лет.
Но сквозь них всё ж свет лиричней,
пахнет летом пёстрый цвет.


Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ), а в стихе в целом - на втором,
четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.

Не приходи... во мне давно
увяли чувства безвозвратно.
История вся наша в пятнах:
враньё, измены...казино.

Отпущен был нам срок немалый.
Достойно ли прошли его?
Всё  в прошлом … нет ни у кого
сомнений в том, что  лёд расстаял!

Лёд тронулся! И я в пути.   (с)
Ты ж — на распутьи думы вяжешь.
Боишься новых высей, кряжей.
Не по пути нам. Отпусти!


Амфибрахий - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-
сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее
употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с
сер. 19 в.).

Далёко за горной грядою,
под сводом бескрайних небес
лавины снегов бородою
нависли над замком принцесс.

В том замке живут три  девицы.
Прекраснее в мире их нет!
Своей красотой мастерицы
Земле дарят прелесть примет.

Зарёю одну называют.
На грани меж ночью и днём
она небеса заливает
малиновым ярким огнём!

Другую назвали Светаной.
В туманах, в седой мураве
бросает она чудо-камни.
Сверкают алмазы в траве!

А третья — зовётся Нибиру.
В конце утомлённого дня
являет уставшему миру
закат, что разводит заря.

Анапест - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый
3-сложными стопами, с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное
ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского
силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Растревожилось сердце, забилось -
Взор мой встретил твой взгляд посредь дня.
Я выпрашивала эту милость,
Веря в силу надежды не зря.

Ты не знал, я была вечно рядом.
Но заметить меня  ты не мог.
Был чужим. Свадьба громом и градом
Раздробила мне сердце и мозг.

О любви я молила, о счастье,
Чтоб Господь вас берег от нужды.
Чтобы ты не погряз только в страсти,
Был ей верен, берёг от вражды.

Но судьба вам расставила сети.
Вдруг иссякла любовь навсегда.
В мокром, сизом осеннем рассвете
Вспоминал с сожаленьем года...

«Дождалась», - тихо шепчет мне осень.
Клён багрянцем мне выписал чек.
Ну, подумаешь, годы...  а впрочем
Я не старше.....счастливей на век.

История cоздания стихотворения:

Автор не имеет отношения к персонажам стихов))) Всё выдуманное в целях ярчайших примеров. Так сказать,
наглядное пособие. Возможно, даже покажется вам бредом. Что приветствуется , как и критика и подсказки.

Учимся вместе!

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 553

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 17.
Ай, да молодца!!!
:)))
2015-11-21 13:25:49
Спасибо!
2015-11-21 15:40:54
Фух! Слава Богу и я успела забрать в копилку, буду изучать! Спасибо огромное, Альгиз, что пишите для нас такие ценные материалы, да еще с чудесными стихами. Есть теперь над чем работать!
2015-11-20 05:19:59
Надя, тебе уже давно пора сдать экзамен! Предлагаю тебе написать стихи по данному материалу
2015-11-20 10:49:47
Я попытаюсь , Альгиз, потом маякну
2015-11-20 11:13:04
... голубь спит на голой ветке,
Месяц бродит в неглиже -
Навевает он поэтке
О зигзагах в витраже, (с)
Дне, что пыжился прохладой,
Но в конце концов продрог.
И о том, как пишет складно -
Нет, писал - Дени Дидро:
Знал, что дактиль, амфибрахий,
Ямб и, кажется, хорей
Применять должны без страха
В стихотворческой игре.
Проверяет слог за слогом,
От строки идёт к строфе -
Разузнала Ле о многом,
Но её настиг морфей.
Ночь обхватывает плечи,
Клонит голову ко сну -
Грёзы ждут, готовят встречу -
На балу мечты блеснуть...
2015-11-20 03:15:08
Какая прелесть! Дима, спасибо! Мне очень приятно!
2015-11-20 10:51:08
вставлю пять копеек:

/Кто сможет быть со мной честным, - Кто смОжет быть со мной чЕстным и где здесь дактиль??? )))
2015-11-18 14:04:52
Николай, спасибо за отклик и за вопрос. Попробую ответить)))
Читайте определение ДАКТИЛЯ, особенно место : стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы
Сильное место "КТО".. ктО сможет / бЫть со мной/ чЕстным здесь не хватает в конце одного слога для идеальной формы.
Опять же, я тоже учусь. Потому и просила подсказок и замечаний.
С удовольствием послушаю вашу версию.
2015-11-18 14:35:24
нет! в этой фразе отсутствует дактиль, так как ударение выделяется в слове, в котором, как минимум два слога! например:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники

М. Ю. Лермонтов

Вы́рыта да́ктилем я́ма глубо́кая

следовательно:
мОжет быть, прАвда, быть чЕстной,
если в течение дней
правде слагаю лишь песни,
веря, что искренна с ней?
2015-11-18 14:46:14
Хорошо. Тогда определите размер моего стиха.
Поменять можно, но смысл поменяется вообще....
2015-11-18 14:57:52
/Тогда определите размер моего стиха/ зачем???
если уже написано выше, что в первой строке не дактиль и приведены примеры,
а что дальше делать это дело личное
2015-11-18 15:14:26
Спасибо! Тоже забрала. Будет больше времени - изучу подробнее)
2015-11-17 21:33:19
Спасибо, Яна!
2015-11-17 21:37:09
Здравствуйте. Хорошо Вам, есть примеры для размеров. Я б не потянул статью, по причине отсутствия примеров в моих текстах. Пришёл к выводу, что понятие метра к моим текстам неприменимо. Ну, будем учиться. Хотя, наверное и не надо. Уж очень специфичным по содержимому был бы такой текст. :-)
2015-11-17 21:20:08
Гена, я не искала примеры в старых своих текстах. Я писала новые, непосредственно читая теорию. Вы тоже так сможете. И у вас будут другие тексты.
Спасибо за отклик.
2015-11-17 21:24:02
Да как-то и с безразмерными четыре года лепил. Ну нет, так и нет. Если подойти философски, то нет также и утверждения, что должен быть метр в стихе непременно. А если нет, а стихо есть? Как говорила Раневская, слово есть, а "объекта" нет - абсурд.
Безразмерный, полиметр, гибрид, "я хотел написать ямбом", universal, noname... - в чём их предпочтительность перед монстрами классики?
2015-11-17 21:45:13
Гена, сонеты пишутся пятистопным или шестистопным ямбом (т.е 10-12 слогов в строке с ударением на каждом втором слоге). Посмотрите, может всё-таки, вы пишете по правилам, просто не догадываетесь об этом?
2015-11-17 21:53:13
Ну как же не догадываюсь? Мне даже подсказывали.
Есть конечно же определение у метра моих сонетов: "я пытался это написать 5-стопным ямбом".
О "Каменном госте" я могу сказать менее точно: "я пытался это написать хореем", хотя есть подозрение, что это и не так. Не берусь утверждать точно.
Самое точное определение, пожалуй, это noname. В принципе, тоже определение. Суть в том, что некое, не очень строгое трактование ритма возможно и в noname. Однако, опять же философски, это серьёзно подмывает необходимость существования определений метра. Начинает пахнуть избыточностью.
2015-11-17 22:21:32
Гена, вы математик и физик...как без законов?
Без законов это уже проза. И то, там множество других нюансов.
Мастерство заключается в том, чтобы чувственность, эмоции и правила свести воедино.
2015-11-17 22:25:10
Да я ж как раз о законах. И только о законах. Noname может иметь стихотворный ритм и посему это тоже метр. От других он отличается отсутствием выдерживания стопности.
Для читающих более важно уточнить важность размера noname. Здесь ключевым является понятие песни.
Наиболее оптимальным для музыкальности, для запоминания, для песни, как я вижу, является 5-6-стопный. И технологическая сложность здесь оптимальна. Наиболее сложными технически являются размеры, меньшие 5-6. Чем более 5-6, тем меньше музыки, легче технически, больше похоже на бубнение под нос.
Именно поэтому и взяты расхожие метры, как наиболее оптимальные, им дали отдельные определения. Но лично мне не удалось ни разу написать, соблюдая хоть какой-то из метров.
2015-11-17 22:55:59
Ну и пора, в связи с этим всем, дать вменяемое определение этих сонетов:
Строфа: английский сонет по образцу переводов Шекспира Маршаком.
Метр: noname.
Размер: 10 гласных в нечётных строках, 11 в чётных (акустически слышимых).
Рифма: акустически точная.

Все остальные "названия" - выдавание желаемого за действительное.

Конкретно по этому произведению пусть читатель сам даст определение. Я не берусь. :-)
2015-11-18 13:25:29
Идите смотрите у меня.
2015-11-17 20:57:51
Иду, Таня!
2015-11-17 21:03:38
Альгиз, просто прелесть!!! Я в восторге! В копилку, конечно...
В первом "примере" в восмой строке, глянь, пропущен мягкий знак в слове "ничьей"...
2015-11-17 20:56:04
Спасибо, Серж!
2015-11-17 21:03:19
Я тоже стала частенько заглядывать в хрестоматийное...Век живи - век учись...!Скажу тебе честно, Альгиз, восхищаюсь твоим терпением и умением расклада по полочкам стихотворений! Очень искусно, по- мастерски даешь мастер- класс начинающим...Очень доступно и с большим терпением умеешь все обьяснить. Спасибо большое! Заберу себе.
2015-11-17 20:56:03
Тоня, спасибо! Рада, что всё понятно.
2015-11-17 21:02:55
Спасибо, Альгиз. Это действительно "хрестоматийное". Хорошая работа.
2015-11-17 20:54:15
Спасибо большое!
2015-11-17 21:01:40
Все берут и я в копилочку, вдруг не достанется...)))
Благодарствую...
2015-11-17 20:45:20
Игорь, спасибо! Ты тоже можешь написать какой-нить силлабо-тонический стишок)))) для примера. Учиться, так учиться по полной!
2015-11-17 21:00:52
Ты шибко то не умничай! А то распугаешь, умными словами заморскими, таких как я - ни разу не грамотных... Фиг кого на страницу затащишь потом из простых смертных...
2015-11-17 21:10:04
Неужто ты такой пугливый?
2015-11-17 21:14:48
Не то слово, пугливый! У меня фобия на умно-непонятное и аллергия на сложно-запутанное... Я точно знаю что всё гениальное - просто, а остальное, уж прости, от лукавого...
2015-11-17 21:43:16
Молодчинка, Ле.
Хорошо поработала, и стихи хорошие.
2015-11-17 20:42:59
Спасибо, Ника!
2015-11-17 20:58:53
Ну что мне ещё остаётся, кроме как присоединиться ко всем остальным - не отрываться же от коллектива! ))))) Так что - в копилку. МО ЛО ДЕЦ !!!
2015-11-17 20:38:07
Таня, спасибо! Вот бы ещё кто-нибудь проверил на правильность
2015-11-17 20:58:19
Альгизочка, что-то сложно у тебя. Я сейчас своё напишу о размерах.
2015-11-17 20:31:08
Танечка, это не у меня! Это в учебниках так подано. Я лишь примеры привела.
2015-11-17 20:57:26
Я тоже примеры привела.
2015-11-17 20:59:02
Ну какая-же ты умница Альгиз!!!! Такую работу проделала!!! Забираю и я для "осознания", как-же пишу пока только, увы, на интуитивном уровне!

Так называемые "стихи-примеры" заслуживают самостоятельных страничек и более почтительного обращения :)! "Дождалась" - вообще "цепануло" за живое.

Спасибо огромное!
2015-11-17 20:21:47
Братцы! Как же вы меня удивили! Думала, пролетит не замеченной эта работа
Спасибо, Юля. Рада, если хоть чем-то смогла быть полезной.
2015-11-17 20:23:45
Такую доходчивую информацию о стихотворных метрах, да еще и с примерами в виде стихотворений, а не строк, вытянутых из общего контекста произведения днем с огнем не сыщешь, Альгизочка!
Спасибо, правда, очень полезная инфо для многих здесь творящих!
2015-11-17 20:30:16
Очень интересно... пойду (м)учится...:))) Мне полезно...
Спасибо.

С уважением, Оля.
2015-11-17 20:21:42
спасибо, Оля! Это приятное (м)учение Начинаешь собой гордиться, что смогла осилить и понять.
2015-11-17 20:24:56
Польза! Забрал. Еще!
2015-11-17 20:14:26
Спасибо, ЛИМ!
2015-11-17 20:25:21
Повторения- мать учения. Прошу чаще поучать и приводить примеры. Изучать основы и глубже иногда банально не хватает времени.
2015-11-17 20:36:31

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Идилия... Что приобретёшь, то и отгребёшь
Рецензия от:
Сколибог Олег
2024-04-30 07:21:40
Идилия... Что приобретёшь, то и отгребёшь
Рецензия от:
Сколибог Олег
2024-04-30 07:21:40
Понятно и близко...
"Увянет не раскрывшийся цветок"...
В увядших лепестках так много аромата...
Так много в них последней красоты...
Рецензия от:
Сніжана Назаренко
2024-04-30 06:07:12
На форуме обсуждают
Рок, це те, без чого мені дуже важко. Завжди слухаю. А якщо сил замало - навушники, на повну і... батарейки заряджаються.)(...)
Рецензия от:
Молчаливая
2024-04-29 14:55:02
Люблю рок-музику. Люблю слухати Фреді Меркурі. Обожнюю  Believer.

Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". 

Я неадекватна людина, т(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-25 11:58:28
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.