...

Автор: Марат Снежный
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2019-01-19 22:20:05
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Обзор статей А.Н. Колмогоров работы по стиховедению 02

Источник: http://klex.ru/q8e
          http://padaread.com/?book=21466&pg=2
          (Колмогоров А., Прохоров А. К основам русской классической метрики. — В кн.: «Содружество наук и тайны творчества». М., 1968, стр. 426 и др.)
          
Обзор некоторых статей о работах Колмогорова А.Н. в области стиховедения.
1) К основам русской классической метрики.

===========================
совместно с А. В. Прохоровым

§ 1. Введение
Авторы этой статьи в последние годы опубликовали несколько специальных работ по метрике и ритмике русского стиха. Эти работы были посвящены либо «не классическим» метрам, не получившим ранее достаточно точной характеристики, либо применению статистических методов к изучению того, что было названо «звуковым образом метра», т. е. тех ритмических тенденций, которые уже не носят строго нормативного характера. Но с точки зрения изучения метра в качестве строгой закономерности, разделяющей все разнообразие ритмических вариантов естественной речи на законные в пределах данного метра и незаконные, нарушающие метр, интереснее всего изучение классической русской метрики, где ощущение точных границ области допустимых ритмических вариантов было выработано длительной традицией и где наиболее последовательно могла проявиться тенденция по возможности полного использования всего разнообразия этих допускаемых метром вариантов с овладением всеми оттенками их потенциальной художественной выразительности. Нами и работавшими вместе с нами Н.Рычковой, Н.Светловой и М.Красноперовой был проведен статистический анализ ритма «Шильонского узника» и посланий к друзьям Жуковского, блоковского «Возмездия», четырехстопных и пятистопных ямбов, а также пятистопных хореев Багрицкого и т.д. В этих работах мы следовали сначала методике и классификации ритмических вариантов, уже сложившимся в русском стиховедении. Обнаружив, что статистики частот употребления вариантов у Шенгели, Томашевского и Тарановского близки друг другу, мы готовили свои материалы в форме, допускающей сравнение с этими прежними данными. Но затем обнаружилось, что в некоторых отношениях методика этих авторов требует уточнения. Настоящая статья содержит изложение общих приемов, которым мы сейчас следуем при изучении классического русского стиха, в той их части, где речь идет о взаимоотношении ритма и метра. Это замечание существенно для объяснения построения статьи. Мы занимаемся далее только теми характеристиками ритма речи, которые важны для понимания ограничений, накладываемых на этот реальный ритм метром, а также для понимания обратного влияния метра на формирование фактически звучащего или мысленно подразумеваемого ритма стихотворной речи.
Русское стиховедение создавалось в 10–20-х годах XX века, когда в широких кругах любителей поэзии создалось убеждение, что классическая метрика с ее строгими ограничениями отживает свой век. Сейчас уже общепризнано, что такой прогноз не оправдался. Художественное мышление поэтов XXвека оказалось более широким: поиски новых ритмов не помешали культивированию классической метрики со всеми ее тонкостями и даже расширению ее возможностей, но не путем отказа от строгого счета слогов и точного подчинения расположения ударений требованиям метра, а путем обращения к таким ритмическим вариантам, которые требуют для своего восприятия в качестве подчиненных метру более изощренного внимания (см. по этому поводу специально § 9 этой работы).
Поэтому знакомство с классическими законами соответствия реального ритма стиха его метрической схеме (§ 3) актуально с точки зрения четкого представления о развитии русского стиха в XX веке и его перспектив в будущем. Было бы, например, жаль, если бы в кругах поэтов или любителей поэзии было утрачено понимание того, что стих: Как пошли наши ребята...
не соответствует строгим требованиям классического четырехстопного хорея с его схемой. Но что Блок употребил здесь ритмический вариант, следуя не высокой литературной традиции, а традиции народной частушки. С другой стороны, было бы печально, если бы читатели поверили Щипачеву, что в стихах
Довольно ямбов и хореев,
Ломайте их, черт побери!
ямбический метр в самом деле сломался.
Первой задачей предлагаемой статьи является по возможности точное описание законов соответствия ритма стиха метрической схеме, свойственных классическому русскому силлабо-тоническому стиху. При этом способы записи метрических схем несколько уточняются.
Роль метрической схемы состоит, однако, не только в ограничении выбора ритмических вариантов. Реальный ритм стиха, произносимый или подразумеваемый при чтении «про себя», возникает в результате взаимодействия метрической схемы и вложенного в эту схему словесного материала. Например, в дактилическом стихе
Спит она сном непробудным...
и в анапестическом стихе
Спит она, улыбаясь, как дети...
слова «спит она» автоматически приобретают под влиянием метра совершенно различный ритмический строй. В первом случае слово «она» подчинено в качестве энклитики слову «спит», ударение на «она» почти неощутимо, оба слова сливаются в одно трехсложное с ударением на первом слоге. Во втором случае ударение на «она» поддержано метром и потому более отчетливо, что вызывает и более ощутимое восприятие словораздела между «спит» и «она».
Это взаимодействие обычно учитывается в русском стиховедении при отнесении стиха к тому или иному ритмическому варианту. Например, «он» в стихе
Ах, он любил, как в наши лета...
принято считать ударным, а в стихе
Он знал довольно по-латыни...
– безударным. Такова, во всяком случае, основная традиция, закрепленная в трудах Томашевского, Шенгели, Тарановского и многих других. Кажется, только Валерий Брюсов был склонен видеть в первой стопе стиха
Он уважать себя заставил...
ипостасу ямба хореем. Противоположная тенденция, в силу которой следовало бы считать «он» безударным и в стихе
Ах, он любил, как в наши лета...
имеет и сейчас своих сторонников. Существенны не эти вопросы классификации; мы увидим, что при более точной схематической записи ритма можно учесть относительную правоту различных точек зрения. Важно, что, по общему признанию, в русской речи существуют слова, которые Жирмунский назвал «двойственными»: падающее на них ударение ослабляется иногда до полного исчезновения на слабых местах метра, но на сильных местах становится значительно более ощутимым.
Что же касается вполне самостоятельных, «безусловно ударных» слов, то, попадая на слабые места метра, они звучат особенно выразительно; их ударение не подавляется, а создает своеобразный эффект «отягощения» метра:
Жизнь –– без начала и конца...
Век девятнадцатый, железный...
Все отмеченные выше стороны восприятия ритма речи, подчиненной метрической схеме, мы постараемся отразить в предлагаемой «полной» системе записи ритма.
«Полнота» этой системы схематической записи ритма не должна пониматься преувеличенно. Мы претендуем лишь на то, что наша схематизация ритма улавливает все существенные стороны взаимодействия метра и ритма. Поэтому, в частности, нам нет необходимости продолжать классификацию ударений «вверх», выделяя эмоциональные и смысловые фразовые ударения. Мы можем остановиться на классе «безусловных ударений» (см. § 5), так как они отчетливо воспринимаются как на сильных, так и на слабых местах метрической схемы.
Естественно, что работа опирается на достижения русского стиховедения, в котором все рассматриваемые нами вопросы разбирались очень широко. В значительной мере мы даем только несколько новую систематизацию взглядов, уже достаточно известных.


§ 2. Метрическая схема
Метрическая схема стиха записывается при помощи знаков (здесь приводятся не оригинальные знаки записи)
1 - сильный слог,
0 - слабый слог,
! - ударный слог,
- - безударный слог,
/ - обязательный словораздел.

Знак обязательного словораздела в конце стиха часто опускается. Стихи, подчиненные одной и той же метрической схеме, будем считать однотипными. Метр может допускать чередование стихов нескольких различных типов в подчиненной некоторым ограничениям, или совсем строго определенной, или, наконец, свободной последовательности.
По классической традиции число типов в пределах стихотворения или отрывка, объединенного одним метром, строго ограничено. Предположительно, стихи каждого типа должны «узнаваться» в качестве принадлежащих одному и тому же типу, принадлежность к определенному типу должна создавать ощущение известного его родства со стихами того же типа. Традиционной формой чередования стиха, допускающей наибольшее число типов, является вольный ямб.
«Структурность» классического вольного ямба в смысле чередования подлежащих узнаванию определенных привычных типов стиха подчеркивается традиционным приемом печатания разностопных стихов с соответствующими отступами.
Узнаванию типа длинных пятистопных и шестистопных стихов содействует обязательный словораздел после четвертого слога в пятистопных стихах и после шестого – в шестистопных. Известно, что для шестистопных стихов в классической традиции этот словораздел совершенно обязателен.
Наоборот, «вольные ямбы» Маяковского, подробно исследованные М.Л.Гаспаровым, не следуют классической традиции. Они допускают стихи от одностопных до девятистопных, причем «счет» числа стоп не находит поддержки в членении стиха (никаких правил обязательного словораздела после определенного слога нет); по-видимому, этот бессознательный отсчет стоп и не подразумевается замыслом поэта. Дело идет лишь о наложении на акцентный (чисто ударный) стих дополнительного требования локального «альтернирующего» ритма: число безударных слогов перед первым ударным слогом стиха и между двумя ударениями в пределах одного стиха должно быть нечетным. Такая стихотворная техника лежит уже за пределами классической традиции.
Тенденция к сохранению тонких требований классической метрики в соединении с маскирующим ее графическим оформлением культивировалась кроме Есенина Багрицким.


§ 3. Основные законы соответствия
Первые четыре закона соответствия реального ритма стиха и его метрической схемы звучат тривиально:
1) Стих должен содержать предусмотренное схемой число слогов. Таким образом, каждый слог реального стиха попадает на определенное место метрической схемы и в соответствии с этим называется метрически слабым или сильным.
2) Ударный по схеме слог должен быть реально ударным.
3) Безударный по схеме слог должен быть реально безударным.
4) Обязательный по схеме словораздел должен проходить между слогами, принадлежащими к двум различным ритмическим словам. Последний, пятый, закон соответствия, кажется, был отчетливо сформулирован впервые Романом Якобсоном в 1922 году как закон недопустимости переакцентуации стиха. Во всяком случае, незадолго до того Валерий Брюсов вместо этого закона указывал длинный ряд требований «правильности», ипостась. Закон этот может быть сформулирован так:
5) Ударение на слабом слоге метрической схемы законно только в том случае, если подчиненное этому ударению «ритмическое слово» не содержит сильных слогов.


§ 4. Влияние метра на ритм
Общепринято, что на сильных местах метрической схемы все, даже второстепенные, ударения становятся более ощутимыми.
На сильных местах все ударения, независимо от их значимости, несколько выравниваются: они воспринимаются как подтверждение метрической схемы.
Иначе обстоит дело с ударениями на слабых по метру слогах. Если слово, состоящее из одних слабых слогов, допускает безударное или почти безударное произнесение, то в стихе эта возможность реализуется почти принудительно. При этом возможны два случая. Если слово семантически подчинено смежному с ним слову или группе слов, то оно примыкает к ближайшему слову этой группы в качестве «энклитики» или «проклитики» с полной или почти полной утратой ощущения словораздела:
Проникал в мою душу, как стон...  00! / 00!0 / 0!
Или разум от зноя мутится...          00!0 / 0!0 / 0!-
Сложнее случай, когда слово с потенциальным ударением подчинено «не контактно», т.е. так, что между ним и словом, которому оно семантически подчинено, расположено по крайней мере еще одно слово, причем ритмическое объединение с последним противопоказано. Таково, например, слово «он» в стихе
Он уважать себя заставил...
Речь сделалась бы невнятной при полной элиминации словораздела между «он» и «уважать». Мы считаем, что в этом случае самостоятельность слова «он» сохраняется, но его ударность до предела понижается.
Ударения же вполне самостоятельных слов, не допускающих безударного произнесения, на слабых местах метрической схемы звучат контрастно и особенно заметно. Нарушая монотонность речи, подчиненной метру, они являются одним из сильных средств художественной выразительности стиха. На их эффекте в значительной мере основан суровый характер блоковского ямба в «Возмездии».
Такое контрастное расщепление ударений, падающих на слабые места метрической схемы, на класс подавляемых и класс воспринимаемых как ощутимые «отягощения» ритма – столь характерно для русского стиха, что оно не должно быть обойдено даже при самой схематической записи ритма стиха.


§ 5. Классификация ударений и словоразделов
Предметом классификации будут ударения в естественной речи до ее сопоставления с метром, но принципом классификации будет судьба ударений при их попадании на определенный слог метрической схемы. С этой точки зрения существуют три класса ударений:
1) Безусловные ударения, которые воспринимаются отчетливо как на сильных, так и на слабых местах метрической схемы и не могут падать на слог, который безударен по метру.
2) Потенциальные ударения. Они могут падать на заведомо ударный по метрической схеме слог, на всех сильных местах метрической схемы они воспринимаются отчетливо, на слабых же местах подавляются вплоть до исчезновения. Вообще говоря, они могут падать и на слоги, которые по метру заведомо безударны. Потенциальные ударения принадлежат словам, которые отчетливо воспринимаются как подчиненные какому-либо другому слову или группе слов.
3) Ударения, которые по своей природе метрически незначимы, т.е. не могут из-за своей слабости падать на заведомо ударный по схеме слог, а при попадании на слабое место метра не подчинены пятому закону соответствия. Будем называть такие ударения незначимыми. Незначимые ударения противопоставляются значимым ударениям первых двух классов. Только значимые ударения учитываются при проверке законов соответствия. Таковы по классической традиции побочные ударения на сложных словах и слабые ударения, которые можно уловить на предлогах.
Словоразделы также разобьем на три категории:
1) Безусловные, т.е. словоразделы между словами, подчиненными двум различным безусловным ударениям, или же необходимые для внятности речи. Обозначение – черта (|).
2) Потенциальные, т.е. словоразделы, отделяющие слова, которые несут на себе потенциальные ударения, в направлении их подчинения. Для таких словоразделов два обозначения: точка (.) или двоеточие (:). Второе обозначение употребляется в случаях, когда словораздел обязателен по метру (в силу ли четвертого закона соответствия или потому, что при отсутствии словораздела нарушится пятый закон). Наоборот, точка ставится в случаях, когда метр не препятствует полной элиминации словораздела. Двоеточие ставится и для отделения в направлении подчинения слов, не несущих на себе метрически значимого ударения, когда их отделение требуется четвертым законом соответствия.
3) Еще более слабые словоразделы, отделяющие слова с незначимыми ударениями и не попадающие в категорию безусловных в качестве второго случая, будем называть незначимыми и в случае необходимости при схематической записи ритма будем отмечать их точкой.


§ 6. Полная и две упрощенные системы записи ритма
Полная - обозначаются направление клитик и словоразделов, побочные и незначимые ударения.
Система I - является промежуточной системой, она сохраняет членение стиха на укрупненные ритмические слова, объединяемые безусловными ударениями.
Система II наиболее близка к практике Томашевского, Шенгели, Тарановского и примыкающих к ним исследователей. Отличием является сохранение в этой системе ритмических слов, не несущих на себе значимого ударения.


§ 7. Классификация допускаемых метром вариантов ритма
При сопоставлении реального ритма и метрической схемы возникают два вопроса:
1) В какой мере реальный ритм подчинен требованиям метрической схемы?
2) Насколько полно поэт пользуется возможностями, предоставляемыми метром в отношения выбора различных вариантов ритма?
Если некоторые естественные с точки зрения возможностей языка и допускаемые метром варианты ритма не встречаются в достаточно длинном произведении или в достаточно обширной группе произведений, то следует исследовать, нет ли в такого рода ограничениях определенной системы, т.е. достаточно ли полно метрическая схема описывает присутствующие в произведении метрические закономерности.
При этом, для метрической схемы строится несколько ритмических схем и делается их анализ...
Развитие русского классического стиха характеризуется тем, что наиболее простые и естественные с точки зрения языка ограничения сохраняются, и тем самым подтверждается приверженность классической традиции, а случайные – отбрасываются. Так, уже в «Возмездии» Блока стихи, содержащие слова с трехсложными окончаниями, не только имеются, но и не избегаются. Широкое употребление вариантов с четырехсложными и пятисложными пред- и послеударными частями в четырехстопном ямбе было «вскультивировано» Багрицким, Пастернаком и поэтами нашего времени.


§ 8. Уточнение счета слогов и классификации ударений и словоразделов
Нет сомнений в том, что классификация § 5 отражает схематически основные черты реального процесса создания и восприятия стихотворной речи. Но в деталях процесс формирования стихотворного ритма на основе естественного ритма речи и метрической схемы может быть несколько различен у разных поэтов и даже в различных произведениях одного и того же поэта.
Что касается ударений, то прежде всего следует указать на хорошо известные случаи, когда размещение ударений не определено однозначно текстом, например, в случаях возможного, но не обязательного перенесения ударения на предлог. В таких случаях поэт свободен в выборе варианта, соответствующего метру. Естественно, например, что в стихе
Ни-на-волос любви, куда как хороши...
мы будем считать «ни-на-волос» за одно ритмическое слово с ударением на втором слоге «на» и т.п.
Отметим также случаи, когда возможность легкого словораздела между предлогом и потенциально ударным словом позволяет воспринять вариант ритма как законный в рамках заданного метра.
Выше уже говорилось, что применение правил соответствия требует по классической традиции довольно дробного разбиения на ритмические слова и учета довольно слабых ударений. Например, ударение на двусложных местоимениях в классической русской метрике всегда значимо: такие местоимения при применении пятого закона соответствия должны восприниматься как самостоятельные ритмические слова со значимым ударением. Мы уже приводили пример из «Двенадцати», когда Блок стихом
Как пошли наши ребята...
следовал частушечной традиции. В блоковских хореях или ямбах, относящихся к другому жанру, подобный ритмический ход был бы невозможен.
В применении к односложным ритмическим словам четвертый закон соответствия бессодержателен. Но ударение на односложных личных местоимениях может быть метрически значимо (в смысле второго закона соответствия) даже в случаях, когда это местоимение явно подчинено расположенному рядом глаголу или существительному.
Продолжая такого рода исследование, можно на конкретном материале уточнить границу между значимыми (классы 1 и 2 в § 5) и незначимыми (класс 3 в § 5) ударениями. Эта граница удивительно постоянна в широком круге произведений, относимых нами к традиции «классического русского стиха», хотя дальнейшие исследования могут и обнаружить некоторые систематические расхождения между различными периодами развития русского стиха и различными авторами. Мы ограничимся здесь отдельными частными указаниями, позволяющими почувствовать линию раздела между значимыми и незначимыми ударениями.
1) Как уже отмечалось, не несут на себе значимых ударений предлоги и союзы даже в случаях, когда они произносятся изолированно как первое «и».
Те слабые ударения, которые можно усмотреть в двухсложных предлогах «из-за», «перед» и т. п., метрически незначимы.
2) Метрически незначимы побочные ударения в сложных словах.
3) Вопросительное местоимение «кто» ударно, но относительное «кто» – безударно. Вопросительные наречия «где» и «как» метрически ударны, но относительные «где» и «как» безударны.
4) Личные местоимения всегда несут на себе значимые ударения.
Сделанных указаний далеко недостаточно. Русское стиховедение богато наблюдениями, идущими в нужном нам направлении, но систематизация этих наблюдений со строго выдержанной точки зрения представляется нам делом будущего. Существенно понять, что сейчас речь идет не об ударениях, которые воспринимаются в качестве сильно ощутимых и определяющих основной ритмический рисунок стиха, а о выделении в качестве значимых всех тех ударений, которые достаточно ощутимы для того, чтобы их следовало учитывать при применении законов соответствия 2–4. В этом отношении классическая русская традиция очень чувствительна, как мы видели, к весьма слабым ударениям. Сравнительно слабые ударения могут стоять на месте ударений, метрически обязательных в конце стиха, и обеспечивать ощущение бесперебойности метра, когда их подчинение более сильному ударению противоречит метру.
Каждое значимое ударение подчиняет себе группу смежных слогов, которые и образуют ритмическое слово, отделенное с обеих сторон значимыми словоразделами (мы отмечаем их одним из знаков: черта, двоеточие и точка). Между ритмическими словами, объединенными вокруг метрически значимых ударений, образуются иногда еще «безударные», т.е. не несущие на себе значимых ударений, слова.
Союзы, относящиеся по смыслу к целой группе ритмических слов, легко примыкают к первому из них в качестве его нераздельной части.


§ 9. Классические метры у Багрицкого и Пастернака
Багрицкий и Пастернак являются наиболее яркими представителями одной из тенденций в поисках новых ритмических возможностей русского стиха. Оба они в произведениях, написанных классическими метрами, выдерживают безукоризненно точный счет слогов и соблюдают законы соответствия с учетом всех потенциальных ударений. Но при этом они свободно пользуются законными «трудными» вариантами ритма.
1) К трудным вариантам ритма относятся прежде всего варианты с длинными безударными промежутками. В ямбе и хорее пятисложные безударные промежутки употребительны со времен Ломоносова.
2) Пастернак ввел в употребление пятисложные безударные начала ямбических стихов без поддержки их восприятия расположением побочных ударений на сильных слогах.
3) В трехсложных размерах полное овладение всеми оттенками художественной выразительности пропуска метрических ударений в их комбинации с внеметрическими ударениями на слабых слогах было достигнуто прежде других Пастернаком.
Безударность сильного слога в трехсложном размере, кроме первой стопы, связана, как правило, с появлением пятисложного межударного промежутка. Поэтому, действительно, слишком частое употребление стихов с этой особенностью противоречило бы естественным тенденциям русского языка.


История cоздания стихотворения:

Вопросы, отзывы, пожелания и т.п. прошу писать в СКРЫТЫХ РЕЦЕНЗИЯХ.
После прочтения они будут удаляться.

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 111

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Улыбнули, спасибо!
Рецензия от:
Анна Степанюк
2024-04-29 18:17:05
Ти плід розкішного кохання,
Який не згинув серед стерв!

міцно,
Серж
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-29 18:13:31
шаманов призывал путана,
богов, попов, но всё напрасно
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-29 18:08:53
На форуме обсуждают
Рок, це те, без чого мені дуже важко. Завжди слухаю. А якщо сил замало - навушники, на повну і... батарейки заряджаються.)(...)
Рецензия от:
Молчаливая
2024-04-29 14:55:02
Люблю рок-музику. Люблю слухати Фреді Меркурі. Обожнюю  Believer.

Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". 

Я неадекватна людина, т(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-25 11:58:28
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.