Écoute ton coeur / Слушай своё сердце

Автор: Олег Добров
Тема:Философские стихи
Опубликовано: 2016-07-22 16:38:54
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Любовь, застывшая в камне

          prologue:

          Быть любовницей гения – всегда мука. Вдвойне тяжелее, если при этом женщина и сама является творческой личностью, вынужденно оставаясь в тени своего великого покровителя! «Любовь, застывшая в камне!» – это попытка прикоснуться к истории трагической любви и творчеству, которое объединило сердца и души Франсуа́ Огю́ста Рене́ Роде́на и Камиллы Розали Клоде́ль.

          le texte principal du poème:

Прекрасный лоб над дивными глазами,
          их синева от кисти Боттичелли.
Роденовская чувственность лучами
          вмиг ощутила ангела в капелле.

Альфред Буше́ почти интуитивно
          привёл однажды девушку к Роде́ну.
Наставник мыслил крайне прогрессивно,
   Огю́ст (как скульптор) мастер был почтенный.

Клоде́ль Камилла! Новая страница?
          Зачем ей юной сих страстей горнило?
Он принял в мастерскую ученицу,
          чьё тело в нём мужчину воскресило.

Дар необычный девушка имела:
          лепила страстно яркие скульптуры,
к высокому искусству тяготела,
          экспрессия была в её натуре.

Ему за сорок. Ей же девятнадцать.
          «Хочу учиться. Я на всё готова.  
Желаю я как скульптор развиваться!»
          – сказала чётко. Он поверил слову.

Месила глину, подметала. Мило.   
          Роде́н следил за тенью из эмоций.
О, жертвенность. Магистра осенило:
          его рука бессмертия коснётся.

И мастерская стала им приютом,
          где оживали образы, взлетая;
любви и творчества святые путы;
          из камня нежность плакала земная.

Всё потаённое за тонкой маской:
          мятеж страстей, величие и гордость;
ваял Огю́ст с любимой синеглазкой,
          в руках была божественная твёрдость.

Учитель-чародей всегда был рядом,
          он доверял ей завершать работы.
Шептались о морали ретрограды
          и отпускали са́льные остро́ты.

Бессмертные шедевры вдохновенно
          об их безумствах и любви кричали.
В изгибах тел и позах сокровенных
          они сливались. Он был гениален.

Но был женат. Камилла это знала.
          Гражданский брак и сын его держали.
Любовь и жалость – хрупкие кораллы
          да мудрость Розы в сумерках печали.

Клоде́ль за тридцать. Что же изменилось?
          Творили вместе для его оваций.
Она попала критикам в немилость
          и в хроники вульгарных репутаций.

Припадок нервный: «Кто я в этом мире?»
          Прострация. Ему досталась слава.
Душа обмякла в горьком эликсире
          и без работ своих болят суставы.

Остаться с ним, расплёскивая силы,
          и дальше увядать от этой страсти?
Нет! Творческая гордость искусила:
          «Я – Вечная весна! Щемяще, Мастер!»

Воспев любовь до уровня иллюзий,
          они расстались, он не бросил близких!
Застывшая весна их душ-аллюзий
          и чувств, разбитых в старости огрызки!

© O. Dobrov
(Juin-Juillet 2016)

          image visuelle:
          Образность и символичность, пожалуй, именно это лежит в основе скульптурной группы «Вечная Весна» (мрамор, 1901) Огю́ста Роде́на (1840-1917), французского скульптора, которого признают одним из основоположников современной скульптуры. «Вечная Весна» – олицетворяет пробуждение чувства. Скульптурная композиция была создана на основе реальных переживаний автора в период влюблённости в Камиллу Клоде́ль (1864-1943; французский скульптор и художник-график), которая длительный период времени была возлюбленной, музой  и творческой помощницей мастера.
          Его сила желания, неудержимая страсть нашли воплощение в мраморе. Под волшебными руками мастера безжизненный камень словно дышит, передавая учащённое сердцебиение влюблённых. Глядя на скульптуру, мы видим встречу юноши и девушки в парке (по сюжету – это встреча Зефира и Флоры из поэмы «Фасты» Овидия или Адониса и Венеры из поэмы «Метаморфозы» того же Овидия). Их тела обнажены и эстетически совершенны. Молодая обнажённая девушка полностью отдаётся во власть чувств, её тело открыто, правая рука запрокинута за голову, она доверяет своему избраннику всю себя. Тело юноши совершенно: плавные линии, упругие мышцы, идеальный торс. В его теле умело передано сложное движение, страстный порыв. Одной рукой он придерживается за крону дерева, второй – энергично притягивает к себе стоящую на коленях и отдавшуюся ему возлюбленную. Его голова склонилась над запрокинутой головкой девушки, губы готовы слиться в страстном поцелуе. Работая над мужской фигурой, Роде́н опирался на первое чувство, которое охватило его при виде Камиллы. Он навсегда запомнил не только её синие восхитительные глаза и копну рыжих волос, а и то трепетное ощущение, которое его охватило.
          «Вечная Весна» – восхитительный гимн любви, воспетый Роде́ном.

          histoire de la création:
          Вторая редакция (дополненная и исправленная). Первая редакция настоящего стихотворения была подготовлена для участия в конкурсе УПП «КАРТИНА МАСЛОМ 2»

История cоздания стихотворения:

épilogue: Жизнь после Роде́на!
(на основании исследований современных искусствоведов).

«Я ухожу», – сказала Камилла. Она стояла, распахнув входную дверь. Каждый чувствовал собственное бессилие, но изменить что-либо не мог. «Если я останусь с ним – это убьёт меня», – думала Камилла. Но убьёт её именно то, что она останется без него. Если бы она знала! Роде́н был потрясён. В голову лезли какие-то мысли. Он словно видел её впервые, как тогда, когда она переступила порог его мастерской. Сколько лет прошло с тех пор? Он даже не считал. Ему почти шестьдесят. У него кружится голова. В глубине души он ещё надеялся, что она вернётся.

Она не вернулась. Кто был виноват в том, что они расстались? Роде́н лишь отчасти чувствовал свою вину. Ведь он делал всё, что мог. Разве он не писал рекомендательные письма в журналы, в которых освещалось её творчество? Разве не выдвигал её работы в Национальное общество искусств? Разве не знакомил с известными во Франции людьми – Доде́, Годе́, с братьями Гонку́р, Моне́, Ренуа́ром. Выходит, Камилле, несколько амбициозной, просто не хватило терпения? Вот строки из его письма тех лет, которые, увы, стали пророчеством: «...Я уверен: она будет несчастна, узнав жизнь, сожалея и плача, осознав, что стала жертвой собственной творческой гордыни...». В его душе – боль, усталость и тоска. Больше ему никогда не придётся пережить подобного взлёта. Когда из жизни уходит любовь, приходит старость. Теперь он это хорошо понимал. Постаревший обрюзгший Роде́н уехал в провинцию к верной Розе, а Камилла осталась в Париже и попыталась восстановить из руин свою жизнь и творческую карьеру.

Камилла Клоде́ль жила одна, затворницей, в доме на «Boulevard des Italiens». Мастерская служила ей спальней, гостиной, кухней. Единственная мебель – кровать и стул. Она похудела, в волосах появилась первая седина, черты лица заострились. Работы её продавались плохо. Да и какие возможности стать «покупаемым скульптором» у одинокой женщины без поддержки, без средств? Ведь даже Роде́ну понадобилось не одно десятилетие, чтобы его признали Великим. А сколько в его скульптурах было заложено её труда, сколько замыслов, принадлежавших ей?!

Первые годы после их разрыва она ещё лепила. Иногда отправлялась на прогулку, разглядывала прохожих, а затем делала наброски – в ней всё ещё жила «роденовская страсть» наблюдать всё в движении. Красота её увядала. Но самым страшным потрясением стало то, что в её скульптурах критики видели лишь подражание Роде́ну. Хотя сам Роде́н сказал: «Что касается мадемуазель Клоде́ль, обладающей талантом размером с Марсово поле, она ещё не оценена по достоинству… все, по-видимому, считают, что мадемуазель Клоде́ль моя протеже, а она – непризнанная художница… я уверен в конечном успехе…». Родство душ, стилей, страстных натур снова сыграло с ней скверную шутку – в Камилле так и не увидели оригинального яркого художника. К тому же, эротизм образов, который прощался великому Роде́ну, в произведениях женщины-скульптора вызывал у критиков яростное негодование.

Сохранились строки её письма: «...Я – Золушка, которая, увы, более не надеется на появление ни прекрасной феи, ни сказочного принца. Стоило так много работать, обладая талантом, чтобы получить такую «награду»? Никогда ни гроша. Быть лишённой всего, что делает жизнь счастливой». От недостатка сил, от отчаяния её рассудок всё больше затягивала мутная пелена. Заработки её были ничтожны, но она упорно отказывалась принимать помощь Роде́на. В такие минуты у неё начиналась истерика: «Я должна вырваться из-под его власти», – твердила она. Да и он постепенно отказался от своих попыток, оставив бывшую возлюбленную её печальной судьбе.

Её преследует навязчивая мысль, что всё создаваемое ею будет похищено Роде́ном. Не желая этого, она с 1906 года регулярно разрушает свои работы. Её подавленность, обречённость невольно передавалась вещам, которые покрывались паутиной. Камилла не открывала ставень и редко выходила из дому. Во всех своих муках она винила того, кого, может быть, не переставала любить. Её психопатология прогрессирует. Патологически изменённое мышление Клоде́ль создало образ её преследователя и автора всех её неудач, который воплотился для художницы уже не в публике и не в критике, а в Роде́не, к которому сходились все «нити заговора». Помрачённый рассудок подсказывал, что на её идеях плагиаторы, во главе которых, конечно же, Роде́н, наживают целые состояния. Она исчисляет воображаемую прибыль оппонентов сотнями тысяч франков. К материальным трудностям и бредовым идеям художницы добавляется давняя семейная вражда. Мать уже поставила на ней крест; сестра, с завистью наблюдавшая за успехами Камиллы, теперь торжествует. Только отец заботится о художнице, тайком присылая ей небольшие деньги. В своей материальной зависимости Клоде́ль тоже усматривает проявление тотального «роденовского заговора».

Умирает отец Камиллы, который до последнего пытался поддерживать её. Камилле о его смерти не сообщили. Сразу после его смерти в1913 году мать и брат Поль отправляют за Камиллой санитаров богадельни для душевнобольных, которые находят Камиллу на кровати, тощую и недвижимую. Квартира заросла паутиной, в полумраке шныряют кошки. Везде валяются обломки камня и гипса. Она словно чувствовала, что за ней придут, – накануне разбила молотком все свои статуи. Все, кроме одной. Статуя стоит в центре её комнаты. Вошедшие испуганно крестятся. Фигура женщины, протягивающей руки, кажется, безмолвно взывает о помощи. Ей никто не помог. Карета «скорой помощи» умчала её в лечебницу для умалишённых в городке Вилле-Эдвард в Нэйли-сюр-Марна. Обычно утверждается, что Камилла дала на это согласие, но дело в том, что документ о согласии на помещение её в психиатрическую больницу был подписан только врачом и братом.

Говорят, что Роден был шокирован состоянием Камиллы. Шокирован настолько, что ни разу не посетил её в клинике. Расставшись, каждый из них потерял себя. У него всё чаще кружилась голова. Тоска усугубляла физическое недомогание. Он старался лепить её по памяти. Глаза густой синевы, брови, линию рта. Но прошлое оставалось прошлым и неохотно уступало место настоящему. Однажды, во время работы, он вдруг потерял сознание. Роза Бере́ дождалась, наконец, своего часа: «29» января 1917 года состоялась церемония их бракосочетания. Отныне она была признана законной женой Огю́ста Роде́на. Через две недели она умерла. От простуды. В ноябре того же года не стало и Роде́на. Ему было 77 лет. В клинике Камилле сообщили о смерти некогда любимого человека. Она долго пребывала в истерике…

Камилла Клоде́ль пережила всех. Она провела тридцать лет в стенах лечебниц для умалишённых (в 1914 году в связи с продвижением немецких войск пациенты из городка Вилле-Эдвард были переведены в Энгъе, а потом в приют «Монтедеверже» недалеко от Авиньона). Из больничной карточки из «Монтедеверже» (от сентября 1914 года) следует, что пациентка страдает «от систематического расстройства сознания на основе ложных толкований и галлюцинаций». Из клиники она писала матери отчаянные письма, чтобы та забрала её, но мать не отвечала. В то же время в прессе обвиняют семью Камиллы в уничтожении гения скульптора. Мать запрещает ей получать почту от кого-либо, кроме брата. Больничные сотрудники регулярно предлагают семье освободить Камиллу, но мать каждый раз отказывается. Поль Клоде́ль посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней только в прошедшем времени. За все 30 лет, проведённые в клиниках, её ни разу не навестили, ни мать, ни сестра. В конце 1942 г. врач приюта отмечает ухудшение общего состояния пациентки, и в сентябре 1943 г. Поль Клоде́ль, узнав об этом, пересекает оккупированную Францию, чтобы в последний раз повидать сестру, и узнает под больничным чепчиком «...череп, подобный заброшенному монументу, чья архитектура открывается во всём великолепии...».

О последних годах её жизни известно немного: в период «затворничества» она была молчалива и апатична. Она уже не лепила. Камилла Клоде́ль ушла в мир своих щемящих иллюзий в октябре 1943 года, в возрасте 79 лет:

Умчались прочь «роденовские страсти»!
– Я – «Вечная весна!» Щемяще, Мастер!
…Мне холодно в приюте! …Я – иная!
Прощай, любовь моя! Я… ЗАСЫПАЮ!

…и была похоронена на кладбище «Монтафет», на участке, отведённом приюту «Монтедеверже».

Пора счастья рождает прекрасное творчество, разлука даёт жизнь своим образам, полным драматизма. Каждый художник всегда пишет, рисует или лепит свою судьбу. Наверное, так делала это и Камилла Клоде́ль в своих работах «Вальс», «Шакунтала», «Флейтистка», «Болтушки», «Забвение», «Зрелый возраст», «Глубокая задумчивость», «Персей и Горгона», «Мольба». В её искусстве есть нечто, присущее только женщине, - нежность, трогательная печаль, чувственность.

И только в середине XX века знатоки искусства начали выискивать по всему свету её немногочисленные сохранившиеся работы, увидев в них наконец-то то, что пыталась выразить эта несчастная женщина всю свою жизнь, – страсть и щемящую нежность…

1
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 1780

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 20.
Геніально!Така скурпульозність,такі подробиці,атмосфера Парижу,любов і трагізм обдарованих митців,це щось не земне.Одним словом вражає.
2018-10-30 01:06:08
Шановний Василю, уклінно дякую!
Я всього лише намагався розповісти історію великого кохання двох митців, яка мене так вразила своєю трагічністю! Дійсно, для справжньої любові не існує часу і перешкод, але вона так само тендітна, як крила метелика і ранкова роса! Огюст і Камілла зустрілися, коли великому скульпторові було близько 40, а його коханої – менше 20 років. Вони насолоджувалися один одним 15 років, але самі зруйнували свою любов, після розриву він не зміг змиритися з гіркотою втрати, а вона від почуття образи і розчарування опинилася в психіатричній лікарні. Трагічне кохання Огюста і Камілли залишило слід у серці обох коханих, довгі роки після розставання вони так і не змогли навчитися існувати одне без одного і насолоджуватися життям… Хочеться вірити, що після смерті їм вдалося возз`єднатися в вічності… Нехай всім нам щастить!..
2018-10-30 10:01:53
Все це так чудово і драматично,що просто заворожує,це всього маленький штришок історії,та проте наскільки яскравий,що здається непідвладний часу і буде зворушувати душі багатьох поколінь:

В золо́ченій рамі картина
Неповторність штрихів,простота
Творила цей образ людина
Вражає ця диво-краса

Вдивляється пильно у простір
Постать висока,струнка
В очах чуть прихований докір
За спи́ною пишна коса

Момент-зафіксований подив
Не схибить маестро рука
Світ краси більш нічого,він творить
Усе інше,то лиш марнота

Усвоїм дивовижному світі
Мов невільник,та прийде пора
Буде воля й краси розмаїття
Звесилятиме людям серця

Вложив серце й душу він в образ
На офіру дав радість життя
Так шептав йому внутрішній голос
І картина його ожила

Посміхається нам крізь століття
Таємнича,далека й близька
Шедевр днів далеких творіння
Не старіє ніколи краса.
2018-10-31 00:26:42
Як завжди цікаво читати і пізнавати представлені мистецькі шедеври , Олеже! Здорово! Бажаю натхнення!
2017-07-24 19:54:56
Валентино, уклінно дякую.

Чи такий уже геніальний Роден, і чи тільки просто талановита Камілла?

Це мимоволі спадає на думку, коли перебуваєш в одній із центральних кімнат музею Родена в Парижі, повністю відданій роботам Клодель. Цікава історія створення цієї експозиції. «05» червня 1914 року, рівно через рік після того, як Каміллу було поміщено в психіатричну лікарню в Провансі, Родену запропонували присвятити їй одну з кімнат його музею. Метр на це розважливо відповів, що йому подобається ідея придбати кілька робіт мадемуазель Клодель. Хтозна, може, створюючи цю експозицію, Огюст спокутував свою провину перед Камілою, як і її брат – надавши найкращі роботи сестри. Офіційне ж відкриття кімнати відбулося значно пізніше – 1952 року, вслід за першою великою виставкою робіт Клодель у Роденівському музеї.

Років через десять колекцію вдалося поповнити двома шедеврами – «Вальсом» і «Плітками». Надалі зібрання було увінчане знаменитою «Хвилею», створеною вже після їхнього розлучення. У ній розгублено-напружені бронзові жіночі постаті завмерли в очікуванні, коли на них обрушиться гребінь оніксової хвилі. Що це – гра чи виклик долі? Підніме їх п’янка хвиля чи немилосердно розчавить? У кожному разі, на відміну від інших робіт Камілли, де людське тіло було інструментом її емоцій, – що зашкалювали навіть у своїй ірреальності, – у композиції «Хвилі» домінанта віддана Стихії. Камілла ще впивається цією Стихією, але надає їй права Фатуму.
Напевно, глибоко символічно, що в музеї Родена поруч експонуються два Кредо – піднесені в молитовному екстазі «Руки» Метра і «Хвиля» його Музи.
2017-07-25 09:41:44
Дякую, Олеже, за чудове доповнення! Нехай щастить!
2017-07-25 12:14:03
Прекрасная, кропотливая работа, Олег!Снимаю шляпу!
2017-07-24 14:30:36
Serge, merci bien!
«Искусство требует или уединения, или нужды, или страсти».
(Александр Дюма-сын)
2017-07-24 15:39:17
Ну кто с ним может?!
2017-07-24 15:58:39
Олег, БРАВО! Прочитала с преогромным удовольствием! Замечательная работа!
Очень понравилось. Спасибо.
Всего хорошего Вам.
2017-07-24 00:33:36
Vita, merci bien!
Любовь и творчество – острые грани...
2017-07-24 09:40:17
Благодарю за Вечную Весну!
2017-03-31 15:16:59
Любовь, спасибо.
2017-04-01 22:57:53
Спасибо за труд! С интересом прочла и ваш стих, и историю.
2017-02-25 12:47:20
Анастасия, благодарю.

Любовь и творчество – два способа и средства достижения одной общей цели. Любовь и творчество необходимы друг другу в равной степени. Любовь полноценна, только если она направлена на созидание, на реализацию возможного совершенства, на творчество.

Полноценное творчество, реализация возможного совершенства возможны только тогда, когда они сопровождаются любовью к объекту творчества, к людям, которые смогут воспользоваться плодами этого творчества – сейчас или позже.
2017-02-26 12:29:30
Прекрасно написано!!!
2016-09-21 16:19:19
Muse, merci bien!
Користуючись нагодою процитую вірш Ліни Костенко:

Спини мене, отямся і отям,
Така любов буває раз в ніколи,
Вона ж промчить над зламаним життям,
За нею ж будуть бігти видноколи.

Вона ж порве нам спокій до струни,
Вона ж слова поспалює вустами,
Спини мене, спини і схамени,
Ще поки можу думати востаннє.

Ще поки можу, але вже не можу,
Настала черга й на мою зорю.
Чи біля тебе душу відморожу,
Чи біля тебе полум'ям згорю...

© Ліна Костенко
2016-09-21 18:32:55
Боже! Вот это так труд!))
Поражена...
Браво, Олег!
2016-08-12 13:46:29
Извините, вклинюсь. Лола, ты, я знаю, любишь
и умеешь учиться - учиться творить поэзию.
Это лучше всего делать на таких вот стихах.
2016-08-12 13:51:40
Ок))))Спасибо, Олесь!
2016-08-12 13:54:34
{Lola merci mille fois! & Лола, cпасибо тысячу раз!}
«В глубине человека заложена творческая сила которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим это вне нас тем или иным способом». /Иога́нн Во́льфганг Гёте/
2016-08-12 13:57:49
Очень жаль, что в Камилле так и не увидели яркого и прекрасного художника... Спасибо, Олег, за интересную и замечательную работу!
2016-08-11 08:31:01
Микола, дякую!
Лише після смерті сучасники визнають за Камілою Клодель вартісного скульптора нашого часу. Інтерес до її творінь дотепер живий. Велика частина її ніжних, зворушливо-сумних і еротично привабливих скульптур була виставлена в музеї Родена, возз'єднуючи їх таланти після смерті. Ім'я Каміли Клодель назавжди увійшло до історії мистецтва.
2016-08-12 10:12:11
Прочитал с большим интересом!
2016-07-30 13:52:24
Владимир, спасибо.
«Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать».
/Иога́нн Во́льфганг Гёте/
«Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет».
/Франц Ка́фка/
2016-07-31 09:46:01
Поэтичное, художественное и очень полезное для популяризации
искусства в целом произведение.
Браво, Олег!
2016-07-30 13:10:08
Олег, благодарю Вас за позитивный отзыв и высокую оценку. Ваши стихи тоже дышат искренностью и стержневым авторским смыслом. Когда речь идёт о состоянии соприкосновения с такими мировыми шедеврами и историями людьми, которые их творили, начинаешь понимать всю бесконечность вселенной непознанного нами мира…
«Живописец и скульптор – оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко – комического. Мрамор не смеётся». /Дени́ Дидро́/
Я согласен с Дени́ Дидро́! Ни разу не видел, чтобы мрамор смеялся,…видел слёзы, любовь и восторг…
С уважением, O. Dobrov
2016-07-30 22:15:51
Мое почтение, Олег! Снимаю шляпу
2016-07-30 22:26:32
Олег, большое спасибо за эту щемящую историю, за новые знания и эмоции, я тронута.
2016-07-30 12:51:43
Hélène, un grand merci!
Любовь и творчество закружили Камиллу. Наверное, это было лучшее время её жизни. Как скульптор она уже нашла свой индивидуальный стиль, и ей казалось, что работа рядом с большим художником только отточит его. Сам Роден тем временем разрывался между двумя дамами сердца, причём Клодель (как это часто случается в любовном треугольнике, в основании которого женщины, а на вершине – мужчина) поначалу ничего не знала о существовании Розы. Но долго так, конечно, не могло продолжаться, и тайное стало явным. Камилла устроила возлюбленному «встречу с вопросами», сказала, что не сможет делить его ещё с кем бы то ни было. Однако Роден ушел от прямого ответа, сказав, что Роза ему не жена, а лишь преданная подруга и что оставить её он пока не может. «Пока» затянулось на долгие годы. Рождались ли у Камиллы дети от Родена? Предполагают, что да. То ли четверо, то ли двое. Возможно, что все они были отданы на воспитание в семьи за границу. Другого трудно было ждать от Родена, который и к сыну, рождённому от Розы, не проявлял особого интереса…
2016-07-30 18:50:03
Роден.Я видела его скульптуры в Ленинграде...Спасибо, Олег. В копилку.
2016-07-23 20:45:12
Наталя, дякую!
Кохання, як і творчість – одночасно і почуття-марево, почуття-омана, і почуття-передбачення, почуття, яке бачить людину в її кращих, ідеальних можливостях. Це поєднання засліплення та далекоглядності несе і яскраві надії, і гіркі розчарування…
2016-07-24 23:17:15
Створивши такі скульптури - Роден наблизив творчість впритул до людини...Відчути, як камінь оживає - це незабутнє...
2016-07-24 23:36:48
Наталя, Роден творив разом зі своєю музою, моделлю, коханою, а вона зійшла з розуму. Мені її дуже шкода. Тому і написав такі рядки. Бачив їх роботи в Парижі, і сподіваюся ще не раз побачу…
2016-07-24 23:50:53
...перечитала ..Згадала: є фільм про Камілу...Мабуть - подумалось - Роден і Камілла - це була одна душа, на жаль розділена в різні тіла...
2016-07-25 00:25:54
Огромная благодарность, Олег, и за стихотворение, и за аннотацию! Впечатлило!
2016-07-23 12:31:05
Елена, громадное Вам спасибо.
«Есть свои радости в каждом виде творчества: всё дело в том, чтобы уметь брать своё добро там, где его находишь».
/Оноре де Бальзак/
2016-07-24 17:18:24
Олег, достойная работа! Вы передали в небольшом произведении трагическую судьбу творческой личности... Любить гения сложно, но еще сложнее быть гениальной, оставаясь собой в творчестве и продолжать быть преданной и любящей. Столько лет!... Кажется, что это трагедия двух людей, на самом деле человечество потеряло больше, чем пару влюблённых сердец...
Спасибо за удивительные минуты, проведённые на вашей странице.
2016-07-22 21:01:37
Лефара, благодарю! Мне очень приятно, что Вы так тепло оценили мою работу. А ведь в ней ещё и мои эмоции и переживания, но уже из современной жизни.
Можно представить себе несчастного пятидесятилетнего скульптора, от которого два дорогих ему существа требуют выбора. Можно представить и состояние Камиллы, обострённое самолюбие которой постоянно страдало: с годами это чувствовалось всё сильнее. Ей все чаще приходило на ум, что Роден просто использует её. Камилла была в смятении, уверенность в себе покидала её. В это время судьба, как бы давая шанс, послала ей ещё одного возлюбленного – выдающегося композитора и ловеласа Клода Дебюсси, из-за которого, по крайней мере, две женщины пытались покончить с собой.

Что за отношения завязались между ними, неизвестно, но, тесно пообщавшись примерно в течение года, они вдруг перестали встречаться. От романтической истории потомкам осталось лишь письмо Дебюсси коллекционеру Роберу Годе от 1891 года: «Я по-настоящему любил её, и любил с ещё более горестным пылом оттого, что чувствовал по явным признакам: она никогда не согласится отдать кому-то всю душу, и сердце её всегда выходило неуязвимым из любых испытаний на прочность! Теперь остаётся узнать, было ли в ней то, что я искал! Или в ней вообще ничего не было! Несмотря на всё, я плачу об утрате этой Грёзы Грёз».

После разрыва композитор приобрёл себе скульптуру Клодель «Вальс» и никогда не расставался с ней. Ну а биографы самой Камиллы этим увлечением часто объясняют разрыв с Роденом, который будто бы ревновал её. Звучит не очень убедительно: пятидесятилетний Мастер знал свою ученицу достаточно хорошо, чтобы верно понимать смысл её действий и чувств…
2016-07-24 15:47:13
Впечатлило стихотворение...
И ещё больше впечатлило,как кропотливо Вы, Олег, подошли к раскрытию темы. Достойно уважения!
2016-07-22 20:37:13
Nica, мerci de tout cœur!
Ника, спасибо от всего сердца!
Судьба Камиллы Клодель сложилась очень печально. Обладая большим, рано раскрывшимся талантом и удивительно яркой внешностью, в личной жизни она вынуждена была долгие годы делить любовь великого Огюста Родена с другой женщиной. А в искусстве навсегда осталась лишь его ученицей, теперь к тому же почти забытой. А напрасно, ведь рука мадемуазель Клодель видна специалистам во многих работах Мастера. Большая любовь лишила её материнского и семейного счастья. Она провела рядом с Роденом 15 лет и наконец, разорвала отношения, но с этим разрывом потеряла чувство реальности, словно выпала из неё. От любви до ненависти, как известно, один шаг. В случае с Камиллой это был ещё и шаг к безумию. В 49 лет она попала в клинику для душевнобольных и провела там долгих 30 лет. Так она расплатилась за любовь к гению, благодаря которой рождались шедевры. В некоторых из своих работ, особенно в мраморе, ученица, по мнению знатоков, превзошла своего учителя…
2016-07-23 12:46:47
Вот об этом я и говорила, Олег.
Чувствуется, что автор зал о чём он писал и сумел это вложить в свои поэтические строки.
Что ж, вдохновения Вам неиссякающего...
2016-07-23 22:52:01
2016-07-24 06:50:52
Отличная и достойная работа, Олег! Я так понимаю, что до этого (в конкурсе) была проба пера, прикидка, этюд, набросок... Теперь Вы прекрасно справились со своей задумкой и воспели удивительного мастера и любовь, воплощенную в камне. Счастлив, что видел воочию его шедевры. Поздравляю.
2016-07-22 20:26:06
Эсмарх, не скрою, я приятно удивлён Вашей рецензией. Когда я увидел конкурсную аватарку, где была изображена зелёная грязевая скульптура «Грязевая Девушка» из «Lowarth Helygen» («Потерянные сады Хелигана», расположенные возле городка Мевагисси в британском графстве Корнуолл), то у меня сразу же возникла ассоциация со скульптурой Родена «Вечная весна». Так и возникла первая редакция (набросок) стихотворения «Любовь, застывшая в камне!». Благодарю Вас за предложения и замечания, высказанные в период обсуждения конкурсных работ. Мне они очень помогли. Спасибо за позитивную оценку моей настоящей работы.
«Искусство – самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству». /Томас Манн/
2016-07-23 12:04:25
Вау! Шикарная работа, интересная, познавательная, браво, Олег!
2016-07-22 20:20:21
Надежда, спасибо Вам огромное за высокую оценку.
Сегодня в музее Огюста Родена можно увидеть рядом с его работами скульптуры, изваянные его музой Камиллой Клодель. Это было сделано по завещанию мастера. Возможно, таким образом, он хотел увековечить рядом со своим прославленным именем имя женщины, которую любил всю жизнь, но, к сожалению так и не смог сделать её счастливой…
2016-07-23 11:14:53
Так, Олеже, робота вражає, а ще більше - реальні обставини, що дали натхнення на неї.
2016-07-22 17:17:06
Тетяна, дякую Вам! Дуже приємно, що Вас вразила моя робота.
Особисте щастя Каміли Клодель було затьмарене любовним трикутником, а творчі досягнення стали болем, предметом ображеної самолюбності. «Свої твори я витягую з самої себе, швидше страждаючи надлишком, ніж браком ідей», – з гіркотою заявляє вона, відчуваючи, що стає лише тінню уславленого Родена. Існують версії, що висуваються біографами Клодель, що в період 1890–1892 рр. вона була вимушена до того ж перервати власну вагітність. Роден, що так і не визнав Огюста-молодшого (сина Рози Бере), мабуть, не побажав нести відповідальність за позашлюбну дитину від Каміли. Скульптури Клодель «Одужання» і «Прощання» (1892 р.), можливо, стали відлунням цього хворобливого епізоду в її житті, як і скульптурний портрет «Дівчинка з Іллет» (інші назви «Спадкоємиця замку», «Маленька Жанна», 1894 р.), з чудовим ніжним дитячим обличчям і з відчуженим поглядом.
2016-07-23 10:41:38
Дуже цікаво, Олежику, дякую!
2016-07-23 17:32:15
Прекрасная работа!!!
2016-07-22 16:55:54
Лия, благодарю!
В любви нет никого, кроме двоих людей. Любовь возникает только между одним мужчиной и одной женщиной. Любовь всегда взаимна. Любовь – это когда любишь того, кто любит тебя. Но иногда в эту идиллию нагло вмешивается творчество и/или конкуренция, и тогда… кто-то умудряется отказаться от творчества во имя любви, а кто-то никогда не откажется от любви, сохраняя ростки индивидуальности, а значит и творчество своей души во имя настоящей любви…
2016-07-22 21:51:55

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Віра в Перемогу - це те, що нам допомагає у ці важкі дні.
Дякую вам за цей чудовий вірш, Раю.
Рецензия от:
Руслан Деркач
2024-04-20 14:41:51
"Душу не вбити і гордість не вбити,
І до Вітчизни святую любов."

ви дуже тонко помітили, про що мріють росіяни. дякую!
Рецензия от:
Захар Зінзівер
2024-04-20 14:06:53
Чудовий вірш!
Рецензия от:
Раиса Татаркова
2024-04-20 13:55:28
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.