Автор: Читальный зал
Опубликовано: 2013-12-12 18:35:03

Андрей Вознесенский (1933-2010)




Стихи не пишутся - случаются,
как чувства или же закат.
Душа - слепая соучастница.
Не написал - случилось так.

1973


"САГА"

Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.

Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: "Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу".

Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.

Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться — плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.

Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.

И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:

"Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу".

1977


"НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ"

Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.

Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.

Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.

Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.

Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.

Все из пластика, даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка...

И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем рост понимания».

Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь — пойдет настоящая.

Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.

1976


"ВДОЛЬ МОРЯ"

На закате бегу между пляжем и морем,
что барашками кажется мухомором,
мимо пляжей, которые кажутся жизнью,
мимо жизни, которая кажется пляжем,
мимо моря, которое кажется смертью,
мимо смерти, которая кажется жизнью,

пляж, который казался десяткой червов,
загорев, оказался пиковой масти,
мимо горя, которое кажется счастьем,
мимо счастья, которого, кажется, нету,
мимо розы, которая кажется чайной,
только пахнет вином, унесённым из чайной,
мимо тайны, которая кажется дурой,
мимо дуры, которая кажется тайной,
мимо тайны, которая кажется тенью,
мимо тени, оказывающейся светом,
пробегаю по кругу, что кажется волей,
меж ворами, которые, кажется, в "Вольво",
меж собакой и волком, что кажется другом,
между дружбой, которая кажется цепью,
мимо церкви, которая кажется Богом,
мимо Бога, оказывающегося церковью,
мимо молний, которые кажутся чайкой,
мимо чайки, что вскоре окажется "МХАТом",
мимо молний с копьём, как святой Егорий,
мимо моря, тебя растворившего моря,

полюбила, а, кажется, посмеялась,
время - секс, что кажется безопасным,
пронеслась - а кажется, что навеки,
навсегда - а кажется, что напрасно.


* * *


Сидишь беременная, бледная.
Как ты переменилась, бедная.

Сидишь, одергиваешь платьице,
И плачется тебе, и плачется...

За что нас только бабы балуют
И губы, падая, дают,

И выбегают за шлагбаумы,
И от вагонов отстают?

Как ты бежала за вагонами,
Глядела в полосы оконные...

Стучат почтовые, курьерские,
Хабаровские, люберецкие...

И от Москвы до Ашхабада,
Остолбенев до немоты,

Стоят, как каменные, бабы,
Луне подставив животы.

И, поворачиваясь к свету,
В ночном быту необжитом

Как понимает их планета
Своим огромным животом.

1958


***


Приди! Чтоб снова снег слепил,
чтобы желтела на опушке,
как александровский ампир,
твоя дублёночка с опушкой.

1972


"ВАСИЛЬКИ ШАГАЛА"

Лик ваш серебряный, как алебарда.
Жесты легки.
В вашей гостинице аляповатой
в банке спрессованы васильки.

Милый, вот что вы действительно любите!
С Витебска ими раним и любим.
Дикорастущие сорные тюбики
с дьявольски
выдавленным
голубым!

Сирый цветок из породы репейников,
но его синий не знает соперников.
Марка Шагала, загадка Шагала —
рупь у Савеловского вокзала!

Это росло у Бориса и Глеба,
в хохоте нэпа и чебурек.
Во поле хлеба — чуточку неба.
Небом единым жив человек.

Их витражей голубые зазубрины —
с чисто готической тягою вверх.
Поле любимо, но небо возлюблено.
Небом единым жив человек.

В небе коровы парят и ундины.
Зонтик раскройте, идя на проспект.
Родины разны, но небо едино.
Небом единым жив человек.

Как занесло васильковое семя
на Елисейские, на поля?
Как заплетали венок Вы на темя
Гранд Опера, Гранд Опера!

В век ширпотреба нет его, неба.
Доля художников хуже калек.
Давать им сребреники нелепо —
небом единым жив человек.

Ваши холсты из фашистского бреда
от изуверов свершали побег.
Свернуто в трубку запретное небо,
но только небом жив человек.

Не протрубили трубы господни
над катастрофою мировой —
в трубочку свернутые полотна
воют архангельскою трубой!

Кто целовал твое поле, Россия,
пока не выступят васильки?
Твои сорняки всемирно красивы,
хоть экспортируй их, сорняки.

С поезда выйдешь — как окликают!
По полю дрожь.
Поле пришпорено васильками,
как ни уходишь — все не уйдешь...

Выйдешь ли вечером — будто захварываешь,
во поле углические зрачки.
Ах, Марк Захарович, Марк Захарович,
все васильки, все васильки...

Не Иегова, не Иисусе,
ах, Марк Захарович, нарисуйте
непобедимо синий завет —
Небом Единым Жив Человек.



"ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ"

Уважьте пальцы пирогом,
в солонку курицу макая,
но умоляю об одном -
не трожьте музыку руками!

Нашарьте огурец со дна
и стан справасидящей дамы,
даже под током провода -
но музыку нельзя руками.

Она с душою наравне.
Берите трешницы с рублями,
но даже вымытыми не
хватайте музыку руками.

И прогрессист и супостат,
мы материалисты с вами,
но музыка - иной субстант,
где не губами, а устами...

Руками ешьте даже суп,
но с музыкой - беда такая!
Чтоб вам не оторвало рук,
не трожьте музыку руками.

1971


"АНТИМИРЫ"

Живет у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят
Антимиры!

И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик
и щупает Лоллобриджид.

Но грезятся Антибукашкину
виденья цвета промокашки.

Да здравствуют Антимиры!
Фантасты - посреди муры.
Без глупых не было бы умных,
оазисов - без Каракумов.

Нет женщин - есть антимужчины,
в лесах ревут антимашины.
Есть соль земли. Есть сор земли.
Но сохнет сокол без змеи.

Люблю я критиков моих.
На шее одного из них,
благоуханна и гола,
сияет антиголова!..

...Я сплю с окошками открытыми,
а где-то свищет звездопад,
и небоскребы сталактитами
на брюхе глобуса висят.

И подо мной вниз головой,
вонзившись вилкой в шар земной,
беспечный, милый мотылек,
живешь ты, мой антимирок!

Зачем среди ночной поры
встречаются антимиры?

Зачем они вдвоем сидят
и в телевизоры глядят?

Им не понять и пары фраз.
Их первый раз - последний раз!

Сидят, забывши про бонтон,
ведь будут мучиться потом!
И уши красные горят,
как будто бабочки сидят...

...Знакомый лектор мне вчера
сказал: "Антимиры? Мура!"

Я сплю, ворочаюсь спросонок,
наверно, прав научный хмырь.

Мой кот, как радиоприемник,
зеленым глазом ловит мир.

1961


"ЧУВСТВО"

В запахи полыни и эрозии
падал ротный с хрипом на губе.
Эротичское чувство родины
прижимает, милая, к тебе.

И никелированная ересь,
месяцем пошедши на ущерб,
русский эрос - Эресэфэсэрос -
в небе молот скрещивал и серп.

Нержавейка озаряла серость
полосато, вроде лунных зебр.

За границей шепчем, как молитву,
наш нецензурованный словарь.
Дворянин, судимый за Лолиту,
сквозь неё усадьбу целовал.

Что сегодня называем "пошлостью",
это не свобода сатаны,
это вопли на соборной площади
потерявшей родину страны.

Холода черёмух приворотные...
Из чужих, заморских пропастей
эротическое чувство родины
тянет всех в последнюю постель.



"РУССКАЯ PLAYMATE"

Жрите, русски пельмни, соплеменников!
Но по сердцу страшно, если рашпилем,
Пой мне, Маша, первая плеймейт,
made in Russia!

Над страной, бронежилетной и ножовой,
как одежду и надежду, сбросив тело,
плачет голос, абсолютно обнажённый -
голый голос, чистый голос, голос белый!

Здравствуй, племя молодое, незнакомое!
"Абсолюта" дети, тёлки и плейбои.
Я такой не видел обнажённой
русской боли!

Боль за наши годы беззакония
и за ноту абсолютной боли, что ли...
Заоконное слезою самогонною
плачет небо. Плачет ангел. Плачет поле.

Ты живёшь безоблачней небес.
Одеваешься от Кензо, бесишь скептиков.
Но душа предпочитает без
контрасептиков.


"РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ПЛЯЖИ"

Людмила, в сочельник,
Людмила, Людмила,
в вагоне зажжённая ёлочка пляшет.
Мы выйдем у Взморья.
Оно нелюдимо.
В снегу наши пляжи!

В снегу наше лето.
Боюсь провалиться.
Под снегом шуршат наши тени песчаные.
Как если бы гипсом
криминалисты
следы опечатали.

В снегу наши августы, жар босоножек-
все лажа!
Как жрут англичане огонь и мороженое,
мы бросимся навзничь
на снежные пляжи.

Сто раз хоронили нас мудро и матерно,
мы вас "эпатируем счастьем" , мудилы!..
Когда же ты встанешь,
останется вмятина -
в снегу во весь рост
отпечаток
Людмилы.

Людмила,
с тех пор в моей спутанной жизни
звенит пустота -
в форме шеи с плечами,
и две пустоты -
как ладони оттиснуты,
и тянет и тянет, как тяга печная!

С звездою во лбу прибегала ты осенью
в промокшей штормовке.
Вода западала в надбровную оспинку.
(Наверно, песчинка прилипла к
формовке.)

Людмила, ау! Я помолвлен с двойняшками.
Не плачь. Не в Путивле.
Как рядом болишь ты,
подушку обмявши,
и тень жалюзи
на тебе,
как тельняшка...

Как будто тебя
от меня ампутировали.


***


Когда совсем уж плохо,
я не тревожу Бога,
не открываю Блока -
я ухожу в дорогу.

И озарит из балки
заря необъяснимо
мне след от лыжной палки,
как ломтик апельсина.


"ОЧИСТИ СНЕГ"

Очисти, снег, страну, сознание очсити.
Я руку поломал.
Я гипсочеловек.
Очисти, снег,
меня
исповедальной читкой.
Страну очисти,
снег.

Мне непонятно, с кем помолвлена отчизна.
Телеэкран души
зашкален от помех.
В душе идёт метель.
Предсвадебный мальчишник.
Все пьяные, как снег.

На клавишах берёз, взлетев, сыграем
"чижик".
Все - мокрые, как снег,
целуются при всех.
Беспрецедентный снег, ты дух или материя?
или повальный грех?
У родины моей
менталитет метели.
Смертельно люблю снег.

Люблю ногами вверх висящие кальсоны,
в морозе, как собор
из колоколен двух...

Очисти, снег, страну
не конституционно,
а исповедью вслух.

Не трогай, гнев, страну, которой нет беднее.
Не трогай, смех, страну.
К нам падает с небес
мольба объединенья.
Я снегу присягну.

Объедини печаль Орехова - Борисова
и тех, которых нет.
Как я люблю страну,
которая уехала,
и ту, что смотрит этот снег...

Очисти душу, снег, - немедленно, сегодня.
И небо разгипсуй.
Стряхнёт снег с проводов
невидимый Сеговья.
Снег абсорбирует абсурд.


"ОТВЕТ НА ЗАПИСКУ"

Все пишут - я перестаю.
О Сталине, Высоцком, о Байкале,
Гребенщикове и Шагале
писал когда не разрешали.

Я не хочу "попасть в струю".


"ПРОЩАНИЕ С ПОЛИТЕХНИЧЕСКИМ"

Большой аудитории посвящаю

В Политехнический!
В Политехнический!
По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.
Кому там хнычется?!
В Политехнический!

Ура, студенческая шарага!
А ну, шарахни
по совмещанам свои затрещины!
Как нам мещане мешали встретиться!

Ура вам, дура
в серьгах-будильниках!
Ваш рот, как дуло,
разинут бдительно.
Ваш стул трещит от перегрева.
Умойтесь! Туалет - налево.

Ура, галерка! Как шашлыки,
дымятся джемперы, пиджаки.
Тысячерукий, как бог языческий,
Твое Величество -
Политехнический!
Ура, эстрада! Но гасят бра.
И что-то траурно звучит "ура".

12 скоро. Пора уматывать.
Как ваши лица струятся матово.
В них проступают, как сквозь экраны,
все ваши радости, досады, раны.

Вы, третья с краю,
с копной на лбу,
я вас не знаю.
Я вас люблю!

Чему смеетесь? Над чем всплакнете?
И что черкнете, косясь, в блокнотик?
Что с вами, синий свитерок?
В глазах тревожный ветерок...

Придут другие - еще лиричнее,
но это будут не вы -
другие.
Мои ботинки черны, как гири.
Мы расстаемся, Политехнический!

Нам жить недолго. Суть не в овациях,
Мы растворяемся в людских количествах
в твоих просторах,
Политехнический.
Невыносимо нам расставаться.

Я ненавидел тебя вначале.
Как ты расстреливал меня молчанием!
Я шел как смертник в притихшем зале.
Политехнический, мы враждовали!

Ах, как я сыпался! Как шла на помощь
записка искоркой электрической...
Политехнический,
ты это помнишь?
Мы расстаемся, Политехнический.

Ты на кого-то меня сменяешь,
но, понимаешь,
пообещай мне, не будь чудовищем,
забудь
со стоющим!

Ты ворожи ему, храни разиню.
Политехнический -
моя Россия!-
ты очень бережен и добр, как бог,
лишь Маяковского не уберег...

Поэты падают,
дают финты
меж сплетен, патоки
и суеты,
но где б я ни был - в земле, на Ганге,-
ко мне прислушивается
магически
гудящей
раковиною
гиганта
ухо
Политхнического!

1962


"СТАРЫЙ ГОРОД"

Давай с тобой зашторим створки
в монастыре "Шести сестёр".
Крестообразную отвёрткой
застыл костёл.

В саду нетронуты кувеерты.
Не дует. Не летит пыльца.
Антверпен полон антиветром.
Мысль не выветривается.

И сад, недвижный, как и прежде,
слепыми слепками белел.
Их пустотелые одежды
хранили очертанья тел.

Обучимся обыкновенью
жить внутренне, не напоказ
в остановившемся мгновенье
неважно до иль после нас.

Чей зрячий посох ищет руку?
О чём тоскует трансвестит?
Антропософская разлука
в нас раковиною гудит.


***


Есть русская интеллигенция.
Вы думали — нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.

Есть в Рихтере и Аверинцеве
земских врачей черты —
постольку интеллигенция,
постольку они честны.

«Нет пороков в своем отечестве».
Не уважаю лесть.
Есть пороки в моем отечестве,
зато и пророки есть.

Такие, как вне коррозии,
ноздрей петербуржской вздет,
Николай Александрович Козырев —
небесный интеллигент.

Он не замечает карманников.
Явился он в мир стереть
второй закон термодинамики
и с ним тепловую смерть.

Когда он читает лекции,
над кафедрой, бритый весь —
он истой интеллигенции
указующий в небо перст.

Воюет с извечной дурью,
для подвига рождена,
отечественная литература —
отечественная война.

Какое призванье лестное
служить ей, отдавши честь:
«Есть, русская интеллигенция!
Есть!»

1975


"ВЫПУСТИ ПТИЦУ!"

Что с тобой, крашеная, послушай?!
Модная прима с прядью плакучей,
бросишь купюру - выпустишь птицу.
Так что прыщами пошла продавщица.

Деньги на ветер, синь шебутная!
Как щебетала в клетке из тиса
та аметистовая четвертная -
"Выпусти птицу!"

Ты оскорбляешь труд птицелова,
месячный заработок свой горький
и "Геометрию" Киселёва,
ставшую рыночной обёрткой.

Птица тебя не поймёт и не вспомнить
люд сматерится,
будет обед твой - булочка в полдник,
ты понимаешь? Выпусти птицу!

Птице пора за моря вероломные,
пусты лимонные филармонии,
пусть не себя - из неволи и сытости -
выпусти, выпусти...

Не понимаю, но обожаю
бабскую выходку на базаре.
"Ты дефективная, что ли, деваха?
Дура - де юре, чудо - де факто!"

Как ты ждала её, красотулю!
Вымыла в горнице половицы.
Ах, не латунную, а золотую!..
Не залетела. Выпусти птицу!

Мы третьи сутки с тобою в раздоре,
чтоб разрядиться,
выпусти сладкую пленницу горя,
выпусти птицу!

В руки синица - скучная сказка,
в небо синицу!
Дело отлова - доля мужская,
женская доля - выпустить птицу!..

Наманикюренная десница,
словно крыло самолётное снизу
в огненных знаках над рынком струится,
выпустив птицу.

Да и была ль она вестница чудная?..
Вспыхнет на шляпе вместо гостинца,
пятнышко едкое и жемчужное -
память о птице.


Андрей Вознесенский,"Я тебя никогда не забуду".
Москва, "Эксмо", 2013.

Количество читателей: 3521

Всего рецензий на эту публикацию: 2. Читать все рецензии >>>
Последние 15 рецензий (последнее сверху):
Спасибо, что вывесии. Так часто вспоминалась "Ностальгия по настоящему", и все время забывала потом поискать - все что-то читается и читается.
2013-12-13 01:49:35 |
Большинство текстов периода 60-ых и 70 ых годов были скопирована со страницы А. Вознесенского на сайте "Русская поэзия." Официальный сайт поэта предлагает лишь незначительное количество избранных текстов, датированных , в основном, 1957- 1975 гг. При "вёрстке" настоящей подборки более половины текстов пришлось набивать вручную , руководствуясь сборником 2013 года. Спасибо, что заглянули.

2013-12-13 02:25:05
Сборники



1960 - Мозаика

1960 - Парабола

1962 - Треугольная груша

1964 - Антимиры

1965 - Мой любовный дневник

1966 - Ахиллесово сердце

1970 - Тень звука

1987 - Ров. Стихи и проза

1972 - Взгляд

1975 - Дубовый лист виолончельный

1976 - Витражных дел мастер

1978 - Соблазн

1979 - Избранная лирика

1981 - Безотчётное

1984 - Прорабы духа

1986 - Ров

1990 - Аксиома самоиска

1992 - Видеомы

1997 - Casino „Россия"

1998 - На виртуальном ветру

1999 - Страдивари сострадания

1999 - Девочка с пирсингом

1999 - Жуткий кризис „Суперстар"

1999 - Гадание по книге

2000-2009 - Собрание сочинений в 8 томах

2006 - СтиXXI

2008 - Тьмать

2008 - Стихи о любви

2008 - Стихотворения (серия «Всемирная библиотека поэзии»)

2008 - Рубанок носорога

2010 - Дайте мне договорить!

2010 - Ямбы и блямбы

2011 - Прожилки прозы

2012 - Полное собрание стихотворений и поэм в одном томе

2012 - «Ты меня никогда не забудешь…»
2013-12-13 02:31:43
В "Литературном клубе": Андрей Вознесенский
2013-12-13 01:16:44 |

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.



Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Що для Всесвіту дрібниця, для людини може бути заповітнтю мрією :-)
Але, то таке... Чудова іронія, Таню.
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-20 08:40:55
Погоджуюся з кожним словом. Господь знає, що робить.
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-20 08:22:11
Чудова поезія, Лесю.
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-20 08:19:56
На форуме обсуждают
У одних голова на двери,
И ученье про мертвого плотника
Разжигает страсти внутри,
Не понять им простого работника,
Восхищённого с фузом гитарой...(...)
Рецензия от:
Атеист
2024-04-17 22:27:42
Хеви металл! Всем привет!
Драйва лучше в мире нет!
Вот послушай-ка Accept
Сразу станет меньше лет!

У фанатов AC/DC
До сих пор в порядке писи!(...)
Рецензия от:
Владимир Ярош
2024-04-13 16:14:51
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.