ИМХО, интересный стих. Образный, чувственный.
Вот только: "Ах, если б среЕди крошева найти"
-_-
На примере этого стиха можно увидеть, что такое техника стихосложения и как поэтического эффекта можно добиваться, ОСОЗНАННО используя стихосложенческий порок. То есть, как недостатки стиха превращать в его достоинства.
Если взглянуть на схему ударений стиха:
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! / –
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! / –
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! / –
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! / –
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! / –
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! / –
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
– ! / – ! / – ! / – ! / – ! /
то мы видим, что в нижней части таблицы (при условном разделении на катрены, - в последнем 4-ом катрене) отсутствуют, соответствующие базовой ударной схеме 2 ударения (в 14-ом и 15-ом стихе). То есть произошла смена модели рифмовки.
Хорошо ли это с точки зрения восприятия? Сомневаюсь. Читаешь себе стих, читаешь и вдруг по ушам тебе НЕОЖИДАННО (как гром среди ясного неба) – бабах!
И пусть кто-нибудь мне скажет, что это не ритмический порок… ЭТО порок. Но порок он только до тех пор, пока умелыми авторскими действиями его не сделали достоинством.
В стихосложении неисчислимы способы ОСОЗНАННОГО использования порока для целей акцентуации, а следовательно для целей усиления выразительности. Это и осознанно используемый переход с одного метра на другой, и осознанное использование оксюморона и примеры осознанного использования ритмической инверсии, и многое иное.
Одним из таких способов акцентуации являются различные усечения либо изменения в финале стихотворения.
Причём речь идёт не обязательно о последней строке (усекаемой либо удлиняемой на одну стопу). Речь идёт об осознанном акцентном изменении структурно-ритмической единицы, коей, в том числе, является и строфа. ИМХО очень эффективный акцентный приём, когда финализирующая строфа противопоставляется остальной части стихотворения.
Своих целей автор достигает путём удовлетворения читательского ожидания. Так мы устроены: ухо читателя востребует гармонию и изначально настроившись на неё с трудом воспринимает неожиданные от неё отклонения. Неожиданные отклонения препятствуют одному из самых важных квалифицирующих критериев востребуемой читателем гармоничности, – плавности прочтения. Переход к другому формату рифмовки в нашем случае был НЕОЖИДАННЫМ. Неожиданным, поскольку графическая структура стихотворения не подготовила читателя к каким-либо изменениям.
ИМХО, достаточно было бы в астрофичном стихотворении перед последней строфой (после 12-ой строки) сделать один пробел и это уже подсказывало бы читателю, что данный речевой отрезок изложения следует воспринимать отдельной частью, - своеобразной финализирующей кодой. И тогда какая-либо смена в этом отрезке (в том числе и смена вида рифмовки) была бы хоть как-то оправданной. То есть одним пробелом ритмический порок автор превратил бы в средство повышения выразительности.
Всё это мелкие нюансы, которые, ИМХО, повышают уровень наших стихотворений… Можно ли обойтись без этого пробела? Комментарии на ветке свидетельствуют о том, что можно. Но снимаю шляпу, встречая авторов умеющих пользоваться ими.
Ну, уж коль на этой странице, то тут оплошность которая очевидно требует изменения: " Ах, если б срЕди крошева найти".
Исправил бы и описку: "всё таки" – с дефисом.
Сам стих (в художественном плане) хорош. Настроенческий стих, проникновенный. Настроение передано, ИМХО, глубоко. Картинка не читаема – осязаема.
З.Ы. Наверное "хорош" – маловато… Честно: очень хорош!
2016-11-13 14:00:01