Нет статуса

Автор: Виталий Потапов
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2019-08-23 19:02:55
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

О конструкторах ( проза)

   Я, не уникум таких, как я в это стране были десятки тысяч, более
способных, менее способных профессиональных конструкторов,
которых растили десятками лет, многие из которых трудились над
оборонными заказами, а после обретения Украиной независимости
работали над конверсионными заказами, которые были выданы КБ
правительством Звягильского.Когда в начале 1996 г под Киевом была
организована выставка техники созданной этими КБ радовалось серд-
це, глядя на те образцы гражданской техники, которые были созданы
украинскими КБ и тем обиднеё было осознавать, что весь этот огром-
ный потенциал, который мог загрузить работой наши заводы, в одно-
часье был выброшен на улицы и безвозвратно утерян, по вине наших
недальновидных политиков.Даже, если тогда невозможно было запус-
тить всё в производство, можно было-бы пустить опытные образцы на
доработку, а что-то начать производить по лизингу или как-то иначе,
было-бы желание это делать. Именно в тот период выросли, как грибы
из под земли наши олигархи, кто на деньги Кремля, другие на деньги
,,с общака'',а вот на содержание конструкторских коллективов денег
у государства не нашлось и ценейший для любой страны продукт был
выброшен на помойку.Именно в тот период уничтожались российскими
,,инвесторами''ценейшие украинские предприятия такие, как ЧСЗ, ЛАЗ и
многие другие, которые были гордостью Союза и в одночасье отданы
на уничтожение. У меня всегда возникает мысль, что это всё может
было платой за президентство Кучмы, реализацией московских задумок,
как превратить Украину в поставщика трудовых резервов, для России,
путём уничтожения украинского промышленного и научного потенциала.
   Возможно, не все из Вас знают, что 24( а может больше, я встречал
цифру 32) концессионных ЦКБ в которых с 1928 по 1936 г.г работали
немецкие, итальянские, французские и испанские конструкторы вместе
с советскими выпускниками военных академий заложили основы того
оружия, которым позже Союз выиграл вторую мировую войну. Об этом,
как правило стараются не особенно говорить, но многие виды вооруже-
ний Красной Армии имели иностранное происхождение. За неимением
возможности говорить об этом подробнее, я не буду  останавливаться
на этой теме. Но, что любопытно, что угольный ,,генерал'' Звягильский
без лишнего,,гвалта''нашёл решение проблемы, а ,,конструктор'' Кучма с
сотоварищами(Медведчук,Табачник и пр) пошли по пути уничтожения нас
как промышленного государства. Ну и как Вы это можете оценить...,как...
   Естественно у кого-то может возникнуть вопрос, зачем об этом писать,
профессия конструктора не такая уж массовая и то, что написано не
найдёт массового читателя, возможно Вы правы...но те, которые всёже
почитают мои стихи и рассказы о конструкторах будут знать, что главный
конструктор это всего лишь должность и его вклад в создание конкрет-
ной машины может быть ограничен несколькими замечаниями при пос-
тановке задачи на проектирование(создавая комплекс машин для подго-
точки почвы,посадки, уборки ,загрузки и выгрузки из хранилищ) я ставил
задачу, чтобы все машины имели колёсные хода для их транспортировки
по любым дорогам на прицепе, без ограничений. Ну это тот случай, когда
работа мелкая и есть возможность курировать её выполнение, но в боль-
шинстве случаев Гл. конструктор в лучшем случае курирует главных или
ведущих конструкторов решая вопросы своевременного выполнения
работ, согласования в верхах и финансирования. Время одиночек гениев
давно кануло в небытие разве, что спроектировать какую-то мелочь.
   Иногда бывает сложно удержаться от соблазна сделать всё, как у других...
   Самоопрокидывающуюся тележку-бункер проектировал мой коллега,
начальник другого сектора из нашего отдела. Он был не менее опытным
специалистом и моё требование поставить бункер на большие колёса посчи-
тал излишней блажью...Благо у бункера, иностранного аналога колёса были
небольшими. Его возражения нашли поддержку у руководства и я не стал
упорствовать. В итоге, во время испытаний опытного комплекса, люди рабо-
тающие на откате этих бункеров страшно мучились из-за того, что колёсики
бункеров застревали в ямках, проваливались и грузли в рыхлом грунте...
Было крайне неприятно наблюдать мучения работников- при перемещении
загруженных отходами бункеров к отвалу. Иногда застрявший бункер, вытя-
гивали( выталкивали) несколько человек...
   Всего этого не случилось- бы, если-бы я проявил твёрдость и добился, чтоб
бункер был-бы поставлен на бельшие колёса. Но, я проявил уступчивость...      
    Причиной было, отсутствие у меня собственного опыта работы в реальных
условиях эксплуатации механизмов. Позже эти бункера пришлось  переделы-
вать...устанавливая их, как и прочие механизмы, на более крупные колёса...
   Как и многие люди я, когда-то думал о мире, где творцы погружены в
мир созидания, создают витая в грёзах новые машины... А оказался в
мире, где чернорабочие от карандаша и резинки, подгоняемые своими
надсмотрщиками, выполняют бесконечное число несложных чертежей
деталей, ограничены необходимостью знать огромное количество нор-
мативной документации(ГОСТов,ОСТов,постановлений,распоряжений и
много чего другого).
   Конструктор не имеет права на ошибку, созданное им устройство или
машина должны быть, как минимум работоспособны, они могут более
или менее совершенны, но они не могут быть выброшены на свалку, а
разработчик  всплеснув ручками сообщает, что у него не получилось.
   И хотя подобное всеже может случится, его карьера может резко поме-
нятся и нужно иметь очень надёжную,,крышу'',чтоб это происшествие
прошло для тебя без последствий т.к при изготовлении устройства или
машины расходуются финансовые средства, то их необходимо списать
по, каким-то статьям.
   Зачастую конструктор сам принимает решение, какие элементы маши-
ны  необходимо проверить расчётами, иногда расчётами необходимо
подтвердить, что заданные в ТЗ параметры конструкция будет обеспе-
чивать, особенно следует быть осторожными при определении необходи-
мых и достаточных запасов мощности. Конструктору нужно знать, как
проведут себя двигатели при изменении высоты над уровнем моря.
   Редко, какой начальник устоит от соблазна ,,попроектировать'' и не
каждый его его подчинённый готов ему возражать, мне, как ведущему
конструктору проще возражать т.к я подчиняюсь главному конструктору.
   А вот гл.конструктор подчиняется начальнику главка и тогда начинается
комедия, когда выясняется, что навязанное начальством решение оказалось
порочным и достаточно начальству напомнить про его авторство, как вы
получите индульгенцию... Ничего подобного, я не встречал начальников,
которые в ответ на обвинения в том, что именно он виноват в ошибочном
решении не сказал, что ты плохо отстаивал свою позицию, не способен был
доказать, доказываешь немотивировано, да именно так..,а иногда и похлеще.
   По образованию,  я военный инженер-конструктор и заканчивая институт
был уверен, что буду создавать те изделия с которыми нас знакомили в
период учёбы. И мы их действительно создавали, а ещё огромную массу
всевозможных изделий, не имеющих с ними ничего общего, чего чего, а
специализация в Союзе была не в почёте, ты конструктор...тебе и карты
в руки, создавай...,а мы подскажем, чтоб ,, лишнего не напроектировал''
   Можете поверить, что добровольно, многое из того, что мне пришлось
проектировать в своей жизни, я скорее всего не стал-бы проектировать,
мне эти темы были неинтересны, но моё начальство думали иначе...
   Неожиданным оказалось создание небольшой группы конструкторов,
которым поручили создать широкозахватную(800 м) автоматизирован-
нулю дождевальную машину с производительностью 150-200 литров в
секунду, способную идти по размоченной пехоте на полях до 2000 м.Эта
машина должна была быть не хуже американских аналогов, но при этом
должна содержать комплектующие изделия освоенные в промышленнос-
тью Союза, вот так, из ,,дер...ма'' сделать пулю и она должна быть не хуже
чем американский аналог и при этом твой начальник главка настаивает,
чтоб в качестве силовой установки ты взял-бы агрегаты, которые выпус-
каются его главком( которые ни по мощности, ни по массо-габаритным
характеристикам не имеют ничего общего с американским аналогом).
   Нужно сказать, что как правило при выполнении таких работ начина-
лась начальственная диарея, начальник каждой управленческой ступени
резервирует себе запас времени на выполнение работы (мало-ли, что) в
итоге, когда задание доходит до исполнителя, то выясняется, что работу
нужно было уже закончить вчера. И тут вырастает море проблем, работа
эта для нас не по профилю, мы в ней новички, многое для нас из области
догадок, а времени на поиски нет, методик нет, даже создавая опытный
образец ты не имеешь права создать его неработоспособным, ты профес-
сионал. Если нет методики расчёта ищи аналоги, абстрогируйся, но делай.
   Привожу пример: Тележка дождевальной машины идёт по пехоте на
двух огромных комбайновых резиновых колёсах, против ветра и на
подъём, какие там коэффециенты сопротивления движению я не знаю,
но я срочно должен посчитать какая должна придти на колесо мощность,
чтоб оно двигалось выполняя свою работу. Правильно и я так решил, это
колёсный трактор и для расчёта мощности его двигателя давно сущест-
вует методика расчёта, есть коэффициенты, нужно лишь убрать лишнее.
  Ну и маленький ньюанс на тракторе два ряда колёс, а на тележке дожде-
вальной машины один ряд, остальное уже дело техники, так и посчитал...
  Анологично решаются многие другие  вопросы, мир в котором мы живём
не место для ненужных фантазий. Конструктор всего-лишь ремесленник,
который шьёт на заказ, он не свободный художник создающий ,,шедевр'',
он не может раз за разом пытаться создать необычный вариант велосипе-
да и требовать, чтоб ему платили зарплату. Нет, это ему никто не позво-
лит.Ты создаёшь только то, что тебе поручили и никакой самодеятельнос-
ти. За свою конструкторскую жизнь мне пришлось создать несколько сот
различных устройств от имитационного трехкомпонентного ракетного
двигателя, до комплексов машин...,а ещё огромное число мелких, срочных
работ, которые необходимо было спроектировать или разработать черте-
жи по имеемому образцу и всего лишь дважды в инициативном порядке
я брался что-то разрабатывать. Один раз это был ручной трубогиб ( по
размерам он был, как плоскогубцы) для монтажа трубопроводов в щитах.
   А, во второе устройство-яхтенный унитаз из нержавеющей стали, меня
просто втащили в эту работу, хотя я первоначально категорически отказы-
вался этой темой заниматься. Позже работа даже стала интересной...
   Если ты профессионал ты способен многое создать, но специализация
на чём-то определённом позволяет тебе выросли до узкого специалиста,
который способен не совершать ошибок сопутствующих жизни всех
новых разработок.За пять прошедших лет мы сделали четыре модерни-
зации своей дождевальной машине, почти 70 тонного ублюдка, мы прев-
ратили в 42 тонную машину, которая почти по всем параметрам догоняла
американских аналогов, лучшая из них имела массу 38 тонн, но она бегала
на 100 кг нейлокордовых колёсах, в то время, как мы  на комбайновых
200 кг, у них дизель Катэрпиллер массой 940 кг,а у нас ЯМЗ -238НД
массой 1460 кг ,всё это вместе даёт превышение в массе на 4000 кг.
   В конструировании я был 30 лет и ни одного дня не пожалел, что я
выбрал такую специальность. Эта работа для меня была, как любимая
женщина, днём и ночью, всегда вместе , она для меня и профессия и
хобби, ей я всё прощал и безденежье, и иногда чуть-ли не 250 дней коман-
дировок в году.  С этой работой меня разлучили, когда я по-сути, достиг
апогея в своей карьере, работая успешно и широко, в кругах элиты нашего
технического прогресса.А пришлось думать о хлебе насущном, семью нуж-
но кормить, одевать детей, а тут полное безденежье 18 месяцев, позора...
  Кого-то сокращали выбрасывая (прошли три волны сокращений), кто-то
ушёл сам не выдержав безденежья и бесперспективности (Слава Кучме...)
   На заводах руководство думали, как-бы быстрее обанкротить предприя-
тия и превратить их в собственность, а позже с этого, что-то поиметь.  У
,,новых'' владельцев заводов и параходов денег свободных нет, что-то
производить они не собираются, сидят и ждут. Попытки предложить им
что-то изготовлять... окончились ничем, без государства этот маховик не
раскрутить, а государство самоустранилось наблюдая, как умирает его
машиностроение. А конструирование без государственных заказов не
жизнеспособно, даже при наличии иностранных заказов КБ умирают
просто более медленной смертью.
   Мир конструирования требует, как и музыка непрерывных занятий если
ты в нём хочешь достигнуть успеха, то необходимо в нём быть постоянно,
непрерывно учиться и быть в курсе всевозможных новаций в области в
которой ты специализируешся. Интуиция посещает только подготовлен-
ные головы, а если в этой голове  бродят только овцы и бараны, то его
голову будет посещать интуиция по вопросам связанными с этими
животными. Нельзя оставить конструирование и вернуться в него, через
10-20 лет, за эти годы утекло много воды и тебе придётся всё начинать с
начала. Правда утерянное можно наверстать значительно быстрее, но с
годами конструктор лучше не становится, не вино..., тем более время
одиночек кануло в небытие, так по мелочам.Где-то в 1996 г. я с девочкой
разработал яхтенный унитаз из нержавеюще стали, но тогда я знал
многое из того, что необходимо было знать, кто будет изготавлавать, его
технологические возможности, ожидаемая величина заказа и многое
другое, что необходимо было знать проектанту, чтоб не ,,натворить'',что-
то нереальное. В этот период николаевские яхтсмены начали плавать в
районы греческих островов подряжаясь там на морские прогулки с
туристами, но туристы ,,на ведро ходить'' не желали, поэтому возник
срочный спрос на яхтенные унитазы, ну и для меня на проектирование
этого изделия. В том году их изготовыли больше десятка, удовлетварив
тем самым возникший спрос, в дальнейшем я из этой темы вышел...
   Сделать чертежи это только первая ступень длительного процесса
по созданию машины, нужно изготовить опытный образец, его испытать,
уяснить, что получилось хорошо, а что требует усовершенствования и как.
   Иногда конструктор понимает, что выбранный им путь тупиковый и
тогда нужно набраться мужества и признать, что ты был не прав, пройти
через большие неприятности, иногда на грани судебного разбирательства.
И запомнить на всю жизнь, что нельзя допускать при проектировании.
   О важности конструирования, как процесса речь пойдёт ниже.В период
с 1928 по 36 г.г в Союзе работало 24 концессионных ЦКБ, в которых
работали приглашённые иностранные конструкторы, которые
занимались проектированием продукции военного назначения и
моторами.Именно эти ЦКБ заложили основы того оружия которым позже
Красная Армия победила Германию во второй мировой войне, многие
виды вооружения имели иностранное происхождение, а некоторые были
близнецами анологичнного немецкого оружия, потому что они проектиро-
вались в этих ЦКБ и по договору могли изготавливаться, как в Союзе, так и в
Германии. Закупались лицензии на производство оружия, двигателей и
приборов. Например: на танки БТ была закуплена лицензия в США.
Авиационные двигатели с воздушным охлаждением, которые позже устанав-
ливалась на истребителях марки ЛА, были модернизацией лицензионного
двигателя фирмы Испано-Сюиза. Кстати двигатель тяжело внедрялся и
только к 43 г наконец пошёл в серийное производство на Пермском моторо-
строительном заводе, на который были эвакуированы Запорожские моторо-
строители осваивавшие ранее закупленную лицензию.
Ходовая часть танков Т-26...Т-35 проектировалась немецкими конструктора-
ми. Что-то копировалось по закупленным образцам, иногда дополнялось
чем-то с других иностранных образцов. В итоге вроде, полученный гибрид
становился, как-бы своим. Правда в стране сохранилась небольшая группа
уцелевших конструкторов, которые всёже выжили и создавали свои ориги-
нальные конструкции ( Микулин, Туполев) Фёдоров-создатель автоматичес-
кого оружия чтоб выжить и творить, спрятался за своего слесаря Дягтерёва,
которого сделал директором своего КБ, а сам стал у Дягтерёва замом по
науке разрабатывая и совершенствуя свои ранние разработки..., но уже под
вывеской выдающегося конструктора стрелкового оружия Дягтерёва...
Федоров(бывший полковник царской армии и изобретатель) был мудрый
человек, понимавший что лучше лишиться известности, чем жизни...
Очень многие конструктора были расстреляны, кто-то работал в тюремных
,,шаражках''. В тот период огромное количество неучей стало заниматься
конструированием оружия для сверхсерьёзных машин. Благодаря,  этим
неучам, страна имея в наличии образцы серийных немецких самолетов
вооружённых авиационными пушками не смогла к началу войны их скопиро-
вать, не смогла обеспечить свои самолёты-истребители даже крупнокали-
берными пулеметами. Правда конструктора обещавшего создать свою
авиационную пушку, позже расстреляли...Но, этим ведь проблема не реша-
лась...А с другой стороны, засилье дутых корифеев...изделия которых
проталкивались на серию, несмотря на их несовершенство. Танковая 45 мм
пушка Гинзбурга( надеюсь я не перепутал его фамилию) была слабая и
уступала по бронепробиваемости немецким 37 мм пушкам. Тем не менее
пушки Гинзбурга стояли, как на танках, так и на бронеавтомобилях. Да и 76
мм его танковая пушка, которой первоначально вооружали танки Т-34 и КВ
тоже была слабая, позже эти пушки заменили на пушки Грабинского КБ, но с
каким трудом удалось ,,подвинуть'' корифея...За недостатком места в
рассказе, анализировать конкретные причины и недостатки у этих пушек не
буду...Тема создания оружия в СССР очень интересная и она ещё ждёт своих
исследователей, которые наконец раскроют правду...правду.Что украли,  что
изготавливали по лицензии, а что всеже было разработано своими конструк-
торами и что в этих разработках было реально своего...Безусловно пионер-
ских разработок в мире не так уж и много. Все друг у друга, что-то заимст-
вуют. Часто заимствуют и используют в своей машине, лишь идею ...а конст-
руктивное исполнение машины может быть и другим, непохожим внешне.
   Дореволюционных конструкторов в России почти не осталось, разве, что
остались единицы, в горячке революции, кого-то из них выгнали из страны,
кого расстреляли так, что пришлось за золото приглашать чужих, чтоб они
передали свой опыт молодым выпускникам военных академий. А они не
зная языка, сидели на деталировке создаваемых иностранцами машин и
мало прогрессировали. В качестве примера приведу историю известного
артиллерийского конструктора Грабина, который начал свой путь в ЦКБ-4,
где работали немцы, которым в Германии запрещалось Версальским догово-
ром вести такие разработки, вот они и работали на территории Союза.Грабин
выпускник академии, был в ЦКБ-4 парторгом и получил предложение органи-
зовать и возглавить небольшое серийное КБ на Горьковском машзаводе. С
собою хлопцы взяли разработки из ЦКБ-4 стволов различных калибров и
под различные виды боеприпасов, которые были разработаны немцами...
  Это самая сложная часть орудия-ствол, оставалось создать свой лафет
подобрать откатники и пр., что КБ Грабина и делало, набираясь в процессе
создания орудий собственного опыта и совершенствуя свои разработки.
Сегодня надувая щёки можно рассказывать, какие мы умные, не упоминая
ни одним словом о том, что сделали эти ЦКБ в истории вооружений Совет-
ского Союза до войны и после войны, ну это уже не моя история...
   Должен сказать, что в период работы в ,,оборонке'' я сталкивался с тем, что
мы постоянно догоняли наших противников и нередко отставали от них
весьма и весьма серьёзно...После чего следовал очередной дурацкий приказ
срочно догнать...желательно ничего серьёзно не меняя в производстве...Но,
обязательно догнать и перегнать иначе мы Вам сделаем очень больно (ну это
из разряда стимулов...т.е  в случай неудачи, будут ,,стегать кнутом''. Хорошо
хоть расстреливать перестали и то уже достижение...). Хотя очень многие
жалели, что исчез такой замечательный стимулятор( мол расстреляли-бы
каждого десятого и всё быстро-бы сделали и в лучшем виде...). Вот такие
,,пироги''...были в стране развитого социализма. А кое-кто мечтает воскре-
сить усатого вождя и сегодня. Пусть не его самого, а его методы ,,работы'' с
народом...так, что нужно ,,ухо'' держать остро, неровен час и вернутся време-
на расстрелов без суда, для устрашения народа...Не дай нам, Бог, не дай...
ведь идиоты ещё не перевелись в этом мире и  их всегда хватало там...в
верхних эшелонах власти. Кстати, они...,,верхние люди'' искренне считают,
что они сами работают честно и добросовестно.
   Однажды, такого расстрельщика, я спросил...ты себя видишь среди тех, кто
будет нас расстреливать или среди тех кого будут расстреливать...Он искрен-
не удивился моему глупому вопросу...А меня за что...Я, ведь работаю честно.
   Этот кретин, был уверен в своей правоте, судить других... Вот, так...


                   

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 93

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 1.
Індустріальна держава, це метрополія у якої повинні бути свої «колонії» (свої ринки збуту), які вона повинна завойовувати, тримати, нікому не віддавати. Для цього потрібно мати агресивність, військову потугу, або сильних союзників навіть, коли мова не йде про справжні війни, а тільки про торгові и т.д.
2019-08-24 08:37:08
Володимир,вибачте мене за те, що я Вас не розумію, якщо
мова йдеться про Україну, від нашіх потужностей мало, що
залишилось пусті корпуси, все інше директорьский корпус
який Кучма просив не чіпати, здав на металлобрухт, бо
на інше іх розуму та і статків не хватило.
Коли Ви маєте на увазі Россію, то мене її проблеми не
турбують у мене своїх проблем хватає, а те що вона з
першого дня незалежності знищувала Україну як державу
і конкурента на ринках збуту це мені теж було зрозуміти,
чому це незрозуміло було нашій верхівці, підозрюю їм
було ніколи займатися державними справами тай бідні
вони, а ще треба буде далі жити, про старість думати....
2019-08-24 11:44:16
Я маю на увазі, що Росія діяла правильно щодо військово-промислового комплексу, вона душила і знищувала конкурентів в кордонах колишнього СРСР, робила замкнутий цикл виробництва в своїх межах, а в Україні були переважно солодкі казки про поновлення співробітництва, коли треба було діяти навіть більш агресивно ніж Росія.
Але чи підтримав би цю агресивність народ?
Ось після п’яти років війни більшість каже: потрібен мир, і це коли вже стільки загиблих.
А коли б Кучма розпочав 1994р. хрестовий похід проти російських танків, чи труб великого діаметру, чи ще чогось, хто б його підтримав в Україні.
2019-08-24 12:19:30
Володимир, я відповідально ставлюсь до своїх слів і при
цьому заявляю, що політика Союзу до України завжди
була колоніяльна, завершенність виробництва не сягала
40%, в той час як в межах Россії вона досягала 85%, в
виробництві директорьский корпус був здебільше не з
етнічніх українців(хто завгодно, бажано щоб чужі) в той
час як наприлад в Узбекістані директор завжди узбек...
Весь час на Україні дилдонили про україньский націона
лізм якого практично не було, тому що ті кому довелось
жити в Россії знають, що таке,,братерьска'' любов росіян
навіть до етнічних росіян з України, ніхто не збирався
воювати з Росією, але ми хотіли до себе поваги як до
рівного
2019-08-24 13:05:50
Владимир, ты когда-нибудь слышал для чего по берегам
Днепра были построены 10 химкомбинатов по первичной
переработке, сеть гидростанций и АЭС(в стране, где плот-
юность населения была на уровне Голландии, а Днепр
поил своей водой десятки городов Украины) так вот
,,стратеги'' Союза планировали в случае наступления
НАТО все это взорвать, чтоб создать непроходимую
зону для войск, именно так ...можно о многом говорить,
но приятного мало, по-моему до сих пор многие не хотят
понять, что имперская Россия веками вела войну против
этого народа, делая всё чтобы он забыл о своих корнях и
был ассимилирован в русский мир
2019-08-24 13:56:37

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
"История о том, чего, не было", но могло бы быть.
Душевно. Понравилось. С удовольствием прочитала. Дальнейших творческих удач, друг.
Рецензия от:
Чухнина Мария
2024-04-26 00:08:46
Сумні рядки, без надії. Втрати величезні, але віримо в наше ЗСУ і тримаємо стрій.
Рецензия от:
райка
2024-04-25 23:50:18
Барвінок - то дуже живуча квітка. Ще повернеться.
Рецензия от:
райка
2024-04-25 23:44:00
На форуме обсуждают
Люблю рок-музику. Люблю слухати Фреді Меркурі. Обожнюю  Believer.

Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". 

Я неадекватна людина, т(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-25 11:58:28
Most Popular Rock Songs On YouTube
1 Passenger | Let Her Go 3.7B
2 Imagine Dragons – Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...)
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-23 23:49:15
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.