Сегодня на другой ветке прочитал очень интересную мысль, озвученную автором Андреем Риблом:
«… критикам надо учится критиковать, а не сыпать в корыто»…» Как всё же, жизненно и злободневно саазано!
Именно с этих позиций будет разбор … критики…
По сути...
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: Оформление стиха просто ужасно. Я знаю, что искусственное растяжение стиха по вертикали объясняется, мол, акцентированием на паузах в нужном месте, на эмоциях и пр. "разъяснения". Для этого существуют знаки препинания и разбивка на катрены.
*
Думаю, что всё перечисленное критиком, а именно: использование лесенки в стихе, знаков препинания, разбивки на строфы есть ничто иное как ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ СТИХА, в целом одинаково успешно используемые в стихосложении, однако более либо менее удачно применимые в определённого вида жанрах стихосложения и присущих им ритмических моделях. К примеру, для того, чтобы сделать отверстие в стене можно использовать как перочинный нож, так и молоток с пробойником, либо же перфоратор с победитовым сверлом. Всё это инструменты.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: Стих больше не стал по объёму, но формально можно взять да заявить - строки не рифмованы, ритм не соблюдён, о строфе речь не идёт. Читабельность таким бессистемным разбиением уничтожена полностью.
*
Делать формальные заявления люди не весьма далёкие, безусловно, могут. Думаю, что стихи писать стоит без учёта возможных глупых заявлений.
...Если критик г. Дегтярёв говорит: «Да я знаю то-то, то-то… но...» этому верить рано, ибо дважды сказанное ему пару дней назад, что в конвенциональном стихосложении рифмуются не строки, а речевые отрезки устойчивого ритмического формата он так и не усвоил.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "В одно окно смотрели двое,
стекло как тонкая преграда...." - здесь есть небольшой логический глюк. Лично я воспринял так, что двое смотрели в окно с одной стороны. По тексту, похоже, что смотрят с разных сторон, но это выясняется потом.
*
Лично мне представляется, что логический глюк у критика. Разве в окно смотрят не двое, даже если они смотрят с разных сторон? Это нормально когда картинка вырисовывается по мере развития сюжета. Одной строкой весь сюжет сразу не раскроешь…
_____*****_____
Отсюда некоторая сложность в картинке перед глазами. Наличие преграды ещё тут ничего не поясняет, мало ли чему преграда - может дождю за окном.
*
Требуя от автора ясного изложения, критик может дать разумное объяснение своей фразе: «мало ли чему преграда - может дождю за окном...»
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "глядит с тоскою" - какой-то нужен знак препинания в конце.
*
Замечательная критика. Какой-то нужен знак препинания в конце. Не знаю какой, не знаю по какому поводу, не знаю согласно какого правила, но… нужен!
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "Он зашуршал в листве :" - двоеточие не отделяется пробелом от слова.
"- ответь мне..." - прямая речь начинается с большой буквы.
*
Эти пороки, безусловно, убили стих… Мгновенно и наповал. И самое главное это - воистину предмет литературной критики.
Интересно, а если бы стих просто декларировался, а не писался на бумаге, что бы тогда критик «сыпал в корыто».
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "Окно вспотело," - запотело, неудачная образность.
*
Возможно, неудачно. Только не образность. Здесь образности нет, - здесь передаётся реально видимое.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "И крик прощальный птичьей стаи
завис в груди надолго..." - гм... во-первых, я хочу это услышать, во-вторых, могут быть проблемы со здоровьем. Перебор.
*
Вот здесь, действительно, образность... Сколь удачна? - вопрос ассоциативного мышления.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "Каплей каждой вдруг разразился ливнем грозным," - почему "каплей каждой"? Набор красивых слов, не совместимых в целом. Разразился ливнем, перед тем что делал "каплей"?
*
Я бы посоветовал автору спросить у критика столь же глупо сколь и прозвучал его вопрос: «А что ливень должен был не каждой каплей разразиться, а через одну»?!? Чем может смущать выражение, к примеру: «И каждой каплей дождь зазвенел в холодных лужах»? Словосочетание «каждой каплей» – это только на первый взгляд здесь лишнее. Для тех, кто понимает, - это риторическая фигура-усиление ощущения дождя, - ни больше, ни меньше. Это всё равно, что выражение: «Я тебя люблю», - усилить сказав: «Я тебя каждой клеткой своей люблю». Можно ли любить каждой клеткой? Нет. Но может ли это выражение вызывать вопросы? И если может, - то у кого?!?
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "дробя с порывом ветра в окна :" - двоеточие отлипло от слова.
*
Ценное замечание. Сразу чувствуется мощь критическая.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "легли поверх" - зпт.
*
А вот это – не для корыта. Здесь замечание по делу, даже, невзирая на то, что необходимую паузу при чтении кроме запятой может обеспечить и перенос.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "трИдевятым" - по ритму если, а вообще "тридевЯтым".
*
Вот это замечание показывает всю профаничность понимания критиком сути силлабо-тонического стихосложения.
Стих написан ямбом (причём, ИМХО, весьма качественным ямбом). Ямб - метр, в котором сильный (ударный) слог – чётный слог.
В слове «тридевятом», указанное Геннадием ударение на «И» - четвёртый (то есть, как положено в ямбе – чётный слог), а если ударение на «Я» - шестой (то есть, тоже чётный). И мне абсолютно непонятно: как может (типа, «по ритму») слышаться «трИдевятом», если НЕ НАРУШАЯ РИТМА можно и следует читать (тридевЯтом). Гена, а что в самом деле ритм может меняться (приобретая пороки) в зависимости от того в какую стопу попал пиррихий: на вторую или на третью?
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: "- во мне пустыня с вечной
жаждой!" - прямая речь с большой буквы. Логический абсурд налицо - дробит каплями дождя и при этом безводная пустыня с нестерпимой жаждой. Я понимаю, что именно хотелось сказать, да-да, понимаю. Но того самого не сказано, сказано совершенно другое. Сама строка может расцениваться "как здрасьте".
*
ИМХО, как раз замечание - «как здрасьте».
Не буду утверждать, что фраза изыск изложения, но её смысл, ИМХО, очевиден.
Автор, что хотел то и сказал:
«Каплей каждой вдруг разразился ливнем грозным, дробя с порывом ветра в окна : (потому что) - во мне пустыня с вечной жаждой!» То есть и капли и ливень желанно воспринимаемы, поскольку они освежают пустыню с вечной жаждой. И что за манера: «Да, да я понимаю, но Вы не сказали»? - если доступно для понимания, - то значит сказано верно.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: Сам финал весьма противоречив. Она смотрела в окно явно. А он "слал весточку из-за моря". Так слал весточку или смотрел с другой стороны?
*
Гена, вот это замечание, ИМХО, наглядный пример примитивности образного (метафорического) мышления критика. Для ЛГ (обозначенного в стихе как ОН) разделяющее стекло и есть тем тридевятым морем, из-за которого он мысленно шлёт весточку ЕЙ.
То есть стекло в образном восприятии – и есть тридевятое море. Возможно, автор имел в виду нечто иное, но я без труда прочувствовал это так.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: В конце стиха не поставлен знак препинания.
*
Ты полней моё корытце…
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: Тема урока - рифмы. Ну что ж, посмотрим насколько они точны (богаты):
В одно окно смотрели двое,
стекло как тонкая преграда....
И шепчет Он : - моя отрада...
Она - молчит, глядит с тоскою
Взметнулся ветер, бьются в стекла
кустов продрогших пальцы-ветви...
Он зашуршал в листве : - ответь мне...
как ты молчать так можешь долго?
Окно вспотело, и ладони
легли поверх тепло оставив...
И крик прощальный птичьей стаи
завис в груди надолго... больно...
На миг затих он... Каплей каждой
вдруг разразился ливнем грозным,
дробя с порывом ветра в окна :
- во мне пустыня с вечной жаждой!
В одно окно смотрели двое.
Она — ждала ответных писем,
а Он — за тридевятым морем
слал весточку осенним ливнем
Всего пар рифм 10. Из них точных 2. По принятой здесь 5-бальной системе считаю: 5*2/10 = 1. О рифмах - моё сугубо частное мнение, никого не призываю его разделять.
Думаю, автор поступает правильно, не уродуя стих барабанным набором точных рифм.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: В рисунке ударений чередуются разные типы - то женские, то мужские,
*
Рифмы извлекаются из рисунка ударений?!? О, боже, как же много я не знаю в стихосложении!!! :(
Разные типы чего? Зачем критикуя, быть косноязычным самому?. Автор, для которого в общем осуществляется критика, должен лишь прочитав «женские-мужские» догадаться о том, что речь идёт, наверняка, о рифмах.
А если автор не знает такой классификации рифм? О каких типах он должен подумать: о тех, которые в штанах и в юбках?
Но суть не в этом.
Если автор попросит критика указать где, в какой строке, критик сумел разглядеть мужские рифмы? – наиболее прогнозируемый ответ: «Я стих без очков читал»… ,) Гена, надень очки и скажи нам, пожалуйста: «Где мужскую рифму нашёл»? И это, - после прочтения урока «О рифмах». :(
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: куча пиррихиев в начале, что не означает класс в стихосложении.
*
Теперь мне хочется спросить критика? В каких местах он увидел «кучу пиррихиев в начале»? Конкретно. Критик ведь критикует, для того, чтобы автор имел возможность подкорректировать своё стихо, не просто для того, чтобы критик… м-м-м… чихнул. Вместо того, чтобы перечислять запятые не лучше ли прямо указать на «плохие» пиррихии. Я кучи не увидел.
_____*****_____
Геннадий Дегтярёв: Ритм не сбит, если "постараться правильно прочитать".
*
Здесь плачу! Нет - рыдаю! Ген, ты опять сам-то понял, что написал? То есть чья это беда, - неужто авторская, - если критику ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ легко не дано, и стараться надо?!?
___________*****__________
Контрольные вопросы для критика:
- где куча начальных пиррихиев?
- где (конкретно в каких строках) использована мужская рифма?
***
З.Ы. Оговорюсь… Для того, чтобы был правильно понят…
Восхищаюсь Дегтярёвскими филиппиками на Стихире, уверен, что вызывающими скрежет зубовный у наших российских братьев. Респект!!!
Но даже эта восхищённость не позволяет долго молчать, читая дегтярёвскую критику.
Хочешь обижайся, хочешь нет, но… Твоя критика была начата со слов «ужасно». Вряд ли таким словом достаточно охарактеризовать саму твою критику.
Не тешусь мыслью, (зная известную, прости, бронелобость), что внесу коррективы в саму критику. Это целью и не ставится. Объёмы невежественности не всегда под силу покрыть разумным. Главное, чтобы начинающие и пытающиеся что-либо понять авторы, знали истинную оценку этой критики своих произведений и понимали, что представляет из себя критик. Нельзя позволить плодить невежественость.
Русскому стихосложению – более трёх сотен лет. Оно целостно, гармонично и абсолютно не нуждается в каком-либо извращённом переосмысливании, его сложившихся за три столетия канонов.
Будь здоров, Гена. :)
2014-11-21 00:51:07