ЖИВОПИС – ЦЕ ПОЕЗІЯ, ЯКУ БАЧАТЬ, А ПОЕЗІЯ – ЦЕ ЖИВОПИС, ЯКИЙ ЧУЮТЬ!
АП - Авторские программы регистрируются по согласованию с Администрацией сайта. Авторы УПП самостоятельно разрабатывают и проводят мероприятия в своих программах без непосредственного участия Администрации.
Подробнее можно узнать тут

Автор: АП О. Доброва, Т. Лавинюкової "Поет-Художник"
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2015-12-10 20:14:36
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

26. ОЛЕКСАНДР СУРНЄВ – ІВАН КРАМСЬКОЙ, «НЕВІДОМА»

АП «Поет – Художник»

26. ОЛЕКСАНДР СУРНЄВ (і не тільки: див. POST SCRIPTUM) – ІВАН КРАМСЬКОЙ, «НЕВІДОМА»

Дорогі друзі, знайомі і незнайомі! АП «Поет-Художник» продовжується.

Нагадаю, що АП «Поет-Художник» - не про художників, а про поетів, котрі пишуть про
художників, їх твори та знаходять джерело натхнення у творчості художників.  Але якщо поезія
покличе вас подивитися оригінали чи репродукції картин, прочитати про авторів, переглянути
фільми - то це теж є метою АП.

Гостем-господарем 26-го випуску АП «Поет-Художник» є автор УПП, хороший, я не побоюся цього
слова, талановитий поет і наш добрий колега Олександр Сурнєв. Отже, йому слово, зустрічайте,
читайте, обговорюйте, діліться своїми думками. Похвалюся тільки, що свій вірш Олександр
Сурнєв написав спеціально для АП "Поет-Художник", що видно і з дати створення. З найкращими
побажаннями до всіх, щиро - Тетяна Лавинюкова.

Олександр Сурнєв :

Сразу скажу, что я не был страстным любителем живописи, впрочем, как и её противником.
Пороги музеев не обивал, однако свои следы в казённом помещении кое-где всё же оставил.
Жизнь шла своим чередом, и в потоке жизненных интересов иногда находилось место и для
живописи. Репродукция картины художника Ивана Крамского «Неизвестная» появилась в моём
доме ещё в далёком детстве. Её установили над сервантом напротив дивана. Не знаю, может
быть, это каким-то образом формировало во мне образ идеала будущей женщины? Так или
иначе, но эта картина некоторое воздействие на меня в обозначенном вопросе всё-таки оказала. В
молодые годы мне однажды даже показалось, что я случайно увидел этот образ наяву… но он
быстро и безнадёжно растаял вместе с иллюзиями при малейшем контакте. Наверное, начал
взрослеть…

НЕИЗВЕСТНАЯ

Барельефы фасадов роскошных –
светских нравов рабы соответствия.
Их покой гордым взглядом тревожишь,
как комета, на фоне созвездия.

Строй лакеев кивает учтиво,
заждались завсегдатаи раутов.
Покоряешь походкой строптивой
в обещаниях наивно-обманутых.

Прячешь ручки в кокетливой муфте,
безупречен берет, и жемчужины
переливом стремятся опутать,
завлекая в волшебное кружево.

Это было давно… Те же губы,
и глаза за ресницами пышными.
Я, наверное, был где-то грубым,
но скорее безусым мальчишкою.

Вы ответили резко, негромко
на вопрос, не назвав даже имени,
как таинственная незнакомка,
скрыв обман за туманами синими…

И каприз смурен вычурным стилем,
и прохожие вслед озираются,
кавалеров своих обольстили
нежным видом восточной красавицы.

Не хватает порой страстных вёсен,
затерялась любовь в зимнем городе,
экипажем вечерним уносит
на окраину к вечному холоду.

© Copyright: Александр Сурнев  08.11.2015

POST SCRIPTUM (додано 16.12.2015). Майже кожний випуск АП «Поет-Художник» надає імпульс
до створення нашими читачами, авторами УПП, власних поетичних творів. Це експромти,
мініатюри, усмішки, а часом – серйозні, оригінальні поезії. Я називаю це «мирною ланцюговою
реакцією». 26-й випуск АП «Поет-Художник» не став винятком. Було багато відгуків, у тому
числі, поетичних. На авторських сторінках двох наших поетів з’явилася та ж загадкова особа, що
прикрашає і даний випуск і є натхненницею вірша Олександра Сурнєва. Ці поети – Сергій
Сокольник і Дмитро Черашній. Хоча їхні твори містяться в рецензіях, буде доречно розмістити їх і
в основному тексті поряд з твором Олександра. Зробити це порадив сам Олександр Сурнєв, гість-
господар 26-го випуску АП «Поет-Художник». Дякую авторам за гарні твори, хороше доповнення
теми. З щирістю. Тетяна Лавинюкова.

ВПЕЧАЛЕНИЕ (от картины Крамского "Незнакомка")

Эта девушка вовсе тобой не больна.
Эта девушка смотрит во все времена

Свысока... Чуть отбросив покров паланкина...
Из портшеза... Кареты... Вагона... Машины...

С интересом... Но вовсе она не больна.
Ты ее не зови... Выпей лучше вина!

Сразу истины голос услышишь в вине.
Просто- разность сословий... По чьей-то вине...

По вине... И- в вине... И цитируя Блока,
Увести б в кабинет этот вьющийся локон...

Этот взгляд... Это тело... К несчастию, нету
Ни кареты, ни денег... И нет кабинета.

© Copyright: Серго Сокольник, 2015
Свидетельство о публикации №115121111880

АХ, ЕСЛИ БЫ...

Вот-вот рассеется туман
и мы себя увидим сами,
откроют дворники дома
и вдоль по Невскому зима,
хрустя снежком, отправит сани,
поток людской в грядущий день
искать в замёрзшем мире чудо:
принцесс и белых лебедей
в рутине бесконечных дел -
надеждам свойственны причуды.
Морозно. Как спешит народ
догнать, схватить, потрогать счастье
не сознавая, что порой,
в переплетении дорог,
теряет суть желаний часто.
Настолько, что в угаре дней,
в уме подсчитывая прибыль,
не видит вороных коней,
повозку и, понятно, в ней
одну из дочерей Магриба
и натыкается на вас.
А вы в мороз застыли, барин,
увидев смуглых щёк атлас,
разрез миндалевидных глаз...
Ах, если бы вы были парнем!
Неспешно нарезая снег
повозка уезжала в Лету,
а вам останется, во сне,
сняв запотевшее пенсне,
от Неизвестной ждать ответа...

© Copyright: Дмитрий Черашний     12.12.2015

История cоздания стихотворения:

Крамсько́й Іва́н Микола́йович (рос. Крамской Иван Николаевич, нар. 27 травня (8 червня) 1837,
Нова Сотня, Російська імперія — † 24 березня (5 квітня) 1887, Санкт-Петербург, Російська
імперія) — російський художник-портретист, теоретик образотворчого мистецтва, творець Артілі
художників (1865 рік), один з організаторів та керівник Товариства пересувних виставок (1870
рік), академік живопису.
Іван Крамськой народився в козацькій слободі Нова Сотня, яка знаходилася тоді на околицях
міста Острогозька Воронезької губернії (Східна Слобожанщина). Дитинство майбутнього
художника промайнуло на українській Східній Слобожанщині, і жила родина Крамських в
звичайній хатці-мазанці з очеретяним дахом на типовій українській вуличці неподалік від річки
Тихої Сосни. Дідусь і батько Івана були писарями в Острогозькій міській управі, а він сам навчався
наук у місцевому повітовому училищі. Після смерті батька, щоб заробляти гроші для родини та
продовжувати навчання, дванадцятирічний юнак став писарчуком в Острогозькій думі. Вже з
малих літ він самоуком оволодів мистецтвом малювання. 1853-го року до Острогозька приїхав
мандрівний харківський фотограф Яків Данилевський, який заробляв на життя пересуваючись для
цього з міста до міста. Світлини того часу були не дуже доброї якості, і фотографічні портрети
вельми часто доводилося підрисовувати олівцем, тож Данилевський бере до себе 16-річного
Крамського ретушером. Три роки Крамськой з Данилевським мандрують різними містами Росії та
України, а 1856-го року Іван потрапляє до Петербургу. Тут талановитого юнака помічають, і
наступного року він стає студентом Петербурзької Академії мистецтв.
За свої студентські роботи Іван Крамськой одержує малу золоту медаль Академії, але бунтівний,
незалежний характер не дає Крамському миритися з рутиною академічного мистецтва. У 1863-му
році Крамськой очолює так званий «бунт чотирнадцятьох», коли 14 випускників Академії
відмовилися малювати дипломну роботу на задану тему «Бенкет у Валгаллі», за право отримання
великої золотої медалі та пенсіонерської поїздки до Італії. Молоді художники на чолі з Крамським
вимагали права вільного вибору тем і на знак протесту покинули Академію. У 1865 році
Крамськой організує Артіль художників.
1870-го року він став одним з організаторів та керівників Товариства пересувних художніх
виставок. На першій пересувній виставці Крамськой представив картину «Русалки. Травнева ніч»
(1871 рік), яку він намалював під впливом твору Миколи Гоголя. Картина «Христос у пустелі»
стала подією другої пересувної виставки у 1872 році. Іван Крамськой став визнаним
портретистом, зокрема, його пензлю належить портрет Тараса Шевченка (1871). Для Павла
Третьякова та його галереї Крамськой створив серію портретів діячів культури, мистецтва та
науки Російської імперії. Всього у художньому доробку Крамського більш ніж 430 портретів
сучасників.
«Невідома» — картина російського художника Івана Крамського, написана в 1883 році. Картина є
і найвідомішим твором Крамського, і, водночас, найбільш загадковим та інтригуючим. Назвавши
картину «Невідома», художник оточив її ореолом таємничості.
На полотні зображена молода жінка, яка їде у відкритому екіпажі по Анічковому мосту. Вона
одягнена за останньою модою 1880-х років: оксамитовий капелюшок з пір'ям, прикрашене хутром
та стрічками пальто, муфта і тонкі шкіряні рукавички. Погляд величний, королівський, таємничий
і трохи сумний.
Картина «Невідома» донині залишається загадкою художника. Ні в листах, ні в щоденниках він не
залишив згадок про особу невідомої дівчини. Існує версія, що прототипом була курська дівчина
селянка Мотрона Савівна, яка одружилась з дворянином Бестужевим. Крамськой познайомився з
нею в Санкт-Петербурзі і був зачарований її красою. У приватній колекції Д. Фрідріха в Празі
зберігається етюд, де зображена та сама жінка.
За іншою версією на полотні видатного майстра зображена фрейліна імператриці Марії Федорівни
та фаворитка Олександра I, грузинська княжна Варвара Туркестанішвілі.

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 2284

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 21.
Дякую за прекрасне проведення 26-го випуску АП "Поет-Художник" Олександрові Сурнєву і з
задоволенням вручаю йому нашу почесну нагороду АП "Поет-Художник". Сергій Сокольник та
Дмитро Черашній теж отримують наші подарунки.
2015-12-21 00:09:58
Дякую Дмитрові Черашньому за чудовий подарунок!
2015-12-21 00:37:47
Щиро дякую Тетяні Лавинюковій за несподіваний, але дужеприємний подарунок!!!)))

2015-12-21 00:44:56
Таня, вы мне такую медаль повесили, что вспомнил семидесятые)
Спасибо.
2015-12-21 17:20:52
Уважаемые коллеги!
Я попробовал поучаствовать в "АП Тетяни Лавинюкової".
Мне было очень приятно, что в обсуждении выбранной мной темы приняли участие авторы нашего портала.
Чёрт его знает, но в данной ситуации я чувствовал себя как студент на вступительных экзаменах. Хотя эти очень давно позабытые ощущения, как мне показалось, не должны были меня "задеть". Тем не менее они меня "задели" и я очень переживал за конечный результат.
Хочу поблагодарить за поддержку, за рецензии, экспромты, критику и вообще... спасибо вам за участие!!!
Спасибо и Татьяне, что благодаря её проекту я "влез... и вылез", оставшись живым.
Всем большое спасибо!!!
С уважением, Александр Сурнев.
2015-12-19 00:14:14
Александр, человек учится видеть красоту мира не только находясь среди природы, но и наслаждаясь произведениями искусства. Это обогащает его внутренний мир, делает добрее и гуманнее. Наверное, то же самое можно сказать об АП «Поэт-Художник» Татьяны Лавинюковой, и о Вашем специальном участии в этом проекте. Спасибо, и до встречи с новыми эмоциями. Олег Добров.
2015-12-19 16:54:52
Прекрасный получился выпуск: очень живой и "богатый" на отзывы и общение! Общение об искусстве! А не это ли основная цель проекта? Спасибо, Александру и Татьяне за приятные воспоминания, связанные с этой картиной и чудесные стихи! Отдельное спасибо, Олегу Доброву за его развернутую рецензию - было безумно интересно читать!
2015-12-20 09:13:57
Саша, ну всё же ХОРОШО!
2015-12-20 14:23:45
Олександре, дуже сподобалося, яким гарним "режисером" ти був у цьому випуску. Всім так гарно з увагою відповідав, деколи ініціюючи дискусію. За 10 днів випуск прочитали 640 осіб (на даний момент), багато рецензій, ще більше відповідей на них. Хочеться побажати, щоб ти не тільки "вліз" в АП, але й залишився з нами надалі. Приємно буде читати про твої враження від наступних та попередніх випусків. Хай щастить!
2015-12-20 14:45:39
Вижу, появились новые рецензии, и новые стихи. Тем и хорош этот Танин проект, что он снова и снова возвращает нас к созерцанию прекрасного, к желанию высказать своё мнение, и послушать чужое.
Тем и хорош этот портрет Неизвестной, что он него не веет напыщенностью "парадных" портретов высоких салонов. В нем - величие и трагизм женщины, достигшей определённых высот, но не получившей простого человеческого счастья. Многие, глядя в эти глаза с грустинкой, узнают себя.
Спасибо - всем поэтам, чья душа отозвалась на эту грусть. И Саше, конечно.
2015-12-16 13:25:48
Спасибо.
Рад, что данная тема где-то и тебя "зацепила"

2015-12-16 14:37:42
Незнакомка? Крамского? Поверь, я её знаю давно!
Она была содержанкой, императора Александра II,
И мама четверых его незаконнорождённых детей,
Так и не вступившая на трон в роли императрицы
Екатерины III, женщина, осмелившаяся подняться
Духовно над своим положением падшей женщины.
Аристократка, спустившаяся с высоты на равнину?
Неисповедимы пути бога? Без бога не до порога!
Совместное творчество лечит почти все болезни,
Оно иногда спасает земляков и землян от смерти.
2015-12-15 21:52:57
Дякую, Віталіку! Ну от і ще одна версія... Картина дійсно загадкова - хай вона і залишиться такою.
2015-12-15 21:58:11
Доброй ночи, уважаемые ценители прекрасного в поэзии и живописи.

Во-первых, мне хотелось бы немного поговорить об истории создания одного шедевра Ивана Крамского, а именно об истории картины «Неизвестная».
Сложилось так, что замечательный образ «Неизвестной», созданный Крамским в 1883 году, даже сегодня воспринимается многими едва ли не идеалом русской/славянской женщины. Находящаяся в Третьяковской галерее работа без конца тиражируется, её воспроизводят на шкатулках, блокнотах, значках. Особенно её полюбили в Японии, где почитают выше «Джоконды», вокруг неё создана целая сувенирная индустрия, а в Китае и Корее без неё не обходится ни одна выставка русского искусства. Однако, зная историю картины, становится понятно, что как раз эта «Дама» и не может претендовать на идеал для подражания. Но об этом чуть позже.

Прежде чем поступить в Петербургскую Академию художеств Иван Николаевич Крамской работал у себя в Острогожске переписчиком, потом подмастерьем у иконописца и ретушёром у фотографа. В 1863 году, когда был опубликован роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», где описана некая идеальная артель, Крамской осуществил этот идеал на практике, возглавив «бунт четырнадцати». Четырнадцать выпускников Академии отказались писать отчётные картины на предложенную тему из скандинавской мифологии, стремясь свободно выбирать сюжеты для своего искусства, и демонстративно подали прошение о выходе из Академии. Ими была создана своеобразная коммуна – Артель художников, которые жили в одном доме, вместе работали, обсуждали картины, читали книги. О том событии Крамской скажет: «Единственный хороший день в моей жизни, честно и хорошо прожитый».

Вся жизнь Крамского – постоянное духовное самосовершенствование, поиск и утверждение в искусстве идеалов благородства и нравственности. И вот когда на 11-ой передвижной выставке появилась изображённая им молодая женщина в мехах и бархате проезжающая по Невскому проспекту, многие восприняли её неоднозначно. Друзья упрекали художника в чрезмерной эффектности и салонности. Действительно, здесь с упоением написаны очень красивые аксессуары. Это и модное бархатное пальто «Скобелев», шляпка «Франциск», украшенная страусовым пером и брошью с крупными жемчугами, «шведские перчатки», тяжёлый золотой браслет. Она может показаться модно одетой аристократкой, но это не так. Именно наряд выдаёт в ней даму полусвета, так как дворянки, дамы из высшего общества в это время, когда родовая аристократия уже разоряется, не могли себе позволить следовать последним веяниям моды. Критики были единодушны в том, что Крамской изобразил дорогую содержанку, «исчадие больших городов», в ней находили отзвук «Дамы с камелиями» и упрекали художника за выбор в качестве модели одной из «женщин, презренных под их нарядами, купленными ценой женского целомудрия». Крамской же оставаясь верным себе, пишет не просто салонную вещицу, «кокотку в коляске», а разворачивает перед зрителем драму молодой женщины, презираемой обществом.

Разбогатев, она отвечает ему тем же презрением, но в её взгляде не только надменность, но и горечь. «Неизвестную» нельзя назвать портретом, это собирательный образ, среди моделей художника были и его дочь, и племянница, и даже случайно встреченная проститутка. Вокруг картины складывались мифы, она вызывала в памяти образ Анны Карениной, в 30-е годы 20-го века даже нашлась женщина, требующая в Академии художеств пенсию, так как якобы она была моделью для картины.

Удивительно, но судьба распорядилась так, что сам художник взял в жены «девушку с прошлым», с разрушенной в глазах общества репутацией. Он встретил Софью Николаевну Прохорову в доме приятеля, художника Попова, с которым она жила невенчанной. Попов был женат, обещал развестись, но в результате уехал и оставил её одну. Вероятно, Крамской женился не сразу, и первые дети появились вне брака. Однако это действительно была большая любовь и впоследствии счастливая семья, в которой родилось шестеро детей. Всю жизнь Крамской пишет трогательные письма к «милой Сонечке», создаёт её портреты, делает её героиней своей картины «Неутешное горе». Она воплотила его идеал женственности. Он не был сторонником эмансипации, идеальная женщина для него – заботливая мать, хозяйка дома, верная супруга, но по иронии судьбы именно «Неизвестная», всегда окружённая ореолом таинственности стала одним из самых популярных картин Крамского, да и русской живописи в целом.

Во-вторых, о стихотворении, которое написал наш коллега по творческому цеху, Олександр Сурнєв. Хочу отметить, что это стихотворение написано зрелым автором на основании своих детских впечатлений/воспоминаний. Все мы в детстве и юности ищем идеалы, которые с одной стороны в нас закладывает наша семья, а с другой стороны та действительность, в которой мы живём. И именно от сочетания этого воспитания и особенного восприятия действительности и рождаются такие романтические образы, которые мы и сохраняем всю свою последующую сознательную жизнь.

Но надо быть очень осторожным, потому что образы бывают очень обманчивыми:

«Прячешь ручки в кокетливой муфте,
безупречен берет, и жемчужины
переливом стремятся опутать,
завлекая в волшебное кружево».

Любой образ, как ни странно – это человек, которого мы ищем в обыденной жизни, и который, не зная, что он стал идеалом и центром вселенной моего сердца может просто добавить холода в детскую мечту и заложить определенные переживания на всю жизнь:

«Вы ответили резко, негромко
на вопрос, не назвав даже имени,
как таинственная незнакомка,
скрыв обман за туманами синими…

И каприз смурен вычурным стилем,
и прохожие вслед озираются,
кавалеров своих обольстили
нежным видом восточной красавицы».

Но почему то так легко воспринимать такой холодный отказ, как возможную подготовку к будущим трудностям в жизни, из которых, наверное, самое сложное – это найти единое целое в двух совершенных созданиях, созданных разными, но всё же притягивающими мирами, Марсом и Венерой!

«Не хватает порой страстных вёсен,
затерялась любовь в зимнем городе,
экипажем вечерним уносит
на окраину к вечному холоду».

Александр, прекрасная поэзия, которая продиктована Вашим сердцем. Надеюсь, что этот детский/юношеский образ действительно со временем растаял… и Ваш жизненный опыт дал Вам настоящие и искренние чувства, которые можно ощущать не просто смотря на репродукцию холодной красавицы, а целуя своё счастье, и кружа на руках своих детей…

В-третьих, немного о себе. К сожалению, или возможно во многом к счастью, я родился и вырос в рабочем районе города Днепропетровска и меня учили прекрасному мои родители, но в силу экономических причин не могли водить за ручку по Лувру или Третьяковской галерее. Но, благодаря всему прекрасному заложенному моим родителям, воплощение прекрасного в жизнь пришло ко мне значительно позже. И в заключении хочу поделиться своими ранними стихами в тему настоящего выпуска АП, которые я посвятил моей учительнице физики, которая была старше меня на 15 лет (но это уже другая детская история…).

Мне ль Вас любить, от Вас страдать,
И встречи трепетом считать,
Забыв покой и сон…
О Боже, я влюблён!

Как не сорваться, сохранить,
Как это чувство утаить
От Ваших милых глаз
И не тревожить больше Вас?

Скажи мне, грусть, ты долговечна?
По настоящему ль сердечна?
Иль только смутное сомненье
Пришедшей музы вдохновенье?

Куда не знаю, но бесследно
Проходят дни, как вечность бледно.
Но сладок миг прошедших битв,
Как блеф утраченных молитв!

1987г.

P.S. Респект и уважение, Александру и Татьяне! Проект должен жить. Позитивные эмоции невозможно скрыть. Мало времени, много дел и забот у каждого из нас, война и хаос, но мы должны оставаться ЛЮДЬМИ, и может быть тогда всё-то прекрасное, что ещё живёт в нас, поможет достичь желанного МИРА и ЛЮБВИ!
2015-12-14 22:37:54
Очень хорошо сказали...присоединяюсь к каждому слову.. )
P.S касаемо моих рецок- думаю народ уже чуть привык к моему юмору. .. иногда странному )) уверена Александр меня правильно понял )
2015-12-14 22:47:53
Всегда приятно прочесть подобный отзыв, а ещё более приятно осознавать, судя по рецензиям, что я не испортил этот проект Татьяны.
Спасибо вам, Олег, за столь искренние строки и за то, что вы выложили свои личные переживания образца 1987 года...
С уважением, Александр
2015-12-14 22:57:31
Олег, каждый раз читая ваши комментарии, наслаждаюсь и материалом и и подачей. Как-то Юля (Вулпекула) сказала мне, что узнаёт мои рецки, до того, как увидит , кто именно их написал. И ни разу не ошиблась. Так вот, я тоже тебя узнаю и с радостью иду читать ваши мысли. Радуют ваши речь и письмо.
Стих который вы решил(ись) выставить, поразил меня слогом. В столь юном возрасте такая речь! был у нас на портале Элии Рацгава. Совсем молодой человек. Он и стихи-то начал писать исключительно для того, чтобы зарегистрироваться на нашем портале. Нахожу нечто обще в вашем с ним слоге. К сожалению, он закрыл страницу. И поскольку он врач и действительно, не пишет стихи, то его нет в сетях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы познакомились с его работами. но..
В общем-то, я ушла в сторону. Речь о вас и вашем таланте раскрывать глубоко и красиво любые темы. Вас всегда интересно читать. Спасибо!
И конечно же, я согласна с вашими словами о проекте. Действительно, нам необходимо развивать человечность, красоту и любовь к жизни.
2015-12-14 23:08:13
Олеже, дякую за красу словесну, якою ти прикрасив красу живопису і красу поезії (Олександра Сурнєва). Особлива подяка за твій власний щирий і зворушливий вірш
2015-12-15 17:52:04
Олександре, я не побоюсь цього слова, цей випуск АП Поет-Художник - один з найкращих з часу заснування проекту
2015-12-15 17:54:57
И я с тобою, Танюш, согласна! Действительно, спасибо Александру с Иваном и их общей)) НЕЗНАКОМКОЙ!!!
2015-12-16 11:49:27
Олег, как приятно читать Ваши отзывы. Спасибо за историю Неизвестной и за Ваше трогательное стихотворение. Проект действительно замечательный. Спасибо Тане за удовольствие.
2015-12-17 12:56:02
Спасибо, Вам, уважаемые коллеги за теплые слова, и за то, что Вы использовали мое поле рецензии в обсуждении такой замечательной темы настоящего выпуска Татьяны и Александра АП "Поэт-Художник". Мы не прощаемся! Мы встретимся в следующем выпуске! Искренне Ваш, Олег Добров.
2015-12-19 17:06:36
Вах! Какая нэзнакомка!
Мамаю клянус – хачу!
Пуст ратит мэнэ рыпьёнка,
я её азалачу!
Пачэму её нэ знаю,
до сих пор нэ мой жэна?
Вопщем так, я абэщаю
бочку краснава вина,
кто мнэ атрес скинэт точный
этот жэншин кдэ искат,
Борэ Азерову срочна.
Буду сэрцэ прэтлагат!

Ну, вот, не осталось никого, у кого бы эта картина не вызвала восхищения!
2015-12-14 20:41:55
Видел схожую давеча дамочку
У колхозных базарных рядов.
Наливала чевото там в баночку...
С виду - бледность пожизненных вдов.
В муфты прятала ручки озябшие,
Толи некому, душку, согреть?...
Помню - вы о вине что-то вякали,
Ну, так будем балакать, аль нет?))
2015-12-14 20:55:51
Вы, Валерий, забияка!
Пошутила я, однако...
2015-12-14 21:03:02
2015-12-14 21:07:18
Ага... лицо кавказской национальности - это как бы последняя инстанция или "последний из могикан" в очерёдности восхищений)
Забавная айзеровская шутка
2015-12-14 21:28:56
Саша, конечно же, шутка.
Стихотворение Ваше настолько четко передает образ загадочной восточной красавицы, что, если бы был конкурс "Отгадай по стихо картину", Ваше произведение безошибочно указало бы на "Неизвестную" Крамского. Очень люблю этого замечательного портретиста. У меня есть фолиант репродукций его картин. Дорогой подарок.
2015-12-14 21:54:22
Покажите при случае (не бойтесь - не украду)
2015-12-14 22:33:50
Стих Бори Азерова - супер! Наташа, аплодирую!!!
2015-12-15 06:36:43
Танюша, мне настолько понравилось то, что Вы сказали:
"что мы - РАЗНЫЕ! Представляете, какая была бы скука, будь мы все одинаковые, как оловянные солдатики...", что захотелось немножко юморнуть под такими серьезными обсуждениями в данном проекте. Но, утро вечера мудренее, поэтому сегодня мне кааца нужно удалить ЭТО, т. к. "базарный" юмор в данном случае, очевидно, не уместен. Приношу свои извинения Татьяне и Александру за то, что чуть испортила эту страницу.
2015-12-15 13:10:32
Наталочко, не зіпсувала, а прикрасила! Є що почитати!
2015-12-15 23:24:01
... интересную историю рассказала Райка, а я хочу поделиться своими ощущениями от картины. Художники довольно часто изображая на полотне чей-нибудь портрет или исторические события не словами, а взглядом героя (героини), фрагментами сюжета старались передать своё отношение к чему-либо. Иван Николаевич, а это подтверждается многими источниками, был отличным семьянином, просто умным и воспитанным человеком. Почему же такой надменный взгляд у его героини, у Незнакомки. Почему так пренебрежительно она взирает на общество образца 1883 года? А если так же к нему относился Крамской? И мои пять копеек в виде рифмованных строчек...))

Ах, если бы...

Вот-вот рассеется туман
и мы себя увидим сами,
откроют дворники дома
и вдоль по Невскому зима,
хрустя снежком, отправит сани,
поток людской в грядущий день
искать в замёрзшем мире чудо:
принцесс и белых лебедей
в рутине бесконечных дел -
надеждам свойственны причуды.
Морозно. Как спешит народ
догнать, схватить, потрогать счастье
не сознавая, что порой,
в переплетении дорог,
теряет суть желаний часто.
Настолько, что в угаре дней,
в уме подсчитывая прибыль,
не замечает двух коней,
повозку и, понятно, в ней
одну из дочерей Магриба
и натыкается на вас.
А вы в мороз застыли, барин,
увидев смуглых щёк атлас,
разрез миндалевидных глаз...
Ах, если бы вы были парнем!
Неспешно нарезая снег
повозка уезжала в Лету,
а вам останется, во сне,
сняв запотевшее пенсне,
от Незнакомки ждать ответа...

http://www.stihi.in.ua/avtor.php?author=46868&poem=191079

... почему сразу не разместил? Правил текст, извини, Саша...)
2015-12-14 18:08:39
Дмитре, не так вже часто заходиш ти в АП "Поет-Художник", але, якщо вже заходиш, то завжди з щедрими дарами! От тільки повторю своє зауваження: картина називається "Неизвестная", а не "Незнакомка". Цю помилку багато хто робить, мабуть, під впливом поезії "Незнакомка" Олександра Блока. Твори (живописний і поетичний) не мають нічого спільного, крім того, що два генія (незалежно один від одного) обрали тему загадковості і таємничості жіночої краси. Картина написана 1883-го року, а вірш - 1906-го року. Але після появи "Незнакомки" Блока у свідомості багатьох ці два шедевра поєдналися.
2015-12-14 19:01:45
))... що поробиш - старіємо, плутаємось у словах, а як інакше - такий погляд, маю наувазі Невідому, щей не таке з чоловіками робить...)))
2015-12-14 19:17:57
Прекрасно когда возникает желание интерпретировать свой взгляд на известный материал!
Татьяна, при желании откорректировать выпуск, может изложить параллельные взгляды (ах их уже плюс два) в те формы которые сочтёт нужными на правах хозяйки.
Рад тебе, Дима.
2015-12-14 21:23:58
Вот вставлю ещё свои пять копеек: картина называется "Неизвестная" не зря на мой взгляд. Как была неизвестной ДО ТОГО, так и осталась.
2015-12-14 21:39:46
А разве существую варианты "разоблачить" объект??)
Ну разве только Крамской в следующей жизни вдруг захочет прояснить ситуацию)
2015-12-14 21:44:13
Александр, вы полагаете, что высказались правильно? Увы...Вы так далеки от истины...Картина - это не только предмет живописи, но и посыл поколениям. Но не каждый способен ВИДЕТЬ и знать.
2015-12-14 22:07:59
Хорошее стихотворение у Вас, Александр, но, я бы сказала ,- мужское. К той картине у меня всегда было двоякое отношение с детства: с одной стороны она меня завораживала, а с другой - отталкивала. Я долго не могла понять почему, и только повзрослев, я узнала историю написания этой картины, и всё встало на свои места. Как-то одна барыня взяла себе в служанки красивую девушку, которая ни чем другим не выделялась. Вскоре барыня поселилась в Петербурге и к ней однажды заехал сам Бестужев в гости. Красота девушки так его поразила, что вскоре он на ней женился. Однажды барыня гуляла по Невскому и увидела свою бывшую служанку едущей в шикарной коляске, разодетую по последней моде. Барыня кивнула и ожидала, что новоиспеченная "мадам" остановится и одарит пожилую женщину хорошим словом или благодарностью, но в ответ получила высокомерный взгляд, а экипаж пронёсся мимо. Это так поразило барыню, что она рассказывала об этом своим гостям. Так родилась картина "Неизвестная", где художник говорит красноречиво, что красота обманчива.
2015-12-13 15:52:35
Я надеюсь что детали вашего рассказа прояснятся в личной беседе
Спасибо.
2015-12-13 21:09:06
Кого с кем?
2015-12-13 21:31:23
Райка, спасибо за эту историю. Не знала об том, но почему-то мне всегда казалось, что взгляд, кроме пренебрежения и высокомерия, ни о чём больше не говорит. И в моей голове уже несколько дней носится идея написать стих под названием "Антивдохновение". ))) Хотела написать не восторги, а напротив, изобличающее стихо. Но была занята, да и думала, что не поймут. )) Но теперь точно напишу! Вот, только отдохну и вдохновлюсь!
2015-12-13 21:42:46
Удачи!
2015-12-13 22:20:53
Интересная история, и весьма правдоподобная! Я с детства привыкла слышать лишь восторженные отзывы о красоте и загадочности данной незнакомки, но почему-то они меня так и не убедили, потому как я, кроме надменности, в её взгляде ничего такого особенного не разглядела при всём старании... Но сам портрет - шедевр, с этим я согласна!
2015-12-13 22:49:53
Райко, Таню, Альгізочко! Дякую всім. От що мене завжди дивує, це коли у хороших людей сумніви щодо того, як сприймуть їх думку інші. Ця фраза: " я думав (думала), що на мене зараз всі накинуться..." Ну, чого б це на когось мали "накидатися"? Якщо думка висловлена коректно, без образ, то чому вона має когось обурити? Інша справа, якщо б, приміром, "Невідому" стали обзивати поганими словами, як це деколи буває у поетичних дискусіях... Я особисто проти такого роду аргументів. В усьому ж іншому у нас тут свобода слова і думки. Коли думки висловлюються різні, це ж цікавіше. Дуже чекаю, Альгізочко, твоєї рецензії з "Антивдохновением".
2015-12-13 23:41:51
Тетяно, душа наша! Я все розумію. І це скоріше відмазка)) ніж правда . Але інколи чужі голосні думки дратують. ..Хочеться спокою в нашому домі.
2015-12-13 23:46:38
Да ведь в этом же вся прелесть, что мы - РАЗНЫЕ! Представляете, какая была бы скука, будь мы все одинаковые, как оловянные солдатики... Не был бы кто-то из них не таким, как все прочие (пусть даже, увы, одноногим))) , не было бы такой чудесной сказки!!!
2015-12-13 23:56:06
Я как раз представляю.))) На себе испытала свою неодинаковость
2015-12-14 00:01:00
Я в таких случаях утешаю себя ставшей классикой фразой: "Я же не доллар, чтобы всем нравиться! " , и на душе становится светло и спокойно...
2015-12-14 00:09:16
2015-12-14 12:33:56
Стих прекрасен! Чего не скажешь о его объекте (моё личное мнение). Не люблю надменных женщин, равно как и мужчин. Да и на счет её незабываемой красоты - терзают меня смутные сомнения... )))
2015-12-12 09:08:46
... тогда не было макияжа, маникюра... одним словом - натурально)
А сейчас... утром проснулся и повесился) (шучу)
Спасибо, Татьяна
2015-12-12 16:37:50
Боялась, честно говоря, что моё "перпендикулярное" мнение здесь не воспримут... Рада, что поняли правильно! О девушке на портрете обычно говорят, что она за надменностью прячет какие-то там свои проблемы; а я вот думаю, что, последуй её примеру все жизнью своею неудовлетворенные - на улице невозможно было бы встретить ни одного нормального лица! Все, и бабы и мужики, выглядели бы примерно так же...
2015-12-13 06:37:49
Таких увидеть
всех девчат из портала -
Раскрепощённых
2015-12-12 01:23:24
... наши лучше))
2015-12-12 16:35:10
Санёк, зачем тогда столько бюкьов в стихщ засандолил.
2015-12-12 17:27:59
Дякую тобі, Олеже, від всіх дівчат з порталу. Замовляй для нас екіпаж - поїдемо кататися.
2015-12-13 11:52:44
Где кабриолет...
по сусекам наскребу
для всех на катер.
2015-12-13 17:12:40
Впечатление

Эта девушка вовсе тобой не больна.
Эта девушка смотрит во все времена

Свысока... Чуть отбросив покров паланкина...
Из портшеза... Кареты... Вагона... Машины...

С интересом... Но вовсе она не больна.
Ты ее не зови... Выпей лучше вина!

Сразу истины голос услышишь в вине.
Просто- разность сословий... По чьей-то вине...

По вине... И- в вине... И цитируя Блока,
Увести б в кабинет этот вьющийся локон...

Этот взгляд... Это тело... К несчастию, нету
Ни кареты, ни денег... И нет кабинета.


© Copyright: Серго Сокольник, 2015
Свидетельство о публикации №115121111880
2015-12-11 23:09:36


Отличное "Впечатление"!!!
2015-12-11 23:26:36
Не знать доподлинно кто ж это?
Высокомерна ли она?
Прекрасна дама полусвета,
И не её, поверь, вина,
Что одинока. Если честно,
Её глаза скрывают грусть…
Я тоже стану – "неизвестной".
Исчезну, и не оглянусь.

2015-12-12 00:36:57
Саша, спасибо вам большое, что написали такой тёплый отклик на эту картину. Люблю её с детства за этот полный загадки взгляд, что вот-вот исчезнет в тумане Невского проспекта...
2015-12-12 00:40:23
Прекрасное "Впечатление" у ВАс! Если Джоконда улыбается во все времена, то незнакомка смотрит во все времена и даже сквозь них! Самоирония здесь тоже на высшем уровне! Всех благ!
2015-12-12 08:16:18
ИРе:
рад твоему вниманию
2015-12-12 17:55:43
Браво, Саша! Раньше у меня эта картина ассоциировалась с Блоком, теперь будет с Сурневым)
2015-12-11 21:23:40
Мені здається, що в кожному домі була ця картина"Невідома", тому я її добре пам'ятаю і завжди дивувалась вишуканими манерами красуні, яка була зображена на полотні, вона заворожувала таємничим поглядом ...
У нашій хаті вона висіла у великій світлій кімнаті і здавалося додавала іще більше величчі цій кімнаті.Талановитий Іван Крамськой зумів своїм твором заінтригувати не одне покоління потому...
Вірш Олександра Сурнєва, дуже тонко поєднав всі складові образу зображеного на полотні. Заворожуючий погляд дівчини зумів викласти у поезії бездоганно!
2015-12-11 15:58:11
Дякую
2015-12-11 15:59:25
Ну вот, и у меня эта картина связана с ранним детством... Репродукция тоже висела над диваном... и мне в детстве всегда казалось, что это мамин портрет (она и вправду очень похожа была в молодости), я даже спрашивала у неё, куда она дела ту шляпку))))))
Саша! Спасибо! И за стихотворение (понравилось!) и за воспоминания...
2015-12-11 14:42:06
Всё сразу завертелось в голове: и надменные красавицы Лермонтова, и блоковская "Незнакомка" и этот портрет! Общее здесь - магнетизм иного красивого внутреннего мира.
Стихи А.Сурнева хороши. Незнакомка неспешно перетекает в стихи с полотна, обретая реальность на миг, но таинство очарования длится недолго. Сглотнула бесшабашная зима. На то оно и таинство...
Иволга смогла душевно выразить страсть измученного корнета. И боль от убегающего образа.
Красота - союзник искусства. Всем спасибо! Всем успехов!
2015-12-11 14:16:57
И вам спасибо
2015-12-11 15:58:01
2015-12-14 14:28:31
Меня тоже мгновенно пронзили воспоминания из детства... Мне четыре года. Впервые я гощу у своего отца. На стене этот портрет. В моём понятии, что тётя хороша, но моя мама лучше..! На самом деле они, женщины, и прада были очень похожи! Потому, кто двойник кого, тоже — загадка... Мой отец любил всю жизнь только их "двоих"...
Спасибо, Саша и за стих.
2015-12-11 12:59:01
Он любил ТРОИХ: и тебя в первую очередь!!! (уверен).

Спасибо, Люба.
с ув. Александр
2015-12-11 14:06:43
Интересный стих о неудачной юношеской любви на фоне репродукции популярной картины. Хорошо написано!
)))))
("скрыв обман за туманами синими" - как-то не очень... О каком "обмане" речь идёт?)
С уважением
2015-12-11 12:29:26
Именно эта строка, которую вы выделили, замучила меня. Она плохо и скучно звучит в художественном смысле этого слова, но
в контексте темы стихотворения, образа и сформировавшегося восприятия окружающего мира на фоне ранее услышанных стихов, песен и т. д. - она (строка) как бы имеет право на жизнь.
Например:
К сожалению или к счастью эту строку в лоб читать не следует. Чтобы правильно воспринять
написанное можно вспомнить предшественников и проследить, как это понимали они:

Поэт и композитор Владимир Добрынин:


Пришел туман постучал в дома
Шалью синею обнял сад
Так уж было раз в предрассветный час
Было несколько лет назад
Пришел туман, свел меня с ума
Отогнать его нету сил - он растаял сам
И на небесах точку синюю погасил

Синий туман похож на обман … и т. д.

Спасибо.
С ув. Александр
2015-12-11 14:04:50
Синий туман похож на обман - здесь всё хорошо и воспринимается как не требующее пояснений, Александр. А тут...Но, может я слишком придирчив.
Стих, безусловно, хороший, художественно качественный!
С уважением
2015-12-11 14:19:04
Я сейчас произнесу несерьёзные слова, но сделаю это не ради забавы или плохой шутки, а для своеобразного пояснения.
Представьте, что картина имеет название "Клофелинщица"... и сразу становится понятной строка)).
Автор картины в данной работе внёс свой элемент загадки, а вариантов разгадки - море, в этом весь смысл (хотя, повторюсь, эта строка мне пока не совсем нравится).
С уважением
2015-12-11 15:44:45
Благодаря Саше Сурневу, для меня "Неизвестная" стала понятней, приятней, но по прежнему мало известной. Вот так по капельке, капельке...
2015-12-11 11:58:22
Картина, по моему глубокому убеждению, выиграла и от названия в первую очередь!
Если бы автор решился на конкретное название картины, то интрига была бы просто исчезла.
К примеру (это всего лишь вариант) "Содержанка" ... и всё ... Сразу куча споров и никакой интриги (а это очень смелое название и очень рискованное для картины, может потому и "Незнакомка"???). Причём это касается не только этого варианта названия.
Спасибо.
С ув. Александр
2015-12-11 13:53:46
Удивительно, но и у меня в детстве на моей любимой даче висела репродукция картины " Незнакомка". Днем, когда я пряталась от жары в нашем маленьком и прохладном домике, я часами прямо-таки "пялилась" на эту девушку...Зачаровывалась ее горделивым взглядом, элегантным нарядом...Эх, прямо нахлынули сейчас воспоминания детства!

По поводу стихотворения Александра интересно переплетено прошлое и настоящее, личная история автора и то, что вложил в эту картину художник..Очень-очень-очень живые строки! Прямо новая жизнь картины!

Спасибо проекту за удовольствие! Этот выпуск очень живой и яркий! Браво!
2015-12-11 11:12:51
Вы богатая, Юлия, как и сама "Неизвестная".
У Вас есть "любимая дача", а значит есть и другие дачи)

Рад, что стихотворение вызвало простые человеческие эмоции.
С ув. Александр
2015-12-11 13:48:33
Единственная, потому и любимая Еще раз спасибо за юмор Ваш и прекрасное стихотворение
2015-12-11 13:53:26
Юлічко, зроблю маленьке зауваження: картина називається "Неизвестная", а не "Незнакомка". Цю помилку багато хто робить, мабуть, під впливом поезії "Незнакомка" Олександра Блока. Твори (живописний і поетичний) не мають нічого спільного, крім того, що два генія (незалежно один від одного) обрали тему загадковості і таємничості жіночої краси. Картина написана 1883-го року, а вірш - 1906-го року. Але після появи "Незнакомки" Блока у свідомості багатьох ці два шедевра поєдналися.
2015-12-12 20:08:26
Я потом уже все поняла... После тонкого юмора Аександра Сурнева! Спасибо Вам двоим Мое восхищение Мы- спортсмены такие
2015-12-12 20:11:48
Иван Крамской - один из любимых мною художников. К картине "Неизвестная" у меня особое, трепетное отношение, которое, как и ко многим другим произведениям живописи, было привито мне еще в детстве, мамой. Настолько выразительный портрет, так завораживает зрителя, столько недосказанного во взгляде. Спасибо, что уделили внимание именно этой работе. Стихотворение Александра замечательно передает интригу. Мне очень понравилось и то, как автор описал героиню, и романтическая история, которая так перекликается с моим впечатлением от картины. Стихотворение "Незнакомка" - одно из первых, опубликованных мной на УПП. Помню, как неоднозначно его восприняли авторы. Перечитала, внесла правки. Хочу поделиться еще раз, так как оно перекликается со стихотворением Александра и написано от мужского лица.

Кто ты – девушка с вуалью? Где-то видел я тебя?
Или назначал свиданья, у беседки ждал любя?
Может, ты сошла с портрета, что художник рисовал?
Помнишь, в полночь до рассвета я стихи тебе читал?

Кто ты? Вымысел, загадка? Сон, что снился мне давно?
Или светлая прохлада или терпкое вино?
Незнакомка улыбнулась, прядь небрежно отвела,
А потом рукой взмахнула, шляпку с головы сняла.

Я сражен, убит, растерян, я повержен наповал…
Ты – прекрасное виденье, я всегда тебя искал!
Как из сказки королева, как колдунья из кино.
Я с ума сошел наверно или выпил в казино?

И пока я размечтался, подкатило вдруг авто.
Миг – и я один остался, стало на душе темно.
Погоди, вернись, останься! Не бросай, побудь со мной.
Хоть махни рукой, ну сжалься, ты – мой ангел неземной.

Но пустынная дорога, одинокое крыльцо,
Зарисовано морозом твоё милое лицо!


2015-12-11 11:01:51
Ваше:
"Но пустынная дорога, одинокое крыльцо,
Зарисовано морозом твоё милое лицо!..." (с)
------------
Моё:
"...экипажем вечерним уносит
на окраину к вечному холоду (с)

Перекликается и в главном!!

Спасибо, Оля.
С ув. Александр
2015-12-11 13:45:39
Неизвестная сохранила свои тайны и оставила нам возможность придумать свою романтическую историю.
2015-12-14 14:32:56
У меня особое отношение к этой картине еще с детства. У мамы в комнате висели репродукции трех картин: "Девочка с персиком "
Валентина Серова, " Девушка с собакой" Константина Разумова и Ивана Крамского " Неизвестная". Мама ассоциировала все эти картины с нами, со своими тремя дочерьми. Так вот, картина "Неизвестная" была привязана почему-то ко мне. Прошло много лет и ничего не изменилось. Картины на том же месте, а под каждой картиной висят свадебные фотографии моих сестер и моя.
Хочу сказать, что для меня эта картина была и останется загадкой.
Саша написал замечательное стихотворение!С ув.Тоня
2015-12-10 22:41:34
Видите, Тоня, нас обоих, как оказалось, родители привязали к этой картине)
Спасибо.
С ув. Александр.
2015-12-11 13:41:01

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Душевно откликнулось, дорогая Жанетта!
С теплом души к твоей душе,
Рецензия от:
Елена Максимова
2024-03-29 08:55:12
Один, услышав, утвердился...
Другой, напротив, обозлился,-
Их, к сожаленью, большинство...
Иисус собрать детей стремился,
А сатана над Ним глумился,
Распространяя ложь и зло!..
Так и сегодня происходит.
Не научился мир любви!..
Святую Истину находит
Душою кроткий в эти дни!
Рецензия от:
Василий Омельченко
2024-03-29 07:39:50
Просто чудово! До чого ж мальовнично, з великим почуттям описана звичайна, на перший погляд, подорож! Нових вражень і добрих пригод!
Рецензия от:
Владимир Рудов
2024-03-29 06:50:33
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.