Нет статуса

Автор: Виталий Потапов
Тема:Свободная тема
Опубликовано: 2019-10-12 19:58:25
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Конвульсии( проза)

   Профессия конструктора это не только чертежи, расчёты, это сопро-
вождение изготовления, устранения своих и чужих ошибок( а это неред-
ко неприятные разговоры, как минимум...), испытания созданных
машин, необходимость трезво и непривзято уяснить, что получилось
удачно, а что нужно переделывать, несмотря на финансовые издержки.
   Где-то в 1987 г. директор Первомайского завода,,Фрегат''озаботился
идеей создания для своего завода фронтальной дождевальной маши-
ны анологичной,,Кубани'',тоже низконапорной, но с гидроприводом.
  Своей идее он нашёл поддержку и финансирование в Министерстве судо-
строения. К тому времени в Министерстве были известны случаи
разворовывания кабелей и электрооборудования на ДМ ,, Кубань'' и
в Министерство уже обращались Заказчики, с просьбой, что-то сделать, чтоб
уменьшить подобный вандализм, поэтому просьба директора завода была к
месту так, как решала эту проблему радикально.
   Вантовая система круговых дождевальных машин,,Фрегат'' с массой тросов
выглядела весьма архаичной, в сравнении с ферменной конструкцией ДМ
,,Кубань'', которая имела более длинные пролёты и следовательно меньшее
число опорных тележек и обеспечивала ещё много других полезных новаций.
   В общем это был шаг вперёд и директор завода решил его сделать.
   В Министерстве уже знали о том, что со следующего года им следует
снять с серийного производства машины,,Кубань-М2" и поставить на
серию лицензионную машину ,,Валлей'', при этом наша группа остаётся
не у дел, а тут вроде открывается для неё перспектива. О том, что это
будут последние конвульсии нашей группы, мы ещё не догадывались.
   Кроме того при удачном исходе все специальные стенды и штампы
используемые при изготовлении ДМ,,Кубань-М2" можно было не выбрасы-
вать в металлолом, а передать на Первомайский завод ,,Фрегат'' и там всё
использовать уже при изготовлении новых машин на базе,,Кубани-М2".
   Я был занят усовершенствованием самоочищающегося водозаборного
устройства для ДМ,,Кубань-М2", работа шла полным ходом, когда появи-
лось задание на проектирование новой машины.
  Нужно сказать, что любая новая машина, это как правило борьба, каких-
то новых идей, начиная от того, что этим вообще лучше не заниматься и
заканчивая разными идеями направленными на реализацию задания.
   Нередко в борьбе идей выигрывает не лучшая идея, а та которую проби-
вает Ваш начальник или идея которую он поддерживает. Бывает, что по-
беждает идея более напористого автора, который отстаивает своё детище в
агрессивной напористой манере доказывая всем, что лишь его идея достой-
на реализации ( проще говоря, автор прёт, как бык... ничего не видя).
   В данном случае произошёл примерно такой-же случай, когда ведущий
по электрочасти одарил нас идеей использовать вместо электродвигате-
ля на опорных тележках машины три небольших гидроцилиндра от под-
кормщика, которые будут крутить самопальный коленвал и всё это смон-
тировать в виде самостоятельного агрегата, а управление опорных теле-
жек тоже максимально унифицировать с ДМ,,Кубань''заменив микровык-
лючатели, гидроклапанчиками ( похожими на маленькие рукомойчики),
которые уже использовались в системе аварийной остановки круговых
машин,,Фрегат''. Эта идея очень понравилась нашему новому Главному
конструктору Николаю, который стал Главным после смерти нашего
бывшего Главного конструктора год тому назад. Но, эта идея не понрави-
лась мне сначала интуитивно, а позже прикинув расчётом я понял, что эта
идея в такой комплектации нереальна, о чём Николаю и сказал. Наличие
в цепи двух червячных редукторов каждый из которых имел КПД ок 40%,
вело к тому, что на колесо приходила мощность всего 20 вт, в то время,
как у ДМ,,Кубань'' мощность на колесе была в десять раз больше и дости-
гала 200 ватт.Сделав прикидку я сказал Николаю, что в такой комплекта-
ции эта машина может перемещаться по асфальту, да и то очень медленно.
Но, Николай в моём расчёте усмотрел происки уязвлённого самолюбия...
   Коленвал для трёх цилиндров имеет волнобразное снижение крутящего
момента от 1,0 до 0,7, что ещё больше усугубляет ситуацию особенно на
концевых опорных тележках. Но, мои доводы уже не воспринимались, а
в тот момент я ещё не мог предложить реальную альтернативу. Половина
группы уехала в Первомайск, чтоб там не затягивая всё в долгий ящик
слепить прямо на заводе опытную машину, а я со второй половиной груп-
пы продолжил работать над водозаборным устройством и параллельно
думать, как понизить и передать на комбайновые колёса опорной тележ-
ки крутящий момент необходимой величины минуя червячные редуктора.
   Нужно сказать, что такая капризная штука, как интуиция меня посещала...
но, девочка она была интеллигентная и говорила тихим голоском и если её
не хотели слушать, обиженно отходила и не настаивала, но в этот раз она
мне сказала( и не один раз), возьми цевочное колесо и закрепи его на
комбайновом, остольное дело техники, достаточно известное по машине
Фрегат. Зная на какую величину комбайновые колёса садятся в грязь, я
исходя из этого принял диаметр цевочного колёса и посчитал предпола-
гаемую конструкцию привода опорной тележки ДМ, к моему удивлению
даже для низконапорной ДМ, на концевой опорной тележке можно иметь
на колесе мощность в 160 ватт, что в принципе было достаточно для
работы машины на пахоте с проливом.В общем этот вариант решал зада-
чу, но ,,конкурс'' уже был закрыт и оставалось ждать, чем закончатся рабо-
ты по первому варианту.По прошествии некоторого времени мне позвонил
Николай. Он мне сообщил, что на заводе они собрали фрагмент ДМ, по их
варианту и он работает, я ему ответил, что не сомневался, что машина будет
ходить по асфальту, тогда он мне сказал, что под колёса машины они нало-
жили отливок и весь завод от восторга ахает глядя, как машина карабкается
по этим горам. В ответ я сказал, что всё это ещё ничего не значит...нужно всё
проверять на пахоте и с поливом, всё...Николай в сердцах бросил трубку.   
Вскоре все узлы машины были изготовлены и машину стали собирать в поле.
Повторно Николай позвонил, чтоб сообщить, что собранная машина пошла и
они все в восторге, как всё хорошо получилось, не дожидаясь пока я снова
пропою ему свой припев, он бросил трубку. Впрочем вскоре от него приехала
наша дама, которая была там с ними и деятельно принялась переделывать
червячный редуктор колёса, на мой вопрос для чего она ответила, что макси-
мальная скорость машины в два раза меньше необходимой, вот она и
переделывает редуктор.На это я ей сказал, что у Вас ничего не выйдет т.к
причина в нехватке мощности, либо повышать давление в поливном трубо-
проводе, либо увеличивать диаметры цилиндров привода. в общем идею она
поняла и помчалась звонить Николаю...Тот, ей передал распоряжение, чтоб я
приехал к ним в Первомайск. В свою очередь, я попросил до моего приезда,
вспахать перед машиной полосу земли длиною метров 30.
   К моему приезду полоса земли была вспахана, Николай достал два кос-
тюма химзащиты т.к предстояло работать под дождём машины, были
поставлены необходимые приборы( для замеров), а концевые тележки на
машине я подключил напрямую к питающему трубопроводу, чтобы  
убрать все лишние гидросопротивления.Закончив все приготовления и
одев на себя костюмы химзащиты мы включили машину на движение по
пахоте с поливом. Едва машина начали двигаться, как концевые опорные
тележки стали застревать, Николай бегал с монтировкой пытаясь помочь
гидроцилиндрам привода тележек преодолеть препятствие, уже ни о каких
предельных скоростях речь не шла, стало ясно уже и ему, что машине просто
не хватает мощности, из-за чудовищных потерь мощности. В довершении
всего на концевой тележке сломался коленвал привода,
а на двух ближайших тележках коленвалы уже недопустимо деформированы
и их поломка вопрос времени. Это было полное фиаско, Николай не стал
сваливать вину на кого-либо из нас. По этой машине он заявил о бесперс-
пективности первого варианта и предложил работы прекратить.
   Всё было не так просто т.к на эту машину были вложены серьёзные
финансовые средства, при отрицательном итоге работ, любому другому
Главному конструктору такая ситуация могла стоить должности. Но...
   Николай был в конторе ,,свой'' ,его отец здесь работал  перед уходом на
пенсию и на немалых должностях. И многие наши начальники были ему
обязаны, кроме того это происшествие могло стоить должности не только
Николаю, неудача с машиной могла коснуться многих и они деятельно
принялись спасать ситуацию. Возможно не последнюю роль сыграло наличие
моего варианта, который мог оказаться проходным.
   Вскоре по-моему варианту пошли работы и идею стали срочно,, улучшать'',
все те, что обычно примазывался в таких случаях зная, что в перспективе, я
буду подавать заявку на изобретение и что, я парень не жадный, могу
включить и улучшателя в соавторы.
   Первым в списке авторов изобретения поставили директора завода в
надежде, что это позволит поставить машину в серию. Из-за моей  лени,
я в это изобретение ,,запихнул'' ещё несколько новшеств, которые могли
реально пройти, как независимые изобретения, но у меня уже угасало
желание всем этим заниматься и я всё вогнал в одно большое изобре-
тение. Вскоре нашу группу расформировали, а затем подошли лихие 90 е.
   Николай с частью группы ушёл из конторы на вольные хлеба и на этой
нашей машине, ещё пару лет зарабатывал копейку. Я с ними уходить не
стал т.к в смежном отделе меня избрали начальником сектора, хотя с
Николаем я ещё продолжал сотрудничать, но по совместительству. На
договорных началах, я им выполнял отдельные расчёты. Что всех вполне
устраивало, правда было несколько попыток переманить меня к ним, на
постоянную работу. Но, я отказался...У каждого человека есть какие-то
принципы, были они и у меня... Приняв решение уйти, я редко возвращался...
   Через некоторое время, в связи с отсутствием финансирования, группа
Николая тоже прекратила своё существование. Больше к дождевальной тематике, никто из членов этой группы, уже никогда  не возвращался, а
жаль...


   

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 88

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Важко додати по темі, бо все чітко зазначено.
Чудовий вірш, наче для учнів школи написаний.
Рецензия от:
Невтримний
2024-04-27 00:09:15
Дуже красивий квіт. Іноді буває таким, що тягне на витвір мистецтва. Гарний вірш, навіть зі згаданим сумним сьогоденням.
Рецензия от:
Невтримний
2024-04-26 23:59:00
симпатичный стих для детей и год написания улыбнул :)
журавли не приносят весну и не уносят зиму,
они летят выводить потомство
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-26 23:24:08
На форуме обсуждают
Люблю рок-музику. Люблю слухати Фреді Меркурі. Обожнюю  Believer.

Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". 

Я неадекватна людина, т(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-25 11:58:28
Most Popular Rock Songs On YouTube
1 Passenger | Let Her Go 3.7B
2 Imagine Dragons – Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...)
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-23 23:49:15
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.