Уже недалечко червоне яєчко: Вербна неділя в історії та традиціях / АП Т. Лавинюкової. "Важлива подія" / |
Число 28. Як знищували українську мову / АП Т. Лавинюкової - Парость виноградної лози / |
Автор: Марат Снежный
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2018-04-29 11:27:10
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
ЧТО ТАКОЕ РИФМА?
==============
Определения (цитаты) взяты из книги Жирмунского В.М. "Теория стиха", 1975
Старая классическая (школьная) формулировка из учебника Шалыгина: "Рифмами называют сходные созвучия в конце стиха, начиная от последнего ударяемого гласного".
Жирмунский о классической формулировке: "Школьное определение ориентируется на точную рифму, представляющую тождество всех звуков стиха, начиная от последнего ударного гласного. Между тем, точная рифма представляет лишь частный случай созвучных концовок, участвующих в строфической композиции. С теоретической точки зрения, точная рифма есть лишь сложная комбинация более элементарных звуковых повторов."
Последующее определение Жирмунского: "Рифма - это звуковой повтор в конце соответствующих рифмических групп (стиха, полустишия, периода), играющий организующую роль в строфической композиции стихотворения. Место рифмы обозначено: как звуковой повтор, факт инструментовки стиха и факт метрики."
Итоговая (современная) формулировка: "Рифма - это всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции стихотворения."
Вывод: Рифма может располагаться не только в конце строки (слова);
МУЖСКАЯ ОТКРЫТАЯ РИФМА
====================
Шенгели Г.А. в своей книге "Техника стиха" 1960, (стр.243) пишет: "При мужской открытой рифме те согласные, которые предшествуют ударному гласному, должны быть в обоих словах одинаковыми, иначе созвучие будет слишком бедным... В основе этих, казалось бы, несущественных правил лежит простое обстоятельство: для того чтобы рифма ощутилась достаточной, нужно совпадение минимум двух ЗВУКОВ... «мОЯ — лезвИЯ» — правильно, так как в обоих словах имеется не обозначаемый на письме звук «йот»: «моЙА — лезвиЙА», и, таким образом, совпадают необходимые два ЗВУКА... «гоРА — заРЯ» не дает совпадения двух ЗВУКОВ."
(Речь идёт о звуках, а не о буквах. Неодинаковость опорного звука, с совпадающим ударным гласным, называется бедным созвучием, но не отсутствием рифмы.)
Гаспаров М.Л. "Очерк истории русского стиха", 2000, Стр.92:
"В отношении предударных звуков в рифме («опорных согласных») русская практика столкнулась с резким разноречием в своих западных образцах: во французской поэзии рифмы с опорными согласными («богатые рифмы» — термин, перешедший и в русскую поэзию и закрепившийся именно в таком значении) поощрялись, в немецкой — осуждались. Русская поэтика (начиная с Кантемира) признала их желательными, но необязательными; и этого оказалось достаточно."
Вывод:
1) Рифма определяется по звукам фонетических слов, а не по написанным буквам;
2) Наличие предударных звуков в рифме («опорных согласных») желательно, но необязательно;
ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ МУЖСКИХ РИФМ БЕЗ ОПОРНОЙ СОГЛАСНОЙ в ЛИТЕРАТУРЕ:
========================================================
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/16550/07-Kostenko.pdf
Н.В. Костенко(Киев) "О рифме Т.Г. Шевченко" (выборка):
МерЕжані та кучерЯві / ОцІ віршІ віршУю Я,/ Для сЕбе, брАття моЯ! («Не для людЕй, тіЄ ї слАви», 1848)
“На вічну пам’ять Котляревському” (1838): сіЯ – з нею Я, скрІзь – дивИсь, задрімА – рунА
"Гайдамаки": Доля мужских неточных закрытых и открытых рифм, типа: «немА – смолА» - 3,1%; мужских закрытых («небарИсь – похилИвсь») – 2,1%; совсем незначительный процент рифмоформ, где сочетаются мужские рифмы с закрытыми и открытыми слогами – 1,6% («взялОсь – зацвілО»).
Усечение: звичАйним – отамАна ...
Замещание: немА – смолА ...
Перемещение: крОві – надвОрі ...
бАба - лАду, як я чинЮ - абичиЮ, ...
- Бо мій бАтько робИв глАдко...
- Хто до дОму, хто в дібрОву...
Все названые рифмы являются ассонансами, т.е построены на подобии ударных гласных и расподоблении согласных. В усилении функций ассонансов, на наш взгляд, состоит главная тенденция рифмотворчества в поэме «Гайдамаки». Это было новаторством Шевченко. Ведь активное введение ассонанса в украинской и русской поэзии началось значительно позже, с развитием модернизма.
Расподобление - фонетическое явление замены одного из двух сходных или одинаковых звуков в слове другим, отличающимся в произношении; диссимиляция (в лингвистике).
Гаспаров М.Л. "Очерк об истории русского стиха", 2000г.
стр.256:
в мужских неточных рифмах самым ярким явлением оказывается стремительный расцвет новоявленной закрыто-открытой рифмы. Закрыто-открытые типа «врага-ураган» сравниваются по употребительности с обычными открытыми типа «врага-тайга».
Они воспринимаются как новый узаконенный тип мужской неточной открытой рифмы, решительно вытесняющей старый тип «любви-мои» и т.п. (только Цветаева идет против течения, избегает закрыто-открытых и смело пользуется старым типом: «горы-зари», «ушла-душа» и т.п.).
стр.299:
У Евтушенко, напр., их (закрыто-открытых мужских рифм) нет почти вовсе; из поэтов этого поколения только Соснора сохраняет к ним заметное пристрастие. На смену им медленно выступают вновь традиционные мужские открытые БЕЗ опорного («моря-моя», «голоса-глаза», «чего-чело»— здесь возможно и запоздалое влияние Цветаевой, ср. § 125); у С. Куняева и Вегина они достигают почти трети всех мужских отрытых рифм; Левитанский, обращаясь к самому себе, иронически пишет, «что вместо, к примеру, «весна» и «сосна» Ты нынче рифмуешь «весна» и «весла», И в этом ты зришь своего ремесла Прогресс несомненный...».
__________________________________
История cоздания стихотворения:
Вопросы, отзывы, пожелания и т.п. прошу писать в СКРЫТЫХ РЕЦЕНЗИЯХ.
После прочтения они будут удаляться.
В древности той аннунаки
встречались, Среди людей Божествами считались) |
Рецензия от: Лия Маццилли 2024-04-29 12:14:20 |
..и не прикажешь ни
солнцу, ни взгляду, лишь сердцу знает, кому оно рада. |
Рецензия от: Владимир Ярош 2024-04-29 11:42:49 |
Понравилось, полностью с
Вами согласен. С высоты
21 века хочется добавить,
что военное дело должно
применяться только для
защиты человека, а не
интересов структур любого
масштаба (будь то
корпорации, государства
или военные союзы), но
наблюдаем иную картину.
Похоже, алчность и жажда
власти неистребимы. С уважением. |
Рецензия от: Диестро 2024-04-29 11:36:08 |
Люблю рок-музику. Люблю
слухати Фреді Меркурі.
Обожнюю Believer. Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". Я неадекватна людина, т(...) |
Рецензия от: Омельницька Ірина 2024-04-25 11:58:28 |
Most Popular Rock Songs
On YouTube 1 Passenger | Let Her Go 3.7B 2 Imagine Dragons – Believer 2.6B 3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...) |
Рецензия от: Серж Песецкий 2024-04-23 23:49:15 |