Вообще-то, Виталий, свой комментарий оставлял как реакцию на, ИМХО, полуграмотные комментарии иного критика, - безотносительно оценки батловых работ.
Ну, коль уж интересует моё видение вопроса - озвучу…
Вы соблюли (о чём сказали в своих комментариях) два сонетных критерия (14 строк и систему рифмовки) сонетного канона. Однако требований к сонету чуток более.
Не буду оценивать Ваш стих, но своим разбором попробую помочь Вам самому оценить, - сколь удался эксперимент.
С целью экономии времени возьмём лишь минимальный набор критериев, которым должен соответствовать сонет. Этот стандартный набор сонетных канонов для сонетов любого вида, тиражируется по всем пособиям по стихосложению уже около полутораста лет.
1. Критерий: Количество стихов (строк).
Здесь у Вас проблем нет. В соответствии с каноном – 14 строк.
Такая длина стихотворения мотивирована издавна определённой наиболее оптимальной для восприятия длиной стихотворения 12 – 20 строк.
2. Критерий: Количество строф.
В Вашем астрофичном стихотворении, если отталкиваться от рифмической конструкции, всё-таки можно выделить 4 строфы (2 катрена и 2 терцета). Но это ЕСЛИ ОТТАЛКИВАТЬСЯ ОТ РИФМИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ.
И дело абсолютно не в том, что после 4-ой, 8-ой, 11-ой строк Вы не поставили постстрофные пробелы (они в сонете желательны, но не обязательны). То есть не важно, что у Вас строфы не отделены друг от друга графически - пробелами.
Я сделаю это только для удобства анализа:
Зайдешь в какой-то день, как будто нищий,
что был лишён наследства за измену
своей мечте. Начнёшь пенять на стены
чужих миров, а может быть повыше
закинешь мысль, поняв, что станет лишним
сосуд любви у дельты тонкой вены,
что высохла за жизнь. Увы, бессменны
уроки, что придуманы Всевышним
и слугами того, кто в преисподней
подбрасывает дров. А если в лицах:
не тот спасётся, кто тебя свободней,
кто день деньской колдует над крылами,
чтоб ночью их сломать… Но, только птицы -
предтечи между Господом и нами.
Анализируя стих, мы видим, что у Вас строфы, в противоречие сонетному канону, не имеют ни семантической, ни смысловой законченности.
Поскольку по семантическому и смысловому признаку у Вас строфы не сформированы – мы не можем говорить о том, что сонетное требование: 4-х строф соблюдено. И я понимаю, что Вы (в противовес канону) не выделили строфы графически (не отделили пробелами) именно потому, что подобное графическое отделение не соответствовало бы смысловой конструкции речевых отрезков.
Иными словами: в каноническом понимании текст должно было составить таким образом, чтобы в окончании 4-ой, 8-ой, 11-ой и 14-ой строк стояли финализирующие знаки препинания (точка, многоточие, знак вопроса), свидетельствующие о смысловой законченности строфы.
3. Критерий: Запрет переноса.
«Начнёшь пенять на стены
чужих миров, а может быть повыше
закинешь мысль, поняв, что станет лишним»
Здесь у Вас речевой отрезок начинается в первой строфе, а потом перетекает во вторую. Это нарушение сонетного канона, который выражается в запрете переноса. И так в каждой строфе.
4. Критерий: Системы рифмовки.
Ваша система рифмовки: abbа аbbа сdс еdе
В гипотетических четверостишиях у Вас охватная рифмовка (аbbа), что вполне соответствует сонетному канону.
Вы написали в комментариях, что в трёхстишиях использовали систему французского сонета (сdс еdе ). Это не совсем так. Трёхстишия во французском сонете рифмуются в зависимости от рифмовки катренов: (если в катренах – abba abba, то в терцетах – ccd ede; если в катренах – abab abab, то в терцетах – ccd eed).
Впрочем, я бы отнёс этот Ваш комментарий лишь к неточности в квалификации (названия) системы рифмовки. Какого-либо порока в используемой Вами системе рифмовки терцетов – нет, поскольку в отличие от рифмических комбинаций катренов (первых двух четверостиший), где каноном строго предусмотрены лишь перекрёстная и охватная рифмовки (abab, abba) – рифмические комбинации терцетов могут быть самыми разнообразными.
5. Критерий: Метр и размер стиха.
Здесь проблем у Вас нет.
Сонетные стихи – ямбические. Размер не имеет строгих критериев, но в русском сонете преимущественно используется 5-ти и 6-ти стопный ямб.
Что бы Вам и кто бы Вам здесь ни рассказывал про проглатывание ударений, - у Вас БЕЗУПРЕЧНЫЙ 5-стопный ямб. Впрочем, судя по тому, что ранее читал у Вас, есть уверенность в том, что Вас не собьют с толку пароксизмы зауми покемонов.
Знаком с Вашим творчеством. Кстати, импонирует.
Скажу более, есть в стихе особенность, которую я бы хотел отметить особо. У поэтов есть понятие «работа с пиррихиями». Не знаю осознанна ли была эта работа у Вас, но по факту она исполнена филигранно. Пиррихии выстроены воистину образцово. Если будут интересны мотивы такой оценки – поясню.
Это были основные критерии сонета.
В стиховедении к дополнительным критериям сонета (хотя для меня деление на основные и дополнительные отсутствует) относятся:
6. Критерий: Синтаксическая законченность каждой из строф.
Это то, о чём я писал ранее (вместе с отсутствием семантической законченности строфы): в конце строфы должна стоять точка.
Бытует порочное мнение, что поскольку этот критерий, типа, дополнительный им можно пренебречь. Но смысл? Если им можно пренебречь, то тогда этого критерия не существует вообще. Зачем, спрашивается, тогда его вводить в качестве дополнительного критерия если им можно пренебречь?
В стихах известных мастеров сонета и в их переводах, - строфы заканчиваются финализирующими знаками препинания. Уважающий сонетную поэзию поэт иного себе не позволит.
7. Критерий: Чередование рифм мужских и женских.
Здесь у Вас тоже отступление от сонетного канона (у Вас рифмы одни женские).
Причём данный канон мотивирован. Сонет по изначальному замыслу – произведение интонационно близкое к музыкальному: в стадии своего становления сонет использовался для создания музыкального произведения. А наличие однородных рифм порождает фоническое однообразие препятствуя музыкальности.
Но может ли критик в конкретном данном случае осудить Вас за это отклонение. Вероятно, нет, ибо Вы как автор были озадачены третьим лицом написать произведение из сплошных 11 слогов. То есть Вы получили от заказчика задание смоделировать изначально порочную как для сонета конструкцию. То есть, как я понял, стихирушный заказчик (https://www.stihi.ru/2016/07/31/4803) придумал и предложил Вам для исполнения некую твёрдую форму противоречащую сонетному канону. Вы исполнили заказ.
8. Критерий: Запрет на повтор слов.
Здесь вы справились. Повторов не выявил.
9. Критерий: Сонетный замок (канонически резюмирующая сонет фраза). Таковой можно считать всплывшую неожиданно, как бы оторванную от текста фразу:
«Но, только птицы -
предтечи между Господом и нами.».
Два слова о композиционном строении Вашего стихотворения.
Ещё один композиционный критерий: в континентальном сонете после второго катрена происходит смысловая ломка стиха. А у вас смысловой излом происходит композиционно не выраженно: где-то в середине второй строки первого терцета начинаясь со слов: «А если в лицах:».
Кроме того, отмеченный ранее недостаток, выразившийся в смысловой незавершённости строф, влияет (смазывает) и на композиционную структуру стиха. Обычно 4 строфы сонета соответствуют: завязке – развитию – кульминации – развязке. Но поскольку сами строфы у Вас размыты, - размыты и эти композиционные элементы. Такая композиционная структура если и присутствует в Вашем стихе, то в диссонансе с сонетной ритмической (строфной) конструкцией.
Ещё один композиционный критерий: в континентальном сонете после второго катрена предусмотрена смысловая ломка стиха. А у вас она происходит композиционно не выраженно: где-то в середине второй строки первого терцета со слов: «А если в лицах:».
Всё вышеперечисленное считаю, критериями минимально определяющими суть сонета.
Видим, что каким-то критериям стих соответствует. Каким-то – нет.
Виталий, поверьте, анализируя суть, - умею дифференцировать. При этом мной отмечен факт, что те два критерия, о которых Вы знали, - были Вами соблюдены. Уверен, что знай Вы и иные критерии, - Ваш опыт позволил бы Вам соблюсти и их. Дифференцируя понимаю, что одно дело (как в Вашем случае) - это связанное с отсутствием доселе интереса к сонету ДОБРОСОВЕСТНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ относительно полноты сонетных критериев. И совсем другое дело – ОСОЗНАННОЕ пренебрежение требованиями выработанной столетиями сонетной культуры.
Учёт при написании всех сонетных критериев – ни что иное как свидетельство сонетного мастерства, отличающее его от квазисонетного примитива.
Если почитать классиков сонета Шекспира, Петрарку (что в оригинале, что в переводе) – можно воочию убедиться в этом утверждении. Да, безусловно, грешили несоблюдением твёрдых форм и классики сонета. Но считаю неприемлемым, когда отдельные пороки изысканные у классиков мы пытаемся представить как основания для обобщающих выводов. И вами приведенный пример и иные - это лишь отдельные прецеденты нарушения канона, в целом не ставящие сам канон под сомнение. Правомерен вопрос: «Если пороки допускали великие, то почему этого не можем мы»? Ответ будет заключаться в том, что мы можем наплевать на один, на два… на десять канонов. Но мы должны понимать, что чем большим количеством канонов автор пренебрёг, - тем меньше сонета в его сонете и тем ближе он к написанию квазисонета.
И всё же сформулирую мнение о Вашем эксперименте.
Ваш эксперимент преследовал свои (неведомые авторам портала цели) и, наверное, в части их реализации эксперимент был удачен. Но если абстрагируясь от стихирушных «обстоятельств» говорить о целях построения сонета, то здесь у знающих авторов портала небезосновательно возникли вопросы. Я не могу сказать, что в этой проекции Ваш эксперимент всецело удался, но и не могу сказать, что он полностью провалился. Единственная неудачная сторона эксперимента, - это несовместимость Ваших семантических и синтаксических конструкций со стандартным сонетным модулем. Если Ваша мысль не завершена, не поместившись в предусмотренный сонетом речевой отрезок, значит Вы написали хороший стих, а не хороший сонет. ИМХО, искусственно притягивать сонет за счёт смягчения твёрдых форм, - удел, как правло, пораженца.
А с точки зрения таких компонентов техники сонетного сложения как: длина стихотворения, метр и размер стиха, сонетная система рифмовки, запрет на повтор слов, сонетный замок, - всё это удачная сторона Вашего эксперимента.
З.Ы. Многие авторы мне импонируют, но фетишей в поэзии - нет. На этом портале тем более. Но работа с классическими твёрдыми формами стихотворений Равиля Валеева вызывает искреннее почтение.