Вы впадаете в крайности. Но я нет. Никакой категоричности нет. Я всегда говорил лишь о дистанции и об уровне. Если автор попал в количество гласных, но не сформировал понятный читателю ритм в начале и не удержал его, всё время заставляя читателя искать способ чтения, то я говорю лишь о посредственном стихосложении, которым лично меня не впечатлить. Я пишу кратко, а не категорично, есть разница. Категоричность отрицается самими правилам рецензий - это частное мнение, а автор не возражает против высказывания этого мнения. В статье написано, что мелкие аритмии в двухсложниках вполне терпимы и приемлемы, ибо накропать чистым двухсложником весь текст нереально. Там сказано, что спондей в начале строки приемлемо (условно, то есть не идеально) совместим, например, с ямбом. Схематический пример:
И я уйду...
!!-!
Совсем забыл...
-!-!
Что "по-моему" прочесть, что "по-вашему", что акцентируя специально, что глотая - серьёзно ощутимой аритмии не будет. Но! Составление такой схемы не будет содержать произвола. Стоит такому произволу появиться лишь раз и теория растает, начнутся интерпретации, которые в реале быстро приведут к "приемлемости" чего угодно, что и наблюдается. Схема с физическими ударениями по словам более проста, однозначна и этим более выгодна. Всегда можно сказать: я читаю по-нашински, а не по-вашински. А по-нашински - это чётко выговаривая слова, то есть "скандируя". Не имею право скандировать? Или автор всё ж должен учитывать возможность такого чтения?
Ситуация с трёхсложниками куда веселее. Имеем, к примеру, фразу: "я был там". Согласно правилам, кои, не сомневаюсь, были сформированы "по просьбам паэтов", я могу прочесть АЖ ТРЕМЯ способами: "Я был там" (дактиль !--), "я бЫл там" (амфибрахий -!-), "я был тАм" (анапест --!). Теория, которая даёт три интерпретации одной и той же фразы, теория? Все интерпретации, особенно первая, используются в быту! А "правилам" соответствуют? Такие правила - филькина грамота. Куда проще, а главное однозначно, считать, что фраза тримакр (!!!). И исходя из этого формировать свой текст так, чтобы "не попасть под раздачу", полагая, что читатель будет читать по-вашински. В реале всё это ещё осложняется тем, что трёхсложники в первых, как минимум, стопах используются хаотично. Да, закрыв глаза и уши, можно считать многое совместимым. Но здесь вопрос не о гласных и не о возможности совместимости анапеста и двустопного хорея, а об уровне, о хорошей ритмичности, в которой читатель не парит себе мозги с чтением.
Жаль, мне не удалось прибить трёхсложники как субъект. Они не фундаментальны, двухсложники являются их подмножеством. Большая часть проблем с ритмом даже у маститых поэтов связана именно с трёхсложниками. Я пытался свести теорию только к двухсложникам и их взаимным совместимостям, но простой теории не вышло. Но она, теория, должна быть именно проста, однозначна и не допускать "моего личного мнения по поводу". Тем не менее, метод меридианов показал неплохую жизнеспособность, как более слабая интерпретация этих моих попыток.
Необходимо также напомнить, что в статье было сказано о трудностях стихосложения. И сформирован необходимый минимум для приемлемой ритмичности:
Первое и последнее ударение должны формировать чёткие меридианы, так формируется цикличность ритма. В центре - как получится. Если удастся сформировать где-то ещё меридиан - будет более чем приемлемо. В моих "5-стопных ямбах" есть первый и последний меридианы во 2-й и 10-й позициях и, в основном, дополнительный стержень в 6-й позиции. Вопросов по размерности и ритму не возникало ни у кого. Те немногие трёхсложники, которые у меня есть, я переделал в соответствии с этими требованиями. Но! Ни в одном моём стихе нет текста, которым написан чем-то "N-стопным". Да и хрен с ним, с названием! Я пишу смесями, называю их смесями. Величание моих текстов 5-стопным ямбом возможно лишь только при условии наличия произвола, выражающегося в огромном желании глотать ударения или ставить их по своему сугубо личному желанию, что не есть теория, а просто болтовня, подгонка "теории" под конкретный текст.
Я уже молчу о том, что научить новичка по таким теория "глотания шпаг" просто нереально. Не зря я сам в своё время бросил читать эту всю дурь и стал полагаться на свои инстинкты. Теперь мне понятно почему. Там, на стихири есть целый семинар. Сидел человечище и на десятках страниц рассказывал, что есть "сильные ударения, не очень сильные ударения, не очень слабые ударения и слабые ударения", и вот исходя из них выстраивается графическая схема и "вдруг" проявляется тот самый анапест, которого вы так жаждали. Тьфу... Я ему показал свой "Учебник по стихосложению?". Он не просто протупил, он даже в принципе не смог понять ничего из того, что я ему говорил. Как попка рассказывал о величине ударения в децибеллах. После вовсе слинял, понял, что по трём томам заумных слов, которые он написал для учеников, никто не научится в реале.
2016-09-01 17:39:43