Нет статуса

Автор: Непоседа Иван
Тема:Проза о природе
Опубликовано: 2020-04-28 15:05:46
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

Тянь-Шань

На Тянь-Шане

После пятого курса у меня в турклубе МВТУ был
запланирован горный поход на Тянь-Шань. Это были сборы
школы инструкторов горного туризма. Маршрут этот я не
готовил. Поэтому  сам поход в памяти остался фрагментами.
Там я был участником в группе инструкторов. Естественно
психологического напряжения было меньше и меньше
информации осталось в памяти. Это еще раз доказывает, что
тот, кто готовит маршрут и потом ведет группу и идет
впереди, всегда получает больше эмоций, впечатлений и
удовлетворения от похода.

Серьезные походы фактически начинаются задолго до
выхода на маршрут. Поэтому  начну с моей подготовки. В
МВТУ, как и во многих других вузах, выпускникам-мужчинам
присваивали воинское звание – лейтенант. Поэтому все
ребята-студенты проходили военную практику, чтобы иметь
представление о воинской службе. И этим летом у нашего
курса тоже были военные сборы (военная практика).
Поскольку время сборов моей студенческой группы
совпадало со сроками похода. Я договорился в деканате,
чтоб проходить эти сборы с другой группой.

Сборы были в Волгоградской области в дивизионе ПВО,
расположенном в степи. Жили мы в армейских палатках.
Командование дивизиона нас не трогало и не нагружало.
«Только не мешайтесь под ногами, не шляйтесь по воинской
части без формы и сидите в палатках, когда приезжает
начальство». В дивизионе было много черной смородины.
Каждый день я съедал почти кг ягод с сахаром - набирался
витаминов. Ежедневно бегал кросс - тренировал
выносливость. В общем, к походу у меня была хорошая
спортивная форма. Тянь-Шань не Кавказ. Там больше
нагрузки, рюкзаки тяжелее, длиннее переходы, а главное
большая высота. Благодаря этим тренировкам, потом в
походе я чувствовал себя лучше многих участников.

Помню долгий переезд по ж/д через пустыни Средней Азии,
до г. Фрунзе. За окном жара под 40 градусов. Вагон
раскален. Вообще-то поезд был «фирменный». Все вагоны
производства ГДР, оснащены кондиционерами. Но нам
«повезло». В нашем вагоне кондиционер не работает -
сломался. Когда стало особенно невмоготу от жары,  решили
устроить себе парилку – не пропадать же такому теплу.
Уговорили проводника растопить титан для чая и открыть все
окна в коридоре. Сами, закрывшись в  купе, пьем из
фирменных пиал ароматный зеленый чай. Пот с нас льется
ручьем. Периодически, в одних трусах выскакиваем из купе
«охладиться» в проход. Там ветерок приятно обдувает наши
мокрые телеса. Потом опять закрываемся чаевать в купе. И
так весь день до вечерней прохлады.

Из Фрунзе был длинный переезд до гор на машинах в кузове
на свалке рюкзаков. Переезд мне запомнился только
непрерывным опасением свалиться с груды рюкзаков под
обрыв. К вечеру мы  выгрузились. Немного прошли и стали
на первую ночевку в горах. Я был в нашей группе завхозом.
«Запасливость» у меня наверно в крови еще с детдома.
Дежурным я выдал в первый день только половину нормы
продуктов. На начавшийся ропот, ответил - «Кто не наестся,
пусть идет просить милостыню в другие группы».

Мой расчет оправдался. Большинство были сыты еще
домашними деликатесами. У многих сохранился не
съеденный за дорогу родительский «паек». В общем,
вечером все соседние группы тащили к нам свои котелки –
«Может, вы доедите. Не пропадать же добру. У вас же завхоз
– садист». Так было и на второй день. Забегая вперед,
скажу, что потом была ситуация, когда все вспоминали эти
первые дни. А меня хвалили за «жлобство».

Наш маршрут состоял из двух колец. Было много работы по
заданию гляциологов. Мы должны были делать фотосъемки
ледников. За это они оплачивали вертолет для заброски
продуктов, давали карты, часть снаряжения и др. Мы для них
делали фотографии панорамы ледников с двух точек,
разнесенных на 100-300 м. Через несколько дней мы
повторяли эти же съемки и с тех же точек. Потом, уже после
похода, в Москве эти фотографии обрабатывали,
накладывали и получали панорамные стерео снимки, на
которых хорошо была видна динамика движения ледника. По
ним определяли скорость и другие параметры.

Поскольку это были сборы инструкторов, то мы по очереди
стажировались руководителями группы. Помню день моей
стажировки. Надо было пройти довольно сложный снежный
перевал. Я еще внизу наметил, как мне казалось, наиболее
рациональный маршрут подъема на перевал. Но руководство
его скорректировало. На середине подъема мне с юмором
показывали тупики, куда я собирался их завести. Конечно,
они заранее прорабатывали прохождение всех перевалов.
Иногда и мне приходилось самому готовить горные походы.
То тогда изучаешь отчеты, фото, возможные маршруты,
особенности и т.д.

Вечером при разборе этого дня многие отметили, что я
помогал им преодолевать «горняшку». Наверно, дело в том,
что я увлекался командовать. То просил что-то достать, что-
то переложить, то организовывал страховку  и т. д. Короче
теребил и не давал всем покоя. Это были первые дни
акклиматизации и высоту чувствовали практически все,
конечно и я. А при «горняшке» лучшее средство это  
движения и какие-то заботы, отвлекающие внимание от
самочувствия.

Когда заканчивался первый круг, в других группах продукты
тоже заканчивались. Все были голодные. А тяжелые
переходы требовали калорий. Вынуждены были доедать
даже свои «НЗ». Только наша группа еще получала
относительно полный паек. Хотя я уже с трудом (особенно в
последний день) сдерживал стремление группы тоже съесть  
наше «НЗ». Ведь в «НЗ» были шоколад, орехи, изюм и даже
черная икра. «Жмот, мы голодные. Другие уже поели свои
деликатесы…. Завтра у нас будет много еды…».
Действительно, завтра мы выйдем на место, куда по
договоренности пограничники должны были  вертолетом
забросить нам продукты на второй круг. Все уже
предвкушали, как, наконец то, наедятся «от пуза».

На следующий день мы действительно вышли к поляне, где
должна быть наша «заброска» с продуктами. Все
расслабились и доели последние крохи. Но «заброски»
своей мы не нашли. И до вечера вертолет так и не прилетел.
Все понимали, что получился какой-то сбой. Без
достаточных калорий в горах нельзя, тем более на маршруте.
«Мобилок» тогда не было. Единственная возможность это
спускаться вниз до пограничников и решать проблему пищи,
но туда более суток ходьбы. В этот день, хоть какая-то еда
осталась только в нашей группе. Пришлось
«раскошеливаться» и делиться. Помню, начались интересные
обмены: некоторые парни (я тоже) меняли свою порцию
(ложку черной икры) на сухари у девчат. Все же хоть что-то
будет в животе.

На поляне оказалось  много ягод морошки. Здесь я впервые и
попробовал эту ягоду. Мы разбрелись, как овце по склону,
перейдя на подножный корм. Бродя по окрестностям в
поисках ягод, я неожиданно наткнулся (это трудно себе
представить в горах) на целый мешок сухарей, причем
сухарей из сдобных булок. Мешок был спрятан под скалой и
завален от зверей  камнями. До сих пор я не могу поверить в
это чудо. Как будто кто-то специально за руку привел меня к
этому месту. Конечно, я не удержался съесть несколько
сухарей. Хотя понимал, что эти сухари чужие. Но «голод – не
тетка». О находке рассказал руководителю сборов. Решили,
что это альпинисты спрятали мешок себе на обратный путь.
О находке лучше никому не говорить - мгновенно все съедят.

На совещании решили, что на следующий день несколько
участников, которые уже вымотались и хотели домой к
«манной каше», и девушка, у которой была серьезная травма
ноги, идут вниз к пограничникам и от них выбираются
домой. Я тоже должен идти с ними и организовывать
заброску продуктов от пограничников. Вернуться я должен
на их вертолете с продуктами.

Через день мы пришли к заставе. Выяснилось, что
пограничники забросили наши продукты, но совсем в другое
место, куда им якобы показали гляциологи. Это на
противоположной стороне ущелья. Туда нам не добраться.
Видно, кто-то напутал. С  начальником заставы решили, что
вертолет полетит туда, куда забрасывали продукты. Там
грузят их, и оттуда летит к нашим группам. Мне в вертолете
места нет. Вертолет МИ-2, может взять только запас топлива
и продукты. Лететь может только один пилот. Вертолет
улетел, а я остался один на заставе.

Наши ребята, для которых поход уже закончился,  
договорились с пограничниками, что их подбросят на
машине  до Хорогского тракта, а далее они будут добираться
до Фрунзе попутками. Я остался ждать возвращения
вертолета. После обеда вертолет вернулся. Пилот нам
рассказывает: вижу поляну с палатками. Сажусь невдалеке. К
вертолету бегут люди. Впереди крупная девушка. Кричит:
«Братцы жратва прилетела». Подумал, что она явно имеет в
виду меня. Быстро повыбрасывал из вертолета мешки и
ящики и скорее деру от них. Тем более погода стала
портиться.

Я про себя  отметил, что этой девушкой была наверняка
Таня. Она действительно была самая крупная из девчат.
Весила за 80 кг. И больше других страдала от недоедания.
(Через год Таня была на Памире в моей группе. Там с ней
произошло несчастье. Об этом в рассказе «Памир»)

Итак, задание выполнено. Продукты заброшены. Но теперь
мне и самому надо как-то возвращаться к группам. Причем
как можно скорее. Без меня они не могут уйти. Уже и так
потеряны дни маршрута. Идти приходится мне одному. Ни
палатки, ни спальника у меня нет – ведь предполагали, что я
вернусь с вертолетом. Пограничники мне сказали, что где -
то по пути есть палатка пастухов. Если повезет, то смогу
переночевать у них.

Первая проблема – надо переправиться через реку. Рядом с
заставой живет семья киргизов. У них есть лошадь. Прошу их
переправить меня на лошади. Они на ломанном русском
объясняют, что днем большая вода, переправиться нельзя.
Надо ждать утра. Но я не могу  ждать. У меня был спирт,
который мне дали с собой для «смазки» переговоров.
Бульканье жидкости во фляге сразу изменило настроение
киргизов. Хозяин тут же принес стакан. Я для пробы налил
ему полстакана. Он выпил чистый спирт, не закусывая, и
попросил еще.  Я сказал, что дам на другой стороне реки. Но
мне все же пришлось теперь угостить и его жену.

Мы сели вдвоем с киргизом верхом на его лошадь. Я сидел
позади, держась за него. Лошадь у него крупная, сильная.
Спускаемся к реке. Я понимаю, что в этом месте
переправляться действительно опасно. Но киргиза от спирта
уже явно «повело» на жаре. Ему теперь и «море по колено».
Прошу его искать выше более безопасное место. Но он хочет
переправляться здесь. Там, напротив, живут его друзья. Мы
лезем на лошади в реку. Почти сразу мощный поток сбивает
лошадь с ног.

И нас понесло. Перепуганное животное, спасая себя, плывет  
к берегу, вытаскивая заодно и своих непутевых наездников.
Выбираемся на берег. Холодное купание отрезвило киргиза,
и мы едем выше вдоль реки. Киргизу я сказал, что теперь
будем переправляться там, где я скажу. Иначе спирт он не
получит. Скоро видим неплохое место. Река здесь делится на
рукава. Переправились без проблем. Я налил киргизу спирта
в бутылку. Предусмотрительно оставив немного спирта и
себе.

Киргиз поехал к своим пастухам допивать. А я быстро пошел
по тропе вверх. Ночь в горах наступает внезапно. Вроде
десять минут назад только садилось солнце, а уже темень. Не
видно вытянутой руки. Иду, нащупывая ногами тропу. По
бокам цепляюсь за колючки дикой облепихи. Начинается
гроза. Гром, молнии. Не хватало еще мне попасть и под
грозу. Гром и молнии не пугают. Но если начнется ливень,
мне по мокрым камням в темноте идти будет тяжело и
опасно. К счастью впереди мелькнул огонек. Там наверно
пастухи. Скоро действительно подхожу к двум палаткам. В
большой палатке горит огонь. В палатке вокруг тазика сидят
на корточках четверо киргизов.

Вначале они приняли меня очень подозрительно: здесь
граница, застава пограничников далеко внизу, кто-то
незнакомый идет один ночью в грозу в сторону Китая. Я
достал флягу, которая здесь действует как талисман. Сразу
пригласили к столу. Разговорились. Они рассказали, что
видели нас, когда группа шла к пограничникам. Знают,
сколько нас прошло вниз. Сегодня они убили дикого архара.
Сварили много бишбармака – это национальное блюдо с
жареным мясом, жиром и полосками лапши, нарезанными из
теста.

Едят они руками, но мне дали ложку. Я голодный как волк.
Вначале стараюсь «держать этикет», но скоро просто
набрасываюсь на еду. Киргизы наелись и пошли курить. А я
остался один на один с большим тазиком, почти полным
бишбармака. Наверно я смог бы съесть его весь. Но надо
иметь и совесть… Мне постелили в малой палатке на толстых
верблюжьих одеялах. Я попросил разбудить меня пораньше
и тут же уснул. О такой мягкой, теплой постели после
ледников и камней я и не мечтал.

Спал как убитый под грохот грозы. Утром они меня еле
разбудили. Только начал светать. Быстро собрался. Налил
пастухам остатки спирта и быстро пошел к группам, которые
с нетерпением и беспокойством ждали меня. Все понимали -
один в горах не ходок, тем более в грозу. Здесь мне
особенно и помогли мои тренировки на военных сборах. Уже
к завтраку я был на месте, пройдя вверх путь почти в два
раза быстрее, чем мы группой шли вниз.

Дальнейший путь по маршруту в памяти тоже закрепился  не
четко. Вспоминаются подъемы на ледник, траверсы морен,
встреча альпинистов, которые спускались с маршрута. Вид у
альпинистов был потрепанный. Многие обморожены,
перевязаны. Но настроение у них бодрое. Это было тогда
первое восхождение на пик Победы без «трупов». Кстати мы
спросили их о мешке с сухарями. Они ответили, что мешок
был лишним, его просто оставили и что мы могли бы его и
съесть. Нам бы такие «лишние остатки». Конечно у
альпинистов обеспечение намного лучше. На себе они
таскают мало. В основном вертолеты, лошади. Основная
нагрузка у них на склонах при штурме вершин. А мы –
туристы все несем на себе, как ишаки.

Из маршрутных дней запомнился подъем на перевал в районе
пика Победы. Грандиозность ледопадов и снежных склонов
здесь не идет ни в какое сравнение с Кавказом. В конце
маршрута мы вышли к слиянию ледников Южный и Северный
Иныльчек. Это место очень примечательное. Здесь в сужении
гор образуется ледяная плотина. Выше платины собирается
огромное озеро. За состоянием озера постоянно наблюдают
специальные службы. Одна из опасностей на этом озере
подводные «бомбы». Это огромные глыбы льда, примерзшие
зимой ко дну. Летом они оттаивают и всплывают верх,
выскакивая из воды.  Плохо будет тем, кто окажется близко
на лодке.

Ледяная плотина летом подтаивает и периодически
прорывается. Тогда огромная масса воды, грязи и льда
устремляется вниз, смывая все на своем пути. Этот поток
докатывается до кишлаков,  затапливает  хлопковые поля и
наносит большой ущерб. Трудно предсказать, когда эта
платина рухнет. За этим здесь и следят гляциологи, чтобы
вовремя сообщить о прорыве дамбы. Они периодически
прилетают сюда на вертолете и обследуют состояние
плотины и озера.

Озеро это очень красивое. Считается местной «изюминкой».
Конечно, быть рядом и не посмотреть - обидно. Вечером на
собрании сборов обсуждаем, как лучше посмотреть озеро.
Предлагаются несколько вариантов, все сводятся к тому, как
лучше пройти к озеру через скальные отроги. Я предлагаю
вообще к озеру не идти, а подняться от палаток повыше на
наш склон и в бинокли посмотреть всю панораму.  
Предложение встречено всеми со смехом, как абсурдное -
«Издалека и в бинокли …». Принимается решение, что
руководство и несколько сильных участников идут на
разведку подхода к озеру. Потом по этому пути идут
остальные группы.

На следующий день разведка вернулась. Все уставшие и
унылые. К озеру пройти они не смогли. На пути  крутые,
покрытые льдом скалы. Им пришлось заночевать на
небольшом уступе без горячей пищи. Мокрые, холодные и
голодные. А главное озеро закрыто прибрежными ледяными
моренами, а из-за скал практически не видно. Потерян еще
день. Вспомнили о моем предложении. Поднялись на склон и
по очереди в бинокль любовались всей панорамой озера.
Мне,  конечно, было приятно слышать извинения за
насмешки.

На обратном пути вниз прошли место, где я нашел мешок с
сухарями. Мы уже с чистой совестью поели сдобных булок.
Но конечно сейчас они били уже не такие вкусные.
Продуктов у нас полно. А сухари, даже сдобные, все же не
заменят тушенку. Далее мы благополучно спустились к
заставе пограничников, где я уже побывал. Здесь закончился
наш маршрут. Провели с пограничниками футбольный матч –
«Москва-Памир». Они нас обыграли. Может потому, что мы
уже прилично устали.

От пограничников мы группами на попутках добирались до
Пржевальска, который находится в верховьях озера Иссык-
Куль. Посмотрели там очень интересный этнографический
музей. Пару дней постояли на берегу озера. Озеро
чистейшее. Дно просматривается на большую глубину. Но
купаться холодновато. Поход наш фактически закончен.  
Некоторые поехали на экскурсии в Самарканд и в другие
города Средней Азии. Я с товарищами на машине проехал
вдоль озера и далее до города Фрунзе. Оттуда,  поездом (как
обычно зайцем) в Москву.

Студентом я часто подрабатывал проводником. Особенно
нравилось ездить в Ленинград. Ночь из Москвы в вагоне.
Днем экскурсия по Ленинграду. Ночью назад в Москву.  Для
меня проехать «зайцем» было не проблема. Тем более в
вагоне со мной ехали еще несколько ребят. Они брали
билеты до Москвы. Другие ребята, которые оставались на
экскурсии, «сплавили» им свои рюкзаки, чтоб можно было
налегке ездить по городам Средней Азии.

При посадке в вагон проводник стал ругаться: «Зачем вы все
тащите по несколько рюкзаков. Вы завалите ими все
проходы». Ребята махали перед проводником купленными
билетами, но проводник все равно их не пускал. Вижу, что
без билета я вообще могу и не сесть. Спасло мое нахальство.
Лезу в вагон со своим рюкзаком, а на вопрос проводника:
«Где твой билет?» - что то ему бормочу, указывая на других
ребят. «Вот видите, он тащит только один рюкзак, а вы -
нахалы, пытаетесь на один билет затащить несколько своих
мешков». В вагоне я оставляю свой рюкзак. Помогаю ребятам  
затащить в вагон их гору рюкзаков (они дали проводнику
денег и он успокоился). Потом сразу залез за рюкзаки на
верхней полке,  пока проводник собирал билеты.

До Москвы ехать было четыре дня и конечно проводник меня
все же «вычислил», когда я с ребятами обедал. До Москвы
оставалось менее суток. Я дал проводнику немного денег и
он успокоился. В Москве помог ребятам перетаскать чужие
рюкзаки в камеру хранения и поехал к себе в общежитие. Так
закончился этот мой горный поход по Тянь-Шаню.

История cоздания стихотворения:

0
0


Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 182

Рецензии

Всего рецензий на это произведение: 0.

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.


Регистрация


Рейтинг произведений


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Просто чудово! До чого ж мальовнично, з великим почуттям описана звичайна, на перший погляд, подорож! Нових вражень і добрих пригод!
Рецензия от:
Владимир Рудов
2024-03-29 06:50:33
Как правдиво!!))
Рецензия от:
Сніжана Назаренко
2024-03-29 06:00:53
У меня выступают слезы от ваших строк.
Спасибо!
Вы очищает душу!!!
Рецензия от:
Сніжана Назаренко
2024-03-29 05:58:31
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.