Автор: Читальный зал
Опубликовано: 2014-02-14 16:00:20

Павел Мухин, "Поговорим о смысле"

Идея или смысл художественного произведения часто являются некой мишенью для нападок критиков и жюристов. Всегда ли оправданны такое повышенное внимание и придирчивость к смыслу художественного произведения?

Постараемся ответить на этот вопрос, но прежде определимся в некоторых понятиях.

Начнем с попытки внести ясность, что же влияет на эстетическую ценность того или иного стихотворения? Что заставляет подобно камертону звучать наши души от касания одних творений и быть совершенно равнодушными и безучастными к другим? Что определяет величие и красоту плодов творчества? Во многих случаях однозначного ответа не будет, так как в одном произведении мы увидим прекрасные образы и метафоры, в другом особое благозвучие (великолепную фонетическую составляющую) и будем восхищаться им только как как музыкой, ища прекрасное далее, найдем неожиданные ходы в сюжете или хорошие рифмы, а может и некую удачную компиляцию из многих факторов. Иными словами мы почувствуем красоту во всех этих творениях, но она будет совершенно разная и не всегда смысл будет их главным, а тем более единственным компонентом! В некоторых случаях смысла может и вовсе не быть (постмодернизм), но может быть и вариант где он будет лишь одной художественной составляющей (автология).
Поскольку автология является единственным случаем в котором красота определяется сюжетом и в конечном итоге смыслом, то начнем с нее как с нижней крайней точки шкалы.

Мастерство применения автологии как художественного приема заключается в удачном построении сюжета. Не отягощенная наличием вспомогательных средств, она позволяет автору сравнительно легко расписать все его витиеватости, объемно показать характеры героев, динамику их поступков. Автология в определенном смысле некий устойчивый гибрид прозы и поэзии. Ее главный и единственный козырь это сюжет (а значит и смысл). Если автор смог увлечь читателя перипетиями сюжета, то он свою задачу выполнил, если же не смог - при отсутствии тропов и стилистических фигур автология может сыграть с ним злую шутку.

В качестве примера удачного использования автологии приведу стихотворение автора с нашего сайта А. Данилюка.
Попутно замечу, что стихи написанные подобным способом, как правило, не бывают маленькими по объему - чтобы воспользоваться преимуществами сюжета (а именно он и раскрывает смысл) нужен соответствующий размах!
В этом у автологичных стихов сродство с прозой (гибрид есть гибрид).

На войне бывает всяко...

У окопов, стайкой робкой -
Пополнение бойцов.
К ним уверенной походкой
Подкатил сапёр - Кольцов.

Стёр пилоткой капли пота,
Сел к компании бочком:
"Всем привет. Ну что, пехота,
Угощайте табачком."

От простецкой просьбы сразу
Ожил маленький отряд.
Вдруг, как-будто - по заказу,
Ухнул вражеский снаряд.

Как - один, быстрей друг друга,
Руки сжав на голове,
Новобранцы с перепуга
Распластались на траве.

Повалились вперемешку...
А Кольцову - всё не в прок.
Скрыв в густых усах усмешку,
Преподал бойцам урок:

"Обвыкайтесь понемногу.
Без прицела бьёт. Назло.
Мажет немец, слава богу!
Будем живы! Повезло.

В нашей правде - наша вера,
Одолеем мы врага!
Пострашнее есть холера,
Хоть и с виду - мелюзга.

Нервы выдержат едва ли,
У кого - тонка кишка.
До мозгов уже достали!
Норовят из под тишка.

Хоть сквозь землю провалиться,
Злей вражины не найдешь.
Пострашней любого фрица
Эта долбаная вошь.

Разве это дело, братцы?
Наше дело - немцев бить!
Чем на мелочь отвлекаться,
И в окопах вшей плодить...

Заболтался, что-то с вами,
Будто дела нету мне.
Да. В полку сегодня - баня,
Так что, строем - к старшине!"

В данном примере автология применена весьма удачно. Традиционных поэтических приемов почти нет, но зато есть интересный и захватывающий сюжет, который сам по себе уже является художественным средством повышающим экспрессию. В этом случае смысл сказанного имеет решающее значение и поэтому критик имеет полное право концентрироваться только на нем.
Во всех остальных случаях, кроме автологии смысл и сюжет стихотворения уже не являются единственными определяющими художественную ценность, а поэтому критик должен обращать внимание и на другие приемы, особенно когда красота строится в основном другими средствами (метафорами, рифмами, фонетикой и т.п). Когда смысл не играет важной роли в построении гармонии, он как бы уходит на второй план и поэтому автор вправе не вдаваться в частности и детали ( время, место действия, антураж и т.п.). Он даже может оставлять нераскрытыми для читателя некоторые моменты (а в случае алогичных стихов и весь смысл произведения).

Для этого служат специальные стилистические приемы, о некоторых из я уже писал, например про умолчание.

По определению Квятковского: Умолчание это термин русской поэтики, стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Стилистический эффект У. заключается иногда в том, что прерванная в волнении речь дополняется подразумеваемым выразительным жестом.

Пример У. у Пушкина в «Скупом рыцаре»:

А этот? Этот мне принес Тибо —
Где было взять ему, ленивцу, плуту?
Украл, конечно, или, может быть,
Там на большой дороге, ночью, в роще...


Логическим обоснованием умолчания служат в частности естественные прерывания речи и оставления какой-либо темы ЛГ из – за эмоционального всплеска, некого нагнетания чувства: испуга, отвращения, стыдливости, восторга и т.д. Ведь мы в обычной жизни не всегда реагируем словами. Например, выражение отвращения или стеснения на лице порой красноречивее и многозначительнее всех слов.

Прием умолчание увеличивает эмоциональность речи, в связи с возникшими обстоятельствами и способствует обострению воображения у читателя.

Например у В.Брюсова в его знаменитом «Каменщике» много недоговоренного, недосказанного. Автор намеренно уходит от всего несущественного, второстепенного, не захламляя лишними деталями сюжет. Рабочий не дает исчерпывающие ответы на вопросы прохожего (о котором, кстати, почти ничего не говорится, кроме того, что он и его брат богаты), а отвечает одними угрожающими намеками, а в концовке звучит и неподдельная угроза без ее конкретизации:


- Каменщик, каменщик в фартуке белом,
Что ты там строишь? кому?
- Эй, не мешай нам, мы заняты делом,
Строим мы, строим тюрьму.

- Каменщик, каменщик с верной лопатой,
Кто же в ней будет рыдать?
- Верно, не ты и не твой брат, богатый.
Незачем вам воровать.

- Каменщик, каменщик, долгие ночи
Кто ж проведет в ней без сна?
- Может быть, сын мой, такой же рабочий.
Тем наша доля полна.

- Каменщик, каменщик, вспомнит, пожалуй,
Тех он, кто нес кирпичи!
- Эй, берегись! под лесами не балуй...
Знаем всё сами, молчи!

Применяется У и для случаев, когда недосказанное должно остаться полной тайной или загадкой для читателя. Вот довольно яркий пример у Ахматовой:


Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам,

Я сама... Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

Умолчания является довольно сильным художественным средством повышения эмоциональной насыщенности произведения и не должны рассматриваться судьями как ошибки. Но именно это по каким-то роковым обстоятельствам происходит на нашем сайте. Плохой пример бывает довольно заразительным. Автор вовсе не обязан все досказывать до конца и расставлять все точки над и (что-то должен сделать за него и читатель, а что-то может и должно остаться неразгаданным вовсе).

Когда детали сказанного не столь важны, а имеет значение лишь легкий намек, можно использовать и аллюзии, но о них в следующей лекции.

Количество читателей: 560

Всего рецензий на эту публикацию: 1. Читать все рецензии >>>
Последние 15 рецензий (последнее сверху):
Павел Мухин в гостях у ЛК.
2014-02-15 02:04:56 |

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.



Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Спасибо, Александр! Добру - быть! И мир не за горами...
Рецензия от:
Ирина Венжега
2024-03-28 21:35:44
Жила - была однажды,
Прекрасная ЛЮБОВЬ.
Но предали невежды,
И лилась ЕЁ кровь.

А дальше, воскресала,
У всех кто полюбил.
Взамен, ни грош не брала,
С НЕЙ в счастье каждый жил!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-03-28 21:24:32
Чудесно, словно песня.
Спасибо, Ира.
С теплотой и наилучшими пожеланиями к Вам.
Рецензия от:
Таня Яковенко
2024-03-28 21:09:39
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.