Паталаха Всеволод

Автор: Всеволод
Тема:Ироническая проза
Опубликовано: 2018-07-17 20:51:58
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Царь-Отец и царь-Сын. Исторический очерк. Часть вторая.

                              Внутренняя политика. Церковные реформы.
     При Алексее Михайловиче выявилось огромное количество ошибок в церковных
книгах вследствие частых переписываний полуграмотными писцами и отличие многих
церковных правил от византийских ( констянтинопольских). Например, весь
православный мир крестился тремя пальцами и только у русских был особый путь.
     Царь пригласил украинских грамотеев, знающих древнегреческий. С их помощью
выправили накопившиеся ошибки. Начался раскол – нововведения не всем пришлись по
душе. Но даже раскольникам не приходило в голову считать царя Антихристом!
Заблуждающимся грешником – да. Но на роль Антихриста у них был патриарх Никон.
     Царь тоже невзлюбил Никона и отстранил его от церковной власти. Но отменить
Патриаршество ему и в голову не пришло. Хотя формальный повод был (можно было
убрать патриарха и патриаршество одновременно).
     В отличие от Алексея Михайловича, которого (как и Михаила Романова) выдвинул на
трон Земский собор, а патриарх только освятил его решение, Петр Первый был обязан
троном патриарху. Ибо тот во младенчество оного отказался помазать царевну Софью на
царство. Если бы он это сделал – не видать Петру трона!
     И как же расплатился с Церковью император Петр за столь высокую услугу? Сначала
подорвал ее авторитет с помощью Всепьянейших соборов, затем отменил патриаршество
вообще, сделав себя главой Церкви. Поскольку новый глава в открытую совершал
сатанинские обряды на Всепьянейших соборах, таким образом с его легкой руки Церковь
впервые возглавил сатанист.
     Подрыв авторитета Церкви, начатый императором, через 200 лет привел к тому, что
когда большевики начали ее истреблять, народ за нее не заступился. В Польше,
Чехословакии, Венгрии и так далее верующие поддержали своих священнослужителей и
власти оставили свои Церкви в покое, выбив их них обещание невмешательства в
политику.

                                           Внутренняя политика. Просвещение.
     Алексей Тишайший принял власть в абсолютно безграмотном государстве. Его
подданные даже таблицы умножения (изобретенной еще в древние времена Пифагором)
не знали, поэтому для умножения пользовались приемами Древнего Египта. Цифры
писали буквами, над которыми ставили «титло» - чтобы число не спутали со словом.
Буквы описывали числа вплоть до тысячи (как древнеримские знаки – самый наибольший
знак М равен тысяче). Написать таким образом с помощью букв числа в сотни тысяч и
выше было невозможно. О вражеских ухищрениях типа косинуса, дробей простых и
десятичных, икса в кубе и тому подобное речь вообще не шла. Такое же жуткое
отставание было во всех отраслях знаний.
     Нелюбовь ко всему иностранному вела к тому, что Просвещение нужно было начинать
с приучения высших кругов населения к постижению элементарных знаний. Иначе мог
вспыхнуть новый бунт. Поэтому царь приглашал украинцев и белорусов, знакомых с
азами западных знаний, знающих арабские цифры, таблицу умножения, латынь и
древнегреческий, кто такой Архимед и так далее (они постигли это у поляков).
Фундамент грядущего Просвещения был заложен и Петр его начал.
     Но беда в том, что в его Просвещение влились так называемые Всепьянейшие и
Всешутейшие соборы. Подробно о них можно найти множество статей в Инете по
соответствующей ссылке. Я выбрал отрывки из одной из них:

Это был «Сумасброднейший, всепьянейший всешутейший Собор» — так официально и
полностью называлось это учреждение. Когда он был основан, точно не могу сказать, но
во всяком случае — задолго до того, как Нарышкины пришли к власти. Даже в наши
просвещенные, невероятно прогрессивные времена не одна бровь поднимется, если
мальчик лет 14—15 захочет собрать компанию под таким названием.
Всепьянейший же собор был не просто компашкой… Это была многолетняя игра со своими
правилами и законами. Если «потешные» баталии незаметно переросли в военные
походы и отмерли, то Всепьянейший собор сохранялся до самой смерти царя Петра.
В этом клубе Петр тоже имел скромный чин — дьякона, а главой его сделался Никита
Зотов — «Всешумнейший и всешутейший отец Иоаникит, пресбургский, кокуйский и
всеяузский патриарх», называемый еще «князь–папой».
Собор был своего рода «общественной организацией» и имел даже свой устав. Этот устав
написал лично Пётр, и читатель не ошибется, предположив — это был очень длинный и
невероятно подробный документ. В уставе подробнейшим образом определены чины
Собора и способы избрания «князь–папы» и рукоположения всех чинов пьяной иерархии.
Да, рукоположения! Собор полностью воспроизводил всю церковную иерархию и все
церковные обряды.
Главное требование устава было просто: «быть пьяным во все дни и не ложиться трезвым
спать никогда». Ну и требование подчиняться иерархии собора — его 12 кардиналам,
епископам, архимандритам, иереям, диаконам, протодиаконам. Все они носили клички,
«которые никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати» (Ключевский
В.О. Русская история. Полный курс лекций. Т. 2. Ростов–на–Дону, 2000. С. 495). Были и
«всешутейшие матери–архиерейши и игуменьи». Все облачения всех чинов, все
молитвословия и песнопения, весь порядок «службы Бахусу и Ивашке Хмельницкому» и
«честного обхождения с крепкими напитками» прописывались самым подробным образом.
Паскудства, творимые Петром и его сподвижниками, вполне подобны всему, что
выделывали члены «Союза воинствующих безбожников» в 1920–е годы. И с черепами на
палках бегали, и матом орали в церкви, и блевали на алтарь, и… Впрочем, описаниями
диких кощунств Всепьянейшего собора можно заполнять целые книги, только стоит ли?
Вроде бы уже и так все ясно.
Трезвых, как страшных грешников, торжественно отлучали от всех кабаков в
государстве. Мудрствующих еретиков–борцов с пьянством предавали анафеме.
В общем, собор был откровенной и до крайности похабной пародией на Церковь и на ее
обряды, а некоторые обряды собора таковы, что в это трудно поверить. При вступлении в
собор нового члена, его спрашивали: «Пиеши ли?» — в точности как в древней церкви
новичка спрашивали: «Веруеши ли?»
Когда новопринимаемый отвечал: «Пью», его хватали люди, одетые в вывернутую
наизнанку одежду, с масками кошек и свиней на лицах или с зачерненными сажей
физиономиями, тащили его к винной бочке.
Никита Зотов, пьяный, естественно, в дупель, восседал на этой бочке, с «крестом»,
сделанным из двух табачных трубок, в одежде монаха, но с прорезью на заднем месте. В
другой руке он держал сырое яйцо вместо державы.
— Благослови, отче!
Тот дико матерился и «благословлял» — махал «крестом», отпихивал ногой и бил о темя
«посвящаемого» сырым куриным яйцом, чтобы разбившееся яйцо стекало по лицу.
Налетали прочие, так сказать, рядовые участники собора. С мяуканьем, воплями,
ржанием, топотом, визгом волокли человека — упаивать до морока, до рвоты.

Уже в 1690—1691 годах на святках члены собора ездили Христа славить по всей Москве.
Компания человек в 200 на нескольких десятках саней, в которые запряжены свиньи,
собаки, козлы, быки, ездила из дома в дом, с вечера и до утра. На передних санях —
любимый учитель Петра, Никита Зотов (между прочим, в слове «любимый» я не заложил
ни одной капли иронии — Пётр и правда его очень любил), в усмерть пьяный «князь–
папа», размахивая жезлом и в жестяной митре на голове. За ним ехали одетые в шляпы
из лыка, в кулях мочальных, в разноцветных кафтанах, украшенных кошачьими лапками
и беличьими хвостами, в соломенных сапогах и так далее.
Компания вламывалась в дома и везде требовала вина и водки, разбредалась по дому в
поисках еды, выпивки и «приключений» разного рода: обрывали юбки прислуге, а то и
дочерям хозяина, выпивали все, что находили. В общем, вели себя по старой армейской
поговорке: «пить все, что горит, вступать в интимные отношения со всем, что
шевелится».
Высказывались предположения и о том, что Петр использовал пьянство как способ
развязывать языки окружающим. Якобы он был очень здоров, пьянел медленно, и
остальные собутыльники, напившись, высказывали все, что у них было на душе.
Возможно, Петр и правда такой способ использовал. О Ф.Ю. Ромодановском это известно
совершенно точно — Фёдор Юрьевич зазывал к себе и напаивал «до изумления» гостей,
разузнавая таким образом их мысли и их отношение к тому или иному.
Но, во–первых, пользу этого способа выяснять настроения подданных Петр постиг очень
не сразу, лишь через много лет после того, как Всешутейший собор не просыхал уже
многие годы.
Во–вторых, при чем тут, простите, здоровье?! Способность много пить не пьянея
свидетельствует исключительно о том, что печень алкоголика уже подверглась первым
изменениям. Здоровый человек — это как раз тот, кто пьянеет резко и сразу, даже от
небольших доз алкоголя. В странах с питейной традицией человека с подросткового
возраста готовят к тому, чтобы он «умел пить», — и мы с вами, увы, практически
поголовно в какой–то степени больные люди. Тот же, кто выдудливает «поллитру» и
потом танцует вместе с Зотовым, не более здоров, чем наркоман, вводящий себе в вену
100 смертельных доз героина.
Петр — очень, очень больной человек. В числе прочего больной алкоголизмом. В 1698
году английский епископ Бекетт отметил, что Петр старается победить в себе «страсть к
вину» — то есть зависимость от алкоголя. Такое поведение не характерно для бытовых
пьяниц, пьющих потому, что это доставляет им удовольствие. Попытки разорвать
унизительную зависимость от алкоголя характерны для тех, кто чувствует, что уже не
может не пить — вне зависимости от получаемого удовольствия. Но если алкоголь уже
стал частью обмена веществ в организме, речь идет уже не о дурной привычке, а о
болезни, и притом о тяжелом заболевании, которое разлагает личность алкоголика, и
избавиться от заболевания трудно.
       При дворе Петра запойное пьянство вообще считалось чем–то вроде правила
хорошего тона. Отказ от пьянства рассматривался чуть ли не как государственное
преступление. По свидетельству епископа Солсберри Джилберта Бернета, Петр даже в
Англии собственноручно гнал и очищал водку (английский епископ называл её «бренди»,
но самогонный аппарат описывал с завидной точностью).
         Алкоголизм — это важнейший из клубов Петра. Тот клуб, которому он сохранял
верность всю жизнь. Неизвестно ни одного назначения на сколько–нибудь значимую
должность, ни одного пожалования, сделанного Петром человеку, который совсем бы не
участвовал в ритуале петровского пьянства.
В сущности, что высмеивал, над чем глумился Петр во Всепьянейшем соборе?
Православную церковь, несомненно! Но ведь и не только её. Величая Ф.Ю.
Ромодановского «королем», «государем», «вашим пресветлым царским величеством», а
себя «всегдашним вашим рабом и холопом», «холопом вашим Piter'oм», а то и попросту
«Петрушкой Алексеевым», Петр ведь высмеивал и свою собственную власть. Ставил на
посмешище то самое государство, которому истово служил сам и служить которому
заставлял всех своих подданных.
И это заставляет задавать вопрос — от чего же срывался в запойное пьянство царь? От
чего он убегал в стакан с сивухой? Почему он высмеивал, делал предметом шутовства
собственную власть и собственное положение в обществе?
И вот тут я рискну дать ответ… вернее, вариант ответа, который может вызвать разные
эмоции у читателей… А кто вам сказал, что Петр Алексеевич хотел быть царем?! Вопрос
кажется каким–то даже диким; тем более после того, как перед читателем проходит
целая вереница людей, способных на что угодно, в том числе на преступление, лишь бы
посидеть на троне или хотя бы постоять возле него. Но ведь из этого не следует, что
ВСЯКИЙ человек, в том числе и всякий, родившийся в царской семье, непременно этого
хочет.
Алексею Михайловичу быть царем явно нравилось. Петру Алексеевичу с той же
определенностью — НЕ нравилось. Ему не хотелось встречать в Грановитой палате послов
иностранных государств, «сидеть» с боярами, принимать ответственные решения, жить в
торжественной пышности, имеющей обратную сторону — принятие ответственности за
всю страну, за судьбу войны и мира, за настоящее и будущее Московии.
Не говоря ни о чем другом, он слишком был не готов ко всему этому. Слишком дикий и
маловоспитанный, чтобы чувствовать себя естественно в обществе иностранных послов,
слишком невежественный для принятия судьбоносных решений, слишком не
подготовленный к «роли» правителя, царя, он естественным образом убегал из
действительности, где ему отводилась только эта роль. Убегал туда, где его роль
«Петрушки Алексеева», рядового «бомбардира», «протодиакона» или «шкипера»
соответствует его уровню компетенции, знаний, общей культуры. Может, он и хотел быть
не царем, а рядовым бомбардиром? Может, потому даже в Германии и Голландии он
пытался копировать не образ жизни владетельных князей, а матросов и младших
офицеров, средних слоев мещанства? Может, потому и сборища его придворных больше
похожи на пирушки ремесленников, чем на чинные собрания царедворцев?
А злое высмеивание того винограда, что оказался Петру «зелен», и создало похабные
пародии на Церковь и на властную структуру. Может быть, кстати, от того же и нелюбовь
Петра к представителям старинных родов, к людям умным, компетентным и
образованным?
https://www.e-reading.club/chapter.php/139105/11/Burovskiii_-_Petr_Pervyii_-
_proklyatyii_imperator.html


      Обратим внимание читателя на то обстоятельство, что Петр Первый назначал на
государственные должности только участников Всепьянейших соборов. Министрами и
прочими высокопоставленными чиновниками становились люди, певшие на этих соборах
молитвы вперемешку с матами, славящие Бахуса ( как и все языческие боги,
считавшегося демоном, который выдавал себя за бога, обманывая людей), срывающие
юбки со всего женского, что попадалось на глаза в состоянии подпития … Проще говоря,
он приводил к власти ПОДЛЕЦОВ, БЕЗБОЖНИКОВ И ПРИСПОСОБЛЕНЦЕВ. Император
умер, а они остались. Привели к власти себе подобных . Те – подобных себе. Произошла
ВЕКОВАЯ МОРАЛЬНАЯ ДЕГРАДАЦИЯ ЧИНОВНИЧЬЕГО АППАРАТА.
     И так до сего времени – «царь» хороший, «бояре» плохие.

                                            Итог.
          Алексей Михайлович россиянами забыт как незначительный, бездарный правитель.
Не каждый житель России вспомнит, кто это такой. Ему нет памятников или других знаков
уважения.
      А вот Петра Алексеевича Романова помнят, уважают и чтят почти все россияне.
Выводы делайте сами.

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 160

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Дуже вміло відтворені почуття та образи. Гарний стиль та рітмика. Фортуни та оптимізму!
Рецензия от:
Азинелло
2024-03-29 01:44:52
Это стихотворение написано очень заботливой и сильной мамой, звучит, как молитва, в ярких лучах добра и надежды, а какая энергетика! Спасибо, Людмила! С уважением!
Рецензия от:
Михаэль Шон
2024-03-28 23:31:35
Спасибо, Александр! Добру - быть! И мир не за горами...
Рецензия от:
Ирина Венжега
2024-03-28 21:35:44
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.