Нет статуса

Автор: Виталий Потапов
Тема:Ироническая проза
Опубликовано: 2019-09-30 09:13:39
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Начальник Главка проектирует( проза)

  Заканчивался февраль 80, в нашей группе полным ходом велись рабо-
ты по изготовлению фронтальных дождевальных машин(ДМ) с исполь-
зованием в их составе узлов и деталей от круговых ДМ Фрегат, которые
около десяти лет уже серийно изготавливались на Первомайском маш-
заводе в Николаевской области.
   В середине февраля нам передали колёсный редуктор от
американской ДМ фирмы,,Валлей'' и поручили срочно сделать с него
чертежи с перспективой его промышленного изготовления в отрасли.
   Заодно необходимо было выполнить по редактору прочностные рас-
чёты и определиться с заменой используемых материалов.При этом
обнаружилось, что аналогичных материалов у нас нет, а материалы
которые мы традиционно используем в подобных конструкциях не дер-
жат и если следовать расчётам, то редуктор необходимо значительно
увеличивать в размерах.Сроки на выполнение работ были поставлены
очень жёсткие и исполнители в установленные сроки выполнить задание
не смогли. Главный прилагал максимум усилий, но безрезультатно.
   Нужно сказать, что Главным конструктором в группе был племянник
бывшего второго секретаря обкома, который находился в дружеских
отношениях с нашим начальником Главка Гавриловым.Племянник после
окончания института быстро рос в должностях и в свои 24 года вскоре
стал зам.начальника отдела, а чуть позже возглавил и отдел, где прикры-
тый знающими работу начальниками секторов достаточно долго работал
начальником отдела, который проектировал лебёдки для судов.
  Его дядя давно уже был не секретарём обкома, а возглавлял очень круп-
ный строительный трест, но прочие их родственники занимали в городе
серьёзные посты, в том числе и в обкоме( такая рулящая семейка).
   Перед своим назначением Главным конструктором (Главным) Главк
рекомендовал его на должность Главного инженера в Севастопольское
ЦКБ, но Крымский обком там его прокатил и тогда приятель дяди, чтоб
подсластить пилюлю назначил его к нам в группу Главным конструкто-
ром. Группа должна была проектировать широкозахватную ( до 800 м.)
фронтальную автоматизированную дождевальную машину, которая в
автоматическом режиме должна была идти по полю длиною до 2000 м.
и поливать поле подавая из канала с водой 170-200 литров в секунду.
  В общем это серьёзный, дорогостоящий агрегат, который за,,бугром''
стоил не менее 350 тысяч вечнозелёных долларов. Планировалось в США
закупить у двух фирм (Валлей и Зимматик) по машине, а позже опреди-
литься, какая машина больше нам подходит для производства. Пред-
стояло закупить у фирмы лицензию на производство таких ДМ в Союзе.
  Но, как говорится не срослось. Союз начал интервенцию в Афганистане.
США заморозили все сделки и все пошло кувырком, деньги уплочены, но
машины вывезти нельзя, фирмы теряют на невозможности продать в
Союз лицензию (7 миллионов инвалютных рублей за ворох бумаги, ведь
Союз в США дождевальные машины не покупает, а тут такая лафа идёт).
  Лица, которые готовились ехать покупать лицензию теряют откаты, ко-
мандировку в штаты, пьянки, гулянки и не за свой счёт ( ужас). Правда
позже купленные ДМ удалось вывезти, через Канаду, но это позже.
   А пока образцов не было, а были фотографии одной из машин фирмы
Валлей, по которым предстояло в очень сжатые сроки спроектировать
аналогичную машину. Но, у нас обо всём этом никто ещё не был в курсе.
   В конторе и группе шла обычная, будничная работа и ничто не предвеща-
ло приближение шторма в который мы будем ввергнуты на несколько лет.
   Внезапно на проходной появились два начальника Главков-наш и
начальник Главка миллиорации минсельхоза Союза. Их появление было
полной неожиданностью даже для директора, причём у чужого начальни-
ка отсутствовали, какие-то документы ( форма допуска, пр.) охрана
несколько растерялась, как ей поступать, пришлось вмешаться директору...
  Ещё большим и неприятным сюрпризом стало их появление для нашего
Главного. И он хоть и был племянником друга Гаврилова, тем не менее
очень расстроился, что не уложился с работой по колёсному редактору
в заданные ему сроки. В общем надежды своего,,благодетеля'' не оправ-
дал и как выкручиваться из возникшей ситуации Главный не знал.
   Где-то около 11 нашего Главного, его Зама и нас троих ведущих конст-
рукторов вызвали к директору.
В торце стола для совещаний рядышком сидели два начальника Главков,
а с противоположной стороны стола сидел наш директор, похожий на
старого умудренного опытом рыжего пса, среднего размера, но крепкого.
   Гаврилов, краснолицый и невысокий, плотный 50 летний мужчина с чёр-
ными волосами, в хорошем синем костюме, гордящийся собой и желаю-
щий быть непререкаемым авторитетом и центром внимания, и его коллега
здоровенный мужик ,под метр девяносто ростом, с испитым лицом и
водянистыми глазами хронического алкоголика. С большими залысинами,
он был, какой-то блеклый и невыразительный( такой- светло-бежевый,
вылинявший, здоровенный, пьянно-сонный русский мужик).
   Все трое прошлось по коньячку и были осоловевщие, причём начальник
Главка мелиорации был настолько осоловевший, что производил впечат-
летние человека борющегося с сонливостью. В ходе беседы он периоди-
чески ронял голову засыпая, а просыпаясь был похожий на человека,
который не может вспомнить ,куда и зачем он попал...Его присутствие
ничего не решало и Гаврилов его похоже взял, чтоб тот посмотрел верфи,
ну и попил дармовой выпивки, которую им везде наливали.
  Дождавшись, когда мы рассеялись за столом Гаврилов взял разговор в
свои руки и не выпускал бразды в течении всего совещания. Первое, что
он спросил обратившись к нашему главному, готовы-ли чертежи колёсно-
го редуктора, который он нам передал. И наш Главный ужасно расстрое-
ный тем, что он подвёл шефа, заикающимся голосом сказал, что мы ещё
не успели всё закончить, при этом он даже не пытался обьяснить причи-
ны задержки, а начал скулить...Владимир Дмитриевич извините это все
в последний раз...как испорченная пластинка он повторял эту фразу в
течении всего совещания, не обращая никакого внимания на происходящее.
   Не вникая в то, что там говорят, как-будто это его уже и не касалось. Было
впечатление, что случившееся для него было на уровне, последних часов...
перед казнью. Он был перепуган и отстранён от происходящего. Всё..., ему
капец, только это занимало этого человека, занимающего должность Глав-
ного конструктора. Ни сроки, ни конструктивные особенности машины его не
интересовали. А ведь ему всё это, следовало реализовывать нашими руками.
   Гаврилов сообщил, что принято решение о том, что наша группа в тече-
нии этого месяца должна разработать рабочие чертежи и техдокумента-
цию используя имеемые фотографии американских машин, как прототип.
   Разрабатываемая дождевальная машина будет называться,,Кубань''она
будет фронтальная широкозахватная (800 м), автоматизированная и
электрофицированная, будет забирать воду на полив из канала и должна
использовать в качестве силового агрегата насосную установку для пода-
чи воды к круговым ДМ Фрегат. В качестве дождевателей использовать
струйные аппараты машин,,Фрегат''. Машина должна давать не меньше
130 л/сек воды при поливе, опытные образцы собрать и испытать уже
этим летом. А с 1981 г. в г.Кропоткине начнёт работать серийный завод
который будет производить в год 150 штук таких машин.
   Это был полный ,,Атлас...с'', за месяц рабочие чертежи, не понимая что
должна из себя представлять эта машина и к тому-же ещё и техдокумен-
тация, это нереально, невозможно это пьяный бред ,но Главный продол-
даёт бубнить, что он больше не подведёт. Дизель Токмакского машзавода
мощностью 150 л.с подаёт к ,,Фрегата'' не более 100 л/сек и 130 л/сек не
сможет подавать, а ещё необходимо отобрать часть мощности на
электрогенератор. Гаврилов продолжает ставить задачу, но я недавно
разрабатывал и просчитывал первую свою  ДМ, я знаю, что он нам ставит
невыполнимые условия. Реально я ещё сырой ведущий инженер..., я ещё не
знаю что Гаврилов болезненно самолюбивый и в присутствии чужого
начальника Главка ему нельзя перечить. Я, свежеиспечённый ведущий...но,
мой Главный молчит. Не хочется, чтоб у читателя сложилось мнение, что я
был настолько тупой, что не понимал недопустимость открывать  рот вооб-
ще...т.к ,,бугры'' пьяные, а я ещё не в ,,авторитете..'' т,е для них никто...,,божья
коровка'' ползущая по столу, а может и хуже. Но, тогда я понимал, что сейчас
Гаврилов напроектирует, а мне потом придётся всё это расхлёбывать. И это
с меня конкретно, будут спрашивать и требовать, с меня...в первую очередь,
как со специалиста, который потом должен будет обеспечить всё строго и в
соответствии с тем, что тут сейчас напроектирует Владимир Дмитриевич...    
Отмолчаться похоже не удастся. Придётся рисковать. И я обращаюсь к
начальнику Главка, Владимир Дмитриевич, с этим силовым агрегатом мы не
сможем давать 130 л/сек. Гаврилов вспыхивает, как это я посмел ему возра-
жать( позже я пойму, что давая нам задание он опирался на проект ДМ
гидрофицированной машины Ценципера, которого он хоть и ненавидел, но
уважал, как специалиста и доверял его опыту. Но Гаврилов упустил, что на
ДМ ,,Кубань''у опорных тележек электропривод и суммарно он потребляет до
20 кВт. мощности дизеля...). Мотивировать свои возражения я не мог. На
таких совещаниях ты обязан только слушать, что излагает высокое началь-
ство и позже строго исполнять порученное. А, тут...  Гаврилов просто опешил
от моей наглости( ему перечат ) и кто...Пытаясь поставить меня на место он
сказал...ты сколько этим вопросом занимаешся...он знал, что нас озадачили
полгода назад и этими вопросами мы и близко не занимались... Но, я твёрдо
стоял на своём ссылаясь на то, что ранее я предворительно просчитал и мне
ясно, что с этим дизелем и насосом дать производительность 130 л/сек мы
не сможем. У меня хватило ума не сказать ему, что использование в составе
машины струйных аппаратов круговых ДМ, это вообще безумное решение и
пустая трата энергии и топлива. Нужно сказать, что мой опыт общения с
,,буграми''  был достаточно большой... несмотря на мою относительную
молодость. Там тоже были привычные нам типы людей, которые взлетев из
грязи в князи, считали что имеют право...повелевать низами, при этом сами
продолжали угождали тем, кто сидит над ним. И были уверены, что ,,низы''
также обязаны всячески угождать им, во всём, а тем более не перечить...Но,
встречались иногда умные и очень даже проницательные кадры, которые
тебя видели насквозь. Гаврилов относился скорее к первому типу и встре-
тившись с человеком, который уверенно возражает ему...вероятно заколе-
бался в своей правоте, хотя и не знал меня, как специалиста. Не знал, можно
-ли, ему доверять моим расчётам. И вообще..., кто я такой... и откуда взялся,
такой прыткий. Он ведь понимал, что в данной ситуации, я должен был-бы
молчать, а я напрашиваюсь на неприятность и меня никто не останавливает.
   Гаврилов дураком не был и почувствовал, что я вероятно имею основание,
чтоб вести себя, так вот...,, вольно'', вступая с ним в дисскусию.
   Несколько остыв и не желая терять лицо перед коллегой Гаврилов ска-
зал ...ну, 120 л/сек, значит будет 120 л/сек...всё...так и запишем.
   В этот момент подал свой голос Николай-зам.Главного, Владимир Дмит-
риевич, токмакский дизель насколько я знаю, весьма ненадежный, может
стоит взять для машины, что-то другое. Гаврилов снова вспыхнул, но
погасив себя, с большим пафосом он изрёк...для меня все, что относится к
судовому, синоним высокой надёжности. Этот дизель стоит на судне-
мусоросборщике и к нему никогда не было претензий. На ДМ будет стоять
этот дизель и этот насос, а также струйные дождеватели с ,,Фрегата'', как
я Вам об этом раньше сказал, этот вопрос обсуждению не подлежит...всё.
   Весь послужный список Гаврилова я не знал, да и сейчас не знаю. Как он
уроженец Каховки со средне-техническим образованием стал в Ленинграде
директором НИИ, а позже начальником Главка в минсудпроме я не
знаю.Но, организатор он был хороший, за год( считай на пустом месте)
создать машиностроительный завод и начать серийное производство
далеко не самых простых машин. В городе, где никогда не было машино-
строения, не было специалистов нужных специальностей( токарей, фрези-
ровщиков и просто хороших сварщиков) и он в этом городе сделал такой
завод. Как человек, он  предельно не простой, амбициозный и злопамятный,
который не терпел ни малейшего панибратства, любого даже малейшего
непочтительного отношения к своей персоне. Да, вот такой...фрукт...
   Обращаясь к директору Гаврилов уже весёлым тоном сказал...Ну, как я
тебе тут напроектировал...бери меня ведущим конструктором.
   Директор пробурчал...С тобой потом не расчитаешся...Гаврилов, был
свой и он нашего директора держал почти за равного себе, как-никак тот
бывший второй секретарь обкома, хоть он и бывший, но бывших не
бывает. Поэтому директор мог позволить себе некоторую вольность и
Гаврилов в известных рамках мог ему эту вольность простить.
   Совещание закончилось и мы гурьбой потянулись к выходу. Я был
ошеломлён происходящим, нереальными сроками, теми подходами,
которые демонстрировал начальник Главка и наш Главный. Группа неболь-
шая по своему составу, не имеющая собственного опыта по дождеваль-
ным машинам, у нас в изготовлении находятся узлы и детали гидрофи-
цированной дождевальной машины, которую мы спроектировали перед
новым годом. А тут новая работа и такие издевательские сроки. И у нас
только фотографии разного качества, много фотографий, но сроки...
   Нужно сказать, что директор осознал опасность ситуации и приложил
все силы, чтоб разрулить ситуацию. Значительную часть работ по проек-
тированию сложных узлов он переложил на смежные отделы нашей кон-
торы. Они проектировали ферму машины, опорные тележки и силовой
агрегат, ну а мы всё остальное.Это была большая и реальная помощь.
   Но, у семи нянек дитя оказалось без должного присмотра и когда маши-
на была собрана, то оказалось что то, что было напроектировано ,,помощ-
никами'' было лишь отдалённо похоже на машину аналог у которой масса
была 48 тонн и она имела производительность 170 л/сек, а наша ублюдоч-
ная машина имела массу около 70 тонн и её производительность была
не выше 110 л/сек.Но это оказались не все беды, наши коллеги проекти-
руя силовой агрегат за спешкой не разобрались, как он у американцев
управляется и в итоге сотворили монстра, который был неуправляем, но
это всё выяснилось лишь позже, когда начались испытания опытных
образцов( но об этом позже).
   Через несколько дней после отьезда Гаврилова наш Главный убыл в
командировку с проектом технического задания на проектирование ДМ.
   Вернувшись через неделю он привёз ТЗ в котором производительность
проектируемой машины была уже не 120 л/сек и даже не 130 л/сек, а 150...!
  На мой возмущённый вопль, что это невозможно достигнуть и что началь-
ник Главка ведь нам обещал, Главный сказал, что им, в минводхозе глубоко
плевать, кто и кому там что-то обещал, с другими цифрами они ТЗ просто не
подписывают. На мой вопрос, как мы это будем обеспечивать, Главный
сказал...Нужно будет обеспечить, а как это сделать, это уже твоё  дело...и уже
вкрадчивым тоном...у тебя за насосом стоит вентиль( задвижка) немного
больше открутишь и будет 150 л/сек. Всё..., этот человек не знает азы, с ним
невозможно спорить( ибо он полная целина). Этого неуча переубедить просто
невозможно, т.к для него гидравлика, баланс мощности дизеля, резервирова-
ние мощности дизеля, допустимая загрузка дизеля...все это пустые слова,
,,китайская грамота'', а он в ней ,,ноль''.Да..., нам с Главным конструктором
повезло и хотя Главный конструктор- это всёже должность, но если он не
понимает, что ему говорят подчинённые..., то это для работы ,,Атас...с''.Да...
   Я, всегда ,,любил ''их наивность и простоту, этих ВИП-детей, племянников и
зятьёв, среди них редко встречались те, которые добросовестно учились
в институтах. Они шагали семимильными шагами в должностях, набираясь
ампломба и уверенности, что достаточно им, что-то пожелать...,как мавры их
желание исполнят, позже они становились директорами и хозяевами того,
что до этого называлось общенациональной собственностью... Впрочем
техническое решение нашей проблемы было уже найдено и применено на
нашей первой ДМ, где я уже подрезал рабочее колесо у насоса, а на машине
поставил низконапорные дождеватели. Когда я впервые об этом сказал
Главному, он категорически отказался от такого решения( сказать о наших
проблемах начальнику Главка он панически боялся и это был мужчина
выросший  на хулиганских улицах слободки, правда  мальчик был ,,из
хорошей семьи'', но имеющий  босяцкие манеры парня выросшего на
слободских улицах г.Николаева и любящего ,,заложить за воротник'').
   Уже, когда были смонтированы первые опытные машины, всёже приш-
лось реализовать моё предложение, а собранные машины разобрать, чтоб
сделать необходимые на машинах доработки. Первым такие доработки
выполнил Николай-зам.Главного на опытной машине стоящей в Крыму.
   И, когда после проведенных доработок машина пошла с поливом и
получила положительную оценку по качеству полива, тогда аналогичную
доработку решился сделать и Главный, который находился на второй
опытной машине под Краснодаром, правда и тут Главный струсил, и под-
резал рабочее колесо насоса не на рекомендуемую мною величину, а на
величину несколько меньшую.Правда после всех наших доработок дизе-
ля на машинах выбрасывали в ходе работы густой, чёрный дым, что сви-
детельствовало о перегрузке дизелей и их недостаточной мощности.
   Третья опытная машина была смонтирована в Подмосковье, она прохо-
дила, как выставочная и на ней доработки не проводились.Именно на
этой машине побывали в своё время Косыгин и Горбачёв, а также многие
другие важные персоны. Гаврилов больше в проектировании машины не
участвовал и эффективностью своих предложений не интересовался.
  После двухкратных модернизаций наша машина стала приближаться к
своим американским аналогам по массе и производительности, а после
замены на машине дизеля и насоса сравнялась по надёжности и долговеч-
ности. С каждым годом на полях страны появлялось 150 новых машин.
  Росли кадры наладчиков и операторов, к машинам привыкли и их полю-
били за качество дождя и надёжность машин.
    Но, всё это произошло позже, когда Гаврилова уже не стало. Он лёг под
поезд, после бурного ,,разговора'' с Министром судостроения. Мат и оскорб-
ления были нормой во властных кабинетах и нужно было быть готовым к
тому, что и тебя, там будут оскорблять и унижать.Такой был руководящий
стиль той эпохи..Но, всему есть предел и нередко после бурной,,головомойки''
подчинённый попадал в больницу с инфарктом или кончал со своей жизнью..
   Хоронили Гаврилова весьма скромно, словно он в Министерстве и не рабо-
тал...Позже говорили, что в тот раз...не выдержав оскорблений, Гаврилов в
ответ нахамил Министру судостроения...Да, бывает и так...



                   

История cоздания стихотворения:

Есть такое (в общем-то достаточно распространённое, но ошибочное
мнение), что конструктор всего творец...В этом рассказе, я попытался в
какой-то мере донести до читателя реальный процесс ,,творчества'' , при
создания новой машины. Как всегда, неудачи валят на конструкторов, что
в общем-то и верно, а победы, успехи принадлежат людям весьма далёким
от того самого создания...На жаль это, достаточно распространённая истина.
А ещё есть такая банальная истина, что в любом деле главенствующую роль
играет знание предмета, пресловутая специализация, которую в Союзе
просто игнорировали...мол прикажем и любой конструктор сделает всё ещё
лучше, чем у супостата, просто и без излишних выкрутасов...Вот так и не
иначе...Ведь мы всё в мире первыми придумали, беда в том, что не патенто-
вали свои изобретения, а супостат их, раз...и украл. Так вся страна и думала.
Хотя реально, мы постоянно крали чужие разработки..постоянно и не иначе...

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 147

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Точно, Оленочко! Сподіваюся на ЗСУ і диво...
Добра і світла тобі в цій темряві
Рецензия от:
Тетяна Даніленко
2024-04-19 22:24:03
Погадаю я тебе на гуще,
но захочешь ли ответ узнать?..
если "в счастье поворот пропущен",
ничего не стоит возвращать...

Вишнёвой метели тебе, Саша!
Рецензия от:
Тетяна Даніленко
2024-04-19 22:21:00
Це дуже проникливо, точно передані почуття. Як хвилі, то у жах беспросвітний, то у "Без надії сподіваюсь"...
Рецензия от:
Азинелло
2024-04-19 22:18:45
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.