Viam supervadet vadens

Автор: Валентин Белый
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2016-11-12 20:30:57
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Чёрный квадрат

Проникнуть в суть картины дивной
Под силу только знатокам,
Ведь лишь на первый взгляд наивной
Она казаться может вам.
Противник Божьего Закона –
Художник, ощутив кураж,
Низверг священную икону,
Иконой сделав свой «пейзаж».
За авангарда изощренность,
И за фурор и эпатаж,
И замысла непревзойденность
Картину взяли в Эрмитаж.

Сюжет и замысел картины
Непросто оценить «на глаз»,
Ведь в ней сплелись, как паутина,
Протеста и бунтарства глас
И философское прозренье
О темных близких временах,
Когда искусств произведенья
Сжигаться будут на кострах,
Когда иконы и Писанье,
На злобу наступавшим дням,
Не устрашившись Наказанья,
Безбожно предадут огням.

По темным улицам помчатся
Меж инквизиторских костров,
Что черным дымом заклубятся,
Кортежи черных воронков,
Как всадники из недр ада,
Блистая чернотой подков,
И, словно загоняя стадо,
Ныряя под ночной покров,
И жертву в сумраке хватая,
И свой собрав ночной улов,
В темницы жертв сопровождая
Под перезвоны кандалов.

История cоздания стихотворения:

На последней футуристической выставке картин «0,10»* (ноль-десять) в 1915 г., где впервые экспонировалась картина "Чёрный квадрат" и другие работы Казимира Малевича и его соратников, представивших новое направление в русском авангарде — супрематизм**, Малевич намеренно водрузил «Черный квадрат» в красном углу помещения, где у славян всегда висят иконы.
Картину, ставшую благодаря выставке известнейшей картиной русской авангардной живописи, затем прозвали «иконой русского авангарда».
Художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал в газете «Речь» от 9 января 1916 года: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер».
------
*«Последней футуристической» выставка была названа из-за желания организаторов завершить футуристический период в русской живописи и обозначить переход к супрематизму.
«0,10» — это не одно число (одна десятая), а числа ноль и десять, перечисленные через запятую. Ноль означает отсутствие (нулевое количество) предметных форм в супрематизме. Десять означало количество художников, планировавших участвовать в выставке, но, когда участников стало четырнадцать, название не было изменено.

**Супремати́зм (от лат. supremus – наивысший) – доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли основателя супрематизма Казимира Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 576

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 6.
чем квадратнее, тем чернее...
С наступающими!
2017-12-30 20:53:23
Спасибо!
И Вас с Новым Годом!
2018-01-02 17:21:33
Авангардно!.. кстати, хорошо написано, мне понравилось, Всех благ!
2017-07-17 15:05:05
Большое спасибо за рецензию!
Рад, что вам понравилось
Мне всегда очень приятно встречать на портале единомышленников разделяющих мои взгляды
Или понимающих и принимающих мою точку зрения.
И вам всех благ!!!
2017-07-24 10:47:09
И не уговаривайте! Нет, нет! Я никогда не смогу полюбить этот чёрный квадрат)))))
Ваши стихи ЯРЧЕ, РАДОСТНЕЕ и ПОНЯТНЕЕ в 1000 раз этого квадрата.
Я читала мнения разных специалистов. было даже описание этой работы Малевича какими-то математиками. Оказывается, этот квадрат квадратным является только на определённой высоте. если положить картину на пол. то получится четырёхугольная фигура с выгнутыми основаниями...
Я за эстетику, за красоту, за жизнь в цвете.
Конечно, учитывая в какое время была написана картина, можно сказать, что Каземир очень смелый художник, отстаивающий свои взгляды. Но если позволить себе мыслить шире...Кто-то брякнул: "шедевр", издеваясь, а некоторые приняли в серьёз. И стали проталкивать сие шедевральное творение.

Ко всему сказанному добавлю... я ни на чём не настаиваю. Это всего лишь моё частное мнение.)))
2016-11-20 17:44:08
Альгиз, благодарю за Вашу рецензию
Полностью разделяю Вашу точку зрения относительно "Квадрата".
И относительно эстетики и красоты!
Люблю красоту во всем, и конечно в живописи.

Потому считаю, что "Черный Квадрат" - аж никак не шедевр изобразительного искусства, и к живописи имеет лишь косвенное отношение.
Его можно рассматривать как философию в живописи, полностью соответствующую духу своего времени - фанатичная, эпатажная, принципиально беспринципная и бескомпромиссная, вплоть до абсурда и примитивизма.

Ведь принципом и девизом того времени было обратить все вспять, перевернуть с ног наголову, разрушить все существующее, чтоб на руинах "старого" строить "новое", принципиально отличное от предшествующего.

И придуманный Малевичем супрематизм - это тот же переворот, но в искусстве: по принципу "кто был ничем, тот станет всем" освободить цвет от "рабского служения образу" и поставить во главу угла.
Ведь суть супрематизма - превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.
2016-12-01 00:21:08
Вы всё правильно заметили. По-сути, Казимир Малевич писал именно антиикону, поэтому и размещалась в галерее в красном углу. Что именно хотел этим сказать художник - это тайна, ушедшая вместе с ним. Хотя, если немного порассуждать, можно кое-о чём догадаться. Картина писалась в начале двадцатого века, когда шла во всю индустриальная революция. Популисты того времени утверждали, что с таким развитием науки и технологий человечество сделает качественный скачок "в будущее" с коммунами, равноправием и другими утопическими явлениями. Бог, в этих мировозрениях, как творец сущего, становился неким рудиментом. Икона, как святой образ, всегда находится в красном углу жилища и подсвечивается лампадкой.
Человек, зашедший тёмной ночью в тёмный (без эл. освещения в старину) дом, всегда видел озарённый светом образ. Символизм здесь приветствуется. А теперь, когда богоборцы создали свою псевдорелигию на основе отрицания и технического прогресса, Малевич создал для них свою икону - чёрный квадрат - как упрёк к происходящему подрыву устоев. И когда, человек очень внимательно и вдумчиво всматривается в "Чёрный квадрат" - он просто утопает в этой беспросветной чёрной бездне. Думаю, такой зрительный эффект, по задумке Малевича, должен был напугать смотрящего в квадрат и, возможно, задуматься. Кстати, такая "икона" - укор адептов "нового" веяния. По-моему, гениальная задумка, и человек придумавший эту работу был
гениальным! В одном квадрате - столько смысла!
2016-11-20 17:21:15
Простите, написал не верно: надо не - "укор адептов "нового" веяния", а "укор адептам "нового" веяния...
2016-11-20 17:43:08
Стихи хорошие, хотя есть и шероховатости. Например, в последней строке второй строфы: "придадут огням". Во-первых, "прЕдадут", во-вторых - "огню" (множественное число в данном случае неуместно). Читал я, что однажды Маяковский, критикуя стихотворение Безыменского, сказал, что, мол, что это за описание герба - "серп и молоток"? А если бы там была, например, рифма "пушка", то Безыменский написал бы "серп и молотушка"? Поэтому надо избегать таких погрешностей в угоду рифме. Но стихи, повторю, хорошие. А еще - хочу рассказать нечто, на мой взгляд, забавное, что мне напомнил этот стих. В прошлом году довелось мне лежать в больнице. По всему этажу там висели репродукции картин. Судя по всему, их приобретала "тетя Мотя", а развешивал "дядя Вася", так как какой-либо системы ни в подборе репродукций, ни в их расположении не наблюдалось. Забавно было видеть Шишкина рядом с Дали, а Шагала - с Рембрандтом. Но была там одна репродукция - я не мог себе представить, что кто-то с этой картины будет делать репродукцию. С какой картины? Вы угадали: "Черный квадрат" К.Малевича. Но главный прикол был в том, где именно висела эта репродукция. Спорим, не угадаете. У двери рентген-кабинета! Я даже сначала подумал, что это лист рентгеновской пленки в рамочке. Вот такое приобщение к искусству. Извините за пространный рассказ, но не мог не поделиться.
2016-11-13 00:41:47
Спасибо за вашу рецензию
Познавательная история про "молотушку". Учту на будущее
И про репродукции тоже хороший рассказ
2016-11-20 16:47:44
Змечательный стих! И щё: я полностью разделяю Ваш взгляд на постмодернизм.
2016-11-13 00:10:14
Спасибо за отзыв!
Очень признателен!
Рад, что наши взгляды на постмодернизм совпадают
2016-11-20 16:39:28

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Дуже гарно, поетично, красиво.
Успіхів Вам в подальшій роботі, Іро,творчої наснаги.
Рецензия от:
Таня Яковенко
2024-04-24 17:34:18
Чудовий вірш, гарно читається та сприймається.
Всього найкращого Вам, Любо, натхнення завжди.
Рецензия от:
Таня Яковенко
2024-04-24 17:30:29
Ніно та Злива, вітаю вас, ще з однією чудовою піснею. Надалі хочеться ще!
З нетерпінням чекаю.
Рецензия от:
Олег Крушельницький
2024-04-24 17:13:17
На форуме обсуждают
Most Popular Rock Songs On YouTube
1 Passenger | Let Her Go 3.7B
2 Imagine Dragons – Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...)
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-23 23:49:15
Мне любая музыка нравится если это музыка, а не какафония. (...)
Рецензия от:
Мишигас
2024-04-22 10:30:06
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.