Автор: Михаил Моставлянский Тема:Свободная тема Опубликовано: 2022-12-09 01:18:25 Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.
Из греческого...
ЭМПЕДОКЛ
Вот говорят: "В Коринфе корифеи..." Но отчего был слаб на передок и видел в замарашке чары феи пифагореец бывший — Эмпедокл?
Считал ли женщин пятой он стихией, в причинном месте находя "архэ́", сатир, повеса, полубог иль схимник? Ища забвенья в сладостном грехе,
любил ласкать он перси нежной девы, тонуть в благоуханных волосах... Но лопались, как девственные плевы, мечты стать божеством на небесах.
Почуяв смерть, он, сам себе некратен, (бояться стал: прознают, что не бог) в кипящий лавой Этны буйной кратер, в земное чрево (и земли меж ног)
в жерло́ сей огнедышащей вагины он ринулся — божественный оргазм! О, Эмпедокл! Тебе слагая гимны, похоже, сам впадаю я в маразм...
Эмпедо́кл (ок. 490 до н.э. — ок. 430 до н.э.) — древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Основу учения Эмпедокла составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей, так называемое архэ. Этими корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Причислял себя к богам и бессмертным. Предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна. Одним из объяснений самоубийства была вытекающая из прижизненного самообожествления и надежды на славу попытка скрыть свою смерть для того, чтобы быть причисленным к богам. Я же осмелился привести свою версию причины самоубийства Эмпедокла. ))
* * *
КРЫСИНЫЕ ХВОСТИКИ
«Лично меня — знаете, что больше всего устраивает? Судьба античного автора, какого-нибудь Архилоха, от стихов которого остались одни крысиные хвостики, и больше ничего. Вот такой судьбе можно позавидовать...» (Из "Диалогов с Иосифом Бродским" Соломона Волкова)
_____
Встав спозаранку, некто Архилох,* зажав в руке стило, свои очёса воздевши к потолку, тяжелый вздох свой подавил... Затем, как знак вопроса,
застыл в согбенной позе за столом — и в этом положенье больше часа он в полузабытье водил стилом по чистому папирусу... «Таласса!» —
в отчаянье, очнувшись, вскрикнул он — «Дары мои алкай, но знай же меру! Иль в гневе меня проклял Посейдон, отдав мой золотой талант Гомеру?
Каких тебе еще угодно жертв — скажи, каких чудовищ, как Персей, я сразить бы мог, чтоб, наконец, уже из-под стила возникла "Одиссея"?
Закидываю невод в море слов, прищурившись, на солнечные блики который год гляжу, но мой улов — лишь пустота...» Под диких чаек крики
произнося тираду, Архилох почувствовал безумную чесотку «Не помогают порошки от блох... А не пора ли промочить мне глотку?»
Плеснув из чёрной амфоры вина в надтреснутую глиняную кринку, он вмиг опустошил её — и на топчан свой повалился. Под сурдинку
о чём-то вечно шепчущихся волн он захрапел. Меж тем, в глубинах Понта уже тонул заката красный чёлн за видимою нитью горизонта.
Он пробудился только лишь к полу- ночи — и ощутил: явились гости и носятся гурьбою по столу... Вскочив с лежанки — вне себя от злости
набросился на крыс наш Архилох — те ж, в торопях, дожёвывая оду, бежали прочь... Зане переполох напрасно он затеял — ибо сроду
записана судьба на небесах — и коль явился в мир незваным гостем, то от стишков ("Еже писах, писах") останется один крысиный хвостик...
_______
Иосиф! Обращаюсь я к тебе, чтоб отблагодарить за откровенье: теперь своей завидую судьбе — ведь ждёт мои "труды и дни" забвенье...
* * *
ЭЛЛАДА
А ну, как возвратится твой Тезей? Выходит, что плевала против ветра — кромешным адом обернется Элизей кровосмешения, о чувственная Федра!
Дался тебе блаженный Ипполит — в нем ипохондрия, безжизненность кадавра... С попутным ветром покидает Крит супруг твой, укротивший Минотавра.
Его спасла не Ариадны нить — его любовь вела по Лабиринту... Ее любовь... Умеешь ль ты любить — увядшее подобье гиацинта?
Но поздно — первородный грех неведом вам, язычникам. Эллада любовных не чуждается утех — но за измену наказует ядом.
Зачем во мне срослись — Эллады власть с убийственной аскезой фарисея? И не спасут меня — ни чувственная страсть, ни Б-жий лик, ни посох Моисея...
История cоздания стихотворения:
1
0
Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 107
В том смысле, - отыскался я и здесь.
Не как Испании король, подобно разве
Разве что ли, - мушке шпанской.
Она мала конечно так, в её сравнении,
В масштабах-то, имперских.
Аптекарям ценна, да терапевтам.
А вот поди ж, попробуй-ка вот роль её,
Как роль в истории и Боруха Спинозы,
На Вечности весах, - вот точно взвесь...+)
Меня всегда забавляло одно лингвистическое обстоятельство:
Почему в англо-язычных странах именно Котов именую именем Том, Tom-Cat - или Фома ?
По всей видимости, - это связано с природным любопытством этих замечательных зверей, равно как и одной легенде, об Апостоле, по имени Фома или Томас, и так же знаменитым именно своей недоверчивостью и любопытством...+)
такой тонкий ювелирный сарказм, легкий троллинг, даже сильно не раскачивающий пьедесталы... (ну это я со своих позиций слона в посудной лавке) а что, кто-то «бурно отреагировал»?
бродский-то порезче писал))) а насчет крысиных хвостиков он конечно же лукавил... манечка вяличия у него присутствовала в полный рост. да и если посмотреть на это с другой стороны - «крысиные хвостики», которые остались и «на плаву» больше двух десятков веков (веков, не лет!) - это не хухры-мухры ни разу. не думаю, что бродскому это грозит)))
Этот "греческий" цикл, как это ни странно, был написан на Сицилли - особенно после посещения Сиракуз, в которых итальянского вообще ничего нет... Возможно, как отголосок моего собственношол спора - между внутренним "эллином" и внутренним иудеем... И тогда, неожиданно, разразился бешеный спор, затеянный неким Евгением Шешиным (не путать с известным академиком, физиком твёрдого тела) - о ничтожестве Бродского, Волокого и прочих (т.е. меня) по стравнению с великим Архилохом, чьи опусы нынче хранятся в Британском музее (замечу, этот самый Архилох оклеветал в своих стишках родного тестя, и тот покончил жизнь самоубийством, ибо публичный позор в Афинах считался страшнее смерти). Немало мне досталось и за Эмпедокла - кто-то назвал этот стишок "оговоркой по Фрейду"...
Что же касается мания величия - это, я думаю, вполне приличествующее явление для поэтов (или считающими себя таковыми) - со всеми их "Exegi monumentum" и "народными тропами"... Грешили эти и Овидий, и Гораций, и Вергилий, и Байрон... Тем более, когдда всё это получаешь еще при жизни... И всё-таки, я полагаю, что Бродский сохранит свои лидирующие позиции в истории русской поэзии, если она вообще сохранится. Альтернатив-то ведь особенно нет. Знаю, что многие держат зуб на него за стишок против Украины. Но ничего не поделаешь: русские - даже если они евреи - исполнены великодержавной фнаберии. Я это особенно травматично ощущал, живя в Грузии и Каазахстане. С Россией у меня ничего не связано - как в советское время, так и сейчас - лишь спорадические наезды в Москву, которая не есть Россия в полном смысле. Но я сталкивался с русскими везде - и в Казахстане и в Грузии, и в Украине - везде они себя вели и позиционировали, как хозяева, а их ментальность, история и культура выдавалась ими как нечто исключительно правильное и эталонное. Я это чувствовал всегда, будучи 100%-м евреем. "Ты как-то всё делаешь не по-русски"... "Ты что - нерусский?!" и т.д. и т.п. И никакого особенного великодушия я в них не чувствовал - были они достаточно дики, жестоки и аморальны. А если и были приличные люди - а были такие! - то это было скорее исключение из правил, а не правило. И то, что они сегодня творят в Украине - лишнее тому подтверждение...
так я и сказал - вы и пьедесталы-то не раскачивали особенно... но русня - это «любители святынь» (и зверств)... за людей русню я не считаю - мой статус слона в посудной лавке это вполне позволяет делать.
как-то мне попалась картинка правослабый попик брызгает водичкой на толпу - тпервые ряды инстинктивно зажмуриваются... я написал под пикчером то, что
впоследствии стало мемом:
«эй, любители святынь
по *балу - бздынь-бздынь-бздынь»
русня - не люди, розия - помойная яма (всегда ею была), православие - тоталитарная секта, пушкин с бродским - имперские ничтожества, умеющие грамотно «вязать». (размахиваю ушами и дерижирую хобтом легко и непринужденно, обрушивая полки с фарфором лфз)
мне кажется, вы слишком с ними деликатничаете, это мое мнение... если бы скажем, хирурги деликатничали с больными, операции в большинстве своем были бы неудачными...
разумеется, я понимаю, что для вас бродский стал глотком свежего воздуха, но кислородное перенасыщение так же губительно как и кислородное голодание. пушкин и бродский - они очень похожи... гениальны в поэзии - ничтожны и подлы в жизни... поэтому смотреть на них только через призму их творчества, не учитывая их человеческих качеств, было бы однобоко...
Знаете, я уже давно проталкиваю свою теорию о том, что человек - это лишь проводник каких-то высших сил, вроде трубы или электрического кабеля. Бетховен, Моцарт, Байрон, Гёте, Пушкин, Чайковский, Достоевский (и имя им легион) в своей частной жизни были мерзавцами, подонками, картёжниками, развратниками и алкоголиками. Но их произведения гениальны. И нет (или почти нет) связи между творчеством и личностью творца... Понимаю, что теория умозрительная и завиральная, однако, анализируя биографии многих гениев (и не только искусства, но и науки, политики и проч.), убеждаюсь в её праве на существование. То же о Бродском Гений и злодейство вполне себе совместны...
У меня есть еще одна (а на самом деле гораздо больше) завиральная теория - гений человека может проявиться только в империи. Пусть даже такой империи Зла, как Россия. Ибо, в маленьком аквариуме маленькие рыбки, большие - в окевне. Для этого-то существовали и существуют империи (а, по сути, сегодня их осталось только две - Россия и США). Исчезают империи - исчезают и личности. Ибо для реализации гения необходимы огромные ресурсы - человеческие, финансовые, культурологические...
2022-12-10 23:57:47
Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.
Most Popular Rock Songs
On YouTube
1 Passenger | Let Her Go
3.7B
2 Imagine Dragons –
Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers &
Coldplay - Something Just(...)
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.