Автор: Авторская программа Кейс Тема:Свободная тема Опубликовано: 2014-11-17 21:39:49 Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Урок 2 Продолжаем о рифмах...
Уважаемые авторы!
Прислушайтесь…слышите звонок? Приглашаем вас к уроку, а то наша разминка-переменка затянулась)))
И так, слово Готтфриду Ленцу.
Приветствую всех на нашей волне.
Сегодня продолжим разговор о рифме и попытаемся, среди прочего, вникнуть в суть этого явления.
Что такое хорошая рифма? Почему одни созвучия воспринимаются и нравятся, а другие - нет? Почему поэта, использовавшего глагольную рифму, часто готовы линчевать на месте? Попробуем разобраться.
Предположим, что есть три основных качества рифмы, от которых зависит, насколько она хороша.
Первое из них - точность. Здесь все достаточно просто. Рифма тем точнее, чем больше звуков совпадает в окончаниях рифмуемых слов(окончаниях, разумеется, не грамматических, а звуковых) . Хорошую рифму по такому критерию часто называют богатой, а плохую - бедной. Богатая, или точная, рифма, как правило, предполагает совпадение не только ударного гласного и всех последующих звуков, но и предшествующего ударному гласному согласного. То есть, рифмы вода-звезда, слог-диалог по такому критерию можно назвать богатыми, а рифмы вода-весна, слог-итог - нет. Впрочем, легко заметить, что первая пара "плохих рифм звучит немного хуже, чем вторая. Такое впечатление складывается оттого, что в первом случае (вода-весна) рифма открытая, а точнее, открытые слоги, ее образующие, - проще говоря: слова оканчиваются на гласный звук. Во втором же (слог-итог) после ударного гласного следует еще один согласный, и это поддерживает созвучие, делает его более приемлемым в качестве рифмы. Нужно иметь в виду, что хорошо звучат и рифмы, где опорный согласный (последний перед ударным гласным) в одном из слов мягкий - например, слог-прилег (но вряд ли вода-придя, по той же причине открытости слогов), и рифмы, где опорные согласные не совпадают, но составляют созвучные пары д-т, ж-ш, б-п, р-л, г-к, з-с (также сюда относят на мой слух не совсем приемлемые в-ф, м-н, ч-щ), например вода-высота, слог-рог, слог-клок. Точность - это, на мой взгляд, то качество, на которое следует обращать внимание в первую очередь при подборе рифмы. Точность позволяет рифме выполнять в стихотворении связующую роль. Прочтя первое слово из рифмующейся пары, мы полуосознанно ждем второго слова, которое установит созвучие и таким образом свяжет две строки. И если второе слово не оправдает наших ожиданий и рифма окажется неточной, в каком-то смысле мы просто почувствуем себя обманутыми. Если же рифма будет достаточно богатой, наши эстетические чувства не будут оскорблены, а ровно наоборот. Мы получили то, чего ожидали. Мы заказали торт, и нам его принесли.
Второе качество назовем условно свежестью. И здесь в вопрос вносится субъективный элемент. То, что одному человеку кажется хорошей свежей рифмой, для другого - рифма вполне затасканная и избитая. Все зависит от искушенности читателя. Есть, однако, общее правило: плохо рифмовать одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме. Это касается больше глаголов и прилагательных, меньше - существительных. Почему? Потому что такие рифмы скучны. Их очень легко подобрать, они практически очевидны. То есть, дело не в самих глаголах и прилагательных как таковых, а в том, что существует слишком много глаголов и прилагательных с созвучными окончаниями. За счет этого в таких рифмах теряется всякий элемент неожиданности, новизны, необычности. А без этих качеств невозможна и сама поэзия. Это не значит, что нужно придумывать к каждому слову нечто невообразимое, и не значит также, что рифмовать глаголы и прилагательные нельзя в принципе. Даже такие рифмы иногда звучат приемлемо, главное, во-первых, их не должно быть много, во-вторых, это должно быть что-то поинтереснее, чем писать- танцевать-рисовать и так далее и тому подобное, в общем, кто на что горазд. И здесь не принимаются отговорки вроде того, что так вам пишется, так Бог на душу положил, это ваши чувства, и рифма "любить- забыть" просто идеально описывает вашу ситуацию. Потому что поэзия - это не жизнь, а стихи - не дневниковые записи (или - не просто дневниковые записи). Как сказано в одном стихотворении Александра Кабанова, "Кровь-любовь - так нельзя рифмовать, но прожить еще можно". Это только в жизни самые лучшие вещи часто банальны по существу, для искусства же банальность совершенно неприемлема. Поэтому рифмы нужно выбирать по возможности свежие. Потому что когда вы заказываете торт и вам приносят торт - это одно, но когда вам приносят торт, приготовленный по какому-нибудь необычному рецепту, который вы пробуете впервые и который вам к тому же страшно понравился - это совсем другое.
Третье качество - это смысловая нагрузка. За счет всех функций, которые выполняет рифмующееся слово, и его положения в строке вообще смысловое значение, вес этого слова оказывается гораздо большим, чем у других слов строки. Последнее - значит главное. Этот принцип действует в стихах если не всегда и везде, то по крайней мере обычно. Окончания слов в рифме, последнее слово в строке, последняя строфа в стихотворении, наконец, последний сонет в венке сонетов. Это нужно учитывать при подборе рифм и построении строки вообще, стремясь к тому, чтобы в конце ее стояло наиболее важное, наиболее значимое слово. Потому что, получив свою рифму, читатель мысленно возвращается к первому слову, которое составляет пару, и желательно, чтобы оно было характерным для строки, содержало в себе корни озвученной в ней мысли, чтобы в сознании читателя возник не просто бесполезный набор звуков, а некое смысловое целое. Кроме того, сами рифмующиеся слова могут создавать некий гипертекст, смысловую надстройку в стихотворении. Одно из них может подчеркивать другое, дополнять его, придавать ему иные оттенки, чем обычно. Например, у Маяковского: Ведь для себя не важно и то, что бронзовый, и то, что сердце — холодной железкою. Ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское.
Во-первых, рифма "бронзовый-звон свой" в образном, смысловом отношении, можно сказать, феноменальна, потому что "звон" этот по смыслу как раз и соотносится с "бронзовый", потому что, читая "звон свой", мы, хотя и помним еще про "сердце холодной железкою", возвращаемся кроме того к "бронзовому", и тогда все становится на свои места, картина цельная, полная, глубокая. Во-вторых, отметим эффект контраста, который достигается рифмой "железкою-женское". Таким образом, при выборе рифмы следует обращать внимание не только на точность и неожиданность созвучия, но и на смысловое наполнение. Потому что одно дело, когда вам принесли вкусный торт, который вы пробуете впервые, но гораздо приятнее - когда вдобавок вы получаете бутылку шампанского и, скажем, номер телефона приятной наружности девушки/парня за соседним столиком.
Объедините эти качества - и вы получите превосходную рифму. Хотя, конечно, совмещать все три в одной рифме, особенно что касается точности и свежести, довольно трудно. Поэтому вам неизбежно придется выбирать, что для вас важнее в каждом конкретном случае - точность, свежесть или смысл. Главное понимать при этом, что хорошая рифма не должна быть самоцелью.
Всем, кого посетит в ближайшие дни муза, предлагаю присылать стихи с хорошими рифмами и (закрепим пройденное в первом уровке) кольцевой рифмовкой в личку программы.
Благодарю за внимание.
История cоздания стихотворения:
0
0
Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 2067
Тысячи лет существуют нивы бесплодные,
Тучки небесные, люди, лишённые разума ...
Лезут, твари, на верх, как прокажённые,
Лезут, и в принципе, всё этим сказано.
Тянут ручонки свои, за манной небесною,
При этом Мессия не очень и нужен им ...
Не понимают, придурки, что стоя над бездною,
Взлёт и падение может и будет заслуженным !
Долгую жизнь мечтают прожить для чего-то,
И умереть во всеобщем счастливом незнании...
Кто вам сказал, что спасение мира - работа,
Вас обманули - это давно, наказание !!!
Смотрят на нас с удивлением падшие ангелы,
Грешники богом во всеуслышанье названы,
Их называют суками, мразями, падлами,
И приговоры строчат протокольными фразами.
Кто же вам право дал, господи боже мой,
Чем же вы лучше и чем же заслуженней !?
Быстро идёшь дорогою всеми исхоженной,
А если идёшь, то конечно же нужен ей!
Тысячи лет существуют нивы бесплодные,
Законопослушные люди, лишённые разума...
Были в начале заложены лживые вводные,
Или не там было мёдом вначале помазано !
Лезут по головам народные слуги по прежнему
По трупам идут убогие, нищие "сироты" !
Хрущёву завидуют, Ленину, Сталину, Брежневу,
Не понимая, что ямы для них уже вырыты !!!
Падшие ангелы крылья расправят и заново,
В небо взлетят и срать им на ваши страдания!
Богово Богу, Цезарю сраному - сраново !
Было известно об этом вначале, заранее !
Крылья устанут и спустятся ангелы временно,
На грешную землю,поближе не к пище, а людям...
Будет Мария опять непорочно беременна,
И неприлично счастливыми снова мы будем !
Чёрные демоны крылья расправят над бездною,
Чтоб незаметными стали её очертания,
И над толпою голодной и бесполезною,
Снова запахнет кровью слепого восстания !
И восхищённая силой своей, до безобразия,
С мыслью о чести, достоинстве или о боге,
Над сытой Европой нависнет голодная Азия,
И безневинною кровью напъётся в итоге.
Сосредоточены клювы, и пасти, и лица,
Обеспокоены взгляды и жизни и смерти ...
Люди, ну будьте людьми, дайте крови напиться,
Дохнут от голода, чёрные твари, поверьте !!!
Вечные беды исправить наврядли вы в силе,
Можете только смягчить их отчасти ...
Где же вы видели, чтобы голодными были,
Люди, которые рвутся к богатству и власти !?
Так что давайте без лишней уже канители,
Готовьте надгробные речи, веночки и плиты !
Ангелы в небо опять, добровольно взлетели,
Демоны снова, временно сыты !!!
Вообще, теория — штука важная. Всем рекомендую время от времени возвращаться.
Соглашусь с Геннадием — рифма, конечно, важна, но ее оригинальность не самоцель и не должна быть притянута за уши. А еще соглашусь с его оппонентом в том, что при чтении лучших текстов “рифмы проскакивают на лету”. Хотя, небанальные рифмы и интересны сами по себе, к глагольным, в умеренном количестве, тоже отношусь спокойно. Когда-то встречала стихи очень хорошего качества исключительно с глагольной рифмой, но это изначально была техническая игра автора.
У меня только один вопрос: “А что, “вода-весна” это действительно рифма?”
Увы, Алёна))
Так гласит поэтический словарь Квятковского...
БЕ́ДНАЯ РИ́ФМА — рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову — иду, вблизи — земли, вода — дома. К категории Б. р. относятся также рифмуемые слова одной и той же грамматической формы (падежной или глагольной).
Примеры Б. р.:
Обходит волк вокруг гумна,
И если в поле тишина,
То даже слышны издали
Его тяжелые шаги.
(М. Лермонтов)
В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит, — молчит жена.
(Н. Некрасов)
Не жизни жаль с томительным
дыханьем,
Что жизнь и смерть!? А жаль того
огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет уходя.
(А. Фет)
Я не спорила, я спрашивала
Как-то не задумывалась раньше. Наверное, мне бы хотелось рифмой называть что-то поточнее.
Сталкиваясь с подобными строками не воспринимала это, как рифму - просто, в некоторых случаях, оправдан и ее отсутствие.
Ну что же, буду знать...
А я, Алёна, соглашусь с тобой, в том, что текст полезный! Даже очень!
Автор старался и у него получилось…
Более того, соглашусь и с тобой и с Геннадием относительно важности рифмы в конвенциональном стихосложении.
Скажу более: база рифм, которую создаёт Геннадий (как и любая иная база рифм) явление положительное поскольку кардинально влияет на уровень качества любого рифмуемого стиха. Но, прежде всего, разнообразие рифм коренным образом влияет на реализацию первоначального замысла поэта. Потому что в рифмуемом стихе именно омонимические эквиваленты рифмуемого слова определяют направление развития стихотворения, а соответственно смысловую близость либо отдалённость конечного смысла к изначальному замыслу.
Согласимся с тем, что бывает так: начинаешь стихотворение писать об одном, а заканчиваешь его несколько в стороне от задуманного смысла. Это явление - есть результатом того, что рифмовая зависимость увела содержание от задуманного. То есть имеющийся в голове автора набор рифмовых созвучий, образовавший некое семантическое поле, рамки, которого позволили ему не теряя логических связей продолжить изложение, - дал возможность автору нарисовать лишь такую, а не в точном соответствии с первоначальным замыслом смысловую картину. Поэтому если говорить о важности рифмы, то чем больше слов-претендентов на пару к рифмуемому слову, тем шире семантический диапазон раскрытия авторского замысла, тем больше шансов на воплощение этого замысла в изначальном виде.
_____***_____
А. Гетманец: «У меня только один вопрос: “А что, “вода-весна” это действительно рифма?»
*
Я понимаю, Алёнушка, всю риторичность твоего вопроса. Но если бы он стоял реально, то ответ на него можно было бы найти, лишь при формальном подходе. Формально рифма – это СОЗВУЧИЕ двух или нескольких слов. Разве в словах «водА» и «веснА» не созвучна буква «а»? Созвучна. Иное дело, что это созвучие последнего ударного слога не аранжировано предударными и постударными аллитерационными созвучиями, что делает созвучие одного «а» примитивным… Но примитивность, - обуславливает лишь вопрос о качестве рифмы, а не о её наличии.
Ну, наконец-то расписали тему. Пишу в точных и не каюсь. Но регулярно слушаю "о скучности рифм". Рифма в стихе, на мой взгляд, атрибут, один из нескольких, отличающий стих от прозы, а не самоцель. Есть один момент, о котором мало кто думает. Стихи с богатой рифмой легче запоминаются читателями, такие стихи приятнее декламировать и они звучнее. Ну, не "одна на весь белый свет", стих портить из-за неё?
Доходит до абсурда. Глядишь на текст, точная рифма аж просится. Не, специально выкручивают на приблизительную чтоб коллеги не подняли насмех, мол, "глаголить изволите". Глаголы - огромная и одна из самых богатых частей речи, описывающая действие. Жизнь людей действия - в действиях, в глаголах. Так и пусть будут. Аж никак это не показатель слабости. В стихах есть составляющие посерьёзнее - смысл, ритм, строфа.
Я просто к тому, что рифмование в моей личной оценке уровня стиха, далеко не первая характеристика и не фетиш. С другой стороны я-то точно знаю, что писать в точных (богатых) рифмах сложнее, уже исходя из простой математической статистики. Приблизительных вариантов больше под рукой. Я знаю, что некто, если видит сейчас, скажет, что сужение возможностей до обязаловки использования точных обедняет стих и губит произведение. Я отвечу просто - это возможно, но приходится иногда часами стоять там, где любой другой, менее упрямый и щепетильный проскочит. Стою. Но это дело личное.
Оди ругают на чрезмерную конкретность рифм "глаголить-изволить", другие за "маяковинки" типа "врезываясь-трезвость". Если рифма с "вывертом" мешает смыслу написанного, согласен, но варьировать хотя бы склонением существительных - разнообразить текст. Чем не то "вчера-вечера" или "витая-тая"? А если "торт-риторт (риторта во множественном числе)? Но это я скорее привожу размышления вслух, уж больно тема болезненная и навязщая в зубах как пишущих, так и критикующих. Здесь должна включаться разумность в употреблении оных, главное - не впадать в крайности. Если, при прочтении текста, он органично льётся, рифмы проскакиваешь на лету, не упираясь в них взглядом. Извините, Гена, за "белкодревость" (ту же навязчивую мысь (белку) на древе, а трактуют, как "мысль" и получается бессмыслица).
Альберт, у каждого свои слоники. Я для себя решил, что писать буду только в точных рифмах. Ну, вот я считаю, что искусство должно быть сложным. У меня есть на то причины. Я занимаюсь собственно процессом больше, чем самим продуктом, это исследование. Посему пишу только в классическом варианте, только с точными. Так надо для исследования.
Я стараюсь избегать тотального глаголанья, но приносить смысл в жертву не стану в данном конкретном месте.
Почему я так решил ещё? По отзывам читателей. Люди говорили очень часто, что стихи легко читаемые и хорошо запоминаются. В этом немалая заслуга использования точных рифм.
Для того, чтобы не стоять часами в ожидании "просветления в мозгах", имею в кармане миллиард вариантов рифм, каждый день эта цифра увеличивается.
А что тут рецензировать, изложено тут всё правильно и по существу, это весьма полезная тема для начинающих, особенно для тех, которые и отвечают соответственно - Я так вижу!, я так слышу, я так пИшу!!, да ещё и похамят по дороге к славе, я уже молчу о знаках препинания.. С ув Ив.
А и не надо рецензировать)
Просто присылайте в личку "Кейса" своё стихо на тему урока - с кольцевой рифмовкой. Будем искренне благодарны за участие и смелость.
С уважением
2014-11-17 22:18:39
Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.
У одних голова на
двери,
И ученье про мертвого
плотника
Разжигает страсти
внутри,
Не понять им простого
работника,
Восхищённого с фузом
гитарой...(...)
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.