Нет статуса

Автор: Анатолий ЯНИ
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2015-02-14 14:29:33
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Павиан и его балаганщик-анималист. Из дона Томаса де Ириарте (1750-1791)

Без ясности нет хорошего произведения.

Описывал мифы отец Вальдесебро,
Рисуя животных, на выдумки смел.
Собака и кошка, зайчонок и зебра...
О них он рассказывать долго умел.
Возникли и Феникс, и Единорог.
Работало воображение пылко.
И, вспомнив трактат, с мимолётной ухмылкой
Нам о Павиане поведать он смог.

Фантазией разогревая свой мозг,
Словам придавал он изысканный лоск,
Рассказ об особом ведя Павиане,
Который выделывал тысячу трюков
Во время своих обезьяньих досугов,
Когда в цирковом выступал балагане.

И вот как-то раз отлучился маэстро,
И в гости решил пригласить Павиан
Зверушек-друзей. Дал он каждому место,
И каждому ранг был свидетеля дан,
Свидетеля всех обезьяньих проказ.
С чего же он начал проделок показ?

Сперва он прикинулся мёртвым совсем,
Затем станцевал краковяк на канате.
Талант проявлялся в нём, как в акробате,
Достойный искусных и славных поэм.
Сродни арлекину, без всякой печали
Сумел показать он и сальто-мортале.
Прыжок, оборот, поворот, пируэт.
Отчаянно публика вся ликовала.
И всё же чего-то ещё не хватало.
Какой ещё трюк предложить напослед?

Народ в ожидании чуда притих,
И, хоть представление было бесценным,
Решил показать он забытую сцену
При помощи чар фонаря* колдовских.
Вступительным словом друзей он привлёк,
Сказав: "Лицезрел разноцветные сны я"
И стал регулировать стёкла цветные,
Легко их сдвигая вперёд или вбок.
Возникнуть фигурок должно быть немало-
Попутно всему комментарий был дан,
Мол, за фонарём волшебство возникало,
И радугу стёкол менял Павиан.

Однако окутывал комнату мрак,
От взглядов внимательных всё было скрыто.
Поэтому не удавалось никак
Кому-либо видеть чудес хоть каких-то.
О чём Павиан растекался так щедро,            
Лишь с толку сбивая собравшихся всех?
Казалось, что всех поднимал он на смех.
И вдруг в это время вернулся дон Педро.
Сказал он с улыбкой: "Ты глуп, как муфлон!
Ты соображаешь, о чём хоть судачишь?
Ведь слушателей болтовнёю дурачишь:
Фонарь-то потушен, фонарь не зажжён?!"

Меня пусть за басню поэты простят!
Бывает, что муть лишь - их книжек основа.
И должен тут вывод звенеть, как набат:
Без ясности нет и всего остального!
_________________________________
*"Волшебный фонарь" - аппарат для проекции
изображений, известный с  XVII века, является
значительным этапом в истории развития кинематографа.
Любопытно, что в конце XVIII века Жан Пьер Клори де
Флориан (1755-1794), подражая Томасу де Ириарте (1750-
1791), написал басню "Обезьяна, показывающая
волшебный фонарь"(1792).

EL MONO Y EL TITIRITERO

Sin claridad no hay obra buena

El fidedigno padre Valdecebro,
que en discurrir historias de animales
se calentó el celebro,
pintándolos con pelos y señales;
que, en estilo encumbrado y elocuente,
del unicornio cuenta maravillas,
y el ave fénix cree a pie juntillas,
(no tengo bien presente
si es en el libro octavo u en el nono),
refiere el caso de un famoso mono.
Éste, pues, que era diestro
en mil habilidades, y servía
a un gran titiritero, quiso un día,
mientras estaba ausente su maestro,
convidar diferentes animales,
de aquellos más amigos,
a que fuesen testigos
de todas sus monadas principales.
Empezó por hacer la mortecina;
después, bailó en la cuerda a la arlequina,
con el salto mortal y la campana;
luego, el despeñadero,
la espatarrada, vueltas de carnero,
y al fin el ejercicio a la prusiana.
De estas y de otras gracias hizo alarde.
Mas lo mejor faltaba todavía,
pues, imitando lo que su amo hacía,
ofrecerles pensó, porque la tarde
completa fuese y la función amena,
de la linterna mágica una escena.
Luego que la atención del auditorio
con un preparatorio
exordio concilió, según es uso,
detrás de aquella máquina se puso;
y durante el manejo
de los vidrios pintados,
fáciles de mover a todos lados,
las diversas figuras
iba explicando con locuaz despejo.
Estaba el cuarto a oscuras,
cual se requiere en casos semejantes;
y aunque los circunstantes
observaban atentos,
ninguno ver podía los portentos
que con tanta parola y grave tono
les anunciaba el ingenioso mono.
Todos se confundían, sospechando
que aquello era burlarse de la gente.
Estaba el mono ya corrido, cuando
entró maese Pedro de repente,
e informado del lance, entre severo
y risueño, le dijo: «¡Majadero!,
¿de qué sirve tu charla sempiterna,
si tienes apagada la linterna?»

Perdonadme, sutiles y altas Musas,
las que hacéis vanidad de ser confusas:
¿os puedo yo decir con mejor modo
que sin la claridad os falta todo?

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 409

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
+1 Згоден з вами
Рецензия от:
Атеист
2024-04-24 21:40:53
Хай!
Рецензия от:
Анна Степанюк
2024-04-24 21:21:15
Спасибо, Александр! Напомнили о времени, когда всё было ярче и искренне в виду юношеского максимализма
Рецензия от:
Анна Степанюк
2024-04-24 21:13:23
На форуме обсуждают
Most Popular Rock Songs On YouTube
1 Passenger | Let Her Go 3.7B
2 Imagine Dragons – Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...)
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-23 23:49:15
Мне любая музыка нравится если это музыка, а не какафония. (...)
Рецензия от:
Мишигас
2024-04-22 10:30:06
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.