О русских музыкантах по записям в синодиках 16-17 вв.

скачать ноты бесплатноСоветское историческое музыкознание обладает большими достижениями в разработке проблем отечественной музыкальной культуры XVI—XVII вв. Труды Т.Н. Ливановой, Ю. В. Келдыша, С. С. Скребкова и других музыковедов восстанавливают картину развития русской музыки во многих ее конкретных проявлениях. Жизнь древних распевов, возникновение новых жанров (канты, псалмы), распространение партесного стиля музыкальных произведений, пришедшего с Украины, и многое другое выяснено их трудами. Но, к сожалению, мы еще очень мало знаем о личности русских музыкантов XVI — XVII вв. и их деятельности, подчас всего лишь имена, записанные на нотах. Поэтому вовлечение любых подлинных источников, содержащих хотя бы скупые сведения, может пополнить наши знания о людях того времени, посвятивших себя музыке. К числу таких источников относятся синодики — записные книги монастырей и церквей для поминовения умерших. Не следует ожидать от синодиков обширных сведений — это противоречило бы их назначению, но и то, что в них находится, может оказаться очень значительным.

Многие синодики по традиции открываются перечислением рода царей, бояр, церковных деятелей. Но самая ценная часть синодиков — это записи имен простых смертных, сопровождавшиеся указанием внесенного вклада в качестве платы за поминовение. Именно совокупность этих сведений и представляет интерес. Роды музыкантов — композиторов и певцов — встречаются редко, но тем важнее для нас все, что к ним относится.
Среди имен, вписанных в синодики ряда монастырей по традиции, находим род композитора (распевщика) Василия Рогова (в монашестве Варлаама), поскольку он принадлежал к высшим церковным деятелям, занимая кафедру Ростовской митрополии с 1589 г. до смерти в 1603 г. В известном «Предисловии откуда и от коего времени», которое восходит к 30-м годам XVII в., о Василии Рогове говорится: «муж благоговеинъ и мудръ зело, пъти был гораздъ, знаменному и трестрочному и демественному пънию был роспевщик и творецъ».

Происходивший из новгородских земель, по национальности карел, Варлаам был игуменом Рождественского монастыря во Владимире, дважды был игуменом в Кирилло-Белозерском монастыре, славившемся высокой культурой и своеобразием пения, и, наконец, достиг высшего сана.

В синодике (ГИМ, Увар. № 777, л. 27 об.) род Варлаама открывается именем иерея Карпа, по-видимому отца его (помянники чаще всего начинались именами родителей, и вклады назывались «на помин родителей»). Следовательно, Варлаам вышел из духовного звания и был тесно связан с новгородской певческой традицией, на основе которой и развилось его собственное музыкальное творчество распевщика.3 Именно в Новгороде, раньше, по-видимому, чем в других землях, сложилось троестрочие (пение по трем крюковым строкам), одним из творцов которого признается Варлаам.
Интересные сведения о крупнейшем русском композиторе последней четверти XVII—начала XVIII в. Василии Титове находим в синодике Иосифо-Волоколам- ского монастыря, датируемом 70—90-ми годами XVII в. (ГИМ, Епарх. № 412, л. 141 об.): «Род певчего дьяка великих государей Василия Титова: иерея Тита, священноиерея Аггея» и ряд других имен. И на поле: «194 (1686) году января в 7 день дано по родителех — мерин немецкой большой» (там же).

Из этой записи ясно вытекает, что отцом Василия был Тит, и поэтому отчество его совпадает с фамилией. Действительно, ни в одном известном нам документе XVII в. не встречается иного указания, как только — Василий Титов, никогда не прибавлялось отчество. Однако в «Алфавитном указателе имен русских деятелей», имеющих быть помещенными в «Биографический словарь», издаваемый ими. Русским историческим обществом.

Титов внесен с именем и отчеством: «Василий Поликарпович Титов, певчий дьяк, еще жил в 1699 г.; при царе Федоре Алексеевиче он прилаживал к пению вирши Симеона Полоцкого».

Здесь не указан источник, по которому приведено отчество Титова; видимо, оно было ошибочным, так как цитированный синодик ясно говорит о родителях и на первом месте ставит имя Тит, имени же Поликарп совсем нет в дальнейшем перечислении рода Титова. К сожалению, позднейшие авторы — Н. Ф. Финдейзен и другие — по примеру «Алфавитного ука-зателя» вводили отчество «Поликарпович», но теперь от этого надо отказаться.

Как видно, и Титов происходил из духовного звания, следовательно, как и Варлаам, был связан с певческой культурой, но уже новой формации — партесного стиля, классиком которого и стал.

К сожалению, пока не удается установить, почему вклад на поминовение был сделан Титовым в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Имущественное положение Титова с 1678 г., когда он вошел в состав царского хора — «государевых певчих дьяков» — стремительно возрастало. В 1682 г. он получал 25 рублей, в последний же год жизни царя Ивана (1696) — 85 рублей жалованья; бывали и специальные вознаграждения «в приказ», как сказано в столбцах Оружейной палаты, хранящихся в ЦГАДА. Таким образом, в 1686 г. Титов в состоянии был внести ценный вклад на помин родителей. Неясно, однако, почему таким вкладом явился большой немецкий мерин — подобных примеров не встретим: вносили обычно деньгами, иконами, ценной утварью и шитьем, книгами, отчуждением надела земли и т. д.

В том же синодике Иосифо-Волоколамского монастыря, в котором записан род Василия Титова, имеется и запись рода уставщика государевых певчих дьяков Петра Васильева Покровца (л. 108 об.): Дарья, Матрона, Василий и др. Очевидно, женские имена принадлежали матери и жене (?), Василий же — имя отца Покровца.

П. В. Покровец — опытнейший певец царского хора, с 1682 г. был его уставщиком (руководителем) вплоть до своей смерти (около 1694 г.). Именно Покровцу было приказано принять нотную библиотеку умершего царя Федора, и тогда же была составлена ее опись и русских музыкантах по записям в синоаиках.

Скромные сведения, сохраненные синодиками о музыкантах, отразили обстоятельства жизни тех далеких времен. Расширение исторических источников поможет восстановить облик русских людей, много сделавших для процветания отечественного музыкального искусства.

Вернуться к списку статей

Вам так же могут быть интересны следующие статьи:


Вход для авторов
Забыли пароль??
Регистрация
Рекомендации УПП
В прямом эфире
Вийшла гарна пісня!
Рецензия от:
Ольга Савенкова
2024-04-26 01:14:52
Прекрасный слог. И вечная тема. +1
Рецензия от:
Азинелло
2024-04-26 01:06:32
Красиво, светло, романтично! +1
Рецензия от:
Азинелло
2024-04-26 00:55:54
На форуме обсуждают
Люблю рок-музику. Люблю слухати Фреді Меркурі. Обожнюю  Believer.

Людмила Варавко, дякую вам за "тепло душі". 

Я неадекватна людина, т(...)
Рецензия от:
Омельницька Ірина
2024-04-25 11:58:28
Most Popular Rock Songs On YouTube
1 Passenger | Let Her Go 3.7B
2 Imagine Dragons – Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers & Coldplay - Something Just(...)
Рецензия от:
Серж Песецкий
2024-04-23 23:49:15
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.