Автор: Николай Ничипорук
Тема:Философская проза
Опубликовано: 2018-04-17 18:53:06
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Искусственный интеллект
Я прочёл только одну книгу по искусственному интеллекту.
Этого очень мало, чтобы считать себя знатоком в этой области.
Но мне пришлось немного пообщаться со знатоками и к моим
знаниям кое-что прибавилось. А было это так: Один сотрудник
НИИУВМ, в котором работал и я, имел хобби – занимался
искусственным интеллектом. Он настойчиво искал себе
единомышленников, ездил во время отпуска по разным
городам и беседовал с разными людьми. Однажды в читальном
зале библиотеки в городе Черновцы он встретил такого же
фаната. Они пришли к мнению, что искусственный интеллект
должен разговаривать на искуственном языке эсперанто. Мой
товарищ языком эсперанто не владел, и я стал его
переводчиком. Все письма, которые он посылал, я переводил
на эсперанто, а которые он получал – на русский.
Отсюда я почерпнул некоторые сведения об искусственном
интеллекте. В те времена, когда я работал программистом,
компьютеры были ещё первобытными. Диски вмещали ещё
килобайты, а не мегабайты. Но программное обеспечение мы
создали уже приличное. У нас уже было с десяток
алгоритмических языков. Был макрогенератор, который
преобразовывал любую символьную информацию в любую
другую символьную. Конечно, для каждого такого
преобразования нужно было написать соответствующий макрос
(макроопределение). Была возможность писать bat-файлы и
тем самым управлять работой операционной системы.
Макрогенератор мог создавать и программы, и bat-файлы, и
модули операционной системы, и макросы для управления
самим собой. Таким образом, одним макросом можно было
задать компьютеру работу на целый день, а может быть и на
века. Достаточно ли такого программного обеспечения для
создания искусственного интеллекта?
Моё мнение. Его было бы достаточно, если бы человек мог всё
предусмотреть, но в этом случае человек должен превзойти
самого себя. А как превзойти самого себя? Нужно
подвергнуться эволюции. Нужно менять своё мнение,
намерение, возможности случайным образом и отдавать себя
на суд окружающей среде, то есть иметь отрицательную
обратную связь с окружающей средой, которая будет глушить
неудачные изменения.
Такой же способностью нужно наделить, создаваемый
искусственный интеллект. Но в этом случае придётся долго
ждать, пока он пройдёт долгий путь эволюции. Окружающая
среда для искусственного интеллекта должна включать в себя
человеческое общество, чтобы оно подавляло в нём развитие
агрессивности.
Все живые существа отображают в себе мир аналоговым
способом, хотя нервная система содержит в себе элементы
дискретности (нейроны). Если Вы выйдете на трибуну,
предстанете перед залом, где полно народу, а среди них,
знакомый Вам человек, Вы его узнаете мгновенно. Чем
объяснить это быстродействие нашего мозга? Ведь сигналы
распространяются по нервным волокнам со скоростью 2 метра
в секунду, а не со скоростью света (как в электронных схемах).
Компьютеру пришлось бы просканировать каждое лицо,
уравнять их масштабы изображения и сравнить с образцом, не
смотря на его скорость, времени было бы затрачено на много
больше. Когда я ещё учился, тогда кроме цифровых ЭВМ
существовали и аналоговые. Академик В. А. Лазарян, который
читал нам лекции по теории упругости и колебаний,
категорически отрицал использование цифровых ЭВМ.
Аналоговая машина могла решать сорок уравнений с сорока
неизвестными в реальном масштабе времени, а цифровая
тратила на эту работу много дней, а то и недель. С тех пор и
объём памяти, и тактовая частота выросли на много порядков.
Был бы Лазарян жив, он бы использовал теперь цифровые
компьютеры.
В чём же секрет быстродействия нашего медленного мозга?
Если искусный художник по детски нарисует картинку: точка,
точка, два кружочка, носик, ротик, оборотик, то в этой
картинке мы узнаем знакомого человека. Сразу понятно, что
наш мозг не вникает в каждый пиксель картинки. Он картинку
разлагает на пространственные гармоники, а недостающие
гармоники дорисовывает сам, те гармоники, которые в его
памяти есть в комплекте с воспринятой гармоникой. Таким
образом, одна гармоника может служить ассоциативным
признаком для распознавания предмета. В этом восприятии
могут быть и сбои – мы, например, палку можем принять за
змею и наоборот. Такое восприятие образов присуще не только
человеку, но и всему живому, например, насекомые
обманывают птиц, принимая удачные позы.
Не только глаза разлагают образы на гармоники, но и уши
разлагают звуки на гармоники. Если пискливая женщина и
басовитый мужчина произносят звук «у» то в обоих случаях мы
слышим именно «у», а не «о» или какой-нибудь другой звук. В
чём же идентичность произношения этого звука на разных
частотах? Ответ: в обоих произношениях присутствует одна и
та же гармоника, а другие гармоники несут дополнительную
информацию.
Память у всех живых существ ассоциативная. Достаточно им
предоставить ассоциативный признак, как за ним потянется
много информации. Мы в своё время пытались создать
программы работы с информацией организованной так, как
бут-то она записана в ассоциативной памяти. Особенно это
касалось баз данных. Но много ли мы могли придумать
ассоциативных признаков? Искали слова по кодовому
расстоянию, по остаточным классам (по остаткам от деления на
какой-нибудь набор простых чисел), но все эти признаки не
совпадали с практическими потребностями.
Однажды мне пришлось увидеть удивительное явление. У меня
во дворе росло несколько деревьев. Два из них были на
расстоянии более десяти метров. В отслоившейся коре одного
из этих двух деревьев жили муравьи – у другого была спилена
ветка и на ней тоже отслоилась кора. Когда первое дерево
засохло, муравьи «решили» переселиться во второе. Я вышел
во двор и увидел узкую чёрную ленту, четыре сантиметра
ширенной, ровную, будто прочерченную под линейку от дерева
до дерева. Это шли муравьи от засохшего дерева к живому. Я
был изумлён. Возникла у меня масса вопросов: Кто-то один из
них нашёл новое место обитания? Кто определил момент
поиска нового места? Тот, кто нашёл, как он об этом всем
поведал? Как указал дорогу? От кого и как поступил сигнал
всем отправиться на новое место? И вообще, кто обеспечил
синхронизацию всех действий? То, что я видел, это был явно
коллективный интеллект. В одной козявке не могло уместиться
столько нейронов, чтобы обеспечить ей такое сложное
мышление. Я полагаю, что каждая козявка играет роль
отдельного нейрона, а между ними связи наподобие синапсов.
Примитивное мышление, а тем более интеллект, это особый
вид информации. Это информация, которая существует в
динамике, является отражением (моделью) окружающей среды,
которая всё время изменяется, стремясь, стать всё более
точной моделью среды.
Я хочу показать разницу между естественным интеллектом и
искусственным. Они устроены принципиально по-разному. Всё
увиденное, услышанное, воспринятое на ощупь или ещё каким-
нибудь способом отображается в мозгу человека в виде
комбинации возбуждённых и заторможенных нейронов. Эта
комбинация является моделью (образом), например,
увиденного предмета. Но окрасив возбуждённые нейроны, мы
не увидим в получившейся фигуре отображённого предмета. В
чём же тогда их (предмета и отображения) сходство? А
сходство в том, что и предмет, и его отображение разлагаются
на одни и те же гармоники. Разберём это явление на примере
восприятия звука.
Звук – это колебания определённой формы. Разложим эти
колебания в ряд Фурье. Получим целую серию синусоидальных
кривых (синусоид). Каждая синусоида характеризуется тремя
параметрами: частотой колебаний, величиной амплитуды и
угловым сдвигом относительно главной гармоники. Изменим у
каждой гармоники (синусоиды) величину сдвига и сложим
снова эти гармоники. Получим совершенно другие по форме
колебания, которые, однако, разлагаются снова на те же
гармоники. Меняя сдвиги можно получить множество
разнообразных по форме колебаний, но ухо всех их воспримет
как один и тот, же звук. Подбирая различные сдвиги гармоник,
можно найти такие, с которыми сумма гармоник даёт не
кривую, а серию прямоугольных импульсов с промежутками
между ними. Серию импульсов легко записать в двоичном коде
(импульсу соответствует единица – промежутку ноль).
Динамик, получая эту серию импульсов, производит звук,
который наше ухо, разлагая на гармоники, воспринимает, как
исходный звук из которого была получена серия импульсов. По
этому принципу была создана программа воспроизведения
звука по тексту. Так же глазом воспринимаются образы,
разница лишь в том, что не звук разлагается на гармоники, а
образ разлагается на пространственные гармоники.
Человек воспринимает информацию по многим каналам. Вся
принятая информация отображается в мозгу комплексно, как
единое целое, но так чтобы не испортить друг друга. Каждая
компонента этого единого целого служит ассоциативным
признаком друг дружке.
Отображение воспринятой информации находится в динамике и
тем самым всё время видоизменяет отображённый предмет,
экстраполирует его вид на будущий момент времени и
исправляет возникшее несоответствие. Если учесть, что этот
процесс одинаков и для воспринятого глазами, ушами и для
образов составленных словесно, то это и есть мышление. В
этом процессе очень важное явление – забывание. Забыть
неправильные мысли это то же самое, что умереть неудачно
мутированному организму в процессе эволюционного развития.
Таким образом, естественный интеллект спонтанно
развивается, самосовершенствуется.
Искусственный интеллект реализован в виде древовидного
алгоритма. Он представляет собой систему узлов, от которых
отходят ветви. В узлах находятся разнообразные программы,
по кодам, завершения которых происходит ветвление на ту или
иную ветвь, выходящую из узла. Так же целесообразный
переход из узла в узел происходит по сигналам принятым из
окружающей среды. Дерево, это очень удачная находка
программистов. С помощью древовидного алгоритма можно
задать любое поведение искусственному интеллекту. Но
программы в узлы должен вставить человек. Если
искусственный интеллект умеет составлять для себя программы
по словесному описанию, то это дела не меняет, всё равно ему
человек (учитель) должен рассказать, какую и как нужно
составить программу. Самостоятельно искусственный интеллект
не может пойти дальше учителя.
Вот упрощённый путь сочинения стихов искусственным
интеллектом: 1) Найти в базе данных как можно больше фраз
равноценных по смыслу заданной фразе. 2) Найти среди них
такие, которые имеют нужные стопы и размер, или становятся
такими при перестановке слов. 3) Найти среди найденных фраз
такие, которые заканчиваются слогами пригодными для рифмы.
Для выполнения каждого из этих пунктов нужно проделать
много поисков и сравнений. Каков критерий совпадения
смыслов? А естественному интеллекту в этом помогают
ассоциации. Ассоциации возникают не в связи со смыслом, а в
связи с тем, что они встречаются рядом или одновременно. В
этом секрет гиперсвязей, которые используются при
составлении стихов и, которые не реализованы в
искусственном интеллекте.
История cоздания стихотворения:
Эти рассуждения я составил как комментарий к работе Геннадия
Дегтярёва, а теперь решил оформить как самостоятельную
работу.
Душевно откликнулось,
дорогая Жанетта! С теплом души к твоей душе, |
Рецензия от: Елена Максимова 2024-03-29 08:55:12 |
Один, услышав,
утвердился... Другой, напротив, обозлился,- Их, к сожаленью, большинство... Иисус собрать детей стремился, А сатана над Ним глумился, Распространяя ложь и зло!.. Так и сегодня происходит. Не научился мир любви!.. Святую Истину находит Душою кроткий в эти дни! |
Рецензия от: Василий Омельченко 2024-03-29 07:39:50 |
Просто чудово! До чого ж мальовнично, з великим почуттям описана звичайна, на перший погляд, подорож! Нових вражень і добрих пригод! |
Рецензия от: Владимир Рудов 2024-03-29 06:50:33 |
Іде вуйко Хрещатиком
- Приїжджа людина. Запитує у зустрічних: - А котра година? Перехожі пробiгають, Позиркують скоса. Той рук(...) |
Рецензия от: Омельницька Ірина 2024-03-25 09:59:39 |
Коли забув ти рідну мову
— яка б та мова не була — ти втратив корінь і основу, ти обчухрав себе дотла. Коли в дорогу ти збирався, каз(...) |
Рецензия от: Омельницька Ірина 2024-03-25 08:29:11 |