Нет статуса

Автор: Сергей Кузнецов
Тема:Ироническая проза
Опубликовано: 2019-02-24 20:17:35
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Ярмарка в Сорочинцах

     М и р г о р о д с к и е  р а с с к а зы

         Я  р  м  а  р  к  а   в   С  о  р  о  ч  и  н  ц  а  х

«Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!»
(Н.В.Гоголь, «Сорочинская ярмарка».)

       Ярмарка в Сорочинцах – колоритнейшее мероприятие. Колоритной она была во времена
оные, таковой и остаётся сейчас. Но попробуй её опиши в современной литературе! Это после
Гоголя-то, после трудов признанного классика. Какими новыми словами можно описать Хиврю
и Солопия Черевика, дьяка Афанасия Ивановича и других персонажей?

       На дворе двадцать первый век. За всё прошедшее время люди сильно изменились – стали
ездить на автомобилях, звонить по «мобилкам», по-другому одеваются. Но это в повседневной
жизни. Однако раз в году на театрализованном открытии ярмарки они снова становятся
похожими на самих себя в прежнем виде, на гоголевских героев. Итак, поищем те слова,
которыми можно описать свежие впечатления от Сорочинской ярмарки начала двадцать первого
века.

       Я езжу на ярмарку в Великие Сорочинцы уже более двадцати лет. Ну, с тех пор, как
поселился в Миргороде и купил машину. Да и грех ведь не ездить, расстояние-то – рукой
подать. Полчаса неспешной езды, и вот уже мельница на пригорке, крутой спуск и развилка на
Шишаки. Здесь и начинается село Великие Сорочинцы, где ежегодно проходит воспетая
Гоголем Сорочинская ярмарка.
       Историки пишут, что таких ярмарок в прошлом было много в разных местах. Но, благодаря
писателю, истинно национальную традицию сохранила именно она, Сорочинская. Наверное, это
особенно ценно в наши дни, когда страна настойчиво ищет свои этнические корни и определяет
свою национальную сущность в прошлом и настоящем.

       Добравшись до въезда в село, надо сначала где-то припарковать машину и дальше идти
пешком, дабы не объясняться с каждым автоинспектором (ибо присутствует, кажется, полиция
со всей Полтавской области).  Раньше, в советское время, ярмарка выглядела иначе. Но
автостоянкой всё также служит свежеубранное кукурузное поле, только теперь это
удовольствие платное.
       Главное же отличие состоит в том, что современная ярмарка перенесена по времени на
неделю раньше. Теперь это не последняя неделя августа, а предпоследняя. Это важно, учитывая
то, что примерно с двадцатых чисел дожди в Сорочинцах идут намного чаще. На советской
ярмарке мы запросто ходили под дождём по грязи и лужам. При этом одним из самых ходовых
товаров были полиэтиленовые накидные плащи. Теперь же, на третьей неделе августа,
солнечная погода стоит практически всегда. Уже хорошо. Да и сам товар в советское время был
совсем неинтересный. Ну, это моё личное впечатление. Можете и не соглашаться, воля Ваша.

       Вывозилось на грузовиках всё неликвидное из магазинов Миргорода и района, продавалось
со скучными лицами. Арбузы были дороже, чем в городе. Если бы не пиво, то что и делать на
ярмарке? Тем более, приехав «за рулём», из удовольствий оставался только шашлык.

       Со времени присвоения ярмарке статуса национальной изменилось многое. Во-первых,
она значительно разрослась по территории. Вроде бы тот же Жабокрицкий майдан, но уже
намного шире. В центре обновилась «хата Хиври», расстроился этнографический городок,
добавилось много крытых павильонов.
       Работают сразу несколько эстрадных площадок в разных местах, мастер-классы народных
умельцев, много аттракционов. А в последние годы ярмарка выплеснулась уже далеко за
пределы центрального входа. Сейчас в торговые ряды можно попасть почти прямо с подножки
рейсового автобуса. А если попытаться пересечь её всю от начала до самого дальнего конца, то
это будет утомительная затея. Для самых настойчивых гостей.

        Для её осуществления понадобятся немалые силы, немалые же деньги и, скорее всего,
перерыв на обед. Обед на ярмарке – это отдельное занятие особой важности. Подходить к нему
надо серьёзно.
       Тут вам, пожалуйста, борщ и всё к нему, вареники, кулинария всех видов и напитки в
самом широком разнообразии в многочисленных палатках. Кухня украинская и не только. Пей и
ешь, сколько сможешь. Главное – без потерь добраться назад до автостоянки, ведь на пути
столько соблазнов. На современной ярмарке несколько улиц-аллей. Количество продавцов
исчисляется тысячами. А количество покупателей официальная статистика округляет до
миллиона. Скорее всего, это преувеличение. Но я верю в эти цифры.
        Прикиньте, сколько эта масса людей выпивает пива и съедает шашлыков! Национальный
статус – это не шутка! Во-вторых, сами участники – это уже не те вялые продавцы залежалого
товара, которые в добровольно-принудительном порядке выезжали на ярмарку в советское
время. У всех в глазах виден огонёк инициативы и заинтересованности.  Предприниматели!

       Мы семьёй готовимся к выезду на ярмарку задолго. Примерно, за месяц-два. Мы ведь едем
не гулять, а работать. Торгуем сувенирами. Сначала нужно наскрести деньги на аренду
торгового места. Потом подсобрать товар на всю неделю торговли. Это отдельная процедура.
Нужно объехать всех наших мастеров по керамике и дереву, отобрать и упаковать их
продукцию.
       Накануне выезда квартира, хоть и трёхкомнатная, выглядит как склад. Хорошо, хоть ящики
из-под бананов стоят компактно, спасибо эквадорцам за удобную тару. Самое простое в
подготовке – продукты и оборудование. Палатка, надувные матрасы, спальники, фонари и тому
подобное, всё это давно имеется в наличии. Не первый год участвуем, опыт есть. А продукты - в
виде концентратов из любого супермаркета. Мы не капризны в еде и в быту, можем без проблем
прожить неделю в полевых условиях.

       Выезжаем рано утром в понедельник. Долго впихиваем всё имущество в кузов пикапа. Кое-
как помещается. Выезжаем из города по Сорочинской улице. Затем строимся в длинную
плотную вереницу машин на дороге до Сорочинцев.  Все в это время едут в одном направлении.
Полчаса езды, затем две проверки пропуска на территорию ярмарки, маневрирование на узкой
аллее между прохожими и, наконец, разгрузка под крышу павильона. Наше место – в городке
мастеров.

       Павильон под камышовой крышей – интересное изобретение человечества. Тут Украина
вполне может претендовать на авторские права. Ведь кондиционеры в квартирах придумали
уже потом, а сначала были как раз камышовые крыши в саманных хатах. Зимой, наверное, под
ней тепло. Не проверял, не знаю. А вот летом под ней точно прохладнее, чем просто в тени.
Проверял неоднократно на собственном опыте. Народный кондиционер из естественных
материалов для любой жары.

        А уж жары нам ярмарка выдаёт предостаточно. Только успевай газировку пить. Если к
жаре добавить ещё ветерок с пылью, поднятой тысячами ног, то получится  именно ярмарковый
микроклимат. У нас говорят «ярмаркОвый», потому что по-украински «ярмарок» - это Он. С
пылью бороться бесполезно, можно только побрызгать площадку перед собой водой, но это
помогает ненадолго. Трава, которая зеленеет между павильонами ещё в понедельник в начале
ярмарки, вытаптывается начисто уже к среде.

        Ярмаркуем неделю, при этом для каждого дня своя задача. Первый день – размещение,
обустройство и встреча старых знакомых. Рассказы – кто и где был, что видел. Знакомые наши
изо всех уголков Украины. Донбасс, Ивано-Франковск и те, что поближе. Запад и восток, север
и юг. Ярмарка, оказывается, очень национально объединяющее мероприятие. При общении
никого не останавливает разница в языках и диалектах.

        Кто-то приехал поездом, кто-то микроавтобусом или легковушкой. Каждый со своим
товаром. Каждый угощает «за встречу» горилкой своего местного разлива, поэтому первый
вечер – это коллективные «походы в гости по кругу». Соответственно, утром – обсуждение, кто
и как ходил в гости. Позже, перед отъездом, нужно не забыть обменяться подарками с новыми и
старыми друзьями.

       Первые два дня покупателей ещё очень мало. Они массово пойдут только с вторника-
среды, когда запустят регулярные рейсовые автобусы из Миргорода. Поэтому продавцы
занимаются обменом опыта в прямом и переносном смысле, то есть с помощью материалов и
технологий или с помощью «разъяснительных напитков». Кто что привёз и как сделал. Как
лепил, резал, обжигал, чем покрывал. Дело ведь происходит в городке мастеров.

       А уж мастера здесь встречаются настоящие. Им есть, что рассказать и показать. Это и
умельцы на все руки, всех направлений и технологий, и авторы со своими произведениями
искусства. Гончары, кузнецы, резчики, художники. Вышиванки всех цветов и стилей – сорочки и
рушники, керамическая посуда – терракота и майолика, узорчатые изделия из металла, куклы,
картины. Из редкого – портреты в  технике маркетри, чучела хищников, колодезные срубы.

        Был как-то, например, впечатляющий кованый камин. И всё это сделано искусно и
художественно. А уж сувениров сколько! Тут к описанию ярмарки как раз подходит цитата из
Гоголя про разнообразие тогдашних товаров: «Що, Боже ти мій, господе! Чого нема на тій
ярмарці!» Да уж, мы, потомки тех миргородцев, что описал классик, ничем не слабее. Тоже «не
лыком шиты».

       Чуть позже – официальное открытие ярмарки. Пара быков белой масти везёт телегу,
уверенно и с достоинством. На ней, кто бы вы думали – конечно, Хивря и дьячок. Ну, как же без
них?! А где-то следом и сам Николай Васильевич! В бричке или пешком, но
сфотографироваться ему приходится со всеми желающими. Популярен, и заслуженно.

       Лично мне неинтересны досужие споры про то, каким писателем следует считать Гоголя,
русским или украинским. Он миргородский, и этого достаточно. Наш местный классик, и мы им
гордимся. При этом мы совсем не против – пусть Гоголем гордится и весь остальной читающий
мир.

       Вот после его торжественного приветствия идёт уже законный торг. «Все флаги в гости
будут к нам». Узбеки с изделиями из шерсти и пловом, дагестанцы с пуховыми платками,
грузины с вином, парень из Шри-Ланки с чаем и украинцы со всем, что можно придумать и что
есть в большой стране. Ярмарка начинает бурлить многолюдно и многоголосно, хорошо звучит
по-украински – «ярмарок вирує».

       Поистине, колоритное действо. А какие персонажи!
Надо заметить, что не все персонажи, присутствующие на ярмарке, именно гоголевские.
Народная фантазия многогранна. Вот «бабушка Яга», совсем не злая. Накладные зубы несколько
крупноваты и мешают даме улыбаться. Но общается она активно и весело. Подозреваю, что без
грима она выглядит значительно моложе. Мы пригласили её к нашему прилавку, чтобы показать
альбом-буклет с фотографиями прошлогодней ярмарки, где сама «бабушка» присутствует во
всей красе.

       Вот «человек-оркестр» – бородатый дедушка из Черкасс, играющий одновременно одной
рукой на бубне, другой рукой на простой гармошке, дующий при этом в губную гармошку, ещё и
собирающий монеты в привязанную сзади тележку. Бросить ему деньги в эту тележку нужно
обязательно, на торговое везение. Это не милостыня, а воздаяние талисману.

        Вот казаки в красивых свитках и шароварах, с саблями, с огромным барабаном и под
знаменем. У них даже есть небольшая пушка. Ну, допустим, запорожских казаков Гоголь описал
подробно. А вот чернокожего «казака» он не мог ни описать, ни даже себе представить. Однако
и такая экзотика присутствует на современной ярмарке. Может быть, это всё правда про
«красную свитку»…

       Вот дедушка-бандурист в национальной одежде под тихий перезвон струн поёт:
           «…Ой, гуляла дівчина бережком,
                Підганяла селезня батіжком...»
      Негромкий уверенный голос. Знаю, что он приехал из Запорожья. С него писать портрет
кобзаря – милое дело. Готовый образ во всей красоте и естественности. Ну, я так и сделал в
прошлом году, написал портрет.

       Но шикарнее всего – самые длинные на ярмарке усы одного моего старого знакомого из
Опошни. Седые усы свисают до уровня крестика на груди. Вообще-то, дедушка не намного
старше меня, его коронный товар – дудка-сопилка. Но усы позволяют ему каждый год
выигрывать призовое место в конкурсе на самые длинные усы, при этом он неизменно любимый
объект всех тележурналистов. Его можно всегда увидеть в теленовостях про открытие ярмарки.

       Наша маленькая команда тоже старается не отстать от общего уровня по внешнему виду. Я
надеваю свой любимый плетёный брыль, под ним хорошо ходить на солнце в жару. Женщины
достают сорочки-вышиванки, веночки из цветов и с лентами. Что за торговля в городке
мастеров без национального веночка?! «Без віночка – суцільне неподобство, як то кажуть».

       И пошло-поехало. Торговля на максимальном людском потоке. Людей – не сотни, а
тысячи. Каждому ответь хоть одним словом – и через час уже устал. Но ведь именно к этому мы
и стремились, когда ехали сюда. Сколько стоит – столько, а это из чего – из того.

       Но утомляет больше всего не поток людей, и даже не жара, а постоянный шум. Из
нескольких громкоговорителей сразу слышно музыку и песни с разных концертных площадок.
Каждый исполнитель поёт своё, а мы их слышим одновременно. И так с утра до поздней ночи с
недолгим перерывчиком после полуночи. Исполнители сменяют друг друга – народные,
популярные, дискотека – а мы бессменно на посту…

       Ближе к ночи начинается самый экзотический вид торговли – под фонарями.
Аккумуляторные фонарики крепятся к стенду с какой-нибудь мелочёвкой. Крупное в темноте не
продашь. Покупатель в этом случае тоже особый, у него обычно уже есть светящиеся рожки или
уши на батарейках. Он ведь в весёлом настроении идёт на концерт.
       Человек ночью на ярмарке почти счастлив сам по себе, но для полного счастья ему не
хватает нашего сувенира. Торгуются при этом чисто ради процесса торговли.  Ночью торгуют
самые стойкие из нас, насколько хватит сил.

        Утром встать нужно пораньше, независимо от того, как провёл ночь. В этом нам, вместо
будильника, помогает бригадир уборщиков мусора. Он самый ранний командир на ярмарке,
спозаранку громко и «литературно» подгоняет группу женщин с мешками и мётлами. Весь
«фольклорный» язык в наличии.

       Мусора после ночной гулянки предостаточно, и бригада успешно с ним борется,
перекликаясь издалека. Приходится просыпаться, солнце ведь уже тоже встало. В это время
обычно мимо нас проходит характерная процессия. Двое товарищей посильнее несут третьего,
«уставшего от ярмарки» к выходу, в сторону автобусов. Это настоящие, заядлые ярмарковцы.
Они покидают «поле сражения» только под утро и своих раненых на этом поле не оставляют.

       Ранний покупатель уже смотрит на прилавок, когда мы ещё убираем палатку. А надо ведь
ещё сходить умыться к столбику из ограды. На столбик вешается пластмассовая бутылка с
полуоткрытой пробкой горлышком вниз. Это умывальник. Так можно почистить зубы и
побриться. За эти пять минут превращаешься из заспанного помятого дикаря в почти
цивилизованного бритого джентльмена. Ну, брюки не глажены – не страшно. И особенно в этом
помогает стаканчик кофе, который разносит парень с термосом.  

       Когда проголодаешься, то глаза сами начинают искать в толпе разносчиц готовой пищи.
Среди массы людей по узким проходам между павильонами уверенно пробираются
специальные женщины-«кормилицы». Это перевозные столовые на велосипедах. Борщ из
ведра, висящего на руле. Котлеты или вареники из кастрюли, расположенной на багажнике.
Вдобавок кусочек хлеба и немного салата. В общем, полноценный обед.

       Едим всё это не отходя от рабочего места, то есть прямо на прилавке. При этом не
переставая разговаривать с покупателями. Полевые условия во всём – и в еде, и в ночёвке, и в
торговле. Есть в этом, конечно, своя романтика. Но всё же помидоры лучше есть без пылюки…

       И так до самого воскресенья, пока Гоголь не приедет второй раз, уже прощаться и
приглашать на ярмарку в следующем году. Конечно, приедем! Вот какие вещи происходят на
Миргородщине. Ей Богу, клянусь – ничего зря не выдумал, а всё видел своими глазами.

История cоздания стихотворения:

Всё из реальной жизни.

1
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 105

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
В последней строке, вероятно, случайно не хватает парочки букв - "случившемуСЯ".
Рецензия от:
Владимир Роберта
2024-03-28 20:20:20
Я присоединяюсь к вашим рецензорам. Стих - герой нашего времени, четко, по сути, хорошая лирика. Ещё особое почтение вам, как человеку. Чернобыль помнят все.
Рецензия от:
Азинелло
2024-03-28 20:15:41
Мені сподобалось,дякую)
Рецензия от:
Сніжана Назаренко
2024-03-28 20:11:09
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.