Автор: Вера Север Тема:Свободная тема Опубликовано: 2013-07-31 15:44:42 Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Поэтическое слово в действии
Жизнь меняется на глазах.... и то, что вчера казалось нам заоблачной мечтой – сегодня стало реальностью. Весь мир ринулся в интернет. По логике вещей, поэзия никак не может оставаться на прежних позициях, она отвоёвывает своё место «под солнцем». Хорошо это или плохо пока трудно сказать. Одно ясно: все желающие получили доступ в широкую сеть общения. И если в недалёком прошлом несколько человек могли влиять на судьбу молодого поэта, то сегодня творческая личность имеет возможность развиваться не по заданному сценарию, а самостоятельно, с учётом собственного понимания и видения этого мира. Насколько это ему удаётся, это другой вопрос... Мне ни раз приходилось слышать реплики со стороны именитых авторов: интернет – мусорная яма, куда сбрасывается всё, что попало... и хорошие авторы, даже, если таковые имеются, теряются на фоне общего безумия необъятного простора интернет, где всё покупается и продаётся, товар на любой вкус и по первому требованию... Но так ли всё плохо, как может показаться на первый взгляд, если взять во внимание, что поэзия, так же, как и любой вид творчества для собственного развития требует не только внимания, но и поощрения в виде тёплого слова, умного и хорошего комментария, а в некоторых случаях простого человеческого общения на интересующую тему... и это уже вам не узкий круг людей любительского клуба по интересам, где каждый из присутствующих уже занимает своё, некогда завоёванное место, в иерархическом устройстве данной группы людей, а совсем новый подход и самое главное – возможность выбора с учётом своих предпочтений. Да, это может кому-то не нравиться, но «поезд» пошёл и все прекрасно осознают, что появились новые правила игры и надо приспосабливаться или уходить в тень и писать в стол... но в таком случае автору, за редким исключением, ничего не светит... Время не стоит на месте и уже молодые интересные авторы взрывной волной рвутся к Олимпу. Благо, поэзия помолодела! И если в своё время Ника Турбина умиляла творческую элиту и читателя своим ранним развитием поэтического дара, сегодня этим уже трудно кого - либо удивить. Поэты, почти дети, выдают «на гора» такую глубину ощущений, что диву даёшься... А что касается филологов, им остаётся только удивляться и разводить руками, так, как говорить о сегодняшней поэзии трудно, критиком быть вдвойне сложней. Кто такой критик? - Человек, в первую очередь, хорошо чувствующий новые тенденции времени, а во вторых, хорошо владеющий словом, как видом искусства на уровне хорошего знания языка и истории словесности... И где мы найдём сегодня таких, если сама Поэзия в процессе становления развивающегося общества, и все критические оценки сводятся к уровню инструментария (технической обработки), если начинать надо с глубины внутреннего мира автора и звучания... и смотреть на перспективу. Если взять во внимание, что во все времена Поэзия считалась «языком богов», можно смело предположить: поэт – это человек, которого природа изначально наделила: глубоким внутренним миром, невероятной интуицией, немыслимой образностью и великолепным чувством ритма... но только от него самого зависит насколько он впишется в кайму, украшающую мир людей звучанием слова, ибо глубоко уверена: Поэзия начинается со звука, что даётся нам небесами... так устроен этот мир... Хочу особо подчеркнуть: одарённый поэт, в большинстве своём, при всей любви к поэзии – плохой критик. Ему не интересна вся эта канитель с разбором текстов – он постоянно в поиске созвучий... он мало думает о выгоде и материальном обеспечении – он живёт в мире звуков. И если вы чувствуете себя так же - это верный признак – вы ПОЭТ. А много ли таких в наше время? Ответ напрашивается сам собою – единицы! Зато количество претендующих на почётное место ПОЭТ чрезмерно велико. Люди всё глубже стали углубляться в свой внутренний мир и прислушиваться к звукам внутри и вокруг себя... и , как результат, они стали искать себя в живых звуках. Но вся сложность в том, что ни каждый поиск приносит интонацию высокой поэзии, даже при огромном нашем желании. Поэзия, как правило, живёт не в комфортных условиях, а там где душевная боль и работа души до изнеможения... где автор - сгусток подвижной энергии...
Продолжение следует.
История cоздания стихотворения:
0
0
Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 797
В просторах интернета тоже существует иерархия. Например, попробуй сунутся на Рифму.ру. Считать, что интернет панацея от диктата генералов от литературы, по моему, - это глупость. Другое дело, что перестал существовать фильтр в виде редакторов, которые определи, что печатать, а что нет. Настоящий Поэт сейчас не определяется, ни количеством напечатанного (за Ваши деньги - любой каприз), ни регалиями (коррумпированность и круговая порука деятелей от литературы свели на нет значения любой награды ). Конечно, литсайты и поэтические фестивали позволяют заявить о себе, но официальная литература (бывшие толстые журналы и альманахи любого уровня) только для своего круга избранных. И примеры, когда Поэт, выпестованный интернетом, попадает в этот круг - единичны.
Равиль, нынче время такое - "кто смел - тот и съел"...
Я тоже зарегистрирована на СТИХИ.РУ. Так вышло, что я
туда пришла в первый свой выход в интернет (других сайтов не знала). Так вот я не скажу, что меня там кто-то
впритык не видит... больше я пассивная и на приглашения на любой вкус не особо реагирую... А всё почему? - спросите вы - а я вам отвечу: меня больше привлекает не признание, а качественная работа со словом... Спасибо, что читаете и комментируете!
Вера! Статья очень актуальная. Интернет - окно в мир для всех, особенно для тех, у кого иной возможности заявить о себе нет. Для тех, кто пишет стихи, это и экзамен на звание поэта, и школа современного искусства слова ( очень хочется, чтобы это было так). В связи с этим большая ответственность за сотояние современной поэзии ложится на признанных мастеров. Именно они - читаемые, любимые многими - могут помочь в самоопределении рискнувших выставить свои творения на всеобщее обозрение. И чтобы поэзия не хирела, наверно, нужно всё-таки резать правду-матку заносчивым делателям некачественной поэтической продукции, претендующим на высокое звание ПОЭТА. Если же человек пишет просто от души и для души, думаю, он нуждается в поддержке ( не в восхвалении, не в обмане, а именно в поддержке).
Полина, спасибо! После следующей статьи можно будет открыть дискуссию на заданную тему, пока не знаю как... но думаю что-то нибудь все вместе придумаем...
"одарённый поэт, в большинстве своём, при всей любви к поэзии – плохой критик."
Вера, а как же нещадная критика стихо друг-друга между Есениным и Маяковским и критика их обоих в адрес, например, Демьяна Бедного. А критика и "разбор полетов" между лит. школами, поэтическими течениями, направлениями? Может я ошибаюсь, но мне кажется тогда, в те времена, не церемонились особо. Наоборот, завзято отстаивали свои взгляды и предпочтения в публичных диспутах, в статьях, в критике. И простому читателю было на что ориентироваться. Читали, слушали и вырабатывали собственные взгляды. А что сейчас? Полный раздрай и всеядие. И в любом случае, плавать лучше научит тот, кто сам плавает, а не тот, кто читал про море. Поэты не пишут 24 часа в сутки. Это не одержимые люди. Они живут поэзией, звуками, я согласна. Но они не слепые и не глухие. А если и не равнодушные, то обязательно подскажут на недостатки, если видят в молодом авторе потенциал. Ну как-то так.
Люда, разве я сказала, что поэт плохой критик? Я сказала, что поэт не может быть критиком по определению... Если вы посмотрите ещё раз текст вы обязательно увидите - хороший поэт, как правило, "варится в собственном соку", а все споры между личностями (ибо поэт по своей натуре является таковым) скорее всего - поиск поэта ответов на те или иные волнующие его вопросы, своего рода "битва" амбиций, защита своего видения всех процессов происходящих в мире, вплоть до методов изложения той или иной точки зрения...
Спасибо, что присоединились к дискуссии по теме.
Анечка, как же я доволен, что ты мыслишь именно так.
Конечно же и сил и времени!
Лишь дополню. Безусловно, время очень важный фактор. Его на всё не напасёшься. Но я бы перед "времени" поставил бы иной отягощающий фактор, а именно СИЛ: интеллектуальной выработки мозга и эмоционального истощения.
Ты только что выплеснул своё (разрядился). И ты хочешь после этого столь же эмоционально- прочувственно принять в себя чужое?!? Ни в жизнь не получится. Поэт создавая свой стих изначально создаёт свой мир, и лишь потом извлекает из него стих. Стих вылупился, но мир стиха в поэте остался. Ты ещё долго будешь находиться в мире своего стиха (этот мир над тобою будет довлеть) поэтому воспринять мир автора критикуемого произведения тебе сложно. Кроме того, ты не будешь свободен в оценке, ибо волей неволей ты будешь сопоставлять критикуемое со своим, пытаясь подогнать оценку под тобой только что воспроизведённое.
У критика нет своего отвлекающего мира в голове, он полностью сконцентрирован и подчинён восприятию мира чужого.
-
Это, конечно, если иметь в виду критику, а не подсказки сбоя рифмы.
-
З.Ы. Лисичка, ты не обижайся на меня за попытку подсказки тебе "с буриме". ,)
Не помойка, но безбрежный океан, в котором, среди прочих, есть острова настоящей духовности. Каждого привлекает лишь то, что близко ему в данный момент. И это здорово. Нам повезло, что у нас есть свой островок, где нас так много, но никогда не бывает тесно. Душа стремится именно сюда, хоть изредка, по мере возможности. Нечто нас здесь всех объединяет и это нечто, конечно же звук, но не просто звук, дарованный небесами в лучшем случае, пусть это будет звук колёс при торможении авто на парковке или чего-то (пусть даже это не будет душевной болью), о чём хочется рассказать другим, выплеснуть, поделиться. И это здорово! Что же хорошего было в том, когда в безинтернетные времена поэты, выплескивая свои эмоции, переживания, мысли, забрасывали их в стол и однажды во время генеральной уборки рукописи, как ненужный хлам, выбрасывались на настоящую помойку, откуда нет возврата! Такова судьба (к слову) стихотворений моего покойного отца... О, с каким бы удовольствием я сейчас прочла то, о чём он писал в своей молодости! Мама говорит, что редактор газеты, где публиковали его стихи, однажды так раскритиковал отцовскую лирику, что после этого он просто прекратил писать. Отец был ранимым человеком и хотя он никогда не рассказывал мне об этом, я уверена, что если бы у него была страничка на портале, он бы тихонечко, никому не мешая, выставлял своё тихое светлое (другого и быть не могло) слово и вреда бы от этого не было, а, может, была бы польза...
P.S. может, я капельку какой-никакой поэт, но, признаюсь - критик из меня никудышный. То ли по складу характера, то ли за неимением времени, максимум, на что я способна - поставить галочки.
Оксана, больше спасибо за ваш такой содержательный отклик! Да сегодня непростое время. Да, много вопросов... но жизнь имеет свойство быть переменчивой,
а значит будут ответы на все вопросы... пока только размышления... Продолжение будет. С ув.Вера.
Ань, а я не знаю ни одного толкового поэта, не способного дать разбор. Пусть интуитивный, но они чувствуют слово, как никто и всегда могут подсказать, где фальшь, где звучит.. другое дело, что у тех у кого внутри всегда бабочки звенят крыльями созвучий, нету времени и желания, обычно, делать разборы чужим стихам... Еще ни разу за все годы в сети не было у меня случая, чтобы автор, поэзия которого мне близка и понятна, и я считаю его талантливее меня убогой, не мог помочь мне со стихом. Бывало,что не хотели, но если уж брались, то все мелкие косяки вытягивали наружу и тыкали носом. Другое дело, что 99, 9% всех авторов в сети глубоко уверены в собственной гениальности и не приемлют критику даже от реинкарнации Белинского. Как ни странно, но тут идет вопрос веры... Если веришь автору, к которому пришел за помощью- то примешь его замечания. Если не доверяешь ему больше чем себе- не примешь, даже если он прав на все 200%. Лично я давно перестала давать разборы без личной просьбы. Но даже по ней, 99% моей правки не принимается. Так,что скорее всего, я займусь сугубо своим творчеством и просто буду молчать под работами других,если вижу ошибки даже грубые.
Наталия, я могу объяснить своё интуитивное согласие только так: тот, кто все силы тратит на качественные стихи, вряд ли выкроит часы для того, чтобы сидеть и разбирать тысячи стихов. И наоборот, если человек систематически занимается подробной конструктивной критике - почти все силы уходят на тех поэтов, чьи творения он разбирает.
Можно привести такой близкий пример. У нас на портале есть замечательные пародисты (как с самого начала, так и переквалифицировавшиеся). Так вот, посмотрите: чем чаще и талантливее человек пишет пародии, тем меньше у него времени и сил на собственные оригиналы.
Вот примерно поэтому мне импонирует цитата из Веры.
Анна и Наталия, высказывая своё мнение по тому или другому поводу, я прекрасно осознавала, что моё мнение никак не может быть "последней инстанцией" (100 человек - 100 мнений, особенно в наше время - развития нового человека - творца). Просто пишу не один день и за это время самообразования и общения с разными поэтами в живую я всё таки определилась в некоторых вопросах... В начале моего творческого пути стояли три поэта, которые были в той или иной мере моими наставниками: Глушко А.А. - её судьба и творчество стали для меня определённым толчком; Левицкий З.И., который был одно время куратором моих творческих начинаний; Плоткин В.С. - открывший глаза на потенциал и творческий рост... творческое развитие
(если не брать во внимание уже признанныхпо , чтобы
Так вот я могу сказать: ни один из них не делал разбор моих стихов (в том понимании в каком мы сегодня хотим видеть... они ставили плюсы, минусы и "птички"... всё остальное должна была делать я сама... и я делала (искала, выбрасывала написанное, работала с каждой строчкой... ), а они снова ставили минусы... но зато сегодня я понимаю насколько мне повезло с наставниками. Приходилось много читать, антология поэзии стала настольной книгой... словари и поэзия очень многих авторов... много поэзии... В то время я определила для себя кто такой поэт, а кто такой критик... и навсегда запомнила фразу Плоткина В.С "хороший критик - нереализованный поэт".
Поэт не критик? Скажу более - поэт не должен быть критиком, иначе он сам будет бояться подставиться под критику. А боязнь душит поэзию. Важно найти в работе товарища хорошие, яркие моменты, хотя это тоже требует мастерства.
А недостатки стихов найдут учёные, знающие КАК НАДО писать.
В корне не согласна с вашими словами. Я руки готова целовать тем,кто подсказывает мне по ритмике и прочим атрибутам формы стиха. лучшие мои стихи-это труд умных, компетентных друзей-поэтов, которые ради меня стали критиками моих детищ. Понятие авторской слепоты никто не отменял. мы не видим у себя малые огрехи формы( увы, но это так. И только в чужих работах более-менее обретаем зрение. У себя со временем, и то не всегда. Потому я за подсказки, то бишь, критические замечания от других авторов. Это не значит,что хвалить не надо. Доброе слово и кошке приятно, только вот улучшить стих оно не поможет. А вот утвердиться в мысли,что ты уже Поэт, и убить в себе потенциал-запросто. Потому и похвала должна быть дозированной и оправданной. В противном случае, она вредна и плодит графоманов. ИМХО.
Владимир, всецело хочу вас поддержать: чтобы работа
заслуживала не только признания, но и восхищения,
каждый должен заниматься своим делом, которое он любит... Критик - это тоже занятие непростое и требующее много знаний, чутья... Хороший критик в наше время на вес золота... Спасибо!
Написать рецензию - это труд, время, внимание.
И даже тот, кто "не позволяет душе лениться", не способен уделить внимание всем.
Лучше самих поэтов не может быть критиков, и тут я даже не буду терять время на доводы. Еще есть поправка на то, что это специально обученый в выше человек. Я, например, готова заплатить человеку деньги за профессиональную рецензию (я о прозе) и помощь. Я даже вижу этих людей у нас на портале.
Лора, могу с вами согласиться только в одном: у каждого
своя дорога становления... в своё время я тоже так думала, но как время показало: становление поэта - это естественный процесс... Кто научит Вас и за какие деньги синтезировать мысль, пропустив через себя...
Спасибо, что читаете и делитесь своими мыслями!
Лора, не могу с вами не согласится... только основываясь на свой опыт могу сказать: не мы находим себе учителей, а нам их дают свыше...в жизни нередко бывает так, что одно единственное слово может дать больше, чем тонны книг...С искренним уважением, Вера.
2013-08-01 14:58:26
Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.
У одних голова на
двери,
И ученье про мертвого
плотника
Разжигает страсти
внутри,
Не понять им простого
работника,
Восхищённого с фузом
гитарой...(...)
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.