Число 27. Як свиня на небо гляне. Десять цікавих українських фразеологізмів / АП Т. Лавинюкової - Парость виноградної лози / |
Автор: Лана Шакула
Тема:Мистика и эзотерика
Опубликовано: 2020-09-12 12:04:52
Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Вспоминания режиссёра Владимира Наумова:
Елена Сергеевна Булгакова была нашим незаменимым помощником. Это была прекрасная
мистическая женщина. Вообще в работе над «Бегом» было много мистики. Ко мне Елена
Сергеевна обращалась – «Володичка», к Алову – «Сашенька».
Просмотрев какой-нибудь эпизод, она могла сделать замечание. Когда же мы пытались
возражать, она отвечала: «Не спорьте, я единственный представитель Михаила
Афанасьевича на земле». Сначала нам казалось, что это лишь фигуральное выражение, но
Елена Сергеевна строго нас поправила:
– Нет-нет, Сашенька, Володичка, вы меня не поняли. Я действительно с ним встречаюсь.
Он каждую ночь мне снится, и я с ним советуюсь.
Она придавала своим снам особое значение. Иногда она говорила:
– Сашенька, Володичка, этот эпизод надо поправить.
– Но почему, Елена Сергеевна?
– Михаил Афанасьевич так решил.
Мы сочинили эпизод, которого у Булгакова нет. В нём стреляются белые офицеры, не
желая покидать родину. Они вызывают гробовщика (Николай Сергеев) и говорят: «Надо
похоронить трёх человек». На что гробовщик отвечает: «А где же покойники? Кого
хоронить?» Белогвардейский полковник, которого играет Олег Ефремов, ему отвечает:
«Хоронить нужно нас».
Елена Сергеевна, посмотрев этот эпизод, сказала, что его нужно переснять, что об этом
просит Михаил Афанасьевич. Она сказала, что гробовщик, стянув зубами перчатку со своей
руки, должен провести пальцем по щетине на лице штабс-капитана, играл которого Михаил
Глузский, и сказать: «Побриться бы надо, покойника брить трудно». Мы онемели! Это было
потрясающее предложение! В тот момент я поверил, что она действительно общается с
Булгаковым. В ней была невероятная духовная сила, которая распространялась и на
окружающих. Каждый, кто с ней близко общался или работал, испытал на себе её
животворящую ауру.
Мы очень любили эту замечательную женщину. Когда картина была готова, состоялся
рабочий просмотр, она осталась очень довольна и пригласила нас на следующий день
домой на торжественный обед. После просмотра я провожал её до такси, которое ждало на
площади перед производственным корпусом. Машина тронулась, потом остановилась и
задним ходом вернулась к месту, где я стоял. Елена Сергеевна выглянула в окно и очень
серьёзно спросила: «Володичка, а почему вы в траурной рубашке?» Я удивился: «Да вы
что, Елена Сергеевна, рубашка просто чёрная». «Нет, траурная», – сказала она и
уехала. Это были последние её слова, которые я слышал. На следующий день в час дня мы
должны были быть у неё, но в десять утра позвонили и сказали, что она скончалась (1).
…Успех «Бега» окрылил нас с Аловым, и мы замахнулись на большее, мечтали о «Мастере
и Маргарите». Полное парижское издание романа нам дала прочитать Елена Сергеевна.
Думая о будущем фильме, я сделал к нему огромное количество рисунков-набросков,
больше тысячи. Но время безвозвратно ушло, закручивались гайки в литературе, искусстве,
и Булгаков снова стал персоной нон-грата… (2)
Мы уже сняли «Легенду о Тиле», «Тегеран-43», а «Мастер» всё не отпускал. И вот
однажды ночью мне приснился сон. В квартире стоит Елена Сергеевна Булгакова и говорит
мне: «Михаил Афанасьевич просил передать, чтобы вы «Мастера и Маргариту» не трогали.
И пошла к выходу, я вскочил вслед, по дороге за что-то зацепился и ударился коленом о
тумбочку. Выскакиваю в коридор, Елена Сергеевна уже в лифте. Нажимая кнопку,
добавляет: «И вообще пусть никто не трогает». Утром просыпаюсь, думаю, что за странный
сон? Смотрю на колено, а там огромный синяк. В общем, мы с Сашей эту идею отложили, и,
как потом оказалось, все режиссёры, которые подступались к этому произведению, по
разным причинам не сняли фильм. А мечтали о «Мастере и Маргарите» многие…
Я сейчас говорю о художественном кино. Формат сериала вообще не годится для этого
романа по той простой причине, что пластические образы «Мастера и Маргариты»
невозможно втиснуть в телевизионный экран. Представьте себе «Джоконду» на конфетном
фантике. «Мастер и Маргарита» – это для кино. У телевидения совсем другой масштаб,
другая соразмерность человека и экрана…
…Исполнителя роли генерала Хлудова – Владислава Дворжецкого – мы никак не
предполагали утверждать на эту роль. Помню, как ассистент по актёрам привела его в наш
кабинет. Мы с Аловым посмотрели на него и сразу поняли: наш, из нашего фильма. Но
ничего друг другу не сказали, ждали, когда он выйдет. А он вдруг попросил: «Можно, я тут
посижу?» Разрешили и занялись своими делами, а он молча сидел на стуле и смотрел, что
мы делаем. И вдруг мы почувствовали в нём некое гипнотическое начало, что для актёра
очень важно. Он умел молчать, и, глядя на него, нельзя было оторваться! Он
сидел, молчал и приковывал к себе внимание так, что мы стали его выгонять: было трудно
работать.
Поначалу мы планировали пригласить его на маленькую, второстепенную роль. Но что-то
не давало нам покоя, мучило. Когда в нашу комнату входил этот высокий, лобастый,
большеглазый человек, нас охватывало какое-то необъяснимое волнение. Мы втайне друг
от друга подумывали о том, чтобы взять его на главную роль. Хлудов – роль сложнейшая,
он самая трагическая фигура в фильме. Мы без конца репетировали с Дворжецким, но лишь
снова и снова убеждались в его неопытности. И всё же нас что-то манило в нём, мы боялись
упустить нечто значительное, более существенное, чем наживное актёрское умение: он
обладал, повторю, странной гипнотической силой, умел молчать. В нём было редкое
актёрское свойство, которое мы называли «внутренней тишиной». Мало того, в нём было
что-то булгаковское, мистическое.
И вот однажды мы приезжаем на «Мосфильм», а по коридору нам навстречу идёт он,
загримированный для кинопробы, в длинной военной шинели. Сами собой пришли на
память булгаковские чеканные слова: «В белом плаще с кровавым подбором, шаркающей
кавалерийской походкой…» – так появляется в романе «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат.
Шинель сидела на худом и высоком Дворжецком так, будто вросла в него, будто носил он
её всю жизнь! Мы поняли: он должен играть Хлудова. По сути, в этот самый момент
мы сделали выбор между умением, навыком, опытом и личностью, которая поглощает в
себе роль и действует внутри образа. Мы сознательно пошли на риск. Первые съёмки были
очень трудные, но Дворжецкий буквально впитывал в себя мастерство – через полмесяца
это был профессиональный актёр…
// фрагменты из книги «Алов и Наумов», 2016 г. //
На фото – кадр из фильма «Бег» и рисунок В. Наумова «Пилат», где главные герои
удивительно похожи в своей Великой Трагедии…
___________________________
(1) Булгакова Елена Сергеевна умерла 18 июля 1970 года, а фильм «Бег» начали
показывать в кинотеатрах в январе 1971 года.
(2) Если бы Алову и Наумову разрешили поставить «Мастера и Маргариту», то они,
вероятно, на роль Понтия Пилата пригласили бы Владислава Дворжецкого.
История cоздания стихотворения:
... так вкруг всегда и было |
Рецензия от: Стас Кривда 2024-04-18 00:02:18 |
... таки надо присекать
эту бесконечную пахоту,
иногда и грубо Спасибо |
Рецензия от: Стас Кривда 2024-04-17 23:58:33 |
В лісі терміново потрібні перевибори! Влучно! |
Рецензия от: Раиса Татаркова 2024-04-17 23:51:48 |
У одних голова на
двери, И ученье про мертвого плотника Разжигает страсти внутри, Не понять им простого работника, Восхищённого с фузом гитарой...(...) |
Рецензия от: Атеист 2024-04-17 22:27:42 |
Хеви металл! Всем
привет! Драйва лучше в мире нет! Вот послушай-ка Accept Сразу станет меньше лет! У фанатов AC/DC До сих пор в порядке писи!(...) |
Рецензия от: Владимир Ярош 2024-04-13 16:14:51 |