24 лютого - 1 березня 2020 р. - Масляна
ФИНАЛ. ГОЛОСОВАНИЕ
На рецензию-16: Роман Орлов
Мем 5 - "Продай собаку - заплати за газ"
КОНКУРС ЗИМНЯЯ МОЗАИКА
Сейчас на сайте 1539 человек
Кто онлайн?
Популярное
Новые авторы
Присоединяйся
twitter
youtube
Нет статуса

Автор: Вадим Сорокин
Тема: Свободная тема
Опубликовано: 2020-01-23 17:26:56
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

ШКОЛЬНЫЕ МЕДАЛИ

                     ШКОЛЬНЫЕ МЕДАЛИ УССР и УКРАИНЫ
                         (история, исследование, каталог)

                                  ВАДИМ  СОРОКИН

     (… все школьные медали, классифицированные и описанные
                в данной книге  -  из личной коллекции автора.)



   (работа над представленной ниже книгой ещё продолжается...)




ВПЕРВЫЕ !
МОЖЕТЕ СМОТРЕТЬ, ИЗУЧАТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ
ШКОЛЬНЫХ МЕДАЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ !!!







                                         ТИХАЯ МЕДАЛЬ.



Награды бывают разные. Совершил ратный подвиг, ударно потру-
дился, вывел новую породу кроликов, спас чужую жизнь, установил
спортивный рекорд, сделал научное открытие – получай медаль.
Награждали даже тех, кто не сделал НИЧЕГО ПЛОХОГО и НИЧЕГО
ХОРОШЕГО, имеются ввиду медали за выслугу лет в армии, милиции
и госбезопасности. Просидел в тени положенное количество лет, не
выпячиваясь ни в плохом ни в хорошем – на тебе медальку.

Практически ВСЕ медали гарантированно давали их обладателю
НЕЧТО: прибавку к пенсии, премию, повышение по службе, увеличе-
ние зарплаты, славу, почет. И только одна медаль, одна награда уни-
кальна тем, что она практически незаметна окружающим, она не при-
носит никаких явных и прямых материальных благ. Эта медаль  дава-
ла своему обладателю однуединственную привилегию и право.
ПРАВО ПРОДОЛЖИТЬ УЧЁБУ в высшем учебном заведении, куда меда-
лист мог поступить на определенных льготных условиях.
Это выпускная школьная медаль за отличную учёбу и примерное
поведение.
Я бы назвал её ТИХАЯ МЕДАЛЬ.

Медаль (фр. medaille, лат. мetallum) – металлический знак, чаще круг-
лой формы (хотя форма может быть любой, самой неожиданной для
восприятия) с выпуклыми изображениями в память события или лица,
в честь которых и выпущена данная медаль. Различают лицевую
(Аверс), оборотную (Реверс) и грань (Гурт) стороны медали.

Награды за хорошую учёбу и отличное поведение в том или ином виде
существовали всегда, но официально школьные медали появились в
Европе только в 16 веке, когда руководители многих школ иезуитов,
учебных заведений, где дети получали самое престижное и полное
для того времени образование, награждали своих лучших выпускни-
ков медалями. Естественно (опять же для того времени), среди награ-
жденных были только мальчики.

Позднее, на рубеже 18-19 веков, медалями стали награждать и луч-
ших выпускниц самых престижных школ для девочек, основанных
конгрегацией Святейшего Сердца Иисуса (Сакре Керр) и педагогом —
монахиней Магдаленой – Софией Бара. Просвещенная Европа с вос-
торгом восприняла такое проявление гендерного равенства (что в те
времена было огромной редкостью).
Не прошло данное событие неза-меченным и в царской России.
Большое количество прогрессивных россиян с определенной завистью
восприняли его, и в учебных заве-дениях крупных городов империи
стали появляться неофициальные, местечковые школьные награды за
отличную учёбу. «Публичные награждения в присутствии всей гимна-
зии могут состоять:
1) в красиво переплетенных книгах;
2) в математических приборах;
3) медалях, которые раздаются перед всем собранием с упоминанием
об оказанных успехах».
М. В. Ломоносов «Проект регламента Академической гимназии»,
параграф №69.

По некоторым данным медалями за отличную учёбу и прилежание в
России награждали еще в 18 веке, но проводилось это как-то бес-
системно, полуофициально. Встречались «Большая золотая медаль»,
«Малая золотая медаль», «Большая серебряная медаль» и «Малая
серебряная медаль». Чеканились также медали посеребренные, мед-
ные, латунные, с портретами императоров, с гербами и без них, на
них присутствовали всевозможные лозунги, призывы, цитаты как на
русском языке, так и на латыни. При Екатерине Второй золотые меда-
ли вручали сначала лучшим воспитанникам Сухопутного шляхетского
корпуса, а затем и кадетских корпусов. Эти медали делали из практи-
чески чистого золота 990 пробы. Диаметр их был равен 32 (редко 33)
мм, а весили они 25-26 граммов.
Официально первыми медалями за отличную учёбу и поведение в
Российской империи начали награждать в 1828 году с принятием
«Устава гимназий и училищ уездных и приходских». Каждая гимназия
сама решала кто достоин высокой награды, решение принималось на
совете гимназии. До 1835 года решение совета гимназии в обязатель-
ном порядке утверждалось местным университетом, после 1835 –
учебным округом. Медали для гимназисток-отличниц появились зна-
чительно позже мужских – только во время царствования Александра
Второго (1856 – 1881). Позже они были двух видов, так как частью
гимназий ведало Министерство народного просвещения, а остальные
были под патронажем императрицы Марии Александровны.
Медали в царской России выдавались всем достойным, независимо от
положения в обществе, сословия и социального статуса ученика или
его родителей. Известны случаи, причем неединичные, когда медали
получали даже дети государственных преступников.
Достаточно мощным стимулом к борьбе за золотую медаль служило,
помимо морали, еще и то, что выпускники, награжденные медалями,
при поступлении на гражданскую службу автоматически получали чин
14-го класса по табели о рангах, что соответствовало чину коллежск-
ого регистратора и служило хорошим трамплином в продвижении по
служебной лестнице. Претендующий на награждение золотой медалью
должен был иметь примерное поведение и отличные успехи по трем
предметам – латинский, древнегреческий языки и математика, при
среднем балле по всем остальным предметам не ниже 4,5.
Однако, следует отметить, что даже при большом жела-нии не все
гимназии имели возможность отмечать успехи своих учеников
золотыми и сере-бряными медалями. Все зависело от того, насколько
богат был попечительский совет той или иной гимназии, ведь за меда-
ли, изготавливаемые из драгоценных металлов нужно было платить…
Так что в Российской империи считать школьные медали действитель-
но общегосударственной наградой можно было лишь с большой на-
тяжкой.

Великая Октябрьская Социалистическая Революция изменила в России
все.
Пришедшие к власти в результате октябрьского переворота большеви-
ки сразу же заявили об отказе от всего, что было при ненавистном им
царском режиме.
Рухнула в том числе и отлаженная система награждения выпускников
учебных заведений медалями.
После 17-го года некоторые школы самодеятельно выпускали как
некое подобие школьных медалей медалевидные жетоны на разно-
плановых подвесках, которые вручались особо отличившимся за годы
учебы и особо одаренным ученикам, но все это было именно САМО-
ДЕЯТЕЛЬНО и бессистемно. Кроме того различные ведомства, учреж-
дения, комиссариаты поощряли лучших выпускников школ похваль-
ными грамотами и подарками, нагрудными знаками за отличное окон-
чание всевозможных курсов. Официально же похвальные грамоты бы-
ли утверждены Постановлением ЦИК СССР от 2 сентября 1935 года и
впервые начали вручаться по итогам 1935/36 учебного года.
Во многих странах мира награды и знаки отличия за отличную учёбу
отсутствуют в принципе, но так было не везде и не всегда. Так или
иначе поощряют сейчас или поощряли ранее своих выдающихся вы-
пускников практически все европейские страны. Ученые разных стран
изучают феномен отличника-медалиста, пишут об этом научные статьи
и диссертации. Так, в частности, британские ученые, в совместном ис-
следовании со своими шведскими коллегами, выяснили, что в четыре
раза чаще отличники страдают от биполярного расстройства (маниа-
кально-депрессивный психоз), чем остальная масса учеников. К сча-
стью биполярное расстройство к 23-25 годам проходит САМО СОБОЙ,
без вмешательства медицины.
Интересны исследования, проведенные рекрутинговым порталом
SuperJob.ru, в котором сопоставлены качество школьных оценок в ат-
тестате с выбором выпускником той или иной профессии. Всего были
опрошены представители 45 профессий и специальностей. В резуль-
тате, как оказалось, золотых медалистов больше всего среди тех, кто
выбрал профессию врача (18%), переводчика (16%), экономиста
(13%). Обладатели же серебряных медалей чаще выбирали профес-
сию финансиста (23%), переводчика (21%), эколога (20%).

В наше, т.е. советское и постсоветское время, школьные медали не
сразу стали предметом коллекционирования.
Появившись сразу же после Великой Отечественной войны, они ДЕЙ-
СТВИТЕЛЬНО были НАГРАДАМИ.
Слишком свежи были в памяти миллионов людей воспоминания о вой-
не и одно только слово – МЕДАЛЬ – уже было очень весомым, ведь ме-
даль – это НАГРАДА. Награда за подвиг.
Вот и берегли те немногие, получившие награду за учёбу, выпускни-
ки, свои школьные медали как зенницу ока, как святыню. И они не
были предметом купли-продажи или обмена. Только в самом крайнем
случае выпускник-медалист или его семья могли расстаться со своей
реликвией. Позже, в хрущевско-брежневские времена, к школьным
золотым наградам стали относиться гораздо проще и просто огромное
их количество было переплавлено подпольными стоматологами на во-
шедшие в те времена в моду золотые зубы.
В любом населенном пункте своих медалистов, а особенно золотых
ме-далистов, знали, что называется «в лицо». Их ставили в пример,
им завидовали, на них хотели быть похожими. Все это и дало очень
мощный толчок повышению успеваимости в школах страны.
Так было достаточно долго. И, как это не странно, только с падением
престижа школьной награды, с началом массового тиражирования ме-
далистов во всех республиках Советского Союза, школьная медаль
обретает еще один, далеко не худший статус. Она становится предме-
том коллекционирования.
Первые коллекции школьных медалей не афишировались. И это
естественно, ведь данное увлечение шло вразрез существующим в те
времена законам.
Так что коллекционер, купивший серебряную школьную медаль для
своей коллекции году эдак в 1977-м, рисковал потерять свободу, по-
лучив вполне реальный и осязаемый срок заключения, ведь серебро –
это драгоценный металл, а это значит, что его купля-продажа-обмен
советским законодательством запрещены. Вот и происходили выше-
названные акты купли-продажи в обстановке строжайшей
секретности.
О каких-либо каталогах или любой другой литературе, призванной
быть помощником для коллекционера, речи не шло вообще. Об этом, в
частности, свидетельствует хотя бы тот факт, что сегодня сохранилось
крайне мало золотых медалей УССР, которые не имели бы надпилов в
том или ином месте медали (чаще всего на гурте).
Это свидетельствует о том, что люди просто не знали из какого метала
изготовлена принадлежащая им медаль. Они нарушали её наружное
покрытие с целью, с помощью химических реактивов, проверить как
сам металл, так и его пробу. Да и сейчас, когда коллекционирование
стало возможным, общедоступным и не преследуются более по закону,
литературы о школьных медалях издано крайне мало.
Так, в Воронеже, в 2002 году, тиражом 100 экземпляров, была издана
брошюра Склярова А. Г. «Школьные медали. Российская империя.
СССР. Российская Федерация»; в Киеве, в 2008 году, тиражом 500 экз.
Боев В. А. издал книгу «История награждения школьными медалями
СССР»; в Киеве же, в 2011 году, тиражом 500 экз. Боев В.А. издал
книгу «Каталог разновидностей школьных медалей СССР».
И ВСЁ.

В данном случае Вам представлено узконаправленное, но максималь-
но предметное и скурпулезное исследование на тему «Школьные ме-
дали УССР и Украины», в котором рассмотрен как исторический аспект
награждения медалями выпускников школ Украины с 1945 года и по
2018 год, так и непосредственно школьная медаль как предмет кол-
лекционирования.

Наиболее сложным видится изучение школьных медалей независимой
Украины. Из-за того, что нет НИКАКИХ материалов о производителях
медалей, об авторах и разработчиках эскизов, о временных рамках,
когда выпускался тот или иной вид медали, о материале, из которого
они изготавливались, неговоря уже о четких ТУ…
Вопросов — масса, ответов – ноль. Но всё же мы попытаемся система-
тизировать имеющиеся крупицы информации и классифицировать
современные школьные медали Украины по типам и видам.




У С С Р.


Первые общегосударственные награды за отличную успеваимость и
примерное поведение появились в СССР, а значит и в Украинской
Советской Социалистической Республике, сразу же после освобож-
дения территории Советского Союза от немецко-фашистских захват-
чиков, а именно в 1945 году.
21 июня 1944 года Советом Народных Комиссаров СССР было принято
постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения в
школе» и впервые была озвучена идея награждения отличившихся
учеников средних школ золотыми и серебряными медалями.
Официально же введено награждение школьными медалями постанов-
лением Совета Народных Комиссаров СССР №1247 от 30 мая 1945 го-
да. Не мудрствуя лукаво советская власть стала чеканить школьные
награды по шаблону мужской дореволюционной гимназической ме-
дали. Обе медали (и золотая и серебряная) имели одну надпись.
Украинские, к примеру, имели на реверсе такую надпись: «За відмінні
успіхи та зразкову поведінку».
Золотая медаль вручалась выпускникам средних школ, имевшим от-
личное поведение и оценку «5» по всем основным предметам учеб-
ного плана средней школы, серебряная медаль – имевшим отличное
поведение, оценку «5» по всем предметам, отнесенным к екзаменам
на аттестат зрелости, и оценку «4» не болем чем по трем из осталь-
ных предметов. При награждении не учитывались оценки по пению,
рисованию, черчению и физической подготовке.
В Советском Союзе школьные медали штамповались в 16-ти вариантах
с названием республики на аверсе (у разных республик по-разному) –
либо полное, либо сокращенное, либо аббревиатурное. Надпись «За
отличные успехи и примерное поведение» была выполнена на языках
16 союзных республик (существовавших на то время) на реверсе ме-
дали. РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахская ССР, Уз-
бекская ССР, Азербайджанская ССР, Грузинская ССР, Туркменская
ССР, Армянская ССР, Молдавская ССР, Таджикская ССР, Латвийская
ССР, Литовская ССР, Эстонская ССР, Киргизская ССР, Карело-Финская
ССР – вот полный перечень советских республик, существовавших ко
времени введения школьных наград.
Нужно отметить, что Карело-Финская ССР просуществовала совсем не
долго, с 31.03. 1940 года и по 16.07.1956 года, когда она прекратила
свое существование и вошла в состав РСФСР в качестве автономной
республики. Именно поэтому школьные медали Карело-Финской ССР
являются коллекционной редкостью, мечтой любого коллекционера.

Школьная медаль Украинской Советской Социалистической Респуб-
лики имела форму круга диаметром 32 (плюс/минус 0,3) миллиметра с
выступающим кантом по окружности. На аверсе был изображен госу-
дарственный герб, ниже его – аббревиатура УССР. На реверсе – рас-
крытая книга на фоне лучей, расходящихся сверху от пятиконечной
звезды, в нижней части реверса находится лавровая ветвь, по кругу
расположилась надпись «За відмінні успіхи та зразкову поведінку».
Надпись с двух сторон окантована выпуклым ободком, который от-
деляет от наружного канта окружность, выполненная из точек. Все
изображения на медали – рельефные, гурт ровный, гладкий.
В 1949 году аверс школьной медали УССР претерпел изменения – был
несколько видоизменен герб, в его верхней части появилась пятико-
нечная звезда. Причем если серебряные медали по форме, весу, диа-
метру и содержанию драгоценного метала остались без изменений, то
золотые изменились кардинально.
Помимо звезды, появившейсяна аверсе в гербе, золотые медали ощу-
тимо потеряли и по содерзанию золота. В 1954 (а по некоторым дан-
ным – уже в 1949) году золотые медали начали штамповать из золота
375-й пробы, а не 583-й, как было ранее.
Существует несколько версий, объясняющих причину удешевления
золотых школьных наград в 1949 (54?) году. В частности, автор из-
вестного сайта о школьных медалях smedal.ru высказал предполо-
жение (которое, как он сам заметил, ему очень нравится), что у Со-
ветского Правительства, к концу правления Сталина, накопился долг
по золотым медалям, которых на всех не хватало и, чтобы выйти из
создавшейся ситуации, было принято решение уменьшить почти вдвое
содержание золота в медалях, чтобы отчеканить их нужное количес-
тво и наградить ими всех заслуживших.
Версия явно и откровенно высосанная из пальца и не выдерживает
никакой критики. Вы представляете себе МНОГОЛЕТНЮЮ ОЧЕРЕДЬ из
НАКОПИВШИХСЯ «неомедаленных» золотых медалистов? Автор дан-
ной версии «подтягивает» её к 1954 году, когда через год после смер-
ти Сталина все республики Советского Союза перешли на вручение
золотых медалей из золота 375-й пробы. Но есть много нестыковок.
Скорее всего дефицит драгоценного металла Советский Союз реально
испытывал. И связано это было с валютными расчетами СССР по своим
обязательствам перед союзниками по антигитлеровской коалиции, в
частности с расчетами за поставленную нам во время войны технику и
вооружение по ленд-лизу.
Общая сумма поставок по ленд-лизу оцени-валась в 11 300 000 000
долларов. Понятно, что только небольшая часть этой суммы подле-
жала возмещению. Многое списывалось как безвозвратно утерянное,
многое возвращалось обратно в США, но за многое приходилось пла-
тить, причем платить золотом. Вполне возможно, что Советское Пра-
вительство и приняло решение по уменьшению количества золота в
школьных медалях именно в связи с расчетами золотом за технику и
вооружение, поставленные нам США по ленд-лизу. И привязка момен-
та изменения количества золота в школьных медалях к дате смерти
Сталина совершенно не уместна.

Присутствует серьезная путаница в попытках соотнести наличие в
медалях того или иного количества золота с четко определенной
датой выпуска школьных медалей 583-й и 375-й пробы.

Существует версия о том, что переход от 583-й пробы к 375-й не был
одномоментным, что в переходный период, с 1949 года (изменения в
гербе УССР и, соответственно, возможные изменения аверса как золо-
той, так и серебряной медалей) по 1954 (когда по мнению многих ис-
следователей произошел переход к 375-й пробе) были отчеканены ме-
дали УЖЕ со звездой в гербе на аверсе, но ЕЩЁ в 583-й пробе. Также
возможно наличие в обиходе медалей ЕШЁ без звезды на аверсе, но
УЖЕ в 375-й пробе.
В качестве подтверждения данной версии можно привести множество
примеров из других областей фалеристики, где разные типы и виды
орденов и медалей не имеют четких границ переходов от одного к
другому, «накладываются» друг на друга, перекрывают друг друга,
существуют и так называемые переходные виды наград, являющиеся
неким симбиозом более ранних с более поздними.
О существовании золотой медали 583-й пробы, но со звездой на
аверсе, упоминает и Боев в своей книге «Каталог разновидностей
школьных медалей СССР», но четкого, документального подтверж-
дения о существовании такой медали (т.е. со звездой на аверсе и с
весом от 17 граммов и выше) – нет.
В свое время коллекционеры провели исследования достаточно боль-
шого количества советских золотых медалей, выданных в разных ре-
спубликахСССР в период с 1945 по 1959 год. В результате выясни-
лось, что среди них встречаются медали с сердечником из низкопроб-
ного золота, серебра и даже совсем не драгоценной бронзы, покрытые
высокопробным золотом. В частности, известна и описана украинская
золотая школьная медаль с сердечником из бронзы и с покрытием
высокопробным золотом, которая соответствует типу цельнозолотой
медали. Что это за медали, каково их происхождение, ни коллекци-
онеры, ни специалисты объяснить не могут. Брак мондвора? Хищения
драгметала при производстве? Банальная ошибка? Подделка того вре-
мени или современная нам? Сложно судить…
Проверить данную версию можно только путем тотального взвеши-
вания золотых медалей, что несет в себе определенные сложности,
особенно это касается медалей УССР без звезды на аверсе. Сколько их
могло быть выдано в первые послевоенные годы на территории стер-
той с лица земли страшной войной Украины? Много ли было школ
тогда на территории УССР? А сколько в них было учеников? И как мно-
го выпускников получало золотые медали в тех тяжелейших условиях?
Война, послевоенная разруха, голод, холод — огромное количество
детей просто не ходили в школу, они работали на заводах, в колхо-
зах… Не до учебы было… Именно поэтому в УССР,республике СССР,
наиболее пострадавшей по итогам войны, количество выпускников,
получивших золотые и серебряные медали образца 1945 года, нич-
тожно мало, что дает нам право смело заносить в список коллекцион-
ных раритетов оба вида серебряных медалей и, особенно, золотую
школьную медаль.
А учитывая то, что некоторые источники утверждают, что медали
образца 1945 года (без звезды в гербе на аверсе) просуществовали
всего 4 года, до 1949 года, когда были внесены изменения в герб
УССР, а не до 1954 года, как принято считать, то их теоретическое ко-
личество сокращается в еще большей степени.
Если отвлечься на время от медалей УССР, то нелишним будет напом-
нить о том, что в СССР, стране, заполитизированной до крайностей,
такой важный момент, как награждение золотой медалью №1 вынесли
для обсуждения на самом верху. Посчитали, что это должен быть луч-
ший ученик лучшей школы лучшего города Советского Союза.
Решение принято: город Москва (кто бы сомневался), школа №110
(основанная, кстати, АЖ 27 ноября 1795 года), ученик – комсомолец
Евгений Щукин (ну не Зильбермана же какогонибудь назначать луч-
шим из лучших в СССР). Однако нужно отметить, что первый в стране
золотой медалист не посрамил людей его выбравших – впоследствии
он с отличием окончил физфак МГУ, защитил две диссертации, стал
доктором наук, профессором.
Что же представляли собой школьные медали УССР, отчеканенные из
драгоценных металлов?

Школьные медали советской Украины были отчеканены из золота 583-
й пробы, 375-й пробы и серебра 925-й пробы в виде дисков (круж-
ков), диаметром 32 мм (отклонения допускались минимальные).
Золотые медали покрывались еще и золотом высшей пробы, что при-
давало им характерный желтый цвет. По данным А.Г.Склярова тол-
щина медалей 583-й пробы равна полутора мм плюс-минус 0,2 милли-
метра, а медали 375-й пробы имеют толщину 2,0 мм с небольшими от-
клонениями в «плюс».
Я провел собственные исследования медалей как 583-й, так и 375-й
пробы, что позволяет мне говорить о некорректности утверждения
российского специалиста.
Промеры и взвешивание десяти медалей УССР как в 583-й, так и в
375-й пробе, а также такого же количества золотых медалей РСФСР
в обеих пробах, показали, что как медали РСФСР, так и медали УССР
выпускались Советским Правительством по одним техническим усло-
виям и с практически одинаковыми параметрами, и их толщина рази-
тельно отличается от тех рамок, которые обнародовал в своей книге
Скляров.

А сейчас – более подробно о школьных медалях УССР.
Толщина украинских медалей 583-й пробы колеблется от 1,8 мм до 2,5
мм (чаще встречается диапазон от 1,85 мм до 2,02мм); у 375-й пробы
толщина колеблется от 1,9 мм до 2,15 мм (чаще в р-не 2мм).
Серебряные медали 925-й пробы, независимо от вида имеют толщину
от 2,25 мм до 2,45 мм.
Что касается веса медалей, то и здесь разные исследователи дают
разную информацию. Наиболее распространенные данные свиде-
тельствуют о том, что золотые медали образца 1945 года весят от 17
ровно до 18,7 грамма; в 375-й пробе – от 15,3 и до 15,5 грамма; сере-
бряные, независимо от вида, от 16 ровно и до 17,9 грамма.
Ниже, для сравнения, привожу свои (выверенные лично мной и мно-
гократно проверенные) данные веса украинских золотых и серебря-
ных медалей (в граммах). Эти данные позволят сравнить общеприня-
тые, опубликованные в прессе и литературе, а также обнародованные
в интернете цифры веса школьных.медалей Украинской Советской
Социалистической Республики с предложенными ниже.

Понятно, что нет физической возможности взвесить буквально ВСЕ
сохранившиеся школьные медали УССР, отчеканенные в драгметалле,
но те ДЕСЯТКИ образцов, взвешенных мной лично, позволяют вывести
усредненные данные с четко обозначенными верхним и нижним поро-
гами весового диапазона. И эти данные являются своего рода опреде-
ленной отправной точкой для дальнейшего исследования.



ЗОЛОТО:

583-я проба      375-я проба

17,4                   15,24

17,5                   15,28

17,7                   15,3

18,1                   15,31

18,1                   15,46

18,2                   15,49

18,47                 15,56

18,57                 15,7

18,6                   15,8

20,03                 15,95


А теперь (снова таки выборочно представленные из десятков взвешен
ных) школьные медали Советской Украины в серебре 925-й пробы.

СЕРЕБРО:

925-я проба (без звезды)      925-я проба (со звездой)

15,97                                      15,4

15,9                                        15,9

16                                           16

16,2                                        16,02

16,21                                      16,07

16,27                                      16,11

16,3                                        16,13

16,45                                      16,3

16,7                                        16,32

16,78                                      16,4


Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, что в первые после-
военные годы ТУ для школьных медалей мало чем отличались от ТУ, к
примеру, по изготовлению ордена Отечественная Война 1 степени –
дисперсия (разброс) веса используемых при изготовлении драгметал-
лов допускалась достаточно большая.
К этому моменту мы еще вернемся, поскольку такие колебания веса
допускают и даже провоцируют изготовление в кустарных условиях
псевдозолотых медалей.
Технические условия на изготовление золотых и серебряных медалей
определяли следующие основные параметры:
— золотая медаль первого типа: диаметр — 32 мм; состав – золото
583; покрытие – золото 900; драгметалла (в «чистоте») – 10,5 гр.
— золотая медаль второго типа: диаметр 32 мм; состав – золото 375;
покрытие – золото 900; драгметалла (в «чистоте») – 5,9 гр.
— серебряная медаль (любого типа, вида): диаметр – 32 мм; сосостав
– серебро 925; покрытие – нет; драгметалла (в «чистоте») – 15 гр.

Перед каждым человеком, исследующим тему школьных медалей
УССР, изготовленных из золота, так или иначе возникает вопрос – а
бывают ли поддельные золотые медали? Ответ очевиден – БЫВАЮТ.

Наиболее просто доказать это на примере серебряной медали со
звездой в гербе на аверсе.
Дело в том, что средний и верхний предел весового диапазона зо-
лотых медалей 375-й пробы (от 15,4 грамма до 15,95 грамма) четко
перекрывается нижней границей весового диапазона серебряной ме-
дали со звездой в гербе на аверсе (15,4 – 15,9 грамма).
Так, в частности, серебряная медаль весом 15,9 грамма была выстав-
лена на интернет аукционе MOLOTOK.ru в марте 2012 года (со стар-
товой ценой 42$) продавцом с логином CoinsfromLV, медаль с таким
же весом (15,9 граммов) была выставлена 23 мая 2012 года участ-
ником kadet723 на интернет площадке Форумы SU, а на украинской
площадке AUKRO.ua, во второй половине марта 2011 года, пользо-
вателем abirvalg_2011 продавалась такая же медаль, но с весом 15,4
грамма по цене 19$. Если учитывать то, что обе медали (и золотая и
серебряная) чеканились совершенно одинаковым штампом, то оста-
валось только качественно позолотить любую из трех названных сере-
бряных медалей для того, чтобы выдать её за золотую 375-й пробы.
Именно поэтому очень часто встречаются золотые медали с
нарушенной высокопробной позолотой (с так называемыми «запила-
ми») – владельцы проверяли её «правильность». Так что противоза-
конные попытки превратить серебряную медаль в золотую, увеличив
её стоимость в десяток раз, были, есть и, к сожалению, будут пред-
приниматься всегда.

Подделать золотую украинскую медаль 583-й пробы, путем золочения
серебряной медали без звезды на аверсе, практически невозможно.
Поскольку слишком велика разница в весе у этих двух наград и под-
делка вскроется после обычного взвешивания. Еще менее вероятна
попытка выдать менее дорогую серебряную медаль со звездой в гербе
за более дорогую серебряную же, но без звезды в гербе на аверсе.
Известны попытки аккуратно убрать звезду из верхней части герба, но
это рассчитано на людей, которые, как говорится, вообще «не в те-,
мк", поскольку аверсы этих двух медалей разительно отличаются друг
от друга и спутать их невозможно.
Пытаться же подделывать любые другие типы и виды школьных ме-
далей как УССР, так и современной Украины совершенно не имеет
смысла ввиду их не слишком высокой коллекционной стоимости. Вот,
собственно, и все о возможных подделках…

27 августа 1959 года в награждении школьными медалями происходит
настоящая революция – утверждается Постановление Совета Минис-
тров СССР за №1025 «О награждении медалями оканчивающих сред-
ние общеобразовательные школы». В соответствии с этим Постанов-
лением медали перестали быть драгоценными в буквальном смысле
этого слова.
«Золотые» медали с этого времени стали изготавливать из медно-
цинкового сплава (томпак Л 90, который состоял на 90 процентов из
меди и на 10 процентов из цинка) томпак имел желтый цвет, поэтому
из него чеканили только «золотые» медали, которые при помощи
гальвано-золочения покрывались золотом толщиной 5 микрон.
Изменился и внешний вид покрытия медалей, оно становится не
гладко-глянцевым, а шершаво-пупырчатым, матовым.
«Серебряные» же медали изготавливались из медно-никелевого спла-
ва (мельхиор МН 19) с гальвано-серебрением, толщина которого так-
же равнялась 5-ти микронам. Изменился и внешний вид медалей: до
40 мм увеличился диаметр, изменилось содержание и вид надписей и
т.д.
Новые технические условия по выпуску медалей на Монетном дворе
вступили в действие с 15 марта 1960 г.
Справочник «Советские ордена и медали» на сайте антикварного
интернет магазина «Империал» дает следующие данные по содер-
жанию драгоценных металлов в новых школьных медалях: в позо-
лоченной — 0,307 грамма золота, в посеребренной – 0,167 граммов
серебра.
По другим источникам содержание золота определяется цифрой 0,32
грамма, а серебра – 0,2 грамма. Однако нужно отметить, что данные
«Империала» соответствуют официальным ТУ. Общий же вес 40-а мил-
лиметровых медалей УССР составлял 26 граммов с погрешностью 0,6
грамма.
Однако практическое взвешивание медалей этого типа показало для
«золотых» медалей нижний диапазон веса 24,6 гр., верхний – 26,82, а
для «серебряных» разброс составил от 26 ровно до 26,71 грамма.
С 1959 же года «золотые» и «серебряные» медали стали вручать
также выпускникам вечерних школ рабочей и сельской молодежи, а с
1963 года и выпускникам заочных школ.
Именовались отныне и «золотые» и «серебряные» медали так: «За
відмінні успіхи в навчанні, праці і за зразкову поведінку».

Вот примерно с этого времени школьные медали и стали терять свою
значимость и свой авторитет. Нет, они по-прежнему оставались прес-
тижными и желанными, но стали не такими весомыми, что ли…

Следующее изменение система награждения школьными медалями в
УССР претерпела в 1968 году, когда была упразднена "серебряная"
медаль и выпускников награждали только "золотой".
Так же, в дальнейшем, несколько раз (1978, 1983, 1991 года) меня-
лись технические условия производства школьных медалей.
В 1986 году "серебряную" медаль реанимировали, но уже в изменён-
ном облике.
Изменилась надпись на реверсе (теперь она выглядела так: "За успіхи
в навчанні праці і за зразкову поведінку". Изготавливали её уже не из
мельхиора, а из посеребренного томпака, так называемой "медальной
бронзы".
Толщина серебряного покрытия составляла 6 микрон. Данная медаль
УНИКАЛЬНА, поскольку имеет на реверсе орфографическую ошибку
(!!!) — после слова "навчанні" НЕТ ЗАПЯТОЙ!!! ТАКОГО в мировой
практике не было, нет и (думаю) не будет.
Изменились медали. Изменилось и ОТНОШЕНИЕ к ним. Прослежива-
ется странная закономерность, напрямую зависящая от НАЛИЧИЯ и
соответственно КОЛИЧЕСТВА драгоценных металлов в школьных на-
градах.
В те времена, когда медаль была из настоящего золота и медалисты
были НАСТОЯЩИМИ, они становились, в подавляющем большинстве
своем,учеными, инженерами, врачами, добивались СЕРЬЁЗНЫХ успе-
хов в разных сферах деятельности. И чем меньше в медали станови-
лось золота (серебра), тем больше и длиннее выстраивалась за ней
очередь УСЛОВНЫХ отличников, желающих только одного — получить
льготы при поступлении в ВУЗ. Наличие отличных знаний становилось
ВТОРОСТЕПЕННЫМ.
Сейчас же, когда золото осталось лишь в названии медали — такими
же стали и очень и очень многие украинские отличники-медалисты.
Одно название...

Брежневский период нашей истории характеризуется как период
тотального дефицита. Коснулось это и нашей темы.   
В 80-е годы ЖЕЛАЮЩИХ стать медалистами было хоть отбавляй, а са-
мих иедалей НЕ ХВАТАЛО!!!
За медалями выстраивались очереди! Часто на большие города выде-
лялась квота (!!!) на три-четыре медали в год и они становились пред-
метом битв, иногда жесточайших битв, между родителями, имеющими
ВОЗМОЖНОСТИ.
Плачевно выглядели "медальные" дела и в Украинской Советской Со-
циалистической Республике. Опросите своих знакомых, знают ли они
хоть одного секретаря самого захудалого райкома партии тех времен,
чьи дети НЕ получили бы медальку по окончании школы? А детки
подпольных цеховиков? Мясников? Завмагов? Автослесарей? В ПТУ
шли после школы? На слесаря учиться? По словам ныне покойного
политолога, ученого, историка, педагога, "просидевшего" в приемных
комиссиях киевских ВУЗов добрый десяток лет, Анатолия Фотиевича
Трубайчука, наиболее толково отвечали на вступительных экзаменах
в престижные ВУЗы абитуриенты со средним баллом аттестата "4",
максимум "4,5". Подавляющее же число медалистов-отличников от-
кровенно ОТСТАВАЛИ от них по уровню и глубине знаний.
Так что нынешняя ПОВАЛЬНАЯ КОРРУПЦИЯ в украинском народном
образовании имеет мощный фундамент, заложенный еще 30-40 лет
назад. Только в "раньшие", как говорил Паниковский, времена, рабо-
тал тандем под названием СВЯЗИ-ДЕНЬГИ, а сейчас же — просто ДЕ-
НЬГИ. Есть деньги? Значит вы можете купить своему ребенку золотую
школьную медаль (а чё — мой хуже других?), вы можете "поступить"
своё чадо в любой, самый престижный ВУЗ, вы можете купить уже ди-
пломированному детёнышу чиновничью (это сейчас модно) должность.
И ПОШЕЛ ПО ЖИЗНИ ОЧЕРЕДНОЙ МЕДАЛЬНО-ДИПЛОМИРОВАННЫЙ
НЕУЧ!!!
Отдельная тема КОМУ и, самое главное, КАК и ЗА ЧТО вручались
школьные награды в разные времена. Не будем брать во внимание 40-
е и 50-е годы.
Там все было более-менее честно. Не без влияния личностного фак-
тора (дети учителей, директоров и завучей школ, заведующих РОНО),
но всё-таки честно.
"Веселиться" народ начал во времена позднего Хрущова и в благосло-
венные брежневские времена. Школьная медаль из достойной, но всё-
таки рядовой государственной награды превращается в предмет вож-
деления для любого человека С ВОЗМОЖНОСТЯМИ, имеющего детей,
племянников, внуков, крестников и т.д. школьного возраста. Директор
базы, завмаг, модный парикмахер, мясник с рынка, бармен, таксист,
кассир авиа или ж/д касс… Я не говорю уже о многочисленных пред-
седателях колхозов, директорах совхозов, заводов, фабрик, предста-
вителях партийной и советской номенклатуры…
ВСЕ эти люди претендовали на школьную медаль для своих
отпрысков.
В советские времена количество выдаваемых золотых и серебряных
медалей возрастало в разы ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИНЦИПУ РАС-
ПРЕДЕЛЕНИЯ, особенно в европейской части СССР. Чем ЮЖНЕЕ, тем
большее количество медалей выдавалось. Закавказье (Грузия, Азер-
байджан, Армения), Северный Кавказ (особенно отличалась Кабар-
дино-Балкария), Кубань, Ставрополье, Крым были поставщиками наи-
большего числа золотых и серебряных медалистов в СССР.
Школьная медаль стала предметом ТОРГА. И всё это происходило по
однойединственной причине: медалист имел право поступать в любой
ВУЗ Советского Союза, сдавая при этом только ОДИН вступительный
экзамен — по профилирующему предмету. А "договориться" за один
экзамен было несравнимо проще, чем за четыре. Кроме того, были и
варианты поступления вообще без экзаменов (такое было возможно
при поступлении в ВУЗ, испытывающий из года в год недобор абиту-
риентов, как правило это были технические ВУЗы), естесственно, при
наличии у поступающего золотой школьной медали.
Медали попросту ПОКУПАЛИСЬ. "Деловые" родители умудрялись
выстилать полновесным советским рублём дорогу к медалям с 5-го по
10-й классы общеобразовательной школы, в результате чего откро-
венные неучи и посредственности получали медали, а их "честные"
учителя — всевозможные материальные блага.
Известны случаи, когда поздно спохватившиеся родители умудрялись
проплатить поистине титанический труд — ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ВСЕХ
КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ за ВСЕ ГОДЫ УЧЕБЫ РЕБЁНОЧКА. С целью вы-
вести его, любимого, в круглые "пятёрочники", что давало право на
медаль. Такие номера проходили и имели место быть в советских
Грузии, Армении, Узбекистане, в некоторых областях Украины.
По оценкам наблюдателей, в 60-е, а особенно в 70-е и 80-е годы ХХ-
го столетия только ОДИН ИЗ ТРЁХ медалистов показывали знания,
достойные носителя столь высокого звания.

Два из трёх — липовые… ГРУСТНО...






           Классификация школьных медалей Украинской Советской
                            Социалистической Республики.


Украинские школьные медали советского периода можно разделить на
четыре доказанных ТИПА, достаточно четко определяемые как чисто
внешними особенностями, так и временными рамками, в которые ук-
ладывался период их выпуска и один добавочный, не определяемый
чётко ТИП - тем не менее существующий реально, мы его будем назы-
вать «ТИП 5?», о чём подробнее остановимся ниже.
Кроме того внутри типов медалей выделяются ВАРИАНТЫ: золотая, т.е
изготовленная из золота; серебряная, т.е. изготовленная из серебра, а
также "золотая", т.е. позолоченная (покрытая золотом), "серебряная",
т.е. посеребренная (покрытая серебром). Некоторые варианты меда-
лей имеют свои РАЗНОВИДНОСТИ, т.е., при внешней схожести штем-
пеля, есть заметные отличия аверса или реверса той или иной медали
от подобных.
Таким образом, каждая школьная медаль УССР получает свой цифро-
вой код, в котором может быть от ДВУХ до ТРЕХ цифр, разделяемых
точкой.

Первая цифра — ТИП медали; вторая цифра — ВАРИАНТ; третья ци-
фра — РАЗНОВИДНОСТЬ. К примеру, медаль с кодом 1.2.1. - это ме-
даль 1-го типа (образца 1945 года), вариант 2 (серебряная), разно-
видность 1 (низкий шрифт на реверсе). Или другой пример: медаль с
кодом 2.1. — это медаль 2-го типа (с гербом образца 1949 года), вари-
ант 1 (золотая 375-й пробы).
Наличие в коде буквы "Р" говорит о том, что данная разновидность
медали является РЕДКОЙ.

Теперь подробнее.



Тип 1. Медали образца 1945 года. Основным отличительным призна-
ком как з олотых, так и серебряных медалей 1-го типа является от-
сутствие пятиконечной звезды в гербе на аверсе.

Тип медали 1 имеет два варианта:

— вариант 1 (1.1.): золотая медаль (образца 1945 года, золото 583-й
пробы, покрытие золотом 900-й пробы), РЕДКАЯ;

— вариант 2 (1.2.): серебряная медаль (образца 1945 года, серебро
925-й пробы, покрытия — нет).

В свою очередь, тип медали 1, вариант 2 имеет две разновидности:

— разновидность 1-я (1.2.1.): серебряная медаль (образца 1945 года,
серебро 925-й пробы, низкий шрифт на реверсе медали);

— разновидность 2-я (1.2.2.): серебряная медаль (образца 1945 года,
серебро 925-й пробы, высокий шрифт на реверсе медали).

Таким образом к типу ПЕРВОМУ школьных медалей УССР относятся ме-
дали с кодами:

— 1.1.Р. (тип 1, вариант 1, Редкая);

— 1.2.1. (тип 1, вариант 2, разновидность 1);

— 1.2.2. (тип 1, вариант 2, разновидность 2).


Тип 2. Медали с гербом образца 1949 года. Эту дату нужно обсудить
более подробно. Дело в том, что разные источники по разному дати-
руют появление школьных медалей УССР со звездой в гербе на авер-
се. Многие сходятся в том, что этот тип медалей нужно датировать
1954 годом (годом, когда официально были изменены технические
условия по выпуску золотых медалей, а именно снижение пробы зо-
лота до 375-й), но эти исследователи не учитывают то, что УССР самой
первой из всех республик Советского Союза внесла изменения в свой
герб, в частности, добавив в верхнюю его часть пятиконечную звезду
задолго до 1954 года.
Еще летом 1947 года ЦК КП(б)У обсуждал вопрос о внесении измене-
ний в государственный герб УССР. Далее, Указом Президиума Верхов-
ного Совета УССР от 21 ноября 1949 года и законом, принятым Вер-
ховным Советом УССР 5 июля 1950 года, изменения герба советской
Украины были официально утверждены.
Вот и возникает вопрос: можем ли мы датировать 1949-м годом медаль
с новым гербом на аверсе, если он (герб) был окончательно утверж-
ден Законом Верховного Совета УССР только 5-го июля 1950 года?
И еще один вопрос: могли ли выпускаться с 1950–го по 1954 год
школьные медали советской Украины с гербом СТАРОГО, т.е. офици-
ально признанного недействующим, образца на аверсе, если все эти
годы уже существовал НОВЫЙ герб УССР? А значит можем ли мы дати-
ровать медали со звездой в гербе на аверсе 1954-м годом, как это ут-
верждают многие исследователи?
Ответ на все эти вопросы однозначен – НЕТ.
Именно поэтому я и предлагаю для определения медалей второго типа
применять максимально корректную формулировку – не медаль образ-
ца 49 года, а медаль С ГЕРБОМ образца 1949 года.

Тип 2 имеет так же два варианта медали: вариант 1 — золотая 375-й
пробы, с покрытием 900-й пробой золота (2.1.) и вариант 2 - серебря-
ная 925-й пробы (2.2.). Серебряная медаль второго типа имеет ДВЕ
разновидности, а не ОДНУ, которую выделяют все исследователи.
Штемпель первой разновидности второго варианта (серебряная)
первого типа (с гербом на аверсе образца 1949 года) медали (2.2.1.)
имеет звезду в верхней части герба с ТОНКИМИ ЛУЧАМИ.
Штемпель второй разновидности этого же варианта и типа медали
(2.2.2) имеет на аверсе в верхней части герба звезду с ШИРОКИМИ
ЛУЧАМИ. Первая разновидность (2.2.1), т.е. с ТОНКИМИ ЛУЧАМИ —
более редко встречается, чем вторая (2.2.2.).

Ко ВТОРОМУ типу школьных медалей УССР относятся:

— 2.1. (тип 2, вариант 1);

— 2.2.1. (тип 2, вариант 2, разновидность 1);

— 2.2.2. (тип 2, вариант 2, разновидность 2).


Тип 3. Школьная медаль УССР образца 1960 года. В этом случае обще-
принятое обозначение данного типа медалей ("образца 1960 года") -
правильное, т.к. в соответствии с Постановлением Совета Министров
№1025 от 25.08.1959 г., изменение внешнего вида медалей и матери-
ала, из которого их начали изготавливать, состоялось только в 1960
году, поскольку технические условия по выпуску медалей на Монет-
ном дворе вступили в действие только с 15 марта 1960 г.
Как уже сообщалось выше — изменения были кардинальные, но это
касалось только кардинального изменения формы медалей и отсут-
ствия в них (практически полного) драгоценных металлов. Касаемо же
разнообразия штемпелей, то и в этом случае советская власть особо
не побаловала.
Тип 3 изготавливался на Монетном дворе снова таки в двух
вариантах:
вариант 1 — "золотая" медаль, изготовленная из томпака Л90 с
позолотой, толщиной 5 микрон (3.1.) и вариант 2 — "серебряная"
медаль, изготовленная из мельхиора МН19 с серебрением, толщиной 5
микрон (3.2.).
И "золотые" и "серебряные" медали третьего типа имеют свои разно-
видности.
"Золотые" медали третьего типа выпускались в трёх разновидностях:
первая разновидность медали (3.1.1.Р.) — верхний луч звезды на ре-
версе указывает на букву "А" в слове "праці"; вторая разновидность
медали (3.1.2.) — верхний луч звезды указывает на букву "Ц" в слове
"праці"; третья разновидность (3.1.3.) — верхний луч звезды на ре-
версе указывает на букву "Ц" в слове "праці", герб УССР, располо-
женный на аверсе медали имеет БОЛЕЕ округлую форму, в нём БОЛЕЕ
пышный венок из колосьев, иначе изображена лента на венке и т.д.
(по некоторым данным, эта разновидность медали выпускалась в 80-е
годы, но документального подтверждения этот факт не имеет, поэтому
мы и относим её к третьему типу по чисто внешним признакам).
Наиболее редкой является разновидность 3.1.1.Р., нечасто
встречается и разновидность 3.1.3., медаль 3.1.2. имеет наибольшее
распространение.
"Серебряные" медали третьего типа имеют две разновидности: первая
разновидность (3.2.1.Р.) — верхний луч звезды на реверсе указывает
на букву "А" в слове "праці"; вторая разновидность второго варианта
третьего типа (3.2.2.) — верхний луч звезды на реверсе медали ука-
зывает на букву "Ц" в слове "праці". Разновидность 3.2.1.Р. более ре-
дко встречается, чем разновидность 3.2.2.

Таким образом к ТРЕТЬЕМУ ТИПУ школьных медалей УССР относятся:

— 3.1.1.Р. (тип 3, вариант 1, разновидность 1, Редкая);

— 3.1.2. (тип 3, вариант 1, разновидность 2);

— 3.1.3. (тип 3, вариант1, разновидность 3);

— 3.2.1.Р. (тип 3, вариант 2, разновидность 1, Редкая);

— 3.2.2. (тип 3, вариант 2, разновидность 2).


Тип 4. Школьная медаль УССР образца 1986 года. К этому типу меда-
лей относится всего один образец. Это восстановленная в правах по-
сле отмены в 1968 году "серебряная" медаль (4.2.). Она отличается от
предыдущих образцов "серебряных" медалей, о чем писалось выше.
Данная медаль "прославилась" на весь мир тем, что в своей легенде,
на реверсе, имеет орфографическую ошибку.
И ЭТО МЕДАЛЬ — ЗА ОТЛИЧНУЮ УЧЁБУ!!!

Тип 4 — это ТОЛЬКО "серебряная" медаль. Однако у автора в кол-
лекции есть данный тип медали ЖЁЛТОГО цвета. Изучение этого эк-
земпляра позволило сделать вывод, что это "народное творчество".
Некто (весьма умелый) очень профессионально покрыл тончайшим
слоем "золотой" краски обыкновенную "серебряную" медаль четвер-
того типа. Так что отнесем мы данный экземпляр к КУРЬЁЗАМ.

К ЧЕТВЁРТОМУ типу школьных медалей УССР относится:

— 4.2. (тип 4, вариант 2).


Тип 5? – не определённый чётко, но существующий реально тип ме-
далей, которые можно (а нужно ли?) отнести к фальшивкам, поддел-
кам.
Ещё в 70-е годы ХХ-го столетия коллекционерам  (а чаще зубным
врачам и зубным техникам)  попадались золотые медали Первого
(образца 1945 года) типа и Второго (образца 1949 года) типа КАТЕ-
ГОРИЧЕСКИ отличающиеся от привычных, правильных экземпляров. В
основном это были внешне не отличимые от привычных медали, но из-
готовленные из цветного НЕ драгоценного металла (латунь, бронза?) и
покрытые золотом.
Первыми на это обратили внимание в Армении.  
Вот как писал об этом известный российский исследователь и авто-
ритетный журналист А. Чеботарёв: «…по информации одного из со-
чинских коллег, часто посещающего Армению, там коллекционеры
провели довольно широкую экспертизу золотых медалей периода 1945
– 1959 гг. В результате её было обнаружено три типа этих наградных
знаков:  с сердечником из низкопробного золота, сердечником из се-
ребра и сердечником из бронзы, покрытых высокопробным золотом.
Автору известен по ростовскому-на-дону клубу коллекционеров эк-
земпляр украинской малой золотой медали с сердечником из бронзы.
Происхождение этих предметов объяснить не представляется возмож-
ным».
Данную информацию подтверждает и известный ростовский коллекци-
онер В. Назаров.
Кроме того, известны факты обнаружения подобных медалей в 80-е
годы в Новосибирске, а в самом начале 90-х – в Молдавской ССР.
ВСЕ, без исключения, экземпляры соответствовали (внешне) золотым
медалям Первого и Второго типов.
ВСЕ, без исключения, экземпляры имели все признаки настоящих зо-
лотых медалей. За исключением  веса предмета. Только отличие в ве-
се (в меньшую сторону, да и то не всегда) позволяло считать эти ме-
дали фальшивками.
Казалось бы – всё объяснимо. Заменил золото менее ценным металлом
– вот и выгода производителю фальшаков.
Если бы не маленькое «но».
Оказывается есть СЕРЕБРЯНЫЕ медали Первого и Второго типов с сер-
дечниками из бронзы (латуни?).
Это в корне меняет дело.
Серебро НЕ принесёт изготовителю подделок настолько весомый до-
ход (в сравнении с золотом), чтобы сознательно идти на «подрас-
стрельную» статью Уголовного кодекса СССР. Слишком мала выгода
для риска получить смертный приговор.
У автора в коллекции есть серебряная медаль Первого типа: «(1.2.1.):
серебряная медаль (образца 1945 года, серебро 925-й пробы, низкий
шрифт на реверсе медали)», изготовленная НЕ из драгоценного сере-
бра, а только покрытая им.
Вес этого экземпляра = 13, 07 грамма.
Диаметр – 33,3 мм.
Толщина = 1,9 мм.
При этом ЯВНО этот экземпляр отштампован НАСТОЯЩИМ штампом, о
чём говорят все мельчайшие детали; медаль имеет следы износа, со-
ответствующие её возрасту и т.д. и т.п.
Исходя из вышеизложенного автор пришёл к выводу, что с большой
долей вероятности изготовление подобных золотых, серебряных ме-
далей Первого и Второго типов было санкционировано государством.
А посему имеет смысл вывести их в отдельный тип – тип пять со
знаком вопроса:  Тип 5?.
Поскольку РЕАЛЬНО исследована только одна подобная медаль, то к
ПЯТОМУ? Типу школьных медалей УССР относится:

-- 5?.2.1. (тип 5?, вариант 2, разновидность 1).

*********************************************
*********************************************
*********************************************



СОВРЕМЕННАЯ  УКРАИНА


Казалось бы  — насколько просто собрать материал и написать нечто
о школьных медалях современной Украины.
Но...
Не тут-то было.
Всего два десятилетия с хвостиком прошло с тех пор, как украинский
отличник получил свою НЕ советского образца медаль за достойную
учёбу и ВСЯ информация о медалях (автор эскиза, технические усло-
вия, фирма-производитель, материал из которого их штамповали, ти-
ражи и т.д. и т.п. ...) лежит рядышком — протяни руку и получи её!
Изучай!  Систематизируй!  Делай выводы!
ПИШИ  КНИГУ !
Если кратко, то...

Автор, за многие годы поисков, так и НЕ получил в своё распоряжение
материалы о школьных медалях современной Украины.  
Насквозь кор-румпированная, воровская система "дерибана" бюджет-
ных средств, выделяемых производителям на изготовление этих го-
сударственных наград, породила круговую поруку.
НИ ОДНА из государственных или частных инстанций, стоящих в це-
почке субъектов, причастных к выпуску школьных медалей за пос-
ледние четверть века, не является открытой в информационном пла-
не.  
Получить документы о тиражах медалей, о материалах, из которых их
изготовили, о себестоимости, об авторах эскизов, о суммах, фигури-
рующих в гос. заказах  --  НЕВОЗМОЖНО.
Почему ТАК?
Мы люди взрослые и выводы можем сделать сами:  боятся.
Боятся, что вскроется ГЛОБАЛЬНОЕ воровство на всех уровнях выпус-
ка школьных медалей независимой Украины.

Компоновать те обрывки / клочки / догадки, которые сумел "нарыть"
за годы поисков материала, в нечто научноподобное  -  НЕ ХОЧУ.

А посему, ниже Вы увидете только классификацию типов / видов /
разновидностей школьных медалей, выпущенных Украиной с 1991
года и по настоящее время.  Их, разновидностей, МНОГО (в сравнении
с советским периодом).

Думаю, каталог, представленный  Вашему вниманию, будет ещё
пополняться.



     Классификация по типам / видам / разновидностям школьных
                    медалей современной  УКРАИНЫ.


Соглашусь с каждым, кто озвучивает (а иногда и высмеивает) откро-
венно убогий дизайн школьных медалей современной Украины.
Однако это "болезнь" не только украинская.
Посмотрите, хотя бы, вариант российской современной школьной ме-
дали, на которой некто "умный" умудрился изобразить коровью ле-
пёшку-кизяк  (типа :)  сургуч?)   с отпечатком коровьего же копыта   
(типа :) оттиск печати?).    Этот "дизайн" уже НЕ переплюнет НИКТО!!!



Известные на сегодня типы / варианты / разновидности школьных ме-
далей независимой Украины (информация, поданная ниже НЕ явля-
ется полноценной, законченной и будет дополняться) :


Тип 1(с.у.), где с.у. — "современная Украина".

Школьная медаль Украины образца (???).

К этому типу относятся медали современной Украины с "ухом".

Тип 1(с.у.) имеет два варианта медалей: вариант 1 — "золотая" ме-
даль и вариант 2 — "серебряная" медаль.  Каждый из вариантов имеет
свои разновидности.


"ЗОЛОТАЯ":

— 1(с.у.).1.1. (тип 1(с.у.), вариант 1, разновидность 1) :  "ухо" медали
расположено (по реверсу) над буквами "СП I", женская голова — под
буквами "ХИ", поле медали крупная "шагрень", буквы на реверсе про-
писаны широкими плоскими штрихами.

— 1(с.у.).1.2. :  "ухо" медали расположено над буквами "СП I",
женская голова — под буквами "ХИ", на реверсе буквы прописаны уз-
кими, конусообразными штрихами, правый ромб в орнаменте подола
платья растянут до формы квадрата.

— 1(с.у.).1.3. :  "ухо" медали расположено над буквами "СП I", жен-
ская голова — под буквами "ХИ", поле медали — мелкая "шагрень",
венок в руке женщины — менее пышный, на реверсе буквы пропи-
саны узкими, конусообразными штрихами.

— 1(с.у.).1.4. :  "ухо" медали расположено над буквами "СП I Х", жен-
ская голова — под буквой "И", поле медали — волнистая "шагрень".

— 1(с.у.).1.5. :  "ухо" медали расположено над буквами "I Х", голова
женщины — под буквой "В", складка одежды по низу правого рукава
заканчивается у локтя женщины, поле медали — крупная "шагрень".

--1(с.у.).1.6. :  "ухо" медали расположено над буквами "I Х", голова
женщины — под буквой "В", складка одежды по низу правого рукава
заканчивается за локтем, поле медали — мелкая "шагрень";  суще-
ствует данная разновидность медали, но НЕ покрытая "золотом", мы
её к отдельной разновидности относить НЕ будем.


"СЕРЕБРЯНАЯ":

— 1(с.у.).2.1.Р. (тип 1(с.у.), вариант 2, разновидность 1, "Р" — ред-
кая) :  "ухо" медали расположено между буквами "В" и "Н", голова
женщины — под буквой "А", в легенде нет слова "особливi", медаль не
имеет "серебряного" покрытия, данная разновидность имеет
характерный "наплыв" металла над буквой "П" и является РЕДКОЙ.

— 1(с.у.).2.2. :  "ухо" медали расположено над буквами "СП I", голова
женщины под буквой "И", в легенде есть слово "особливi", крупная
"шагрень".

— 1(с.у.).2.3. :  "ухо" медали расположено над буквами "П I", голова
женщины — между буквами "И" и "В", в легенде есть слово "особливi",
волнистая "шагрень".

— 1(с.у.).2.4. :  "ухо" медали расположено над чистым полем и буквой
"В" (по фронту — правее), голова женщины — под буквами "НА", в ле-
генде нет слова "особливi", мелкая волнистая "шагрень".

— 1(с.у.).2.5. :  "ухо" медали расположено над чистым полем и буквой
"В" (по фронту — правее), голова женщины — под буквой "Н", в леге-
нде нет слова "особливi", крупная "шагрень".

-- 1(с.у.).2.6. : «ухо» медали расположено над чистым полем и буквой
«В» (по фронту – правее), голова женщины – под буквой «Н», в леге-
нде нет слова «особливі», мелкая «шагрень», венок в руке женщины
имеет выраженную круглую форму с чётко прорисованными листьями.


Таким образом, к ПЕРВОМУ ТИПУ школьных медалей современной  
Украины относятся 2 варианта, 12 разновидностей (из известных на
23 января 2020 года) :

— 1(с.у.).1.1. (тип 1(с.у.), вариант 1, разновидность 1);

— 1(с.у.).1.2. (тип 1(с.у.), вариант 1, разновидность 2);

— 1(с.у.).1.3. (тип 1(с.у.), вариант 1, разновидность 3);

— 1(с.у.).1.4. (тип 1(с.у.), вариант 1, разновидность 4);

— 1(с.у.).1.5. (тип 1(с.у.), вариант 1, разновидность 5);

— 1(с.у.).1.6. (тип 1(с.у.), вариант 1, разновидность 6);

— 1(с.у.).2.1.Р. (тип 1(с.у.), вариант 2, разновидность 1, Редкая);

— 1(с.у.).2.2. (тип 1(с.у.), вариант 2, разновидность 2);

— 1(с.у.).2.3. (тип 1(с.у.), вариант 2, разновидность 3);

— 1(с.у.).2.4. (тип 1(с.у.), вариант 2, разновидность 4);

— 1(с.у.).2.5. (тип 1(с.у.), вариант 2, разновидность 5);

--  1(с.у.).2.6. (тип 1(с.у.), вариант 2, разновидность 6).


Встречаются и курьёзные варианты медалей  ПЕРВОГО  ТИПА:

— "серебряная":  на разновидности 1(с.у.).2.2.; в "ухе" НЕТ  ОТВЕР-
СТИЯ.

— "серебряная":  на разновидности 1(с.у.).2.4. есть надчеканенные
отверстия глубиной до 1,5 мм треугольной формы (одно на реверсе,
два на аверсе).



Тип 2(с.у.).

Школьная медаль современной Украины образца (???)

К этому типу относятся медали современной Украины без "уха".

Тип 2(с.у.) имеет два варианта медалей:  вариант 1 — "золотая" ме-
даль и вариант 2 — "серебряная" медаль. Каждый из вариантов имеет
свои разновидности.


"ЗОЛОТАЯ":

— 2(с.у.).1.1.Р. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 1, "Р" — ред-
кая) :  округлый, пышный, замкнутый венок в руке женщины, герб
поднят над полем медали на "подиуме", поле герба гладкое, линии
трезубца гладкие, поля внутри трезубца — мелкая "шагрень", поле
медали — "шагрень", на реверсе — чётко выраженный бортик вокруг
отверстия под ленту (на всех иных разновидностях медалей данного
типа, имеющих плоское, БЕЗ ПОДИУМА, поле герба, подобный бортик
отсутствует).  Данная разновидность является РЕДКОЙ.

— 2(с.у.).1.2.Р. :  округлый, пышный, замкнутый венок в руке жен-
щины, герб поднят над полем медали на "подиуме", линии трезубца и
поля внутри трезубца — гладкие, поле медали — "шагрень", на ревер-
се — чётко выраженный бортик вокруг отверстия под ленту.  Данная
разновидность является РЕДКОЙ.

— 2(с.у.).1.3.Р. :  малый, узкий венок в руке женщины, большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба, по-
ля внутри трезубца — "шагрень", линии трезубца — мелкая "шагрень",
поле медали — гладкое. Данная разновидность медали имеет
"позолоту" явно выраженного красноватого оттенка (цвет — "советс-
кого" золота), в отличие от всех остальных видов медалей этого типа,
имеющих явно выраженный желтый оттенок "позолоты" (цвет — "ев-
ропейского" золота) и является  РЕДКОЙ.

— 2(с.у.).1.4. :  малый, узкий венок в руке женщины, большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба,
поля внутри трезубца — гладкие, линии трезубца — мелкая "шагрень",
поле медали — гладкое.

— 2(с.у.).1.5. :  малый, узкий венок в руке женщины, большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба,
поля внутри трезубца — "шагрень", линии трезубца — мелкая "шаг-
рень", поле медали — гладкое.

— 2(с.у.).1.6. :  большой, округлый, пышный венок в руке женщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ПЯТЬ фрагментов земного шара, поле герба
плоское, поле герба, поля внутри трезубца — крупная "шагрень", ли-
нии трезубца — гладкие, поле медали — мелкая "шагрень".

--2(с.у.).1.7. :  большой, округлый, пышный венок в руке женщины,
малое  количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса
чётко выделены меридианами ШЕСТЬ фрагментов земного шара, поле
герба плоское, поле герба, поля внутри трезубца — крупная "шаг-
рень", линии трезубца — гладкие, поле медали — мелкая "шагрень".

--2(с.у.).1.8. :  большой, округлый, пышный вено в руке женщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ШЕСТЬ фрагментов земного шара, поле герба
плоское, поле герба, поля внутри трезубца — мелкая "шагрень", ли-
нии трезубца — гладкие, поле медали — мелкая "шагрень".

— 2(с.у.).1.9. :  большой, округлый, пышный венок в руке женщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ШЕСТЬ фрагментов земного шара, поле герба
плоское, поле герба, поля внутри трезубца — мелкая "шагрень",
линии трезубца — гладкие, поле медали — гладкое.


"СЕРЕБРЯНАЯ":

2(с.у.).2.1.Р. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 1, "Р" — редкая) :  
округлый, пышный. замкнутый венок в руке женщины, герб поднят
над полем медали на "подиуме", поле герба гладкое, линии трезубца
гладкие, поля внутри трезубца - мелкая "шагрень", поле медали —
мелкая "шагрень", на реверсе — чётко выраженный бортик вокруг от-
верстия под ленту, в легенде отсутствует слово "високi".  Данная
разновидность является РЕДКОЙ.

— 2(с.у.).2.2.Р. :  округлый, пышный, замкнутый венок в руке жен-
щины, герб поднят над полем медали на "подиуме", поле герба гла-
дкое, линии трезубца гладкие, поля внутри трезубца —мелкая "шаг-
рень", поле медали — мелкая "шагрень", на реверсе — чётко выра-
женный бортик вокруг отверстия под ленту, в легенде присутствует
слово "високi". Данная разновидность является РЕДКОЙ.

— 2(с.у.).2.3. :  малый, узкий венок в руке женщины, большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба, по-
ля внутри трезубца — мелкая "шагрень", линии трезубца — гладкие,
поле медали — гладкое, в легенде присутствует слово "високi".

— 2(с.у.).2.4. :  малый, узкий венок в руке женщины, большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба,
поля внутри трезубца — мелкая шагрень, линии трезубца гладкие,
поле медали — гладкое, в легенде отсутствует слово "високi".

— 2(с.у.).2.5. :  малый, узкий венок в руке женщины, большое ко-
личествомеридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба, поля
внутри трезубца - мелкая "шагрень", линии трезубца — мелкая "шаг-
рень", поле медали — гладкое, в легенде отсутствует слово "високi".

— 2(с.у.).2.6. :  малый. узкий венок в руке женщины, большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба,
поля внутри трезубца — гладкие, линии трезубца — мелкая "шагрень",
поле медали — гладкое, в легенде отсутствует слово "високi".

— 2(с.у.).2.7. :  малый, узкий венок в руке женщины, большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба,
поля внутри трезубца - гладкие, линии трезубца — гладкие, поле
медали — гладкое, в легенде отсутствует слово "високi".

-- 2(с.у.).2.8. : малый узкий венок в руке женщины; большое ко-
личество меридианов на глобусе, поле герба плоское, поле герба,
поля внутри трезубца «шагрень», линии трезубца широкие, гладкие,
на ленте с надписью «Україна» явно выраженная «шагрень», поле
медали – гладкое, зеркальное, в легенде отсутствует слово «високі».

— 2(с.у.).2.9. :  большой, округлый, пышный венок в руке женщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ПЯТЬ фрагментов земного шара, поле герба
плоское, поле герба, поля внутри трезубца — крупная "шагрень", ли-
нии трезубца — гладкие, поле медали — мелкая "шагрень", в легенде
ПРИСУТСТВУЕТ слово "високi".

— 2(с.у.).2.10. :  большой. округлый, пышный венок в руке женщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ШЕСТЬ фрагментов земного шара, поле герба
— плоское, поле герба, поля внутри трезубца — крупная "шагрень",
линии трезубца — гладкие, в легенде присутствует слово "високi".

— 2(с.у.).2.11. :  большой, округлый, пышный венок в руке женщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ШЕСТЬ фрагментов земного шара, поле герба
— плоское, поле герба, поля внутри трезубца — мелкая "шагрень", ли-
нии трезубца — гладкие, поле медали — гладкое, в легенде отсутст-
вует слово "високi".

— 2(с.у.).2.12. :  большой, округлый, пышный венок в руке денщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ШЕСТЬ фрагментов земного шара, поле герба
— плоское, поле герба, поля внутри трезубца — мелкая "шагрень",
линии трезубца — гладкие, поле медали — мелкая "шагрень", в леге-
нде отсутствует слово "високi".

— 2(с.у.).2.13. :  большой, округлый, пышный венок в руке женщины,
малое количество меридианов на глобусе, на "макушке" глобуса чётко
выделены меридианами ШЕСТЬ фрагментов земного шара, поле герба
плоское, поле герба, поля внутри трезубца — крупная "шагрень", поле
медали — мелкая "шагрень", в легенде отсутствует слово "високi".


Таким образом, ко ВТОРОМУ ТИПУ школьных медалей современной

Украины относятся 2 варианта, 22 разновидности (из известных на 23

января 2020 года) :

— 2(с.у.).1.1.Р. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 1, Редкая);

— 2(с.у.).1.2.Р. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 2, Редкая);

— 2(с.у.).1.3.Р. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 3, Редкая);

— 2(с.у.).1.4. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 4);

— 2(с.у.).1.5. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 5);

— 2(с.у.).1.6. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 6);

— 2(с.у.).1.7. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 7);

— 2(с.у.).1.8. (тип 2(с.у.), вариант 1, разновидность 8);

— 2(с.у.).1.9. (тип 2(с.у.), вариант 1 разновидность 9);

— 2(с.у.)2.1.Р. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 1, Редкая);

— 2(с.у.).2.2.Р. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 2, Редкая);

— 2(с.у.).2.3. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 3);

— 2(с.у.).2.4. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 4);

— 2(с.у.).2.5. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 5);

— 2(с.у.).2.6. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 6);

— 2(с.у.).2.7. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 7);

— 2(с.у.).2.8. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 8);

— 2(с.у.).2.9. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 9);

— 2(с.у.).2.10. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 10);

— 2(с.у.).2.11. (тип 2(с.у.), вариант 2, разновидность 11);

--  2(с.у.).2.12. (тип2(с.у.). вариант 2, разновидность 12);

— 2(с.у.).2.13. (тип 2(с.у.), вариант2, разновидность 13).



Курьёзные варианты медалей  ВТОРОГО  ТИПА:

— "золотая":  на разновидности 2(с.у.)1.4. :  двойной удар штемпеля
со стороны реверса, с повреждением гурта, со смещением по бортику
на 1-2 мм на промежутке от 5-и часов до 12-и часов.

— "золотая":  на разновидности 2(с.у.).1.5. :  отсутствует отверстие
под ленту.

— "серебряная":  на разновидности 2(с.у.).2.5. :  двойной удар
штемпеля со стороны аверса, с повреждением гурта, со смещением по
бортику на 1-3 мм на промежутке от 6-и часов до 12-и часов.

— "серебряная":  на разновидности 2(с.у.).2.9.: фабричный брак —
фрагментарное отсутствие "серебряного" покрытия на обеих сторонах
медали: на аверсе примерно на 80%, на реверсе примерно на 15%.
   


ПО  МЕРЕ  ПОСТУПЛЕНИЯ  НОВЫХ  ОБРАЗЦОВ  ШКОЛЬНЫХ  МЕДАЛЕЙ

СОВРЕМЕННОЙ  УКРАИНЫ,  ИНОФОРМАЦИЯ  БУДЕТ  ОБНОВЛЯТЬСЯ.
*  *  *
2008 г. —  2020 г....

История cоздания стихотворения:

1
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 32

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 2.
при нынешней декоммунизации медальки могут на срок потянуть ))
2020-01-24 23:16:16
Я получила золотую медаль в 1964 году. Скорее всего, это медаль ТИП-3
а подвид не определю, ибо сравнить не с чем - выпуклее колоски или нет, и т.д., так как не знаю, какими они были до моей.
Интересное исследование.
2020-01-23 18:03:31
Важно то, что она у Вас ЕСТЬ.
И она - ПРАВИЛЬНАЯ.
Заслуженная.
Не чета нынешним...
2020-01-23 18:27:54
Спасибо большое, Вадим! Да, в то время её надо было заслужить.
2020-01-23 18:32:14

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль?
В прямом эфире
Что ж захочет показать
Он на 3-й День рожденья?
Надо малость подождать!
Только, вот, есть опасенье,
Что мальчонку к 3-м годам
Говорить уже научат,
И ответит вдруг гостям
3-х-этажным словом внучек...

Юра, супер!)))
Рецензия от: татьяна из киева
2020-02-24 15:59:55
яркая вспышка
Рецензия от: наталия остапенко
2020-02-24 15:56:08
На таких чудаках мир держится......
Рецензия от: Лалит
2020-02-24 15:52:12
На форуме обсуждают
💙💛
24 лютого – Лелечини. З Святом,Українці!

Свято тотемного птаха українців. Вважають, що з цього дня птахи починають свій політ (...)
Рецензия от: Зрадонька
2020-02-24 13:16:28
💙💛Навколо тільки й розмов про млинці! Та, хотіли б нагадати, що для української традиції більш характерною стравою у цей тиждень є вар(...)
Рецензия от: Зрадонька
2020-02-24 13:15:24
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.