Творчество М. А. Врубеля, как и сама его жизнь, привлекало и будет постоянно привлекать всеобщее внимание. Поэтому любые материалы и документы, связанные с его именем, представляют исключительную ценность: они могут существенно расширить и углубить понимание не только всего пути художника, но и наши представления об отечественной культуре и искусстве начала XX в.
Ниже мы публикуем статью М. Ф. Гнесина «Римский-Корсаков и Врубель», которая, не будучи стройным н законченным исследованием, вместе с тем освещает один из интереснейших аспектов восприятия живописи художника его современниками, а именно — ее духовную и эстетическую взаимосвязь с музыкой Римского-Корсакова.
Подзаголовок статьи — «Мысли и заметки к лекциям» — невольно обращает нас к предыстории ее появления.
Михаил Фабианович Гнесин (1883— 1957) — один из преданнейших учеников Н. А. Римского-Корсакова — окончил Петербургскую консерваторию в 1909 г. Еще в период учебы его ранние романсы привлекли внимание Н. И. Забелы-Врубель: она первой стала исполнять их в концертах «Вечеров современной музыки», «Концертах Зилоти», способствуя тем самым утверждению творчества молодого композитора. Обладая утонченным чувством стиля, певица, по-видимому, уловила некую внутреннюю родственность его вокальной лирики с миром любимых ею романсов Римского-Корсакова, а для Михаила Фабиановича сама она уже давно являлась источником вдохновения. Не случайно он впоследствии признавал, что целый ряд произведений сочинял тогда «под влиянием музыки существа Забелы-Врубель — воплотительницы поэтических видений Римского-Корсакова и героини врубелевского творчества».
Личное знакомство с певицей Гнесин относит к 1906 г. «К этому времени, — вспоминал он, — вполне сложился грустный быт Забелы в Петербурге <.. .> Она жила вдвоем с Анной Александровной Врубель, преподавательницей в средней школе, которая так же шила великолепные игрушки для всей семьи, прекраснейшим человеком с поистине светлой душой <.. .> Она горячо любила Забелу и непрерывно поддерживала ее. Вместе они ездили навещать в больницу для душевнобольных уже совершенно ослепшего Врубеля. Я не раз заставал их только что вернувшихся оттуда, иногда утешенных беседой с ним в относительно спокойные его дни, иногда измученных встречей...»
Чувство благоговения охватывало Михаила Фабиановича всякий раз, когда он приходил в квартиру на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова): на стенах висели картины Врубеля, фотографии Забелы в ролях, фотопортреты Н. А. Римского-Корсакова с теплыми дарственными надписями, но все здесь, как ему казалось, было овеяно страданием. Многое его интересовало, и обе женщины охотно отвечали на его вопросы. И чем больше он узнавал о Врубеле, тем более притягивала его фигура художника. Как и многие современники, Гнесин был увлечен Демоном Врубеля, и потому вопрос о нем не раз возникал в беседах, в результате Михаил Фабианович оставил ценное свидетельство о периоде, когда художник неистово трудился над воплощением этого образа: «Он так волновался во время работы, — рассказывала Забела, — так возбуждался, нервничал, как-то злобно все время переделывал написанное, что мы чувствовали, как что-то чужое и страшное входит в нашу жизнь». Вместе с тем, как и Гнесин, она считала, что «сами по себе демонические образы, порожденные взволнованной творческой фантазией Врубеля, исполнены величия и совершенно своеобразного обаяния. Она лишь утверждала, что когда Врубель в состоянии небывалого у него ранее возбуждения создавал эти образы, чувствовалось, что он начинает надламываться».
Новость добавлена: 2012-05-28 15:02:15
Вам так же могут быть интересны следующие новости:
Геннадий, мои овации Вам
и восторг. Великолепное стихотворение. Мира Вам, здоровья, добра, творческого вдохновения. |
Рецензия от: Таня Яковенко 2024-03-29 15:44:27 |
Эдуард, стих на злобу дня. И нельзя даже на миг сомневаться в нашей Победе, это было бы предательством по отношению к нашим павшим героям. Спасибо за стих! |
Рецензия от: Геннадий Ронжин 2024-03-29 15:36:17 |
Танюшо, мої вітання
тобі. А вірш то який чудовий. Рада зустрітися знову. Творчого натхнення тобі, всього найкращого. |
Рецензия от: Таня Яковенко 2024-03-29 15:32:25 |
Іде вуйко Хрещатиком
- Приїжджа людина. Запитує у зустрічних: - А котра година? Перехожі пробiгають, Позиркують скоса. Той рук(...) |
Рецензия от: Омельницька Ірина 2024-03-25 09:59:39 |
Коли забув ти рідну мову
— яка б та мова не була — ти втратив корінь і основу, ти обчухрав себе дотла. Коли в дорогу ти збирався, каз(...) |
Рецензия от: Омельницька Ірина 2024-03-25 08:29:11 |