Я не пишу стихи...Я, лишь, рифмую мысли, пытаясь сохранить, хотя бы, каплю смысла.
Автор: Сергей Носов
Опубликовано: 2020-09-02 11:39:36

Исчезает ли поэзия?

Недавно натолкнулся в Интернете на статью Михаила Айзенберга, которая заставила задуматься над, всем
нам небезразличным, вопросом. Возможно это заинтересует и вас... А может быть кто-то захочет поделиться и
своими мыслями по этой теме.

Количество читателей: 382

Всего рецензий на эту публикацию: 9. Читать все рецензии >>>
Последние 15 рецензий (последнее сверху):
}}} Владимир Шатровский: Стихи – это и естественные потребности, и естественное отправление организма, если понимать человека, как совокупность его физических и духовных свойств. Поэтому поэт или писатель сочиняют свои произведения, а они в свою очередь сочиняют их.

Спасибо за интересную формулировку. Посмотрите вот такую её интерпретацию:

Иллюзорные миры и их взаимодействие с создателем

Нас окружает реальный мир. Он требует рационального поведения. Но одновременно существует бесконечное количество иллюзорных миров, которые характеризуются очень малой вероятностью реализации. Человек-создатель может вступить в контакт с таким иллюзорным миром. Контакт имеет четыре фазы:
1. Отождествление: создатель узнает о существовании иллюзорного мира и отождествляется с ним, то есть набирает способности жить жизнью существ с иллюзорном мире. Этот процесc имеет разную интенсивность: от лёгкого интереса до одержимости.
2. "Медовый месяц": создатель и иллюзорный мир легко взаимодействуют, энергия мысли без помех путешествует между реальным и иллюзорным миром, события в иллюзорном мире поступают к создателю в большом количестве, они очень ярки.
3. Отторжение: энергия, созданная отождествлением создателя и иллюзорного мира, исчерпывается; это проявляется в попытке иллюзорного мира защититься, генерируя неприятные образы и сцены. Результатом становится нежелание создателя думать об этом иллюзорном мире.
4. Расставание: иллюзорный мир переходит в этап почти-не-существования. Он обогащен памятью создателя и потому гораздо более вероятен, чем до встречи с создателем. Создатель полностью возвращается в реальный мир; в дальнейшем он может либо законтактировать с другим иллюзорным миром, или с новыми идеями вернуться к взаимодействия с ранее созданными иллюзорными мирами (вариант "полностью жить в реальном мире" для создателя рассматриваем как временный).
Создателю очень рекомендуется, со всей силой отдаваясь единению с иллюзорным миром, выполнять свои обязанности перед миром реальным и точно определять их границы. Лучший вариант – воспроизведение иллюзорного мира на бумаге с последующей печатью максимальным тиражом (интернет-публикация тоже подходит). Создатель благодаря этому (возможно) получает средства для поддержания своего реального существования (и имеет шанс справиться с одержимостью, если она есть), а иллюзорный мир существенно увеличивает свою вероятность за счет памяти читателей, а в идеале – и продолжателей.
Наиболее удачливые переходят на уровень существования за счёт энергии всё новых и новых приобщённых. Тогда фазы 3 и 4, неизбежные при общении замкнутой пары "создатель-иллюзорный мир", отсутствуют. Вернее, фаза 2 распространяется на последователей и длится до тех пор, пока они есть. Создателю тоже кое-что перепадает. Вероятность такого исхода сравнима с вероятностью одного сперматозоида, произведённого организмом мужчины, стать человеком. Однако людей вокруг нас полно, как и более-менее устойчивых иллюзорных миров...
2020-09-05 00:25:30 |
Добавить слово: "Наиболее удачливые переходят на иной уровень существования"
2020-09-05 00:29:22
Том, сколько нужно сперматозоидов, что бы получались такие как Я или Н. Остапенко
2020-09-05 07:07:36
Ровно по одному.

Правда, ходят слухи, что на этих чемпионов работали многомиллионные команды, причём лишь один из десятка тысяч раз оказывался удачным...
2020-09-05 11:55:33
Том, мне четвёртый пункт импонирует,хотя может мой иллюзорный мир на самом деле существует, и я в нём комфортно себя я чувствую.
2020-09-05 12:56:59
Олег, если Вы верите в существование полтергейста, то должны и принять версию, что произошли вовсе не из-за проделок сперматозоида - чемпиона, а чего-то совершенно иного, которого достаточно было его одного единственного
2020-09-05 13:01:33
Том - зришь в корень... Благодарю
2020-09-05 17:08:01
Интересная статья. Безусловно, есть о чём подумать... Выскажу своё мнение на эту тему. В какой-то момент меня практически перестал беспокоить вопрос - сколько людей меня читают. Я уловила кайф в самом творческом процессе, который нужен моей душе, как воздух. А нужен ли мой "воздух" другим - для меня вопрос второстепенной важности. Душа обычно не заморачивается вопросами количества. Это удел ума. А Поэзия настоящая, когда идёт от души. И ещё... я, как пишущий человек, в общении с коллегами по перу получаю не только удовольствие, но и рост, и развитие. И меня радует, что стая поэтов большая.) Хотя, далеко не каждого пишущего стихи человека я могу назвать поэтом... Поэты - особый народ. Тонкий, глубокий, интересный... И мне кажется, мы создаём сейчас ту критическую массу людей, которые и смогут сделать нашу жизнь качественно другой - более яркой, тонкой, интеллигентной... Не помню кому из философов принадлежит мысль - человек будущего будет говорить поэтичным языком. Это станет нормой практически для всех. Мне хочется в это верить, ведь это будет красиво. Правда, коллеги?
2020-09-04 21:44:37 |
Интересная тема. "Я думаю, что поэзия — самая архаическая из сохранившихся на сегодняшний день человеческих практик..." Возможно, что в рамках цивилизации люди, читающие или пищущие поэзию, - исчезающий вид. Но знаете, в рамках моей личной истории,я только последние несколько лет открыла, насколько их много, таких людей. Все сравнительно - рынку бумажных книг тоже сейчас не позавидуешь, но он есть... Вообщем, живем и пишем)))
2020-09-04 21:21:19 |
Стихи – это и естественные потребности, и естественное отправление организма, если понимать человека, как совокупность его физических и духовных свойств. Поэтому поэт или писатель сочиняют свои произведения, а они в свою очередь сочиняют их. И это одновременный процесс. Если этой одновременности нет, то блеснув один раз, человек, не обладающий божественным поцелуем в темечко, никогда не станет творцом. И это заметно по большинству авторов на многочисленных поэтических сайтах.
Но!
Большинство людей обладают поэтической душой, и она требует выразить себя, но способностей нет, и никогда не будет. Но дать такому человеку возможность хоть как-то облегчить свою душу в какой-то степени и призван портал. Талантливые и неординарные авторы своим творчеством себя всегда зарекомендуют.
В связи с вышеизложенным проведение конкурсов на таком портале, как у нас, не имеет профессионального смысла. А вот поэтические обсуждения любого произведения любого автора по просьбе так же любого, я приветствовал бы.

2020-09-04 21:00:54 |
С годами я все отчетливее воспринимаю поэзию не как сложение персоналий, а как единый организм со своей дыхательной системой. М.А.

Я бы упростила: С годами я все отчетливее воспринимаю поэзию как единый организм со своей дыхательной системой.

2020-09-04 19:17:45 |
Поэтов и писателей развелось много! Что читать - выбор за нами. Среди пишущих можно отыскать свою изюминку!
2020-09-04 12:44:54 |
Мысль неистребима, а где ещё так шикарно как не в поэзии возможно высказаться
2020-09-02 21:46:25 |
У нас, как правило появляются мысли двух ипостасей, ума и души плюс мысль ума об этих мыслях. Мысль души, правда, может всплывать и подсознательно. Весь этот переплетённый комок нервов можно выразить только поэтическим даром, пусть даже и даром, ведь многие могут посчитать это бредом.
2020-09-04 21:21:08
Владимир - твой бред, как БРЕНД
2020-09-04 21:26:48
Олег,

Мой бред забрендился бренд COS-ом

своим же ветер чую носом,

который веет между строчек

и бред заносит между прочим,

но кто во мне всё это хочет?

2020-09-05 12:46:36
Интересные рассуждения, с опорой на авторитетных литераторов. Тема сложная. Я в ней даже не рискну ничего сказать. Особо интересным показался тезис о количестве поэтов и стихов. Нас много, пишущих. Это точно.
2020-09-02 17:16:00 |
Когда я прочитал мысль М.А., что сейчас пишут многие и это не "катастрофа", мне вспомнился Маяковский - "если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?". И вот что подумалось - в астрономии звёзды подразделяются на нормальные звезды, звезды карлики, звезды гиганты. Так вот за "туманностями" состоящими из "карликов" и "чёрных дыр", даже "гигант" разглядеть сложно... О "нормальных" я и не говорю!
2020-09-04 12:25:51
Пришло время бороться не за доступ к клавиатуре, а за внимание читателя. И здесь огромное количество сложностей. С интересом прочитаю мысли по теме.
2020-09-04 13:20:09
Серж, а если не нормальные - Я. Н. Остапенко
2020-09-04 17:23:13
Олег! Как бы учёные не отрицали явление полтергейста - оно существует...
2020-09-05 06:48:15
Натали - караул... Мы уже полтергейт



2020-09-05 07:12:49
разве что могу подтвердить, что те кто не отрицает явление полтергейста, не учёные
2020-09-05 08:03:24
Олег, успокойтесь, вы оба будете полтергейстом только в том случае, если сможете публиковать свои произведения у меня на страничке, и не в графе рецензия. Я представляю лица многих у нас на портале, случись это
2020-09-05 12:19:10
Владимир - негоже отбивать хлеб у Сергея Носова.

Я сторонник СВЕТЛЫХ начал.



Это о чём

Тёмен жребий русского поэта:

Неисповедимый рок ведёт

Пушкина под дуло пистолета,

Достоевского нп эшафот

(Волошин)





... А вот это



И вот - Она, и к Ней - моя Осана -

Венец трудов превыше всех наград.

(Блок)
2020-09-05 17:23:11
ВОПРОС КОЛИЧЕСТВА
Исчезает ли поэзия?

Михаил Айзенберг

Есть один дежурный вопрос, который обычно задают поэтам в незнакомой аудитории: «Исчезает ли читатель поэзии?» А то и посерьезнее: «Исчезает ли поэзия?» Звучат эти вопросы с такой удручающей регулярностью, что становится понятным, насколько прочно они сидят в головах тех людей, для которых чтение стихов не стало жизненной необходимостью. Вопросы кажутся очень тревожными, но ответы на них не так уж сложны.
Ощущение, что читатель стихов исчезает, на самом деле очень субъективное и на деле подтверждается только падением тиражей поэтических книг. Но ведь это лишь один из показателей, не единственный. Тираж — вещь техническая. Немногочисленные социологические исследования в этой области показывают, что количество людей, читающих стихи — любые стихи, не обязательно современные, — у нас в стране не меняется: это примерно 3-4 процента взрослого населения. Простая арифметическая прикидка дает цифру вовсе не унизительную. В любом случае это миллионы людей.
Сейчас, вслед за переменой всех отношений меняются и отношения между читателем, автором, произведением. Условия меняются, но место поэзии постоянно, потому что это место существует в природе самого человека, в природе человеческого — как танец, как музыка. И все рассуждения о предстоящей (а то и состоявшейся) смерти поэзии кажутся мне следствием какого-то глубинного непонимания и поэзии, и природы человека. Сказать «поэзия кончилась» — все равно что сказать «музыка кончилась». Одна кончилась, другая началась.
Мир меняется, и очень быстро. Сейчас мы живем в другом мире, нежели тот, который был даже четыре-пять лет назад. Вместе с миром меняется человек, и все, что он теперь говорит, он говорит на других основаниях. Вот и поэзия ищет для себя новые основания, чтобы ее высказывание не оказалось вчерашним, не говорящим ничего существенного.
Какой-то совершенно новый симптом мне мерещится не в предполагаемом исчезновении поэзии, а в том, например, что отношения поэзии с читателем становятся не только проблемой ее внешнего бытования, но и крайне существенной частью ее внутренней проблематики. Стихи, от которых не отмахнуться, пишут сейчас сотни авторов, а количество читателей, как мы уже знаем, остается неизменным. То есть принципиально изменилась культурная ситуация: раньше многие читали немногих, а сейчас многие читают многих. Соответственно, на каждого пишущего приходится очень немного читателей.
На мой взгляд, это не катастрофа. То есть, возможно, и катастрофа, но — катастрофа продуктивная, рабочая. Миром правит инерция, человек всегда очень держится за то, что у него уже есть. Для того чтобы он от чего-то отказался (и подумал о новом приобретении), нужны какие-то катастрофические изменения. Именно они сейчас и происходят. Но что делать с тем, что нас теперь так много? Что количество поэтов заслоняет сами стихи? Как существовать в такой принципиально новой ситуации?
Лет двадцать тому назад мой товарищ Д.А. Пригов повторял при любом удобном случае, что нормальное бесхитростное стихосложение становится чем-то вроде народных промыслов: резьбы по дереву, резьбы по кости и проч. Идея эта для пишущих людей звучала очень обидно. Но если задуматься, в ней может обнаружиться второй план, Приговым не предусмотренный и вовсе не уничижительный. Скорее, наоборот.
Д.А. — человек не без гениальности, поэтому, желая уязвить, сказал что-то поразительно верное. Пусть народные промыслы, только не в сувенирном, а в живом, изначальном модусе. Предположим, что эти промыслы продолжают жить своей прежней естественной жизнью и живая связь между природой, рукой мастера и искусством здесь не прерывается. Плохо ли? А ведь так (в идеале) и происходит со стихами.
«Писатель не может быть землепашцем: он кочевник и со своим стадом и женой переходит на новую "траву"», — говорил Виктор Шкловский, имея в виду всех пишущих. Основная ошибка «формалистов» в том, что они и поэтов рассматривали как писателей. Писатель — да, не может, а вот поэт может. Он, пожалуй, именно землепашец. А точнее, он и есть та самая трава. Настоящие стихи прорастают сквозь затоптанный слой, становясь голосом этого места — голосом «гения места».
Что в природе поэзии много самой природы, кажется не мне одному. Возможно, к ней применимы законы годичных циклов, умирать и пробуждаться для нее даже естественнее, чем постоянно и непременно существовать. Поэзия — Персефона.
«Вместе с узким кругом читателей, который понимает их язык, во всяком случае, знаком с ним, они (поэты) образуют замкнутую культурную группу весьма древнего типа. Остается только неясно, способна ли окружающая культура в достаточной мере оценить и признать их позицию, чтобы проложить то русло, в котором их искусство могло бы выполнять свою жизненную функцию, составляющую смысл его существования» (Йохан Хейзинга).
Я думаю, что поэзия — самая архаическая из сохранившихся на сегодняшний день человеческих практик. Может быть, здесь, в поэзии, человечество не хочет (не может?) расстаться с начальной природой (и начальной задачей) языка, и уже через нее — с собственной первозданностью, с «непереформатированной» природой человека. А то и дальше: с той природой, которая — после вмешательства человека — еще не потеряла своей «природности». Стихи культурны, поэзия природна. В такой непростой взаимосвязи они и существуют.
Ситуация, когда количество авторов сравнимо с количеством читателей, представляется новостью поэтического бытования. Но, может, эта новость — хорошо забытое старое: обновленная древность, архаика?
С годами я все отчетливее воспринимаю поэзию не как сложение персоналий, а как единый организм со своей дыхательной системой. Или как огромное хозяйство, которое, возможно, живет ради высших достижений, но существует (бытует) не только в них. Где любой человек на месте, если талантливо и бескорыстно делает свое дело. Каждый поэт работает в одиночку, но вменяемый автор всегда ориентируется на других пишущих как на своих соратников. Стихи, кроме прочего, еще и диалог: автор переговаривается с другими авторами, прежними и нынешними: «Ты сказал так, а я скажу эдак». (Собственно, выбор собеседников и определяет уровень разговора.)
Да, мы выросли в количественном отношении в сотни раз. Зачем поэзии нужно сейчас такое количество поэтов, я не знаю. Зачем-то нужно.
Возможно, такой период наступает вместе с новой реальностью, когда надо разбрасывать камни во все стороны и потом смотреть, который из них взойдет. Новая земля остается чужой и неведомой, пока по ней не проложены «тропы песен».
2020-09-02 11:40:34 |
Вообще-то на форумах в дискуссиях не участвую, учитывая, что ты,Серёжа – застрельщик, пару мыслей выскажу.М.А.- известный поэт и критик, профессионал, у него взгляд на поэзию как бы «изнутри», у нас с тобой не может он быть таким же, мне кажется, мы всё-таки – любители… Он пишет: «Раньше многие читали немногих, а сейчас многие читают многих. Соответственно, на каждого пишущего приходится очень немного читателей…» Я согласен с последним тезисом…Читателей становится меньше и меньше, и, увы, не только поэзии, а вообще книг. Часть людей перешли на аудиокниги, но молодые люди практически перестали читать…А поэзия для них – терра инкогнита, не только неизвестная, а и не интересная земля… Пишущих же много (пока), но издавать книги – а мне пришлось с этим столкнуться – весьма дорогое удовольствие… М.А. – поэт российский, у них нет ещё одной нашей проблемы, усугубившей процесс, разделившей и так немногочисленных читателей и писателей, понимаешь о чём я… Ещё одна проблема – стоимость книг на бумажных носителях, они стали практически роскошью для многих людей, а по «странному стечению обстоятельств», для тех, кто книги любит и мог бы читать… Те же, кто может покупать их, не очень стремиться к этому… Итак, если бы меня спросили, исчезает ли поэзия, я бы ответил утвердительно, увы… Но спорить не буду...
2020-09-02 19:25:49
Юра! Я тоже не люблю пусто-порожних разговоров. Открыл тему на форуме, чтоб поделиться интересной статьёй. Да и поговорить, при желании, не грех - тема-то отвечающая "профилю" портала. а не "политрессинг", как у Зрадоньки-Радоньки. Даже если просто прочтут статью и задумаются о "коэффициенте" количество-качество, и то, какой-никакой толк будет!
2020-09-03 14:52:37
2020-09-03 16:32:53
Паны и Пани!

Поэты и творящие в рифмах!

А как по мне (и может кто согласится!,,,) :

Индикатор на ,,Поэзия ли!" - Душа и Сердце!

Ум - контролёр с наркозависимостью в поисках

отклонений в грамотности, правил, канонов и т.д.

А вот Мудрость молчит!!!

2020-09-05 18:16:15

Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.



Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
В прямом эфире
Нелли,стихи Ваши трогают струны души.Как просто и хорошо сработаны! Поздравляю с творческой удачей. А есть ещё израильская песня "Алилуйя",котор ая когда -то победила на Евровиденьи.Я пою её на иврите.Есть и на английском,и на русском.
Рецензия от:
Анатолий Иоси Любарский
2024-03-29 11:38:29
Красота пейзажної замальовки перетинється з жахливими реаліями нашого життя. Але, попри все, віримо в перемогу Добра.
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-29 11:38:00
Говорят, что выбор есть всегда. Но если бы ещё точно знать, что он правильный. Хорошее стихотворение.
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-29 11:34:44
На форуме обсуждают
Іде вуйко Хрещатиком - 

Приїжджа людина. 

Запитує у зустрічних: 

- А котра година? 

Перехожі пробiгають, 

Позиркують скоса. 

Той рук(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 09:59:39
Коли забув ти рідну мову —

яка б та мова не була —

ти втратив корінь і основу,

ти обчухрав себе дотла.


Коли в дорогу ти збирався,

каз(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-03-25 08:29:11
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.