Это не мир вокруг серый. Просто окно грязное.

Автор: Влад Снегирёв
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2017-11-12 10:00:50
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Яков Полонский


Всё так же соловьи рыдают и поют,
хоть нет давно уж тех, кто воспевал когда-то
под старой яблоней задумчивый уют
и первую звезду в час тихого заката;

тот лёгкий ветерок, что вздохи томных роз
по саду разносил, дыша благоуханьем.
Ах, этот старый сад... Давно уже зарос.
Не слышно ручейка с таинственным журчаньем.

Ведь миновал тот май, весны простыл и след,
остались лишь стихи, что будят воздух сонный.
Хоть день давно угас, остался он воспет
и слышен голос мне - веками приглушённый.

Проходят облака и жизнь идёт вперёд.
Вокруг меня дома - холодная громада.
В садах заброшенных никто уж не живёт,
а соловьи поют... – как будто так и надо.

2009

                Поэт послепушкинской эпохи

Яков Петрович Полонский родился в Рязани, а скончался в Петербурге в возрасте 78 лет, став
главным долгожителем среди действительно крупных русских поэтов. Его поэтические
единомышленники Аполлон Майков и Афанасий Фет тоже оказались долгожителями по меркам
XIX века, но прожили меньше: Майков - 75, Фет - 71. А самый близкий друг среди поэтов
Аполлон Григорьев и вовсе скончался в 42 года...

Великим русским поэтам жить долго как бы не положено. Вспомним Пушкина и Лермонтова,
Есенина и Маяковского.

Ранние стихи Полонского приветствовал В.А. Жуковский, который подарил молодому поэту
золотые часы, а в конце жизни с ним познакомился глубоко почитавший его А.П. Чехов. На
глазах Полонского прошёл, по сути, весь XIX век. Он много написал - и стихов, и прозы. Мало
кто знает, что он был автором, по-видимому, первого крупного романа об Одессе «Дешёвый
город», вышедшего в «Вестнике Европы» в 1879 году, задолго до появления «одесской» прозы
Бабеля, Катаева и Паустовского. Но уж что точно все не просто знают, а поют во время застолий
уже более чем полтора века - это романс «Песня цыганки» («Мой костёр в тумане светит...»).

И вот спроси у поющих: кто автор этих строк, кто автор этой музыки? И большинство скажет:
слова народные и музыка народная. Ан нет, слова - Полонского, а музыка - Якова Фёдоровича
Пригожего (1840-1920), превратившего в народные песни ещё и «Коробейников» («Ой, полным
полна коробушка...»), «Что ты жадно глядишь на дорогу...» Некрасова, «Пару гнедых»
Апухтина, «Ямщика» («Когда я на почте служил ямщиком...») Трефолева и такую глубоко
«русскую народную» песню, как «Окрасился месяц багрянцем», текст которой изначально
написал немецкий поэт Адельберт фон Шамиссо, а на русский язык перевёл Дмитрий Минаев.

Все знают Пушкина и Лермонтова, но многие ли их поют? А «Костер» Полонского после стопочки
споёт половина России, может быть, даже не слыхавшая о существовании такого поэта.

Жизнь его была длинная, но нелёгкая... Он родился в семье бедного чиновника, и сам после
окончания Московского университета служил чиновником на Кавказе, а потом - в Петербурге.
Между прочим, он был цензором иностранной литературы, как и возглавлявшие Комитет
иностранной цензуры в разные годы Тютчев, Майков и Вяземский - это к вопросу, может ли поэт
быть цензором.

Во времена раздрая между писателями судьба Якова Полонского кажется знаковой.

Его первый брак был счастливым, но коротким - с красавицей, дочерью старосты русской
церкви в Париже и француженки Еленой Устюжской. Они обвенчались в 1858. В 1860-м её не
стало, ещё раньше умер их 6-месячный сын. Второй женой стала скульптор Жозефина
Рюльманн, впоследствии автор памятника Ивану Тургеневу на его могиле на Волковском
кладбище.

О многолетней дружбе Тургенева и Полонского можно говорить долго. Несмотря на небольшую
разницу в возрасте - чуть больше года, - Полонский считал Тургенева «старшим братом» и
писал ему в одном из писем: «Мне кажется иногда, что не будь ты моим другом, я давно бы
погиб». Тургенев действительно всю свою жизнь опекал Полонского. Но иногда подставлял. Так,
расхвалив стихи Полонского в газете «Санкт-Петербургские Ведомости», он противопоставил их
Некрасову, с которым в 60-е годы резко разошёлся во взглядах. Но такая «похвала» в глазах
либерально настроенной молодёжи второй половины XIX века была приговором. Это всё равно
что в 60-е годы ХХ века похвалить поэта, противопоставив его линии «Нового мира»
Твардовского. Так что статья Тургенева Полонского «огорчила», о чём он и написал Некрасову.

Это очень интересный момент. Во времена очередного раздрая между писательскими
«лагерями» судьба Полонского представляется весьма знаковой. Он ладил и с теми и с этими. И
с авторами некрасовских «Современника» и «Отечественных записок», и с консерваторами -
Фетом и Страховым. Но именно поэтому, хотя и все признавали его поэтический талант, его
«гражданскую позицию» считали какой-то зыбкой, если не сказать конформистской. Дескать,
нельзя сидеть на двух стульях.

Поэтому Полонскому нередко доставалось от либералов, а твёрдые консерваторы не могли
считать вполне своим поэта, посвятившего в 1878 году сочувственные стихи тогда ещё узнице
Вере Засулич: «Что мне она! - не жена, не любовница, / И не родная мне дочь! / Так отчего ж её
доля проклятая / Спать не даёт мне всю ночь!»

Нет уж, дорогой, ты выбирай: или ты с Засулич, или с Катковым! Или с «Отечественными
записками», или с «Московскими ведомостями»! Или - или!

Но у Полонского так не получалось. Как убеждённый православный человек он публично
критиковал антицерковные выступления Льва Толстого (что было, на мой взгляд, неправильно,
потому что в России их тогда не печатали), но при этом отправил Победоносцеву письмо в
защиту гонимых духоборов, которых как раз защищал и даже спасал Толстой.

Кстати, именно Толстой после этого дал Полонскому самую точную характеристику: «Не
осуждающий». Между прочим, это одна из самых трудных христианских добродетелей.

Достоевский считал, что в его стихах отразилась «щемящая поэзия русской жизни».

Больше всего из своих стихов Полонский любил изумительный и по смыслу, и по музыке
«Колокольчик», написанный в 1854 году. Это стихотворение также особенно ценил Фёдор
Достоевский, считавший, что именно в этом стихотворении Полонского отразилась «щемящая
поэзия русской национальной жизни». Но о чём оно? Всего лишь о том, как девушка ждёт своего
любимого в горнице, и эта горница то светла и прекрасна, то «тесна и темна». То в ней луч
золотой играет на стекле морозным узором, и кипит самовар, и весело трещит печь. То в ней
скучно, и дует в окно, и - дальше гениальное! - «за окошком растёт только вишня одна, / Да и
та за промёрзлым стеклом не видна / И, быть может, погибла давно...».

А ведь это и есть русская жизнь!

Павел Басинский


                Биография

Яков Петрович Полонский – автор, интересный уже хотя бы тем фактом, что был одним из
последних представителей русской поэзии образца первой половины XIX века – хотя и
скончался 18 (30 по новому стилю) октября 1898 года. Стихи Якова Полонского, как и
произведения, например, Майкова, сильно напоминают «золотой век» русской поэзии – это
отмечали современники, с этим согласны и сейчас.

Яков Полонский, как это часто бывает, отметился не только на поэтическом поприще, но также в
качестве прозаика, и весьма резкого публициста. Консервативен он был не только в
стихосложении, но и во всём своём мировоззрении.

Путь к поэтическому успеху

Поэт происходил из семьи небогатого рязанского чиновника, и родился 6 (18 по новому стилю)
декабря 1819 года. В его детстве и юности не случилось чего-то особенно любопытного:
Полонский окончил гимназию в 1838 году, после чего перебрался в Москву, и поступил в
Университет.

Во время учёбы Яков Петрович познакомился и сблизился с целым рядом известных литераторов
– Аполлоном Григорьевым, Афанасием Фетом, Петром Чаадаевым, Алексеем Хомяковым. И сам
Яков Полонский стихи впервые опубликовал уже в 1840 году, едва став студентом – и не где-
нибудь, а в «Отечественных записках».

Также Полонский был одним из авторов альманаха «Подземные ключи», и эта деятельность
свела его с Иваном Тургеневым, ставшим одним из лучших друзей поэта.

Но по-настоящему популярны стихи Якова Полонского стали несколько позже. После
завершения образования он некоторое время прожил в Одессе, а затем был переведён на
гражданскую службу в Тифлис (современный Тбилиси). Во многом именно впечатления от жизни
на Кавказе сформировали поэзию Полонского, и, начиная с 1846 года, поэт начал пользоваться
широкой популярностью.

Зрелое творчество Полонского

Начиная с «грузинского» периода, творчество поэта серьёзно изменилось. Яков Полонский стихи
писал куда более «музыкальные», чем прежде, и позже многие из них были положены на
музыку знаменитыми композиторами – такими, как Чайковский и Рахманинов. Становились эти
стихотворения и текстами народных песен и романсов.

Полонский писал уже не только стихи, но и прозу – рассказы, повести и романы, число которых
велико, а литературная ценность неравнозначна. Зачастую тематика прозаических
произведений Полонского касалась его личного жизненного опыта, вплоть до работы над
мемуарами. Во многом он подражал своему близкому другу Ивану Тургеневу.

С 1851 года поэт жил и работал в Санкт-Петербурге – в столице он и оставался до конца жизни.
В скором времени после этого он женился на дочери старосты русской церкви в Париже, чем не
помешал языковой барьер: невеста почти не знала русского, а Полонский не говорил по-
французски.

Поздние годы

Петербуржская квартира поэта стала местом еженедельных встреч представителей культуры и
науки. Первая жена Полонского скончалась в 1860 году, вскоре он женился снова, как и в
первый раз – по любви. В этом браке родилось двое детей.

Со временем Яков Полонский всё больше обращался к публицистике, выступая с
консервативных и православных позиций. По этой причине он активно оппонировал Льву
Толстому, как раз обратившемуся к общественным и философским вопросам с другой стороны
баррикад. Их статьи зачастую были ответами друг другу.

В последние годы именно публицистика стала основным занятием Якова Полонского, стихов и
прозы он писал уже мало.

© Poembook, 2015 https://poembook.ru/polonskiy

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 184

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Стихи затрагивают душу,
Когда о вечном и родном...
И кто желает сердце слушать,
Тот возвратится в Отчий дом.
Рецензия от:
Василий Омельченко
2024-04-19 00:12:28
Мой первый:
...Все не то, все не так.
Или я совсем дурак?
Или с дурами встречался,
И от них беды набрался?
Но веры я не теряю,
И с верой умру,
Даже если любовь потеряю,
И больше вовек не найду.
Рецензия от:
Василий Омельченко
2024-04-19 00:03:15
Хіба не те промовлене у Слові, -
Що буде зле, і будьте на готові!..
Останні дні правління Змія злого...
А потім Царство Істинного Бога!
2 Тимофій 3:1-5
Рецензия от:
Василий Омельченко
2024-04-18 23:47:29
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.