"Українців можна приспати, надурити, але неможливо залякати". 10 цитат братів Капранових / АП Т. Лавинюкової. "Важлива подія" / |
Число 27. Як свиня на небо гляне. Десять цікавих українських фразеологізмів / АП Т. Лавинюкової - Парость виноградної лози / |
Автор: Олег Добров
Тема:Философские стихи
Опубликовано: 2016-07-22 16:38:54
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
prologue:
Быть любовницей гения – всегда мука. Вдвойне тяжелее, если при этом женщина и сама является творческой личностью, вынужденно оставаясь в тени своего великого покровителя! «Любовь, застывшая в камне!» – это попытка прикоснуться к истории трагической любви и творчеству, которое объединило сердца и души Франсуа́ Огю́ста Рене́ Роде́на и Камиллы Розали Клоде́ль.
le texte principal du poème:
Прекрасный лоб над дивными глазами,
их синева от кисти Боттичелли.
Роденовская чувственность лучами
вмиг ощутила ангела в капелле.
Альфред Буше́ почти интуитивно
привёл однажды девушку к Роде́ну.
Наставник мыслил крайне прогрессивно,
Огю́ст (как скульптор) мастер был почтенный.
Клоде́ль Камилла! Новая страница?
Зачем ей юной сих страстей горнило?
Он принял в мастерскую ученицу,
чьё тело в нём мужчину воскресило.
Дар необычный девушка имела:
лепила страстно яркие скульптуры,
к высокому искусству тяготела,
экспрессия была в её натуре.
Ему за сорок. Ей же девятнадцать.
«Хочу учиться. Я на всё готова.
Желаю я как скульптор развиваться!»
– сказала чётко. Он поверил слову.
Месила глину, подметала. Мило.
Роде́н следил за тенью из эмоций.
О, жертвенность. Магистра осенило:
его рука бессмертия коснётся.
И мастерская стала им приютом,
где оживали образы, взлетая;
любви и творчества святые путы;
из камня нежность плакала земная.
Всё потаённое за тонкой маской:
мятеж страстей, величие и гордость;
ваял Огю́ст с любимой синеглазкой,
в руках была божественная твёрдость.
Учитель-чародей всегда был рядом,
он доверял ей завершать работы.
Шептались о морали ретрограды
и отпускали са́льные остро́ты.
Бессмертные шедевры вдохновенно
об их безумствах и любви кричали.
В изгибах тел и позах сокровенных
они сливались. Он был гениален.
Но был женат. Камилла это знала.
Гражданский брак и сын его держали.
Любовь и жалость – хрупкие кораллы
да мудрость Розы в сумерках печали.
Клоде́ль за тридцать. Что же изменилось?
Творили вместе для его оваций.
Она попала критикам в немилость
и в хроники вульгарных репутаций.
Припадок нервный: «Кто я в этом мире?»
Прострация. Ему досталась слава.
Душа обмякла в горьком эликсире
и без работ своих болят суставы.
Остаться с ним, расплёскивая силы,
и дальше увядать от этой страсти?
Нет! Творческая гордость искусила:
«Я – Вечная весна! Щемяще, Мастер!»
Воспев любовь до уровня иллюзий,
они расстались, он не бросил близких!
Застывшая весна их душ-аллюзий
и чувств, разбитых в старости огрызки!
© O. Dobrov
(Juin-Juillet 2016)
image visuelle:
Образность и символичность, пожалуй, именно это лежит в основе скульптурной группы «Вечная Весна» (мрамор, 1901) Огю́ста Роде́на (1840-1917), французского скульптора, которого признают одним из основоположников современной скульптуры. «Вечная Весна» – олицетворяет пробуждение чувства. Скульптурная композиция была создана на основе реальных переживаний автора в период влюблённости в Камиллу Клоде́ль (1864-1943; французский скульптор и художник-график), которая длительный период времени была возлюбленной, музой и творческой помощницей мастера.
Его сила желания, неудержимая страсть нашли воплощение в мраморе. Под волшебными руками мастера безжизненный камень словно дышит, передавая учащённое сердцебиение влюблённых. Глядя на скульптуру, мы видим встречу юноши и девушки в парке (по сюжету – это встреча Зефира и Флоры из поэмы «Фасты» Овидия или Адониса и Венеры из поэмы «Метаморфозы» того же Овидия). Их тела обнажены и эстетически совершенны. Молодая обнажённая девушка полностью отдаётся во власть чувств, её тело открыто, правая рука запрокинута за голову, она доверяет своему избраннику всю себя. Тело юноши совершенно: плавные линии, упругие мышцы, идеальный торс. В его теле умело передано сложное движение, страстный порыв. Одной рукой он придерживается за крону дерева, второй – энергично притягивает к себе стоящую на коленях и отдавшуюся ему возлюбленную. Его голова склонилась над запрокинутой головкой девушки, губы готовы слиться в страстном поцелуе. Работая над мужской фигурой, Роде́н опирался на первое чувство, которое охватило его при виде Камиллы. Он навсегда запомнил не только её синие восхитительные глаза и копну рыжих волос, а и то трепетное ощущение, которое его охватило.
«Вечная Весна» – восхитительный гимн любви, воспетый Роде́ном.
histoire de la création:
Вторая редакция (дополненная и исправленная). Первая редакция настоящего стихотворения была подготовлена для участия в конкурсе УПП «КАРТИНА МАСЛОМ 2»
История cоздания стихотворения:
épilogue: Жизнь после Роде́на!
(на основании исследований современных искусствоведов).
«Я ухожу», – сказала Камилла. Она стояла, распахнув входную дверь. Каждый чувствовал собственное бессилие, но изменить что-либо не мог. «Если я останусь с ним – это убьёт меня», – думала Камилла. Но убьёт её именно то, что она останется без него. Если бы она знала! Роде́н был потрясён. В голову лезли какие-то мысли. Он словно видел её впервые, как тогда, когда она переступила порог его мастерской. Сколько лет прошло с тех пор? Он даже не считал. Ему почти шестьдесят. У него кружится голова. В глубине души он ещё надеялся, что она вернётся.
Она не вернулась. Кто был виноват в том, что они расстались? Роде́н лишь отчасти чувствовал свою вину. Ведь он делал всё, что мог. Разве он не писал рекомендательные письма в журналы, в которых освещалось её творчество? Разве не выдвигал её работы в Национальное общество искусств? Разве не знакомил с известными во Франции людьми – Доде́, Годе́, с братьями Гонку́р, Моне́, Ренуа́ром. Выходит, Камилле, несколько амбициозной, просто не хватило терпения? Вот строки из его письма тех лет, которые, увы, стали пророчеством: «...Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни...». В его душе – боль, усталость и тоска. Больше ему никогда не придётся пережить подобного взлёта. Когда из жизни уходит любовь, приходит старость. Теперь он это хорошо понимал. Постаревший обрюзгший Роде́н уехал в провинцию к верной Розе, а Камилла осталась в Париже и попыталась восстановить из руин свою жизнь и творческую карьеру.
Камилла Клоде́ль жила одна, затворницей, в доме на «Boulevard des Italiens». Мастерская служила ей спальней, гостиной, кухней. Единственная мебель – кровать и стул. Она похудела, в волосах появилась первая седина, черты лица заострились. Работы её продавались плохо. Да и какие возможности стать «покупаемым скульптором» у одинокой женщины без поддержки, без средств? Ведь даже Роде́ну понадобилось не одно десятилетие, чтобы его признали Великим. А сколько в его скульптурах было заложено её труда, сколько замыслов, принадлежавших ей?!
Первые годы после их разрыва она ещё лепила. Иногда отправлялась на прогулку, разглядывала прохожих, а затем делала наброски – в ней всё ещё жила «роденовская страсть» наблюдать всё в движении. Красота её увядала. Но самым страшным потрясением стало то, что в её скульптурах критики видели лишь подражание Роде́ну. Хотя сам Роде́н сказал: «Что касается мадемуазель Клоде́ль, обладающей талантом размером с Марсово поле, она ещё не оценена по достоинству… все, по-видимому, считают, что мадемуазель Клоде́ль моя протеже, а она – непризнанная художница… я уверен в конечном успехе…». Родство душ, стилей, страстных натур снова сыграло с ней скверную шутку – в Камилле так и не увидели оригинального яркого художника. К тому же, эротизм образов, который прощался великому Роде́ну, в произведениях женщины-скульптора вызывал у критиков яростное негодование.
Сохранились строки её письма: «...Я – Золушка, которая, увы, более не надеется на появление ни прекрасной феи, ни сказочного принца. Стоило так много работать, обладая талантом, чтобы получить такую «награду»? Никогда ни гроша. Быть лишённой всего, что делает жизнь счастливой». От недостатка сил, от отчаяния её рассудок всё больше затягивала мутная пелена. Заработки её были ничтожны, но она упорно отказывалась принимать помощь Роде́на. В такие минуты у неё начиналась истерика: «Я должна вырваться из-под его власти», – твердила она. Да и он постепенно отказался от своих попыток, оставив бывшую возлюбленную её печальной судьбе.
Её преследует навязчивая мысль, что всё создаваемое ею будет похищено Роде́ном. Не желая этого, она с 1906 года регулярно разрушает свои работы. Её подавленность, обречённость невольно передавалась вещам, которые покрывались паутиной. Камилла не открывала ставень и редко выходила из дому. Во всех своих муках она винила того, кого, может быть, не переставала любить. Её психопатология прогрессирует. Патологически изменённое мышление Клоде́ль создало образ её преследователя и автора всех её неудач, который воплотился для художницы уже не в публике и не в критике, а в Роде́не, к которому сходились все «нити заговора». Помрачённый рассудок подсказывал, что на её идеях плагиаторы, во главе которых, конечно же, Роде́н, наживают целые состояния. Она исчисляет воображаемую прибыль оппонентов сотнями тысяч франков. К материальным трудностям и бредовым идеям художницы добавляется давняя семейная вражда. Мать уже поставила на ней крест; сестра, с завистью наблюдавшая за успехами Камиллы, теперь торжествует. Только отец заботится о художнице, тайком присылая ей небольшие деньги. В своей материальной зависимости Клоде́ль тоже усматривает проявление тотального «роденовского заговора».
Умирает отец Камиллы, который до последнего пытался поддерживать её. Камилле о его смерти не сообщили. Сразу после его смерти в1913 году мать и брат Поль отправляют за Камиллой санитаров богадельни для душевнобольных, которые находят Камиллу на кровати, тощую и недвижимую. Квартира заросла паутиной, в полумраке шныряют кошки. Везде валяются обломки камня и гипса. Она словно чувствовала, что за ней придут, – накануне разбила молотком все свои статуи. Все, кроме одной. Статуя стоит в центре её комнаты. Вошедшие испуганно крестятся. Фигура женщины, протягивающей руки, кажется, безмолвно взывает о помощи. Ей никто не помог. Карета «скорой помощи» умчала её в лечебницу для умалишённых в городке Вилле-Эдвард в Нэйли-сюр-Марна. Обычно утверждается, что Камилла дала на это согласие, но дело в том, что документ о согласии на помещение её в психиатрическую больницу был подписан только врачом и братом.
Говорят, что Роден был шокирован состоянием Камиллы. Шокирован настолько, что ни разу не посетил её в клинике. Расставшись, каждый из них потерял себя. У него всё чаще кружилась голова. Тоска усугубляла физическое недомогание. Он старался лепить её по памяти. Глаза густой синевы, брови, линию рта. Но прошлое оставалось прошлым и неохотно уступало место настоящему. Однажды, во время работы, он вдруг потерял сознание. Роза Бере́ дождалась, наконец, своего часа: «29» января 1917 года состоялась церемония их бракосочетания. Отныне она была признана законной женой Огю́ста Роде́на. Через две недели она умерла. От простуды. В ноябре того же года не стало и Роде́на. Ему было 77 лет. В клинике Камилле сообщили о смерти некогда любимого человека. Она долго пребывала в истерике…
Камилла Клоде́ль пережила всех. Она провела тридцать лет в стенах лечебниц для умалишённых (в 1914 году в связи с продвижением немецких войск пациенты из городка Вилле-Эдвард были переведены в Энгъе, а потом в приют «Монтедеверже» недалеко от Авиньона). Из больничной карточки из «Монтедеверже» (от сентября 1914 года) следует, что пациентка страдает «от систематического расстройства сознания на основе ложных толкований и галлюцинаций». Из клиники она писала матери отчаянные письма, чтобы та забрала её, но мать не отвечала. В то же время в прессе обвиняют семью Камиллы в уничтожении гения скульптора. Мать запрещает ей получать почту от кого-либо, кроме брата. Больничные сотрудники регулярно предлагают семье освободить Камиллу, но мать каждый раз отказывается. Поль Клоде́ль посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней только в прошедшем времени. За все 30 лет, проведённые в клиниках, её ни разу не навестили, ни мать, ни сестра. В конце 1942 г. врач приюта отмечает ухудшение общего состояния пациентки, и в сентябре 1943 г. Поль Клоде́ль, узнав об этом, пересекает оккупированную Францию, чтобы в последний раз повидать сестру, и узнает под больничным чепчиком «...череп, подобный заброшенному монументу, чья архитектура открывается во всём великолепии...».
О последних годах её жизни известно немного: в период «затворничества» она была молчалива и апатична. Она уже не лепила. Камилла Клоде́ль ушла в мир своих щемящих иллюзий в октябре 1943 года, в возрасте 79 лет:
Умчались прочь «роденовские страсти»!
– Я – «Вечная весна!» Щемяще, Мастер!
…Мне холодно в приюте! …Я – иная!
Прощай, любовь моя! Я… ЗАСЫПАЮ!
…и была похоронена на кладбище «Монтафет», на участке, отведённом приюту «Монтедеверже».
Пора счастья рождает прекрасное творчество, разлука даёт жизнь своим образам, полным драматизма. Каждый художник всегда пишет, рисует или лепит свою судьбу. Наверное, так делала это и Камилла Клоде́ль в своих работах «Вальс», «Шакунтала», «Флейтистка», «Болтушки», «Забвение», «Зрелый возраст», «Глубокая задумчивость», «Персей и Горгона», «Мольба». В её искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная печаль, чувственность.
И только в середине XX века знатоки искусства начали выискивать по всему свету её немногочисленные сохранившиеся работы, увидев в них наконец-то то, что пыталась выразить эта несчастная женщина всю свою жизнь, – страсть и щемящую нежность…
Віра в Перемогу - це те,
що нам допомагає у ці
важкі дні. Дякую вам за цей чудовий вірш, Раю. |
Рецензия от: Руслан Деркач 2024-04-20 14:41:51 |
"Душу не вбити і
гордість не вбити, І до Вітчизни святую любов." ви дуже тонко помітили, про що мріють росіяни. дякую! |
Рецензия от: Захар Зінзівер 2024-04-20 14:06:53 |
Чудовий вірш! |
Рецензия от: Раиса Татаркова 2024-04-20 13:55:28 |
У одних голова на
двери, И ученье про мертвого плотника Разжигает страсти внутри, Не понять им простого работника, Восхищённого с фузом гитарой...(...) |
Рецензия от: Атеист 2024-04-17 22:27:42 |
Хеви металл! Всем
привет! Драйва лучше в мире нет! Вот послушай-ка Accept Сразу станет меньше лет! У фанатов AC/DC До сих пор в порядке писи!(...) |
Рецензия от: Владимир Ярош 2024-04-13 16:14:51 |