Нет статуса

Автор: Виталий Потапов
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2019-09-12 16:35:24
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Пуганный( проза)

             Ведущим конструктором человек не рождается, он им становится в
процессе работы, постигая многие вещи далёкие от его профессиональных
обязаностей...И эти (как это не странно) знания являлись едва-ли не главны-
ми знаниями, необходимыми для успешной работы ведущим конструктором.            
Помимо профессиональных знаний и знания предмета, которым ты зани-
мался ,эта должность требовала от человека способности понимать и оцени-
вать людей, с которыми ты имеешь дело. Понимать насколько можно им
доверять, верить обещаниям этих люднй или понимать, что они( или он ... )
способны тебя обмануть и  его (или их) обещания ничего не стоят. Более того
нужно чётко было распознавать, когда вышесидящий начальник собирается
сделать именно тебя... ,,козлом отпущения'' и уметь уйти из под удара...Но,
всё это познаётся в процессе работы. И знание людей и степень их непоря-
дочности и многое, многое другое не имеющее( будто-бы) отношения к твоей
работе,  на первый взгляд...Но, это только ,,на первый взгляд''...
    Практически все мои начальники, были убеждены, что они вторые после
Бога, а иногда и первые...и любая их блажь должна исполнятся безприкослов
но и с восторгом. В принципе они сами так и поступали, но уже в отношениях
со своими начальниками. Практически никто из них не способен был счита-
ться с мнением своих подчинённых, которые( как правило) были специалис-
тами по своим направлениям. И нужно было иметь определённую смелость и
изворотливость, чтоб достучаться до ,,высоких лбов'', которые иногда пони-
мая, что они ,,накомандовали'' на серьёзное разбирательство, наровили тебя
сделать виноватым в происшедшем. Все эти ньюансы нужно было просекать
мгновенно, чётко понимать чем это...грозит тебе лично и стараться уйти из
под удара. Т.к, самые ,,шкодливые'' указания начальство, как правило давало
в устной форме......Я, тебе приказываю...устно. При попытке напомнить
начальству, что ты выполнял как-раз  его ,,высочайшее указание'', следовал
ответ, что именно ты...не в состоянии был надлежащим образом его проин-
формировать, а более того, умудрился ввести его в заблуждение. Всё...свобо-
ден.
    Но, это всё было много позже, когда высокосидящий начальник знал тебя
лично, как специалиста,  которому он мог доверять. А так...став по приказу
Ведущим конструктором и зная предмет, которым ты будешь заниматься, а
иногда и не зная его...ты должен был ещё многому...научиться, чтоб стать
,,настоящим'' Ведущим конструктором...Да, именно так...нужно было учиться
жить и работать в новой среде. Учиться и несмотря на препятствия созда-
вать нужные и качественные машины. Видя в этом... своё призвание...
    1982 год был полон знаковых событий, как в нашей группе, в стране так и
в мире.Наиболее значимым событием для меня тогда была встреча и
разговор с Председателем госкомитета по науке и технике Союза Мар-
чуком, практически третьему лицу в иерхарии Союза.Поговорив с нами
Марчук пообещал поговорить с Косыгиным, чтоб тот выделил нам нуж-
ные для машин,,Кубань -М'' более мощные дизеля и своё обещание он
выполнил.
   Вторым событием стало подтверждение, того факта, что стоящие на
машинах дизеля перегруженны и долго работать не смогут.На, что рас-
считывал Главный, когда игнорировал предупреждение о перегрузке
мне и сегодня непонятно, но он предпочитал с этим вопросом не высо-
вываться т.к этот дизель был рекомендован самим начальником Глав-
ка.Первой ласточкой принёсшей неприятное известие была весть о том,
что в колхозе Дружба Народов на нашей первой опытной машине после
1360 часов работы поломался дизель.Начальник Главка Гаврилов напра-
вил из НИИ,,Крылова'' Ленинград экспертов, чтоб они установили причи-
ну поломки, т.к этот дизель должен был отработать не менее 8500 часов.
   Эксперты разобрав дизель установили, что он ,,сдох'' и ему уже ничего
не поможет, но тут с разных мест стала поступать информация о полом-
ках дизелей на дождевальных машинах,,Кубань''после того, как машины
отработали на полях от 850 часов до 1500 часов.Наконец до Главного
стало доходить, то о чём я ему говорил неоднократно.
   Следующим событием были наши совместные с экспертом от НИИ Кры-
лова испытания силового агрегата машины,,Кубань'' на предмет опредиле-
ния степени загрузки дизеля и реального КПД насоса после его доработ-
ки.По результатам этих испытаний теперь уже официально было получе-
ны результаты, которые были и до этого понятны, но на уровне догадок
и по косвенным признакам.Проводя эти испытания я чувствовал, что сам
себе одеваю петлю на шею, но если не воспользоваться этим случаем, то
будет ещё хуже.Теперь это был официальный документ, на который необ-
ходимо было реагировать, всем тем, кто предпочитал всё ещё выжидать,
в надежде, как-то выкрутится и шефа не обидеть, и себя не замарать.
В целом для меня ситуация была паршивой я в целом ряде документов
умудрился ,,наследить'' давая рекомендации, как подрезать рабочее
колесо насоса, то подхимичил с расчётом загрузки силового агрегата и
везде в этих документах я фигурировал, как исполнитель.При этом нами
использование дизеля и насоса в составе дождевальной машины с изго-
товителями не было  согласовано, что вообще позволяло им гнать нам
натуральный брак, чем они и стали пользоваться. О том, что они нам это
теперь согласуют уже не приходилось и надеяться ,,поезд давно уже ушёл''
,а указания начальника Главка, да и моего Главного были только устные,
которые к делу не пришьёшь. Я достаточно долго не мог понять, почему
после подрезки рабочего колеса так резко упал КПД насоса, который по
идее должен был снизиться на несколько процентов. И лишь оказавшись
на заводе изготовителе насосов в Ясногорске я узнал, что они уже при
изготовлении подрезали рабочее колесо на максимально допустимые
20%, ну,а я резанул ещё на дополнительные 20%, вот так. Или я по-неопыт-
ности не понимал, куда я влезаю со своими рекомендациями, либо кое-
кто уже тогда рассчитывал сделать из меня,, козла отпущения''...
   Скорее всего всё произошло само по себе, сначала я давал рекоменда-
ции, когда был в колхозе( хотелось спасти созданную машину и я знал,
как это сделать), позже меня попросили(поэтапно) эти рекомендации
узаконить и я по-неопытности выдал их за своими подписями, тогда
многое решалось в спешке, сначала опытные машины, позже корректи-
рока техдокументации и очень сложно ,,небитому'' было предположить,
что твоя работа может завершиться следствием и судом.
   Если я скажу, что в институте предпочитал не пользоваться шпаргалка-
ми, а по жизни врать максимально близко к правде , даже в очень слож-
ных ситуациях, кое-кто в этом может усомниться, но это всёже правда.
   У меня примерно, через полгода совместной работы с Главным отноше-
ния стали портится и когда он попросил меня, чтоб я при выполнении
энергетического расчёта загрузки дизеля машины и расчёта расстановки
дождевателей по машине произвёл подгонку под ту схему, которую он
привёз из Краснодара.То я, не желая усугублять и без того накалённую
ситацию дальше и успокаивая себя заверениями Главного ,что МИС  
тогда полностью подтвердила правильность всех его решений по машине
   Я, сделал то, что он просил. При этом Главный меня убеждал, что я
напрасно сомневаюсь так, как  для нас это дело новое, мы многое ещё не
знаем или можем неправильно,  всё это понимать. При этом он ссылался на
выводы Краснодарской МИС( которые были сделаны за столом, на котором
стояла не святая вода, а водка..).О чём, я естественно не знал. Не знал также,  
и о том, что Краснодарская МИС вообще там ничего не проверяла, да и не
могла ничего тогда реально проверить, за тот короткий срок пребывания
нашего Главного у них на МИС. Для понимания ситуации, нужен был личный
опыт, знать что и как МИС проверяет...А, я ,,сырой'' свежеиспечённый веду-
щий, не допускающий даже мысли, что мой Главный может просто меня
обманывать. Лишь позже работая бок о бок с Главным я смог уяснить, что он,
человек весьма непорядочный и доверять его словам(не только в этой ...
ситуации, а и во многих других делах...) просто глупо. В общем, он смог  тогда
породить во мне сомнения, в том что я в своих расчётах может быть и оши-
баюсь и что-то  там недопонимаю...Ведь специалисти Краснодарской МИС
заверили, всё ,,Ок...''. В довершении ко всему, он заверил, что в крайнем слу-
чае чего мне бояться... Он, всю ответственность берёт на себя, ведь на всех
моих расчётах стоит его подпись. Он всё утвердил своей подписью.Ну и я, как
та девица, доверился ему на слово и пошёл на подгонку результатов, правда
манипулируя коэффициентами...Но, человек, который занимается расчётами
все эти хитрости обнаружит без особого труда. Ну, по крайней мере, я так
думаю сейчас, да и тогда (иначе чего паниковал, скажите мне на милость).
Но, интуиция тогда меня не подвела. Возможно я уже тогда, чувствовал
какое-то недоверие к своему Главному (его непорядочность и шкодливость)
которую он  неоднократно демонстрировал, во многих случаях. Мой Главный,
был племянником бывшего 2 секретаря Обкома, занимающего в период
описываемых событий серьёзный пост в городской иерхарии и находящийся
в дружеских отношениях с нашим Начальником Главка. А это, серьёзно
возвышало нашего Главного в конторе. Несмотря на то, что личностью он
был достаточно серой и невыразительной. Но, внешне выглядел достаточно
импозантно...краснолицый блондин, очки в золотой оправе, рост выше сред-
него , возрост под 40. С первого взгляда его можно было принять за интел-
лигента из ,,хорошей'' семьи.Но, босяцкие  повадки выдавали в нём особу
выросшую на слободских улицах нашего города.Да и ,,кинуть за воротник'' он
был не прочь, как это принято у русского человека, особенно если банкет за
счёт организующей сторонаы, т.е на дармовщину...тогда сам Бог велел ему
,,заложить и весьма, весьма крепко'', на уровне потери человеческого облика.
   Наш Главный, быстро рос в должностях и долгое время был уверен в своей
безнаказанности и в праве подставлять, под удар других...Ну, такой он был
человек...Но, на описываемый период, я о своём Главном почти ничего не
знал, т.к в группу дождевальных машин пришёл с другого отдела...
   За знания и опыт, всегда приходится чем-то расплачиваться, тем более что
в отличии от многих моих коллег, я. был ,,человеком с улицы'' т.е не имел
влиятельной ,,крыши'', с которой Главный мог-бы считаться.
   В конце лета пришло указание с Главка направить Днепропетровскому
университету комплект технической документации, что и было сделано.
   Через несколько дней после этого события наш директор вместе с
Главным возвращались с командировки поездом, после чего произошли
события, которые надолго лишили меня душевного спокойствия и заста-
вили думать, что ты подписываешь и чем это может для тебя закончиться.
   Своего директора я уважал, при необходимости с ним можно было вести
разговор не виляя хвостом и не беспокоиться, что от безделья директор
этот хвост тебе обрубит. До своего директорства, он был вторым секрета-
рём обкома, а ещё раньше воевал, офицер-артиллерист, образование
высшее, работал позже на Черноморском судостроительном заводе. Сего-
дня с утра директор вызвал Главного и тот взяв меня с собою, чуть-ли не
бегом помчался к директору.
  Наш Главный натуральный блондин тверского разлива, с лицом красного
цвета, особенно когда он выпьет и сейчас, когда мы заходим в кабинет
и садимся напротив директора, тот замечает этот ярко красный цвет
лица и спрашивает...Вадик, в чём дело...тот, отвечает...давление прыгнуло
Директор...Вадик, я ведь тебе говорил закусывай хорошо,а ты...
и вот результат. После этой тирады он протягивает Главному через стол
две телеграммы тот читает, потом передаёт их мне.Одна телеграмма это
копия телеграммы Ростовского обкома в ЦК КПСС, в которой говорится,
что область сорвала план Госзакупок по зерновым потому, что в период ,
когда остро был необходим полив упали 23 машины типа ,,Кубань'',имеют-
ся сведения, что силовые агрегаты машин выходят из строя после одного
сезона работы считаем, проектант преднамеренно совершил конструктор-
скую диверсию с целью нанесения государству экономического ущерба.
  Просим Вас дать указание Днепропетровскому КГБ провести независи-
мую экспертизу технической документации на машину,,Кубань'' и нака-
знать виновных...
  Стиль телеграммы попахивает 37 годом и это серьёзно, теперь становит-
ся понятно, куда и зачем мы отправляли техдокументацию. Одновремен-
но становится понятно, Ростовский обком валит на нас свой провал в
работе, но падение 23 машин это серьёзно и нужно срочно разбираться.
  Директор снова обращается к Главному...Вадик, это не шутки, это всё
серьёзно и я тебе советую готовить подштанники и сушить сухари, будет
посадка...там ребята серьёзные, выпущено и работает на полях уже
больше 100 машин, ты понимаешь величину ущерба...это, как ты понимаешь
государственные деньги.
   Директор выглядел озабоченным и это был не спектакль на публику, вся
эта ситуация могла коснуться его лично и его это реально тривожило.
   Слушая весь их разговор, я мысленно прикинул, что каждый силовой
агрегат с моими доработками тянет где-то тысяч на 20 рублей, а ещё
можно добавить потери урожая, транспортные расходы и много, чего
ещё полезного в этой ситуации.В общем при желании ущерб потянет на
2-5 миллионов рублей( за меньший дают вышку), сидя за этим столом
я ощущал, как погружаюсь все больше в дерьмо, куда я влез по своей
доброй воле. Если дадут,,червонец'' то это будет удача, но семья моя
пойдёт на улицу т.к конфискации в этой ситуации не избежать.
   И тут мой Главный говорит Ефим Васильевич, а при чём тут я...Я, не
гидравлик и в гидравлике ничего не понимаю, у меня в отделе есть
специалист, он делал все необходимые расчёты и выдавал нам рекомен-
дации и он несёт всю полноту ответственности за происшедшее...
   Я, виноват только в неправильном подборе кадров, вот так...Значит в
тюрьму мой Главный идти вместе со мной не собирается т.к его вина
лишь в том, что он ошибся остановив свой выбор на мне. А его гарантия,
что он всю ответственность берёт на себя, оказывается не стоила ломан-
ного гроша. Я понимаю, что эту позицию он будет занимать на следствии
и суде. Он брался командовать не понимая, куда приведут эти его коман-
ды и умышленно или по недомыслии сделал меня,,козлом отпущения''.
   При моём согласии и моей рукой были сделаны в расчётах фальсифика-
ции и грамотный специалист это обнаружит и даст оценку этому факту...
   В течении нескольких месяцев я жил в ожидании вызова в Днепропетро-
вск к следователю, смирившись с тем , меньше чем 10 лет я не получу и
дай Бог, чтоб у семьи осталось жильё. При этом я продолжал работать и
дальше , как-будто ничего и не произошло, но избавиться от неприятных
мыслей становилось всё труднее, впрочем со временем всё прошло.
   Дома я конечно ничего не рассказывал, но нередко накатывалась волна
осознания насколько тяжело будет жене да и детям тоже, когда меня
посадят...,а если вышка...об этом лучше не думать.
   После разговора у директора все сили были брошены на выяснение
почему в Ростовской области падают машины, выяснилось что виновни-
ками аварий были порывы серьг стяжек, которые удерживают трубопро-
вод машины в согнутом положении. Но, понять причину было очень слож-
но т.к остальные( несколько сот серьг на этой машине) в анологичных
условиях не порвались, а вот эти не выдержали нагрузок и разрушились.
   Пришлось их проверять по всем правилам, химсостав стали, проверки
на прочность и лишь через некоторое время удалось установить, что
разрушенные серьги изготавливались из листа стали поперёк направле-
ния прокатки и при этом сигма выносливости была 32 кг/см2 вместо
установленного стандартом для этой марки материала 42-44 кг/см2.
   Да, есть вещи которые знают не все, хотя ГОСТ предусматривает специа-
льный значок для указания направления проката, по волокнам. Да, вот
так...оказалось, что до этого никто из нас с подобным не сталкивались.
   Но, сюрпризы года на этом не закончились, они продолжали сыпаться
на нас и дальше так, что скучать не приходилось.
   Начальник нашего Главка после визита к министру судостроения лёг
под поезд. Знающие люди говорили, что Гаврилов наговорил министру
гадостей и позже испугался своего поступка, другие говорили, что лёг он
в знак протеста на те оскорбления, что ему нанёс министр.
   Косыгин лично посетил нашу машину стоящую в Подмосковье и там
заявил, что он готов иметь меньше на 150 единиц самосвалов, зато у него
будет 150 таких замечательных машин. После этого визита Госснаб выде-
лил нам 150 дефицитных тогда дизелей ЯМЗ-238НД.
   Вскоре к нам приехал новый начальник Главка, который ранее был
диспетчером Главка , складывалась впечатление, что он заинтерисован
замять ситуацию, которая сложилась вокруг наших дождевальных машин
   Но то, что произошло было неподсильно начальнику Главка, сработала
какая-то мощная сила, которая дала отмашку все прекратить. Очень тихо,
все выходящие из строя силовые агрегаты менялись на машинах  на
новые, а затраты списывались непонятно на какие статьи.
  Начальник Главка привёз несколько новых насосов из, которых мне
предложил выбрать для нового силового агрегата, который нам предстоя-
ло создать. Все насосы были очень тяжелые, самый лёгкий из них весил
960 кг. Наученный горьким опытом я не стал принимать решение на дора-
ботку насоса, а дал параметры, которые насос должен был обеспечивать.
   Теперь имея другой дизель и насос предстояло, опять срочно, перераба-
тывать техдокументацию на машину, которая теперь стала называться
,,Кубань-М1", разрабатывались новые узлы и агрегаты.
   Главный продолжал работать в своей привычной манере наровя иногда
подставить меня, но я занял непримиримую позицию и документы сомни-
тельные не подписывал, а иногда снимал с них свою подпись. Его это дико
бесило, иногда он ходил на меня жаловаться к главному инженеру и для
меня, как строптивца это могло закончится плачевно, но выручало то, что
периодически возникала необходимость делать расчёты и быстро , а
других равноценных расчетчиков у него не было. Так и жили от конфликта,
до конфликта.Теперь я понимал, что он отвечает лишь за подбор кадров.
  И очень любил давать указания в устной форме, я Вам приказываю, а
вот дать указание в письменной форме он не торопился, поэтому прихо-
дилось иногда его блажь выполнять, но подпись разработчика не ставить
  Что поделаешь, я чётко усвоил урок, который мне дала судьба и стал
пуганный, спасибо ей, что всё закончилось трёпкой нервов, а не...
   Много позже ставя свою подпись на чертеже, я всегда разделял ответ-
ственность с автором разработки, который сделал её под моим руко-
водством и никогда не наровил сволить весь грех на своего конструкто-
ра. Мне всегда казалось, что такое поведение унизительно для руково-
дителя т,к характеризует его, как труса и плохого специалиста...

История cоздания стихотворения:

Когда-то... Начальник Главка, которому подчинялась наша контора, сказал
мне...вас, конструкторов нужно травить, как крыс...потому, что все беды в
стране идут от вас...Сами, высокосидящие никогда не упускали возможности
попроектировать и тогда мы годами ,,стояли на ушах...'', чтоб удовлетворить
высокие требования напректировавшего начальства...

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 122

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 1.
Знаковые встречи...
А в конце Главный "задавил" авторитетом, вынудив подогнать расчёты.
2019-09-12 22:15:02
Лариса, рад твоему посещению и коментарию, к сожалению я не окончил рассказ, а там ситуация
приобретает неприятную окраску, через ЦК КПСС
нас обвиняют в конструкторской диверсии и просят
дать указание Днепропетровскому КГБ произвести
проверку и мы направляем по указанию техдокумен.
Днепропетровскому. Университету, а там в расчёте
подлог, а ещё идёт раскрутка... падают машины, как
бобики подыхают дизеля на машинах, а тут ещё КГБ
2019-09-12 22:35:07
Ого, история закрутилась!
2019-09-12 22:38:48
Эта история, она как-бы ключевая...Лариса, я тебе беско-
нечно рад, что ты ещё находиш время прочитать мой опус
2019-09-12 23:23:22

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Раб, навіть на вершечку влади, рабом і зостанеться, а вільна людина і в рабстві - вільна. Цікавий вірш, змушує задуматися. Дякую.
Рецензия от:
Федчук Евгений
2024-03-28 16:32:35
Чудові спогади дитинства! Нехай Вам щастить, Світлано!
Рецензия от:
Сергей Андрейченко
2024-03-28 16:11:11
Чудово написали, Едуарде, майстерно, з присмаком іронії та філософським поглядом на реальність.
Нехай щастить Вам під мирним небом, здійснюються найкращі сподівання
Рецензия от:
Таня Яковенко
2024-03-28 16:07:56
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.