ЖИВОПИС – ЦЕ ПОЕЗІЯ, ЯКУ БАЧАТЬ, А ПОЕЗІЯ – ЦЕ ЖИВОПИС, ЯКИЙ ЧУЮТЬ!
АП - Авторские программы регистрируются по согласованию с Администрацией сайта. Авторы УПП самостоятельно разрабатывают и проводят мероприятия в своих программах без непосредственного участия Администрации.
Подробнее можно узнать тут

Автор: АП О. Доброва, Т. Лавинюкової "Поет-Художник"
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2016-10-15 12:31:13
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

54. Олександр Гладкий – Антон Чехов – Ісаак Левітан

          АП «Поет-Художник»

          54. Олександр Гладкий – Антон Чехов – Ісаак Левітан

          Дорогі друзі, знайомі і незнайомі! АП «Поет-Художник» продовжується.

          Нагадаю, що АП «Поет-Художник» – не пізнавально-навчальна програма про художників (митців) та/або поетів, як деколи думають. Сподіваюся, що Ви будете писати свої рецензії переважно про вірші. Але, якщо хочете поговорити про художника, то будь ласка. Зауважу також, що АП «Поет-Художник» ні в якому разі не конкурс, як теж дехто вважає. Не треба обов’язково писати свій твір на тему того ж образотворчого об’єкту (картини, скульптури тощо) та/або поезії. Але, якщо у вас народиться поетичний експромт під впливом побаченого чи прочитаного, то це буде дуже приємно для організаторів проекту та всього авторського цеху.

          Гостем-господарем 54-го випуску авторської програми є автор УПП, багатьом добре знаний, талановитий харківський поет і наш добрий колега Олександр Гладкий. Сьогодні Олександр представляє свій вірш «Шпаківня, або Чехов в майстерні Левітана» (1977). Його вірш написано в іронічно-жартівливому стилі під особистим враженням від картини Ісаака Левітана «Березень» (1895, полотно, олія, 60х75, «Державна Третьяковська галерея», Москва, Росія) та оповідання Антона Чехова «Смерть чиновника» (1883).

          Отже, я, Олег Добров, передаю слово Олександру (йому зручніше вести розмову російською), зустрічайте, читайте, обговорюйте, діліться своїми думками.

          «Схватка» гениев

          Давным-давно, ещё при Н.С. Хрущёве, проживая в донбасском шахтёрском посёлке и будучи учеником 4-го класса, я разглядывал на перемене иллюстрации картин русских художников, вывешенные дирекцией с просветительской целью по стенам школы. При этом моё внимание привлекла непомерно высоко приколоченная к берёзе скворечня на знаменитом «Марте» И.И. Левитана. «Так высоко забраться, чтобы её подвесить, никому не под силу, – подумал я. – Да и ветка уж точно обломится…» Эти мысли я тут же доверительно поведал своей учительнице Людмиле Дмитриевне, благо она находилась в классе неподалёку.
          Надо сказать, учительница отнеслась к моему сообщению на удивление серьёзно. Даже вышла вместе со мной в коридор, чтобы взглянуть на репродукцию.
          Присмотревшись, сказала: «Да, действительно высоковато». И заулыбалась. А потом добавила: «Понимаешь, даже если это так, как ты говоришь, и это досадная неточность, то исправить её уже нельзя. Художник, написавший эту картину, во-первых, умер ещё в начале нашего века, а во-вторых, настолько знаменит, что говорить о его промахах не принято. Так что придётся с этим примириться…»
          «И что, никак-никак нельзя исправить?» – спросил я и чуть не расплакался.
          «Никак-никак, дорогой», – сказала Людмила Дмитриевна…

          Лет через пятнадцать, уже став заносчивым аспирантом, к слову, профессионально не имеющим никакого отношения к литературе, я вспомнил об этом случае, и он показался мне весьма комичным. У меня возникло намерение облечь свои мысли о «неправильной»  левитанской скворечне в стихотворную форму. В то время я сочинял много и с удовольствием, ощутив некую лёгкость, почти ртутную подвижность поэтического пера. Правда, девять десятых написанных тогда стихов не прошли проверки временем и беспощадно были уничтожены мною же в разные годы, причём некоторые – с чувством холодной  брезгливости.
          Но вернусь к стихотворению о скворечне.
          Логика его написания была поначалу очень проста. Я размышлял так: «Кто бы мог указать художнику на ляп? Ну, конечно же, не автор стихотворения, т.е. не я. В этом меня в своё время убедила моя первая учительница. Тогда кто?.. Ба! Ведь это же Чехов. Они были в дружеских отношениях. А уж Антон Павлович ради красного словца не пожалел бы и отца».
          И я написал такой стишок в четыре строфы.

          Скворечня,
или Чехов в мастерской Левитана

Чехов:

– Картины превосходны, Исаак!
Но вот о чём хочу спросить давно я –
почто холсты замасливаешь так,
что прачка за неделю не отмоет?

А если бы ты красил ткань бледней,
её отмыть труда б не доставляло.
И можно было бы творить на ней
стократно, куш имея небывалый.

Ещё… Я строг возможно, но прости,
зачем в пейзаже «Март» свою скворечню
ты наверху берёзы примостил?
Тут налицо бесспорный ляп, конечно.

Какой смельчак способен влезть туда?
Ну, разве что циркач с надёжной лонжей.
Оно понятно – мелочь, ерунда,
но гению халтурить так негоже.

          Но что-то не давало мне покоя. Прорисовывалась какая-то символическая победа литературы над живописью, одного искусства над другим. «Не-е, –  подумал я, – нужно матч в ничью заканчивать. Здесь требуется более или менее правдоподобный паритет остряков-дуэлянтов с умиротворяющим послевкусием».
          Начал я Чехова интенсивно перечитывать, и надо же, мне повезло в моих поисках! Я имею в виду ранний рассказ «Смерть чиновника». Там человек умирает от страха. Не от инфаркта или инсульта, а… чёрт его знает, от чего он вообще у Чехова умирает. Эта смерть совершенно не смешна(!) и не оправдана. Создаётся такое впечатление, что лихо раскрутив начало, Чехов не смог придумать убедительной концовки. Даже последнее слово рассказа «помер», а не «умер» звучит как-то фальшиво. Да и что, в конце концов, этого экзекутора Червякова не устраивало в реакции статского генерала на его мольбы о прощении, как он его себе, это прощение, представлял в идеале, что было не так? Его уже многократно простили, а он всё недоволен… Бред какой-то. Я бы закончил рассказ так: Червяков приходит домой навеселе – выпил водки на радостях. Жена спрашивает: «Ну, что Бризжалов? Простил?» Червяков отвечает: «Всё прекраснейшим способом завершилось. Выругал меня генерал, как и положено. Благим матом изошёл. Никакого зла на сердце не оставил, простил… Но в оперу, матушка – теперь ни ногой!..»
          Короче говоря, сел я за стол и, серьёзно поднатужившись, добавил еще четыре строфы к тем четырём, которые были написаны раньше. Стихотворение приобрело такой окончательный вид.

          Скворечня,
или Чехов в мастерской Левитана

Чехов:

– Картины превосходны, Исаак!
Но вот о чём хочу спросить давно я –
почто холсты замасливаешь так,
что прачка за неделю не отмоет?

А если бы ты красил ткань бледней,
её отмыть труда б не доставляло.
И можно было бы творить на ней
стократно, куш имея небывалый.

Ещё… Я строг возможно, но прости,
зачем в пейзаже «Март» свою скворечню
ты наверху берёзы примостил?
Тут налицо бесспорный ляп, конечно.

Какой смельчак способен влезть туда?
Ну, разве что циркач с надёжной лонжей.
Оно понятно – мелочь, ерунда,
но гению халтурить так негоже.

Левитан:

– Антон, ты критик честный и прямой.
Твои советы я ценю, не скрою.
Но сам ты допускаешь, милый мой,
огрехи несусветные порою.

Хотя бы «Смерть чиновника» возьмём.
Как сносит чушь подобную бумага?
Вполне здоровый человек в твоём
рассказе окочурился… от страха!

Там даже на полушку правды нет.
Мораль искать не стоит и пытаться.
Признайся, дорогуша – сей сюжет
был беспардонно высосан из пальца.

Теперь мне ясно, что головотяп
издатель твой журнальный, не иначе.
Насчёт скворечни прав. Досадный ляп.
Спешил закончить вид и напортачил.

Таким образом, как мне кажется, вышла полновесная ничья в этой  шуточной схватке гениев.

А. Гладкий

          Примітки та коментар:

          Антон Павлович Чехов (17 (29) січня 1860, Таганрог – 2 (15) липня 1904, Баденвайлер, Німеччина) – російський драматург і прозаїк, лікар за фахом.
          Герой оповідання Антона Чехова «Смерть чиновника» (1883), дрібний урядовець Черв'яков, у театрі випадково чхнув на лисину незнайомого генерала; страх і переживання довели його до могили. Тут явно відчуваються гоголівські інтонації: принижений, забитий, заляканий Черв'яков до болю нагадує Акакія Акакійовича зі знаменитої «Шинелі». Вкотре, вибачаючись перед генералом, дрібний урядовець відрікається від своєї людської гідності.
          Майстер малого жанру і цього разу не зміг змінити своєму стилю. Чеховська лаконічність просто вражає. У його невеликих творах часто закладений глибокий зміст, а пізнати його можна тільки завдяки художнім деталям, які покликані донести читачеві основну ідею. У даному оповіданні не відчувається присутності автора, Чехов відсторонюється від героїв. Цей прийом допомагає описувати дії ще більш об’єктивно.
          Чеховські персонажі – всі ці «товсті», «тонкі», «хамелеони», «женихи і татусі», «пани обивателі», спритні удовиці, хитрі молодиці, що дурять своїх чоловіків, дівчата, що полюють на женихів, пияки-актори, очманілі від нудьги дачники – належать навколишньому середовищу і не намагаються протистояти йому.

          Ісаак Ілліч Левітан (18 серпня (30 серпня за новим стилем) 1860, Кібартай, тепер Литва – 22 липня (4 серпня за новим стилем) 1900) – російський художник, майстер пейзажного живопису.
          Відома картина «Березень» (1895) намальована в маєтку Горки, куди Левітан їздив відпочивати в гості до родини Турчанінових. З Ганною Турчаніновою у Левітана зав`язався роман, і, можливо, під враженнями нового кохання художник створив цю, одну зі своїх найрадісніших і мажорних, картин.
          Проте, який вплив мала творчість Левітана на сучасників, можна судити по цій картині. Відомо, що Левітан рідко малював зиму і сніг, віддаючи перевагу осінній або весняній порі. Але, одного разу, він взявся таки за зимовий пейзаж, і написав цю картину – «Березень». Робота зробила переворот в російському пейзажному живопису. Виявилося, що ще ніхто до нього так мальовниче і яскраво не малював сніг, сині тіні дерев і яскраве блакитне небо.
          Скупий, чеховський відбір деталей, і ось вже звучить нота воскресаючого життя. Після Левітана подібний мотив став улюбленим в російському пейзажному живопису, і багато художників, включаючи Костянтина Юона і Ігоря Грабаря, варіювали його в своїх роботах. Але у самого Левітана натхненний, «березневий» настрій протримався недовго. Заплутавшись в людських відносинах, влітку він знову стрілявся, але безуспішно. Йому судилося прожити ще майже п`ять років, і створити ще чимало шедеврів…

          Сподіваюся, що Вам було цікаво. До зустрічі.
          З повагою, Олег Добров.

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 1480

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 17.
Шановні друзі, 54 випуск АП «Поет-Художник» – це, безумовно, заслужений успіх Олександра Гладкого. Дякую йому за креативне проведення 54-го випуску АП і з великим задоволенням вручаю Олександру нашу почесну нагороду. Дякую всім читачам і дописувачам. Особливо приємно, що всі рецензії та обговорення були сповненні доброзичливістю і повагою.
Всіх запрошую до 55-го випуску АП «Поет-Художник».
Дякую. До зустрічі. Нехай щастить.
2016-10-25 18:06:20
Шикарный выпуск - соглашусь со всеми рецензентами и мысли интересные и диалоги добрые! Получила удовольствие. Стихотворение понравилось - доброе, плюс знакомит читателя с двумя гениями своего дела!

Спасибо Александру и организаторам проекта! Учительница Ваша - мудрая женщина!:)
2016-10-20 21:07:43
Спасибо, Юлия, на добром слове. Мы с Олегом немного опасались, что выставленные стихи имеют несколько провокационный характер и могут быть восприняты неприязненно, даже агрессивно. Но опасались зря. Что приятно.
2016-10-20 22:47:42
Как же здорово, что опасения оказались напрасными... Вы - молодцы, что рискнули! Да и что такое риск в подобном предприятии - игра! Как и вся наша жизнь! Может и скворечник кто-то так же играючись воодрузил?
2016-10-20 22:51:24
Julie, je vous remercie beaucoup.
Настоящий выпуск действительно оказался креативным. Вроде бы обсуждение классических произведений, но с какими неожиданными версиями. Очень приятно, что интригующее переосмысление классики Александром
привело наших коллег-рецензентов к таким интересным выводам.
И в заключении немного по поводу риска:
«Самый большой риск – не принимать какие-либо рискованные решения... В мире, который меняется очень быстро, единственная стратегия, которая гарантированно потерпит неудачу – не рисковать» – Марк Цукерберг, основатель социальной сети Facebook.
Merci bien, Julie.
2016-10-25 17:21:40
Александр, мне понравились ваши рассуждения и то как вы обыграли свою мысль, выдав её в виде диалога двух мэтров))).
Позволю себе высказаться... По поводу Чехова, вернее "Смерти".
Мнительные люди могут вызвать у себя любое заболевание. Постоянный страх вызывает опускает почки, что сопровождается серьёзными нарушениями. Например, задержка жидкости в организме, что влечёт за собой застой лимфы, а следовательно, нарушения процессов выделительной системы организма.
Постоянный страх вызывает спазмы и не только мышечные. Спазмированные мышцы защемляют нервные окончания, что может нарушить поступление сигналов мозга в нужные отделы и системы... Это то, что первое пришло в голову)))
Но на самом деле, думаю, что А.Чехов хотел показать до какой степени люди желают быть униженными... и чем ниже ступень развития человека, тем более он сам себя унижает. Но это тоже моё личное ИМХО)))

Очень понравился выпуск. Действительно, самый интересный проект на портале! Спасибо!
2016-10-20 20:54:07
Что скажешь? Ваши аргументы весьма профессиональны. Но, Альгиз, признаюсь Вам предельно честно: я конечно далеко не Чехов, но тоже пишу рассказы, и зачастую выбрасываю вроде неплохой материал в корзину, не найдя сильной концовки… Ну, почему бы и Чехову хоть разок не попасть в затруднительное положение? Согласитесь, что в этом случае все медицинские объяснения неожиданной смерти Червякова были бы абсолютно лишними)
2016-10-20 22:39:14
А он и попал))) Просто в те времена не было таких проектов, где можно высказать мнение о работе даже весьма почтенных и незыблемо великих поэтов. писателей и художников))) Вот и промолчали. Ведь тогда могли критиковать лишь избранные. Известные и, очевидно, богатые.
Скорее всего, они дружили с Чеховым)))) А может , и не заметили. Медицина была несколько на ином уровне. Тогда и барышни падали в обморок от всякой ерунды)))
2016-10-20 23:04:43
Лефара, спасибо огромное за участие в настоящем проекте, за поддержку, за Ваше мнение и аргументы по вопросам, которые мы затронули в текущем выпуске. Очень приятно, что Вы оценили поэтический ход Александра. Следует также отметить и форму авторского произведения – это сочетание лирической прозы (рассказ об истории создания) и поэзии Александра. Как рождаются стихи? В этом выпуске мы получили один из ответов на этот риторический вопрос. Надеюсь, что и дальше нас ждут захватывающие истории от наших коллег. Лефара, ещё раз спасибо.
2016-10-25 16:34:06
Олександр Гладкий, Антон Чехов, Ісаак Левітан – яка чудова, просто прекрасна компанія! Так і хочеться приєднатися і поговорити про них усіх і з ними усіма… Бо волею фантазії нашого колеги Олександра Гладкого ми ніби дістали таку фантастичну можливість: почути жартівливу розмову двох друзів-геніїв, що обговорюють свої шедеври у притаманній їм іронічній манері. А волею нашого колеги Олега Доброва до бесіди вже приєднався вже чималий гурт колег-порталівців, чиї версії надзвичайно цікаво було прочитати. Отже, перш за все хочу висловити щире замилування поетичним твором Олександра Гладкого та вдячність за викладену тут історію написання вірша, яка сама по собі є художньо-історичною і художньо-психологічною мініатюрою.
Чехов і Левітан з юності були улюбленими митцями (слова і пензля), але існували в моїй уяві окремо. І от трапилось мені подорожувати з сином-школярем Волгою на теплоході. Теплохід йшов з Астрахані до Москви, а нам належало подолати частину водного шляху від Волгограду до Ярославля. Подорож рікою – це щось казкове! У великих портах ми зупинялися на кілька годин, щоб оглянути місто, відвідати музеї та визначні місця. Зупинилися і у мальовничому містечку з ще незнайомою мені тоді назвою Плёс. Великою втіхою було для мене дізнатися, що творчість улюбленого мого художника Левітана пов'язана з Плёсом ; саме тут написані були пейзажі, сповнені повітрям і річковим свіжим вітром, якими я так любила милуватися. У будиночку-музеї, де свого часу жили Левітан і його супутниця художниця Софія Кувшиннікова, хтось сказав, що Чехов поклав в основу свого оповідання «Попрыгунья»саме їхню історію і що Левітан до самої смерті не пробачив цього другу-письменнику. Отак і пов’язалися імена Левітана і Чехова для мене з зачарованим містом на Волзі. Потім я багато читала про складні взаємовідносини «дружби-ворожнечі» художника і письменника, які тепер вже давно зачислені до «великих», а тоді були (особливо за сучасними нормами) зовсім молодими людьми. В оповіданні збережені певні реальні обставини. Але художник Рябовський зображений у гротескно-зниженій манері нікчемним ловеласом, який нічого художньо-цінного не створює. Таким же нікчемним і вульгарним виглядає і любовний роман Рябовського і Ольги. Автор «Попрыгуньи» не приховує свого презирства до Ольги і її дрібних інтересів, створюючи фактично карикатуру. Так, було на що образитися Левітану.
Та історія все розставляє на свої місця, і я тішуся, що у вірші Олександра Гладкого Ісаак та Антон, хоча і «підколюють» один одного, але по-дружньому. А ми любимо їх обох: і окремо, і разом.
Дякую Олегу Доброву та Олександру Гладкому за цікавий випуск, а на запитання скажу, що для мене це завжди була береза; жодних інших варіантів не розглядалося))))
2016-10-20 19:33:30
Дозвольте, Тетяна, і Вам висловити велику подяку за такі цікаві зауваження і узагальнення… Щодо «Попрыгуньи» – згоден з Вами цілковито, і пам’ятаючи про розбрат, свідомо намагався відвести читача в ті дні, коли ці дві великі людини просто дружньо жартували один з одного.
2016-10-20 20:30:53
Тетяно, дякую Вам за позитивну оцінку поезії Олександра, за таку змістовну рецензію-розповідь про Ваше особисте знайомство з творчістю Ісаака Левітана та Антона Чехова та зокрема про їх особисті відносини. Тетяно, Ви маєте рацію, був в історії дружби Левітана і Чехова епізод, який затьмарив їх відносини – це історія з чеховським оповіданням «Попрыгунья» (інша назва – «Великий человек»). В сюжеті цього оповідання Чехов дійсно використав деякі моменти взаємовідносин Левітана, його учениці Софії Кувшиннікової та її чоловіка, лікаря Дмитра Кувшиннікова. Безумовно Левітан знайшов в оповідання образливі натяки на себе, розлютився, кажуть, навіть збирався викликати Чехова на дуель. Вони кілька років не спілкувалися. Але, як мені відомо, друзі знову знайшли один одного. Дружба з Левітаном, захоплення його роботами, мабуть, багато дали і Чехову як письменнику і мислителю. Як і Левітан, він готовий був «душу віддати за задоволення подивитися на тепле вечірнє небо, на річки, калюжки, що відображають в собі томний, сумний захід сонця» і особливо любив весну.
Тетяно, приємно, що не заростає до нашої АП народна тропа.
Ось і цей випуск не став винятком. Дуже приємно, що Олександр Гладкий ризикнув поділитися з нами своїм щирим оповіданням та поезією-фантазією. Особливо приємно, що всі рецензії та обговорення були сповненні доброзичливістю і повагою. Дякую. Нехай щастить.
2016-10-25 15:02:25
-Антон! Не будь предвзятым, говорю!
Скворечней по балдени одарю!-
Сказал в сердцах художник Левитан.
...и с Лешею распил второй стакан...

2016-10-18 23:10:55
Серго, спасибо.
«Кто испытал наслаждение творчества, для того все
другие наслаждения уже не существуют».
(Антон Чехов)
2016-10-25 17:31:13
Истинно
2016-10-25 22:01:54
Вопрос: «А каким образом скворечник на картине Левитана «Март» попал на верхушку берёзы???». Сегодняшняя ментальность человека 21 века (либо конца 20 века), проживающего уже хоть и в незримых «рамках», но всё же в «рамках» вчерашних границах российской империи, уже воспринимает факт изображённого скворечника на верхушке берёзы почти однозначно – ляп художника. А попытки объяснить возможную «технологическую доставку» этого скворечника звучат как-то не совсем убедительно, не уверенно и обречённо.
Попробую и я объяснить этот факт со своей колокольни, выступив в какой-то мере «адвокатом» известного художника. Для этого необходимо мысленно перенестись во времени на полтора века назад и попытаться рассуждать «аргументами» 19 века, «сменив» для этого ментальность настолько, насколько это вообще возможно…

На сегодняшний день сказки в народном быту служат для забавы и времяпровождения.
Но сказки, вопреки народному убеждению, не составляют продукта чистой фантазии: в них отразились быт и воззрения очень древнего происхождения, но впоследствии народом забытые. Так, в сказках встречается отражение черт, характеризующих грубость древнего быта: людоедство (Баба-яга), разрубание тела на мелкие части, вынимание сердца и печени, выкалывание глаз, выбрасывание стариков, новорожденных, больных и слабых на голодную смерть и т. д. Несмотря на определённые запрещения, сказки в устах народа уцелели, конечно, в измененном виде, до сих пор, но уцелели! Древнерусский князь Игорь был привязан древлянами к верхушкам двух БЕРЁЗ и разорван ими пополам. Такая казнь описывается и в русских сказках.
Так же по этому поводу говорили, что «… в России – в Московии, высокие гибкие берёзы растут повсюду» (с). Такая «психологическая установка» очень даже имела место быть на то время в головах у всего населения страны. Более того, всяким русским забавам на то время уже никто не удивлялся. В любом населённом пункте всегда находились мужики, которые легко могли нагнуть берёзу и зацепить ради забавы любой предмет. А зацепить ПО ДЕЛУ наверх берёзы скворечник таким способом – на раз плюнуть! Понимая это, зная про это, было сложно удивиться данному действу на то время. А значит и автоматически это могло откладываться в подсознании даже в творчестве.
Но, как мне кажется, Левитан этот момент – вопрос РЕАЛИЗМА местонахождения скворечника
(по вышеизложенным аргументам), использовал в творческом плане специально! То есть, понимая, что это реально, он эту деталь (высокий скворечник) преподнёс, как главный символ победы весны!! На тонких, легких ветвях он вознесен к самому небу, как бы раскачивается от весеннего легкого ветерка. Если бы он был укреплен ниже, на толстом стволе – этого ощущения не было бы!!!
Как мне кажется, с помощью и таких в том числе смелых находок и становятся великими.
Прошу прощения у автора Александра Гладкого за столь смелые высказывания… мы же общаемся на одном из интереснейших проектов УПП…
2016-10-17 21:20:43
Идея интересная и для меня неожиданная. Чем-то созвучна с откликом Натальи Сидоренко. Я бы сам, честно говоря, до такого не додумался. Спасибо, что уделили столько времени и усилий, Александр.
2016-10-17 21:42:10
2. Сурневу.
Саша, мой тебе поклон. Потешил...
Арий немало сказал по поводу скворечника, но чуть-чуть недосказал... Просто уже после того как отправил сообщение, сделал то, что сделал ты: на секунду в воображении переместил скворечник с самых высоких веток, на уровень крыши входа, то есть там где он мог бы быть незатруднительно прикреплён. Тогда бы скворечник был не на фоне неба, а на фоне деревьев дальньего леса, сливаясь с ними. Имел бы тогда какое-либо сюжетное значение скворечник? Думаю нет, - он тогда бы стал дежурной деталью пейзажного интерьера.
И на картине стало бы намного меньше весны...
2016-10-17 21:46:40
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Не могу пройти мимо такой интересной версии и непосредственно Вашего диалога. Хочу подкинуть ещё одно интересное зерно сомнений!? Мнения искусствоведов серьёзно разделились и по следующему поводу: одни считают, что скворечник на ветвях осины, другие, что на ветвях тополя, а третьи, что на ветвях берёзы. Мне лично, в силу её весенней поэтичности, больше нравится версия с берёзой!?
С интригой, Олег Добров.
2016-10-18 23:06:34
Сурневу. очень интересные размышления.
2016-10-20 20:35:40
Александр, благодарю Вас за интереснейшую рецензию с версией народных сказок-забав и обсуждения. Некоторые искусствоведы называют Исаака Левитана – «Грустным художником» и даже сочиняют сказки о «Грустном художнике». Это происходит, скорее всего, в силу их осведомлённости о сложной личной жизни мастера, о его внутренних депрессивных переживаниях, которые сопровождали художника на протяжении всего периода творчества. С другой стороны, если каждому художнику, в том числе и художнику слова, дать хоть немного таких депрессивных переживаний, то можно только представить, сколько бы ещё шедевров мы увидели. Картины Левитана прекрасны. И все любители живописи узнают их не только по краскам, но и по настроению. Образы произведений Исаака звучат, как отдельные выразительные аккорды. Поэтому его образы (ландшафты) часто называют философскими и психологическими. Сложность человеческой судьбы можно по праву считать настоящим предметом его картин. Именно таким специально поэтически недосказанным образом-деталью-фишкой и является наш скворечник…
Александр Гладкий в своём стихотворении показал Исаака Левитана немного с другой стороны: весёлым, бесшабашным, ироничным и компанейским молодым человеком, который не уступает Антону Чехову в «красном словце». С моей точки зрения, достаточно интересная поэтическая версия, которая по-особому подчёркивает человечность таких творческих личностей как Исаак Левитан и Антон Чехов.
Александр, ещё раз спасибо, в том числе и за оценку усилий организаторов проекта.
2016-10-25 12:56:28
Это ж надо было ещё подметить, что скворечня слишком высоко.
А с другой стороны - высока идея мастера: показал, что над всем доброта людская, как говорится, всему голова! :))
Хороший юмор в стихах!
2016-10-17 13:47:25
Может быть, может быть... Мы видим подворье, а в доме живут добрые люди... Спасибо за отзыв, Наталья.
2016-10-17 21:46:01
Наталя, дякуємо за рецензію. Дякуємо за оцінку гумору у вірші Олександра. Згоден з Вами, що художник дійсно мав здатність пробуджувати глибокі людські почуття за допомогою пейзажного живопису. Хоча люди, як правило, не присутні на його полотнах, його пейзажі незмінно кажуть про людяність. Природа завжди представлена в них через призму особистого людського досвіду.
Нехай щастить.
2016-10-25 11:50:28
Взаимно.
Проекту долго жить и радовать!
В наше время отсыл к прекрасному очень важен. Красота, таки, спасёт мир.
2016-10-25 12:14:22
Интересную жизненную историю подарили, Саша.
Вы говорите о том, что у Вас гиперестезия к малейшей фальши. Если честно, то скворечник, на мой взгляд, действительно, несколько дисгармонирует (даже по размерам) со всей картиной.
Однако на тот же мой взгляд, эта дисгармония почему-то не отталкивает, не воспринимается ляпом. То есть, ИМХО, левитановский перегиб объективен, но для меня он почему-то не отторгающ.
Нам остаётся только догадываться о причинах такой "выпуклости" скворечника. Возможно, действительно, его кто-то дорисовал в агитационных целях. Возможно берёзка, действительно, подросла (правда, тогда не совсем просто представить, каким образом крепился скворечник на молодых ветках, если даже с окрепшими ветками он не очень соразмерен). Возможно и иное. Мне представляется, что скворечники рисовала всё-таки левитановская рука. Моё "ИМХО" основано на том, что каждый автор в любом виде творчества имеет право на авторский домысел, на авторскую аллегорию, на авторскую гиперболизацию. Здесь в обсуждении кто-то метко отметил использование приёма гиперболизации в чеховском произведении. Но гиперболизация - приём не только литературный, но и используемый в живописи. Отталкиваясь от своего восприятия этого замечательного пейзажа (задавая себе вопрос почему объективно несоразмерный, выпуклый в художественном плане скворечник - не отторгает), - могу предположить, что несоразмерность скворечника, - тот же приём акцентной гиперболизации, - штришок, которым художник в зимнем пейзаже хотел усилить ощущение весны. Для цели ощущения весны скворечник мог быть не просто нарисованным, но и представленным выпукло. Понятно, что восприятие юного Саша Гладкого, не задумывавшегося о тонкостях художественных приёмов, воспротивилось "фальши". Но возможно эта фальшь была вполне осознана. Мы же и в поэзии нередко используем негативное для акцентного усиления.
Всё вышеизложенное - совершеннейшее ИМХО.
О картине.
Левитан - не мастер, он - ГЕНИЙ пейзажа. Столь органично ощущать нарисованное, как на картинах Левитана, просто немыслимо.
2016-10-17 11:34:36
Арий, Ваши мысли во многом созвучны с моими. Очевидно, мы люди с близкими кредо. Спасибо за такой подробный отклик.
2016-10-17 18:07:02
Арию. Ваши комментарии всегда наполнены добротой и если не пониманием, то принятием окружающего мира. Всегда ощущаю гармонию в мыслях и словах.
Читая ваши мысли, получаю удовольствие от слога, знаний и умения не просто правильно , но и красиво подавать информацию.
2016-10-20 20:41:10
Арий, благодарю Вас за содержательную рецензию, за версию с художественной гиперболизацией, за очень корректное и дружеское отношение к своим коллегам. Могу добавить от себя, что интригующая недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа Левитана. Пустая скворечня на высоких и ещё голых ветвях напоминает, что скоро должны вернуться её обитатели, а значит, усиливает ощущение наступающей весны, которая бурлила в душе художника и распускалась всеми цветами радуги в период его влюблённости.
Ещё раз спасибо. Всегда рады Вам на страничках нашей авторской программы.
2016-10-25 11:35:08
Привет, Александр! Очень дельное наблюдение у ребёнка! Вспомнила М.Пришвина "Этажи леса" - ведь у каждой птицы свой этаж.Вроде в воздухе зависла скворечня, но многие на шестах делаются и крепятся к стволу.Пусть будет это ляп ( ляпсус с лат. ошибка, обмолвка). Но что касаемо Антона Чехова, то это не ляп, а продуманный юморной ход гиперболой. И ещё: все фамилии на -ов, пишутся через О.(Борщов, Сукачов,Хрущов) Успехов во всём!
2016-10-17 09:02:13
Ну, конечно же "Хрущов", Светана. Спасибо, что откликнулись.
2016-10-17 10:18:01
Светана! Сейчас проверил по энциклопедиям. Нужно писать "Хрущев Никита Сергеевич", хотя фамилия "Хрущов", как вариант, тоже встречается) А то я уже подумал, что сам ляп допустил...
2016-10-17 10:36:54
Светана: " И ещё: все фамилии на -ов, пишутся через О.(Борщов, Сукачов,Хрущов) Успехов во всём!"
_*_
Светаночка, не обижайтесь, но мне тоже кажется, что это мнение не совсем верное. Фамилии, имена, отчества пишутся так как, поп записал в церковно-приходской книге. А записи в церковные книги попы, как правило, заносили таким образом, который был предусмотрен местечковым обычаем. С тех пор, правило написания "о" после шипящих написания фамилий не касается. Отсюда и Имеем Хрущёв, Пугачёв, Кулачёв… Примите мнение пока так, но постараюсь найти подтверждение, которое как мне кажется встречал раньше. Но вопрос интересный. Поэтому если у Вас есть апеллирующий аргумент – буду очень благодарен.
2016-10-17 11:41:30
Вот что удалось найти:
сайт "Грамота.ру"
(линк ссылки не даю, ибо опасаюсь что линк источника сайта "Грамота.ру" растянет (как это бывало раньше) и сделает плохо читабельной страницу)

Копипаст вопроса и ответа:

Вопрос № 285492
Как соотносится существование фамилий Чернышев, Толмачев, Грачев, Хрущев, и т.п. с правилом о правописании о/е после шипящих?

Ответ справочной службы русского языка
Это правило не распространяется на написание фамилий. В русских фамилиях на шипящий + -ов (-ёв) пишется о или ё в соответствии с традицией и с регистрацией в официальных документах.
2016-10-17 12:42:24
http://www.stihi.in.ua/avtor.php?author=49139 - наш замечательный коллега Игорь Сычёв Фамилия правилам не подчиняется. Как в паспорте - так и правильно
2016-10-17 12:54:09
Светана, спасибо за рецензию. Очень приятно, что Вы не забываете о нашей авторской программе.
Добра, мира и благополучия.
«В жизни нет сюжетов, в ней всё смешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным».
(Антон Чехов)
2016-10-25 10:05:42
Спасибо за Чехова! Верность жизни всегда - его девиз.
2016-10-26 03:36:36
Віршик гарний, що тут скажеш. І сама історія цікава. Не кожна дитина помітить так високо розміщену шпаківню, тому вчителька і вийшла з класу і провела серйозну бесіду з малюком.))) Дякую Олегу і автору за цікавий випуск.)))
2016-10-16 14:33:12
Дякую за такий позитивний відгук.
Хай щастить, райка!
2016-10-16 21:06:29
Райко, дякуємо за добрі слова на адресу Олександра і організаторів авторської програми. Ми дуже хотіли, щоб все було цікаво і художньо-поетично-пізнавально.
Нехай щастить.
2016-10-25 09:42:25
Дуже привабливий випуск АП П-Х 54.
Цікавий, Олександре, ваш твір.
Але я думаю, що ця шпаківня була домальована через 20-30 років після смерті художника, коли планувалося ввести даний твір мистецтва в шкільні програми (коли народжувався «тимурівський рух» і т.д.) . Багато чого тоді змінювалося. Казала моя тітка, що коли її вислали на Сибір, то величезну її «бібльОтеку» знищили; і «Кобзар» зараз перероблений і книжки інших письменників перероблено на свій манер…
Тому пропонувала би суперечку класиків перевести на дружні жарти про те, як вони там на небесах розмовляють. Левітан запитує, про що Чехов до цих пір думає. А Чехов відповідає, що й досі не знає, від чого все ж таки помер його ЛГ (автор міг і не знати, від чого помер ЛГ,: чи від страху, чи від сорому… (автор – сатирик-гуморист). Тоді Левітан каже: «…Ти щасливий тим, що не домалювали твоєму твору діагноз так, як це вони домалювали…
Чехов (перебиває, продовжує): « …як домалювали твоїй картині шпаківню?» 
І цей кінець був би крутим поворотом у вашому творі. І залишити читача із загадкою: чи справді так було, чи Чехов і тут пожартував.

З найкращими побажаннями,
2016-10-16 03:14:39
Ваші думки, на диво, співзвучні з орвеллівським «1984» – там, якщо не помиляюся, старі газети влада корегувала на свій політичний розсуд. Таке, до речі, зараз бачимо в РФ, де нещодавно встановлено й освячено пам’ятник Івану Грозному. Тож вочевидь Ваша ідея не така вже й нереальна. Дякую, Оксано, за таке глибоке і несподіване прочитання вірша.
2016-10-16 10:44:48
Оксано, дякуємо за відгук, за цікаві версії щодо запропонованих тем цього випуску, за Вашу особисту участь і підтримку АП «Поет-Художник».
Нехай щастить.
2016-10-25 09:32:16
Взаємно.
Дякую за ваш талант, старання, час і труд, що прикрашають і оживляють портал.
2016-10-25 18:09:47
Ох, здесь не просто творчество. Интересно...
2016-10-15 23:26:11
Рад, что откликнулись, Андрей. Действительно, хотелось, чтоб было интересно...
2016-10-15 23:56:49
Андрей, спасибо, что заглянули в гости. Приходите ещё.
2016-10-21 11:56:36
Цікава репродукція картини, а ще більш цікавим подається вірш у двох варіантах, таке відчуття, що обидва митці сперечались досконало викладеною поезією. Це ж таку пам'ять універсальну потрібно мати, щоб пам'ятати досі події зі школи, та іще й до таких подробиць, браво!
Олегові Доброву особиста подяка, за вдало представлені матеріали! Бажаю удачних проектів!
2016-10-15 20:28:00
Дякую, Валентино. Особисто за високу оцінку самої поезії...
2016-10-15 20:36:34
Валентино, дякуємо за позитивну оцінку поезії Олександра, теплі слова та побажання.
Нехай щастить.
2016-10-21 11:50:14
Только-только вернулась из музея Чехова в Сумах. Привет всем-всем портальцам :-) Даже за самоваром посидела и стихи почитала свои прямо в комнате матери Чехова :-) Как эколог скажу, что "навколишнє середовище" тоже ляп ;-) А вот в "Смерти чиновника" ничего сверхестественного не увидела. Чай не мальчик, плюс сидячий образ жизни, стресс - вполне могло быть
2016-10-15 20:22:39
Возможно Вы правы, Елена... Просто у меня какое-то болезненное, иногда наверняка ложное, неприятие малейшей фальши.
2016-10-15 20:43:11
Мне после буквально прикосновения к жизни Чехова все кажется правдой :-) А на счет скворечника: "березка могла подрасти" - почти по Маршаку.
2016-10-15 21:50:20
Елена, благодарю за отклик.
«Искусство даёт крылья и уносит далеко-далеко!»
(Антон Чехов)
2016-10-21 11:42:27
И картина и стих на 5. Такие сания помню в детстве на сарае много лет. Двор был купеческий Мой дед часть откупил, хозяйка жила сама в огромном доме до 1970г.Сейчас там проживае 10 семей.Хозяйку не раскуркуливали В революцию была за красных сама медик . Во 2 мировой награждена орденос боевого красного знамени.
2016-10-15 19:13:58
Спасибо за отклик, Олег.
2016-10-15 20:10:02
Олег, спасибо за отзыв.
Вот и у Вас тоже возникли свои жизненные ассоциации.
2016-10-21 11:37:41
Интересные размышления автора на темы... Что касается места расположения скворечни (с): дерево имеет тенденцию к росту - первое; нам не известно из какого материала (вес) сделана скворечня (с).

Смерть от страха...

Признаки инфаркта:

Сильная боль за грудиной. Она может распространяться на левую руку, плечо, левую половину шеи, на межлопаточное пространство.
Часто приступ сопровождается чувством страха.
Прием нитроглицерина не снимает боль.
Приступ может возникнуть в покое, без видимых причин, боль продолжается от 15 минут до нескольких часов.

Я не врач, но о похожих случаях слышал...
2016-10-15 19:11:30
... и не стоит забывать, что А.П. Чехов был врачом...))
2016-10-15 19:13:47
Я тоже не врач, Дмитрий, но сын врача. А это больше, чем врач, согласитесь)
Вы же понимаете, что я Чехова не недооцениваю ни как врача, ни как писателя. Но, знаете, конь о четырех ногах, а иногда спотыкается.
2016-10-15 20:01:19
Согласен, спотыкается... Но, думаю, мои аргументы имеют место быть принятыми во внимание... Как внука и племянника врачей...
2016-10-15 21:32:47
Безусловно, аргументы принимаются. Спасибо за живой отклик.
2016-10-15 23:10:39
Спасибо, Александр!
2016-10-15 23:21:49
Дмитрий, спасибо за Ваше участие в настоящем выпуске.
«Медицина – моя законная жена, а литература – любовница».
(Антон Чехов)
2016-10-21 11:14:30
Цікаво))...На захист художника скажу (якщо припустити , що дерево розчистили, тобто відпиляли товсту гілку, на якій сидів майстер шпаківні і Левітан писав уже після цієї операції))....то можливо це був не "ляп"))
2016-10-15 16:54:46
Тетяно, може воно й так, як Ви кажете. Але моє дитяче сприйняття картини було іншим. До того ж у вірші і Чехов, жартуючи, перебільшує ваду картини, і Левітан трохи палку перегинає...
2016-10-15 20:08:25
Погоджуюсь... все таки трохи зависоко))
2016-10-15 20:11:34
Тетяно, дякуємо за Ваш відгук на поезію О. Гладкого та пейзаж І. Левітана.
За 40 років життя, Ісаак Левітан створив безліч неповторних краєвидів. Простота природних мотивів є відмінною рисою його художнього генія.
2016-10-21 10:59:46

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Коротати час чи вік - це зрозуміло. А "дитя коротати" - це як?
Рецензия от:
Владимир Роберта
2024-04-20 04:24:30
Особенно восхитила рифма "уходила\уходила&quo t;, да и остальные тоже стараются приблизиться к этому идеалу.
Хотя многие полагают, что тема войны и страданий может оправдать публикацию таких стихов на литературном сайте.
Конечно, всем нам очень хочется, чтобы кошмар войны поскорее закончился победой Украины, разгромом агрессора. Но, чтобы публиковать стихи о страданиях, мало их пережить, нужно овладевать ремеслом.
Удачи Вам, Елена!
Рецензия от:
Владимир Роберта
2024-04-20 04:00:27
Помнишь : с тобой мы по небу летели?
Горы - внизу, а до Солнца – рукой.
Там, вдалеке, бушевали метели,
Здесь - были радость и свет, и покой.

Жаль, сон полночный, увы так непрочен,
Тает, как ранние звезды в пруду,
Как рыхлый снег у дорожных обочин,
Но я его продолжения жду...
Рецензия от:
Влад Каганов
2024-04-20 01:22:54
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.