Отсутствует

Автор: Виталий Симоновский
Тема:Шуточная проза
Опубликовано: 2016-12-18 09:33:48
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

тЫ! мнЕ! шАрф!

Кстати, об анапесте.
Трехсложный метр, где стопа состоит из трёх слогов – два безударных и третий ударный: та-та-тА  или ещё так обозначают: --!
Например, песня военных времён, написанная трехстопным анапестом:
Ты мне шарф голубой подарила
И не знала, что именно мне.

Разметка стоп:
--! --! --! –
--! --! --!

Здесь  навязывается  «теория», которая, если кратко, заключается  в следующем. Каждое слово имеет одно ударение и любое слово должно в стихе фигурировать с этим  ударением. Поэтому разметка, согласно этой «теории», должна быть такая:
!!! --! --! –
!!! -!! --!
И получается  по этой «теории», что в данном  стихе-песне не анапест, а чёрт знает что. По крайней мере, не «чистый» анапест.

Представьте себе идиотика, который восклицает:

ТЫ! мнЕ! шАрф!  голубОй подарИла
И! нЕ! знаА!ла  чтО! И!менно мнЕ!

«Теоретикам» невдомёк, что при слитном чтении текста многие слова произносятся как безударные (и это по всем  правилам  НОРМАТИВНОГО  произношения!).
Поэтому наши родители в войну танцевали вальс и пели при этом:

тымнешАрф  голубОй  подарИ ла   
инезнА  лачтоИ менно мнЕ.

А не идиотски подскакивали:

тЫ! мнЕ! шАрф!

С улыбкой
В.С.

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 791

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 21.
Согласна с Вами, Виталий! Поэзия - это не математика, потому и бесятся некоторые программисты, что не могут перевести в цифру такие понятия как любовь, преданность, желание, восторг, - и слава Богу! Ведь если это случится, то миру наступит конец. Спасибо, Вам!
2016-12-25 10:12:19
Спасибо, Яна!

И полностью с Вами согласен.


Добавлю ещё, что невозможно составить программу, которая могла бы писать стихи, представляющие подлинную художественную ценность. Просто технические и грамматически "правильные" стихи - можно, такие программы есть. А творческие произведения изящной словесности (подобно стихам Пушкина, Рубцова и др.) "железяка" создать в принципе не может! И если бы такое стало возможным, то поэзии пришли бы кранты!

С уважением и улыбкой
2016-12-25 10:55:44
Я - математик! В правилах моих
Всё поверять лишь цифрою. Мне ясно,
Что идеально-совершенный стих -
Цепочка формул, чётких и прекрасных!
2016-12-25 11:32:46
В математике тоже своя поэзия, Таня!

Прочувствовал не раз.
2016-12-25 12:37:20
Теорія і практика. Чесно признаюсь, що не любила підручники з теорії))).Навіть компом оволоділа тицяючи пальцем куди попало))Практика велике діло-одразу запам'ятовуєш.Так же і з віршами)) Ще ямб з хореєм простіше, а далі СКУЧНО...))голову потрібно напружувати, а лінь)))
2016-12-24 16:52:05
Радий Вам, Тетяно!

Правда Ваша! Добре розумію Вас.

2016-12-24 21:31:12
Глазастые! Внимательно посмотрите на себя в зеркале... посмотрите на ПЯТАЧКА - это же СМАЙЛИК, Чесно, я также там себя лицезрел
2016-12-24 09:05:41
Ничего не понял, однако рад Вас видеть, Олег!

2016-12-24 14:35:41
Попыталась почитать рецки, но очень скоро зарябило в глазах от всех этих -!-!-!-!!! Поняла только одно, что всем нам надо равняться на лучшего поэта всех времён и народов В.П... Я Винни Пуха имею в виду, не подумайте чего другого! Ведь это же - шедевр, однозначно:

кудАидЁммыспЯтачкОм -
большОйбльшОйсекрЕт,
инЕрасскАжеммЫонЁм
инЕтинЕтинЕт!

-!-!-!-!
-!-!-!
-!-!-!-!
-!-!-!

Какая прелесть!Просто глаз отдыхает... )))
2016-12-23 22:27:47
Схема у Вас неправильная.

08 -!-!!--! Куда идём мы с пятачком?
06 -!-!-! Большой-большой секрет.
08 !!-!-!!! И не расскажем мы о нём,
06 !!!!!! О нет, и нет, и… нет.

Два меридиана ударных гласных сформированы во 2-й и 4-й позиции. Но могло бы быть и в 6-й. Однако, в первой строке и в третьей в 5-й и 6-й позициях всё разнородно. Это никак не критично в середине строки, но это и не великий перл в части ритмичности.

А теперь фокус! Ремонтирую, например, так:

08 -!-!!!!! Куда идём мы? Где наш путь?
06 -!-!-! Большой-большой секрет.
08 !!-!-!!! И не расскажем мы о нём,
06 !!!!!! О нет, и нет, и… нет.

Теперь ритмичность выстроена более чем приемлемо для строк такой длины за счёт полных меридианов во 2,4,6-й позициях. В нечётных строках "лишние" кусочки тоже полностью согласованы меж собой. Спондеи в начале строк приемлемо совместимы с ямбом.
2016-12-23 22:59:34
Пардон, забыл срифмовать как следует. Вот Вам другой вариант, где всё технически приемлемо:

08 -!-!!!-! Куда идём мы столько лет?
06 -!-!-! Большой-большой секрет.
08 !!-!-!!! И не расскажем мы о нём,
06 !!!!!! О нет, и нет, и… нет.
2016-12-23 23:06:38
Но, как мне помнится, ДЕКЛАМИРОВАЛОСЬ это именно так, а не иначе! И в том весь фокус.
К тому же, это ведь - ПРОСТО ШУТКА, Гена! Так что улыбнитесь и приберегите разбор полётов для другого, более серьёзного случая...
2016-12-23 23:08:18
Случай тут ни при чём. Вы "круто" расставляете ударения: пЯтачкОм. Мне помнится, что в словаре это выглядит несколько иначе.
Так что, сказка - ложь, да в ней намёк. Сидит потом какой-то человечек и гадает - как тут нахрен что понять, когда вот так ударения расставляют? Сильно велико желание притянуть теорию за уши к тексту - вот так это правильно называется. Ямб здесь можно считать базовым метром, лежащим в основе скелета. Но искать N-стопный ямб здесь? Здесь только вторая строка соответствует определению.
Не бывает несерьёзных стихов. Рассуждать об этом начинают аккурат тогда, когда не удалось добиться "серьёзности" в технических параметрах.
2016-12-23 23:17:08
Рад Вам, Таня!

Конечно, здесь чередование 4-стопного и трехстопного ямбов. Правда, разметка чуток отличается от Вашей:
-! -! -- -!
-! -! -!
-- -! -! -!
-! -! -!
Тут третья стопа первой строки и первая третьей - пиррихии. Что отнюдь не портит "ямбического" звучания стиха в целом. Ясное дело, слово "мы" в первой строке и союз "и" в тректьей строке при самом нормативном чтении по телеку произносятся КАК БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ. Это очевидно всем, кроме Дегтярёва. Но вот он такой - и пусть его!


С улыбкой

2016-12-24 08:47:34
В словарике есть ударения. С утра, помнится, в словах типа "ты" было удареньице. Может, к вечеру что-то изменилось... Так что очевидно не только мне. А о том, что такое глотание ударений "как мне нравится" написано уж много, и в статье, и здесь.
2016-12-24 13:44:55
Виталий, может я и "дурочка" (вспомнила Вашу недавнюю пародию))), но не на столько же, чтобы ударный слог от безударного не отличить! Ну ладно, Гена у нас человек сурьёзный и шуток не приемлет принципиально, но Вы-то, я думаю, поняли, что пример с пЯтачкОм - самая что ни наесть ОЧЕВИДНАЯ ЧЕПУХА, приведенная мною лишь с целью повеселить читателя, весьма уже подуставшего от изучения нижеизложенных бесконечных простынь с крайне интересной научной дискуссией по поводу Вашего АНАПЕСТА!
Ну ладно, сдаюсь. Будем считать, что шутка не удалась...
2016-12-24 19:50:41
Я ж говорил, несерьёзных текстов нет. Есть несерьёзное отношение к этим текстам. Кроме того, обращаю внимание, что прохождение песенки по телевизору в течение многих лет ещё не означает отсутствие в ней технических проблем.
В данной песенке музычка простенькая. Я её называю условно "двухсложного типа". Вставка в текст длинного слова "пятачком", никак не вписывающегося в ямб по своему строению, порождает вот это самое желание петь "пЯтачкОм". Это не фатально, но это факт. Так что как пример ямба и песенки по ямбу этот текст не алё. Что отнюдь не умаляет нужности этой песенки, подчёркиваю.
2016-12-24 20:22:10
Прошу пардону, Таня!

В пылу дискуссий слегка отупел. Надо с этим завязывать.


С улыбкой
2016-12-24 22:12:12
Так давайте же - ЗА ДРУЖБУ АНАПЕСТОВ С АМФИБРАХИЯМИ! Не смотря ни на какие злокозненные происки этих подлючих ямбованых хорейцев...
2016-12-24 22:23:10
Хреновенькая выйдет дружба. В качестве примера, схематично:
закрути...
--!
удача...
-!-
То же касается и ямбованных хорейцев - ритмические противоположности по сути, их гибрид - гибрид змеи и ежа.
2016-12-24 22:29:00
Ну это уже полный абзац...
2016-12-24 22:31:07
...или хорейованных ямбийцев!
2016-12-24 22:32:11
Если вокруг этой работы сражаются мастодонты поэтической эстрады, то значит, что она выдающаяся. Автору Благодарность...
2016-12-23 22:23:06
Рад визиту, Володимир!

Тут, имейте в виду, ещё и схватка самолюбий...


С уважением и признательностью
2016-12-24 08:22:59
В.С. "Тут, имейте в виду, ещё и схватка самолюбий..."
_-_
Этому хотелось бы возразить. Арий всегда уступит разумному.
В это многие не верят, но сделаю это с радостью, ибо преклонён перед умом, перед талантом, перед чистотой душевной. Арий чистосердечно и открыто радуется каждому удачному стиху другого автора? Сами подумайте: разве самолюбивого хулили бы за написание так называемых хвалебок? Ведь самолюбивый кроме себя любимого видит только гумно у других и не может допустить, что кто-либо может быть равен ему или выше его...
Арий как и многие иные авторы (периодически взрывающиеся от насаждаемого профаниизма) просто считает неестественным, и с его точки зрения недопустимым торжества воинственного невежества. Не выпячивая себя... Вы ведь (и не только Вы) хорошо понимаете, что в нашем междусобойчике есть невежеством.
Если бы мой оппонент кроме подчас спесивых и, как правило, невежественных комментариев предложил бы мне, что-либо иное, разумное, - поклонился бы точно так же как и кланялся здесь другим.
2016-12-24 13:34:07
А что нам, блондинкам, делать? Я когда такие переписки читаю, то чувствую себя Алисой Кроледыровной. Это же супер нобелевский уровень познания стихотворческого мастерства.
Читая эти глыбы сразу хочется начать писать для енотов. Может хоть они оценят...
перед Вашими знаниями.
2016-12-24 14:19:18
Арий, тут ведь очень простая подоплёка. Можно так рассматривать "чистоту" метра, как предлагает Дегтярёв. Кто запретит? Но всё дело в том, что таких "чистых" стихов просто не было и никогда не будет! Ни у Пушкина, ни у Есенина, ни у Лермонтова, а тем более у Цветаевой или у Маяковского. Есть только у Дегтярёва, где, проявляя известную изобретательность и усердие, он добивался надлежащей "чистоты". Но Вы уже высказывали своё мнение о художественном уровне подобных стихов. У меня примерно аналогичное. Ни один сколько-нибудь крупный поэт подобными глупостями никогда не занимался.
Что движет Дегтярёвым?
Яростное желание самоутвердится. Пушкину не удавалось избежать пиррихиев, а вот ему удалось!
А то, что нет никакой особенной надобности избегать этих пиррихиев, создавая вечные шедевры изящной словесности, Дегтярёву не докажешь. Я написал стих "чистым" ямбом, а Пушкин - с пиррихиями. Следовательно (), я лучше Пушкина.
На этом, думаю, надо поставить точку.
С уважением
2016-12-24 15:11:48
Виталий, я дал ссылку на статью "Поэзия боргов". Там долго и нудно рассказывается о "чистоте" соблюдения размера и "приемлемости" реала в стихах. Вводятся сами понятия в численном выражении минимума, реала и идеала. Идеалы написаны мной. Это тоже литературные произведения, а не дурь. Но цель их создания - идеальная решётка в схеме ударений ради решётки.
Чтобы читатель понял о чём я тут, возьму случайным образом свой же недлинный текст и рассмотрю, на сколько в тексте выдержан минимум, приемлемость и идеал.

Сонет о банке

10 -!-!-!-!-! Храните деньги в банке! Вот урок
11 -!---!---!- простейшей экономики. Поверьте,
10 -!-!-!--!! проценты будут, полностью и в срок!
11 -!-!-!!--!- ...Признайтесь честно и не лицемерьте:
10 -!--!!!!!! мечтаете о том, что банк за вас
11 -!-!-!---!- работать будет, вас обогащая,
10 -!---!---! наращивая прочности запас...
11 !!-!-!-!-!- Но... так бывает, вдруг удача злая
10 -!!--!-!-! возьмёт да отвернётся — лопнет банк.
11 !!!!-!-!-!- И коль уж деньги в банке вы храните,
10 !!---!-!!! не сетуйте, утюжит вас, как танк,
11 -!-!-!-!-!- судьба-злодейка. Деньги там ищите,
10 -!!!-!-!-! куда их клали сами. Вам решать,
10 -!!!-!---! в какой из банок денежки держать...

"Теоретики" заявят с ходу, что текст написан 5-стопным ямбом (-!-!-!-!-!). Таковой присутствует тут только в первой строке, да и то, если не "глотать" ударения, которые "не нравятся". Чётные строки имеют "хвостик" и под определение 5-стопного ямба не попадают вообще. Но имеют с нечётными строками общее подмножество (-!-!-!-!-!), посему вопрос о ритме можно рассматривать для всей совокупности строк, не взирая на разнородность размера.
Что мы тут видим? Спондеи (!!) в компании с ямбами (-!) в начале строк - не супер, но приемлемо. В строках присутствуют пиррихии (но не в начале строки) и спондеи. Они заменяют собой стопы ямба, что есть уже однозначно совместимость. Из пяти максимально возможных меридианов ударных гласных, характерных для 5-стопного ямба, полностью сформированы только три - во 2,6,10-й позициях. То есть есть начало (левая стенка ритма), задающее ритм однородно, меридиан, стабилизирующий ритм внутри строки (стержень), и завершение (правая стенка).
Хочется ли мне намалевать себе вот такое во всех строках - -!-!-!-!-!? Зачем?! Чтобы понты перед поэтами демонстрировать? Хочется ли мне назвать это 5-стопным ямбом? Это ложь. Строки не соответствуют определению, а произвольное глотание, или того хуже, произвольное добавление ударений, - просто моя личная отсебятина в интерпретации, моё жгучее желание нарисовать самому себе 5-стопный ямб.
Ритмично ли стихо? Приемлемо ритмично! Выполнен ли минимум (левая и правая стенки хотя бы)? Да! Идеальный ли это ритм! Нет! Идеально ли выдержан размер? Нет.
Суть этих рассуждений, соль их в том, что их не могу оспорить я сам. Ибо за ними стоит сам язык, ударения в словах.
2016-12-24 15:40:52
2. Цвелых

Ц.В.: "А что нам, блондинкам, делать"?
_-_
Вы пишите стихи. И будьте уверены, если в Ваших стихах Арий прочувствует всплеск чувства он восхитится ими. Искренно восхитится даже если в них будут оплошности стихотворной техники.
Да, могу на ухо шепнуть, если уловлю то, что мешает восприятию. Могу сказать об этом и открыто, но без быдловатой надменности, без резонёрской навязчивости.
Хотелось бы, чтобы все поверили мне: Арию на портале самоутверждаться не в чём, он в жизни самоутверждён в других ипостасях. Два первых года здесь лишь публиковал свои юношеские произведения и ничем не выдавал своих тридцатипятилетней давности, отнюдь не профессиональных познаний в теории стихосложения. Да и вряд ли показал бы их если бы вот такие стиховедческие недоразумения не пытались насадить на портале поэтическую профанацию.
Арий слишком почтителен к стихосложению, чтобы быть равнодушным к тому, как на портале насаждается стихосложенческий дебилизм.
___---___
Ц.В.: "Я когда такие переписки читаю, то чувствую себя Алисой Кроледыровной".
_-_
Напрасно. Для написания хороших стихов познаний теории стихосложения не требуется.
___---___
Ц.В.: "Это же супер нобелевский уровень познания стихотворческого мастерства.
Читая эти глыбы сразу хочется начать писать для енотов. Может хоть они оценят...
перед Вашими знаниями".
_-_
Благодарен за оценку, но скромнее оцениваю свои познания. Лишь только потому, что понимаю и знаю сколько ещё не познано ".
Арий, в корне отличен от оппонирующего ему сегодня стиховедческого недоразумения, ещё полгода назад спрашивавшего: каким метром его стихи писаны, в анапесте пиррихий находившее, а уже сегодня награфоманившего "учебник" по метрике и полную маразма стиховедческую статью. Оно за три года поэтической деятельности три буквы в азбуке стихосложения осилило и хочет быть владыкою морским…
Арий абсолютно не против. Но ведь просто немыслимо сколько ереси из его невежества прёт!
Решил упоротостью взять.
Ну, пусть потужится, малёхо…
2016-12-24 16:44:02
Добавлю ещё, что недавно был конкурс аудиотекстов. Весьма поучительно ознакомиться. "ВДРУГ" все там перестали строчить тексты, как пулемёты, и начали пытаться профессионально декламировать. То есть внятно произносить слова, с ударениями, нараспев. О "частично ударных" как-то подзабыли на время.
Преимущества схемы в физических ударениях в том, что она:
а) не содержит произвола в интерпретациях;
б) если уж в физических ударениях текст ритмичен, будьте уверены, что и при строчбе из пулемёта про себя, будет ритмичным тоже;
в) даёт возможность опираться в ритме на слова, которые "теоретики" решили не "учитывать", но это более, чем часто, реал;
г) схема по сути является лишь более фундаментальным вариантом "теории глотания", поскольку в реале считается приемлемой совместимость видов метров между собой, но она однозначна при этом.
д) даёт возможность увидеть действительную схему, как ни странно, для некоторых авторов это может оказаться сюрпризом.
е) учитывает не писанину поэта для поэтов, а писанину для читателя, который, мягко говоря, имел ввиду заумные слова, но ритм, обеспечиваемый меридианами или нет, чувствовать способен.
2016-12-24 17:01:34
Вон какая дискуссия развернулась! Я, если честно, давно позабыл, "что куда", и как-то выхожу из положения:)
2016-12-23 18:57:33
Для написания стихов, Володя, знание теории стихосложения, ИМХО, желательно, но совсем необязательно. И масса авторов на этом портале - тому пример.
Для критики или рецензирования знание техники стихосложения обязательно. Примеры невежественного рецензирования на этом портале тоже не в дефиците.
2016-12-23 19:37:53
Пардон, Владимир, за задержку с ответом.
Благодарствую!


С Арием я полностью в согласии!


С уважением
2016-12-23 20:23:22
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ,КРАСИВЫЙ,ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ М А С Т Е Р - Класс!!!
2016-12-20 17:35:04
Благодарствую, Галина!


2016-12-20 18:19:57
2016-12-21 09:26:33
Виталий, имеющий уши, да услышит! Имеющий ум, да поймет(наконец!), а умеющий чувствовать, почувствует в конце-то концов!!!
Теперь всех нуждающихся в ликбезе буду направлять:- да иди ты к Симоновскому!!!
2016-12-20 16:37:42
Спасибо, Рая, за добрый весёлый отклик!


С уважением и улыбкой
2016-12-20 17:00:12
2016-12-20 17:17:33
явитА лийпоЮ вамспасИбо
затакОй филигрАн ныйликбЕз
2016-12-20 16:09:50
Спасибо за остроумнейший, в тему экспромт!

Заметим, что и Я у Вас получилось скромное, безударное!


С улыбкой и признательностью
2016-12-20 16:55:23
Да, я ради такого случая занял немного скромности.
2016-12-20 18:02:31
Рад,что существуют такие люди,как вы,Виталий...Респект!
2016-12-20 08:27:03
Польщён, смущён...


С уважением
2016-12-20 08:43:50
Интересная штука получается в плане оценки гениальности или стоимости какого-либо произведения "оценщиком ломбарда"...Пример не из поэзии,но из искусства...Иванов писал "Явление Христа народу" долгих двадцать лет...Масштабность ,художественная и философская ценность картины зашкаливает...И,представьте ситуацию,когда приходит некий жлоб,закатай вату,с линейкой,угломером,рефрактометром и говорит:"Да вы все одурели...Два кило краплака,ведро олифы,пачка простых карандашей,
жменя кистей и тряпки несколько метров...Где шедевр?..Это того не стоит...Он вас развёл,как лохов,намалевал за два дня,а сам дурака валял ,пока мы тут голодали..."
2016-12-23 17:08:19
Вот-вот, Андрей!

Техника, метры, размеры - это всё подручные средства, матерьял, глина, мрамор, гипс. Творец сам выбирает, где что подойдёт и будет в самый раз для целостности творения.
А потом приходит "булгактер" и начинает считать слоги и ударения...


С улыбкой
2016-12-23 17:21:33
Здравствуйте. Почитал. Если очень сильно хочется, можно найти и анапест. Любой каприз за ваши деньги. И даже ударения в словах "ты" и "мне" исчезнут. Несколько подмывает радость злокозненный словарь, в котором какой-то идиотик проставил таки всем канонам вопреки ударения, но мы его вычеркнем. Ибо мешает искать анапест. Нелишне будет напомнить, что "тымнешарф" несколько не соответствует так называемому "декламированию". Это замедленное чтение нараспев, при котором слова стиха произносятся чётко и раздельно. Чтецы в курсе о чём я, но попробовать "прочесть с выражением" можно и самим, перед зеркалом или аудиторией, вслух. И тут с некоторыми ударениями возникнет "казус". Нет, мы будем бороться до конца и всё равно вычеркнем ударения. Ибо мы ищем анапест, а в этом деле главное - иметь цель.
Ну, а чтоб не трепаться почём зря, анапест в студию:

Анапест (--!)
(автор Дегтярёв Г.В.)

09 --!--!--! Напрягаюсь, анапест мучу,
09 --!--!--! совершенство пытаюсь найти,
09 --!--!--! безусловно, смогу, наверчу…
09 --!--!--! Трудновато, читатель, прости…

09 --!--!--! Удержать ударенья смогу
09 --!--!--! чистоганом в катренах своих,
09 --!--!--! вереницы конструкций в мозгу,
09 --!--!--! накатаю анапестом стих…

09 --!--!--! Пролезает блохою хорей,
09 --!--!--! зажигаю анапестом я,
09 --!--!--! вездесущий в пролёте спондей.
09 --!--!--! Накатался примерчик, друзья!

2016-12-19 23:17:30
Действительно, чистый (в Вашем понимании) анапест. Каждое слово имеет одно, присущее ему правильное словарное ударение, при этом везде выдержан метр --! трехстопного хорея.
Респект техническому мастерству!


Однако моё замечание насчёт того, что при чтении текста из области изящной словесности можно привести массу примеров, когда при вполне правильном нормативном произношении многие слова (особенно односложные) произносятся как безударные слоги, остаётся в силе.
С уважением
2016-12-20 08:02:57
Пардон, опечатка. Надо: трехстопного анапеста.
2016-12-20 08:05:14
10 !!!--!--!- Ты мне шарф голубой подарила (тримакр+анапест+анапест+"хвостик"
09 !!!-!!--! и не знала что именно мне! (тримакр+бакхий+анапест)

Бакхий (-!!) ещё так-сяк можно считать совместимым с анапестом, но тримакр (!!!) имеет чётко выраженные ударные первые две гласных, которые у анапеста (--!) обе безударные. Таким примером анапеста только лишь запутывать новичка, более толку нет. Здесь у Вас в обоих строках в качестве первой стопы тримакр, посему ритмичность обеспечена. В реале же пара, к примеру, !!! и --!, да ещё в начале строки, с моей точки зрения, ощутимо аритмична и не есть признак крутого стихосложения.
Интерпретация трёхсложников сама по себе проблематична, зависит от того, что мне лично очень хочется там увидеть. Есть более фундаментальная, однозначная теория, избавляющая от необходимости "сочинять" теории с заумными словами под данный конкретный текст.

2016-12-20 20:20:05
Я был ранен. Лежал в лазарете.
Поправлялся, готовился в бой.

Формально да:

!!! --! --! –
--! --! --!

В анапестные ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ стопы этой чрезвычайно популярной в военные времена песне вклиниваются иногда формально иные, например, этот, как его…ТРИМАКР.


Мотив этой песни – вальс. И её пели-декламировали, воспроизводя все стопы как анапестные.

Ты меня никогда не любила
И не видела даже во сне.
Ты мне вязаный шарф подарила
И не знала, что именно мне.
Шелковистую нежную пряжу
Невозможно сплести, не любя.
Получив ее, нежу и глажу,
Так бы нежил и гладил тебя.

Не тЫ! менЯ!, а тыменЯ;
не И!нЕ! вИ!, а иневИ.

Конечно, можно формально рассуждать, как Вы. Кто Вам запретит?
Проявляя надлежащие изобретательность и усердие, сочинять стихи с «чистыми» анапестом или ямбом.
Но реальная, ЖИВАЯ поэзия , использующая всё богатство и разнообразие языка, просто не вклёпывается в подобные бюрократические схемы!
Почему мы плачем над стихами Николая Рубцова? А ведь вряд ли у него найдётся «чистый» (в Вашем понимании) ямбический или там дактилический стих.
В «Евгении Онегине», который, наряду, скажем, с сонетами Шекспира, считают вершиной мировой поэзии, пожалуй не отыскать строфы с «чистым» (без пиррихиев) ямбом...


2016-12-20 21:32:17
Пусть её поют, на здоровье. Но формально, и не только формально, а на слух, во всяком случае для меня, строки ритмично разнородны. Если продекламировать. На практике, у нас здесь в частности, ситуация ещё круче - совмещают хорей с анапестом:
!-!-
--!-
Можно ли так кропать? В соцсети всё можно. И не только. Но не стоит искать "теорию" там, где её нет. Да ещё в качестве примера приводить. Именно потому читатели и ни хрена не понимают в этих "учебниках", что ударения глотаются или не глотаются по принципу "мне хочется, чтобы тут нарисовался анапест и УСЁ".
В реале некоторые виды стоп условно совместимы, особенно двухсложники, например, спондей и ямб. В трёхсложниках аритмия уже чувствуется сильнее, потому что стопы длиннее.
У Пушкина есть пиррихии? Конечно, есть. А что, это уже непогрешимый аватар? Я не Пушкин, но от пиррихиев в начале строк во всех своих текстах взял да и избавился. Потому, что это слабый уровень стихосложения.

Теперь по конкретному тексту что могу сказать:

10 !-!--!!-!- Ты меня никогда не любила
09 !!!--!-!! И не видела даже во сне.
10 !!!--!--!- Ты мне вязаный шарф подарила
09 !!!-!!--! И не знала, что именно мне.
10 --!--!--!- Шелковистую нежную пряжу
09 --!--!!-! Невозможно сплести, не любя.
10 --!-!!-!!- Получив её, нежу и глажу,
09 !!!-!!--! Так бы нежил и гладил тебя.

Есть чётко сформированные меридианы ударных гласных в 3,6,9-й позициях. И в качестве базового метра, коим пытались писать, взят действительно анапест. Каркас достаточно крепкий, чтобы ритмичность в целом была обеспечена. Но выдержан ли ритм на самом деле? ВЯЛЕНЬКО, слабенько. Ибо в первых стопах, ЗАДАЮЩИХ ритм чтения в каждой строке, разнобой, да ещё и хаотичный.
А теперь фокус! Я вношу изменения, принимая, что на анапест, как название, в тексте мне начхать. Я "чиню" первый меридиан. Ибо анапест - это просто название, придуманное теоретиками, но читатель ритм чувствует прекрасно и без умных слов.

10 !-!--!!-!- Ты меня никогда не любила
09 !!!--!-!! и не видела даже во сне.
10 !!!--!--!- Ты мне вязаный шарф подарила
09 !!!-!!--! и не знала, что именно мне.
10 !!!--!--!- Ту, из шёлка, нежнейшую пряжу
09 !-!!-!!-! не сплести просто так, не любя.
10 !-!-!!-!!- Пряжу эту я нежу и глажу,
09 !!!-!!--! так бы нежил и гладил тебя.

Теперь чтение первой стопы более однородно, ибо амфимакр куда лучше совместим с тримакром. Меридианы в 1,3,6,9-й позициях сформированы полностью. Ритмичность абсолютно приемлема.
2016-12-20 22:33:24
В копилку. Кажется, и я начала кое-что понимать.
Спасибо. С праздником, Виталий!
2016-12-19 22:32:21
Приветствую Вас, Наташа!

Насчёт понимать - явно юморите, всё-то Вы понимаете!


С праздником св.Николая! Удачи в творчестве и во всех других делах!


2016-12-19 22:46:26
Ні. Я ніколи не обманюю, хіба -трішечки...Я страшенно лінива навіть прочитувати свої вірші, не те що прощитувати..Каюсь. І мене завжди лякали дуже розумні теорії віршування, мій жіночий розум виключався, коли зустрічались пару незрозумілих слів, і я продовжувала байдикувати і гнати сире далі...) Схоже, що пора братись за розум...О-хо-хо...)))))
2016-12-19 23:03:55
Класс!))) Люблю Ваши уроки))
2016-12-19 22:27:32
Спасибо, Яна!


Рад стараться!
2016-12-19 22:41:10
Гарна робота! Дякую вам, Віталію!
Як легко сприймається і ще легше запам'ятовується))) Без нотацій й шалених простирадл рукописів)))
2016-12-19 22:25:19
Завжди дуже радий Вам, Альгіз!


Ці речі інколи не такі вже і прості, але в цілому - нічого складного. Головне - вдалі приклади, гадаю я.


Зі святом і найкращими побажаннями!
2016-12-19 22:39:37
Зі святом! Світлих днів вам, нам всім!
2016-12-19 22:57:27
Всегда полезно если не вспомнить то узнать что-нибудь новенькое и уволочь к себе в закрома;)
2016-12-19 22:24:15
Не даром разговорчик-то
2016-12-19 22:26:10
Дык...


С улыбкой
2016-12-19 22:32:22
Кратко, толково, доходчиво!
Не удивительно, что тянущиеся к познанию авторы откликнулись...
Респект, Виталий!
2016-12-19 22:16:21
Очень рад именно Вашему отклику, Арий!

Вы-то хорошо понимаете "об чём стук"!


С уважением и признательностью
Ваш В.С.
2016-12-19 22:31:30
Виталий, спасибо.
Читал с интересом. Малость просветился.
С уважением.
2016-12-19 21:20:50
Спасибо, Анатолий!

Тут не всё так просто. Живой язык,тем более поэтический, никогда не удастся уложить в какие-то "однозначные" схемы...


С уважением
2016-12-19 21:44:06
Виталий, Вы правы, безусловно.
Ведь основных цветов 7,но сколько оттенков.
Всего Вам доброго.
2016-12-19 22:14:07
Виталий, с днём св.Николая! Пусть привносит радости в Ваш дом и чудеса удач! Вы правы, что многие таланты отходили от формализма, так стихо наполнялось живостью и душевностью.Дышало ...
2016-12-19 09:15:11
Спасибо сердечное, Светана!

И Вас с днём св. Николая! Крепкого здоровья и неиссякаемого вдохновения в деле создания высококачественных стихов!

2016-12-19 09:38:54
Спасибо! Вот это самое нужное...
2016-12-21 18:52:55
Для меня это очень ценные мысли! Спасибо!
2016-12-18 10:53:00
Рад быть полезным, Оксана!


2016-12-18 10:56:52
Я придерживаюсь такого же мнения, что и Вы, Виталий. С моей точки зрения - это самый настоящий анапест. И схема Ваша правильна. Схемы, в которых отражаются ударения каждого слова считаю глупостью.
2016-12-18 10:36:08
Рад согласию, Юлия!

Есть практика произношения поэтических да и прозаических текстов, которая вполне считается нормативной. И тупой формализм тут не уместен.

С уважением
2016-12-18 10:42:17
Солидарна, Виталий!
2016-12-18 10:44:52
В замешательстве, Виталий, ибо не сталкивался с явлением, когда бы 'ударяли' расположенные подряд короткие слова. Другое дело с ситуацией, когда на 'длинное' слово припадает две стопы. Предлагаю авторам заменить это слово двумя короткими...
Дефонтер
2016-12-18 10:04:38
Рад визиту, Валерий!

Тут ничего придумывать не надо. Скажем, в двухсложных размерах рассматриваются безударные стопы - пиррихии. Чтобы много не говорить, беру на вскидку пример из Евгения Онегина (который, как известно, написан 4-стопным ямбом):

Порой дождливою намедни
Я, завернув на скотный двор...

Скажем, первая строка имеет разметку:
-! -! -- -! -

В слове "дождливою 4 слога, а ударение одно. Поэтому третья стопа - безударная, называется такая стопа пиррихием. Это нисколько не портит структуру 4-стопного ямба. И никому в голову не придёт (за редким исключением ) пушкинский ямб в Евгении Онегине обозвать "нечистым".

С улыбкой и уважением
2016-12-18 10:22:54
Виталий! Вы привели пример, где нечем возразить.
Но вот , например, 'длинное' слово -однообразный- в завершении строки может попасть под ритмику -о'днообра'зный-...
!
2016-12-18 12:39:55
Валерий, что такое "попасть под ритмику", мне не понятно. Однако приведите какую-нибудь поэтическую строку с этим словом, и мы попробуем сделать метрический анализ.
2016-12-18 13:30:57
Я имею ввиду ритмический рисунок. Например

Был монолог его однообразным...
! --! -- !--!-
2016-12-18 13:46:52
Строка не простая, Валерий!
Вы немного неправильно проставили ударения, надо
бЫл монолОг егО однообрАзным, т.е.:
!--! -! ---!-
Однако, мне кажется, здесь просматривается ямбический строй. Поэтому при чтении слов "был" произносится без ударно, и тогда будет:
-- -! -! -- -! -
Т.е., пятистопный ямб , где 1-я и 4-я строки - пиррихии, плюс наращение в конце безударного слога.
2016-12-18 16:22:48
Я предложил пример 'навскидку', есть варианты 'длинных' слов с явно выраженным 'двойным' ударением.
А 'односложные' слова в один - два слога - ото поэтические 'мозаичные пазлы', ими так легко оперировать. Не знаю, кому придёт в голову 'ударять' каждое короткое слово...
2016-12-18 17:05:25
Есть тут...
2016-12-18 17:28:53
!
2016-12-18 17:48:36
Здравствуй, Павел. В своём творчестве всегда полагался на чувство ритмики и рифмы. А 'разбор полётов' - удел спецов... Дефонтер
2016-12-23 20:12:27
Никогда ничьё творчество не изучал, знаю лишь то, что 'у всех на слуху'. Никогда не обращался к теории стихосложения. Доверяю лишь собственному чутью...
2016-12-23 20:36:29

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Лучший в мире месяц май!
Круглый год в Канарах рай.
Я ж пью кофе на балконе,
Ведь апрель ещё в законе!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-20 10:27:20
Дуже гарно і незвично.
Рецензия от:
Всеволод
2024-04-20 10:27:15
Наверно "наши" вены!?

Не вредно хоть порой мечтать,
Но в небе, птицам лишь летать!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-20 10:17:30
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.