Нет статуса

Автор: Авторская программа Кейс
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2014-11-17 21:39:49
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Урок 2 Продолжаем о рифмах...

Уважаемые авторы!

Прислушайтесь…слышите звонок?
Приглашаем вас к уроку, а то наша разминка-переменка затянулась)))

И так, слово Готтфриду Ленцу.


Приветствую всех на нашей волне.

Сегодня продолжим разговор о рифме и попытаемся, среди прочего,
вникнуть в суть этого явления.  

Что такое хорошая рифма? Почему одни созвучия воспринимаются и
нравятся, а другие - нет? Почему поэта, использовавшего глагольную
рифму, часто готовы линчевать на месте?
Попробуем разобраться.

Предположим, что есть три основных качества рифмы, от которых зависит,
насколько она хороша.

Первое из них - точность. Здесь все достаточно просто. Рифма тем точнее,
чем больше звуков совпадает в окончаниях рифмуемых слов(окончаниях,
разумеется, не грамматических, а звуковых) . Хорошую рифму по такому
критерию часто называют богатой, а плохую - бедной. Богатая, или точная,
рифма, как правило, предполагает совпадение не только ударного
гласного и всех последующих звуков, но и предшествующего ударному
гласному согласного. То есть, рифмы вода-звезда, слог-диалог по такому
критерию можно назвать богатыми, а рифмы вода-весна, слог-итог - нет.
Впрочем, легко заметить, что первая пара "плохих рифм звучит немного
хуже, чем вторая. Такое впечатление складывается оттого, что в первом
случае (вода-весна) рифма открытая, а точнее, открытые слоги, ее
образующие, - проще говоря: слова оканчиваются на гласный звук. Во
втором же (слог-итог) после ударного гласного следует еще один
согласный, и это поддерживает созвучие, делает его более приемлемым в
качестве рифмы. Нужно иметь в виду, что хорошо звучат и рифмы, где
опорный согласный (последний перед ударным гласным) в одном из слов
мягкий - например, слог-прилег (но вряд ли вода-придя, по той же
причине открытости слогов), и рифмы, где опорные согласные не
совпадают, но составляют созвучные пары д-т, ж-ш, б-п, р-л, г-к, з-с
(также сюда относят на мой слух не совсем приемлемые в-ф, м-н, ч-щ),
например вода-высота, слог-рог, слог-клок. Точность - это, на мой взгляд,
то качество, на которое следует обращать внимание в первую очередь при
подборе рифмы. Точность позволяет рифме выполнять в стихотворении
связующую роль. Прочтя первое слово из рифмующейся пары, мы
полуосознанно ждем второго слова, которое установит созвучие и таким
образом свяжет две строки. И если второе слово не оправдает наших
ожиданий и рифма окажется неточной, в каком-то смысле мы просто
почувствуем себя обманутыми. Если же рифма будет достаточно богатой,
наши эстетические чувства не будут оскорблены, а ровно наоборот. Мы
получили то, чего ожидали. Мы заказали торт, и нам его принесли.

Второе качество назовем условно свежестью. И здесь в вопрос вносится
субъективный элемент. То, что одному человеку кажется хорошей свежей
рифмой, для другого - рифма вполне затасканная и избитая. Все зависит от
искушенности читателя. Есть, однако, общее правило: плохо рифмовать
одинаковые части речи в одинаковой грамматической форме. Это касается
больше глаголов и прилагательных, меньше - существительных. Почему?
Потому что такие рифмы скучны. Их очень легко подобрать, они
практически очевидны. То есть, дело не в самих глаголах и
прилагательных как таковых, а в том, что существует слишком много
глаголов и прилагательных с созвучными окончаниями. За счет этого в
таких рифмах теряется всякий элемент неожиданности, новизны,
необычности. А без этих качеств невозможна и сама поэзия. Это не значит,
что нужно придумывать к каждому слову нечто невообразимое, и не значит
также, что рифмовать глаголы и прилагательные нельзя в принципе. Даже
такие рифмы иногда звучат приемлемо, главное, во-первых, их не должно
быть много, во-вторых, это должно быть что-то поинтереснее, чем писать-
танцевать-рисовать и так далее и тому подобное, в общем, кто на что
горазд. И здесь не принимаются отговорки вроде того, что так вам
пишется, так Бог на душу положил, это ваши чувства, и рифма "любить-
забыть" просто идеально описывает вашу ситуацию. Потому что поэзия -
это не жизнь, а стихи - не дневниковые записи (или - не просто
дневниковые записи). Как сказано в одном стихотворении Александра
Кабанова, "Кровь-любовь - так нельзя рифмовать, но прожить еще можно".
Это только в жизни самые лучшие вещи часто банальны по существу, для
искусства же банальность совершенно неприемлема. Поэтому рифмы
нужно выбирать по возможности свежие. Потому что когда вы заказываете
торт и вам приносят торт - это одно, но когда вам приносят торт,
приготовленный по какому-нибудь необычному рецепту, который вы
пробуете впервые и который вам к тому же страшно понравился - это
совсем другое.

Третье качество - это смысловая нагрузка. За счет всех функций, которые
выполняет рифмующееся слово, и его положения в строке вообще
смысловое значение, вес этого слова оказывается гораздо большим, чем у
других слов строки. Последнее - значит главное. Этот принцип действует в
стихах если не всегда и везде, то по крайней мере обычно. Окончания слов
в рифме, последнее слово в строке, последняя строфа в стихотворении,
наконец, последний сонет в венке сонетов. Это нужно учитывать при
подборе рифм и построении строки вообще, стремясь к тому, чтобы в конце
ее стояло наиболее важное, наиболее значимое слово. Потому что, получив
свою рифму, читатель мысленно возвращается к первому слову, которое
составляет пару, и желательно, чтобы оно было характерным для строки,
содержало в себе корни озвученной в ней мысли, чтобы в сознании
читателя возник не просто бесполезный набор звуков, а некое смысловое
целое. Кроме того, сами рифмующиеся слова могут создавать некий
гипертекст, смысловую надстройку в стихотворении. Одно из них может
подчеркивать другое, дополнять его, придавать ему иные оттенки, чем
обычно. Например, у Маяковского:
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.

Во-первых, рифма "бронзовый-звон свой" в образном, смысловом
отношении, можно сказать, феноменальна, потому что "звон" этот по
смыслу как раз и соотносится с "бронзовый", потому что, читая "звон
свой", мы, хотя и помним еще про "сердце холодной железкою",
возвращаемся кроме того к "бронзовому", и тогда все становится на свои
места, картина цельная, полная, глубокая. Во-вторых, отметим эффект
контраста, который достигается рифмой "железкою-женское". Таким
образом, при выборе рифмы следует обращать внимание не только на
точность и неожиданность созвучия, но и на смысловое наполнение.
Потому что одно дело, когда вам принесли вкусный торт, который вы
пробуете впервые, но гораздо приятнее - когда вдобавок вы получаете
бутылку шампанского и, скажем, номер телефона приятной наружности
девушки/парня за соседним столиком.

Объедините эти качества - и вы получите превосходную рифму. Хотя,
конечно, совмещать все три в одной рифме, особенно что касается
точности и свежести, довольно трудно. Поэтому вам неизбежно придется
выбирать, что для вас важнее в каждом конкретном случае - точность,
свежесть или смысл. Главное понимать при этом, что хорошая рифма не
должна быть самоцелью.

Всем, кого посетит в ближайшие дни муза, предлагаю присылать стихи с
хорошими рифмами и (закрепим пройденное в первом уровке) кольцевой
рифмовкой в личку программы.

Благодарю за внимание.

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 2067

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 6.

Тысячи лет существуют нивы бесплодные,
Тучки небесные, люди, лишённые разума ...
Лезут, твари, на верх, как прокажённые,
Лезут, и в принципе, всё этим сказано.

Тянут ручонки свои, за манной небесною,
При этом Мессия не очень и нужен им ...
Не понимают, придурки, что стоя над бездною,
Взлёт и падение может и будет заслуженным !

Долгую жизнь мечтают прожить для чего-то,
И умереть во всеобщем счастливом незнании...
Кто вам сказал, что спасение мира - работа,
Вас обманули - это давно, наказание !!!

Смотрят на нас с удивлением падшие ангелы,
Грешники богом во всеуслышанье названы,
Их называют суками, мразями, падлами,
И приговоры строчат протокольными фразами.

Кто же вам право дал, господи боже мой,
Чем же вы лучше и чем же заслуженней !?
Быстро идёшь дорогою всеми исхоженной,
А если идёшь, то конечно же нужен ей!

Тысячи лет существуют нивы бесплодные,
Законопослушные люди, лишённые разума...
Были в начале заложены лживые вводные,
Или не там было мёдом вначале помазано !

Лезут по головам народные слуги по прежнему
По трупам идут убогие, нищие "сироты" !
Хрущёву завидуют, Ленину, Сталину, Брежневу,
Не понимая, что ямы для них уже вырыты !!!

Падшие ангелы крылья расправят и заново,
В небо взлетят и срать им на ваши страдания!
Богово Богу, Цезарю сраному - сраново !
Было известно об этом вначале, заранее !

Крылья устанут и спустятся ангелы временно,
На грешную землю,поближе не к пище, а людям...
Будет Мария опять непорочно беременна,
И неприлично счастливыми снова мы будем !

Чёрные демоны крылья расправят над бездною,
Чтоб незаметными стали её очертания,
И над толпою голодной и бесполезною,
Снова запахнет кровью слепого восстания !

И восхищённая силой своей, до безобразия,
С мыслью о чести, достоинстве или о боге,
Над сытой Европой нависнет голодная Азия,
И безневинною кровью напъётся в итоге.

Сосредоточены клювы, и пасти, и лица,
Обеспокоены взгляды и жизни и смерти ...
Люди, ну будьте людьми, дайте крови напиться,
Дохнут от голода, чёрные твари, поверьте !!!

Вечные беды исправить наврядли вы в силе,
Можете только смягчить их отчасти ...
Где же вы видели, чтобы голодными были,
Люди, которые рвутся к богатству и власти !?

Так что давайте без лишней уже канители,
Готовьте надгробные речи, веночки и плиты !
Ангелы в небо опять, добровольно взлетели,
Демоны снова, временно сыты !!!
2014-11-27 10:44:36
Кто вам сказал, что спасение мира - работа,
Вас обманули - это давно, наказание !!!

Впечатлили.
Если жить по совести каждому, то нечего будет спасать.

Рифмы есть и удачные и не очень. Но стих интересен содержанием и своей экспрессией. Мне понравилось.
2014-11-27 11:02:19
Добрый день, Павел.
Вы прислали это стихо для обсуждения?
Если это так мы переместим его в раздел "Разминка"

Присылайте пожалуйста стихи в личку "Кейса" с пометкой раздела.
С уважением
2014-11-27 11:54:52
очень смешно !!!! ха-ха-ха...
2014-11-29 12:40:58
Организаторы урока.

Может бы вы немного на абзацы разбили, чтобы каждое правило бросалось в глаза в нужный момент, когда возникнет необходимость найти?

Если можно, конечно.
2014-11-18 13:47:16
Замечание принято)
Спасибо.
2014-11-20 05:51:21
Хи-хи... А у меня, видимо, с мыслеобразами проблема:))(о рифме я вообще молчу!)

Но...

Маяковский( адаптированный):)))))

Ведь для себя не важно

и то, что компьютерный

и то. что мысль - безпроводной мышкою.

Ночью хочется стон свой

Схоронить под мужскою...

подмышкою...

:))) Как-то так :)))
2014-11-18 00:17:07
2014-11-18 00:19:53
Текст полезный.

Вообще, теория — штука важная. Всем рекомендую время от времени возвращаться.

Соглашусь с Геннадием — рифма, конечно, важна, но ее оригинальность не самоцель и не должна быть притянута за уши. А еще соглашусь с его оппонентом в том, что при чтении лучших текстов “рифмы проскакивают на лету”. Хотя, небанальные рифмы и интересны сами по себе, к глагольным, в умеренном количестве, тоже отношусь спокойно. Когда-то встречала стихи очень хорошего качества исключительно с глагольной рифмой, но это изначально была техническая игра автора.

У меня только один вопрос: “А что, “вода-весна” это действительно рифма?”
2014-11-17 23:37:42
Увы, Алёна))
Так гласит поэтический словарь Квятковского...

БЕ́ДНАЯ РИ́ФМА — рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные: зову — иду, вблизи — земли, вода — дома. К категории Б. р. относятся также рифмуемые слова одной и той же грамматической формы (падежной или глагольной).
Примеры Б. р.:
Обходит волк вокруг гумна,
И если в поле тишина,
То даже слышны издали
Его тяжелые шаги.
(М. Лермонтов)
В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит, — молчит жена.
(Н. Некрасов)
Не жизни жаль с томительным
дыханьем,
Что жизнь и смерть!? А жаль того
огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет уходя.
(А. Фет)
2014-11-17 23:54:30
Я не спорила, я спрашивала
Как-то не задумывалась раньше. Наверное, мне бы хотелось рифмой называть что-то поточнее.
Сталкиваясь с подобными строками не воспринимала это, как рифму - просто, в некоторых случаях, оправдан и ее отсутствие.
Ну что же, буду знать...
2014-11-18 00:12:43
Алёна, "вода-весна" - это ранняя рифма, а "весенняя" - "цветение" - поздняя.
2014-11-18 13:37:17
2014-11-19 22:39:56
А еще, судя по аватарке, комплекс неполноценности Вам точно не грозит \r\n
2014-11-19 22:44:24
А я, Алёна, соглашусь с тобой, в том, что текст полезный! Даже очень!
Автор старался и у него получилось…
Более того, соглашусь и с тобой и с Геннадием относительно важности рифмы в конвенциональном стихосложении.
Скажу более: база рифм, которую создаёт Геннадий (как и любая иная база рифм) явление положительное поскольку кардинально влияет на уровень качества любого рифмуемого стиха. Но, прежде всего, разнообразие рифм коренным образом влияет на реализацию первоначального замысла поэта. Потому что в рифмуемом стихе именно омонимические эквиваленты рифмуемого слова определяют направление развития стихотворения, а соответственно смысловую близость либо отдалённость конечного смысла к изначальному замыслу.
Согласимся с тем, что бывает так: начинаешь стихотворение писать об одном, а заканчиваешь его несколько в стороне от задуманного смысла. Это явление - есть результатом того, что рифмовая зависимость увела содержание от задуманного. То есть имеющийся в голове автора набор рифмовых созвучий, образовавший некое семантическое поле, рамки, которого позволили ему не теряя логических связей продолжить изложение, - дал возможность автору нарисовать лишь такую, а не в точном соответствии с первоначальным замыслом смысловую картину. Поэтому если говорить о важности рифмы, то чем больше слов-претендентов на пару к рифмуемому слову, тем шире семантический диапазон раскрытия авторского замысла, тем больше шансов на воплощение этого замысла в изначальном виде.
_____***_____
А. Гетманец: «У меня только один вопрос: “А что, “вода-весна” это действительно рифма?»
*
Я понимаю, Алёнушка, всю риторичность твоего вопроса. Но если бы он стоял реально, то ответ на него можно было бы найти, лишь при формальном подходе. Формально рифма – это СОЗВУЧИЕ двух или нескольких слов. Разве в словах «водА» и «веснА» не созвучна буква «а»? Созвучна. Иное дело, что это созвучие последнего ударного слога не аранжировано предударными и постударными аллитерационными созвучиями, что делает созвучие одного «а» примитивным… Но примитивность, - обуславливает лишь вопрос о качестве рифмы, а не о её наличии.
2014-11-25 17:14:08
Ну, наконец-то расписали тему. Пишу в точных и не каюсь. Но регулярно слушаю "о скучности рифм". Рифма в стихе, на мой взгляд, атрибут, один из нескольких, отличающий стих от прозы, а не самоцель. Есть один момент, о котором мало кто думает. Стихи с богатой рифмой легче запоминаются читателями, такие стихи приятнее декламировать и они звучнее. Ну, не "одна на весь белый свет", стих портить из-за неё?



Доходит до абсурда. Глядишь на текст, точная рифма аж просится. Не, специально выкручивают на приблизительную чтоб коллеги не подняли насмех, мол, "глаголить изволите". Глаголы - огромная и одна из самых богатых частей речи, описывающая действие. Жизнь людей действия - в действиях, в глаголах. Так и пусть будут. Аж никак это не показатель слабости. В стихах есть составляющие посерьёзнее - смысл, ритм, строфа.
2014-11-17 22:53:36
УРРА! Да здравствуют глагольные рифмы! А то я ажно притихла, читаючи, ну думаю,каааак даст!
Геннадий, спасибо,а то им (глагольным) так достаётся.
2014-11-17 22:57:48
Я просто к тому, что рифмование в моей личной оценке уровня стиха, далеко не первая характеристика и не фетиш. С другой стороны я-то точно знаю, что писать в точных (богатых) рифмах сложнее, уже исходя из простой математической статистики. Приблизительных вариантов больше под рукой. Я знаю, что некто, если видит сейчас, скажет, что сужение возможностей до обязаловки использования точных обедняет стих и губит произведение. Я отвечу просто - это возможно, но приходится иногда часами стоять там, где любой другой, менее упрямый и щепетильный проскочит. Стою. Но это дело личное.
2014-11-17 23:08:12
Оди ругают на чрезмерную конкретность рифм "глаголить-изволить", другие за "маяковинки" типа "врезываясь-трезвость". Если рифма с "вывертом" мешает смыслу написанного, согласен, но варьировать хотя бы склонением существительных - разнообразить текст. Чем не то "вчера-вечера" или "витая-тая"? А если "торт-риторт (риторта во множественном числе)? Но это я скорее привожу размышления вслух, уж больно тема болезненная и навязщая в зубах как пишущих, так и критикующих. Здесь должна включаться разумность в употреблении оных, главное - не впадать в крайности. Если, при прочтении текста, он органично льётся, рифмы проскакиваешь на лету, не упираясь в них взглядом. Извините, Гена, за "белкодревость" (ту же навязчивую мысь (белку) на древе, а трактуют, как "мысль" и получается бессмыслица).
2014-11-17 23:16:22
Извините, у меня пошли нелепые описки и непопадалки по клавишам, за что приношу извинения.
2014-11-17 23:18:31
Альберт, у каждого свои слоники. Я для себя решил, что писать буду только в точных рифмах. Ну, вот я считаю, что искусство должно быть сложным. У меня есть на то причины. Я занимаюсь собственно процессом больше, чем самим продуктом, это исследование. Посему пишу только в классическом варианте, только с точными. Так надо для исследования.
Я стараюсь избегать тотального глаголанья, но приносить смысл в жертву не стану в данном конкретном месте.
Почему я так решил ещё? По отзывам читателей. Люди говорили очень часто, что стихи легко читаемые и хорошо запоминаются. В этом немалая заслуга использования точных рифм.
Для того, чтобы не стоять часами в ожидании "просветления в мозгах", имею в кармане миллиард вариантов рифм, каждый день эта цифра увеличивается.
2014-11-17 23:28:31
Я буквально - в базе моей миллиард точных рифм. В финале, по моим оценкам будет около двух миллиардов, связанных из двух миллионов слов.
2014-11-17 23:38:52
А что тут рецензировать, изложено тут всё правильно и по существу, это весьма полезная тема для начинающих, особенно для тех, которые и отвечают соответственно - Я так вижу!, я так слышу, я так пИшу!!, да ещё и похамят по дороге к славе, я уже молчу о знаках препинания.. С ув Ив.
2014-11-17 22:14:53
А и не надо рецензировать)
Просто присылайте в личку "Кейса" своё стихо на тему урока - с кольцевой рифмовкой. Будем искренне благодарны за участие и смелость.
С уважением
2014-11-17 22:18:39

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
+1

Страшная, мстившая женщина,
Хоть повод был, сделать зло.
Век, с нелюбовью повенчана,
Ведь на душе зла - клеймо!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-20 10:35:41
Лучший в мире месяц май!
Круглый год в Канарах рай.
Я ж пью кофе на балконе,
Ведь апрель ещё в законе!
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-20 10:27:20
Дуже гарно і незвично.
Рецензия от:
Всеволод
2024-04-20 10:27:15
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.