То, что вызвало желание не согласиться:
Геннадий Дегтярёв: «Ритм есть, но формально по ударениям из-за пиррихиев строфа нарушена. Без пиррихиев мало кому удаётся. У меня сейчас как раз идёт эта война, очень тяжело пытаться исправить. Но надо хоть как-то стараться ударения начала строки и конца блюсти. Это всё, конечно, не страшно, только с позиции эксперта нарушение строфы видится».
================================
По порядку.
Г. Дегтярёв: «Ритм есть, но формально строфа нарушена».
-
«С позиции эксперта?» Гена, избавил бы ты себя от привычки свои, извини, не всегда отмеченные пониманием сути стихосложения взгляды, соотносить с мнением экспертов. Гена, покажи мне такого малохольного эксперта, который бы стихи, создаваемые для удовлетворения эстетических потребностей читателя, оценивает не по фонике, не по благозвучию, не по содержательной либо эмоциональной составляющей, а просто по формальным признакам?!? Ритм первичен, - и всякие эти ритмические сетки, служат ему (лишь для наглядности при разборе), а не ритм служит им. И если в стихе при прочтении чувствуется целостность ритма, то какая необходимость оценивать стих по формальным признакам идентичности строфы???
В одном из комментариев к стиху Л. Долинской ты выразил пожелание, чтобы я тебе указывал на твои пиррихии с целью их ликвидации. Наверное, я мог бы найти тебе в твоих стихах пару сотен таких «пороков», но отыскивая эти пиррихии (типа, в качестве порока) в твоих стихах, - я не смог бы не чувствовать себя идиотом. Прежде всего, потому, что мною за многолетие моих стихотворческих и переводческих упражнений осознано, что все эти пиррихии, трибрахии, спондеи, - это не порок стиха, а его если не украшение, то освежение точно. Все перечисленные инструменты в стихах являются ритмическими МОДУЛЯТОРАМИ, которые, не искажая ритмического благозвучия, создают ритмическую мелодику стиха, при этом убивая ритмическую монотонность.
=================================
Г. Дегтярёв: «У меня сейчас идёт такая война».
-
Гена, меня зачастую удивляет сколь ты, в общем-то, неглупый мужик, настойчив и даже вдохновенен в нелепом. Впрочем, понимая его истоки, - частично оправдываю тебя. Ты, Гена большой лентяй, ибо ленишься изучить глубже те вещи, в которых позиционируешь себя докой и которые берёшься безосновательно оценивать. Оттого наряду с зачастую правильными, по сути, замечаниями, порою из тебя истекает профаническая муть…
По сути. Дело в том, что сама по себе, идея избавиться в стихосложении от пиррихия – не нова. Война с пиррихием, которой ныне озабочен Геннадий Дегтярёв, имела аналог ещё 300 лет тому назад. На заре формирования системы русского стихосложения, некоторое время(!), в концептуальном споре с А.П. Сумароковым, идеей изжить в своём творчестве пиррихий был обуян сам великий М.В. Ломоносов. Сразу скажу: впоследствии Ломоносов отказался от этой идеи. Более того, он даже заново переделал многие из своих ранних поэтических произведений, специально облагородив их пиррихием. То есть, образумившись, Михаил Васильевич занялся прямо противоположным тому, чем сегодня мается Геннадий Васильевич.
Что заставило Ломоносова изменить свою точку зрения? Михаил Васильевич, несмотря на то, что поэзия не была его основным ремеслом, всё же, наверняка, был глубоким человеком и поэтому он, всё-таки копнув в суть (глубже), не смог в конечном итоге не согласиться с Сумароковым в том, что возникновение пиррихия обусловлено САМОЙ ПРИРОДОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА. В результате чего любая борьба с пиррихием есть ничто иное, как борьба с естеством, с природой русского языка. Что само по себе, извини, ИМХО, неразумность. Именно поэтому твоё, Гена: «Очень тяжело справиться», - фактически означает, – очень тяжело справиться с ПРИРОДОЙ РУССКОГО языка. И сразу возникает вопрос: «А зачем, во имя чего бороться с естеством»??? Во имя формальных признаков для экспертов? Нет, сие мной непостижимо!
Конкретно. Основной причиной возникновения пиррихия является использование в стихе слов, имеющих более двух слогов. В многосложных (3 слога и более) словах безударные слоги ЕСТЕСТВЕННО образуют безударные стопы. И что интересно: при анализе лексической базы русского языка (специально такой анализ, для обоснования своей позиции, провёл Сумароков) выяснилось, что одно- либо двусложные слова в русском языке составляют лишь 27% всего лексического массива. А это значит, что поскольку пиррихий возникает лишь в местах употребления слов более чем в два слога, то в попытке изжить пиррихий, мы должны отказаться от слов превышающих два слога, - то есть фактически обеднить лексическую базу стихосложения на 63% слов русского языка.
Вопрос риторический: «Мыслимо ли сие? Умно ли? Какого, прости меня, ума эксперту может прийти в голову, что отсечение лексического пласта 63-ти процентной величины, станет полезным для поэзии»?
Безусловно, и при помощи однообразного, уныло-монотонного ритма (тот, который без пиррихия) стихи можно создавать, используя лишь одно-двусложные слова (27%). Нельзя отрицать, того факта, что написать такой стих сложнее. Но кто вправе объявить этот усложнённый безпиррихийный модуль в поэзии либо доминирующим, либо, вообще, единственным, а любое отступление от него «нарушением» ритма, ритмическим «пороком»? Так, любой поклонник брахиколона может завтра объявить, что настоящая поэзия это исключительно брахиколон. Ведь не существует ритма более беспорочного (и по фонетическим и по формальным параметрам) чем в брахиколоне! Но в здравом уме ли объявить, на этом основании, брахиколон самой высокой, безальтернативной поэзией, а всё остальное порочным стихотворным шлаком?
Все эти усложнения и самоограничения в поэзии типа: брахиколоны, акростихи, использование исключительно точных рифм, борьба с пиррихиями, возможно и привносят в поэзию какую-то экзотику, но, в то же время, рафинируют её. По крайней мере, правила, которыми регулируется написание таких ограничительных стихов, не могут распространяться на стихи более свободных, не экзотичных модулей, а значит и не должны быть критериями для их оценки либо критики.
---
Не обижайся Гена, я не призываю тебя изменить твои взгляды. Лишь предостерегаю тебя от их неосторожного тиражирования. Нельзя других поучать нелепому. Одёжку наместника эксперта в этой юдоли стоит применять осторожно, а ты пытаешься подменить экспертов (пророчишь их вердикты) не всегда и не до конца вникнув даже в прописные истины. Неправильно это.
2014-04-17 18:50:09