Сам-то я понял, что написал. Вы – нет!
Любые «примитив и упрощенчество» должны иметь объективизирующие критерии, чтобы беседа об этих характеристиках не была пустой. Без таких критериев ярлык «примитив» и «упрощенчество» можно прилепить к любой, даже к самой изысканной рифме. «Однокоренные» и «отглагольные» рифмы – это была Ваша попытка привязки Вашего аргумента к объективизирующим факторам. Но эта попытка, ИМХО, неудачна в силу порока самой сути утверждения: не всегда однокоренные и отглагольные рифмы являют собой примитив.
Прислушиваясь к очень сильным и известным поэтам, которые учили меня, тем не менее, всегда умел составить собственное мнение.
Именно в это мнение не вошло отрицание глагольной рифмы, - хотя в своих текстах ею и не переусердствую.
…
А теперь, по сути…
Вот отрывок из стиха (не моего):
Мой добрый гений я устала
Юлой крутиться в кутерьме
Быть безыскусным кутюрье
Жить узницей в твоей тюрьме
Душа моя давно восстала
В порыве гневном против тьмы
Круглогодичности зимы
Печальной пустоты сумы
Тех бед что мне судьба сверстала
В стихе: «уСТАЛА» - «восСТАЛА» - «сверСТАЛА», - всё та же глагольная рифма, всё те же однокоренные слова в рифме. Вы и здесь находите примитив и упрощенчество? Я – нет! ИМХО, никакого намёка на примитив либо на упрощенчество не наблюдаю. Скажу более: готов предположить, что автор намеренно искал именно глагольные однокоренные рифмы.
Если Вы «НЕ ПРОТИВ глагольных рифм», - тогда для меня непонятна суть Вашего замечания Асе. Тем более, Вы отреагировали не на обилие отглагольных рифм в стихе, а на единичный прецедент. Если дело не в отглагольности рифм Аси, - то для меня опять стала не понятной суть Вашего: «но рифма "ушла-нашла", это...». Многоточие после Вашего «это…» видится неслучайным, ибо суть заключённого в многоточие, у Вас у самого похоже на уровне лишь не до конца оформившихся подсознательных ассоциаций.
О примитивности рифм…
Примитивные рифмы - это не все однокоренные (и не обязательно отглагольные).
Вот пример примитивной и не примитивной рифмы:
Примитивная рифма:
В райцентре покупал Иван ботинки.
Но чтоб стать первым парнем на селе
Он прикупил ещё полуботинки…
Домой вернулся друг навеселе.
А вот похожий текст не примитивной рифмы:
В райцентре прикупил Иван ботинки.
Теперь он – первый хлопец на селе!
Напился вдрызг, в родные СуботИнки
Пришкандыбал наш друг навеселе.
Имеем две пары рифм «ботинки - полуботинки» и «ботинки - Суботинки». Слова однокоренные, принадлежащие одной части речи – имя существительное. Здесь примитивность (бедность изложения) первой пары определяется не единым корнем, а тем, что слова рифмопары «ботинки – полуботинки» - относятся к словам, принадлежащим к одной лексеме «ботинки», от которой отпочковалось, следующее слово. В то время как рифмопара «ботинки – Суботинки» не имеют лексической связи, тем самым не обедняя, не примитивизируя изложение. Точно так же не имеет лексической связи рифмопара «ушла – нашла» - она лишь фоническое созвучие слов, принадлежащих к разным лексемам: первое слово связано с движением, второе с обретением. В слове «нашла» корень «шла» не имеет самостоятельного смысла.
Относительно глагольности рифм…
Примеры использования глагольных рифм именитыми и даже великими поэтами не привожу – дабы не утонуть в таких примерах.
Те сильные и известные поэты, которые обучая Вас, утверждая, что одна отглагольная рифма на стих – это уже много, ИМХО, заблуждались. Их заблуждение кроется в излишней императивности суждения. Хотя бы на том простом основании, что отглагольные рифмы, в ряде случаев, имеют свою специфическую функцию, то есть используются осознанно для усиления выразительности стиха.
Вот мнение, - альтернативное мнению Ваших учителей:
http://s-marshak.ru/works/prose/vospitanie/vospitanie08.htm
ИМХО, Ваши учителя несколько поверхностно и однобоко подходят к вопросу глагольных ритм. К анализу глагольных рифм, ИМХО, следует подходить дифференцированно, при этом уж точно не основывать свои выводы и оценки только лишь на субъективном впечатлении, либо на досужем штампе «глагольные рифмы – это плохо».
2014-12-18 19:51:00