Автор: Юрий Алешко Тема:Сатирические стихи Опубликовано: 2017-09-08 12:53:54 Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
К вопросу о глагольных рифмах
Как-то мне критик один говорил: «Что ты наделал! Что ты натворил!!! Что за безвкусицу ты написал! Чтоб я в гробу так сто лет рифмовал! Рифмы глагольные трогать не смей! Это банально. Ну-ну, не робей. Сейчас я в два счета тебя научу. Нет, я серьезно вполне. Не шучу. Ты можешь строчку как хочешь повывернуть, Можешь туда какой хочешь туфты ввернуть, Но только боже тебя упаси – Рифму глагольную не привнеси. Если глагольную рифму поставишь – Сразу ты этим себя обесславишь. Критики в щепки тебя измельчат…» Лермонтов с Пушкиным скромно молчат. Ну-ка! Еще бы они не молчали! Счастье, что критики их не читали! Там ведь у них через строчку стоят Рифмы-глаголы на –ет и на –ят. Мнение критиков я уважаю, Я им во всем и всегда подражаю, И вот уже как три года – не вру! – Классиков в руки ей-ей не беру. Только за что же, скажите мне, мучат В школах детей, там, где Пушкина учат, И наизусть заставляют твердить? Это пора, наконец, прекратить! Кто же додумался детям позволить Рифмой глагольной фривольно глаголать! Ведь до чего это их доведет? – С детства испорченный вкус им привьет! Вот ведь меня точно так же учили, И – посмотрите – едва не привили. Если б я критика не повстречал, Как бы, скажите на милость, узнал, Что моветон для стихов применять Рифмы глаголов на –еть и на –ять? Сам бы постичь я сие не сумел. Критик, спасибо тебе! Я прозрел!
История cоздания стихотворения:
3
0
Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 784
Да уж, Пушкин частенько грешил, как он сам в том признавался, "наглагольной рифмой"! И это никоим образом не помешало ему воздвигнуть себе "памятник нерукотворный", к которому таки вовек "не зарастёт народная тропа... Так что моё Вам, Юра, пожелание:
Ты рифмой наглагольной не ГНУШАЙСЯ,
Подальше критиканов ПОСЫЛАЙ!
Рифмуя, дурью попусту не МАЙСЯ –
Конец строки Глаголом УКРАШАЙ…
Всем угодить напрасно не ПЫТАЙСЯ,
Заветы классика почаще ВСПОМИНАЙ:
К тому тропа вовек не ЗАРАСТАЕТ,
Кто, как пророк, Глаголом ЗАЖИГАЕТ!
Ну как пророку истину ГЛАГОЛИТЬ,
Коль рифмовать Глаголы ЗАПРЕТИТЬ
И лишний раз поэту не ПОЗВОЛИТЬ
В конце строки Глагол УПОТРЕБИТЬ?
Ведь так народ недолго ОБЕЗДОЛИТЬ –
Ему ж без тех глаголов не ПРОЖИТЬ…
Так пусть же всяк, поэтом кто ЗОВЁТСЯ,
В любви навек Глаголу ПОКЛЯНЁТСЯ!
А кто любить глаголы не ЖЕЛАЕТ,
Того пускай Евтерпа ПОКАРАЕТ...
Когда я читаю красивое стихотворение, и ощущаю какие-то эмоции... зачем мне придёт в голову обращать внимание, правильные ли (избитые, не избитые и т.п) рифмы использовались в нём?! Поэзия - это же не архитектура! Да, правило стихосложения должно выдерживаться - иначе не будет красоты, но основное - донести то, что хотел автор: мысль или чувство. А пробовала крутить-вертеть - теряю в основном!!!
Ольга, я с Вами абсолютно согласен. Главный ориентир для меня - те чувства, которые возникают при прочтении. Я противник сухого эстетства, за которым нет ничего, кроме внешней прилизанности и показной оригинальности. Форма должна подчеркивать содержание, а не быть фетишем. А главный критерий совершенности формы для меня - ощущение красоты, которое приходит откуда-то - неизвестно откуда, а не количество слогов в строке или части речи, использованные для рифм.
Согласен на 800%!!!!!! Классно передано. Я давно "воюю" с классиками, вернее, с их тупыми подлизателями)))) Ну, если Есенин - это тупость и бездарь - почему об сем не написать?)))))
Рифмы, размер, несуществующие слова, вообще, Есенина вывели "в люди", когда он попытался соперничать с Маяковским и начал писать поэму "Лениниана" и обосрался)))) Но партийные боссы, которые сами с уголовным прошлым, уголовного полуграмотного "авторитета" авторитета Есенина решили вывести в люди, наняли редакторов и лит.критиков, которые "сообщили" России, что у нее есть новый великий поэт) У Есенина - наркотики, алкоголизм и 138 "приводов" в полицию!
Так о том и я, ничего хорошего из Есенина не получилось))))Берете любой стих, считаете слоги, ударения, размер... дальше без комментариев... Вас за такое творчество (и меня) здесь разорвали бы в клочья))))
Это потому что здесь властвуют критики-самоучки, имеющие слабое представление о литературе. А у Есенина прекрасный дольник, его рваные ритмы мне очень даже по душе Не знаю, что там было в оригинале, но на выходе получилось отлично. И язык очень свежий, мне нра, хотя, конечно, это отнюдь не любимый мой поэт, и его хмельная широкая душа явно мне не с родни, но хоть убейте не могу сказать, что это плохо.
Да это не плохо! И я за это не агитирую) И мне нравится) Но сказать, что это - лучшее в мировой литературе - надо очень мало читать литературы. А мои пародии на Сергея Есенина, думаю, если бы мы с ним встретились, дай бог, еще лет тридцать не встречаться, мы бы просто поржали вместе))))
Моё мнение предельно просто. Если есть оправданность введения глагольной рифмы (т.е. глагола с глаголом), тогда слов из песни не выкинешь.
Но в целом - это, конечно, дело вкуса (лично меня отвращают тексты, где глагольные рифмы используются по причине нежелания автора находить другое решение).
И опять же, с другой стороны, экспрессия движения (а именно она является "смыслом" глагола) становится ещё более ощутимой, если автор рифмует, тот самый, глагол с другой частью речи. Другими словами, как по мне, ответ есть - глагол, как рифма, необходим для стихосложения. Но сделайте так, чтобы его возможности проявляли себя ещё более отчётливо и не смазывались другим глаголом.
Понятно, что тон стихотворения иронично-весёлый! Но кто сказал, что рецензия не может быть серъёзной? Сказано ведь всё по сути: правильно и лаконично! Просто это получился не просто отклик на стихотворение, озвучивание рассуждений по сути затронутой проблемы! И это тоже норм. На мой скромный взгляд!
Тенденция отрицать глагольные рифмы ведётся с пушкинских времён. Многие предвзято относятся к глагольным рифмам, говоря: "глагольная рифма - это плохо", а чем плохо, об этом даже не задумываются. На самом деле, кроме прочих классов рифм, рифмы делятся на ценные и дешёвые. Глагольные рифмы, как и некоторые другие (например: "розы - грозы") обычно бывают дешёвыми. Ценные рифмы, как и любой товар - это те, на производство которых требуется много общественно необходимого труда а те, которые легко достаются поэту - дешёвые. Но и самая дешёвая рифма может вдруг стать ценной, если рифмуются те слова,которые несут главный смысл высказанной фразы. По этой причине в данном стихотворении, которое построено только на глагольных рифмах, дешевизны рифм не чувствуется.
Кроме однородных, есть ещё и избитые рифмы.
По качеству они, вроде, хороши́, но уж больно очевидны, затасканы. Поэтому их сто́ит избегать.
Если воспользоваться помощью рифмовника, то можно увидеть, что эти рифмы группируются в основном в начале списка. Т.е. грамматически они наиболее качественны ("ботинок/полуботинок", но сложившаяся поэтическая традиция от подобного качества морщит нос.
Что вам сказать о глагольных рифмах? На первом смысловом уровне – они слишком просты, и поэтому их удел – детские стихи со смежной рифмовкой, экспромты, всякие там "желаем/поздравляем". В других же стихах имеет смысл по возможности избегать однородной рифмы. Но опять же – "по возможности".
Есть такие глаголы, к которым качественную рифму из других частей и не подберёшь. Глаголы подчёркивают динамику сюжета. В конце концов – а плюрализм куда смотрит? Так что определённый процент однородной рифмы вполне допустим.
В конце концов, стихи пишутся для того, чтобы высказать мысль. Если смысл задевает читателя за живое, то и однородные рифмы не страшны. А если таланта/времени/желания не хватает, чтобы и смысл соблюсти, и форму приобрести, то чем-то приходится жертвовать...
В порядке саморекламы: в рифмовнике, который прилагается к программе "Ритм во мне", есть возможность отсекать однородные рифмы.
Том, однородная рифма это ведь не хорошо и не плохо, это всего лишь классификационный признак и не более того. Большое значение имеют смысл и фонетика, имхо. Просто у глаголов, зачастую, способ словообразования однотипный, потому их легко рифмовать. Но ведь не обязательно использовать самые простые, среди глагольных рифм тоже можно найти интересные.
Понравилось! А особенно ещё и потому, что, придя на портал в начале года, первое, с чем столкнулся - с замечанием одного известного всем критика всех, к-рый мне поставил в вину употребление глагольных рифм... Может, у нас с Вами был один критик?
Ой, это было давно, в каком-то поэтическом конкурсе, что ли... Убило, что кто-то из относительно известных поэтов рассуждал о качестве стихов по критерию наличия/отсутствия в них глагольных рифм. Просто глагольные рифмы - они ведь тоже бывают разные. Есть банальные, а есть интересные. К другим частям речи это тоже относится, но все почему-то ополчились именно на глаголы Причем уже довольно давно. У Пушкина в "Домике в Коломне" есть строчки:
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему? спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу.
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифмы буду брать глаголы.
Я требую запретить глаголы! Акция состоится завтра на центральной площади!
Если из этого текста убрать глаголы, то получится - "Я - глаголы! Акция завтра на центральной площади".
Еще я предложу "морозы - розы",
"ночь - дочь" всегда срифмуем без труда,
"день - тень" - и не страшны от критиков угрозы,
а гвоздь программы - "навсегда" и "никогда"!
2017-09-08 15:57:06
Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.
Да, Сергей, у летающих
людей свой особый
творческий подход к о
всему. Это Божий дар и
его надо развивать, а не
убивать на корню.
Полностью поддерживаю
высказанные мысли.
Спасибо.
Написано для очень
добросовестного и
уважаемого
преподавателя
Судя по всему, Сергей,
сей стих написан не
только для очень
добросовестного и
уважаемого преподавателя,
а гораздо более близкого,
хотя бы по духу. Думаю,
он ей пришёлся по нраву.
Присоединяюсь.
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.