Нет статуса

Автор: Виталий Потапов
Тема:Ироническая проза
Опубликовано: 2020-03-15 19:11:21
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Молодость конструктора.Убей его...( проза)

   В конторе, я работал четвёртый год, у меня была 2я категория, репута-
ция разработчика, два закрытых изобретения и оклад в 140 рублей.
   Среди молодых конструкторов отдела, в котором  работал, я был
заметною фигурою, но молодость есть молодость и многолетний опыт,
который имели мои старшие коллеги, ни азартом, ни старательностью
заменить было нельзя.Отсутствие этого опыта, как и жизненного может
дать о себе знать, в самые неожиданные моменты.
   На протяжении всей своей производственной жизни, я раз за разом
сталкивался с тем, что вторгаясь во, что-то для тебя новое, ты обяза-
тельно, что-то ,,прохлопаешь'', что-то возмёшься делать то, от чего более
опытные люди сразу-же отказались-бы, понимая проблемы с которы-
ми предстоит тебе столкнуться, а ты не зная этого, взялся делать...
   Правда иногда, знание наличия проблемы, ещё не гарантирует, что тебе
удастся увельнуть от тех шишек, которые её сопровождают, но это уже
тема для другого разговора.
   С казахстанским городом, который начал осваивать производство
ракет , у меня связана была неприятная история...
   Однажды оттуда, в контору пришла телеграмма, в которой говорилось,
что мой гидроклав неработоспособен. Это было очень серьёзное обви-
нение...Но, эта конструкция уже несколько лет успешно эксплуатиро-
валась в нескольких городах Союза и каких-либо новаций в конструкцию
не вносилось. Поэтому моё начальство, не стало впадать в панику, а в
телефонном разговоре с Главным инженером завода, посоветовало им
отправить на стажировку своих рабочих, на один из украинских заводов,
где такой гидроклав успешно эксплуатировался уже несколько лет, что и
было сделано...После трёх месяцев стажировки, рабочие вернулись на
свой завод и больше вопросов по этому устройству у завода, не было.
   Работая в конторе, я занимался определённым кругом проблем, но
иногда повод набить новую шишку возникал буквально на ровном месте.
   В конторе нас иногда ,,баловали'' небольшими премиями за разработки.
   Для справедливого распределения этих премий было разработано
специальное положение, в котором доходчиво указывалось, как следует
такие премии распредилять .Из общего обьёма премии 50% сразу уходи-
ло в директорский фонд, а оставшаяся часть подлежала распределению
согласно положения. Особенностью, которого было то, что премию уста-
навливал ведущий конструктор по премируемой теме, при этом у него
должна была быть самая высокая по размеру премия, от величины кото-
рой устанавливались все прочие премии, причём премия начальника сек-
тора не должна была превышать 50%  от премии ведущего конструктора.
   Для меня это была первая премиальная сумма, которую я распределял,
как ведущий конструктор по теме. Согласно указанного положения, я
распределил премиальную сумму и составил премиальную ведомость,
которую подлежало подписать у Главного конструктора.
  Завизировав ведомость у начальника сектора и он мне ничего не сказал,
я двинулся к Главному конструктору конторы и начальнику нашего отде-
ла одновременно. В конструкторском отделе конторы работает 300 чело-
век и она состоит из четырёх  лабораторий специализированных по
различным направлениям работы. Главный конструктор, когда-то был
начальником лаборатории в которой я работал, он хорошо знает меня, а я
знаю его...при этом он ко мне, относится вполне доброжелательно.
   Поэтому, когда он взревел, словно раненный медведь и швырнул мне
мою ведомость обратно, я попытался ему сказать, что всё посчитано
согласно положения о премировании...Но, он продолжал негодовать и
потребовал, чтобы я привёл к нему начальника сектора.
   Премии начальникам отделов директор выплачивал из своего фонда,
поэтому мне не приходило в голову, что Главный конструктор у которого
оклад превышал за 350 рублей, может посягнуть, на эти достаточно
небольшие деньги. Но, это было лишь моё мнение т.к начальник сектора
подойдя к столу Главного конструктора и не дав ему открыть рот, сказал
   Владимир Андреевич, исправьте своей рукой, как нужно... И тот вписал
свою фамилию в качестве ведущего исполнителя, назначил себе премию,
едва-ли не в два раза большую, чем я ранее назначил себе.С явным удо-
вольствием Главный конструктор начал урезать размер премий тем
людям, которые работали по этой теме вместе со мной, при этом отдель-
ных исполнителей он удалял из ведомости вообще, комментируя при
этом...что этой тупице вообще он и зарплату не стал-бы платить.
   Урезая мне премию, он сказал...молодой ещё, хватит и этого, но премию
у начальника сектора трогать не стал...
   Позже возвращая мне подписанную ведомость, он сказал...пойдёшь.
подписывать у директора скажи, что я по этой работе раньше был веду-
щим, до того момента пока меня не назначили Главным конструктором.
  Правда директор не стал ничего выяснять и молча подписал ведомость.
  Конечно, я и раньше уже имел возможность увидеть, что когда дело
доходило до получения денег, никакие положения о премировании не
работают и чем выше оклады у начальников, тем больше у них аппетит.
   Работая в конторе, я в основном занимался оборудованием для ТЗП
( теплозащитных покрытий ракет), абляционных покрытий, а также зани-
мался различными работами связанными со стеклопластиками, устройст
вами для их пропитки смолами, устройствами для их отверждения под
давлением, но нередко встречались работы выходящие за эту тематику.
  Так в своё время, я сделал чертежи с америконского, охотничьего термо-
са с металлической, тонкостенной, полированной, нержавеющей колбой,
который позже выпускался под маркой,,Темет''.
   Про имитационный трёхкомпонентный ракетный двигатель, с подачей
смеси алюминиевых и магниевых порошков в камеру сгорания двигателя,
методом псевдоожижения порошков, я уже более подробно писал в одной
из своих более ранних публикаций.
     Командировки следовали одна за одной.   В тот период, я обьездил
многие заводы выпускавшие ракеты в системе Миноборонпрома.Больше
месяца жил в Москве в гостинице ,,Заря'', когда был в командировке  в
НИАТЕ( институте авиационных технологий), пол месяца я жил в общежи-
тии разработчиков Чернобольской АЭС, был в институте стеклопласти-
ков и КБ (Надирадзе).О некоторых своих работах, я уже рассказывал...о
других возможно когда-то расскажу.
  В общем-то работа в конторе скучной не была и давала опыт общения с
людьми, чьё общественное положение и статус были значительно выше
моего и тем приятнее было общаться с умными людьми, которые не
стремились подчёркивать свой статус и несмотря на мою явную моло-
дость разговаривали со мной, как с равным либо, как старший и более
опытный товарищ разговаривает с младшим, участливо без желания его
унизить или скомпроментировать.
   Работая в конторе мы постоянно халтурили, то диплом кому-то из
наших нарисуем, то кому-то курсовые посчитаем.
  Позже один из моих коллег пригласил меня работать по совместительст-
ву инженером по НИСу на пол ставки, выполняя там различные конструк-
торские разработки.Деньги были небольшие, но для меня они радикально
меняли финансовую ситуацию.
  Кстати о больших деньгах, которые я упустил в силу своей неопытности
и чрезмерного желания решить вопрос так, как меня просил его решить
наш Главный конструктор, но об этом ниже...
                                                      *     *
   Начало этой истории было вполне банальным. Начальник лаборатории,
который сидел за своим столом, что-то рассматривая, обратился ко мне.
   Виталий, подойди ко мне, есть срочная работа, нужно сделать для трёх
цехов казахстанского завода, техпроекты монорельсовых дорог для
транспортировки в цехах заготовок. Времени на раскачку нет, давай прис
тупай, вот материалы эскизного проекта и он протянул мне несколько
синек и пару листов текста.
   Эскизный проект делали москвичи, которые к своей работе отнеслись
крайне непрофессионально и сняв немалые деньги, сбросили через наше
министерство, работу на нас. Эту работу предстояло выполнять, для того
завода, который ранее обвинил меня в том, что моя установка нерабо-
тоспособна.
   Но, выбирать не приходилось и я взяв материалы эскизного проекта,
приступил к его изучению.Оставшийся обьём финансирования превышал
три миллиона рублей, что по тем временам были немалыми деньгами.
   Тем не менее, быстро сделать техпроект не получается т.к работа эта
для меня, совершенно новая и мне приходится обратиться к книгам и
каталогам. Но, это не главное т.к существует целый ряд серьёзных проб-
лем, которые тормозят работу.
   Рассматривая эскизный проект москвичей, я обратил внимание, что
идеи заложенные в проекте были, какие-то плохо продуманные и непро-
фессиональные( слепленные по принципу,,тяп-ляп''...), а ведь их пред-
стоит воплощать в металле.
   Бросалось в глаза, что в эскизном проекте монорельсовая дорога опи-
ралась на металлические опоры хаотично установленные на полу цеха,
среди станков. Технологический процесс и расстановка оборудования
такая, что обрабатываемые узлы таскают из одного конца цеха в другой.
   Нет даже подобия, каких-то технологических линий, всё хаотично не
упорядочено...
   Связавшись с заводом, я узнал, что привязать монорельсовую дорогу
к балкам перекрытий нельзя, они у них толи перегружены, толи ослабле-
ны, значит опоры придётся всё-таки ставить на пол.
   Ритм движения заготовок и интенсивность их перемещений тоже отка-
зываются сообщать т.к по этим данным, можно определить месячный
и годовой выпуск заводом ракет среднего радиуса действия, которые
выпускает завод. А я не могу установить, число стрелочных переводов
и необходимое количество тельферных тележек.
   В тоже время, опоры и монорельсовые пути установленные среди стан-
ков, будут затруднять ремонт станочного оборудования.
   В общем бесконечное число вопросов на которые нет ответов...то ослаб
лено, другое засекречено, а сроки окончания техпроекта остаются без
изменений и их нужно выполнять.
   Впрочем работа на месте не стояла, было подобрано оборудование,
выполнены расчёты П-образных и Г-образных опор, разработаны узлы
металлоконструкций и написана вся необходимая сопроводительная
техдокументация.Всё, работа завершена, получены необходимые подписи
  Выполненной работой, я крайне недоволен, нет в ней положенного
изящества и законченности, она осталась той-же грубой и топорной, как
и в эскизном проекте.Если она войдёт в жизнь и будет воплощена в метал
ле, то помещения цехов будут напоминать клетки, в которых наставлены
опоры.Теперь техпроект предстояло подписать у Главного конструктора
и отправляться на завод, для последующего там его согласования.
  Главный конструктор техпроект подписал мне, без замечаний. Но, когда
я уже собрался уходить, то вдруг с удивлением услышал от него...Виталий
если сможешь, похорони там этот проект...убей его .Тоесть находясь на
заводе, нужно было за те несколько дней, найти альтернативные решения
которые делали-бы этот проект ненужным...Задача была вполне ясная.
   Но, я понимал насколько она непосильная для меня.Я, просто способный
молодой конструктор, без задатков гениальности и до меня над этой
проблемой работали люди, возможно более опытные и в их распоряжении
были не 2-3 дня, чтоб найти решение...но, нужно было попытаться.
   По приезду у меня на заводе возникла проблема из-за моей бороды.
Пришлось  на проходную завода, вызывать Главного инженера, благо его
кабинет находился на втором этаже здания, прямо над заводской проход
ной .Хмуро глянув на меня Главный инженер изрёк ,,почему фотографию
с бородой не вклеил в паспорт''. Чёрной, раскошной бородой я обзавёлся
в ходе путешествия по Северному Уралу и всё ещё не мог решить, что мне
с ней делать...,,Да, я недавно обзавёлся бородой...'' он, ещё раз глянул на
меня ,,либо фотографию поменяй, либо сбрей её, будут везде проблеммы''
   Ещё раз глянув на меня, он сказал ,,а борода красивая, жаль...''К охране
,,пропустите...''
   Перед совещанием, я решил разобраться со своими вопросами.
   Получив разрешение на допуск к ,,моим'' цеха я начал своё посещение
из цеха, где стояло всего лишь несколько станков.Здесь был участок, где
делали подкрылки для ракет.На этом участке, в изготовленных заготов-
ках подкрылков, которые делались из алюминиевых плит толщиною в 50
мм, на фрезерных станках, выгрызали ячейки сот( подобно пчелиным
сотам), оставляя между отдельными ячейками перемычки толщиною в 2
мм.Что позволяло обеспечивать этим подкрылкам требуемую прочность
и жёсткость, имея при этом относительно небольшой вес.
  Заготовки подкрылков каждая массой 50 кг стояли на полу в специаль -
ных транспортных кассетах, которые на участок привозили электрокары.
  А вот на рабочий стол станка, эти заготовки рабочий поднимал вручную,
ну, а позже снимал со стола готовое изделие и опускал его снова в ложе-
менты кассеты.Работая на этом участке рабочие очень быстро приобрета
ли остерохандроз, а позже и инвалидность.
  Мне было ясно, что монорельс, тут ситуацию радикально не поменяет т.к
подьём заготовки тельфером замедлит работу и рабочий будет снижать
выработку, а значит и получать меньшую оплату. Всё это будет толкать
его поднимать заготовки вручную, несмотря на наличие тельфера.
   Наличие на участке монтажного столика но колёсах натолкнуло меня на
мысль поставить кассету с заготовками на подобный столик, откуда их
легко можно было переместить на рабочий стол станка.
   Не теряя время я реализовал свою задумку, демонстрируя свою идею
в действии.Своё предложение я дополнил эскизом столика с кассетой
установленной на нём, предложение это нашло поддержку на заводе и
было включено в план по новой технике на следующий год.
   Второй цех изготовлял корпуса ракет,выгрызая в оболочках вальцован-
ных,из таких-же алюминиевых, 50 мм плит, ячейки сот .Его проблема сос-
стояла в том, что единственный мостовой 5 тонный кран, периодически
использовался, как нагружатель при испытаниях изготовленных корпусов
ракет и в этот период, цех оставался без крана. Разговаривая с Главным
инженером завода я спросил, почему не поставить просто второй мосто-
вой кран и снять тем самым их проблему.Тот ответил, что цех предназна-
чался для выпуска других видов продукции и опоры не выдерживают
двух мостовых кранов.Тогда я предложил поставить дополнительно ещё
1 тонную кранбалку, которую выпускает завод в Первоуральске или
сделать укосину для проведения испытаний корпусов, а мостовой кран
использовать по прямому назначению.Главный инженер очень удивился
узнав, что выпускаются 12 м. кранбалки, он считал, что таких не выпус-
кают, при этом он сказал, что они сами уже думали, чтоб сделать им
укосину для испытания корпусов ракет. Из разговора было понятно, что
идея монорельсовых дорог была его, он какое-то время её отстаивал, но
после ознакомления с техпроектом понял, что это будет для него постоян
ной головной болью.
  В ходе совещания, я уже официальное доложил совещанию разроботан-
ный нами техпроект и альтернативные свои предложения.
  Мои альтернативные предложения были приняты к реализации, в виде
заводских новшеств по новой технике.
  Вернувшись домой я показал Главному конструктору протокол совеща-
ния о закрытии темы монорельсовых дорог.
  Выслушав меня Главный конструктор спросил меня, ну ты хоть рацпред-
предложение там им написал, ведь твои предложения тянут тысяч на 20.
  Нет...найти альтернативные решения я смог, а вот взять реальные свои
серьёзные деньги, пусть даже в соавторстве с кем-то из заводских ,я
даже не помышлял считая, что в этом случае заводчане будут требовать
продолжения работ по монорельсовым дорогам, а заниматься этой темой
дальше, я не хотел...А за всякие хотелки, нужно чем-то платить...

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 162

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 5.
Виталий! Я совсем немного работала конструктором: техником-конструктором. Потом закончился мой срок отработки, очень скучала за родными, и, не смотря на то, что меня, как молодого специалиста, очень уговаривали остаться - дом взял верх. Работа очень нравилась. И в нашем отделе были замечательные люди. Я думала: "Если я смогу устроиться конструктором, пойду учиться в институт". Но, в моём городе, который намного больше оставленного, меня никто не ждал... Так я больше конструктором и не работала, но зато с удовольствием читаю Ваши произведения, как об этой работе, так и то, что было связано с туризмом. И то и то затрагивает во мне что-то моё...
Виталий! Всего Вам доброго!
2020-03-20 18:27:03
Оля, вдвойне приятно, что мы коллеги и тебе понятна
атмосфера работы в КБ, позже я вернулся на Украину
в Николаев, где работы по моей специализации не было,
но как конструктор я был востребован, ну и ещё долго
трудился пока пан Кучма, нас не уничтожил, что было
великим грехом перед народом Украины, ну Бог ему
судья... Счастья тебе и благополучия...
2020-03-20 18:40:15
2020-03-20 18:54:08
Производственная несогласованность приводит часто к серьёзным последствиям. Это хорошо, что у вас был такой разработчик (В.П.), который мог принять альтернативное решение и отстоять его!
2020-03-19 22:50:22
Лариса, мне твоя ирония понятна...молодой был, глупый и
,,дурний був до роботи'',ну и повезло, что нашёл, альтерна-
тивные решения, да и Главный недолго упирался...а сейчас
смотрю на всё, как тот китаец с высокой горы...суета, а
результат...не скучно было...а не нашел-бы, так что поме-
нялось-бы ну сделал-бы людям приятное то, что они тебе
заказывали...пусть-бы порадовались...так нет нужно было
выпендриваться...морочить людям головы, ведь работа
была плановая...ты-то знаеш, что это значит...
Рад твоему визиту и отзыву...мои добрые пожелания
успехов и счастья...
2020-03-19 23:18:48
Я без иронии, на полном серьёзе, Виталий. Я же читала и другие ситуации в твоих рассказах (про трубы, например)
Ты молодец!
2020-03-19 23:23:20
Лариса, помимо того, что ты умная женщина( а это факт,а
не комплимент..), поэтесса, ты-же профессионал, а это в
корзину времени не выбросиш, по себе сужу, пишу по-памяти, прошло столько лет, всё накрыли другие не менее
важные события и склероз реально стучит в окно переда-
вая приветы, но всё ещё остаюсь профессионалом и инженером...я тебе искренне благодарен за твоё участие,
прими мои добрые пожелания счастья, здоровья и успехов
2020-03-20 08:51:29
Всё взаимно, Виталий, заходи!
2020-03-20 14:11:12
Лариса, обязательно...
2020-03-20 15:36:04
Все верно... если бы вы не предложили альтернативные решения... может тяжелее было бы закрыть ( убить) тот проект... Очень знакомо, как у Вас там делили премиальные... и у нас в НИИ - похоже... везде люди одинаковые, чем больше имеет, тем жаднее... Понравилось! Виталий))) Уютного вечера!!!
2020-03-18 22:06:16
Галя, спасибо за посещение и отзыв, Галя, они те кто смог
подняться над толпой весьма меркантильны, особенно
сейчас... Приходилось сталкиваться, жлобье уверенное,
что им всё можно и все им должны... а проект, да так-бы
и сделали, он ведь был плановый и то, что я сделал было
началом работы по закрытию этого задания...
2020-03-18 22:25:08
2020-03-19 08:10:02
сейчас тема гидроклавов весьма активна, столько г***а вокруг. ядовитого...
2020-03-18 10:29:37
Нина, ты всегда бьёш в точку...уж по части дерьма мы впереди планеты всей... Успехов во всём и благополучия...rose::
2020-03-18 13:07:45
При этом, я в отличии от некоторых наших коллег уверен,
что оно, как и подобает преимущественно на поверхности
и сегодня имеет специфическую окраску...
2020-03-19 12:26:21
в любом случае пора чистить
2020-03-19 12:36:32

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Крає серце багнет...
Рецензия от:
Сколибог Олег
2024-04-19 15:05:08
За які заслуги у мене вимкнено функцію "поставити лайк" не знаю, а напишу просто словами. Актуально й сміливо на болісні питання сьогодення! Написано майстерно ! Я в захваті! Дякую!
Рецензия от:
Микола Савка
2024-04-19 15:04:34
Сильно написано, Оксаночко! Молодець, як завжди!
Рецензия от:
Денисова Елена
2024-04-19 14:49:57
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.