Автор: Тетяна Лавинюкова Тема:Свободная тема Опубликовано: 2015-11-17 20:55:54 Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
МЕТР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ
1) ЯМБ. водА-водА-водА-водА и т.д. пятистопный, шестистопный... (мой дЯ дя сА мых чЕст ных прА вил) 2) ХОРЕЙ. вОды-вОды-вОды-вОды и т.д. (бУря мглОю нЕбо крОет) Конечно, случаются пиррихии, но я их люблю.
Трёхсложные метры легко запомнить по трём поэтам серебряного века:
1) Амфибрахий. ГеОргий ивАнов ГеОргий ивАнов (олЕг усмехнУлся, однАко челО ...
2) Анапест. НиколАй ГумилЁв НиколАй ГумилЁв
За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. (Мандельштам)
3) Дактиль. Анна ах мАтова Анна ах МАтова ... (но это труднее, чем ГеОргий ИвАнов и НиколАй ГумилЁв, легче запомнить: вОдами- вОдами-ВОдами... (еду ли ночью по улице тёмной...) Некрасов
Я думала, это все знают.
История cоздания стихотворения:
ЯМБ, ХОРЕЙ, ДАКТИЛЬ (с помощью ВОДЫ всяческой знаю с детства) Про поэтов серебряного века прочитала в одной из книг Ирины Одоевцевой. Забыть это невозможно, особенно "амфибрахийного" Георгия ИвАнова. Анапест запомнила, что он НЕ Анна, а муж Анны. Картинку сделала сама.
0
0
Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 1207
Дорогая Танечка! Очень ценно и полезно то, что ты выложила! Вот и я прочитал, как и многие. Что сказать? Знание метрики стиха для поэта, как знание нот для певца. Но мы знаем массу примеров, когда человек от природы обладает певческим даром и поет совершенно, не зная нот. Так и поэты. Многие пишут свои стихи, не отдавая себе отчета, в каком они размере и с каким метрическим построением. Конечно, бесспорно, лучший вариант, когда поэт пишет стихи, обладая в совершенстве теорией. И твоя короткая лекция ценна, прежде всего, тем, что доходчива. И за это тебе спасибо! Это не стыдно, учиться! Каждому! Стыдно не хотеть учиться, не брать знания! А ты проявила еще и преподавательский талант!
С поклоном благодарности и любовью,
Юро, ти маєш абсолютну слушність: всієї цієї теорії можна і не знати. Якщо є дар від Бога, то поезія буде така, як треба. І рими ангели підкажуть з неба, а не у римовнику будеш їх шукати; і ритм буде, і метр. Це - тільки техніка. А головне у поезії - це почуття такту та смаку, без цього - ніякої поезії не вийде. Натхнення тобі! Нехай щастить!
Танечка!Спасибо! Вы думали, что это знают все - отнюдь...Но это популярная и достаточно простая для восприятия модель поможет и мне, и таким же, как я хотя бы понять, каким же метром мы пишем...От имени и без поручения портальских "знатоков": ещё раз ,СПАСИБО!
Галю, а ти не знаєш, куди це поділися рецензії на "нєтлєнку" автора В.П. "Послє войни всє дами умни"? Хтось же, здається, відгукнувся на той опус? Просто цікаво.
Танечка, рецензий было много,я их все читала, отвечала, эти несколько дней не просматривала,а сегодня обнаружила новую версию и отсутствие рецензий.
С уважением,
дякую Надю, але я знаю свої можливості,а працювати над поетикою ,
нема часу, Так, іноді кличе:напиши, то й пишу, так- би мовити, своєю розмовною мовою, як говорив мені один поет, "на рівні четвертого, п"ятого сласу"
всього найкращого
Честно говоря я в ямбах и хореях никогда не разбирался). Всегда пишу так, как пишется тот или иной стих. А что получается, пусть люди оценивают. Удачи Вам и всех благ! С теплом.
Ну а я пишу как пишется, а если хочу узнать размер, "накладываю" эти "трафаретки". Если "геОргий ивАнов геОргий ивАнов", значит четырёхстопный амфибрахий. Гласных никогда не считаю, ударений не проверяю - ритм во мне))))
И это прекрасно! Когда человека стараются загнать в какие-то рамки, это ограничивает его свободу в творчестве. Тут так - либо дано тебя писать стихи, либо нет.
Мне ямб с хореем снились до утра,
когда гулял по детству своему,
с дактилем шёл я "на ура"
наперекор тогда всему,
но никогда и мысли не держал,
что и теорию полощет всё вода,
желал всегда - нет, честно! - лишь желал,
чтобы струёй лилась моя строка.
Тебя, пытаясь ямбами увлечь,
Хореем угощал, но Амфибрахий
Потребовал: сними-ка руки с плечь,
Не-то, анапесты вставляя в речь,
На мелкий дактиль разорву рубаху.
Он знал, подлец, что я не Гумилёв,
Догадывался, ты - Лавинюкова,
И не чураясь града бранных слов,
Устроил сотрясение мозгов,
А мы смеялись: ну, и что такого?...
Оксаночко, я вже читала це у рецензії до іншого твору, тому чекала, що й мені це прийде. Коли придумається свій розмір, цікаво буде дізнатися: який він? Бажаю натхнення, тоді і теорія з практикою заодно.
Да, Танечка, у Бориса была та же тема. Дай, думаю, одним выстрелом двух зайцев! Пусть радуются... Ну, в смысле... Вы понимаете...
Важно, что экспромт исполнен честно и от души. Ну, скучно мне становится при прочтении теории.
Сплав чувств и разума в изысканной оправе-
Секрет поэзии науке не подвластен,
Размер эмоций, переполненный до края,
Как заповедь рифмующих династий.
Как-то так...
Зачем же "мэтра" измерять метрами?
Важно вчитаться в его произведение.
о
Без "шаха" только в шахматах не бывает "мата"? Ха-ха-ха!
Зачем рифма яркой мысли? А она жить и любить поможет?
Поэт прозы жизни в любви больше, чем поэт? Соглашался?
Любите женщин, поэты, мы бы без них давно бы вымерли.
А тебе, кем бы ты не был, нужно перед дамой извиниться.
Ты должен себе признаться: тебя самого не устраивает то,
В кого ты сам собой порой превращаешься рядом со мной.
о
Некто оскорбил уважаемую талантливую женщину-поэта?
Да! Что бы ты сделала оказавшись на её месте в поэзии?
Хорошие примеры, Татьяна!
)))))
Однако после бесконечных споров тут с одним претенциозным и упёртым товарищем я понял, как важно для понимания размеров иметь в виду такой элемент, как ПИРРИХИЙ. Это безударная стопа. Скажем, в ямбическом стихе это двудольная стопа, где ОБА СЛОГА безударны. В трехдольных размерах это стопа, где все три слога безударны. Продолжим Ваш пример из Онегина.
Он уважать себя заставил ----> -- -! -! -! -
Первую стопу здесь надлежит воспринимать как пиррихий. Иначе (хотя и произносится) надо читать : он-У ва-жАть.
И далее:
И лучше выдумать не смог.----> -! -! -- -!
Здесь третья стопа - пиррихий. Ибо если её считать ямбической, то вышло бы, что у слова выдумать два ударения : вЫ- ду-мАть. :-)
В. Симоновский: "я понял, как важно для понимания размеров иметь в виду такой элемент, как ПИРРИХИЙ. Это безударная стопа. Скажем, в ямбическом стихе это двудольная стопа, где ОБА СЛОГА безударны. В трехдольных размерах это стопа, где все три слога безударны."
---
Стихосложение состоит не из одних пиррихиев.
Наверное, есть смысл Вам объяснить, что в трёхсложных размерах пиррихиев не бывает.
Арию.
1."Ещё стоит объяснить, что трёхсложных размеров тоже не бывает." ----> похоже, Вы нетвёрдо владеете терминологией теории стихосложения. В кн. Г.Шенгели. Техника стиха. : 2.Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест). (начиная со стр.47)
2."есть смысл Вам объяснить, что в трёхсложных размерах пиррихиев не бывает."---> в трехдольных размерах тоже бывают безударные стопы, называемые
трибрахиями. Пример (Шенгели, стр.48):
Рать поднимается !-- !--
Неисчислимая --- !--
Это пример двустопного дактиля с безударной стопой во второй строке.
3."есть смысл Вам объяснить" ----> думаю, от таких оборотов надлежит воздерживаться.
Мне абсолютно не надо рассказывать о трёхсложной ударной стопе. И тем более не надо приводить примеры. Я ещё раз Вам говорю о том, что в трёхсложных метрах безударные стопы есть, но ПИРРИХИЕВ НЕТ! А ТРИБРХИИ есть! Это к вопросу о владении терминологией.
Что касается Вашего примера с Шенгели, то в приведенном Вами случае (и не только в приведенном Вами случае) Георгий Аркадьевич был небрежен, назвав метр размером. Размер является частной реализацией метра и измеряется не в слогах, а в стопах. В слогах измеряется метр. К примеру, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трёхстопного и т. д. размера.
В.С.: ""есть смысл Вам объяснить" ----> думаю, от таких оборотов надлежит воздерживаться."
Я подумаю... Возможно заменю то, от чего Вы предлагаете воздержаться чем-либо вроде "технарь-зануда". ИМХО, стоит задуматься и Вам. Отношение к Вам как к старшему по возрасту не может быть почтительным безусловно. Для себя давно уяснил, что повесить ярлык на оппонента и рассчитывать не получить в ответ по носу, - как правило бывает утопичным.
Добродушен лишь теми, кто добродушен со мной.
Шенгели был не небрежен, а просто в те времена была ТАКАЯ терминология, ТАК было договорено обозначать виды стихов по характеру стоп. Теперь по-иному...
Ну, ладно. На этом поставим точку. Ибо Ваши фразы свидетельствуют о том, что Вы ставите себя в позицию поучающего. А я этого не переношу. Тем более, что все эти нехитрые элементы теории стихосложения - вещи довольно простенькие, что тут много рассусоливать.
Собиралась вчера зайти... но так и не добралась до твоей странички. ))
Весёлые шпаргалки!.. И картинка замечательная!!! Увидела знакомые обложки - у меня есть много книг, как раз, из этой серии.
... А вот делать такие коллажи я совсем не умею. Ты просто умничка, Танюш!
ЗдОрово! Ведь так и в учебниках по литературе написать надо, все молодые поэты станут на порядок толковее)) А то вот мне уже сложно это учить, в голове в основном медицинская терминология. Спасибо, заберу, буду вникать)
Я думала, Яна Яна, что это из старого словаря иностранных слов... Сейчас нашла словарь (страшно сказать, какого года), посмотрела, но там этого не (про ямб, хорей, анапест). Тогда откуда? Понятия не имею.
Сокольнику, дякую за таку емоційну відозву!!! Скажімо, у Вашій з Ірою дуелі обидва твори "вкладаються" у шаблон НиколАй ГумилЁв, отже, це анапест. Ви навмисне так домовилися?
Любонько! Мені здається, коли пишеш вірш, зазвичай не ставиш собі метою написати його, скажімо, чотиристопним амфібрахієм. Пишеш як Бог на душу посилає. Проте буває цікаво перевірити, що ж воно вийшло? Або читаєш чийсь вірш і хочеш визначити розмір... Отоді "геОргій івАнов" стане у пригоді
У одних голова на
двери,
И ученье про мертвого
плотника
Разжигает страсти
внутри,
Не понять им простого
работника,
Восхищённого с фузом
гитарой...(...)
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.