О жизни, о свободе, о любви...

Автор: Галина Грайская
Тема:Философская проза
Опубликовано: 2015-11-19 17:27:39
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Философия и философия (ко Всемирному дню философии)

В современном обществе бурлит философская жизнь, если судить по количеству философских факультетов,
философских кафедр, специализированных советов по защите диссертаций, проводимым конференциям и
симпозиумам. И, тем не менее, можно утверждать, что философия сегодня не является той
мировоззренческой силой, которая способна влиять на жизнь общества, вести его по пути духовного
прогресса, побуждая к поиску путей «правильной жизни, правильного мышления, правильных отношений»,
создавать тот общественный и личный идеал, который может вдохновить человека на тернистом пути от
рождения до смерти.

Но именно этого требует от философии общество, обеспокоенное многочисленными проблемами и
противоречиями, мечущееся между рационализмом, «обожествляющим» научное познание и отрицающим
даже очевидность, не вписывающуюся в рациональную схему, и иррационализмом, доходящим порою до
тертуллиановского «сredo, quia absurdum». Расположившаяся на «ничейной земле» между наукой и религией
философия сегодня нуждается в жизненных силах, которые оживят ее почву и позволят взрастить плод
осмысленного бытия, плод, который способен утолить голод обыденного сознания. Для этого философия
должна расположиться на пересечении тех благодатных угодий науки и религии, которые рождают не
мертвый плод умствования или слепой веры в религиозные догмы, а реальное познание жизни.

Может ли философия на это претендовать? Какой концептуальной мощью должна обладать она, чтобы быть
движущей силой, формирующей сознание каждого индивида и всего общества в направлении
жизнеутверждающих целей и смыслов?

Подобная претензия философии сродни претензии на способность «зло отличать от добра», но именно на это
должна она претендовать, если берется за решение вопроса о сущности и смысле человеческого бытия. Если
же она признается в бессилии постичь сущность добра и оправдывает сведение его к пользе или выгоде, то
вряд ли уместно будет помнить о ее царственном происхождении, если она сама удовлетворяется участью
прислуги, не только не способной придать человеческой жизни достойный смысл, а напротив, релятивистски-
утилитарно считая достойным всякий смысл жизни.

Относительно же аристократического происхождения философии как духовно-интеллектуального явления,
утверждающей, прежде всего, необходимость очищения от порочности, свойственной человеческой природе,
нет никаких сомнений. Как нет и сомнений относительно того, что Пифагор и Платон, заложившие
фундамент величественного здания философии, сами являли тип аристократической личности не только по
происхождению, но, что гораздо значимее, по состоянию сознания, которое характеризуется наличием
внутренней силы разумности и справедливости, неуничтожимой «ни скорбью, ни страхом, ни страстью и
вообще ничем из подобных едких средств».

Неудивительно, что сегодня философское знание, приобщение к которому отнюдь не требует «обуздания
худшего в себе», знание, которое вообще индифферентно к душевным свойствам познающего субъекта,
больше характеризуется шириной, чем глубиной. Овладевающий им расширяет и совершенствует свой
интеллектуальный потенциал, свои аналитические способности (что, конечно же, небесполезно), но отнюдь
не становится ни мудрее, ни справедливее. Вместе с тем древние философские системы настоятельно
указывали на необходимость нравственного преобразования на пути постижения высших знаний о мире и
человеке. Эти знания могут открыться лишь «святым, благим, чистым и милосердным», «алчные же,
корыстолюбивые, гневливые, завистливые и лживые» не могут приобщиться к ним, их интеллектуальные
усилия окажутся тщетными.

Итак, приобщение к философским глубинам требует нравственного самосовершенствования, не из прихоти, а
по необходимости, возможно по той же необходимости, что связана «с теснотой пути и узостью врат»,
ведущими в Царство Божие, которое – как знать? – может оказаться Царством Философии. Это положение
должно стать аксиомой, тем фундаментом обновляющегося здания философии, без которого все
строительные работы, как бы тщательно, продуманно и изящно ни проводились, явят лишь замок на песке.

Впрочем, Платон весьма основательно и аргументированно доказывал, что нравственность есть необходимое
условие мудрости, счастья и истинного блага. Правда, его доказательство строилось на другой аксиоме – на
не вызывавшей ни малейшего сомнения истине о бессмертии индивидуальной человеческой души как
истинной сущности человека, облекающейся периодически в различные телесные оболочки, чтобы от жизни к
жизни получать и накапливать опыт познания добра и зла и вечно стремиться к постижению «божественного
и человеческого в их целокупности».

Может ли принять современная философия эту аксиому? Обыденному сознанию это сделать гораздо легче,
поскольку оно готово утешаться верой, не анализируя ее причастность к истине. Науке это сделать труднее,
но философия это сделать должна, ибо маленькая уступка вере в бесконечную эволюцию индивидуального
человеческого сознания открывает огромные перспективы исследования человеческой жизни как бесконечно
определенной временной функции, стремящейся к Великому пределу самопознания и богопознания.

Платон, утверждая бессмертие человеческой души, опирался не на веру, которая, вообще говоря, может быть
далека от достоверности, а на совершенно очевидное для него знание, знание Разума. Более того, знание о
бессмертии человеческой души свидетельствует о той степени развития Разума, которая позволяет
воспринимать идею бессмертия непосредственно, как истинно сущее. Рассудок, в отличие от Разума, это
знание отвергает, а если и допускает, то требует доказательств, подобных геометрическим. Таким образом,
рассудок и Разум так же соотносятся между собою «как мир подлунный и мир звездный», как конечное с
бесконечным, предельное с беспредельным; рассудку причастны все люди, а Разуму – лишь малая горстка
людей. Вот этих людей, которые причастны Разуму, Платон называл Философами.

Нет необходимости укорять сегодняшнюю философию, выступающую в качестве системы научного знания, в
распространении иных критериев причисления образованных индивидов к лику философов. Достаточно,
может быть, понять принципиальное отличие между философией и Философией, первая из которых ведет к
диплому, вторая – к познанию, первая совершенствует интеллект, вторая – Разум, первая открывает
возможность движения по социальной лестнице, вторая – по лестнице Познания Добра и зла, Справедливости
и Мудрости. Можно ли надеяться отыскать пути преодоления пропасти между философией и Философией? Во
всяком случае, если все еще иметь надежду на возможность увидеть когда-нибудь берег истины в бушующем
море мнений и страстей, то необходимо повернуть изящный в своей формальной логичности, но бесплодный
в обретении Истины корабль современной философии к маяку, оставленному Платоном, который не отделял
философию от духовно-нравственного совершенствования. Оно для него составляло саму суть философии.

Изначальное определение философии как любви к мудрости сегодня  воспринимается больше как
метафорическое, чем смыслосодержательное, поскольку совершенно неопределенным является объект любви
и критерии, позволяющие выносить суждение о том, что познающий и действующий субъект действительно
любит объект. Вместе с тем любовь к мудрости вовсе не несет в себе претензию на владение мудростью. Она
предполагает, что человек более всего на свете ценит мудрость и всю свою жизнь посвящает поискам ее.
Явление таких субъектов в истории философии, к счастью, существует, хотя и весьма редкое, поскольку этот
самый поиск мудрости, как утверждал Платон, требует огромного труда, размеренного образа жизни,
высочайшей нравственности, искренности, скромности, неподкупности, независимости суждений и прочих
признаков благородства.

Такие качества в современном обществе теоретически все еще ценимы, но практически мало востребованы, а
современная философия не берет на себя труд и смелость убедить человечество в их непреходящей и ни с
чем не сравнимой ценности, поскольку сама в этом сомневается. Это сомнение, отчасти, является следствием
постмодернистского влияния на философское и массовое сознание, под натиском которого философия стала
стесняться разговоров о сущности человека, боясь обвинений в сущностном редукционизме и категорически
выступая против любого сужения человеческой сущности.

Нигилистические тенденции постмодернистского отношения к поискам человеческой сущности, объявление
войны всякому ограничению, умалению или осуждению любого из многообразия всех человеческих
проявлений поставили современного человека в положение существа, которое ничуть не смущается низостью
своих устремлений, примитивностью желаний и убогостью чувств.

В желании «открыть просторы человеку в его сущностно бесконечном движении» и не ограничивать любые
его порывы ярлыками добра или зла, современная философия благословила ползание человека по
бесконечной плоскости удовлетворения желаний и страстей, забыв о существовании движения вверх, о
котором она твердила со времен Пифагора, убеждая человека в необходимости продвижения по пути
познания и проявления истинно человеческой сущности.

Современному человеку трудно внимать голосам, слабо звучащим из седой древности и напоминающим ему,
что он есть венец природы, но не по текущему состоянию своего сознания, а по существующей в нем в
потенции возможности перехода на совсем иную ступень эволюции, где вопросы иметь или быть, быть или
казаться превращаются в анахронизмы, поскольку истинно человеческая сущность проявляет себя, когда
освобождается от алчности, лживости, корысти, зависти, самовозвеличивания, жажды власти и всех прочих
атрибутов нынешнего Homo Sapiens.

Может быть, сегодня подобная сентенция выглядит наивно, как мечтания Кампанеллы, но у современного
человека нет другого выхода, кроме как уверовать в свое потенциальное благородство и устремиться к
поискам его. В противном случае, его ждет участь двуногого животного, которое с восторгом восхваляет и
воспевает свое открытое болото, как самую совершенную среду обитания с неограниченным изобилием тины,
мошек, пиявок и всего прочего, в чем «нормальный человек нужду имеет», а саму возможность и способность
отлавливать для себя наиболее привлекательных обитателей этой среды называет свободой и разумом.

Проблема неправильных наименований сегодня стоит не менее остро, чем во времена Платона, поскольку
рассудочная интеллектуальность, развившаяся в полной мере у современного человека, позволяет ему без
особого труда начинить словесные формы честность, справедливость, моральность, свобода, демократия
произвольным содержанием, соответствующим его рассудочно-потребительскому сознанию. Именно
способность рассудка выдавать себя за разум составляет основную проблему современного человека и
современного человечества, поскольку блокирует рождение в человеке потребности в развитии разума, место
которого занял интеллектуальный рассудок, и, подобно лицедею, мастерски убеждает зрителя в своей
справедливости, моральности, демократичности, мудрости и приверженности высоким идеалам.

К. Поппер увидел в Платоне политического идеолога, ущемлявшего разум и свободу, но не разглядел в его
наследии великую правду о свободе и разуме, которые рождаются в человеке лишь в результате обуздания
самого себя и никогда не могут быть достоянием рассудочно-потребительского отношения к жизни, которое
как раз и делает человека изобретательным рабом, озабоченным лишь тем, как бы удовлетворить свое вечно
вожделеющее начало.

«Полностью осознать себя как человека – значит осознать, что… каждый несет в себе весь человеческий
смысл, он свят так же, как и грешен», – говорил Э. Фромм. Однако свят он in potentia, а греховен in natura.
“Греховная” сущность человека проявлена во впечатляющем многообразии. Проявляясь в различных формах
в разнообразных условиях человеческого существования, она оказывается довольно глубоко понятой и
познанной психологией, педагогикой, индивидуальной и социальной психопатологией, криминалистикой и
другими науками, изучающими человеческие проявления, что рождает пессимистические прогнозы
относительно будущего человека и человечества.

Относительно же святости человека нам почти ничего не известно. Тем более, а сегодня, когда причисление к
лику почти святых для человека предприимчивого может оказаться не совсем фантастической идеей, и в его
голову может постучаться смелая мысль – «а чем я хуже?!»

Фальшь и мелочность навязываемых современным миром ценностей заставляет философию, которая,
несмотря ни на что, все еще помнит о величии былых идей, вновь ставить вопрос о сущности человека, в
надежде, что в интересах самого человека уверовать в собственное благородство и бросить вызов миру,
который обожествляет низость и ничтожность человеческой природы, называя многообразие ее проявлений
личной свободой.

Современная цивилизация сможет выжить, если откажется как от фанатичного, так и от формального
поклонения Великим, но вместо поклонения начнет вникать в идею эволюции человеческого сознания, или
идею Пути, которую они провозглашали.

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 463

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Перетворення оригінального тексту вірша на пісню для стороннього спостерігача та автора тексту схоже на магію. Якщо пісня потрапить у ротацію на радіо, аудиторія 14 плюс буде в захваті. Вітаю, аранжування пісні зроблена на цілком зрілому рівні.

Оценки по стихотворению:
Ритм: 5
Размер: 5
Рифма: 5
Метафоричность и целостность образов: 5
Эмоциональное воздействие: 5
Глубина мысли и точность логики: 5
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-23 18:41:11
Всему своё время
Рецензия от:
Сколибог Олег
2024-04-23 17:47:46
В очах водограй



Світанок – лелека… Дарунок спроможним
Кохатися вщент, в ойкуменах душі.
Трембітною дагой* – чі зважиться кожен,
Щоб струм мурахами гасав по труні

Величності – мрійте… То жар саламандри,
Олтар піднебесся – прелюдія дня,
Де виклики ваблять життя. Тиї мандри
У прірві буденності – ні! Колія –

У подих щемливий троянди – відчути
В очах водограй – подарунок Землі.
Де лине за обрій, в пісенне Славутич
Й зігріти все в серці, що в грудях тремтить.
Дага* - кінжал мілосердя
Рецензия от:
Сколибог Олег
2024-04-23 17:34:41
На форуме обсуждают
Мне любая музыка нравится если это музыка, а не какафония. (...)
Рецензия от:
Мишигас
2024-04-22 10:30:06
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.