В издание "Памятники культуры. Новые открытия" вошли материалы о библиотеке М. Смотрицкого (ч.2)

В 1627 г. Смотрицкий тайно перешел в унию, что дало ему возможность получить место настоятеля Свято-Троицкого Дерманского монастыря. Виленское православное братство, несмотря на появившиеся слухи об отступничестве Смотриц- кого, не прерывало контакта с ним. Из Вильно в Дермань по просьбам Смотрицкого высылались книги, продолжалась его переписка с членами братства. Глубоким уважением братчиков к автору «Фриноса» и «Грамматики» можно объяснить тот факт, что часть книг Виленского братства своевременно не востребовалась обратно. Как сообщает «Синопсис», изданный братчиками в 1632 г., из Вильно Смотрицкий выписывал книги «теологов как восточных, так и западных, также и разных историков».
В годы Смотрицкого Дерманская обитель относилась к числу самых богатых монастырей с крупными земельными владениями. В монастырской библиотеке хранились древние славянские рукописи: избранные «Поучения» и Евангелие, подаренные монастырю в 1499 г. князем К. И. Острожским, переписанные в 1470— 1490 гг. «Творения Дионисия Ареопагита» и положенная в монастырь князем К. К. Острожским рукопись московского происхождения «Беседы Иоанна Златоуста на евангелие от Матфея» в переводе 1524 г. Силуяна, ученика Максима Грека, а также «Маргарит Иоанна Златоуста» и «Беседы Григория Богослова», поступившие в Дерманский монастырь соответственно в 1600 и 1616 гг.

Другой вероятный подарок князя К. К. Острожского — Служебная минея на месяц декабрь, писанная полууставом в конце XIV в. на пергамене и содержащая древнейший список «Жития митрополита Петра» в редакции митрополита Киприана. Современный исследователь высказал предположение, что рукопись создана в Москве в 80-е годы XIV в. при участии самого Киприана, внесшего в текст ряд исправлений и оставившего на полях пометы на греческом языке.
В дерманской библиотеке Смотрицкий нашел также рукописи начиная с рассказов про выращивание бычков и до книги Евангелие (1575), напечатанное в Вильно соратником Ивана Федорова Петром Мстиславцем. Евангелие было положено в монастырь Тимофеем Анничем, автором изданной Иваном Федоровым «Книжки собрания вещей нужнейших» (Острог, 1580), дьяком Острожской школы, в которой учился Смотрицкий, и дерманским боярином Федором Гарабурдой.7 В библиотеке находились и экземпляры изданий, выпущенных в самом монастыре, например изданный Дамианом Наливайко и Иовом Борецким Октоих (Дермань, 1604).8 Кроме того, в Дермани собирали греческие и латинские книги. С переходом монастыря к униатам его библиотека стала все чаще пополняться изданиями и рукописями на иностранных языках, однако наиболее ценным поступлением первой половины XVII в. несомненно явилась библиотека Мелетия Смотрицкого.

Новость добавлена: 2012-04-23 17:27:52

Вернуться к списку статей

Вам так же могут быть интересны следующие новости:


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
А я ,пробачте, нічого не зрозуміла.) До чого тут згадка про любов, віру і надію, Олеже?
Рецензия от:
Людмила Варавко
2024-04-19 20:40:52
Світло в криниці
Рецензия от:
Сколибог Олег
2024-04-19 20:26:08
Світло в криниці
Рецензия от:
Сколибог Олег
2024-04-19 20:19:40
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.