Коллеги, есть некоторые организационные изменения:
начиная с ЭТОГО ВЫПУСКА мы будем выбирать примеры (которые будут переноситься непосредственно в тело Пособия) НЕ под статьями, как раньше, а на будущих конкурсах СтиШка.
А Л Л И Т Е Р А Ц И Я
Аллитерация - стилистический приём; повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. На аллитерации построены многие каламбуры, а также русские пословицы, поговорки и особенно скороговорки. Аллитерация и ассонанс являются основными приёмами звукописи в литературе.
"Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" (повторение согласных звуков к, л, р).
Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный чёлн… (К. Бальмонт)
Ужа ужалила ужица, Ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже - Ужа ужица съест на ужин. (Приведенную выше выдержку из учебника О.Никифорова "Популярное стихосложение" предоставил Дмитрий Черашний. Спасибо ему.)
***
Хорошо, коллеги! Как раз на приведенных примерах мы можем увидеть, что излишнее стремление к внешнему оформлению может привести к тому, что строка станет декоративной, как в первом примере, или к прикладной форме, как в скороговорках.
"Чуждый чарам черный чёлн…" - Да, именно эта строка великого поэта вызвала немало нареканий. Критики указывали на то, что скопление чечёканий, в данном случае, необоснованно и навязчиво. Эстетическая формальность, за которой трудно пробиться к смыслу строки.
Отлично! Но как еще можно использовать многократное повторение звука и главное - зачем?! К чему это умышленное звуковое "залипание", ведь мы знаем, что любое повторение субъективно может показаться навязчивым, неестественным и оттолкнуть читателя!
Все правильно! Это как в музыке. Грубо говоря, там тоже всего лишь повторение звуков. Если это хаотическое, бессмысленное нагромождение, то скорее это не музыка, а шум, который вряд ли доставит нам удовольствие. Тогда, как настоящая музыка способна рождать звукообразы, повествовать, заставлять нас плакать, сопереживать и веселиться (привет нашему поющему псу:))
Аллитерация - это не самоцель, это ВОЗМОЖНОСТЬ расширить дорожку, которая уводит читателя в мир звуков. Это проникновение в таинство вибраций, которыми мы окружены и от автора зависит как именно они будут воздействовать на нас.
Трудно рационально объяснить механизм воздействия звуков на подсознание и почему мы иногда говорим - "вкусная мелодия" или "вкусная строка". Посмотрим на примерах.
Опять же к незабвенному К.Бальмонту, который был большим мастером звуковых эффектов:
"Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши."
Посмотрите, как лексическое значение усиливается с помощью фонетики. Мы не только читаем, но и как будто слышим этот тихий шелест, этот шорох камышей. Слышим за счет скопления шипящих (шелестящих) звуков.
Еще пример:
Мы живем под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, - Там помянут кремлевского горца О. Мандельштам
Шшшш - тихоо... Эта фоника, как осторожный шепот народа за спиной диктатора.
У С.Есенина мы читаем:
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан
Насыщенность звуками "С" и "З" удивительным образом наполняют светом эти строки, делает их чистыми, звонкими. Написано это так легко и естественно, что вряд ли кто-то сможет заподозрить автора в намеренной звукописи.
С помощью звуков можно усилить и негативные ощущения:
Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. (А.Пушкин)
"Иль мне в лоб шлагбаум влепит" - повторите эту строку вслух. Чувствуйте, что она труднопроизносима? Чувствуете как залипание звука вызывает дискомфрт? Стопорит движение так, будто шлагбаум действительно залупил в лоб, влип и еще несколько минут не отпускает в динамику. Гениально.
Конечно, Аллитерация - это не самоцель. Однако с ее помощью можно значительно усилить воздействие образов, буквально озвучить их. Можно создавать музыку звукорядов, вызывать яркие ассоциации, настроения. Можно помочь читателю услышать в строках шум дождя, шелест листьев, треск костра и многое-многое другое.
Коллеги, многие из вас, осознанно или нет, но пользовались этим приемом. Мы будем очень и очень рады, если вы приведете примеры аллитерации в своих произведениях. Публикуйте их прямо тут в рецензиях. Весь материал (страница с рецензиями) будет "привязан" к Пособию и ваши стихотворения могут стать хорошей иллюстрацией к теме.
С уважением, Ваш Лабрррадорррр:)
История cоздания стихотворения:
0
0
Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
Количество читателей: 1985
Друзья, просто замечательно! Есть очень наглядные примеры, вы реагируете на них и отмечаете лучшие, есть интересные комментарии, есть даже импровизированные батлы в рецензиях:) Это очень хорошо. Все это идет в копилочку знаний нашего Лабрадора. Он целует всех в нос:) А для нас огромная честь и удовольствие трудиться вместе с вами.
Там шавки шельмовали все шикарнейшую шмару
и шашни всё шаманили шустрейшие шуты.
Шушукалась вся шушара до шухера на шару,
шумели как шарманка от шутейной щедроты.
Хотя, может быть, нашему Кабмину и лизумин тоже бы пригодился, чтобы коррупцию разъесть, начиная с себя! А может быть это и не ошибка вовсе? Не знаю, Лабрадор разберется!
Завидовать -зачем?
Звезды задачки задают...
Затем, здесь, на Земле "зеваки"
не зевают, задумываются,
и знаки заветные, зарисовки затейные
в стихах - забавах.
забрасывают зачем -то
в звёздную заводь к звездам...))
Пережившим «совок» -- Голливуд, как маржа, не осилить
Смех, тарабарщина, слякоть под носом –
Поноса
Слоган, клумба взъерошена,
На розах гадают, -- любит не любит
Убудет
Прохожему, который моралью наступит (фраза ведь вброшена) –
На право толпы, оттянуться.
Задворков горнило – гиперболу в строй,
Устой
Нерушимых республик незыблем:
«В ружьё» новобранцев стригут, а отстой?.. тех на нары.
Канары
Не снились им, ожил бульбулятор* (в геноме зарыблен). –
Вино, как возможность встряхнуться.
Broadwey, Голливуд – две клячи
Не требуют сдачи.
Рекламою вскормлены оные. Фас, –
Гло-ба-ли-за-ция,
Под пломбой – нация.
Лики червивятся, были радетели (в профиль и реже анфас) –
Фуршет на помойке?! – и… щупальца-прутья. 27.12.08.
Не новизна! О,не лукавьте!
Вы -водопад страстей.
Изнанка : и бирюза, и зорь прибой, и стужа летом, в зиму -зной....
А зеркала?...как быть без них?
Без вас не видят вас, и..стих!
"Зазнобой"...?
Забыла слов этих звучанье,
застыла, замерла змеёй...
Зачем запьястья заковала?
Затем, что зимы за душой.
Замри?!
Зайду я в зону злючек,
зАраз, зацепок и колючек,
в замесе затхлости замру...
За то, что названа зазнобой -
все зимы позабыть смогу!
Если бы не рожица с цветочком, решила -что ругаете меня)...Гугл помог разобраться
Зазывала за забрало
звонкою монетой
задевала, запевала
зигота залетная..... --
дальше будет))
"...Я здесь останусь у берез..."
в забавах грез...
Стихи иные отыскала
"...касаясь клавишей рояля..."
И Юлии скажу, Прости!
Олега в "рецку" пропусти,
за то, что Золушкой,
зазнобой, заразой и задирой -сразу
запечатлел в зерне стиха.
Запел о женщинах
забойных, забавных,
языкатых, звонких,
живущих шелестом листвы...
Олег! Мы вызываем Вас на Вы!
"Блукаю" я в забавах грез,
средь трёх берез...
Вы на заблуду не похожи,
скорей - затейник.
Знаний звонких -
замётано на целый воз!
На зов ваш забегают "звезды",
а забулдыгам - зась!
Завидовать зачем?
Звёзды задачки забрасывают...
Затем, здесь, на Земле
"зеваки" не зевают,
задумываются,и зарисовывают
знаки затейные, заветные
в стихах - забавах,
и забрасывают зачем - то
обратно в звёздную заводь...
Звезды засияв, звенят, зовут зевак...)
Я пришла к тебе темной полночью,
Я прошу - ты услышь! - о помощи!
Отвори мне ворота райские -
Или адские - или сдайся мне!
Я прошу - посмотри! - как женщина,
А в крови моей страсти вешние,
Да нездешние чуда чудные...
Обними меня, приголубь меня!
Ночка темная да беззвездная...
Грозовые раскаты грозные
Заглушают упреки совести...
Но взошли молодою порослью
Все улыбки и взгляды жгучие...
Я тебя слишком долго мучила:
Ты - уставший и обессиленный -
Все стоишь над морской равниною...
Тридцать три волнушки -
Пляшут на опушке,
На пеньке опята
Выстроились в ряд,
Рыжий, робкий рыжик
Песенку мурыжит,
Под сосной маслята
Шапками блестят.
Тридцать три подружки,
Прихватив ватрушки,
Крендельки с корицей
Утром в лес придут,
В туески, корзинки -
Сладкую малинку,
В старое лукошко -
Грибов наберут.
Тридцать три веснушки
На носу Танюшки
И ещё тринадцать
На щеках подруг,
Запоют лягушки
Звонко за опушкой,
Будто призывая:
«Станьте дети в круг!»
Тридцать три денёчка,
С кочки да на кочку,
Осень золотая
Пляшет без забот,
Стали дни короче
И длиннее ночи,
С осенью девчонки
Водят хоровод.
Честно говоря, никогда не рассматривала эту забавку, как пример аллитерации. Написана она была для моего детёныша, которому звук «ша» не давался и о чудо! – у нас получилось!
Считаю классическим примером пушкинское «очей очарованье».
"Колыбельная для мышонка"
Тише, крошка, мы услышим,
если не дышать,
как коты на старой крыше
шастают, шурша.
Их кошачие уловки
хвостиком смахнём,
не страшны нам мышеловки,
если мы вдвоём.
Нам помойка незнакома -
этим и горды.
Мы живём в подвале дома,
где полно еды.
Добрый толстый кот Васятка
спит и ты поспи,
Всё у нас легко и гладко,
баюшки-пи-пи.
Шорох возле коридора…
Спи, пушочек мой,
это дедушка за шторой
шаркает метлой.
Нам на завтрак для затравки -
бабушкин шушун,
шоколад, шашлык и шкварки –
ужин малышу.
Вот конфетки половинка
и лежи молчком.
Кот Васятка у Алинки
дремлет под бочком.
Спи, мой сладкий ангелочек,
пи-пи-пи-бай-бай.
Мой шиншилловый комочек,
глазки закрывай.
Олег, у меня для деток получается только страшилки, да и то из пару штучек всего, так что или с вами всё в порядке, или у нас с вами "не очень". Думаю, с детворой нужно говорить на равных, иначе контакта не будет, а юмор, даже у самых маленьких, если он есть, пробивается.
Это не аллитерация... Но близко. В мае-июне 2009-го года на форуме сайта О.Панкеевой проводился поэтический конкурс с условиями, позаимствованными из «Истории доступа» Марины и Сергея Дяченко: сымпровизировать лирическое признание в четырех строфах, в котором упоминались бы оловянные лошадки, топор и хризантемы, все строки начинались на «Н» и последними словами каждой строфы были бы «…на черном бархате постели».
Ваш покорный слуга откликнулся на этот призыв – и даже дважды. Сначала – в лирическом плане (жена на слабо́ взяла), а затем – от лица Скаррона (как-никак, его символ – белая лошадь). Но, поскольку здесь этого персонажа не знают, второе опущу.
Не год, не два, не три знакомы, милая, с тобой.
Настой из хризантем осенних, зимние метели...
Надежда расцветала вновь. И нас не раз весной
Наглец-восход будил на черном бархате постели.
Накал страстей непостоянен, гаснет до поры...
Ну как мне было жить, когда твои глаза пустели!
Наветы - прочь! О, как хочу обиды топоры
Навеки закопать на черном бархате постели!
Наверх - и вниз... Такая вот извечная игра.
Накопим сил, пока разносят врозь любви качели.
Нет нам разлук навек, придёт счастливая пора -
Нас встреча жарче ждёт на черном бархате постели!
На круг вернётся всё, на небесах творятся браки...
Ночь. Снилось детство: стали лесом три дворовых ели,
Неслись, смеялись, ржали оловянные лошадки
Небесной молнией на черном бархате постели.
Было дело, как-то мне написали, что у меня в строке четыре буквы "м". Я резонно спросил: "А ещё есть какие-нибудь по-настоящему существенные проблемы в тексте?". Всё должно быть в меру, и "ужи на ужин", и "поиски проблем". У себя не помню такого уж чётко выделенного "экстрима", но скороговорок полно. Есть на стихире и поэтесса, не помню фамилии, пишет в жанре "Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж", довольно прикольно.
Горячий песок. Ж-жажда. Хотя бы глоток,
Каплю
Живительной влаги в пустыне...
Бес душу печёт ж-жадно… Земной рок жесток.
Травлю
Затеяли мысли в гордыне.
Познания шаг… Ж-жарко… Судьба – на весах.
Кто я?
Законопослушный прохожий?
Нет... Грешник, чужак… ж-жалкий! Но там, в небесах
Стоя
Встречает меня Агнец Божий.
Глянь в грядущую даль с покоренных вершин,
если жив.
В поднебесье - наш поднятый флаг.
Сверг отец мой Рейхстаг -
я карниз
грыз.
Он в окопах кормил плотью вшей,
а во мне бездна выела плешь.
Гены встали в спасенье души.
Мать сказала отцу: - “Не дрожи”.
На пороге встречала, зависть чувствуя близких подруг.
И ей вторил страхующий в связке мне друг.
Параллели я рвал – брал отец высоту,
где с рассветом умрут
егеря “Эдельвейс”
в изголовье цветов, в соловьиную трель.
И слезинка щемит
На щетине щеки.
Most Popular Rock Songs
On YouTube
1 Passenger | Let Her Go
3.7B
2 Imagine Dragons –
Believer 2.6B
3\4 The Chainsmokers &
Coldplay - Something Just(...)
Все авторские права на опубликованные произведения принадлежат их авторам и охраняются законами Украины. Использование и перепечатка произведений возможна только с разрешения их автора. При использовании материалов сайта активная ссылка на stihi.in.ua обязательна.