ЖИВОПИС – ЦЕ ПОЕЗІЯ, ЯКУ БАЧАТЬ, А ПОЕЗІЯ – ЦЕ ЖИВОПИС, ЯКИЙ ЧУЮТЬ!
АП - Авторские программы регистрируются по согласованию с Администрацией сайта. Авторы УПП самостоятельно разрабатывают и проводят мероприятия в своих программах без непосредственного участия Администрации.
Подробнее можно узнать тут

Автор: АП О. Доброва, Т. Лавинюкової "Поет-Художник"
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2018-04-21 19:54:16
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

75. Валерій Брюсов – Михайло Врубель

          АП «Поет-Художник»

          75. Валерій Брюсов – Михайло Врубель

          Шановні друзі, знайомі і незнайомі! АП «Поет-Художник» продовжується.

          Художник-символіст Михайло Олександрович Вру́бель (1856-1910) так і не встиг дописати свою останню картину «Портрет поета Валерія Яковича Брю́сова» (рік написання 1905-1906, папір, вугілля, крейда, сангіна, 104х69 см, Всеросійське музейне об`єднання «Державна Третьяковська галерея», Москва, Росія).
          Незавершеність цієї роботи майстра можна вважати скоріше благом, ніж прикрим випадком. Сама особистість поета заслуговує подібного швидкоплинного погляду художника, передача основних рис поза всякого інтер`єру і барвистого розмаїття. Те, що на картині поет, зрозуміло відразу, без зайвих роз`яснень. Синє світіння, яке оточує героя портрета, створює відчуття романтичної димки, задумливого натхнення. Закрита поза поета характеризує його, як особистість тонку і раниму. Нервові пальці, великі і вологі очі, чорна борода з вусами. Перед нами модник, який звик справляти враження. З іншого боку, глядача не полишає відчуття деякої тривоги, трагічності зображеного чоловіка, містичного передчуття?!
          У цьому випуску я пропоную ознайомитися з віршем Валерія Яковича Брюсова «М. О. Врубелю», який було створено поетом у 1906 році під враженням від творчості Михайла Врубеля. Створення цього вірша тісно переплітається з незавершеним портретом Брюсова, та нам, шановні друзі, надається можливість ознайомитися з історією створення останньої роботи Врубеля безпосередньо зі слів поета-символіста.
          Отже, читайте, обговорюйте, діліться своїми думками (цю історію мені зручніше розповісти російською мовою).
          З найкращими побажаннями, Олег Добров


          ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ. ПОСЛЕДНЯЯ РАБОТА ВРУБЕЛЯ

          Вдохновлённый примером «Мира искусства» С. П. Дягилева, Н. П. Рябушинский (собиратель русской и западноевропейской живописи, антиквар, меценат) организовал выпуск художественного иллюстрированного журнала «Золотое Руно». Участвовать в этом проекте Николай Павлович Рябушинский пригласил:  К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, Остроумову, Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа и В. Я. Брюсова. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) – поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк, один из основоположников русского символизма. Планы редакции журнала включали тогда создание портретной галереи выдающихся современных писателей, которых должны были писать ведущие современные мастера. Портрет идейного вождя редакции и мэтра русского символизма – В. Я. Брюсова – заказали М. А. Врубелю. Журнал издавался большим форматом, с золотым шрифтом в две колонки – на русском и французском языках, и блистал качеством иллюстраций.
          «01» февраля 1906 года первый номер журнала «Золотое Руно» открылся стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова «М. А. Врубелю»:

          От жизни лживой и известной
          Твоя мечта тебя влечёт
          В простор лазурности небесной
          Иль в глубину сапфирных вод.

          Нам недоступны, нам незримы,
          Меж сонмов вопиющих сил,
          К тебе нисходят серафимы
          В сияньи многоцветных крыл.

          Из теремов страны хрустальной,
          Покорны сказочной судьбе,
          Глядят лукаво и печально
          Наяды, верные тебе.

          И в час на огненном закате
          Меж гор предвечных видел ты,
          Как дух величий и проклятий
          Упал в провалы с высоты.

          И там, в торжественной пустыне,
          Лишь ты постигнул до конца
          Простёртых крыльев блеск павлиний
          И скорбь эдемского лица!

         1906

          Возможно, это было последнее печатное издание, которое видел Михаил Врубель, так как уже «12» февраля 1906 года в письме к жене он пожаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Через несколько дней он полностью ослеп…

          Впервые очерк Валерия Брюсова «Последняя работа Врубеля» был опубликован в журнале «Искусство», Киев, номера 11, 12 за 1912 год. Очерк также включён в книгу В. Я. Брюсова «За моим окном», Москва, «Скорпион», 1913, с.13-22. Ниже приведём сокращённый текст очерка Валерия Брюсова:

          Н. П. Рябушинский задумал собрать для «Золотого Руна», которое он издавал, серию портретов современных русских писателей и художников. Портрет К. Д. Бальмонта написал В. А. Серов; Андрея Белого – Л. С. Бакст; Вячеслава Иванова – К. А. Сомов.
          Сделать мой портрет Николай Павлович Рябушинский решил предложить Врубелю. Это было в 1905 году. Врубель жил тогда в психиатрической лечебнице доктора Ф. А. Усольцева, в Петровском парке. Заехав за мной утром, Рябушинский повёз меня знакомиться с Врубелем. Раньше с Врубелем встречаться мне не приходилось. Но у нас было много общих знакомых. Я многое слышал о Врубеле сначала от М. А. Дурнова, которому пришлось быть печальным свидетелем начинавшегося у Врубеля недуга, потом от членов Московского товарищества художников, со многими из которых я был близок и которые гордились тем, что Врубель выставлял свои полотна на их выставках. Кроме того, уже давно, после «Пана», после «Тридцати трёх богатырей», после «Фауста», я был страстным поклонником его творчества («Демона» мне на выставке не довелось видеть).
          Лечебница доктора Усольцева состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке, около Зыкова. Была ещё зима, везде лежал снег, кругом было безлюдно. Внутри дома оказались простенькие комнаты, со стенами без обоев, с рыночной мебелью, не впечатления «больницы», но всё же было неуютно и не живо. Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех «премьер», человек поразительно живой, интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель. Вошёл неверной, тяжёлой походкой, как бы волоча ноги. Правду сказать, я ужаснулся, увидя Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза – как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший!
          После обычных приветствий он спросил меня:
          –  Это вас я должен писать? И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений. Так как у Врубеля не оказалось ни красок, ни угля, ни полотна, то первый сеанс пришлось отложить. Н. П. Рябушинский обещал прислать ему всё нужное для рисования.
          {…}
          Следующий раз я привёз Врубелю от Н. П. Рябушинского ящик с цветными карандашами. Полотно уже было заготовлено, и Врубель тотчас же приступил к работе. Скажу, к слову, что первое время Врубель должен был привязывать полотно к спинке кресла, так как мольберта у него не было. Позже, по моей просьбе, Николай Павлович прислал и мольберт. Врубель сразу начал набрасывать углём портрет, безо всяких подготовительных этюдов. В жизни  во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твёрдость. Линии, проводимые им, были безошибочны. Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер – продолжал жить. В течение первого сеанса начальный набросок был закончен. Я очень жалею, что никто не догадался тогда же снять фотографию с этого чёрного рисунка. Он был едва ли не замечательнее по силе исполнения, по экспрессии лица, по сходству, чем позднейший портрет, раскрашенный цветными карандашами.
          Во второй сеанс Врубель стёр половину нарисованного лица и начал рисовать почти сначала. Я был у Врубеля раза четыре в неделю, и каждый раз сеанс продолжался три-четыре часа с небольшими перерывами. Позировал я стоя в довольно неудобной позе, со скрещёнными руками, и крайне утомлялся. Врубель же словно не чувствовал никакой усталости: он способен был работать несколько часов подряд, и только по моей усердной просьбе соглашался сделать перерыв и выкурить папиросу. Во время сеанса Врубель говорил мало; во время отдыха, напротив, разговаривал очень охотно. В речи он по-прежнему часто путался, переходил от одного предмета к другому по чисто случайным, словесным ассоциациям; но когда разговор касался вопросов искусства, как бы преображался. С особой любовью Врубель говорил об Италии. Он изумлял необыкновенной ясностью памяти, когда рассказывал о любимых картинах и статуях. В этой ясности памяти было даже что-то болезненное. Врубель мог описывать какие-нибудь завитки на капители колонны, в какой-нибудь Венецианской церкви, с такой точностью, словно лишь вчера тщательно изучал их.
          С исключительным восторгом отзывался он о картинах Чимы да Канельяно.
          – У него необыкновенное благородство в фигурах, – не раз повторял он.
          Первые дни я не замечал резких проявлений душевного расстройства во Врубеле. Между прочим, он интересовался моими стихами, просил принести ему мои книги и на другой день говорил о стихотворениях, которые ему прочли накануне (слабость глаз не позволяла ему читать самому), – говорил умно, делая тонкие критические замечания. Он показывал мне свои новые начатые картины: «Путники, идущие в Эммаус» и «Видение пророка Иезекииля».
          Сказать, между прочим, они тогда были уже в том виде, в каком остались и теперь, так что мой портрет был самой последней работой, над которой трудился Врубель. По поводу «Видения пророка Иезекииля» Врубель долго объяснял мне, что до сих пор все неверно понимали то место Библии, где это видение описано. Врубелю нередко читали на ночь Библию, и он был изумлён, заметив, что обычное понимание видения – неправильно, не соответствует прямым словам Библии. Тогда я не удосужился проверить это замечание, а теперь мне уже не хочется делать это: я предпочитаю верить Врубелю на слово.
          {…}
          Работая над портретом, обдуманно «иллюминируя» лицо портрета цветными карандашами, Врубель неожиданно начинал говорить о тех голосах, которые преследуют его. Впрочем, ему случалось добавлять:
          – Да, может быть, это всё галлюцинация.
          {…}
          Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь, и что, в наказание за то, против его воли, в его картинах оказываются непристойные сцены. Особенно беспокоился он за недавно им законченную «Жемчужину».
          – Вы её видели? – спрашивал он меня. – Не заметили в ней ничего?
          – Прекрасная картина, Михаил Александрович, – ответил я. – Одна из лучших ваших вещей.
          – Нет, – беспокоился Врубель, – там, знаете, одна фигура так прислонена к другой... я ничего такого не думал... Это получилось само собой... Непременно надо будет переделать... И потом, несколько понизив голос, он добавил, но так, что нельзя было различить, говорит ли в нём безумие или истинная вера:
          – Это – он (Врубель разумел Дьявола), он делает с моими картинами. Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил...
          Всё это мешало Врубелю работать над моим портретом, работать медленно, упорно, но с уверенностью и с какой-то методичностью. С каждым днём портрет оживал под его карандашами. Передо мной стоял я сам со скрещёнными руками, и минутами мне казалось, что я смотрю в зеркало. В той атмосфере безумия, которая была разлита вокруг, право, мне не трудно было по временам терять различие, где я подлинный: тот, который позирует и сейчас уедет, вернётся в жизнь, или другой, на полотне, который останется вместе с безумным и гениальным художником. Несомненно, была пора, когда неоконченный портрет был гораздо замечательнее того, что мы видим теперь. Он был и более похож и более выразителен. Продолжая работать, Врубель много испортил в своём последнем произведении.
          {…}
          Весной мне пришлось на две недели уехать в Петербург. Вернувшись в Москву, я тотчас вновь явился к Врубелю. Его я нашёл сильно переменившимся к худшему. Лицо его как-то одичало. Глаза потеряли способность всматриваться пристально, – они смотрели, словно не видя; он должен был подходить близко к предмету, чтобы рассмотреть его. Движения стали ещё более затруднёнными: когда Врубелю пришлось, при мне, пройти из одной дачи в другую, он уже не мог идти сам, – его пришлось вести. Врубель возобновил работу над портретом.
          {…}
          Приехав, кажется, на третий сеанс, после возвращения из Петербурга, я готов был всплеснуть руками, взглянув на портрет. Первоначально портрет был написан на тёмном фоне. Этим объясняются, между прочим, и тёмные краски, положенные на лицо. За головой было что-то вроде куста сирени, и из его тёмной зелени и тёмно-лиловых цветов лицо выступало отчётливо и казалось живым. И вот утром, в день моего приезда, Врубель взял тряпку и, по каким-то своим соображениям, смыл весь фон, весь этот гениально набросанный, но ещё не сделанный куст сирени. Попутно, при нечаянном движении руки, тряпка отмыла и часть головы. На грязно-сиреневом фоне, получившемся от воды и смытых красок, выступало каким-то чёрным пятном обезображенное лицо. Те краски щёк, глаз, волос, которые были совершенно уместны при тёмном фоне, оказались немыслимыми при фоне светлом. Мне казалось, что я превращён в арапа.
          – Зачем вы это сделали? – с отчаянием спросил я. Врубель объяснил мне, что он напишет новый фон, что сирень не идёт ко мне, что он сделает что-нибудь символическое, что будет отвечать моему характеру. Но я ясно видел, что новая работа уже не под силу художнику.
          {…}
          Особенно грустно было то, что смыта была и часть рисунка: затылок. Благодаря этому на портрете осталось как бы одно лицо, без головы. Впоследствии знатоки находили в этом глубокий смысл, восхищались этим, утверждая, что таким приёмом Врубель верно передал мою психологию: поэта будто бы «показного». Но, увы! Эта «гениальная черта» обязана своим происхождением просто лишнему взмаху тряпки. Врубель понял, что я очень огорчён и, желая меня утешить, немедленно принялся за работу. Он достал откуда-то фотографию с какой-то фрески эпохи Возрождения, изображающей свадьбу Психеи и Амура. Эту композицию он задумал перенести в фон портрета:
          – Мы напишем сзади свадьбу Псиши и Амура, – говорил он, с удовольствием повторяя слово «Псиша».
          Действительно, он начал делать контуры, перерисовывая на полотно фотографию. Когда фон заполнился несколькими чертами, неприятное впечатление от тёмных красок, которыми было нарисовано лицо, несколько смягчилось, но не вполне. Во всяком случае, портрет не достигал и половины той художественной силы, какая была в нём раньше.
          Скоро, однако, стало ясно, что работать Врубель уже не может. Рука начала изменять ему, дрожала. Но что было хуже всего: ему начало изменять и зрение. Он стал путать краски. Желая что-то поправить в глазах портрета, он брался за карандаши не того цвета, как следовало. Таким образом, в глазах портрета оказалось несколько зелёных штрихов. Мне тоже приходилось потом слышать похвалы этим зелёным пятнам. Но я убеждён, что они были сделаны только под влиянием расстроенного зрения. Сестра Врубеля, присутствовавшая здесь, настояла на том, чтобы он прервал работу. После этого я приезжал к Врубелю ещё два раза. Он пытался продолжать портрет, но каждый раз оказывалось, что это сверх его сил. Портрет остался неоконченным, с отрезанной частью головы, без надлежащего фона, с бессвязными штрихами вместо задней картины: свадьбы Псиши и Амура. Когда выяснилось, что Врубель не может работать, Н. П. Рябушинский портрет увёз к себе. Ещё у Врубеля видел портрет С. П. Дягилев и советовал не трогать его более.
          – Это и так совершенно, – говорил он.
          Но я знал, чем портрет был и чем он мог бы быть. У нас остался только намёк на гениальное произведение. Портрет был выставлен в Москве, в Петербурге и в Париже; теперь находится в собрании Н. П. Рябушинского. После этого портрета мне других не нужно. И я часто говорю, полушутя, что стараюсь остаться похожим на свой портрет, сделанный Врубелем.


          Примечания и комментарии (послесловие):

          Свою последнюю картину «Портрет поэта Брюсова», над которой Врубель работал в 1905-1906 гг., художник действительно так и не успел дописать. Слепой и на ощупь он пробовал стереть часть фона, чтобы поправить его, но случайно стёр ещё и часть портрета (затылок). Если применить эффект камеры обскуры, удалив все отвлекающие внимание детали кроме собственно портрета, гений Врубеля ещё более очевиден?! Хотя, вспоминая этот эпизод, Валерий Брюсов в своём очерке пишет о простой случайности. Ещё четыре года после последнего сеанса Михаил Врубель проживёт слепым. Художник так и не узнает: его избрали Академиком искусств заочно, а выставки с его картинами путешествуют по всей Европе и получают мировую славу и признание.
          Накануне смерти (д.с. «01(14)» апреля 1910 года) Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь – поедем в Академию». Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств, а «03» апреля 1910 года состоялись похороны на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».

          К концу 1909 года издатель «Золотого Руна» разорился, не окупающиеся расходы, связанные с журналом и с выставками и приверженность к игре в карты подорвали его состояние. В 1911 году Рябушинский был вынужден распродать часть своей коллекции с аукциона. Портрет Валерия Брюсова работы Михаила Врубеля остался с Николаем Рябушинским, и даже пережил пожар в его особняке «Чёрный лебедь» в Петровском парке, уничтожившем многие из собранных там картин. После революции остатки коллекции и достояния Рябушинского были национализированы. В 1922 году Николай Петрович эмигрировал во Францию, где и скончался. Портрет Брюсова, как и другие работы Врубеля, украшает сегодня Третьяковскую галерею.

          В стихотворениях Валерия Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие – любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, – и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то – отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти. Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова – всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов – «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов – «молотобоец и ювелир».
          Нам доставляют большое эстетическое удовлетворение чёткие, чеканные поэтические формулы Брюсова, в которых заключено большое интеллектуальное и эмоциональное содержание.
          «В поэзии дорого только Завтра!» – такими словами закончил Брюсов одну из своих статей. Вот в этом устремлении главная поучительность жизненного и творческого пути Валерия Брюсова.
          Валерий Брюсов скончался в своей московской квартире «09» октября 1924 года от крупозного воспаления лёгких и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Основные источники:
• Исследования современных литературоведов и искусствоведов.
• Статьи и публикации (интернет, периодические издания).
• https://strannik17.livejournal.com/12784.html
• http://safezone.cc/threads/misticheskie-kartiny.10569/
• http://www.stihi-rus.ru/1/Bryusov/

Надеюсь, что вам было интересно. До встречи.
С уважением, Олег Добров

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 1281

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 15.
Врубель - один з моїх найулюбленіших художників.
2019-02-18 23:39:31
Справжня стихія творів Врубеля – мовчання, тиша, яку, здається, можна чути. Він зображує моменти невимовні, почуття, які не поміщаються в слова. Мовчазний поєдинок сердець, поглядів, глибокі роздуми, безмовне духовне спілкування…
2019-02-18 23:52:51
Доброго дня, шановні друзі, читачі та дописувачі, прихильники та опоненти!..

У 75 випуску авторської програми «Поет-Художник» ми ознайомилися з віршем Валерія Яковича Брюсова «М. О. Врубелю», який було створено поетом у 1906 році під враженням від творчості Михайла Врубеля. Створення цього вірша тісно переплітається з незавершеним «Портретом поета Валерія Яковича Брю́сова» (рік написання 1905-1906, папір, вугілля, крейда, сангіна, 104х69 см, Всеросійське музейне об`єднання «Державна Третьяковська галерея», Москва, Росія). Ми разом з вами також ознайомилися з історією створення цієї останньої роботи Врубеля безпосередньо зі слів поета-символіста. Як слушно підкреслила Софія Стефа: «Два великих художника в процессе не такого уж длительного общения успели проникнуться друг другом и описать эти проникновения в своих творениях, это два портрета: один – в стихах, другой – в карандаше…»

Дякуємо всім-всім читачам. Дякуємо за змістовні, вдячні рецензії та дослідження всім постійним дописувачам. Дуже приємно, що ви підтримали творчу атмосферу цього випуску! В наш час всі ми здаємося інопланетянами, але такими, які здатні перевернути світ. Від усієї душі бажаю вам реалізувати самі незвичайні фантазії, нехай вся планета дізнається про ваші творчі імена і таланти!

Нас єднає мистецтво. Мистецтво єднає покоління. Мистецтво єднає рідну Україну.

АП «Поет-Художник» продовжується!..

До зустрічі! Нехай щастить!
2018-05-10 15:28:11
Дорогий Олеже, дякую тобі за твою культурно-просвітницьку діяльність на нашому поетичному порталі! Завжди цікаві випуски авторської програми "Поет-Художник", а особливо ті, де авторами поезій виступають наші ж колеги, поети УПП! Цікаво доторкнутися до історії створення віршів та картин, але творчість тих, хто живуть поряд з нами, ще цікавіше. Всім дякую! Нехай щастить!
2018-05-10 19:30:02
2018-05-10 20:26:17
Дуже дякую Вам, Олеже, за цю програму. Сподіваюсь. що і наступні випуски будуть такі ж вразливі.
2018-05-10 20:51:11
Настільки чітко зображений портрет хоча він є не закінченим. Його погляд і здається його внутрішній світ видно неозброєним оком. Я взагалі дивуюсь, коли художники-портретисти передають на папері такі виразні штрихи. Вірш Валерія Брюсова також спододався. Дякую, Олеже, за чудовий проект, поет-художник!
2018-04-29 18:37:18
Валентино, уклінно дякуємо.
У цьому знаменитому портреті Врубель настільки точно влучив у саму серцевину внутрішнього світу, що поет не раз говорив про те, що все життя хотів бути схожим на цей портрет. Брюсов протягом свого недовгого життя встиг проявити себе не тільки як талановитий поет, а й як прозаїк, критик і драматург. З-під його пера вийшла велика кількість фантастичних творів, що вважаються за мірками його сучасників більш ніж прогресивними, і вірші, які не залишали байдужими нікого!..
2018-05-10 09:51:38
Хороший випуск, Олеже, щиро вітаю! Поет-Художник в квадраті (не чорному!))). І поет про художника написав, і художник цього ж поета написав! Кожен по-своєму! У нас щось таке було один раз, якщо не помиляюся, - у випуску "Гійом Аполлінер - Марк Шагал". До Валерія Брюсова ставлення у мене прохолодне (хоч у мене самої чоловік - Валерій))). Коли чую "Брюсов", в пам'яті одразу:"Юноша бледный со взором горящим..." і "Каменщик, каменщик, в фартуке белом... бла-бла-бла... строим мы, строим тюрьму..." Трохи він "засухий", як на мене. У нас на сайті теж такі є (скажу в унісон з Наталею Любіною). Але саме цей вірш Брюсова, присвячений художнику Міхаілу Врубелю, - ну чудовий. Він правильно відображає суперечливість як натури художника, так і його творчості. Я подробиць не знаю, не цікавилася, але, якщо людина в дурці, то, мабуть, не від здорового способу життя... І пише художник то святе (Серафима, Матінку Божу з Немовлям на колінах, Надгробний плач...), то грішне (демонів в усіх ракурсах). От Врубеля я дуже люблю! Саме за демонів його - найбільше! Боже, які ж ці демони! "Демон поверженый"... Впав на нього Божий гнів, весь він поламаний, крила потрощені, а яка в ньому сила, нескореність... Я коли вперше в дитинстві Лєрмонтова "Демона" прочитала, не могла повірити, що це людиною написано. І у Врубеля - так само: неймовірно... В Києві Врубеля багато: В Кирилівській церкві іконостас дивовижний, особливо та сама Матінка Божа з Немовлям; на хорах - моє улюблене Зішестя Святого Духу. В Музеї Терещенків - Дівчинка на тлі персидського килима та ін., у Софії святій - архангел Гавриїл і не тільки. Хоч щодня можна дивитися. Ну, добре-добре, хоча б раз на рік... І цей портрет Валерія Брюсова, створений Врубелем, - прекрасний у своїй трагічній недосконалості, і історія його створення така трагічна... А київська сучасна письменниця (і відьма) Лада Лузіна багато місця Врубелю та його київському життю відвела у повісті "Київські відьми"... Тобто, дуже дякую Олеже!
2018-04-28 12:09:31
Тетяно, уклінно дякую за таку змістовну рецензію.
Брюсов, як молодий поет, що знаходився на гребені популярності, що був обласканий народною думкою, нелюбимий критиками і овіяний вітрами світських пліток, проте ще не до кінця засвоївши всі тонкощі віршування, був дуже високої думки про свої здібності. Такої високої, що, відмовляючись бачити власну недосконалість, дозволив собі дати кілька порад іншому молодому поетові:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Якщо уважніше вчитатися в ці рядки, можна зрозуміти, що писав він їх в першу чергу самому собі, як би даючи певну установку своїй творчій роботі та особистому житті. Особливо примітні ті слова, які він написав в п'ятому та шостому рядках: «…никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно». Може бути, саме таке ставлення до оточуючих, а особливо до жінок, яке він пестив і плекав у своєму характері, і стало згодом причиною тих безглуздих фатальних подій, які привели поета до трагедії!..
2018-05-10 11:55:56
Шанувальники таланта Врубеля знають, що в житті художника був так званий «київський період», що суттєво вплинув на його творчість та й на все життя. Врубель любив місто і часто говорив, що хоче тут жити, а час перебування в Києві називав «кращим часом свого життя». За чотири роки тут він перетворився зі студента на майстра, пережив найсильнішу пристрасть і вперше зустрів свого Демона. До Києва у 1884 році Врубеля запросив відомий київський реставратор і мистецтвознавець Адріан Прахов, який шукав фахівця, що міг відновити знищені часом фрески в церкві XІІ століття колишнього Кирилівського монастиря. Молодого художника порадив Прахову викладач Врубеля по академії професор Павло Чистяков.

Мій любимий портрет Врубеля у Києві «Дівчинка на тлі перського килима» є візитною карткою не лише колекції зібрань творів Врубеля, а й усієї музейної колекції Національного музею «Київська картинна галерея». Важко представити, що цю картину після її створення двічі не могли продати з аукціону. У результаті, портрет придбав меценат Іван Терещенко, зглянувшись на складне матеріальне становище художника. – Це такий каскад кольорів і фарб. Вона висить вдома в Івана Миколайовича Терещенка і затьмарює всі навколишні картини, – писав художник Микола Мурашко. – А були часи, коли це полотно ледве не згинуло, стоячи іноді в передпокої лицем до стіни. Цю яскраву своєрідну річ було якось важко сприйняти. Найцікавіше, що Врубель не ставив перед собою завдання написати портрет дочки власника київського ломбарду Машеньки Дахнович. Пообіцявши меценатові Терещенку написати картину «Східна казка» і взявши за це задаток у 300 карбованців, Врубель зненацька охолонув до цієї ідеї, проте обіцянка написати східну композицію висіла над ним як дамоклів меч. Врубель був частим гостем у ломбарді Дахновича на розі вул. Фундуклеєвської (нині Б. Хмельницького) і Хрещатика. Там він любив розглядати антикварні речі і спостерігати, як переломлюють світло діаманти. В одне з відвідувань він побачив маленьку дочку хазяїна, і рішення було знайдено. Він помістив дівчинку в намет з яскравих тканин, вдягнув у східні шати, прикрасив перлами. Так дочка лихваря перетворилася на загадкового персонажа східної казки і знайшла безсмертя.


Je vous souhaite l'amour et de bonté.
Бажаю добра і любові. Нехай щастить.
2018-05-10 11:58:46
Олежику, щиро дякую тобі за таке цікаве доповнення!
2018-05-10 20:31:37
Любиной: Наташа... И иногда портрет "проигрывает", из-за неудач подобранного фона, др. изображений. Портрет углем, действительно достоин внимания своей выразительностью, выписаны мастерски - детали одежды, лицо, глаза выразительны, тени пальцев руки (правой), затенена. Портрет был написан вдумчиво... и со знанием своего дела. Все его работы выполнены в темных полутонах. Но таков Врубель! Он едва не единственный в этом. Тень-полутень, в темных тонах. Углем не так просто писать, хотя он бархатно ложится на картон и дает свои "теплые" оттенки. Если автор видит свои же недостатки, они его "не греют", неудовлетворение собственное,- он уничтожит! И это та истина у художников, что нельзя принять за действительность! "ОНА (картина) не такова, как видится... А кто их Великих в чем- то не "сумасшедший!!". В том и трагедия Врубеля, что будучи больным, он все же находил силы и желание творить. Это мужество! Нам порой недостаточно видеть, нужно и проникнутся временем, эпохой. Характеристика художнику не верна! (Не сужу с позиций медицины) !!!! О подражании не может быть и речи.
Как подражать больному человеку!?
2018-04-27 15:16:55
Спасибо автору статьи. Прочел с удовольствием, хотя и был знаком с ней ранее... Челом бью!
2018-04-27 15:21:18
Эдуард, вы правы. Портрет В.Брюсова, выполненый в чёрно- белых тонах намного выиграл и хорошо,что М. Врубель его не закончил
2018-04-27 22:13:56
...Поразительно выписаны глаза.... Словно они одни и живы, остальное монументально. ///
И о другом. Прочтите: /Александр Чаковский НЕОКОНЧЕННЫЙ ПОРТРЕТ/ https://coollib.net/b/300648/read#t1 Занимательная книга.
2018-04-28 05:11:02
Спасибо, прочту. У П.К. Суздалева есть трёхтомник, посвящённый М. Врубелю. У меня в библиотеке сокращённый вариант этого трёхтомника.
2018-04-28 10:35:50
Спасибо, прочту.// Когда о жизни автора знаешь больше, воспринимается по-другому! Глубже...
2018-04-28 10:39:33

Тетяна Лавинюкова: Врубель "своих" Демонов творил всю жизнь. Искал образ. (Да, и демоны каждыми авторами воспроизводились по понимаю их... Образ сложный и понимаемый по-разному.
2018-04-28 12:22:32
Едуарде, щиро дякуємо!
Хто ж такий Врубель? Один із найтаємничіших митців, людина–парадокс, розумний і глибокий чоловік, який добре знав класичне мистецтво й літературу, розмовляв кількома мовами, але підтримував імідж легковажного, богемного персонажа. Багатьом мистецтвознавцям впадає у вічі містичний збіг життєвої стежки художника з драматичною долею літературного доктора Фаустуса. Втім, героя Манна було одразу ж повідомлено про домовленості з дивним відвідувачем – двадцять років геніальної новаторської творчості, а потім – хвороба і божевілля. А от чи передчував Врубель свою долю? Думаю, що так…
2018-05-10 10:25:06
Живопись эпохи кватроченто ... «четыреста», «четырехсотые года») - художественный термин для обозначения искусства Италии в XV веке. Охватывает временной срок примерно в 100 лет. Врубель провел некоторое время в Венеции и увлекался живописью целой плеяды художников, а после "кватроченто" началась эпоха раннего Возрождения, где: Браманте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, а картина Джовани Беллини «Святое собеседование», "Мадонна со святыми" - Она вообще воздушна в отличии от ранних работ прошлых веков. Ушли от классицизма. Клод Моне впоследствии
так же показал свет* всему миру... (один из основателей импрессионизма). Врубель искал "своего Демона", после восстанавливал фрески Фрески Кирилловской церкви, думаю, что это и сыграло с ними "злую шутку" ... Разорвать картину, после того, как она не была принята в дар... душевное состояние художника в то время, отсутствие денег, религиозность, окружение, неудовлетворение собой и проч... Каждый переживает свой кризис.
2018-05-10 11:33:27
"Если
применить эффект
камеры обскуры, удалив
все отвлекающие
внимание детали кроме
собственно портрета,
гений Врубеля ещё
более очевиден?!" по-моему, фраза завершена ошибкой пунктуации.
2018-04-27 03:37:42
..."И там, в
торжественной пустыне,
Лишь ты постигнул до конца
Простёртых
крыльев блеск павлиний
И скорбь эдемского
лица!"

Картина - выше, чем тот стих.

Глядел за беЗсознанья вал...
И часть того, что сам постиг,
Всем нам ты, кистью, передал!

Брюсову и Врубелю - Царство Не_бес_ное, создателям статьи - признательность и аплодисменты!
2018-04-27 03:58:01
8 КороЛев, спасибо, что отметили настоящий выпуск.

Если применить эффект камеры обскуры, удалив все отвлекающие внимание детали кроме собственно портрета, гений Врубеля ещё более очевиден?!

«?!» – вопрос-восклицание. Ставится в конце предложения вместо точки для выражения вопроса, когда вопрос должен быть выделен эмоционально.

Подчеркнув мнение искусствоведов, мне хотелось поинтересоваться мнением коллег, поэтому я и сформулировал это в виде скрытого вопроса. Хотя, скорее всего, мой вопрос оказался ну слишком завуалированным…
2018-05-10 12:39:19
Как художник Врубель выделялся из числа своих собратий признаками исключительной одарённости. К тому же он был человеком широко образованным. Уже в ранних письмах сквозит его проницательный, насмешливый ум, способность схватывать свой предмет, умение подняться над ним. Внутренний мир Врубеля был исключительно богат, и это привлекало к нему его собратий и вместе с тем отгораживало его и обрекало на одиночество.

Брюсов воспринимал поэзию, как автономное искусство, и не связывал его с религией, моралью и общественным мнением. Раннее творчество поэта наполнено экзотическими и порой противоречивыми образами, провокационными названиями и смелыми мотивами. Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, чётко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры. Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова».
2018-05-10 12:40:06
Добро
2018-05-10 17:13:34
Привабливий, Олеже, даний АП: цікаві персонажі, історичні довідки, вірш і картина.
Дякую вам за збагачувальні моменти та мистецьку розкіш.

З пов., О.Ф.
2018-04-25 13:08:25
Оксано, уклінно дякуємо за теплий відгук.

Брюсов стверджував у своїх спогадах, що його портрет у своєму теперішньому вигляді «не досягав і половини тієї художньої сили, яка була в ньому раніше», що «у нас залишився тільки натяк на геніальний твір». Перевірити це тепер неможливо, але висока якість портрета, яким ми його бачимо зараз, не викликає сумнівів. Адже особа і фігура залишилися недоторканими, а новий фон, хоча і ескізний, – це характерні чорно-білі «кристали» майстра, вони гарно обрамляють обличчя, так що воно не здається ні силуетно вирізаним, ні занадто темним. Пластика обличчя, постановка, схрещені руки – все так досконало, що ніякої знижки на хворобу не вимагає: портрет Брюсова стоїть на рівні кращих робіт Врубеля (не кажучи вже про бездоганну схожість з оригіналом).

Справжня стихія творів Врубеля – мовчання, тиша, яку, здається, можна чути. Він зображує моменти невимовні, почуття, які не поміщаються в слова. Мовчазний поєдинок сердець, поглядів, глибокі роздуми, безмовне духовне спілкування…
2018-05-02 13:07:27
Тонке ваше бачення, Олеже, чудесний мистецький опис.
2018-05-02 20:24:47
Два великих художника в процессе не такого уж длительного общения успели проникнуться друг другом и описать эти проникновения в своих творениях, это два портрета: один - в стихах, другой - в карандаше
Первый портрет: ( не поленюсь повторить Олега, уж очень хорош стих )

От жизни лживой и известной Твоя мечта тебя влечет В простор лазурности небесной Иль в глубину сапфирных вод.

Нам недоступны, нам незримы, Меж сонмов вопиющих сил, К тебе нисходят серафимы В сияньи многоцветных крыл.

Из теремов страны хрустальной, Покорны сказочной судьбе, Глядят лукаво и печально Наяды, верные тебе.

И в час на огненном закате Меж гор предвечных видел ты, Как дух величий и проклятий Упал в провалы с высоты.

И там, в торжественной пустыне, Лишь ты постигнул до конца Простертых крыльев блеск павлиний И скорбь эдемского лица!

Особенно впечатляет последний катрен - это яркий последний штрих в портрете М.Врубеля, написанного В.Брюсовым.
Второй портрет:
В своём письме жене М.Врубель писал, что задумал портрет В.Брюсова в духовном образе тургеневского Инсарова - цельная личность, одержимость одной высокой мечтой, одной благородной страстью, со скрытым, но неугасимым горением души, и это должен быть коленный портрет человека со скрещенными руками и блестящими глазами, устремлёнными вверх к яркому свету. Обратите ваше внимание на запись в дневнике, сделанную В.Брюсовым в двадцатилетнем возрасте: ,, Надо найти путеводную звезду в тумане: я вижу её: это декадентство... будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт подходящего вождя, а этим вождём буду Я! Да, Я!,, Глядя на эту запись можно сделать вывод, что замысел М.Врубеля блестяще воплотился.
Олег Добров очень удачно выбрал материал для исследования: художник может видеть в лице, которое он созерцает то, что не всем подвластно увидеть.
Софья Стефа


2018-04-25 08:32:48
София, спасибо огромное
за развёрнутую рецензию в тему настоящего выпуска.

Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И с ними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией, чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла. Врубель не стремился превратить портрет Валерия Брюсова в иносказание, не ставил целью «облечь идею в чувственную форму», но сама форма его произведения имеет ассоциативно-метафорический характер, рождающий символ в сознании любого зрителя.

София, вы абсолютно точно подметили, что: «Два великих художника в процессе не такого уж длительного общения успели проникнуться друг другом и описать эти проникновения в своих творениях, это два портрета: один – в стихах, другой – в карандаше…»
2018-05-02 12:19:14
Класс!
2018-04-25 04:08:27
Стрега, уклінно дякуємо!
2018-04-26 11:43:35
Класс!
2018-04-25 04:08:27
Стрега, уклінно дякуємо!
2018-04-26 11:43:15
Дуже цікавий випуск. Дякую за задоволення читати це.
2018-04-24 15:44:42
Ігоре, щиро дякуємо!

Як художник Врубель виділявся з-поміж своїх побратимів ознаками виняткової обдарованості. До того ж він був людиною широко освіченою. Внутрішній світ Врубеля був виключно багатий, і це приваблювало до нього його побратимів і разом з тим відгороджувало його і прирікало на самотність.

Багато сучасників Брюсова називали творчість поета «живописом слова». І з ними не можна не погодитися, лірика Брюсова володіє дивовижною гармонією відчувається виваженість кожного слова і відповідність риторики і сенсу.
2018-04-26 10:47:39
2018-04-29 17:23:06
Странно высказался А.Блок, находясь у могилы М.Врубеля:,, Врубель жил просто, как все мы живём,, Под этим всем , кого он имел ввиду? Ведь Блок прекрасно знал, что вокруг имени Врубеля ещё при его жизни витал легендарный ореол сказочности. Может быть Блок хотел отделить правду от вымысла, поскольку создавалось впечатление, что многие современники рисовали образ даже не одного Врубеля, а многих, наделённых явно не схожими характерами, взаимоисключающими и противоречивыми свойствами: то перед нами предстаёт деликатный, кроткий, безвольный, все одобряющий, хрупкий и слабый интеллигентик, то высокомерный, заносчивый, самоуверенный сноб, не терпящий возражений, то общительный, забавный собеседник, полный внимания ко всем, то замкнутый, молчаливый, холодно-сдержанный в обращении с людьми денди. Многие, глядя на лощёную фигуру, с закрученными кверху усами, a la Вильгельм, не верили, что это автор Демона и прочих оригинальных, по своим эффектам, картин. Ф. Шаляпин, человек могучего телосложения, выразился по этому поводу: Талант Врубеля был так грандиозен, что ему было тесно в его тщедушном теле и что он погиб от разлада духа с телом. Для Бенуа Врубель был сам падшим прекрасным ангелом, для которого мир был и бесконечной радостью и бесконечным мучением. Для меня знакомство с М.Врубелем ( я имею ввиду чувства, возникшие от созерцания его творений ), не с Демона и не с Царевны-лебедь, а с Мадонны с младенцем, что в Кириловском монастыре в Киеве. Интересное наблюдение: центральная фреска руки Васнецова, во Владимирском соборе, вроде бы схожа с ликом мадонны Врубеля, которая, по моему мнению, больше подошла бы главному собору Киева. Что касается портрета В.Брюсова, то это действительно его психологический портрет, в общем, как и все портреты выполненный М.Врубелем. Я очень рада, что эта страница АП Художник – Поэт не лишний раз обратила мой взор на творения двух великих художников кисти и слова.
2018-04-24 11:05:48
София, мне очень приятно, что вы так тонко разбираетесь в искусстве. Это очень редкое качество сегодня. Спасибо огромное за ваше участие в нашем проекте, за желание делиться своими мыслями и чувствами!..

Напишу ещё немного о Врубеле и Брюсове:
2018-04-25 14:18:18
Михаил Врубель писал гениальные картины, создавал восхитительные фрески, работал над декоративными панно и являлся автором скандальных книжных иллюстраций!.. Многие из его работ становились пророческими… Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни. Он говорил, что демон – это не чёрт, и не дьявол, демон – это душа. Первого Демона Врубель создал ещё в конце 80-х, но полотно не сохранилось (об этом я уже писал ниже). Художник признавался, что с лёгкостью уничтожал работы, чтобы на том же холсте воплотить новые замыслы. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Ещё полный надежд и сил 34-летний художник пишет одинокого юношу, в котором удивительным образом сочетается внешняя сила и душевная усталость, бессилие. В созданной на полотне психологической атмосфере не трудно рассмотреть схожесть с тем состоянием, которое будет испытывать полный замыслов и стремящийся их воплотить художник: совсем скоро болезнь начнёт мешать его работе, а в итоге – вымотает, опустошит и лишит сил…
2018-04-25 14:19:24
Немного дополню о Брюсове, приведя его же цитаты
(первую из которых, уже процитировала выше София Стефа):

«Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Это мало! Мне мало. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!»
(Валерий Брюсов, 4 марта 1893, дневник)

«Юность моя – юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния». (Валерий Брюсов, 4 марта 1898, дневник)

«Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он – ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая».
(Валерий Брюсов, Трактат «О искусстве»)
2018-04-25 14:20:52
Я согласна с Вами, Олег. Художник - поэт в живописи, а поэт - художник в поэзии. В.Брюсов,как поэт-символист и М.Врубель, как художник мистического уклона в этом смысли настолько знаковые фигуры, что меня удивляет другое - равнодушие местных поэтов к Вашей страничке, если сравнивать количество рецензий на ней и количество поэтов на УПП,
2018-04-27 08:01:22
Олег, спасибо большое!
Портрет В.Я. Брюсова жизненно верен и хорош. Его очерк просто бесподобен и должен быть занесён в анналы "Творческая лаборатория мастера". (Лабор с лат. и есть труд). Блок прав: иные миры нам открывают творцы и дарят иное зрение! Как музыканты - иной тонкий слух. Не зря назвали Врубеля лиловым демоном живописи. Борец!
По-моему, его имя связано с Киевом. Может, ошибаюсь?
Вдохновили, Олег!
2018-04-24 08:08:08
Светана, вы не ошиблись. Как большой художник, М.Врубель состоялся именно в Киеве, где его творческая судьба складывалась очень сложно из-за разногласий со своим наставником и, к сожалению, своим гонителем Д. Праховым
2018-04-24 11:11:57
Светана, спасибо огромное, что вы всегда в числе первых позитивно реагируете на тематические выпуски нашей авторской программы. Значит вам действительно интересно, а значит, наш труд не пропадает зря, и значит, творчество классических мастеров действительно даёт импульс для развития последующих поколений поэтов...
2018-04-24 18:31:48
Как ответила выше София Герман – Врубель действительно состоялся, как мастер, у нас в Киеве. Киевские работы Врубеля оказались важным этапом в его художественной биографии: он впервые смог завершить весьма монументальный замысел и при этом обратиться к первоосновам. Общий объём работ, выполненных им за первые пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора.

После Италии Врубель возвращался в Киев и продолжал работы по росписи церквей. При этом расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона (все мы очень хорошо знаем историю неразделённой любви Врубеля к Эмилии Праховой, её лицо на иконе «Богоматерь c Младенцем», и в последующем, по мнению искусствоведов, её лик на разных версиях Демона…)

Единственная законченная картина мастера во второй Киевский период, когда художник уничтожил первый вариант «Демона», как и многое другое, созданное им в Киеве после Италии, – это портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович («Девочка на фоне персидского ковра», картину выкупил меценат Терещенко). Это моя любимая картина Врубеля в экспозиции Национального музея «Киевская картинная галерея» (рекомендую обязательно посмотреть всем, кто её ещё не видел, будучи в Киеве).
2018-04-24 18:32:52
Олег,это вам всем огромное спасибо за умение постигать глубинный процесс искусств!
2018-04-26 06:44:22
Спасибо, Олег, за этот удивительный рассказ о поэте и художнике. Я очень люблю стихи Валерия Брюсова. Они кроме совершенства формы обладают четкой выразительностью, интеллигентной сдержанностью и красотой. Хочу привести как пример стих Николая Гумилева, посвященный Брюсову.:

Волшебная скрипка.
Н. Гумилев

Валерию Брюсову


Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое темный ужас начинателя игры!


Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.


Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.


Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.


Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.


Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача.

Удивительные стихи, неправда ли? Такое можно написать только человеку, которым восхищаешься.
2018-04-23 09:45:57
Райка, поклон Вам! Поэзия удивительная, может, самое лучшее, что есть у Гумилёва! С теплом обнимаю!
Олег, простите великодушно - не удержалась!
2018-04-24 07:47:13
Вы правы, Светана. Одно из лучших стихотворений Н.Гумилева. Мне еще очень нравится его "Слово".
2018-04-24 09:00:52
Яблунько, уклінно дякую за відгук!
Сегодня личность и творчество Брюсова вызывают множество неоднозначных суждений, но нельзя не признать его талант наставника, открывший дорогу в литературу молодым поэтам, которые затем намного превзошли своего учителя в мастерстве. Не только Николай Гумилёв, но и Борис Пастернак, Игорь Северянин обязаны своим первым шагам в литературе Брюсову, а другой его ученик — Сергей Есенин — сказал: «Все мы учились у него… Брюсов был в искусстве новатором… он всегда приветствовал всё молодое и свежее в поэзии…»
2018-04-24 17:43:40
«Брюсов»
(Игорь Северянин)

Его воспламенял призывный клич,
Кто б ни кричал — новатор или Батый...
Не медля честолюбец суховатый,
Приемля бунт, спешил его постичь.

Взносился грозный над рутиной бич
В руке самоуверенно зажатой,
Оплачивал новинку щедрой платой
По-европейски скроенный москвич.

Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти всё губя!

Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам,
Не пощадил он — прежде всех — себя...

1926
«Грядущие гунны» — название стихотворения Брюсова
2018-04-24 17:45:36
Я это знаю, Олег. "Грядущих гуннов" я переводила да и другие стихи Валерия Брюсова. А стих Северянина такой экспрессивный и тоже восторженный.
2018-04-24 19:54:45
Огромное спасибо авторам публикации за интереснейшие сведения, до которых в обыденной жизни "не доходят руки". Портрет великолепен, видела его. И о Брюсове немного читала. Посмотрите, даже в этом стихотворении сочетаются его хрустальная восторженность и скорбная торжественность. Такой это был противоречивый поэт. Ещё раз благодарю. Арте
2018-04-21 21:19:35
Арте, спасибо.
…Рассказывают, что во время похорон Валерия Брюсова, по дороге на кладбище всем студентам раздавали маленькую книжку – последнюю книжку его стихотворений «Меа» (1924), что значит: «Спеши!». По странной иронии судьбы она вышла из печати в день похорон Брюсова – «12» октября 1924г., когда спешить автору книжки было уже некуда…

...Есть у Брюсова прекрасное стихотворение – перевод из армянского поэта Дживани. Эти простые и одновременно цепляющие строки, такие непохожие на всё, что создано Брюсовым, могли бы, наверное, в качестве эпитафии – завета и напоминания потомкам – украсить ту холодную мраморную плиту, что укрывает сегодня его останки…

Как дни зимы,
дни неудач недолго тут:
придут-уйдут.
Всему есть свой конец,
не плачь! –
Что бег минут:
Придут-уйдут.
Весь мир: гостиница, Дживан,
а люди – зыбкий караван!
И всё идёт своей чредой:
любовь и труд, –
придут-уйдут!
2018-04-22 11:27:33
2018-04-22 15:55:42

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Это стихотворение написано очень заботливой и сильной мамой, звучит, как молитва, в ярких лучах добра и надежды, а какая энергетика! Спасибо, Людмила! С уважением!
Рецензия от:
Михаэль Шон
2024-03-28 23:31:35
Спасибо, Александр! Добру - быть! И мир не за горами...
Рецензия от:
Ирина Венжега
2024-03-28 21:35:44
Жила - была однажды,
Прекрасная ЛЮБОВЬ.
Но предали невежды,
И лилась ЕЁ кровь.

А дальше, воскресала,
У всех кто полюбил.
Взамен, ни грош не брала,
С НЕЙ в счастье каждый жил!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-03-28 21:24:32
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.