Додатковий 16. "А небо в зорях" на вірш Ніни Трало / АП творчої групи - Злива / |
Число 28. Як знищували українську мову / АП Т. Лавинюкової - Парость виноградної лози / |
Автор: Влад Снегирёв
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2019-01-21 11:55:45
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Стоит разлука на пороге,
прощайте милые друзья!
И пусть читатель, в меру строгий,
мне будет друг, а не судья.
Уже не слышен голос струнный,
свеча погасла на столе.
Не обещайте деве юной
любови вечной на земле!
Поэтов наших век не долог
и потому так сладок он.
Мне нагадал один астролог
о том, что слава только сон:
как ночью свет – неверный, лунный,
что спит в прохладном хрустале.
Так пусть раздастся голос юный,
дерзая в нашем ремесле.
От сына Музы своенравной
прими восторги прежних лет.
Пусть дышит мирно славой равной
рукой написанный куплет.
Зажги огни Арбат мой людный,
купаясь в праздничном тепле.
Пообещай же деве юной
любови вечной на земле!
2019
Пока горит свеча... О чём сегодня пел бы Булат Окуджава?
Вспоминая о песнях и жизни Окуджавы, многие из его поклонников пребывают в растерянности:
в какие рамки поместить Булата Шалвовича? Кто он? Большой поэт, популярный бард,
писатель? Или человек, отразивший в своём творчестве сложный период перехода страны от
безнадёжного тоталитаризма к надеждам на свободу? Кем он остался в нашей памяти?
Возникает и другой вопрос: а кем Булат Шалвович был бы сегодня, доживи он до наших дней, –
исторической иконой? Или частью нашей турбулентной жизни? Принял бы он нынешнюю жизнь?
Стал бы официальным патриотом, слагал бы песни о юнармейцах «в пыльных шлемах», о новом
величии, об особом пути? Или выходил бы с несогласными на проспект Сахарова, подписывал
бы письма протеста? О чём сегодня мог бы петь Окуджава?
Поколение ожиданий
Для меня этот вопрос не является праздным. Будучи студентом факультета журналистики МГУ, я
взрослел на его песнях. Они были созвучны моему поколению – поколению робких надежд и
ожиданий. Избавляясь от тоталитарного наследия Ленина – Сталина, мы искали в песнях
Окуджавы контуры будущей России. Позднее, в 70-е годы, во время длительной работы в
Париже (в ЮНЕСКО) мне довелось познакомиться с Булатом Шалвовичем. Окуджава любил
эмигрантский Париж и часто бывал там. И у меня создалось ощущение, что в этой среде он
чувствовал себя больше самим собой, чем в Москве. Да и сама эмигрантская публика Парижа
понимала его лучше, чем, например, В. Высоцкого или А. Галича с их дворовой народностью и
поэтической публицистикой.
Из немногочисленных и случайных встреч и разговоров у меня сложилось впечатление о Булате
как о человеке артистично искреннем, не умеющем не только врать, но и лукавить. Искренность
и исповедальность были, по сути дела, главной притягательной силой и его песен, и его
характера. Знаменитую формулу А. Солженицына «жить не по лжи», которую писатель пытался
требовательно применить ко всей стране, Булат Окуджава применял прежде всего к себе, не
пытаясь придать этой формуле какой-то политический или морализаторский оттенок.
Пространство свободы
В песнях Окуджавы часто слышалась некая растерянность перед непредсказуемостью жизни.
Наверное, это неслучайно: на его характер и творчество сильно повлияли трагические судьбы
родителей и родственников. Его отец (убеждённый коммунист) и два брата отца были
расстреляны в годы сталинских репрессий. Мать почти десять лет провела в ссылке. Несмотря
на это, накануне XX съезда КПСС, поверив в обещанное Хрущёвым партийное очищение, он
вступил в КПСС. Романтика «комиссаров в пыльных шлемах» не покидала его, даже когда стало
очевидным, что никакого очищения власти не происходит. Просто комиссары стали работать
пропагандистами. Но диссидентом Окуджава так и не стал. Его неприятие системы власти и
искусственных советских ценностей носило характер пассивного несогласия. Как и многие
шестидесятники, не отвергая публично существовавшего строя, он пребывал (как сказали бы
сегодня) во внутренней эмиграции.
Даже на пике популярности, выступая перед большой аудиторией, он пел и говорил так, как
если бы он пел для друзей на кухне интеллигентного семейства. Интеллигенция и была его
главной аудиторией. В рабочей среде у него было немного поклонников. Именно для
интеллигенции его песни были и эмоциональной отдушиной, и убежищем от громогласной
советской пропаганды. Одна из самых знаменитых песен Булата Окуджавы «Пока Земля ещё
вертится...» очень чётко раскрывает суть его гражданской позиции. Это не яростный протест, а
молитвенное обращение к жизни, к судьбе и власти о том, чтобы жизнь даровала каждому «чего
у него нет». Кому-то кусок хлеба, кому-то глоток свободы, кому-то любовь. В огромной
несвободной стране он протаптывал для себя маленькую тропинку к пространству свободы и
ненавязчиво приглашал друзей прогуляться вместе с ним. Эта тропинка не заросла до сих пор.
Интересно отметить, что такая гражданская позиция (умягчение нравов) вполне устраивала
власть и она в целом не препятствовала популярности Окуджавы. А памятуя о его участии в
войне и о ранении, даже осыпала его многочисленными медалями, связанными с годовщинами
Победы. Помимо его собственной воли он был записан в число официальных патриотов. Но
высших государственных наград ему власть не давала: патриот… но не свой
* * *
Песни Окуджавы продолжают оставаться популярными у старшего поколения интеллигенции. Но
молодёжь его мало знает и почти не поёт. Что касается нынешней власти, то она относится к
нему с доброжелательным и снисходительным почтением. Его поэзия и его песни, конечно,
пробуждают совесть, но… не опасны. Они не зовут к бунту, не приглашают на Болотную
площадь или проспект Сахарова.
Окуджава стал частью истории советской интеллигенции – беспомощной, конформистской,
прекраснодушной. К концу жизни он, по свидетельству друзей и современников, казался
растерянным. Новая, прекрасная жизнь, о которой мечтали герои Чехова и герои его песен, не
складывалась. Не складывались и новые песни. Сам Булат Шалвович никогда, даже в расцвете
творческих сил, не претендовал на то, чтобы быть «лучом света в тёмном царстве» или тем
более «колоколом». Он был мерцающей свечой, вокруг которой собирались люди, чтобы
поговорить на излюбленную чеховскую тему – о том, какой прекрасной будет новая жизнь. Ну…
лет через сто. Помните, как это у Чехова в пьесе «Дядя Ваня»?
«Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить… Увидим жизнь светлую, прекрасную,
изящную. Мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой –
и отдохнём…»
Хорошо, что свеча Булата Окуджавы продолжает гореть.
Вячеслав Костиков
Булат Окуджава поэт-символ
С именем Булата Окуджавы связано множество легенд. Ничего удивительного, ведь такие
личности появляются в поэтическом и музыкальном мире нечасто и заслуженно становятся
легендарными.
Его стихи разобраны на цитаты, песни стали знаковыми и символичными для эпохи
шестидесятников, а сам Булат Шалвович был ярчайшим представителем своего поколения.
Незавидное детство
Так уж сложилось в природе, что судьба талантливых людей полна личных трагедий, борьбы,
поисков, скитаний и прочих невзгод. Наверное, только испытавший и переживший многое
человек может создавать произведения на века. Только тогда они наполнены истинным
смыслом, глубоки и содержательны, проникают в души и находят там отклик. Такой была и
судьба Булата Окуджавы.
Его жизнь совпала с эпохой перемен, глобальность и последствия которых могли понять и
оценить лишь немногие. Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Его родители
приехали в столицу для учёбы по партийной линии. Отец Булата был грузином, а мать
армянкой. При этом сына они назвали Дорианом в честь известного литературного героя.
Через два года вся семья вернулась в столицу Грузии, где Шалва Степанович продвигался по
партийной лестнице. Тогда же у него произошёл конфликт с Лаврентием Берией, после которого
отец Булата Окуджавы попросил направить его на работу в Россию. Так семья оказалась в
Нижнем Тагиле.
Гром грянул (как и для многих семей того кровавого периода советской истории) в 1937 году,
когда Шалву Степановича арестовали по ложному доносу о его якобы контрреволюционной
троцкистской работе. Дальше были приговор и расстрел. Та же участь постигла и родных
братьев отца. В 1939 году была арестована и мать Окуджавы – Ашхен Степановна. Сначала её
отправили в лагеря Карагандинской области, а через десять лет приговорили к вечному
поселению на просторах необъятного Красноярского края. Булата с братом Виктором перевезла
в Москву бабушка, а потом забрала к себе на воспитание тётя из Тбилиси.
Первые успехи
В Грузии Булат Окуджава окончил школу, работал на заводе учеником токаря и с нетерпением
ждал совершеннолетия, чтобы отправиться на фронт. В августе 1942 года его направили в
миномётный дивизион, в составе которого он участвовал в боях, а в 1943 году был ранен под
Моздоком. Окуджаву демобилизовали и отправили в тыл. Он сдал экстерном экзамены, получил
среднее образование и поступил на филфак Тбилисского университета.
После окончания вуза Булат Окуджава отправился работать обычным учителем русского языка и
литературы в самое заурядное калужское село. Дома после работы он пробовал писать стихи,
хотя относился к своему увлечению совершенно несерьёзно, но со временем поэтический слог
Булата становился всё ярче и уверенней. Некоторые его стихи даже стали публиковать в газете,
а после смерти Сталина в 1953 году ему предложили возглавить отдел пропаганды в областной
газете. Именно там, в Калуге, у Окуджавы вышла в свет первая небольшая книжечка
стихотворений.
Творческих конкурентов в провинциальном городе у молодого поэта не было, поэтому от первых
успехов у него кружилась голова. Позже Булат Шалвович говорил, что стихи его были в
основном подражательные, но осознание собственного успеха на литературном поприще
придавало ему сил двигаться вперёд.
Бард Булат Окуджава
В 1956 году после знаменитого XX съезда КПСС родители Окуджавы бели реабилитированы. Сам
Булат даже вступил в партию, а в 1959 году переехал в Москву. Там он познакомился с
молодыми поэтами – Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским и другими. Тогда же он
впервые взял в руки гитару (парадоксально, но музыкального образования Окуджава не имел и
даже не знал нотной грамоты) и стал аккомпанировать своим стихам. Так началось его
бардовское творчество, а вернее он стал одним из родоначальников авторской песни.
Когда у него за плечами было уже несколько таких песен, Булата стали приглашать друзья и
простые знакомые к себе в гости исполнить эти авторские песни. Если в доме был магнитофон,
пение Окуджавы обязательно записывали. Таким способом Москва быстро познакомилась с его
творчеством.
Он продолжал работать в газетах, писать стихи и пробовать себя в других литературных жанрах.
Его повесть «Будь здоров, школяр» Константин Паустовский включил в литературный альманах,
а режиссёр Владимир Мотыль позже снял фильм по этому произведению – «Женя, Женечка и
"катюша"».
Булат Шалвович стал популярным в узких кругах людей, понимающих и мыслящих. В тот период
времени он написал песни «Полночный троллейбус», «Не бродяги, не пропойцы»,
«Сентиментальный марш», «Песня о Леньке Королеве» и другие.
Первый вечер авторской песни Булата прошёл в Харькове в 1961 году, а уже в следующем году
в фильме «Цепная реакция» он исполнил песню «Полночный троллейбус».
Противодействие системы
Вскоре творчеством Булата Окуджавы заинтересовались в «компетентных органах», слишком
непривычны для многих оказались его песни под гитару. О нём стали печатать в газетах
заказные фельетоны, значит его стихи не оставляли равнодушными никого. Негодование,
раздражение, неприятие – это тоже реакция на Окуджаву, главное, что не было безразличия.
Сам Булат переживал этот период сложно, метался в поисках правильного решения, но понимал,
что именно теперь он на правильном пути и делает что-то незаурядное, интересное, волнующее,
что наталкивается на волну противодействия системы. Тогда он осознал, что искусство требует
массы терпения и выдержки, только так время расставит всё по своим местам, оставив в памяти
людей самые сильные творческие работы, а слабые уберёт на задний план истории.
Взялись за Булата и в Союзе писателей СССР. Песни его беспощадно критиковали, считая, что
такое искусство не подобает советской героической молодёжи, не отображает её идеалов,
стремлений, чаяний. Набросилась критика и на его романы «Бедный Авросимов» и «Похождения
Шипова», а вот интеллигенция наоборот проявила к ним неподдельный интерес. Но именно
членство в Союзе писателей позволило ему напечатать несколько книг своих стихов. Его песни
начали исполнять некоторые другие певцы (их было немного, потому что часто художественный
совет не пропускал в массы недоступные его пониманию музыкальные произведения).
Впрочем, сам автор этого почему-то не любил, как не любил он и выступлений перед большой
аудиторией. Он был камерным певцом, ему достаточно было зала на 200 мест, в котором он смог
бы видеть глаза каждого зрителя, пришедшего его послушать. Иногда он жаловался, что на
гастролях в разных городах к нему на концерт приходили ничего не понимающие в его
творчестве чиновники с жёнами, от чего ему становилось неловко.
Ваше благородие Булат Окуджава
Многих в то время раздражала непубличность Булата Окуджавы, у него отсутствовали признаки
звёздной болезни, он не гнался за славой. Несмотря на членство в КПСС Булат Шалвович не
испытывал эйфории от деятельности партии, позволял себе некоторое вольнодумство, однако не
высказывался слишком критично в адрес верхушки. Он никогда не был в рядах диссидентов,
хотя вся семья его натерпелась горя от советской власти. Чиновники его недолюбливали, но
вполне вероятно, что тайком слушали его песни, как и в случае с Владимиром Высоцким. Своей
порядочностью он как бы бросал вызов существующему строю, никогда не прогибался под
систему, а мог бы работать на эстраде, получать приличные гонорары, писать песни под заказ,
сценарии для кинофильмов.
Звёздный час Булата Окуджавы пробил, когда на экраны вышла лента «Белорусский вокзал», в
которой прозвучал его пронзительный марш «Нам нужна одна победа». Эту так называемую
окопную песню предложил включить в киноленту сценарист Вадим Трунин. Окуджава
представил композицию на суд режиссёра Андрея Смирнова и композитора Альфреда Шнитке.
Реакция двух мастеров кардинально отличалась – Смирнову мелодия совсем не понравилась, а
Шнитке услышал в напеве Окуджавы будущий кинохит военной тематики. Шнитке написал
оркестровую версию этого марша и настоял, чтобы на пластинке, которая вышла после фильма,
авторство музыки было закреплено за Булатом Шалвовичем.
«И не забудь про меня»
После такого признания Окуджаву разрешили отпускать на гастроли за рубеж. Там у него
начали выходить пластинки, а потом он стал пробовать силы в прозаических произведениях. Так
началась белая полоса его литературной жизни, когда он мог публиковать то, что писал.
Увидели свет пять его исторических романов, несколько сборников стихов, он создал сценарии к
четырём кинофильмам, выпустил несколько пластинок с новыми песнями. Это позволяло Булату
Окуджаве чувствовать себя счастливым, пройдя годы испытаний, сохранив человечность,
принципиальность, чувство собственного достоинства, а его голосу с хрипотцой стать одним из
символов ушедшей эпохи.
Песни «Ваше благородие, госпожа удача» (из фильма «Белое солнце пустыни»), «Бери шинель,
пошли домой» (из фильма «Аты-баты шли солдаты»), композиции из фильмов «Покровские
ворота», «Кортик», «Соломенная шляпка», «Приключения Буратино» и других сделали Булата
Окуджаву всенародным любимцем. Но первые его пластинки на родине появились только в
середине 1970-х годов, хотя до этого были выпущены в Польше и Франции.
Во время заграничных гастролей ему часто предлагали навсегда остаться в европейских
странах, но он любил Москву и не мыслил своей жизни в другом городе или за пределами той
страны, в которой жили его предки. Лишь однажды он решился остаться во Франции, чтобы
поправить пошатнувшееся здоровье. Там он и умер в военном госпитале в пригороде Парижа 12
июня 1997 года после гриппа.
Его боготворили, завидовали и ненавидели. Это типичная ситуация для выдающегося человека,
коим был Булат Окуджава. Время всех рассудило и (как он сам говорил) сохранило для людей
лучшие его произведения. Он сумел завладеть сердцами нескольких поколений и многим давал
надежду своей молитвенной поэзией.
Факты
Знаменитую песню «Молитва Франсуа Вийона» Окуджава посвятил своей первой жене Галине,
которую он оставил ради другой женщины. Галина умерла от рака, и Булат винил себя в её
болезни.
***
На своей даче, которая теперь стала музеем, Булат Окуджава коллекционировал колокольчики.
Они занимали весь потолок комнаты. Начало коллекции положила поэтесса Белла Ахмадулина,
привезя из далёкой страны изысканный колокольчик. С тех пор все гости периодически
приносили Булату Шалвовичу именно эти звенящие предметы.
Сайт «В мире музыки» https://vmiremusiki.ru/bulat-okudzhava.html
История cоздания стихотворения:
Неймовірні відчуття. Дуже сподобалось. Дякую щиро авторці та групі.Прекрасне поєднання талантів. Успіхів Вам, миру і натхнення. |
Рецензия от: Инна Чехова 2024-04-25 13:03:52 |
Чудовий вірш. Так воно і є. |
Рецензия от: Артем Бєлєвцов 2024-04-25 12:31:40 |
А я тоже такая, рву без оглядки. ЛГ тёплый и добрый человек, завидую. Сержик, стихо понравилось. Н |
Рецензия от: артемия 2024-04-25 12:27:45 |
Люблю рок-музику. Люблю
слухати Фреді Меркурі.
Обожнюю Believer. Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". Я неадекватна людина, т(...) |
Рецензия от: Омельницька Ірина 2024-04-25 11:58:28 |
Most Popular Rock Songs
On YouTube 1 Passenger | Let Her Go 3.7B 2 Imagine Dragons – Believer 2.6B 3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...) |
Рецензия от: Серж Песецкий 2024-04-23 23:49:15 |