О жизни, о свободе, о любви...

Автор: Галина Грайская
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2015-04-04 23:10:34

Духовно-нравственный аспект здоровья

Здоровье из древности причислялось к тем земным благам, к которому
человек наиболее равнодушен, пока оно есть, и страшно его жаждет, когда
оно исчезает. Само по себе здоровье является средством, создающим
возможности для полноты жизни. Купаясь в радостях, которые может
предоставить жизнь жизнелюбивому и полному сил человеку, он не
помышляет о здоровье, а просто использует его, часто расточительно и
бездумно. И только когда возможности жить полной жизнью постепенно
начинают уменьшаться и то, что давалось раньше легко, начинает
требовать преодоления боли и телесной слабости, тогда человек начинает
задумываться о здоровье. К здоровью в полной мере можно отнести
поговорку: “Имеешь – не ценишь, потеряешь – плачешь”. И “плач” при
утрате здоровья возникает не только от физических мук и страданий, но и
от того, что вынужденно сужается сфера жизнедеятельности, дававшая
полноту бытия.

Естественно, человек хочет восстановить свое прежнее состояние и
отношение к жизни, и здоровье как ценность получает пальму первенства,
поскольку становится понятно, что “девять десятых нашего счастья
зависит от здоровья”, как утверждал Шопенгауэр, не будучи
оригинальным. Итак, если возможность наслаждаться многообразием
жизни есть счастье, а ограничение этих возможностей есть меньшее или
большее несчастье, то здоровье действительно является необходимой
предпосылкой счастливой и полноценной жизни.

Восприятие болезней и страданий как несчастья и неприятности так
типично и естественно для массового сознания, что мысли
противоположные с первого взгляда воспринимаются как весьма
необычные и оригинальные. Например, Н.В. Гоголь утверждал: “О! как
нужны нам недуги! Из множества польз, которые я уже извлек из них,
скажу вам только одну: ныне, каков я ни есть, но я все же стал лучше,
нежели был прежде; не будь этих недугов, я бы задумал, что стал уже
таким, каким следует мне быть” [Н.В. Гоголь, Духовная проза, М. , 1992, с.
51].

Идея очистительной и совершенствующей роли болезней и страданий
имеет длинную историю до Н.В. Гоголя, и во многих древних писаниях
звучит мысль: “Болезни и страдания не будут отняты от людей, пока люди
не изменятся”.

Мы имеем две противоположные точки зрения на проблему здоровья.
Первая из них связывает с утратой здоровья и приходящими страданиями
несчастную жизнь, поскольку ограничиваются возможности получения
удовольствий и наслаждений, вторая видит в приходящих к человеку
страданиях указание на несовершенство его собственного образа жизни,
мышления, отношений, желаний, устремлений. Апологеты первой точки
зрения озабочены восстановлением здоровья, чтобы продолжать жить, как
и прежде, защитники второй хотят изменить себя и свою жизнь так, чтобы
не создавать причин, вызывающих неприятные следствия. Первые
уповают на медицину и “чудеса” новейших медтехнологий, вторые
мечтают открыть в природе человека возможности, защищающие его от
болезней.

В конце прошлого века возникла наука, получившая название
“валеология” (от лат. valeo – здравствовать, быть здоровым), предметом
которой стал здоровый человек и здоровый образ жизни. Валеологию
интересовало здоровье не в узком смысле, как психосоматическое
состояние с определенными физиологическими параметрами и
адекватными психическими реакциями, а в широком, как состояние,
позволяющее жить гармоничной, счастливой, творческой жизнью.
Поэтому, естественно, к валеологии проявляли интерес не только врачи,
но, в большей мере, педагоги, психологи и философы [Сухина В.Ф.,
Островерхова Г.И. “Философские основания валеологии”]. Валеология
оказалась на пересечении всех наук, изучающих человека, а сама
категория здоровье приобрела философское содержание, поскольку
здоровье, понимаемое в широком смысле, имеет непосредственную связь с
глобальными философскими проблемами осмысления человеческого бытия,
цели и назначения человеческой жизни.

Понять проблему здоровья, не выйдя за пределы этой проблемы,
невозможно. Здоровье – дар, теряемый очень быстро, если жизнь не
наполнена смыслом, дающим радость бытия. Болезненное состояние
нашего общества, рост преступности, наркомании, алкоголизма,
самоубийств, углубляющиеся деградационные процессы являются
следствием того, что огромное количество людей ощущают
бессмысленность своей жизни. Это проблема не только нашего общества.
Можно утверждать на основании исследований, проводимых и у нас в
стране, и за рубежом, что отсутствие смысла жизни ведет к фрустрации и
экзистенциальному вакууму, которые создают почву для неврозов,
психических растройств и суицида [Франкл В. Человек в поисках смысла,
М., 1990]. И наоборот, обнаружение в жизни смысла развивает в человеке
мощные жизненные силы, влияющие, кроме всего прочего, и на
улучшение здоровья. Сегодня проблема здоровья в значительной степени
является проблемой смысла жизни.
Здесь речь идет не только и не столько о физическом здоровье, с годами
неизбежно угасающим в силу смертности телесной природы человека, но о
душевном и духовном здоровье, которое может с годами накапливаться и
создавать основу мудрости, способную компенсировать многие утраты,
если только старость не пришла внезапно, оставив желания наслаждаться,
но отобрав возможности. Леонардо да Винчи, обращаясь к юношам,
призывал еще в юности помнить о том, что пищей старости является
мудрость, а потому в юности следует вести себя так, чтобы к старости не
остаться без пищи. Старость тела неизбежна, но в каком состоянии
окажется сознание человека, достигшего преклонных лет, зависит от всей
его жизни. Старость, осененная мудростью и осмысленным опытом жизни,
действительно вызывает почтение и уважение, а не только сострадание и
сочувствие.

Воспитание целостного отношения к жизни как к пути от рождения до
смерти, который нужно пройти достойно, посвящая жизнь развитию
разума, воли, различению добра и зла и устремленности к добротворчеству,
нам представляется главной целью, или сверхцелью воспитательного
процесса. Только целостное отношение к жизни может создать основу для
душевного спокойствия и творческого, радостного труда. Воспитание
должно идти впереди образования, иначе невозможно будет избежать
горьких плодов образования, которые возвышают людей
интеллектуальных, но безнравственных, давая им возможность влиять на
сознание масс людей и тем самым отягощать свой жизненный путь, каким
бы блестящим не казался он поверхностному наблюдателю.

Воспитание – это питание души здоровой пищей, всем возвышенным и
благородным, то есть раскрытие и развитие высшей природы человека, его
истинной человеческой сути. Все проявления низшей природы человека
есть свидетельство болезненного состояния души, которые раньше или
позже проявятся физическими страданиями и болезнями.

В древности происхождение болезней связывали со злыми духами, которые
в силу присущей им злобности всячески старались навредить роду
человеческому. В период средневековья возникновение болезней тоже
считали кознями дьявола. “Вот в чем не может быть сомнения, – это в том,
что чума, лихорадка и другие опасные болезни – не что иное, как дело рук
дьявола”, – говорил Мартин Лютер [Мечников И. И. Этюды о природе
человека, М., 1913, с. 134].

Православная христианская традиция телесные мучения и страдания тоже
связывала с демоническими силами, однако их действие проявляется в том,
что эти демонические силы, или страсти, захватывая душу человека,
толкают его на неправедные деяния, которые и приводят к страданиям. И
страдания эти есть благо для души, поскольку способствуют ее очищению
от демонических сил. Если же человеку, охваченному страстями, удается
каким-то образом избегать страданий, то тем вернее губит он свою душу,
чем дольше предается страстям.

В “Добротолюбии”, пятитомном издании одного из наиболее
распространенных христианских памятников, называется восемь главных
страстей, или врагов человеческих: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев,
печаль, уныние, тщеславие и гордость [Д., т. 2, с. 16]. Они подразделяются
на два рода – имеющие естественное происхождение, связанное с
телесной природой человека, как, например, чревоугодие и похоть,
которые питают и услаждают тело; ко второму роду относятся страсти,
исходящие из душевных склонностей, которые питают и услаждают душу,
вернее, низшую ее часть, действуя разрушительно и на тело. Эти восемь
главных страстей, как утверждает Писание, иссушают весь род
человеческий, заставляя его болеть, стадать и скорбеть. Под ними есть еще
многочисленное войско подчиненных им страстей и страстишек, которые
можно свести к главным, как к родовым. Эти страсти нападают на человека
не одинаковым образом. Они учитывают слабости и наклонности каждого и
к каждому находят подход. Цель же всех их одна – поработить душу
человека, чтобы не допустить ее очищения и уподобления Христу, к чему
призывал Иисус из Назарета.

Страсти, приводящие к телесным пресыщениям, наиболее очевидно
связаны с телесными страданиями и болезнями, поэтому от них, как
считали Святые Отцы, проще избавиться, поскольку само тело начинает
бояться пресыщений. Впрочем, если в душе остается пагубная страсть, то
она доводит человека до полного телесного разрушения. Поэтому
избавление от всех страстей требует врачевания души. В отношении
первых двух страстей признаком здоровой души является чувсто
соизмеримости, дающее телу все необходимое для жизни, но не
допускающее пресыщения. Если же допускается пресыщение яствами, то
ум человека становится шатким и колеблющимся, его покидают чистые и
непорочные помышления, и появляется близкий друг пресыщенного чрева
– плотская похоть. Православные Отцы утверждают, что разрушение
Содома и Гоморы было вызвано пресыщением чрева, “поелику чрезъ такое
насыщеніе хлъбомъ они разжены были неугасимымъ жаромъ похоти
плотской, то по суду Божію были с неба пожжены сърным огнем” [Д., т. 2,
с. 22].

Современному человеку такая связь явлений кажется, мягко говоря, не
очевидной, но относительно собственных проблем со здоровьем,
возникающих вследствие невоздержанности, мало кто имеет сомнения,
разве что только вступающий на тропу пресыщений, и не успевший еще
пожать следствия. Фармакопея, предлагающая сегодня большой перечень
средств, блокирующих последствия обжорства и сексуальной
невоздержанности, очевидно, не имеет претензии на исцеление души от
порочных страстей, но болезненное состояние души не может не
проявиться телесными страданиями, как бы не изощрялась медицина.
Венерические заболевания, возникшие вследствие невоздержанности и
развращенности, еще в прошлом веке медицина научилась почти
полностью излечивать, однако сам порок никуда не исчез, и появление
гораздо более грозного СПИДа еще раз подтвердило древнюю мысль о
невозможности исцеления тела без врачевания души.

Итак, чревоугодие и похоть, имея корни в болезненном состоянии души,
приводят, как правило, к очевидным телесным болезням. Следующие
четыре порока – сребролюбие, гнев, печаль, уныние – проявляются уже
как психосоматические растройства; они возникают не так быстро и не так
очевидны. В мировой литературе есть много образов, иллюстрирующих
патологическое состояние сребролюбца, доведшего свою страсть к деньгам
до крайней уродливой формы. Интересно, что скупцы, как правило, не
подвержены ни чревоугодию, ни похоти. Человек, заболевший
сребролюбием, одержим страстью преумножения богатства, и для него
деньги становятся объектом поклонения, как для иных десерт или
женщины. Страсть к деньгам может быть и не связана непосредственно с
какими-то телесными болезнями, как обжорство и похоть, но она
неизбежно приводит человека к таким поступкам, следствием которых
становятся страдания.

Гнев, не только в христианстве, но и в буддизме, относится к проявлениям
душевной болезни, ввергающей человека в многочисленные несчастья.
Кто не сдерживает пробудившийся гнев, тот подобен возничему, не
способному управлять своей колесницей, неизбежно катящейся в
пропасть. Гнев лишает человека здравомыслия и не дает возможности
действовать целесообразно и адекватно ситуации. “Когда в гневе
открывается рот, то закрываются глаза разума”, – говорит индийская
мудрость. Гнев – это яд человеческого сердца. Все его большие или
меньшие проявления, будь то злоба, ненависть, неприязнь, раздражение,
отвращение отравляют душу человека и, как утверждает медицина еще со
времен Асклепия, приводят к многообразным телесным растройствам.
Причем гнев не оправдывается неприятностью какого-либо явления или
человека, он есть проявление болезни собственной души, которая не знает
терпения и великодушия. И гнев, и ненависть, как известно, не
побеждают зло, а лишь усиливают его.

Относительно печали и уныния в современной медицине накоплено
достаточно знаний, чтобы утверждать взаимную связь многочисленных
физиологических и психических растройств с угнетенным состоянием
психики. Угнетенное состояние психики может возникать по разным
причинам, можно назвать огромное количество качеств, присущих низшей
природе человека, проявление которых неизбежно приводит его к
большим или меньшим физическим или душевным страданиям. В
“Бхагавадгите”, одной из книг грандиозного эпоса древней Индии –
“Махабхарате”, перечислены качества демонической природы,
оскверняющие душу человека и неизбежно приводящие к страданиям.
Назовем некоторые из них: злоба, зависть, жадность, лень, высокомерие,
жестокость, похоть, обжорство, грубость, спесь, уныние, печаль,
самомнение, ложь, неискренность, лицемерие, наглость, бесстыдство,
властность, хитрость, насилие, опрометчивость, ложное знание.

Еще две страсти, на которые указывает “Добротолюбие”, – тщеславие и
гордость – имеют отношение к болезням человеческого духа. Тщеславие
предполагает стремление к тщетной, напрасной, мимолетной славе,
которая рассеивается в тот же момент, когда человек достигает ее пика,
“плоды ее при самом вкушении превращаются в прах”. Гордость, или
точнее, гордыня – это самый жестокий и неукротимый зверь, с особенной
свирепостью нападающий на тех, кто достиг успехов в преодолении
собственных слабостей и пороков. Украшенный преимуществами над
другими людьми, он попадает в плен иллюзии собственного величия и
становится подвержен страшной разрушительной силе, способной свести
на нет все его былые достижения.

В мифологии и Священных Писаниях есть примеры падших героев и
ангелов, причиной падения которых стала именно гордыня. Сам Люцифер,
ангел, получивший свое имя за восхитительность блеска и красоты,
которыми он владел, пал жертвой собственной гордыни и был низвергнут
из высших ангельских чинов в преисподнюю, поскольку, посчитав себя
равным Богу, более не имел нужды в дальнейшем совершенствовании, и
тем самым разрушил великую лестницу восхождения. Так и человек, став
рабом самовозвеличивания, перестает реально оценивать самого себя. Он
забывает о том, что никто не может достичь предела совершенствования и
чистоты, и обрекает себя на духовное падение, поскольку характеристикой
духа человеческого является вечное стремление к совершенству.

Говоря о здоровье человека как о ценности, мы хотели акцентировать
внимание на приоритете душевного здоровья перед физическим,
поскольку последнее существенно зависит от душевного, и потому забота о
физическом здоровье как таковом представляется делом не таким важным
и значительным, как принято считать, в отличие от душевного здоровья,
требующего заботливого взращивания и укрепления.

Успехи медицины, без сомнения, во многих случаях позволяют “тушить
пожар”, зажженный болезнью в человеческом теле, но до глубинных
истоков болезни, которые часто коренятся в душе, медицина сегодня
добраться не в силах, она пока и не ставит перед собою таких задач.
Поэтому, когда минздрав, заботясь о здоровье населения, предупреждает
об опасности секса без специальных средств безопасности, уместно
предупредить об опасности секса без глубокого многогранного чувства
влечения и притяжения между людьми, называемого любовью.

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 476

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Снова улыбаюмь, Алексей!+++ !!!
Рецензия от:
Эдуард Неганов
2024-03-29 12:52:42
Дякую, Ирина! Чувство полёта Вы чудесно передали для тех кто не летал и скорее всего уже никогда не полетит на самолёте. Я помню мой первый полёт на так называемом в народе "кукурузнике". Мне тогда досталось место рядом с пилотом (он был один) и я в свои восемнадцать лет радовался полёту! Несколько воздушных ям на меня не повлияли, но многие пассажиры использовали пакеты(их тошнило) . я был увлечён и глядел на показания приборов на паннели управления! Полтара часа полёта пролетели как несколько минут.
Рецензия от:
Эдуард Неганов
2024-03-29 12:44:19
Незважаючи на ситуацію , що сталася за час війни, в вашій ніжній та ємній душевного тепла,ДУШІ стільки любові до природи, що вона охоплює все навколишнє середовище. І це цікаво відтворено у вашому творі! Дякую !
Рецензия от:
Артур Сивий
2024-03-29 12:18:29
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.