Основа-Кафедра. Анализ. Обсуждение № 19. Автор: Ростислава
Лілія Фокс: на рецензію
Сейчас на сайте 1898 человек
Кто онлайн?
Популярное
Новые авторы
Присоединяйся
twitter
youtube
Нет статуса

Автор: марина чистякова
Тема: Свободная тема
Опубликовано: 2019-05-05 15:42:13
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ИМЕНА - 8. Н.А. МАКСИМОВИЧ

         Киев, 1972 год. Печерск. Практически территория Лавры, святыни
православной веры. Территория собственно собора сокращена до минимума, якобы нет
массовой потребности в отправления своих вероисповедальных потребностей. На уплотнённую
часть бывшей церковной территории подселили республиканский Научно-исследовательский
институт инфекционных болезней. Есть стационар, в приспособленных помещениях койки
инфекционных больных, палаты небольшие, но коридоры широкие, потолки высоченные.
                           А вот теоретическая часть института – бактериологи, физиологи, гистологи и
пр. ютятся в малюсеньких комнатах, бывших монашеских кельях, заполненных запахами
химикатов, микроскопами, колбами, ёмкостями с лабораторными мышами, призванными
положить свои жизни на алтарь науки.
           На второй этаж можно взобраться, только имея определенные навыки альпиниста.
На двери, почти ровесницы Лавры, табличка – Заведующая гистологической лаборатории Нина
Александровна Максимович.
                     В кабинете, заставленном полками с книгами, рукописями, толстыми томами
диссертаций  учеников за написанием очередной статьи пожилая женщина с абсолютно
седыми волосами, собранными в строгий узел и без всяких попыток хоть как – то   омолодить
себя обычными женскими ухищрениями своих ровесниц. А было ей чуть больше 60 лет.  Если
воплотить науку в монументах, то Нина Александровна - это Фемида, только с открытыми
глазами и  крупногабаритными  весами, наполненными книгами и знаниями.  
Постепенно из бесед и наблюдений, отзывов и характеристик  складывается образ Учителя,
Ученого, Интеллиента самой высшей пробы.
                           Потомок древнего рода Максимовичей,  высоко  образованная, как
профессионально, так и во всех сферах – свободное знание немецкого и французского языков,  
что позволило ей  работать по обмену специалистами  в институте Пастера а Париже,
поскольку предметом ее научных интересов была именно инфекционаая патология. Память
была феноменальная – при каком – либо вопросе, требующем подтверждения, могла указать
на какой полке взять книгу  и безошибочно находила нужный абзац. При этом совершенно не
стеснялась признаться, что некоторые проблемы не знает идеально,  а встретить ученых,
способных признаться в недостатке знаний, это эксклюзив. При этом была нетерпима к
халтуре,  легкому отношению к поставленной  научной задаче. Ученики шли в ее кабинет, как
в «пыточную», от нее часто можно было услышать: «из тебя – ученый, как из собачьего хвоста
сито!».  В случае общения с учениками это было терпимо, даже полезно, но когда такая фраза
угадывалась в ее критических замечаниях на заседениях маститых и уверенных в себе ученых,
то становилось понятным, почему количество врагов у нее возрастало от выступления до
выступления.
                             Когда Нина Александровна появлялась в Министерстве здравоохранения, а
она много лет возглявлала детскую патологоанатомическую службу Украины, чиновники, не
успевшие спрятаться в кабинетах, прижимались ею к стенам коридоров, как Мордюкова
прижимала Вицина в знаменитом фильме «Женитьба Бальзаминова». Перепуганные служители
народа не только вынуждены были выслушивать ее предложения, но и выполнять их! Она не
делала скидку ни на должности, ни на звания, ни на риск оказаться в опале власть имущих, в
которой она и находилась в течение всей своей жизни. Недаром при первой возможности
внедрить в кадровую политику  зарождающуюся «политическую целесообразность»  (ох, уж эта
вредоносная ПОЦ!) ее вытеснили из учёных на должность врача в одну из больниц.
                              Ее мало кто любил, трудно признать, что есть люди более талантливые и  
продуктивные в научных достижениях, ее боялись халтурщики и карьеристы от науки, ведь
она с легкостью опровергала их «псевдооткрытия». Она всегда говорила, что докторские
диссертации год от года хуже кандидатских, потому что кандидатские пишут руководители –
профессора, а докторские уже сами бывшие соискатели.  Часть ее учеников отсеивалась уже
на стадии обсуждения темы научной работы, но те, кто остался и понимал мощь научного
мировоззрения этой женщины, проникался ее энергией научного поиска, уникальностью
мышления, ответственностью и преданностью делу.
                                  Ученикам было очень сложно. Сама Нина Александровна в  
профессиональном плане была неуязвима, но соблазн отыграться на учениках присутствовал
на протяжении всей ее научной зрелости. Она признавалась, что «валить и громить» открыто
ее учеников никто не будет, но при тайном голосовании на ученых советах будут преобладать
«черные шары» мстителей от науки. Но её ученики  были уверены, что после бдительного ока
Руководителя к диссертациям просто невозможно было придраться. Поэтому ее ученики
защищались в Центральных морфологических институтах страны, в самых авторитетных
ученых советах.
                             К самому факту написания диссертаций она относилась довольно
скептично, если максимализм молодого ученого «замахивался» на открытие, она остужала его
пыл фразой: «диссертация должна быть «диссертабельной». В ее понимании это означало
тему, позволяющую быстро набрать материал, обобщить его и «остепениться», а уж потом  или
параллельно заниматься тем, к чему лежит душа. Фраза: «без бумажки (диплома) ты букашка,
а с бумажкой – человек» продолжает воплощаться в жизнь из поколения в поколение.
Её семье, а мужем  был всемирно известный биохимик Д. Ферсман, профессор, академик,
автор ряда основополагающих исследований, учебников и монографий.  Его вклад в
отечественную науку был так велик, что его семье и семье академика А. Палладина (Президент  
АН Украины)   были предоставлены квартиры непосредственно в здании института биохимии и
сейчас на стене дома есть мемориальная доска.
                             Интересы Нины Александровны не ограничивались наукой. Театры,
концерты, выставки, литература на иностранных языках – ничто не было обделено её
вниманием. Более того, она вела вверх по лестнице познания и своих учеников, чем  не очень
могут похвалиться современные «навигаторы» науки.  Безупречный вкус, удивительное
художественное «чутье» позволило собрать одну из лучших коллекций картин в Украине.
Поскольку коллекционеры – «люди одной крови», все друг друга знали, очень практиковался
обмен картинами. Нина Александровнаа подшучивала над своим коллегой по
коллекционированию певцом Дмитрием Гнатюком. Он собирал исключительно пейзажи и
жанровые картинки с изображением «хатынок». Благодаря бартерным сделкам в её коллекции  
появились картины Левицкого, Нестерова, Маковского.
                              В послевоенное время  обеспеченным людям (а семья относилась к таковым)
было не так сложно коллекционировать, предложение значительно превышало спрос. На
знаменитом  рынке «Евбазе» (ныне площадь Победы) что только не продавалось! Вкус не подвел
ценительницу искусства. Среди разного хлама ей  приглянулось весьма невзрачное полотно без
рамы, свернутое в трубочку. Ночь, тусклая лунная дорожка на водной глади. Дилетант признал
бы в этом полотне копию «Лунной ночи» Куинджи. Но Нина Александровна знала о живописи
больше многих  профессионалов и благодаря этому она за копейки стала собственницей
картины, принадлежащей кисти  латышского художника – модерниста Вильгельма Пурвита(иса).
                                       И картина не стала просто предметом интерьера, биография художника
была исследована досконально и рассказывала о ней Нина Александровна лучше любого
искусствоведа. А биография была одной из уникальных. Один из моментов особенно интересен –
Пурвит не был  поклонником советской власти,  во время войны эмигрировал за границу, при
этом планировал перевезти максимум своих картин. Значительную часть ему удалось вернуть –
забрать подаренные у друзей, выкупить у коллекционеров. Картины были отправлены морем. Но
корабль потерпел крушение, картины пропали,  сам художник умер в 1945 году, не пополнив
свое наследие новыми произведениями. Немногочисленные сохранившиеся картины стали
гордостью латвийского искусства.
                        Однажды латвийский художественный музей  привез в Киев несколько картин
для выставки. Нина Александровна позвонила организаторам  и предложила  «своего»
Пурвита((иса) для экспозиции. Предложение выслушали с иронией и даже  с подозрением в
мошенничестве, все картины буквально на счету, на руках их просто не может быть. Тем не
менее, латвийский эксперт пришел «на опознание». Каковы же были его удивление и зависть,
когда с первого взгляда на картину он признал в ней произведение Пурвит(иса)! Картина была
выставлена на выставке.
                        И так во всем – поэзия, проза, музыка, она разбиралась во всем, а для нас
была путеводителем в прекрасный мир искусства.
                         Интеллектуальные и нравственные великаны прошлого века!  Позвольте нам,
пигмеям, взобраться на ваши плечи, дабы видеть дальше и выше!

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 149

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 5.
Спасибо Вам, Марина, за такую работу. С праздником.
2019-05-09 09:22:32
А Вам за прочтение...Были такие люди, а сплыти ли? Похоже...
2019-05-09 14:01:06
Боюсь, что да, но надо надеяться на перемены к лучшему...
2019-05-09 15:09:44
Из года в год надежды на смену надежд...
2019-05-09 15:12:23
Надежда на надежду...грустно.
2019-05-09 15:14:36
Марина, Вы пишите о гениальных людях так убедительно и, я полагаю, правдиво, а поэтому Вы на их уровне. У меня нет в этом сомнения.
2019-05-05 21:54:27
Стремилась быть, но жизни не хватит...Какое счастье, когда жизнь прошла через строй таких людей....Спасибо, Николай, вы преувеличили, но это приятно...
2019-05-05 22:23:49
Легко читается. Больше всего заинтересовалась информацией о художнике Вильгельм Пурвитис.
2019-05-05 21:09:21
Я видела эту картину - расплывчатый морской пейзаж, а какое чутьё? Но как грустно и смешно, когда её внучка увидела висящий у меня на стене планшет с приклеенными ( правда, художественно!) пачками иностранных сигарет. Попросила сделать такой и ей. На аргумент бабушки, "у меня есть Нестеров!", подросток ответила: "Кому нужен твой Нестеров?". Кстати, нужно описать! Спасибо за интерес...
2019-05-05 22:31:07
2019-05-05 22:33:13
Марина, сейчас только проверила в инете Пурвита(иса). Дело в том, что я описываю события сорокалетней давности, Н.А. называла художника именно Пурвитом, а не Пурвитисом, хотя правильней второй вариант. Очевидно, это немецкая транскрипция фамилии. Тогда не было Википедии и сведений о нём не было. А уже у неё не спросишь, 20 лет, как её нет...Но спасибо за дополнительную информация и ту форму, которой Вы мне подсказали ответ...На всякий случай исправила, чтобы не объяснять...
2019-05-06 01:18:08
Ой, да! По Вашей "навигации" узнала, что он был учеником Куинджи! Я об этом не знала, значит кое-что смыслю в художниках. Сама себя хвалю...
2019-05-06 01:20:28
2019-05-06 01:22:27
Интересно подан материал, спасибо Марина.
2019-05-05 16:38:17
Нет сложностей. Когда по жизни это всё "на глазу и на слуху" нужно только пересказать. Только чуть-чуть добавить "литературщины". Для красоты...Спасибо за терпение. Графомания присутствует...
2019-05-05 17:09:40
Марина, я уже говорил, что Ваша проза - хороша. Вам, когда пишете, редактор не подчеркивает красным слова типа "ведеть"?
2019-05-05 16:04:24
Даже, если и подчёркивает, то у меня уже есть одно свойство - рассеянность. Осталось дождаться гениальности. Жду. Но я, переведя в "наличку" заметила и исправила еще до Вас. Спасибо за терпение.
2019-05-05 16:19:57

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль?
В прямом эфире
Это поэтическая молитва! Хорошо, понравилось!
Рецензия от: Сольвейг
2020-01-23 16:25:39
Туман спустился ниже крыш домов,
и каплет дождь, и все спешат куда-то,
не видно под зонтами их голов,
рекламой бутики манят богатой...
Ирочка, хорошее, и картина понравилась!)))
Рецензия от: Юрий Роновский
2020-01-23 16:25:12
То, може, хитрувуав Адам? -
Бо звісно, що в Раю,
він теж завдАння з праці мав:
по силам, в тім краю.
Рецензия от: Ольга Савенкова
2020-01-23 16:24:55
На форуме обсуждают
Найвеличніший .
Пряма мова.
-----------
— Моє питання – які додаткові реформи важливі для вас у ближчому майбутньому?

— А… дякую за запитання. А(...)
Рецензия от: Юрко
2020-01-23 11:51:21
Блискучий виступ і фантастичний дебют!
🇺🇦㊇ 3;👏 18-річний фристайліст з Рівненщини Орест Коваленко виборов "бронзу&q(...)
Рецензия от: Зрадонька
2020-01-23 11:26:14
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.