Паталаха Всеволод

Автор: Всеволод
Тема:Историческая проза
Опубликовано: 2020-04-17 17:57:02
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Екатерина Вторая как источник украинского сепаратизма

Екатерина Вторая как источник украинского сепаратизма
                                           1. Предисловие
В родители Бог мне послал украинского парня и русскую женщину,
я люблю их и благодарю за право жить на этом свете.
       Называя себя иногда в шутку  "Полуэльфом", имея в жилах
кровь двух народов, я могу смотреть на сегодняшнюю их рознь и
спорные факты их общей истории как бы с двух сторон сразу: моя
украинская и русская половинки вступают в горячий спор с друг
другом, приходя в итоге к общим иногда весьма неожиданным
выводам.
       Например, спор двух половинок души, в котором украинская ее
часть восхваляла Степана Бандеру, а российская - его поливала
грязью, привел к следующему:
1. Бандера жил в век радикалов (Ленин, Сталин, Гитлер, Че Гевара,
Пол Пот и так далее) и сам был исповедовавшим идеи террора
радикалом За организованные ним теракты он получил
пожизненное заключение решением польского суда. Пакт
Молотова-Рибентроппа и вызванная ним Вторая Мировая
освободили его из тюрьмы (у поляков не было
сталинского зверства расстреливать заключенных при подходе
врага).
2. Сложно сказать, как правил бы Украиной радикал Бандера, если
бы получил власть. Возможно, слава Богу, что он ее не получил. Но
История его возлюбила - не дала власти, но дала в противники двух
наистрашнейших тиранов его времени - Гитлера и Сталина. И он
вошел в историю как борец с этими страшными тиранами и их
режимами. Его террористическое убийство сделало из него еще и
жертву тирании.
3. Но в итоге Бандера своих врагов победил: Третьего рейха и
сталинского СССР нет, а независимая Украина, за которую он
боролся, есть! И ее создание частично заслуга воспитанных на его
идеях жителей Западной Украины.
4. А как человека, Бандеру жалко: его ближайших родственников
по мужской линии истребили Сталин и Гитлер только за то, что они
были родственниками главы ОУН. (см. Википедию). Его сестер за то
же приняли сталинские тюрьмы и пожизненная ссылка в Сибирь.
Советская власть могла по своим законам преследовать самого пана
Степана, а сестер-то зачем? Чтобы из него еще и страдальца за
правду сделать?
     Но сей опус посвящен не моему двойственному видению роли
пана Степана Бандеры в истории, а прочтению работы Николая
Ульянова
,,Происхождение украинского сепаратизма". Во время чтения
русская половинка ехидно улыбалась и говорила украинской:
смотри, термин
"украина" выдумали поляки в начале девятнадцатого века, чтобы
русский народ разделить. Украинская не менее ехидно спрашивала:
,,Тогда почему голландский гравер Гондиус, сделавший портрет-
гравюру Хмельницкого в 1651 году, подписал ее "Войска
Запорожского старший, Войны Холопской и Восстания Казаков
Зачинатель и Крестьян украинских вождь"? Почему термин   
"Украина" встречается в гетманских
документах семнадцатого-восемнадцатого столетий, песнях Маруси
Чурай, стихотворении, которое приписывается Ивану Мазепе и не
только там?
     Споры шли жаркие по каждой главе. Единственно в чем сошлись
обе стороны, это в резко отрицательной оценке главы,
посвященной творчеству Т. Шевченко: ,,Или автор лжет, или мы с
ним разного Шевченко читали. Как можно было написать, что его
абсолютно не интересовала судьба крепостного люда, из которого
он сам вышел?"

             А вот под забором
             Ребенок опухший, ободранный, мрет,
             А мама пшеницу на барщине жнет!

( здесь и далее перевод мой. Прости, Тарас, если получилось
плохо)
Или вот знаменитое:

              Возвеличу
              Рабов ограбленных, немых.
              Я крепкой стражей возле них
              Поставлю Слово...

Напоминаю, что в то время крепостное право часто, не кривя
душой, просто называли рабством. И Пушкин, и Чаадаев, и Герцен
...И, естественно, Шевченко.
     Неправдивы обвинения Н. Ульянова в адрес Кобзаря в
чрезмерной идеализации казачества. Оная встречается только в
ранней поэме  "Гайдамаки". Далее встречаем разноплановые
оценки поэтом казачества, в том числе:
  
                               ...Все ваши Бруты
              Рабы, холопы, сметь Москвы.
              Варшавский мусор ваши паны,
              Ясновельможные гетманы...

Проще говоря, до высокой планки с надписью "Творчество Т.
Шевченко" Ульянов даже не дотянулся, не то, чтоб
перепрыгнуть. И от злости намусорил под планкой.
    Но вот работа господина Ульянова прочитана. Украинская
половинка задумчиво вопрошает:
     - Допустим, пойдем на поводу у автора и примем, что идеи
украинского сепаратизма-национализма были привнесены извне.
Но вот вопрос - эти семена не могли прорасти в неготовой к их
восприятию почве! Были доброхоты, которые внушали донским
казакам, что они не есть русские, а есть отдельная донская нация.
Среди казаков были известные последователи-пропагандисты этой
идеи (например, атаман Краснов), но в массы она не пошла, была
им чужеродна. А потомки казаков украинских  идею об отдельной
нации приняли. Кто подготовил их чубатые головы к такому
идейному повороту "прочь от России?"
     И тут неожиданный вывод: Украину к восприятию идей
сепаратизма подготовила политика русских императоров и
императриц. В первую очередь политика Екатерины Второй.
                                
                                 2. О чем умолчал господин Ульянов.
     Оценке деятельности казачества автор посвятил несколько глав.
Она резко отрицательная: бандиты-грабители, вскормленные Диким
полем, получают власть над Украиной во времена Богдана
Хмельницкого и занимаются ее грабежом. Упразднение казачества
Екатериной Второй положило конец этому позорному явлению и
положение населения Гетманщины от сего решения не ухудшилось.
     Что ж, в истории французского дворянства была
Варфоломеевская ночь и длительная межусобная религиозная
война. В истории дворянства Священной Римской империи была
религиозная война. Шляхта, король и олигархи Речи Посполитой
доправились до того, что какой-то чигиринский сотник поставил на
уши их большую  "сырьевую суперимперию"...
     В истории России была целая куча тиранов, один другого
страшнее. А казачья старшина доруководилась до Руины. Что явно
не делает ей чести. Вполне солидарен я с автором, когда он
описывает коррупцию и жажду наживы казачьей старшины. Но,
упершись в живописание негативных черт гетманских
администраций, автор забыл совершенно о
рядовых казаках. Кто они, что они, их процент от населения, места
расселения, способ прокорма в мирное время совершенно не
описан.
     Восполним пробел. Казачество появилось в ответ на
необходимость отражать набеги крымских татар. Крымское войско
было народным ополчением - каждый крымец умел обращаться с
оружием и был военнообязан.
Против столь многочисленного врага предки нынешних украинцев
выставили свое народное ополчение - казачество. От татар оно
отличалось тем, что составляло треть всего населения или половину
сельского населения Гетманщины. Жили казаки в основном в селах,
в мирное время были землепашцами, в военное - воинами. Казачий
полковник одновременно командовал казачьим полком и
администрировал территорию, на которой жили его казаки
(управляя и всем остальным населением этой
территории). Проще говоря, он был военным губернатором, что
было оправдано ввиду постоянной угрозы очередного татарского
налета.
     Будучи участниками Руины, рядовые казаки сами же от нее и
страдали: горели их дома, они теряли семьи и имущество, гибли в
боях...Поэтому между рядовыми казаками и старшиной была
определенная неприязнь, а в чубатые головы не раз приходила
мысль: ,,А не было бы лучше, если бы царь упразднил Гетманщину
и руководил нами сам, без гетмана и полковников?" Царская
администрация умело пользовалась этим обстоятельством,
постепенно ограничивая права и возможности гетманской
администрации.
     Но вот Екатерине Второй приходит в голову идея Гетманщину
вообще упразднить, этот край под свое управление взять, его
жителям то, что они русские, внушить и остатки "самостийности" из
голов выбить. Как достигала бы этих целей умная правительница?
    Она освободила бы казаков, как в свое время дворян, от
обязательной воинской службы, сохранив за ними личную
свободу. Вместо полковых школ, в которых казачьи дети учились
"неправильному малороссийскому наречию", открыла бы школы с
учителями-великороссами, которые учили бы юных казачат
русскому языку, а также убеждению, что их  "мова" - диалект. И
дело бы пошло!
     Но Екатерина имела общую черту с казачьей старшиной - в
первую очередь думала о денежной выгоде. Она закрывает
полковые школы, ничего не открыв взамен, а казаков превращает
либо в рабов государства (государственных крестьян), либо в рабов
частных лиц-помещиков. Кровь, пролитая казаками за матушку-
императрицу в русско-турецкой войне и других военных операциях,
отправлена коту под хвост, плата за нее - рабство.
     Н. Ульянов иронизирует над возмущением казачьей старшины
закрепощением казачества, говоря: ,, А сами полковники, что.
никого не закрепощали?" Он намеренно  "забывает", что казаки при
гетманах закрепощению не подлежали. Ибо, если закрепостить
казачество, кто налет татар на полковничьи села отобьет?
     За недопущением закрепощения казаков следила гетманская
канцелярия. Гетманы понимали: ослабление казачьего войска
приведет к татарскому погрому и грозной ревизии из Санкт-
Петербурга по его итогам. Мол, куда гетман смотрел, как допустил?
Поэтому полковники закрепощали беглых людей (во времена Руины
их было множество и они, утратив все имущество, часто сами
просили богатых казаков о помощи в обмен на зависимость),
должников, разного рода обнищавший люд и так далее. Но не
казачество! Отсюда и возмущение Капниста, выраженное в его Оде
рабству в ответ на закрепощение его боевых
товарищей. Если бы Екатерина еще и мелкую "загоновую" шляхту
Правобережья закрепостила, польская знать возмущалась бы точно
так же. Хотя она сама владела крепостными!.
     Во-вторых, поражал сам масштаб совершенного. Одним Указом
треть населения Гетманщины в бессловесных безграмотных рабов
превратить!...Это был не гром, ураган средь ясного послевоенного
неба!
     Представьте себе: во время войны с турками русский офицер
тебе,
как вольному, руку жал, казачьей храбростью восхищался. Настал
мир,
и ты раб. Возможно, того же самого офицера, которого за храбрость
не в рабы обратили, а сельцом твоим пожаловали.
     Естественным желанием свободных людей, внезапно ставших
рабами, есть желание вернуть себе свободу. Сила желания прямо
пропорциональна степени эксплуатации: чем больше тебя давят-
бьют, тем больше свободы хочется. и наоборот: если степень
эксплуатации сносная. со своим положением можно смириться и
даже к нему привыкнуть и не желать другого.
     Так какова же была степень эксплуатации крепостных в
Российской империи?

              3. Свидетели Александр Герцен и Астольф де Кюстин.
В своей повести-автобиографии Герцен свидетельствует, что за те
три года, которые он был ссыльным в Вятской губернии, в ней
случилось три крестьянских бунта, которые сопровождались
кровопролитием. Что ни год, то в губернии кровавый бунт! Сколько
было возмущений, закончившихся просто поркой бунтовщиков,
поджогов и других актов злонамеренной порчи имущества хозяина,
актов скрытого неповиновения, побегов и так далее он даже не
указывает - немеряно!
     Опишем же их. Бунт номер один: государственным рабам
(извините, государственным крестьянам) предписано из Санкт-
Петербурга засеять поля картофелем. Что это именно
государственные крепостные, понятно из контекста: барским
крестьянам указания о посеве давал только барин, а не
государство. Итак, поля посеяны, урожай успешно
собран, из столицы предписание свезти семенной картофель в
центральные ямы. Там он и сгнил. Весной предписание сеять
картофель из центральных ям. Присланный из столицы чиновник,
ответственный за разведение картофеля, стал брать с сел взятки за
освобождение их от посева гнилой картохи. Староста одного из сел
дать взятку отказался:
     - Ты соседние села освободил от посева и нас должен ! Чем мы
хуже?
     Возмущенный посягательством на свои права взяткобрателя,
чиновник вызвал полицию с целью принудить  "жадных"
крепостных на посев гнилой картохи. Рабы - за колья! Вызвали
солдат. Соседние села вступились за своих...
     Бунт подавили большой кровью. Попытки честных людей
привлечь чиновника к ответу закончились пшиком.
     Бунт номер два. Некий толстосум за взятку оформил себе права
на  "незаселенную пустующую землю". Но на этой земле пахали
государственные крестьяне (опять понятно, почему именно
государственные - помещичью землю толстосуму бы не отдали, был
бы скандал). Крестьяне, увидев, что от земли их освободили, а от
феодальных оброков государству - нет, написали жалобу .
Чиновники, получив новую благодарность от толстосума, выделили
крестьянам землю в другом месте - прямо на болоте. Сеять хлеб на
кочках крестьяне не умели и снова начали жаловаться. Им еще
болота добавили...Итог - кровавый бунт.
     Бунт номер три. Нашел исправник в поле труп и давай ездить по
селам: мол, возле вашего села нашел! Давайте взятку, а то дело
открою (= буду пороть всех подряд). В одном селе ему предложили
сто рублей.
Исправник упорно требовал двести. Крестьяне не выдержали,
заперли его в избе и показали  в окно сторублевку. Тот орет и
далее: ,,Двести!" Избу подожгли и исправник с двумя полицейскими
сгорел...Дело дошло аж до Сената.
     Общее описание крестьянских бунтов у де Кюстина найдите,
если хотите, сами. То же самое: бесправие - грабеж - бунт.
     Описание положения украинских крепостных есть в
произведениях украинских классиков девятнадцатого столетия:
Нечуя-Левицкого, Марка Вовчка, Панаса Мирного и так далее.
Написаны они на украинском, поэтому доступны русскому читателю
только в немногочисленных переводах. Рекомендую поискать в
переводе повесть
М. Вовчка "Институтка" или повесть Н.-.Левицкого
"Мыкола(Николай) Джеря".
     А хотите - поверьте на слово - картина беспросветного
бесправия. И учтите: барские крепостные жили ничем не лучше
государственных. Свидетель - Гоголь: представляете жизнь рабов
Ноздрева и Плюшкина?

                        4. Единственный путь к свободе.
Итак, бывшие воины-землепашцы стали рабами. Гнет
трудновыносим, желание освободиться огромно. Но как рабы
бывшей Гетманщины видели путь к освобождению?
     Они знали только одну свободную жизнь - казачью. К ней они и
мечтали вернуться. Казачье прошлое стало идеализироваться: о
шалостях гетманской администрации просто забыли. А кто помнил,
говорил: ,,Не знали мы, что тогда нас еще жалели! У нас свобода
была!"
     То, что жители бывшей Гетманщины - русские, никто им не
говорил. Русских школ в селах не было, если ребенок желал знать
грамоту, его учил местный дьяк, сам русского языка толком не
знающий. А родители говорили детям: ,,Мы - казачьего рода!"
     Желание восстановиться в казачьих правах, естественно,
вызывало мысли о атрибутах казачества: гетмане, полковниках и
автономии. А обосновать право на отличающуюся от жителей
Вятской губернии жизнь было просто: то ж великороссы, они
столетиями так живут, а мы не русские, мы казачество!
     Осталось только заменить слово  "казак" на  "украинец", что и
было сделано. Кем - не суть важно, хоть и инопланетянами. Не
придумали бы этого слова, придумали бы другое. Чтобы не только
казачьих детей, но всех жителей Малороссии охватить и для всех
автономии требовать.
     Вот в этом и было коренное отличие украинских казаков от
донских - последним выстригли привилегии под ноль, но свободы
не отняли! После серии бунтов они смирились со своим положением
и возвращения былой автономии не требовали. О ней просто
забыли . Пахать там нужно, сеять. На своем поле и для себя,
родимого.
     У украинских казаков привилегии и автономию отняли вместе со
свободой.Поэтому они и добивались их возвращения, надеясь
добыть свободу через возвращение казачьих прав, свобод и
привилегий. Которых не было у великороссов.
     Отсюда до осознания себя не великороссами, а другой нацией,
имеющей особые права на автономию, было рукой подать!
     Отец украинского писателя и режиссера Довженко говорил
маленькому Саше: ,,Сынок, мы - хохлы, которые землю пашут.
Когда-то казаками были, а сейчас лишь название осталось". Через
150 лет после отмены автономии род Довженка помнил о своем
казачьем прошлом!
     А все потому, что Екатерина Вторая не предложила малороссам
достойной альтернативы упраздненному казачеству!


                      5. Екатерина Вторая и казачья старшина
То ли по недомыслию, то ли от желания поживиться имуществом
казачьей старшины правительство Екатерины надумалось
потребовать от нее подтверждения прав на дворянство. Для
высоких казачьих чинов недопущение к дворянству означало
лишение права на владение землей с крепостными. Низшее
чиновничество Гетманщины могло и само загреметь в рабство.
     Но императрица забыла о своей соправительнице Взятке. Права
на дворянство проверяла Герольдия (специальное чиновничье
ведомство). Один из письмоводителей Герольдии рассказывал
Герцену:
     - Был у нас один чиновник, на глазах у всех взятки брал и ему с
рук сходило. Пришел к нему проситель и сует под стол смятую
сторублевку.
Тот берет ее, при всех раскрывает и говорит: ,,Чего прячетесь?
Пусть все видят, что я сто рублей взял, но и дело сделал". (
источник - ,,Былое и думы").
     Уровень коррупции Герольдии все и решил. Старшина
дворянство получила ВСЯ. Но на получение дворянства нужно было
составить генеалогическое древо и доказать, что предки жили, как
дворяне (имели грамоты от титулованных особ на дворянство или
хотя бы были офицерами на военной службе). Старшина бросилась
искать документы на предков в сундуках и архивах. Если оных не
было, оные фальсифицировали: в Герольдии за взятку все
проходило! Кто не верит, пусть прочитает в  "Былом и думах", как и
зачем в это ведомство Герцен разочек зашел!
     Николай Ульянов подсмеивается:
- Оказалось,   что   Скоропадские,   например,   происходят  от   
некоего"референдария  над тогобочной  Украиной",  Раславцы -  от  
польских магнатов Ходкевичей, Карновичи - от венгерских дворян,
Кочубеи - от татарского мурзы, Афендики - от молдавского
бурколаба, Капнисты - от мифического венецианскогографа
Капниссы,  жившего на  острове Занте.  Появились самые  
фантастическиегербы. Весь Бердичев трудился над изготовлением
бумаг  и грамот для потомков сечевых  молодцов.  Поддельность  их  
гербов  и  генеалогий  была  настолько общеизвестна, что
появились  сатирическия  поэмы вроде: "Доказательства Хама
Данилея Куксы потомственны".
     "Да вже ж наши дворяне гербы посилають,
     А що я був дворянин, то-того й не знають".
    
Обратите внимание :даже у Скоропадских, в чьем роду был гетман
и которые уже по этому обстоятельству автоматически могли быть
сочтены дворянами, империя потребовала доказательств
дворянского происхождения!

Естественно, далеко не все генеалогии были поддельными.
Но суть не в этом. А в том, что если предки великороссийского
дворянства получили сие звание из рук Иоанна Ужасного, Алексея
Тишайшего, Петра Первого и прочих властителей России, то теперь
появились дворяне, чьи дети-внуки говорили: ,,Нашему роду
дворянство дал король Баторий (Владислав, Ян-Казимир,венгерский
король Такой-то и тому подобное). Мы дворяне не благодаря ласке
российских государей, а благодаря другим государям ( или же -
благодаря казачьей службе наших предков у украинских
гетманов)". Эти новые дворяне часто чувствовали свою близость к
простым людям и вместе с ними хотели возвращения казачества,
гордились казачьей старшинской службой своих предков.
     Наиболее продвинутые из них стали писать рассказы,
исторические очерки и повести, воспевая времена Гетманщины.
Пример - В.Т. Нарежный (1780 - 1826), чьи повести о казачьих
временах были весьма популярны в то время. Один из его сюжетов
использовал Гоголь. Сам автор происходил из мелкой миргородской
шляхты. А далее пошло по накатанному: "История русов",
Харьковский литературный кружок,  Котляревский и так далее.
     Усилиями Екатерины Второй вышел прекрасный дуэт: рабы -
бывшее рядовое казачество - желают вернуть казачьи времена с их
автономией. Малороссийские дворяне - бывшая старшина -
воспевают сии времена своими слабыми перьями.
И мы удивляемся: откуда в Украине национализм взялся, когда
появился?
     Если бы Екатерина просто дала распоряжение нарисовать
украинской старшине гербы и утвердить их своим указом, старшина
вела бы свое дворянское происхождение от дарованного царицей
герба и чувствовала бы свою общность с великорусским
дворянством. А получилось другое: твоему предку дворянское
звание дал Иоанн Ужасный, моему - его враг Стефан Баторий.  Что
меж нами общего?
     Жадность губит великие начинания равно фраеров и царей.

                 6. Екатерина Вторая и Правобережная Украина
Правобережная Украина вошла в состав Российской империи после
раздела Польши. Это общеизвестно. Менее известно, что Екатерина
оставила крестьянам Правобережной Украины их польских
помещиков.
Жаловаться рабам на барина запрещалось, помещик сам отвечал за
порядок в своем имении (был сам себе полицейским), поэтому
польские помещики получили неслыханную при Польше свободу
грабежа своих рабов-схизматов. ( Схизматами поляки называли
православных).
Правобережье постоянно сотрясали бунты, поджоги панского
имущества, побеги из рабства и прочие акты неповиновения. Одно
из местных рабских восстаний (Устима Кармалюка) побило рекорд
по длительности - свыше двадцати лет ( 1813-1835) ! Кстати, у него
был оригинальный способ расправы над жестокими помещиками: он
посещал их имения ночью и немилосердно порол. Иногда еще и
расписки в получении розог у них брал и копии рассылал.
     Казачества на этих землях не было. Но под тяжестью
неимоверной эксплуатации жители Правобережной Украины видели
избавление от рабства в казачестве!
     Пример - биография Т. Шевченко. Дед будущего поэта казаком
не был, но был  "гайдамакой" - принимал участие в антипольском
восстании. Видел запорожца Зализняка - одного из наиболее
известных вождей бунтовщиков и других запорожцев, которые  
организовали восстание. Внук запомнил рассказы деда о том
времени, когда он не был рабом польских панов, а, как равный,
встречал их на поле боя.
     Грамоте Тараса учил дьяк по церковным книгам (выходит, не
русскому языку, а церковнославянскому). Русский он выучил уже
отроком, когда тот уже не мог вытеснить язык отца и деда из
памяти.
Возмужавший Шевченко сначала воспел гайдамак в одноименной
поэме, а затем взбунтовался и сам. По-своему, пером. Но
взбунтовался. И бунтовал пером не на русском языке
(которого, впрочем, не сторонился), а на языке запорожца
Зализняка.
     Позже Кобзарь отошел от прямолинейной идеализации
казачества (смотри выше), но детскую любовь к нему сохранил. А
деда за рассказы о крестьянско-казачьем восстании поблагодарил в
письменном виде в конце поэмы:
                                      
                          Спасибо за то , что ты, дед, укрывал
                          В главе поседелой казацкую славу.
                          Я внукам ее теперь всю рассказал.
    
      Юного Тараса, как видим, учил дед, отец, полупьяный дьяк,
дочери его барина-поляка, которые ему покровительствовали. А
Российская империя повернулась к его жажде знаний спиной: ни
великороссийской школы, ни великороссийского учителя. Когда
Тарас вырос, он повернулся спиной к Российской империи.
Неудивительно: он ничего не был ей должен!
     Жизнь простого, не добившегося известности крепостного
Правобережья описана в повести  "Николай Джеря"
Нечуя-Левицкого. Герой повести был грамотен и иногда читал
единственную книгу, которую имел дома: "Псалтырь".
Кроме церковнославянского, он знал немного польский: его
барином был жестокосердный поляк Бжозовский. А с
великорусским языком он знаком не был, с его носителями не
сталкивался, русской школы в крепостном селе не было. Поэтому
великорускую речь понимал с большим трудом, а русских книг или
газет не читал вообще. Если бы кто-то назвал  его русским, он бы
искренне расхохотался. Внуков он своих любил, рассказывал им о
своей богатой приключениями беглой жизни и исподволь, сам этого
не замечая, внушал им, уже во времена начала сельских школ, что
они не русские, ведь их дед не русский, а они внуки своего деда!
     Ныне здравствующие господа Ющенко, Яценюк, Тягнибок, Ярош
и так далее имеют большие права называть себя русскими, чем
крестьяне Малороссии времен Александра или Николая Первого!
Ибо они, в отличие от Николая Джери и его односельчан, знают
русский язык и знакомы с русской культурой!

      Кстати, еще о Правобережье. В повести Нечуя-Левицкого  
"Старосветские батюшки и матушки" есть преинтереснейший
пассаж: сельскому батюшке надлежит огласить в церкви указ
Николая Первого о некотором послаблении барского гнета. Он не
понимает указа (лихо же государи русифицировали Украину, если
даже батюшки русский плохо знали. Императоры что, надеялись,
что украинцы русифицируются сами? А потом, когда уже поздно
было, в набат били, антиукраинские указы принимали) и идет к
более грамотному благочинному. Тот советует: ,,Прочитайте указ,
не растолковывая. Помещики будут на него злы и не захотят
исполнять.  Крестьяне через некоторое время узнают суть указа и
потребуют исполнения. Может быть бунт. А у нас почти все полиция
из поляков, они нас обвинят в неправильном толковании указа и
разжигании бунта"
    Благочинный не ошибся. Бунт был и его подавление российскими
солдатами было. Рабы по итогу увидели, что все им враги: и
поляки- помещики, и поляки-чиновники, и выславший на них
солдат царь.
Надеяться они могли только на себя.
     На то, что восстанет из гроба казачья слава их предков.

              7. Стихотворение  "Указ Двенадцатого года" и его
разъяснение


    
Война двенадцатого года –
В степи сбиралися полки,
Ведь по Указу кто угодно
Мог записаться в казаки.

- Рабы господ, на рать идите,-
Указ проникновенно рек:
- Царя, Россию защитите
И вольны будете вовек!

…Свистели пули, словно осы,
Лилося бранное вино,
Видали сабли ,,малороссов''
Париж, Берлин, Бородино…

- Указом (руки) подотрите,-
Послевоенный свергся глас,-
Свободы, хохлики, хотите?
Оружье сдать и – в рабство марш!

- Марш, марш, коленопреклоненны,
У бар своих вершить урок…
…Но сдать простреленны знамена
Вдруг отказался Бугский полк.

Что,бунт?? Картечью бил каратель
Строй тех,кто Русь прикрыл собой...
Мазепа,скажут нам, предатель,
А царь,тирана сын,святой!

А теперь более подробно .Речь Посполитая погорела на том, что в
годину военных угроз звала на помощь украинских землепашцев:
казаки, добры молодцы, спасите от вражеского нашествия нашу
общую отчизну - матку!
     Когда же разбитый враг уходил с позором, польское панство
обращалось к вчерашним побратимам по оружию: вы наши
зависимые крестьяне, вперед за плуги на нас пшеницу сеять, а
сабли сдать, вы не шляхта и не можете их носить.
      На Хотинскую битву с турками явилось 40000 поляков и 40000
казаков под предводительством  Сагайдачного. Гетман погиб от
ран, казаки понесли большие потери. В благодарность польская
власть им годика через два карательную экспедицию послала: вас в
реестре (имеют право быть вольными людьми в обмен на военную
службу) будет 6000, остальные - рабы польских магнатов-
олигархов!
     Бунты людей, которых призвали на войну с оружием, а затем
погнали в крепостное рабство, разрушили Речь Посполитую.
     Российская империя в точности повторила ошибку польских
панов с весьма похожим итогом. Когда на страну напал Наполеон,
войск катастрофически не хватало. Украинским крестьянам начали
читать "Указ государя-императора", согласно которому, всех
крепостных, которые запишутся в казачьи полки, ждет свобода по
окончанию войны.
     Желающих получить свободу через казачество было столько
много, что набор ограничили только территорией Левобережья и
Слобожанщины.  По казачьему обычаю казак приходил в полк со
своей амуницией, лошадью и оружием, поэтому добровольческие
полки были казне практически бесплатны, а вот сами добровольцы
на свое участие в войне существенно поиздержались. Части из них
на обмундирование деньги дали потомки казачьей старшины. Они
же были - кадровых офицеров катастрофически не хватало -
офицерами этих полков и добились права носить казачьи
офицерские звания: сотник, есаул и так
далее. Большая часть этих полков отражала вспомогательный удар
по Волыни, который наносил австрийский корпус (Австрия была
запугана Наполеоном и выступала его союзником). Но часть полков
(например, Малороссийский полк) сражалась под Бородино. Всего
казачьих полков было двадцать.
     Далее - отрывок из статьи в Интернете:
    -  В июне 1812 года началась Отечественная война против
иноземных захватчиков, возглавляемых французским
императором Наполеоном Бонапартом. Нашествие полумиллионной
армии Наполеона поставило под угрозу существование украинского
и белорусского народов. Украинцы вместе с другими народами,
населяющими Россию поднялись на борьбу с против
наполеоновских полчищ. Военные заводы Украины увеличили
выпуск продукции. Шосткинский завод на Сумщине, поставлял
армии порох, Киевский арсенал - различное оружие. Русская Армия
получала с Украины много продовольствия, фуража, лошадей,
скота, подвод. Жители Волыни создали партизанские
отряды на лесах и болотах, почти 70 тысяч человек вступило в
казачьи и ополченческие полки. Сорокотысячное
соединение Украинского ополчения, состоявшее из добровольцев
Черниговской и Полтавской губерний, защищало
левый фланг русской армии во время её контрнаступления от
Москвы до западных границ страны. Общими усилиями
Российская империя дала захватчику мощный отпор.
     Я думаю, все читатели уже поняли, что было дальше. По
окончанию войны казакам выплатили по два рубля за службу и
снова загнали в крепостное рабство! Один из полков
(Бугский)взбунтовался...Возмущение было дикое и возмущались
все: и рядовые, обращенные в рабов, казаки, и их офицеры. Ведь
они во время трудных походов и военных тягот обещали своим
боевым товарищам свободу после войны и сами в это верили!
     Казачество восстало из могилы. Украинские села получили
новых жителей, которые рассказывали о своем славном казачьем
прошлом. Украинское дворянство получило помещиков, которые
сочли все произошедшее угнетением по национальному признаку.
     Именно эти малороссийские помещики Левобережья были
главными читателями. почитателями и спонсорами Тараса
Шевченко! Режим доправился до того, что его главную опору -
дворянство - стал точить вирус нелояльности! Причем в России
тоже: вспомните о восстании дворян-декабристов!
     Украину стали захлестывать восстания рабов с требованием
казачьей свободы. С особой силой они вспыхнули во время
Крымской войны:
         В Киевской губернии, например, крестьянское движение в
1855 г. охватило 422 села с населением 180 тысяч человек.
Поводом для восстания послужили слухи о вроде бы припрятанном
помещиками царском указе, по которому крепостной станет
свободным, если запишется в казаки для участия в Крымской
войне. Десятки тысяч крепостных отказались работать на
помещиков и объявили себя вольными казаками. Они заявили, что
не будут подчиняться помещикам, а от властей потребовали, чтобы
их ознакомили с содержанием царского указа об освобождении от
барщины. Не поверив, что такого указа нет, крестьяне громили
помещичьи усадьбы и помещения царских чиновников.
Вооруженные косами, топорами, палками, самодельными пиками,
они даже вступали в стычки с войсками. Только крупным
соединениям конницы, пехоты и саперов удалось подавить это
движение, получившее название «Киевской казатчины».  
    
     Полыхали восстания "казаков" и на Полтавщине. Массы людей
шли в направлении Крыма, забивая дороги, препятствуя подвозу
припасов действующей армии (был пущен слух о том, что в Крыму
пришедшим дают свободу и землю). Их останавливали войска,
отвлекаясь от войны.
     Если бы войска союзников двинулись из Крыма на Украину,
пообещав крепостным свободу, то уже они быстро бы набрали
добровольцев в казачьи полки! Напуганное видом полыхающего
армейского тыла, правительство Российской империи пошло на
подписание крайне невыгодного мира по итогам Крымской войны и
освободило крестьян.
     Но было уже поздно. Волна казачества-украинства накрыла
народные массы!
     Выходцы из крестьянской среды, получившие наконец-то право
быть грамотными, обеспечивали вместе с частью украинских
помещиков идеологическое обеспечение украинства. Затем
последовали новые подобные волны, которые вызывались обычно войной,
революцией или кризисом.
     Одна из этих волн в 1991 году привела Украину к
независимости.

15.02.2017

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 195

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 4.
Гімн Україні

Народ України в загравах, міцнішав,
Козацтво на чатах, стоїть на віки.
Дзвенять наші думи в легендах та віршах,
З Чумацького Шляху нам руни-зірки:

"Велич та слава для доні, для сина
Скріплена кров'ю – одна Україна".

В жалобі за знищених, виткалась нене...
Лелеки надію на крилах несуть,
Кобзарю, твій клич то відлуння буремне,
Де долю й майбутнє карбує Тризуб:

"Велич та слава що в доні та сина
Променем зиче – це наша країна".

Звитягою славні, ще й хлібом та сіллю
Вітчизна – це сад, це душі діамант
Стяг жовто-блакитний в сім’ю нашу, спільну,
Єднає народи. Тримаємо гарт!

Велич та слава від доні та сина
Спраглим нащадкам – свята Україна.

Донбас, Крим, Карпати, Говерла, Славутич
Житті камертон - Землі райский ескіз.
Тотем - Україна... Русь серцем відчути,
"Держава й родина" - від Бога девіз.

Велич та слава від доні та сина
Лине світами – єдина країна.
30. 10. 04.----------05. 01. 20.
2020-04-18 07:29:12
Дякую щиро.
2020-04-23 17:39:57
Всеволод, прошу простить меня, но выскажу мысль, что твоё произведе-
ние писал русский человек, который на многие вещи имеет специфичес- кий взгляд( для него слово край-это конец, окончание),в то время как для
украинца это слово имеет широкое значение наш край, країна, краєвид ,
Вкраїна и т.д украинцы, как жители мирового перекрёстка всегда терпи-
мо( толерантно) относились к пришлым и не претендовали на чистоту
нации в отличии от,, чистокровных россиян'' последнее меня всегда
умиляло...т.к многие тезисы достаточно спорные с точки зрения украин-
ца, но с точки зрения россиянина труд большой и интересный, но истина
всёже где-то посредине...успехов и вдохновения...
2020-04-17 23:08:28
Виталий, научные вещи нельзя писать с точки зрения национальности автора. А с некоторых пор мы относимся к науке, особенно, истории, как к кулинарной книге, меню заказывает ПОЦ (политическая целесообразность), от этого все наши беды. Перерастём - вырулим...
2020-04-17 23:57:22
Марина, украинский народ имеет свою тысячелетнюю историю, которая отличается от официальной истории
России с её шовинизмом и нет смысла рассуждать о
каком-то украинском сепаратизме потому, что украинцы
самостоятельный народ, со своей культурой и историей,
который волею судьбы таскал,,каштаны'', то для польской
шляхты, то для русских владык( делая их ,,великими'' от
мора и до мора...)сто лет русского крепоснивества, этот
народ плакал, как щенок посаженный на цепь т.к у него
отобрали те вольности, которыми он владел и пошло обма
нули в ходе захвата Крыма и побережья Чёрного моря и
вообще вся история это обманы, вероломство и использо вание одних другими в своих целях... и история этого наро-
да не исключение...такая( на жаль) его судьба, которая была соткана из его достоинств и недостатков...

2020-04-18 07:28:16
Спасибо за рецензию.
2020-04-18 09:16:50
Виталий, всё человечество - ровесники и у каждого народа своя история. Войны Севера и Юга, Фр. революции, Почти десять войн Швеции с Россией, и мн.других. Но нельзя всё время жить воспоминаниями и обидой. Пошли бы вперёд. Сменили бы вышиванки на "выживанки" и вперёд добиваться настоящей славы Украине. А мы всё "поднимается с колен", давайте на колени не опускаться. 21 век на земле!!! Не будет уже казачества, характерников, атаманов и пр. Всё, заканчиваем с реконструкциями, меняем декорации, сценаристов и режиссеров от которых веками страдает массовка...
2020-04-18 20:09:21
Марина, не считай меня идиотом, я прекрасно знаю, как
здесь на Украине формировались управленческие кадры
и по каким критериям...к независимости Украины готови-
лист не один десяток лет также, как и прибалтов и те, кото рые эти темы разрабатывали были разумными людьми...
До их уровня нашим,,политолагам и пр'' ещё расти и расти
Не хочу эту тему обсасывать, чтоб не быть обвинённым
в неадекватности или более того в,, пещерном'' национа- лизме...лично меня статья затронула обвинением украин-
цев в сепаратизма т.к Украина государство признанное
мировым сообществом, как независимое, нравится это
кому-то или нет это не играет роли...а то, что у автора
папа был украинцем, а сын вырос россиянином так, это
не такая уже и редкость...правда бывает и наоборот, но
реже...я, в достаточной мере знаком с некоторыми труда ми и по истории казачества и завоеваниями Крыма, живу
в городском районе Николаева, который первоначально
назывался Витовка основан в1460 г, а на противополож- ном берегу лымана два украинских казачьих села Большая
и Малая Коренихи 1490 и 1520( даты по-памяти) так, что
во всех исторических документах всегда присутствует
человеческий фактор интерпретации события( можно
что-то упустить или исказить... доказать недоказуемое...)
2020-04-18 21:14:49
Виталий, неужели Вы хотите вернуть 1460 - 1520? В цивилизованном мире уже практически нет границ, а чёткие границы имеет только Земля. А чистопородных украинцев нет - мы все "дворняги", ещё не хватало сейчас заняться "чисткой" породы. С наступающим!
2020-04-18 21:32:15
Марина, в первой рецензии я утверждаю, что украинцы
никогда не претендовали на чистоту нации и терпимо
относились к чужакам, это был не наш грех,...прошу меня
простить, но ты мне приписываеш какие-то идеи, которые
для меня чуждые т.е нет взаимопонимания, а по сему есть
смысл поблагодарить участников дискуссии и поздравить
с наступающим праздником и пожелать всем здоровья..
2020-04-18 22:19:11
Всеволод, мой женский продолговатый мозг не смог осилить весь Ваш папирус. Каюсь. Но с позиции антрополога предположу, что национализм, как индивидуальный, так и массовый - это стадия развития НОМО с переходом в следующую стадию - патриотизм. Пальцев на одной руке не хватит, чтобы назвать страны, избравшие за основу политики - национализм. Левая часть Неньки, как носитель "чистоты" нации, кинулась в сундуки искать подтверждения польских "корней" для получения права свободного выезда. А сколько я знаю семей, где один ребенок русский (до 91!), а второй - украинец (после 91), в зависимости от выгоды. А сколько псевдоевреев вывезли "щирых" в обетованную и в Германию - к катам! Национальность - вещь подвижная, в отличие от патриотизма, попробуйте за межой соседнего участка помидоры посадить, вам припомнят и жидов, и москалей нацменов. Мы уже все "дворняги" - столько кровей намешано, какую- нибудь, да предадим. Я считаю, что источником современного сепаратизма есть Катерина третья (KATE - 1998). Больная тема, подорвавшая здоровье нации на десятилетия. Отстаём в развитии рт мира...
2020-04-17 19:56:12
А вы посмотрите на поляков, немцев, англичан ... Они - националисты. Попробуй сказать англичанину об королеве или полякам о Польше что-то плохое! По зубам можно схлопотать.
2020-04-17 21:54:32
Всеволод! Все верно. Но я думаю, что казачество зарождалось раньше. еще с середины 13 века, когда после нашествия Батыя бывшие граждане Киевской Руси продолжали жить в условиях хаоса. Чтобы выжить они были вынуждены само организоваться, т.е они сами должны были защищать свои дома, свои семьи.
И так постепенно в условиях отсутствия государственности в поселениях левобережной (в Диком Поле) и центральной Украине появилось самоуправление. А сами зимники, хутора и села стали превращаться в военизированные поселения - станицы. Роль защитников в них выполняло мужское население, владеющее и имеющее оружие, которые и стали называться казаками. И уже позже, на Хортице, появилась крепость Сечь, которая решала общие задачи по защите значительной части Украины от иноверцев и басурман.
Российские писатели и историки игнорируют тот факт, что благодаря украинскому казачеству Российская империя стала приростать территориями.
Сначала территория нынешней Ростовской области, потом Краснадарский и Ставропольский край, а далее Сибирь и Дальний Восток. Это все направления миграции Запорожских, Торскох, Слобожанских казаков Украины, который набрал большие масштабы после того, как Екатерина 2 своим указом разогнала Запорожскую Сечь. Не было бы украинского казачества, не было бы огромной России. И это факт.
С некоторыми моментами их истории украинского казачества вы можете ознакомиться в приложении к моему произведению "Кошовому отаману Івану Сірку присвячується...", и RE:"Де заходиться Русь та хто такий Русь-ий!???"
С Уважением!
2020-04-17 19:14:52
С приближающимися праздниками!
2020-04-17 21:51:02

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Зворушливо.
Дякую
Рецензия от:
Сніжана Назаренко
2024-04-18 10:00:05
Очень красивые строки.
Рецензия от:
Сніжана Назаренко
2024-04-18 09:57:39
Жизнь без Господа - она именно такова. Но Вы сами ее выбрали.
Рецензия от:
Мария Лазебная
2024-04-18 08:54:10
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.