Основа-Кафедра. Анализ. Обсуждение № 6 Автор: Лилия Фокс
Сейчас на сайте 2814 человек
Кто онлайн?
Популярное
Новые авторы
Присоединяйся
twitter
youtube
Нет статуса

Автор: Кафедра-Основа. Анализ
Тема: Свободная тема
Опубликовано: 2019-09-11 11:51:55
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Основа-Кафедра. Анализ. Обсуждение № 5. Автор Людмила Шевчук



Обсуждение закрыто. Спасибо всем за рецензии.
Автор Людмила Шевчук переведена в основной состав авторов УПП.


                    .................................................................................




Доброго дня, коллеги!

Продолжаем нашу тему "Кафедра-Основа. Анализ"
Напоминаем, что здесь у нас не конкурс со строгими критериями оценивания, но и не
просто голосование: Да – Нет.
Односложные рецензии не рассматриваем. КАК СЛЫШНО? ПРИЁМ!

При написании своих впечатлений и мнения по поводу перевода автора
придерживаемся «принципа весов»: на одной чаше – достоинства текстов, на другой –
недостатки. Т.е. обязательно озвучиваем не только положительные, но и критические
моменты. Просьба излагать мысли чётко и по существу, с аргументированным выводом:
Достаточно ли высокий уровень стихо для основного состава?  

Учитывая опыт предыдущих «Кафедральных чтений», просьба: при голосовании
оценивать тексты, а не автора, даже если у вас к нему тёплые чувства. Никаких
«авансов» за красивые глазки давать не надо. Так же не нужно рассуждать о
«дискриминации кафедрантов» и о стихах, написанных сэрцэм.

Не оставайтесь в стороне. Пожертвуйте 15 - 20 минут, поделитесь своим видением с
коллегами, напишите авторам толковые наставление, а не просто одно слово в формате
голосования. Извлекайте для себя пользу из проф. рецензий.

Для объективного впечатления на обсуждение предоставляются три текста автора с его
страницы. К участию в дебатах приглашаются все авторы УПП.

Всем вдохновения и хорошего настроения!

С уважением, модератор стр. Арина Дмитриева.


ЗЫ
Просьба ко всем авторам УПП, подавшим заявки на Перевод в Основной состав.
Если у вас уже 10-ть и более кликов на Перевод, подтвердите актуальность в скрытой
рецензии здесь: https://www.stihi.in.ua/avtor.php?author=51937&poem=321375
Напишите коротко: Ваш ник. Ссыль на авторскую стр.


***

Автор: Людмила Шевчук

Мысли вслух

Коль ты зовёшься Человек разумный,
живи и думай, без табу в мечтах.
Пусть тормозит стремленье век безумный,
преодолей суждений смелых страх.

Скажи стихами, если можешь, прозой,
иль пусть мотивом зазвучат слова.
Когда ты мысли излагаешь фразой,
за здравый смысл ответит голова.

Слова, как пазлы, фраза-плод мышления,
пока ты мыслишь и душа жива.
Ты не скрывай о жизни размышления,
представь на суд и думы, и слова.

Сорви завесу с мыслей потаённых,
но, честным быть порою нелегко!
Польются строки слов раскрепощённых,
читателя затронув глубоко.

Живи и помни, что не Высший разум
тебя осудит там, на небесах.
Здесь, на Земле, тебе зачтётся разом -
какой посыл донёс в своих словах.


***

Орхидея

Орхидея, как символ весны,
так прекрасна в гармонии красок.
Словно ваши исполнились сны -
волшебство из любимейших сказок.

Орхидея, как символ любви -
словно лебедь,горда и свободна.
Подарите! И ваш визави
вмиг оценит - она благородна!

Орхидея, как символ красы,
излучает изысканность,нежность.
В ней романтика,тайна мечты,
бархат ласки,восторга безбрежность.


***

Осеннее

Как летящий шифоновый шарф -
так легко, невесомо, воздушно.
Пронеслось лето. Дружеский шарж
дождь-художник рисует послушно.

Он размыл на палитре своей
зелень лета и охры добавил.
Стала неба картина мрачней.
Кистью мокрой - разводы оставил.

Дождь у осени в рабстве,в долгу,
слёзы льёт от кручины и боли.
Загрущу и ему помогу -
с ним дуэтом "закатим" гастроли.

Будем вместе грустить, голосить,
провожать лето в дальние дали.
Но, надолго меня не сломить,
в плен хандры этой сдамся едва ли!

Дождь пройдёт. Да и слёзы - вода.
Зайчик солнечный в лужах резвится.
Слякоть серых дождей - не беда.
Стань добрей ко мне, осень-сестрица!



История cоздания стихотворения:

4
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 640

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 16.
Рассмешила Юнона- такая себе "вумная" на кафедре с двумя небольшими стишками. Не спорю, что рецензия грамотная и всё правильно подмечено, но у вас не возникло вопросов, где остальные стихи этого автора. Я к чему (да простит Юнона за подозрения) - назовись "клоном Васей" и как многие по разным причинам (может даже по случайности) - ты в "основе". Уверен таких случаев много. И согласен с некоторыми авторами, что по правилам ли написан стих (соблюдая правильный ритм, размер) могут оценить немногие на портале. Я понимаю заниматься клонами, иметь штат грамотных критиков и др. - нет возможности. Но считаю, чем заниматься, простите "фигнёй" с делением авторов на "белых" и "чёрных", лучше организовать так называемую кафедру или класс, как хотите назовите, для всех авторов портала по изучению техники и правил стихосложения на примерах стихов классиков и наших стихов, ведь иногда такую чушь услышишь (даже от опытных "основников")... Не оцениваю стихи Людмилы т.к. моё мнение знаете.
P.S. Мои "творения" не затрудняйтесь оценивать- мне сейчас всё равно в какой группе нахожусь... Не подумайте, что я боюсь этих разборок (ошибки свои вижу и работаю над ними) и с удовольствием предоставлю для анализа в выше сказанном "классе", но здесь просто принципиально не хочу (если конечно это зависит от моего желания), т. к. считаю это деления (кафедра и основной состав) себя "изжило". Главное, что мои стихи видят и читают неплохо, и за это уже спасибо УПП. Всем добра и вдохновения!
2019-09-15 12:12:04
Автор Александр Леонидов,
Все участвующие в обсуждении были информированы о том, чтобы не переходить на личности и не обсуждать само понятие "Кафедра. Основа".
А Вы?
2019-09-15 12:39:19
Простите, не сдержался! Возникли вопросы к уважаемому Марату, но боюсь, что снова не в тему - ведь надо знать когда и кому рот открывать, а лучше вообще промолчать. Больше не б-у-д-у!
2019-09-15 12:57:49
Как раз молчать не надо, Александр. Просто вопросы и пожелания желательно излагать без острых эмоций, пч, по существу, мы все хотим, чтобы УПП был поэтическим порталом, а не перекличкой кукушек-петухов.
2019-09-15 13:03:02
Спасибо организатору за реакцию. С Вашего позволения отвечу Александру.
Да, у меня тут опубликовано два стиха. Я не клон, потому что ни под каким другим ником не выхожу на этот портал. Да, я на кафедре и ничего страшного в этом не нахожу. Да, я умная. И да, я могу ошибаться, но если так случится, то я не постесняюсь признать свою ошибку. Я не стану из желания кому-то понравиться называть черное белым. Зря вы так.
2019-09-15 13:04:33
Извините, что "влезаю" в диалог... Александр, по-моему Вы зря возмущаетесь, никто Вам рта не закрывает, Вас просто попросили НЕ ПЕРЕХОДИТЬ НА ЛИЧНОСТИ и не пускаться в пустопорожнее обсуждение темы НУЖНА ЛИ НА УПП КАФЕДРА! Я тоже, в своё время, задавалась этим вопросом, но потом поняла, что АДМИНАМ ВИДНЕЕ, что Порталу нужно, а что нет. Так что не переживайте Вы так по поводу не ваших проблем, а лучше примите посильное участие в данном мероприятии, призванном ПОМОЧЬ перейти в Основу достойным этого авторам.
2019-09-15 13:17:57
Прошу простить меня, Юнона, за подозрение и хочу пожелать вдохновения и плодотворной Музы, но факта "клонирования" на портале не исключаю и с тем, что Вам всё равно где находитесь - не соглашусь, ведь когда более слабый автор находится несправедливо "выше" и людей унижают вот таким делением, у умного человека должна возникнуть соответствующая реакция... Хотя у нас стёрлось понятие чести, человеческого достоинства, веры в справедливость и т.д. Хотел "заткнуться", а опять "философствую". Простите.
2019-09-15 13:49:21
Александр, я не говорила, что не хочу в основу Может быть я вообще хотела бы чтобы все читали только мои стихи и плакали от умиления и восхищения. Но у меня нет таких стихов. Я же знаю это. Так на кого мне обижаться.
Спасибо за пожелания, взаимно )
2019-09-16 11:30:00
Как про меня, то критикой и анализом поэзии новых авторов (и не толко новых) должны заниматься спецы. Иначе, это будет сборная солянка мнений. Мой критерий - «нравится - не нравится», но это же никак не о литературенных и поэтических способностях.
В основном, всё, что Я читаю на УПП - это очень весёлые произведения. Часто даже там, где автор писал, якобы, серьёзно.

«Прозой-фразой» - это не рифма. (В первом стихе)
В последнем стихе мне было весело от совместных рыданий автора и дождя, после которых оба успокоились к счастью. Голосить вместе с дождём - это очень сильно. :)
Мне такой одной строчки достаточно, чтобы шарж писать. Уже сижу в соблазне. :)

Орхидея - символ весны. Это - спорно, т.к цветёт круглогодично в тропиках. Но с другой стороны, а почему бы и нет, если автоответчик видит. Поэтому, Я не стану быть нудным выискиваетелем несостыковок и ошибок, ведь не могут же все писать так идеально, как Я? :)

Я за то, чтобы Людмила была

2019-09-15 10:35:45
В Основном составе.
2019-09-15 10:36:23
Автор: Людмила Шевчук → ОСНОВА!!!

В целом моё восприятие поэзии Людмилы Шевчук — позитивное, чувствуется Искра Божья. Конечно же, в представленных стихотворениях есть небольшие шероховатости. Автору в будущем необходимо поработать над стилистикой и логикой изложения, чтобы избежать элементов тавтологии (см. стихо «Мысли вслух»), а также обратить особое внимание на «рифму, звучную подругу...»
2019-09-14 13:02:24
На кафедре пусть остаются те, кто не желает расти и развиваться в творческом плане... все мы не идеальны... основы достоин тот, кто готов трудиться...

основа
2019-09-14 12:45:45
1.
Если говорить о частностях, то проколов много: "Разумный-безумный" - это однокоренные слова от "умный", "мышления-размышления" - аналогично, однокоренные от "мышления" Обычно такую связку не считают рифмой. "прозой-фразой" - это не рифма. В тексте вообще нет ни одной интересной рифмы.
Дальше.
Ритм проскальзывает, (например: "чЕловек" "тОрмозит" и т.д. много такого), а на место сильного ударного слога попадает второстепенное слово, например: "живи и думай, БЕЗ табу в мечтах", но, все это не главное и не так существенно.

Гораздо хуже, что поэтесса работает только над посылом, а не над четким образом или отточенной мыслью. А это две большие разницы:) Посыл бывает понятен, даже когда собачка хвостом виляет. Он не бывает спорным, он просто такой, как есть... А мысль требует логики, уместных слов и построения фраз. Тем более, если учесть, что стих менторский, т.е. поучающий, то он должен быть вообще безукоризненным в плане точности мысли, логики и выражений.

Почти в каждом катрене поэтесса пытается сформировать мысль, но тут же ее разрушает левыми словами или нелепыми суждениями.

Примеры:
_Коль ты зовёшься Человек разумный,
живи и думай, без табу в мечтах._ - Разве это определяет Хомо Сапиенс? Умение мечтать без запретов? Или все же умение думать? "умей думать без табу в мечтах" - думать - это процесс осмысления, опять же логики, интеллекта, а мечта - она ничего этого не требует. Это всего лишь воображение. Это все равно что сказать, умей летать пешком.
Дальше в этом же катрене?
_ Пусть тормозит стремленье век безумный,
преодолей суждений смелых страх_ - "безумный век" - обычно употребляется, если хотят подчеркнуть его стремительность, сумасбродность, безудержность... ассоциативно именно так и воспринимается это выражение. И тут вдруг "тормозит"...
Дальше
_ Когда ты мысли излагаешь фразой,
за здравый смысл ответит голова_ во-первых построение фразы очень косноязыкое, а во-вторых - "...ответит голова" известная фраза "головой ответишь". разве это хотела сказать поэтесса? Нет. Но сказала именно это. По меньшей мере двусмысленно звучит.
Ну и т. д., далее не хочу утомлять. Просто все это указывает на самую сложную проблему поэтов - авторскую глухоту, скудность языка и мысли.
И не смотря на то, что в следующих стихах эти проблемы немного меньше видны, они все равно есть.
Пока что только кафедра.
2019-09-14 11:53:23
В первом рифмы порой на уровне созвучий, да и "мышления/размышления" не сахар (к тому́ же, вероятно, читаются через "-нья"). После "фраза" – тире. Второе, как по мне, несколько ненатурально, много сиропа. И, как и третье, начинается сравнением, которое разорвано точкой.
Тем не менее - основа!
2019-09-14 01:49:01
"Скажи стихами, если можешь, прозой,
иль пусть мотивом зазвучат слова.
Когда ты мысли излагаешь фразой,
за здравый смысл ответит голова." - смешно...
Когда Авторы избирают поучительный тон и используют глаголы в повелительном наклонении. он и должны быть уверены в том, что по крайней мере не смешны...
Кафедра.
2019-09-13 21:44:00
Людмила уже давно зарекомендовала себя как разноплановый интересный автор. Единственное замечание по рифмам - избегать однокоренных (мышления - размышления).
Основа!
2019-09-13 19:35:06
Давно знаком с работами Людмилы. Они достаточно интересны. Своеобразны. Единственное серьёзное пожелание - более требовательно относиться к рифме. В некоторых случаях, явно возможен более интересный вариант; иногда (очень редко) - встречается "нерифма", что ухудшает общее впечатление.
Безоговорчно - ОСНОВА.
2019-09-13 09:01:40
Благодарю Вас, Сергей, а так же всех, кто анализировал моё творчество. Все замечания учту, тем более, что попавшие в "разбор полётов" произведения на самом деле слабые. Хотела их доработать, но не успела. Просто не ожидала, что так быстро подойдёт моя очередь на рассмотрение перехода с Кафедры в Основу. Может мне зачтётся то, что не все мои произведения такие слабые. Я хочу учиться и совершенствовать свои стихи. Еще раз всем спасибо за уделённое время и справедливые замечания!
2019-09-13 12:32:45
Людочка, Вам вот за эту фразу "Я хочу учиться и совершенствовать свои стихи":
2019-09-13 18:33:08
Стих первый:
Коль ты зовёшься Человек разумный, - правильнее, на мой взгляд, было бы: человеком разумным, или после "зовёшься" я бы поставила двоеточие;

"Когда ты мысли излагаешь фразой,
за здравый смысл ответит голова"
"Слова, как пазлы, фраза-плод мышления",
- как-то напрягает;

Фразой - прозой, не смотря на одинаковые окончания - на мой взгляд - не рифма;
Последний куплет проигнорирую...

Второй стих: очень понравился. Красы-мечты - не рифма;

Третий стих: на мой взгляд, после слова: "воздушно" - точка лишняя.
"Слякоть серых дождей - не беда". - слякоть из-за дождей... ;

"Стань добрей ко мне, осень-сестрица!" -не совсем понятная просьба.

Людмила старается совершенствоваться. Стихи - по-своему интересны. Мелкие недочёты встречаются у многих.
Основа


2019-09-12 21:01:55
Удивляюсь, почему автор вообще оказался на кафедре. Мелкие шероховатости, подмеченные предыдущими рецензентами, считаю несущественными и легко устранимыми.
ОСНОВА.
2019-09-12 18:16:43
Нужно ещё совершенствоваться - замечания коллег вполне справедливы.
Но шлифовать мастерство можно и в основе.
ОСНОВА!
2019-09-12 18:07:44
Представленные, да и не только, стихи Людмилы читал и писал отзывы.С моей точки зрения, стихи хорошего уровня, вполне соответствующие Основному составу. Может, не совсем удачной я бы назвал рифмы прозой-фразой (в первом стихотворении)и шарф-шарж ( в третьем),но это дело вкуса.
ОСНОВА
2019-09-12 17:41:15
Темы произведений - разнообразные, что присуще не всем авторам.Рифма, ритм выдержаны, логичность -тоже.Некоторые слова можно заменить Темы произведений - разнообразные, что присуще не всем авторам.Рифма, ритм выдержаны, логичность -тоже.Некоторые слова можно заменить другими.
ОСНОВА.
2019-09-12 16:35:28
Все три стихотворения понравились очень и очень. Первое - за философскую глубину мышления, второе - за красоту и ритмичность чтения, третье - за целостность образов и эмоциональное воздействие.
Что касается первого стихотворения, там я бы добавила в некоторых строках:
"За здравый смысл ИХ ответит голова" или " За здравый смысл отвеЧАЕТ голова".
"СЕРДЦЕ (ДУШУ) читателя затронув глубоко". Это моё, личное, мнение, как читателя.

А в целом все стихотворения написаны довольно талантливо. Прочитала их с удовольствием и лёгкостью.

Обязательно ОСНОВА!!!!!

Оценки по стихотворению:
Ритм: 5
Размер: 5
Рифма: 5
Метафоричность и целостность образов: 5
Эмоциональное воздействие: 5
Глубина мысли и точность логики: 5
2019-09-12 13:46:23
Ритм=5/5, Рифмы=5/5, Логика=5/5, Стилистика=4/5
Хороший ритм во всех стихотворениях. Размер выдержан согласно силлабо-тонике.
Рифмы разнообразные... видно, что автор рифмовать умеет.
Есть немного тавтологии. В целом, стихи понравились!
Основа.
2019-09-11 20:33:01
Людмила, хочу обратить Ваше внимание, что некоторые замечания, некоторых рецензентов, с точки зрения общепринятой теории стихосложения, являются неправильными.
А именно:
Общие корни могут иметь тавтологические рифмы, полутавтологические, омонимические... и если первые две считаются банальными, то последняя считается изысканной.
Кроме одинакового созвучия (НЕ ОКОНЧАНИЯ), рифмуемые слова (для того чтобы рифма не считалась банальной) должны иметь разный смысл или быть разными частями речи.
Переход от примитивной (тавтологической) рифмы к богатой может создать лишь один звук.
Вот что по этому поводу пишет известный теоретик современного стихосложения М.Л.Гаспаров в своей книге "РУССКИЙ СТИХ начала XX века в комментариях" (стр.42):
"тавтологическая рифма — слово рифмуется с самим собой (по-греч. «тавтология» зна­чит «то же слово», «тот же смысл»). В таком случае читательское созна­ние невольно начинает выискивать: нет ли в этих двух употреблениях одного и того же слова разницы смысловых оттенков или хотя бы разницы ситуаций, в которых оно звучит? Если есть, то тавтологичес­кая рифма приближается к омонимической и ощущается такой же (а то и более) изысканной."

В паре слов "Разумный-безумный" предударный одинаковый звук "з" переводит данную рифму из примитивной в разряд "богатой" рифмы, а разный смысл рифмуемых слов приближает данную рифму к омонимической (изысканной).
Созвучные слова или ассонансы (диссонансы - разнозвучные) - это так же один из видов рифм, пользоваться которыми так же надо уметь. Одним из первых поэтов, которые ввели данный вид рифм в Украинскую литературу был Тарас Григорьевич Шевченко (Н.В.Костенко "О рифме Т.Г.Шевченко"

"Ритм проскальзывает" - такого термина в теории стихосложения нет. Данное замечание по-поводу ритма абсолютно безграмотное. Рекомендую к прочтению книгу В.М.Жирмунского "Теория стиха" 1975 г.
...
2019-09-14 16:34:45
Благодарю, Марат! Произведение "Мысли вслух" было написано мной ещё в 2008 году, я тогда ещё ничего не знала о теории стихосложения. Разместила его сейчас на своей странице с надеждой доработать. Знаю сама, что оно очень слабое. Но, в нём - мои мысли и обращены они скорее к себе самой, чем к окружающим. Никого поучать я не собиралась. Надеюсь, что взвесив все "за" и "против" будет принято справедливое решение. И ещё я хочу попросить у вас совета, Марат. Скажите, если я обращусь к администрации (модерации) портала, возможно ли восстановление рецензии на одно из моих произведений, которое автор написал на моей странице, а потом удалил? Для меня это очень важно.
2019-09-14 20:56:41
"В паре слов "Разумный-безумный" предударный одинаковый звук "з" переводит данную рифму из примитивной в разряд "богатой" рифмы, а разный смысл рифмуемых слов приближает данную рифму к омонимической (изысканной)." (с) Марат Снежный

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
1) "Омоним в языкознании: слово, однозвучное с другим, но отличное от него по значению напр.«коса» — заплетенные волосы и «коса» — сельскохозяйственное орудие.
2) "Омо́нимы (от греч. homos «одинаковый» и onyma «имя») — одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова".


Разум — разбор слова по составу (морфемный разбор):
раз — приставка, ум — корень, нулевое окончание, разум — основа слова.
Разумный и безумный - СЛОВА ОДНОКОРЕННЫЕ!

P.S. Иногда мне кажется, что рецензенты намеренно стараются навредить, вместо того чтобы помочь, подсказать или самому вникнуть...

2019-09-14 22:55:58
Солнечная, Вы правы: "разумный"/"безумный" – пара однокоренных слов, как и пара "мышления"/"размышления". Но вот осуждение таких рифм – вопрос поэтической моды (как и в случае с глагольной рифмой). Насколько следовать моде – дело автора. А читатель оценивает. Скажем, от "разумный"/"безумный" я и не поморщился, а от "мышления"/"размышления" – таки да. Но это дело вкуса... Да и поэтического слуха. Одного морфемного анализа недостаточно, чтобы вынести приговор.
2019-09-14 23:32:16
Том де Кэт, всецело в Вами согласна.
Возмутилась по поводу "переводит данную рифму из примитивной в разряд "богатой" рифмы, а разный смысл рифмуемых слов приближает данную рифму к омонимической (изысканной)". Это явный перебор!
2019-09-15 00:19:31
В предыдущем своём сообщении я указал: "А именно:
Общие корни могут иметь тавтологические рифмы, полутавтологические, омонимические..."
Приведённые Солнечной разборы абсолютно ничего по сути обсуждаемого вопроса (качества рифмы "Разумный-безумный" не показывают и не доказывают. (Вы прочитайте источники на которые я ссылаюсь)

Рифма "мышления-размышления" является полутавтологической банальной рифмой, т.к. и звучание и смысл рифмуемых слов одинаковый.
Рифма "Разумный-безумный" является так же полутавтологической рифмой, но уже не банальной, т.к. созвучие "Умный" усиливается дополнительным опорным звуком "з" от приставок - "зУмный", которые сами начинаются с разных звуков "ра" и "бе". Кроме того, значения слов "разумный" и "безумный" - разное, что приближает эту пару слов к омонимической рифме (одинаковое звучание и разное значение).

Ещё раз приведу выдержки из книги М.Л.Гаспарова "РУССКИЙ СТИХ начала XX века в комментариях":
>>ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА (стр.41)
Чтобы рифма ощущалась как рифма, необходимо, чтобы риф­мующие слова имели и сходство (по звуку), и различие (по смыслу).
Если последние слова строчек будут различны не только по смыслу, но и по звуку, то стихотворение будет восприниматься как нериф­мованное; если они будут тождественны не только по звуку, но и по смыслу, то стихотворение тоже будет воспринимать­ся как нерифмованное. Поэтому, в частности, слабыми считаются рифмы слов, различающихся лишь приставками («поделать— приделать», «хороший—нехороший»): в них много звукового сходства, но слишком мало смыслового различия. Наоборот, особенно эффектна бывает рифма, образованная словами, по звучанию совершенно тождественными, а по смыслу не имеющими ничего общего, т.е. омонимами. Обычно таких словар­ных пар в языке мало, поэтому омонимические рифмы ощущаются как изысканный курьез, игра слов.
>>ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА (стр.42)
Если в белом, нерифмованном стихе несколько строчек подряд будут кончаться на одно и то же слово, то мы не скажем «здесь возникает рифма»: повтор одинаковых слов (т.е. тождественных и по звуку, и по смыслу), как сказано, не ощущается как рифма. Но если такие строчки возникнут среди рифмованных стихов, то контекст зас­тавит воспринимать их как рифмованные: это будет тавтологическая рифма — слово рифмуется с самим собой (по-греч. «тавтология» зна­чит «то же слово», «тот же смысл»). В таком случае читательское созна­ние невольно начинает выискивать: нет ли в этих двух употреблениях одного и того же слова разницы смысловых оттенков или хотя бы разницы ситуаций, в которых оно звучит? Если есть, то тавтологичес­кая рифма приближается к омонимической и ощущается такой же (а то и более) изысканной.
>>БОГАТЫЕ РИФМЫ (стр.45)
Верное средство усилить звуковую ощутимость рифмы — это ввести в них кроме обязательного созвучия ударного и послеударных звуков еще и созвучие предударных (опорных) звуков.
>>ЛЕВОСТОРОННЯЯ РИФМА (стр.56)
В обычных рифмах тождественны звуки, расположенные (на письме) справа от последнего ударного гласного; в богатых рифмах — также и звуки, расположенные влево от него. Эту тенденцию к «обогащению» звукового состава рифмы Брю­сов удачно назвал «левизной в рифме» (политические ассоциации этого термина подсказывают оценочный смысл: «передовой экспери­мент»). Если эти левосторонние опорные звуки присутствуют во всех строках, то они уже являются достаточным сигналом рифмы, и тож­дественность правосторонних звуков становится необязательна. Та­кие «левосторонние» рифмы (иногда их называют «корневыми») ши­роко употребительны в современной русской поэзии (с середины 1950-х годов), но впервые они появились еще в начале XXв.

Так же рекомендую к прочтению книгу В.М. Жирмунского "Теория стиха", 1975
Стр.291 (МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ РИФМЫ)
2019-09-15 01:34:21
Совпадение в предударных частях рифмуемых слов есть, так что формально рифму "разумный"/"безумный" можно отнести к категории "богатых".
Как по мне, на такое обращать внимание имеет смысл в случае мужской рифмы; для женской (как в данном случае) совпадение дополнительного (шестого) звука приветствуется, хотя особого влияния на качество рифмы не оказывает. Просто хорошая рифма. Совпадение корней ей не идёт во вред, но и титул "омонимической" ни к чему – он явно перекочевал из цитаты, "образованная словами, по звучанию совершенно тождественными" – это не к данной рифме.
2019-09-15 01:47:08
Есть теория стихосложения, где даны достаточно конкретные определения. Не надо ничего выдумывать.
РазУмный-безУмный - в данной рифме совпадает предударный звук “з”. Согласно теории стихосложения, это богатая рифма.
В данной рифме совпадает окончание, суффикс, корень и часть приставки, но не совпадают первых два звука. Поэтому, к омонимической рифме её отнести, безусловно, нельзя. Однако, наличие основного принципа омонимической рифмы (одинаковое звучание и разный смысл) приближает (НЕ ДЕЛАЕТ) эту рифму к омонимической.
Рифмы “безумный - неумный - полоумный” или “умный - разумный - преумный" - это рифмы банальные, так как они являются частично тавтологическими и одинаковыми по смыслу, что нельзя сказать про рифму “безумный - разумный” из-за сложности и уникальности её построения.
Рецензент в своей рецензии пишет:
"Если говорить о частностях, то проколов много: "Разумный-безумный" - это однокоренные слова от "умный", "мышления-размышления" - аналогично, однокоренные от "мышления". Обычно такую связку не считают рифмой."
Как видим, в теории всё наоборот - даже при использовании одного и того же слова в качестве рифмы, она будет называться тавтологической, будет банальной, но рифмой. Такие рифмы есть у Пушкина, у Блока и у других классиков.
Анна Родлова, (1920):
Крепче гор между людьми стена,
Непоправима, как смерть, разлука.
Бейся головою и в предельной муке
Руки ломай — не станет тоньше стена.
...

А вот и более современная теория, где такие слова и рифмы вынесены в отдельную группу - Паронимы (паронимическая рифма):
КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ імені ТАРАСА ШЕВЧЕНКА ІНСТИТУТ ФІЛОЛОГІЇ
“СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА Лексикологія Фонетика” , Підручник, Затверджено Міністерством освіти і науки України, 2010.
Сторінка 68:
У ширшому розумінні пароніми — це слова, що при повній або частковій семантичній відмінності мають певну звукову подібність, причому їх морфемний склад до уваги не береться (етика — есте­тика, дипломант — дипломат , камінь — кремінь, коледж — ко­тедж, комплекс — комплект, контингент — континент).
Паронімічні ряди можуть складатися не тільки з двох, а й з біль­шої кількості членів (деревинний — деревний — дерев’яний — дере­в’янистий, класний — класовий — класичний, настанова — поста­нова — постановка — установка).
Однокореневі слова, які нале­жать до однієї частини мови, утворюють паронімічні ряди закритого характеру.
При зіставленні паронімів акцент робиться на їхніх семантичних розбіжностях. Усе це надає паронімії системного характеру на рівні ідеографії, словотвору, лексичної сполучуваності.
Через певну подібність звучання пароніми близькі до омонімів, проте між ними є різниця: на відміну від омонімів, пароніми мають різне написання і ніколи не збігаються повністю за вимовою.

Это как раз то, о чём я говорил раньше. Т.е. рифму "Разумный-безумный" нужно рассматривать, как паронимическую.
(У Жирмунского и Гаспарова этого нет, есть упоминание у Тимошевского, который ссылается на Григорьева... В учебнике написано, что данное понятие было введено в 60-70х годах XX в.)
2019-09-15 12:17:05
Чем дальше, тем больше нарастает ком какой-то дичи. Я не буду наращивать этот ком. Мне кажется, что вы просто стебетесь, когда называете "разумный-безумный" богатой или даже приемлемой рифмой. Тавтологические и полу... это все однокоренные рифмы. Солнечная Почта вам это точно разложила. Поэты могут их применять, но во всех литературных кругах - это считается грубейшей ошибкой. Реакция на все эти "полюбила-разлюбила-отлюбила" "разумный-безумный-неумный" одна - АТАС.
Если вы рекомендуете поэтам применять такие рифмы, то этим вы их просто подставляете. Когда они с таким стихом прибудут в другое сообщество, они не смогут ссылаться на ваш авторитет, противопоставляя ваше мнение ВСЕОБЩИМ правилам, которые вырабатывались не просто так, а обоснованно.
Марат Снежный, Вы в который раз переходите на личности. Мне это не нравится и поверьте, я смогу за себя постоять. Либо общайтесь по существу, либо больше не оппонируйте.
2019-09-15 13:17:26
Юнона, мы здесь общаемся и по ходу учимся друг у друга, что-то перенимая, а что-то – отвергая...
Если заглянуть в словарь рифм, то можно обнаружить, что на некоторые слова есть сотни, а то и тысячи качественных (в смысле созвучия) рифм, из которых первые несколько десяткой приходится отбрасывать – то они избитые, то банальные... А для избегания глагольных рифм зачастую приходится игнорировать большую часть возможных рифм. Результат: 1) никто не будет тыкать пальцем в такие рифмы; 2) часть богатства языка мы сознательно теряем. А из динамиков несутся популярные песни, в которых отвергаемые рифмы кишмя кишат, в стихах классиков они проскальзывают... Вот и подумаешь – сто́ит ли оставить строку такой, как она "пришла", или подкорректировать в угоду широкой поэтической общественности?
2019-09-15 14:07:23
Уважаемая, Юнона. Я на личности не переходил. Рекомендации я писал В СВОЕЙ ветке без указания имени рецензента... Все свои рекомендации я подкреплял указаниями на литературу (книги и УЧЕБНИК) по теории стихосложения (даже с указанием страниц), что не скажешь о Ваших рецензиях.
Укажите свой источник знаний (книгу или учебник) по теории стихосложения, где написано, что однокоренные слова не могут быть рифмами. Понятия "однокоренные рифмы" (как Вы пишите) в теории стихосложения вообще нет! Внимательно прочитайте мои рецензии.
2019-09-15 14:48:12
Коллеги, предлагаю уладить недоразумение дружеским кровавым мордобоем томатами, они сейчас не оч. дорогие, улыбнуться друг другу и продолжить дебаты здесь:
https://www.stihi.in.ua/avtor.php?author=51937&poem=322376
2019-09-15 15:53:34

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль?
В прямом эфире
1
вірш не дуже гарний і сам по собі, і за Образами ( рак і та, що в небо рветься в гарній сукні і намисті, тому обом не просто, хоча, постійте... все ж вона покрокувала вперед, липка та !-сповнена...
2. просто скажу - не дивлячись на всі мінуси щодо класичних очікувать від вірша, цей твір набагато більше сподобався, ніби писала зовсім інша людина, висновок - автор має більше довірятись відчуттям ритму і своїм почуттям, ніж всьому тому, через що складаються такі твори, як №1.
3. "Біль щезнув за ніч, стягнуться і рани." - російською мовою саме так, українською краще перешикувати "за ніч біль щезнув, стягнуться і рани"
цілющий хрест, ліпити з себе вправно лиш людину, - просто поради.
Цьому автору важливо бути в основі (по рівню, планці творчих планів і можливостей, тому підтримую Автора - Основа.
Рецензия от: Сенилга
2019-09-17 23:48:39
Рекомендую внимательно ознакомиться с правилами ресурса.
Рецензия от: Солнечная почта
2019-09-17 23:47:51
У женщины на первом месте семья, дети их воспитание,учёба ,перспекти
вы, а родина, особенно нация всё это такое далёкое,бак в тумане вроде
оно есть, а может нет...а если муж хохлов недолюбливает, а...то то муж он
свой родной...
Рецензия от: Виталий Потапов
2019-09-17 23:44:52
На форуме обсуждают
Цікаві та маловідомі факти про українських козаків

Цікаво, що одним з перших демократичних об’єднань в світі прийнято вважати Запорізьку Січ. Всі р(...)
Рецензия от: Зрадонька
2019-09-17 21:18:46
Українське козацтво надзвичайно цікаве та важливе явище в історії як країни так і світу. Козаки дивували, та захоплювали, надихали митців на створення(...)
Рецензия от: Зрадонька
2019-09-17 21:15:06
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.